Формирование связной речи у детей с нарушением зрения
учебно-методический материал
У детей с нарушениями зрения страдает связная речь (диалогическая и монологическая). Это обусловлено тем, что у детей активный словарь ограничен, бедность впечатлений, допускаются ошибки в соотнесенности слова и образа предмета, в употреблении обобщающих понятий, грамматических категорий, а также в составлении предложений и развернутых рассказов.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
formirovanie_svyaznoy_rechi_u_detey_s_narusheniem_zreniya.docx | 28.82 КБ |
Предварительный просмотр:
Формирование связной речи у детей с нарушением зрения
Развитие детей с нарушениями подчиняются тем же закономерностям, которые обнаруживаются в развитии нормально развивающего ребенка» (Л. С. Выготский). Из этого положения следует, что дети, в частности с сенсорным дефектом, имеют большие потенциальные возможности при условии включения их в специальное обучение и воспитание.
Понятие “связная речь” относится как к диалогической, так и к монологической формам речи. А.Р. Лурия, С.Л. Рубинштейн, В.П. Глухов считают, что диалогическая (диалог) – первичная по происхождению форма речи, возникающая при непосредственном общении двух или нескольких собеседников и состоит в основном обмене репликами. Отличительными чертами диалогической речи являются:
-эмоциональный контакт говорящих, их воздействие друг на друга мимикой, жестами, интонацией и тембром голоса;
-ситуативность.
По сравнению с диалогической, монологическая речь (монолог) – это связная речь одного лица, коммуникативная цель которой – сообщение о каких-либо фактах, явлениях реальной действительности.
В школьном возрасте основными видами являются описание, повествование и элементарные рассуждения.
Монологическая речь возникает у ребенка на основе диалогической речи.
Независимо от формы (монолог, диалог) основным условием коммуникативности речи является связность. Для овладения этой важнейшей стороной речи требуется специальное развитие у детей навыков составления связных высказываний. К характеристикам любого вида развернутых высказываний относятся: связность, последовательность и логико-смысловая организация сообщения в соответствии с темой и коммуникативной задачей.
В специальной литературе выделяются следующие критерии связности устного сообщения: смысловые связи между частями рассказа, логические и грамматические связи между предложениями, связь между частями (членами) предложения и законченность выражения мысли говорящего.
Нарушение зрения обычно сопровождается вторичными отклонениями, природа которых разнообразна. Глубокое нарушение зрения отрицательно сказывается на нервно-психическом статусе детей, значительно снижает их двигательную активность и ориентировку в пространстве. Влияет на развитие познавательной деятельности и формирования общего речевого статуса.
Поскольку деятельность речевого общения при дефектах зрения принципиально не нарушается, овладение речью и ее функциями, а также структурой происходит в общих чертах так же, как и у нормально видящих, однако нарушение зрения накладывает на этот процесс определенный отпечаток, вносит специфику, проявляющуюся в динамике развития и накопления языковых средств и выразительных движений, своеобразии соотношения слова и образа, содержании лексики, некотором отставании формирования речевых навыков и языкового чутья.
Дети с нарушением зрения испытывают трудности при установлении предметной соотнесенности слова и образа, правильного употребления слов в речевой практике.
В силу нарушения деятельности зрительного анализатора у слабовидящих детей проявляется своеобразие речевого развития, которое выражается в большинстве случаев в нарушении всех структурных компонентов языка. Это объясняется тем, что формирование речи таких детей протекает в более сложных условиях, чем у детей с нормальным зрением. Зрительный дефект становится первичным, влияющим на формирование речевых и неречевых функций.
В специфику развития речи незрячих и слабовидящих детей включаются особенности усвоения и использования ими неязыковых средств общения – мимики, пантомимики, интонации, являющихся неотъемлемым компонентом устной речи. Сокращение или отсутствие возможности зрительно воспринимать и непосредственно подражать внешним выразительным движениям окружающих отрицательно сказывается на понимании ситуативной, сопровождаемой мимикой и пантомимикой устной речи, а также на внешнем оформлении речи. Дети не воспринимают или недостаточно хорошо воспринимают массу мимических движений и жестов, придающих одним и тем же высказываниям самые различные оттенки и значения. Не пользуясь в своей речи этими средствами, они существенно обедняют свою речь, она становится маловыразительной.
Речевые дефекты у детей с нарушением зрения встречаются значительно чаще, чем у зрячих и являются системными нарушениями различного уровня, не всегда зависящего от сложности зрительной аномалии.
При работе с младшими школьниками с нарушениями зрения необходимо обратить внимание на следующие особенности развития речи:
- нарушение зрения влияет на развитие познавательной деятельности и формирования общего речевого статуса.
- дети испытывают трудности при установлении предметной соотнесенности слова и образа, правильного употребления слов в речевой практике;
- бедный словарный запас слов;
- для речи таких детей характерны не только дефекты произношения звуков, но и замены одного звука другим, смешение звуков, близких акустически и артикуляторно, пропуски, перестановки звуков и слогов в результате нарушения их слухопроизносительной (акустико-артикуляторной) дифференциации.
- недостаточное осознание семантики понятий приводит к формальному усвоению знаний. Недоразвитие речи затрудняет осмысливание материала, ведет к механическому его запоминанию и лишает детей возможности применять полученные знания в учебной и игровой деятельности.
- несовершенство рассказов учащихся с нарушениями зрения свидетельствует о недоразвитии их монологической речи, что объясняется несформированностью основных ее механизмов. Недоразвитие связной речи не позволяет учащимся воссоздать зрительный образ предложенного объекта.
Таким образом, у детей с нарушениями зрения страдает связная речь (диалогическая и монологическая). Это обусловлено тем, что у детей активный словарь ограничен, бедность впечатлений, допускаются ошибки в соотнесенности слова и образа предмета, в употреблении обобщающих понятий, грамматических категорий, а также в составлении предложений и развернутых рассказов.
В научных исследованиях отмечается, что дети с нарушениями зрения значительно менее внимательны при прослушивании заданий. Им требуется многократное повторение инструкции. Необходимость этого объясняется рассеянностью, низким уровнем произвольного внимания, повышенной возбудимостью, замедленностью зрительного анализа и синтеза, недостаточностью зрительного контроля, общей заторможенностью осуществления различных предметно- практических и умственных действий, снижением объема памяти.
С детьми с нарушенным зрением необходимо осуществлять специальную коррекционную работу по обогащению зрительных впечатлений о предметном мире, демонстрируя пособия, отражающие соотнесение формы фигур с реальными предметами, конкретизируя тем самым предметные представления детей. Например, в решении задач обобщения и классификации необходимо использовать различные игры: «На что похоже?» (предмет, его форма), «Чем отличаются?», «Геометрическое лото».
При монокулярном характере зрения у детей с амблиопией и косоглазием отмечаются затруднения в усвоении учебного материала, особенно того, где нужна зрительная ориентировка. Процесс прослеживания ряда элементов усложнен нарушением глазодвигательных функций. Эти трудности обусловлены двоением, наслоением одного объекта на другой при направленном взоре ребенка.
В этих случаях надо использовать в коррекционной работе задания, требующие прослеживания элементов в ряду, «Какой по счету?», «Назови все желтые предметы», «Перечисли только овощи».
Целесообразно подготавливать большое количество предметов и игрушек одного типа. Весь дидактический материал и наглядный материал используемый на уроках, должен быть предметным, по возможности взятым из реального мира (свежие овощи, фрукты, ягоды и т.д.), а также муляжи макеты, чучела.
Большое значение для развития связной речи у детей имеет мотивация, т.е. желание высказаться, поделиться своими мыслями.
Благодаря мотиву в процессе общения у учащихся возникает потребность высказаться. У детей с нарушениями зрения общение ограничено, что ведет к снижению потребности использовать речь в общении, а это отрицательно сказывается на возникновении мотива. Таким образом, для полноценного развития связной речи у детей с нарушениями зрения следует специально формировать мотив.
Замысел высказывания (внутреннее планирование) зависит от степени развития планирующей функции речи, которая в норме формируется к старшему дошкольному возрасту. У детей с нарушениями зрения выявлено недоразвитие планирующей функции речи, что в свою очередь вызывает непонимание замысла высказывания. Отсутствие замысла приводит к тому, что высказывания учащихся даже о простых объектах часто носят непоследовательный и эмоционально окрашенный характер.
Связная речь может состояться при условии наличия у ребёнка словаря, внутреннего плана высказывания и желания сказать. Эти три фактора должны выступать в единстве и задача педагога – чувствовать речевую готовность к устному высказыванию у каждого ребёнка.
Если у ребёнка есть словарь, но нет образа в голове, мыслей, о чём и как говорить, учитель вынужден будет постоянно побуждать, стимулировать его наводящими вопросами, т.к. нет мотива к устному высказыванию.
Если у ребёнка есть мотивация, но нет словаря и плана высказывания, то он будет тянуть руку, выскакивать к доске и уже после нескольких слов начнёт молчаливо ждать помощи от взрослого.
Рекомендации для педагогов по формированию связной речи у детей с нарушениями зрения
- Воспроизведение рассказа, составленного по демонстрируемому действию. Здесь наглядность представлена максимально: в виде предметов, объектов и действий с ними, непосредственно наблюдаемых детьми. Планом высказывания служит порядок действий, производимых на глазах детей. Необходимые речевые средства детям дает образец рассказа учителя.
- Составление рассказа по следам демонстрируемого действия. Наглядность и план высказывания аналогичны используемым на предыдущем этапе; усложнение достигается за счет отсутствия образца рассказа, что, кроме того, позволяет разнообразить лексическое и грамматическое наполнение связной речи.
- Пересказ рассказа с использованием фланелеграфа. В этом виде рассказывания непосредственные действия с предметами и объектами заменяются действиями на фланелеграфе с предметными картинками; план рассказывания обеспечивается порядком картинок, последовательно выставляемых на фланелеграфе
- Пересказ рассказа с использованием графических (знаковых) схем.
- Пересказ рассказа с наглядной опорой в виде серии сюжетных картин. Наглядность представлена предметами, объектами и действиями с ними, изображенными на сюжетных картинах; их последовательность служит одновременно плано высказывания; образец рассказа логопеда дает детям необходимые речевые средства.
- Составление рассказа по серии сюжетных картин. Наглядность и план высказывания обеспечиваются теми же средствами, что и на предыдущем этапе; усложнение достигается за счет отсутствия образца рассказа логопеда.
- Пересказ рассказа с наглядной опорой в виде одной сюжетной картины. Наглядность уменьшена за счет отсутствия видимой динамики событий: дети наблюдают, как правило, конечный этап действий; моделирование плана рассказа достигается путем использования образца логопеда и его вопросного плана.
- Составление рассказа по одной сюжетной картине. Это самый сложный вид упражнений из всех. Отсутствие образца еще более усложняет задачу по составлению связного высказывания. На этом этапе создаются предпосылки и возможно начало работы над творческим рассказыванием.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Особенности формирования предметных представлений у детей с нарушением зрения.
Статья "Особенности формирования предметных представлений у детей с нарушением зрения" была опубликована сборнике "Сопровождение детей с особенностями развития в образовательном процессе ДОУ".-Сборник...
Особенности развития связной речи у детей с нарушением интеллекта
Недоразвитие связной речи отмечается у всех детей с интеллектуальной недостаточностью и оказывает отрицательное влияние на развитие, обучение и социализацию ребёнка. Своевременная и ...
Формирование связной речи у детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи (по Глухову В.П.)
ФОРМИРОВАНИЕ СВЯЗНОЙ РЕЧИ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ (по Глухову В.П.)...
Система работы по формированию связной речи у детей с системным недоразвитием речи
В данной работе описана система формирования связной речи у детей с речевыми нарушениями. В основе лежит методика Воробьёвой В.К. Материалы предназначаются для учителей-дефектологов, учителей-логопедо...
«Формирование познавательных навыков у детей с нарушениями зрения в процессе обучения английскому языку»
Выступление на «Круглом столе»...
Презентация : формирование связной речи у дошкольников с нарушениями речевого развития
Работа над построением простого распространенного предложения и короткого рассказа по лексической теме " Одежда"...
Содержание работы по формированию учебно-информационных умений детей с нарушением зрения в процессе преподавания русского языка
Формирование у слабовидящих учащихся общеучебных умений, связанных с получением и обработкой информации, служит важным фактором повышения их познавательной активности, играет значительную компенсирующ...