Тема: «Игровые технологии (прием визуально – ритмических рядов) в логопедической работе с детьми с интеллектуальными нарушениями».
методическая разработка

Корнилова Елена Геннадьевна

В данной статье представлена презентация опыта по теме: "Игровые технологии (прием визуально – ритмических рядов) в логопедической работе с детьми с интеллектуальными нарушениями".

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл tekst_vrr.docx16.36 КБ

Предварительный просмотр:

Тема: «Игровые технологии (прием визуально – ритмических рядов) в логопедической работе с детьми с интеллектуальными нарушениями».

 В современном обществе одной из проблем является увеличение количества детей с различными нарушениями речи (в том числе с нарушением темпо- ритмической стороны речи). Соответственно перед педагогами встает вопрос,  как сделать процесс коррекции этих нарушений более эффективным и результативным. Игровая деятельность, по мнению Л.С. Выготского, как ведущая еще не потеряла своего значения в младшем школьном возрасте, поэтому опора на игровую деятельность, игровые формы и приемы это наиболее адекватный путь включения детей с речевой патологией в учебный процесс. 

Целью использования игровой технологии в логопедической практике является повышение мотивации к занятиям, увеличение результативности коррекционно-развивающей работы, развитие любознательности и интереса.

 Кроме традиционных дидактических игр, применяемых в коррекционной педагогике,  я использую на  занятиях игры,  в основе которых лежит ритм.

Современные ученые  (Маркова А.К., Дедюхина Г.В) уделяют большое внимание проблеме развития ритмических способностей детей.

Необходимо отметить, что ритмическая способность человека является одной из универсальных базовых способностей. Весь окружающий нас мир живет по законам ритма.

Ритм – первоначальная форма связи человека с жизнью, временем, его здоровьем. Ритмические действия способствуют активизации различных анализаторных систем, становлению интегративной деятельности мозга. Моторный ритм влияет на становление речевых механизмов.

Ритмические способности ребенка обеспечиваются деятельностью зрительного, двигательного и кожно-кинестетического анализаторов. Совершенствование межанализаторных связей создает базу для сенсомоторных механизмов слогового ритма речи. Двигательный ритм оказывает организующее влияние на становление речевых механизмов.

Одним из эффективных приемов, обеспечивающих включение зрительного, двигательного и кожно-кинестетического анализаторов является использование визуально-ритмических рядов.

Визуально-ритмические ряды представляют собой последовательно выложенную серию предметов. С помощью ВРР (визуально-ритмических рядов) ребёнок может зрительно увидеть последовательность, ритм.

ВРР может быть в трёх плоскостях (от простого к сложному): горизонтальный ряд, вертикальный ряд, окружность.
Последовательность выкладывания предметов - 1:1 (2-3 года), 2:1, 1:1:1, 1:2 (4-6 лет).

Материал для выкладывания  визуально-ритмических рядов может быть очень разнообразным: камни «марблс», геометрические фигуры,  мелкий конструктор, фишки, используется в условиях образовательного учреждения. Также дома могут применятся различные мелкие фигурки, пуговицы, карточки, природный материал (шишки, орехи, камни, желуди, каштаны т.д.).

Применять визуально-ритмические ряды необходимо с последовательным усложнением. И  начать рекомендуется с визуального соотнесения и выкладывания рядов по образцу.

Мы выделили несколько этапов в работе над ВРР

Критериями выделения этапов послужили: усложнение серии предметов (картинок), наложение моторных программ, наличие речевого материала.

Наша работа с врр началась с выкладывания рядов из натуральных предметов (камни, шишки, орехи), где  решалась задача обогащения и насыщение сенсорными (тактильными) ощущениями.

Далее мы выкладывали ряды из разноцветных фишек, камней, картинок. Когда обучающиеся усвоили алгоритм выкладывания, добавили моторные программы (жесты).

Следующим этапом стало использование готовых презентаций с чередованием картинок,  с накладываем моторной программы  и речевого материала (звуки, потом слоги, слова)

Четвертым этапом стал перенос усвоенных детьми знаний в новую ситуацию с применение ИКТ.  Намибыли созданы задания на основе  LearningApps. Обучающемуся необходимо было выложить врр на интерактивной доске.

Компьютерные технологии – становятся ведущими в современной педагогической практике.  Ценность их  в том, что они в более наглядной, динамичной, интерактивной форме представляют материал разной степени сложности, что и позволяет детям легко и быстро овладеть умениями.

Подводя итог, необходимо отметить, что применение визуально-ритмических рядов способствует:

- развитию внимания (объём, распределённость, устойчивость и переключаемость)

‒ развитию чувства ритма;

‒ развитию слухового, зрительного и пространственного восприятия;

‒ развитию мелкой моторики;

‒ развитию фонематического слуха;

‒ развитию артикуляционной моторики;

‒ автоматизации и дифференциации нарушенных звуков;

‒ коррекции слоговой структуры слова;

‒ запуску речи;

‒ развитию связной речи.

Таким образом, выкладывание визуально – ритмических рядов является эффективным и результативным игровым приемом в развитии темпо-ритмической стороны речи.

        Благодарю за внимание!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Здоровьесберегающая работа с детьми, имеющими интеллектуальные нарушения.

О том, как смежные науки приходят на помощь на практике...

Здоровьесберегающие технологии в логопедической работе с детьми с интеллектуальной недостаточностью.

Здоровьесберегающие технологии – это специально организованное взаимодействие детей и педагога;  процесс , направленный на обеспечение физического, психического и социального благополучия ребенка...

Использование информационно-коммуникационных технологий учителем - логопедом в работе с детьми с интеллектуальными нарушениями и расстройствами аутистического спектра

В данном материале описывается опыт работы по использованию  информационно-коммуникационных технологий учителем - логопедом в работе с детьми с интеллектуальными нарушениями и расстройствами аути...

«Использование здоровьесберегающих технологий во внеурочной деятельности при работе с детьми с интеллектуальными нарушениями» Из опыта работы.

       Соблюдение  условий здоровьесбережения является необходимым при проведении занятий, поскольку направлено не только на охранение физического здоровья детей с огра...

Педагогические технологии работы с детьми с интеллектуальными нарушениями.

   В настоящее время существует ряд современных образовательных технологий, которые направлены на развитие и коррекцию психических и физических недостатков детей с ОВЗ и способствующи...

Система опыта работы по теме «Арт-терапия как метод психокоррекции в работе с детьми с интеллектуальными нарушениями».

Данная система опыта работы описывает изучение и практическое обоснование эффективности применения нетрадиционных методов коррекции познавательной и эмоционально-волевой сфер личности обучающихс...

Статья "Сказкотерапия, как коррекционная здоровьесберегающая технология в работе с детьми с интеллектуальными нарушениями"

Одной из новых методик коррекционного воздействия является сказкотерапия - методика, в основе которой также лежит психокоррекция средствами литературного произведения - сказки. В данной статье опублик...