"Дикие животные Сибири и их детёныши"
план-конспект
Предварительный просмотр:
Областное государственное казённое учреждение «ЦСПСиД Асиновского района»
Логопедическое занятие
Тема «Дикие животные Сибири и их детеныши»
Занятие подготовила
Л.М.Таборская,
учитель – логопед
г.Асино
2022
Цель: Познакомить детей с животным миром Сибири. Создать условия для уточнения и расширения представлений детей о жизни наиболее распространенных животных Сибири.
Задачи:
Коррекционно-обучающие:
- Уточнение, расширение и систематизирование словаря по теме.
- Отработка падежных окончаний имен существительных в Т.п. и Р.п.
- Практическое употребление притяжательных прилагательных.
- Подбор эпитетов.
- Составление рассказа-описания по плану (схеме).
Коррекционно-развивающие:
- Развивать навыки речевого общения, связной речи.
- Развивать диалогическую речь – самостоятельные полные ответы на поисковые вопросы.
- Развивать слуховое восприятие и внимание; мелкую и общую моторику, координацию речи с движением.
Коррекционно-воспитательные:
- Воспитывать умение слушать внимательно, развивать познавательный процесс;
- Воспитывать гуманное отношение к животным.
Оборудование:
Картинки с изображением животных Сибири.
Ход занятия
- Орг.момент, приветствие.
Логопед: Ребята, предлагаю начать занятие с разминки.
Упражнение «Кого мы встретим в лесу»
В лес пойдем гулять скорей.
(маршируем на месте)
Отыщем мы в лесу зверей:
(хлопки в ладоши)
Волка, зайчика, медведя,
И потом лису мы встретим.
(загибать пальцы в кулак на обеих руках, начиная с большого)
Вот медведь, большой – большой,
(произносить фразу низким голосом; «вперевалочку» шагать на месте, чуть согнутые руки держать над головой)
Серый волк тут, очень злой,
(произносить фразу низким голосом; выполнять руками движения, имитирующие шаги волка)
Вот пушистая лиса,
Пестрых курочек гроза,
(произносит фразу высоким тонким голосом; руки согнуты перед грудью, кисти рук вялые, мягкие, свободно висят)
Тут трусишка – серый зайка,
Ты его, лиса, поймай-ка
(ладони рук приставлены к голове («уши зайца», выполнять прыжки на двух ногах)
- Основная часть.
Кого мы изображали, выполняя упражнение? (ответы). Значит, о чем будем говорить сегодня на занятии, какова тема? Да, будем говорить о животных. А о каких? О диких или домашних? Почему их называют дикими? Ребята, а где живут медведь, волк, лиса, заяц? (Подвожу к ответу «В Сибири»). Да, это наш край. Мы с вами тоже живем в Сибири.
Итак, мы отравляемся с вами в сибирскую тайгу. Кого же мы можем встретить по пути? Отгадайте загадки.
Кто там скачет без оглядки
И с лисой играет в прятки?
Беленькие ушки
На его макушке.
Любит свежие орешки,
И лепечет как с насмешкой.
Хвостик у неё пушистый,
Мех блестящий, шелковистый.
Чёрно-белые тропинки
На его мохнатой спинке.
Летом он не отдыхает,
Корм на зиму запасает.
Дом его - дремучий лес.
Ягоды, мед, рыбу ест.
Косолапый великан,
Ты его легко узнал.
Он вынослив и опасен,
Серый мех его прекрасен.
Хищник – вот ещё подсказка
Он герой народных сказок.
Острые зубки, хитрые глазки.
Эта плутовка точно из сказки.
Рыжая шубка ее украшает,
Мышку и зайчика быстро поймает.
На ушках мех как кисточки,
Не пьёт она из мисочки.
Она охотник смелый,
Ловкий и умелый.
Молодцы! Вы разгадали все загадки. А чтобы продолжить работу, нужно немного размять наши язычки. Проведём артикуляционную гимнастику.
Наш язычок тоже захотел пойти в лес. Он встал рано утром, потянулся, улыбнулся («Улыбка»), выглянул из-за заборчика («Заборчик»), почистил зубы («Чистим зубки»)отведал блинов («Блинчик»), попил чаю из любимой чашки («Чашечка»), с вареньем («Облизываем варенье»), покачался на качелях («Качели»), на лошадке поскакал в лес («Лошадка»). Прискакал он в лес, увидел там большой гриб («Грибочек»), услышал, как воет волк (набираем воздух, длительный выдох через «трубочку»). Оглянулся и увидел на полянке всех животных. Знает, кто они, а вот какие – сказать не может. Помогите язычку описать наших животных.
Посмотрите на животных и скажите, какие они. (подбор определений-эпитетов). Молодцы. Всё верно. А теперь назовите детенышей этих животных. Сначала как называется один, а затем – много. (заяц – зайчонок, зайчата и т.д.). а как зовут мам у этих зверят? (Образуем существительные – названия самок: медведица, волчица, зайчиха, бурундучиха).
Предлагаю поиграть в игру «Есть – нет». Показываю картинку, а вы говорите, кто на ней. Убираю картинку, говорите, что его нет. Например, «Есть медведь» - «Нет медведя»; «Есть бельчата». «Нет бельчат» и т.д..
Физминутку проведем и немного отдохнем.
Зайке холодно сидеть, (Присесть на корточки)
Нужно лапочки погреть. (Встать, потереть ладошки друг о друга)
Лапки вверх, лапки вниз, (Поднять руки вверх, опустить)
На носочках подтянись. (Встать на носочки, потянуться вверх)
Лапки ставим на бочок, (Поставить руки на пояс)
На носочках скок-скок-скок. (Прыжки на месте)
А затем вприсядку, (Делать приседания)
Чтоб не мёрзли лапки.
Прыгать заинька горазд, (Прыжки на месте)
Он подпрыгнул десять раз.
Продолжаем работу. Скажите мне, ребята, как называется жилище каждого из животных? Кто где живет? Чье это жилище? С кем оно там живет? (Медведь живет в берлоге. Это медвежья берлога. Он живет в берлоге с медвежатами. И т.д.). молодцы. А чем же питаются наши звери? (Дети называют). Ребята, а вы знаете, кто из этих животных меняет шубку зимой и летом? (Заяц и белка). А почему? (ответы детей). Молодцы. Вы так много знаете про таежных животных. Давайте составим рассказ о ком – нибудь из них. Составляя рассказ, отвечаем на вопросы:
Как называется животное?
Какого цвета шерсть?
В каком жилище живет?
Чем питается?
Молодцы. А знаете ли вы, как нужно относиться к животным? (Ответы детей о необходимости бережного отношения к животным)
- Заключительная часть.
Подходит к концу наше занятие, нам пришла пора возвращаться из леса. С каким настроением мы уходим с занятия? Было ли оно полезным? Что мы узнали о животных? Спасибо всем за работу!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Лексико- грамматическое занятие " Дикие животные"
Лексико грамматическое занятие " Дикие животные"...
Презентация по лексической теме "Дикие животные"
Фотокартинки с загадками....
Конспект логопедического занятия на тему: «Дикие животные и их детёныши. Образование формы винительного и творительного падежей»
Конспект логопедического занятия на тему: «Дикие животные и их детёныши. Образование формы винительного и творительного падежей»...
Разработки для организованной образовательной деятельности по логоритмике. Лексическая тема недели "Дикие животные", "Домашние животные" (март)
В данных разработках представлены разнообразные игры и упражнения, позволяющие не только развивать общую и мелкую моторику, двигательную координацию, стимулировать двигательную...
Лексическая тема "Домашние животные, птицы и их детёныши".
Задание: "Найди и подчеркни названия домашних животных, птиц и их детёнышей. Первая буква каждого названия подчеркнута"....
Открытое логопедическое занятие на тему: «Дифференциация звуков и букв Н – М. Дикие животные и их детёныши».
Цель: создать условия для формирования грамотной речи учащихся пятого класса с использованием здоровьесберегающих и личностно ориентированных технологий....
Презентация к циклу занятий "Животный мир" во 2 классе на тему: "Дикие животные".
Мною составлен цикл презентаций к занятиям во 2 классе на тему "Животный мир". Представляю вниманию презентацию из этого цикла на тему: "Дикие животные". Презентация состоит из 9 с...