Статья "Игра как способ коммуникации"
статья

Миняева Анна Михайловна

Статья написана для педагогов, работающих с детьми с овз.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл igra_kak_sposob_kommunikatsii.docx17.78 КБ

Предварительный просмотр:

 «Игра как способ развития коммуникации»

Игра является наиболее естественной сферой деятельности любого ребенка, особенно ребенка с ОВЗ. Общение является важнейшей составляющей жизни человека.

 Для лучшего включения ребенка как в образовательный процесс так и в коммуникационный стоит рассмотреть использование различных игр. Так же игра может служить хорошим релаксационным механизмом или использоваться как мотиватор ( в том случае если ребенок отказывается выполнить какие-либо действия или задания, можно предложить ему интересную для него игру после выполнения необходимых действий).

Игры имеют различные цели:

1. Познавательные -обучение способам действия с предметами.

2. Воспитательные - обучение способам сотрудничества, формам общения и отношениям с другими людьми.

Темпы развития каждого ребенка индивидуальны, поэтому при подборе игр, педагогу следует учитывать не только возраст ребенка, но и его индивидуальные возможности.

Существуют различные виды игр:

Сюжетно – ролевые игры развивают коммуникативные навыки ребенка, воспитывают умение работать в команде.

Игры с правилами – дидактические, настольные, подвижные способствуют познавательному, двигательному развитию.

Театрализованные игры играют важную роль в жизни ребёнка. Они способствуют развитию речи, эмоционально-волевой сферы, работы в команде, развивают мышление и воображение.

Соревновательные игры позволяют ребенку  выразить собственное «я», учат работать как в команде так и индивидуально.

Далее представлены несколько игр на развитие коммуникации.

«КОМПЛИМЕНТЫ»

Стоя в кругу, участники берутся за руки. Глядя в глаза соседу, надо сказать ему несколько добрых слов, за что-то похвалить. Принимающий кивает головой и говорит: «Спасибо, мне очень приятно!» Затем он дарит комплимент своему соседу. Упражнение проводится по кругу.

Рекомендации:

1. Если вы проводите эту разминку среди детей:  некоторые дети не могут сказать комплимент, им необходимо помочь. Можно вместо похвалы просто сказать «вкусное», «сладкое», «цветочное», «молочное» слово.

2.  Если ребенок затрудняется сделать комплимент, не ждите, когда загрустит его сосед, скажите комплимент сами.

«ЧТО ТАКОЕ ХОРОШО, ЧТО ТАКОЕ ПЛОХО»

Участники сидят в кругу. Ведущий предлагает участникам продолжить фразу: «В детстве можно…» Если кто-то из игроков не согласен, подает звуковой сигнал (хлопает в ладоши). Предлагается другой вариант. После того, как все участники высказались, ведущий предлагает продолжить предложение: «В детстве нельзя…» Игра проводится аналогично.

«ПУТЕШЕСТВИЕ ПО ЛИСТУ БУМАГИ»

Для игры вам понадобятся ватман и краски. Можно играть в группе или вдвоем. Вы предлагаете: «Сегодня мы все вместе отправимся в путешествие по… листу бумаги. Каждый из вас внесет свой вклад в создание общей картины. Один за другим мы будем выходить и рисовать какие-нибудь линии. При этом следует придерживаться одного правила: нельзя отрывать кисточку (маркер) от бумаги. Как только человек оторвал руку от бумаги – это сигнал того, что он закончил. Кроме того, каждому из нас дается ограниченное время, примерно 10 секунд. Дольше этого рисовать никто не может, но если кто-то сможет уложиться в меньшее время – то это хорошо. Лучше, если мы будем работать быстро, не оценивая свои результаты. И еще одно: нарисованные нами линии могут пересекаться, мы можем выбирать маркеры разных цветов, можем рисовать все, что хотим. Но помним при этом – как только кисточка (маркер) перестанет касаться бумаги, мы должны будем вернуться на свое место»

«ИСПОРЧЕННЫЙ ТЕЛЕФОН»

Все садятся в круг, и кто-нибудь говорит на ухо своему соседу любое слово, тот должен моментально сказать на ухо следующему свою первую ассоциацию с эти словом, второй – третьему и т.д. пока слово не вернется к первому.

«ВОПРОСЫ НА БУМАЖКАХ»

Каждый пишет на маленькой бумажке вопрос, на который хотел бы получить ответ. Вопросы складываются в шляпу, перемешиваются и раздаются участникам в произвольном порядке. Каждый участник отвечает на тот вопрос, который ему достался.  Возможен уход от серьезной работы - написание вопросов типа «Какого цвета у меня волосы». Ведущий может заранее сказать, каково было бы ему получить такой «вопрос-отмазку».

В данной статье мы рассмотрели игру как способ коммуникации, а также познакомились с некоторыми играми, которые помогут в работе с детьми.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Статья "Способы коммуникации в истории"

Опубликована  в г.  Екатеринбург, ИРО, сборник НПК «Непрерывное образование: ориентиры инновационного развития» 2012г.В материале рассматриваются вопросы возникновения коммуникаций на протяж...

Проблема обучения письму как способу межкультурной коммуникации

Данная статья рассматривает обучение письму как способ межкультурнной коммуникации....

Перевод - языковое посредничество, способ межязыковой и межкультурной коммуникации

Исследовательская работа, посвящённая изучению перевода как способа межкультурной коммуникации....

Средства альтернативной коммуникации как способы общения у ребенка с тяжелыми нарушениями в развитии.

Данная статья поможет разобраться в вопросе о средствах альтернативной коммуникации у  детей с тяжелыми нарушениями в развитии....

Системно-деятельностный подход как способ организации продуктивной коммуникации на уроках английского языка.

В современном мире компетентностному учителю необходимо владеть основными современными педагогическими технологиями и приемами, которые помогут ему осуществлять педагогический процесс в контексте сист...

Способы коммуникации. Роль жестов

Презентация знакомит с понятиями:"Коммуникация" и "Общение". Дается классификация невербальных средств общения, конкретизируется значение и роль жестов....