Экологическое воспитание в коррекционной школе.
статья
Приблизительно с шестидесятых годов двадцатого столетия, когда перед человечеством впервые остро встала проблема уничтожения всего живого в связи с промышленной деятельностью, стала оформляться новая наука – «экология» и, как следствие этого возникновения, появились такие понятия как «экологическая культура» , «экологическое воспитание».
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
doklad_germanova_l.v.na_mo_17g._ekologicheskoe_vospitanie.docx | 36.86 КБ |
Предварительный просмотр:
Экологическое воспитание в коррекционной школе.
« Перед человеком открылась
радость жизни потому, что он
услышал шепот листьев и песню
кузнечика, журчание весеннего
ручейка и переливы серебряных
колокольчиков в горячем летнем небе
- услышал и, затаив дыхание, слушает сотни
и тысячи лет чудесную музыку жизни.
Умей и ты слушать эту музыку.
Дорожи красотой береги ее».
В.А.Сухомлинский
Приблизительно с шестидесятых годов двадцатого столетия, когда перед человечеством впервые остро встала проблема уничтожения всего живого в связи с промышленной деятельностью, стала оформляться новая наука – «экология» и, как следствие этого возникновения, появились такие понятия как «экологическая культура» , «экологическое воспитание».
Термин «экология» был ведён значительно раньше, еще в начале 20 века учёным Э. Геккелем (1834-1919). Дословно: от греческого «oikos», «дом, родина», «loqos» - описание. Терминология дополнилась позже другими словами с общим корнем, такими как «социальная экология», «экоцид».
Экология – 1. Наука, изучающая взаимоотношения человека, животных, микроорганизмов между собой и с окружающей средой; 2. Окружающая человека среда; условия существования животных и растений в какой-либо области (Словарь русского языка С.И Ожегова)
Экологическая культура (в самом общем виде) - это система знаний, умений, ценностей и чувство ответственности за принимаемые решения в отношениях человека с природой. Основными компонентами экологической культуры личности являются: экологические знания, экологическое мышление, экологически оправданное поведение и чувство любви к природе.
Под экологическим воспитанием понимается формирование у широких слоев населения высокой экологической культуры во всех видах человеческой деятельности, так или иначе связанных с познанием, освоением, преобразованием природы.
Социальная экология - раздел социологии, в котором рассматриваются проблемы взаимоотношений человека и среды.
Экоцид - экологический геноцид, истребление групп населения, животного и растительного мира в результате катастрофических экологических изменений в окружающей среде.
Понятие «экологическая культура» или «экологическое мировоззрение» включает соответствующие идеалы и ценности, нормы поведения, экологическую ответственность, чувство "Гражданина планеты Земля".
Как правило, человек, которому с детских лет не привито нравственное отношение к природе, став субъектом производства, окажется, глух к запоздалым усилиям привить ему нормы профессионально-экологической морали.
Не стоит считать, что умственно отсталые дети не нуждаются в экологическом воспитании. Эти дети являются неотъемлемой частью нашего общества, вносят свой посильный вклад в окружающую их действительность, а, став взрослыми, способны влиять на нее. Воспитательные учреждения VIII вида готовят своих воспитанников к самостоятельной жизни и деятельности в естественном социальном окружении. Значит, умственно отсталые дети должны быть воспитаны так, чтобы их самостоятельное поведение в разнообразных жизненных ситуациях соответствовало существующим в обществе социальным нормам.
Полноценная социальная адаптация детей с отклонениями в развитии невозможна без формирования системы их нравственно-правового сознания и соответствующего социального поведения, включающего в себя и экологическое воспитание.
Проблема экологического воспитания обретает новые характеристики и, соответственно, новые подходы к ее решению как составная часть целостного процесса социальной адаптации, жизненного самоопределения и становления личности воспитанников.
Сегодня стало жизненно важно возродить в российском обществе чувство истинной любви к природе, к окружающему миру в целом, бережного к нему отношения как духовно-нравственную и социальную ценность, сформировать в молодом человеке граждански активные, социально значимые качества, которые он может проявить в дальнейшем.
Особенно важно это для умственно отсталых школьников, которые не в состоянии самостоятельно отделить плохое от хорошего, составить себе шкалу нравственных ценностей. Системный подход воспитателей при формировании экологических представлений у проблемных детей позволяет снизить силу цинизма, бездуховности, дурного примера и, наоборот, усилить ориентацию на развитие интересов и способностей. Усилия педагогов должны быть направлены на укрепление здоровья, овладения новыми навыками общения и поведения в окружающем мире, дисциплинированности, упорства в достижении цели, общего развития личности.
Экологическое воспитание - составная часть нравственного воспитания. Поэтому под экологическим воспитанием следует понимать единство экологического сознания и поведения, гармоничного с природой. На формирование экологического мировоззрения оказывают влияние экологические знания и убеждения. Экологические представления формируются на тематических занятиях, праздниках, беседах, творческой и трудовой деятельности. Эти экологические знания на протяжении определенного времени переводят в убеждения, доказывая ребятам на интересных примерах необходимость жить в гармонии с природой. Знания, переведенные в убеждения, формируют экологическое мировоззрение.
Экологическое поведение складывается из отдельных поступков (совокупность состояний, конкретных действий, умений и навыков) и отношения человека к поступкам, на которые оказывают влияние цели и мотивы личности (мотивы в своем развитии проходят следующие этапы: возникновение, насыщение содержанием, удовлетворение).
В сущности воспитания экологического мировоззрения выявляются две стороны:
первая – экологическое сознание,
вторая - экологическое поведение.
Экологическое сознание формируется на занятиях, а экологическое поведение формируется с годами в практической деятельности.
Таким образом, определяя сущность воспитания экологического мировоззрения можно выделить, во-первых: особенности этого процесса:
1. ступенчатый характер:
- формирование экологических представлений;
- развитие экологического сознания и чувств;
- формирование убеждений в необходимости экологической деятельности;
- выработка навыков и привычек поведения в природе;
- преодоление в характере учащихся потребительского отношения к природе;
2. длительность;
3. сложность;
4. активность;
во-вторых: огромное значение психологического аспекта, который включает в себя:
- развитие экологического сознания;
- формирование соответствующих (природосообразных) потребностей, мотивов и установок личности;
- выработку нравственных, эстетических чувств, навыков и привычек;
- воспитание устойчивой воли;
- формирование значимых целей экологической деятельности.
Поэтому формирование экологического сознания и поведения в единстве необходимо начинать с младшего школьного возраста.
Цель экологического воспитания - формирование ответственного отношения к окружающей среде, которое строится на базе экологического сознания. Это предполагает соблюдение нравственных и правовых принципов природопользования и пропаганду идей его оптимизации, активную деятельность по изучению и охране природы своей местности.
Сама природа понимается не только как внешняя по отношению к человеку среда - она включает в себя человека.
Отношение к природе тесно связано с семейными, общественными, производственными, межличностными отношениями человека, охватывает все сферы сознания: научную, политическую, идеологическую, художественную, нравственную, эстетическую, правовую.
Ответственное отношение к природе - сложная характеристика личности. Она означает понимание законов природы, определяющих жизнь человека, проявляется в соблюдении нравственных и правовых принципов природопользования, в активной созидательной деятельности по охране среды, пропаганде идей правильного природопользования, в борьбе со всем, что губительно отражается на окружающей природе.
Условием такого воспитания выступает организация взаимосвязанной научной, нравственной, правовой, эстетической и практической деятельности воспитанников, направленной на изучение и улучшение отношений между природой и человеком, в доступной для умственно отсталых детей форме.
Критерием сформированности ответственного отношения к окружающей среде является нравственная забота о будущих поколениях.
Цель экологического воспитания достигается по мере решения в единстве следующих задач:
- образовательных - формирование системы знаний об экологических проблемах современности и пути их разрешения;
- воспитательных - формирование мотивов, потребностей и привычек экологически целесообразного поведения и деятельности, здорового образа жизни;
- развивающих - развитие системы практических умений по улучшению окружающей среды своей местности; развитие стремления к активной деятельности по охране окружающей среды: интеллектуального (способности к анализу экологических ситуаций), эмоционального (отношение к природе как к универсальной ценности), нравственного (воли и настойчивости, ответственности).
Нужны конкретные требования, охватывающие ценностные ориентации, знания и умения на базовом уровне экологического образования. Содержание экологического воспитания включает в себя систему норм (запретов и предписаний), которые вытекают из ценностных ориентаций, принципиально отличающихся от господствующих.
С традиционной точки зрения мир существует для человека, который выступает мерой всех вещей, мерой же природы является ее полезность. Отсюда потребительское отношение к природе.
В противовес новая система ценностей исходит из понимания уникальности и самоценности природы. При этом человек рассматривается как часть природы, а при характеристике природы подчеркивается ее многосторонняя ценность для человека.
Выявляется междисциплинарный состав содержания экологического воспитания, которое можно сгруппировать в четыре компонента - научный, ценностный, нормативный и деятельностный.
Научный - ведущие идеи, теории и концепции, характеризующие здоровье человека и природную среду его обитания; происхождение, эволюцию и организацию природных систем как объектов использования и охраны.
Ценностный - экологические ориентации человека на различных этапах истории общества; цели, идеалы, идеи, характеризующие человека и природу как универсальные ценности; понятие экономической оценки окружающей среды, ущерба, наносимого ей, затрат, необходимых на ее восстановление и предотвращение ущерба.
Нормативный - система нравственных и правовых принципов, норм и правил, предписаний и запретов экологического характера.
Воспитание умственно отсталых детей в условиях специальных коррекционных учреждений VIII вида, подразумевает их подготовку к жизни в естественном социальном окружении. Их поведение должно соответствовать всем нормам общества: моральным, этическим, социальным, правовым.
Определенные психофизические особенности умственно отсталых детей затрудняют процесс воспитания их социально-правового поведения. Знание этих особенностей необходимо для эффективной работы педагога, для понимания причин, обусловливающих успехи и неудачи обучения и воспитания, для поиска адекватных способов и приемов педагогического воздействия.
Умственно отсталые дети характеризуются стойкими нарушениями всей психической деятельности. Эти дети способны к развитию, но осуществляется оно замедленно, атипично, со многим отклонениями. Структура психики умственно отсталого ребенка чрезвычайно сложна. Первичный дефект приводит к возникновению многих других вторичных и третичных отклонений. Нарушения познавательной деятельности и личности умственно отсталого ребенка отчетливо обнаруживаются в самых различных проявлениях.
Это, прежде всего, грубые нарушения познавательного развития, низкая способность к обобщению, низкая критичность мышления, незрелость эмоций, личностная направленность на удовлетворение примитивных потребностей, повышенная внушаемость, низкая сопротивляемость отрицательному влиянию, нарушения самокритичности, нарушения в развитии воли, разнообразные нарушения поведения. Следует отметить замедленную восприимчивость умственно отсталых детей, сочетающуюся со значительным сужением объема воспринимаемой информации. Узость, ограниченность восприятия мешают умственно отсталым детям ориентироваться в той или иной ситуации, особенно в незнакомой, непривычной обстановке. В результате восприятие и понимание окружающего оказываются упрощенными и нередко искаженными.
Для многих умственно отсталых детей характерно отставание в физическом развитии, патологическая замедленность или импульсивность движений, нарушение зрительно-двигательной координации, снижение мышечного тонуса, неразвитость моторики и многое другое.
Недостатки познавательной, речевой, эмоционально-волевой и двигательной сферы умственно отсталых детей во многом осложняют решение задач, которые ставят перед собой педагоги коррекционных учреждений. Однако наряду с недостатками, этим детям присущи и некоторые положительные возможности, наличие которых служит опорой, обеспечивающей процесс развития.
Для продвижения умственно отсталого ребенка в общем развитии, для усвоения им знаний, умений и навыков основным является специально организованное обучение и воспитание. Обучение таких детей направлено на формирование и развитие у них высших психических процессов – мышления, памяти, внимания, логики. В процессе воспитания умственно отсталых школьников сочетается настойчивая работа по формированию у них общественно ценных личностных качеств со специфической коррекционной работой, направленной на исправление недостатков их характера и поведения.
В результате проводимой педагогической работы воспитанникам специальных коррекционных учреждений VIII вида, оказывается вполне доступной правильная оценка фактов и событий общественной жизни.
Работа по воспитанию экологического сознания у детей ведется воспитателем ежедневно, непрерывно, в различных направлениях и напрямую зависит от образа жизни воспитанников, режима дня. В режим дня, после школьных занятий, включены прогулки, групповое вечернее занятие, занятия детей по интересам, самоподготовка. В каждый из режимных моментов имеется возможность вводить элементы воспитания экологической направленности.
Воспитатель организует прогулку таким образом, чтобы дети провели ее с максимальной пользой: наблюдения за погодой, физический труд, подвижные игры.
Наблюдения за природой проводятся ежедневно, надневной и вечерней прогулках. Воспитатель привлекает внимание детей к изменениям, происходящим в природе. Эти изменения могут быть:
- долгосрочные, которые нельзя оценить в течение одного дня. Это сезонные изменения.
- кратковременные, которые хорошо прослеживаются в течение одного дня: долгота светового дня, температурный режим, осадки.
Наблюдения должны проводиться исходя из деления природы на живую и неживую, в соответствии со временем года.
Воспитатель беседует с воспитанниками на выбранную им тему. Совершенно недостаточно просто заметить какие-либо изменения, необходимо задавать вопрос «почему», с целью добиться от воспитанников понимания происходящих процессов в природе. В ход беседы следует включать моменты коррекционной работы, носящей характер повторения знакомого материала. Воспитанникам предлагается вспомнить стихотворения о времени года, когда ведется наблюдение, поговорки, пословицы, загадки, описать красивый пейзаж, вспомнить названия перелетных и зимующих птиц, узнать птицу по голосу, вспомнить, чем питаются увиденные птицы, какую пользу они приносят, почему улетают или остаются на зиму и т.д. Данный вид работы расширяет кругозор умственно отсталых школьников, развивает память, речь, мышление, логику, закрепляет имеющиеся знания. Такие беседы требуют тщательной подготовки воспитателя и подчиняются определенным требованиям:
- Доступность.
В группах находятся дети разного возраста, поэтому вопросы должны быть понятны каждому ребенку, в противном случае умственно отсталые дети, не обладая нужной информацией, быстро теряют интерес к беседе, отказываются принимать в ней участие, в последствии с трудом вовлекаются в подобный вид деятельности.
- Содержание.
Цель и задача наблюдений должны быть поставлены четко и конкретно. Задача всегда должна иметь познавательный характер, заставлять ребенка думать, вспоминать, искать ответ на поставленный вопрос. Для каждого наблюдения необходимо отбирать небольшой круг знаний. Представления об объектах природы формируются у детей постепенно, в результате многократных встреч с ними. Каждое наблюдение должно давать детям новые знания, постепенно расширяя и углубляя первоначальные представления. В организации наблюдений следует предусматривать системность, обеспечивающую их взаимосвязь. В результате у детей формируются более глубокие и полные представления об окружающем мире. Наблюдение должно способствовать развитию умственной и речевой активности детей. Активизация умственной деятельности достигается разнообразными приемами: постановкой доступной и конкретной задачи наблюдения, использованием действий обследования как способа наблюдения, привлечением детского опыта, проговариванием результатов наблюдения, сравнением одного объекта с другим, предъявлением вопросов разной степени сложности. Наблюдение должно вызывать интерес у детей к природе, желание узнать о ней как можно больше. Знания, полученные детьми в процессе наблюдений, должны закрепляться, уточняться, обобщаться и систематизироваться с помощью других форм и методов работы (рассказ воспитателя, чтение книг о природе, рисование и лепка, ведение календарей природы, беседы об увиденном).
- Ограниченность по времени.
Одно из важных условий правильной организации беседы во время прогулки – ее непродолжительность. Беседа должна быть короткой, достаточно содержательной, интересной, разнообразной. Иначе, ежедневные нравоучения быстро наскучат воспитанникам, не принесут никакой пользы.
- Эмоциональный оттенок.
Во время проведения беседы воспитателю необходимо вызвать эмоциональный отклик в душе воспитанника. Дети должны высказать свое отношение к увиденному – сломанному дереву, разбросанному мусору, сорванному и брошенному букету цветов, подожженной траве, красивому пейзажу, распустившемуся цветку, пению птиц.
Во время прогулки, экскурсии, беседуя с детьми в неформальной обстановке, педагог прививает им основные понятия и правила поведения в природе, обосновывая и объясняя их, подтверждая конкретными примерами. Основные правила:
- Не ломай ветви деревьев и кустарников.
- Не повреждай кору деревьев.
- Не рви в лесу, в поле цветы.
- Не сбивай грибы, даже ядовитые.
- Не лови насекомых.
- Не разоряй гнезда птиц.
Этих правил много, но, учитывая имеющиеся недостатки мыслительной деятельности воспитанников, актуально убрать из формулировок частицу «не». Педагогам рекомендуется так составлять предложения, чтобы присутствовала положительная мотивация:
- Береги ветки деревьев и кустарников.
- Охраняй кору деревьев от повреждений.
- Цветы красивы только в поле, в букетах они быстро вянут.
- Береги гнезда птиц от разорения.
Такие беседы призваны сформировать у воспитанников понимание своего места в природе, влияния на нее, как положительного, так и отрицательного, способах уменьшить, исправить негативное воздействие и принести как можно большую пользу, развить понимание процессов, происходящих в природе, воспитать любовь к своему краю, бережное отношение к природе, носят коррекционный характер.
Физический труд во время прогулок также призван решать вопросы экологического воспитания, формирования общепринятых норм поведения и гражданской позиции. Это ежедневная уборка прилегающей территории от бумажного и другого мусора, сезонные работы - очистка территории от снега, утепление клумб и грядок снегом, сбор скошенной травы. Это и облагораживание территории: разбивка клумб, прополка цветов, уход за растениями. Такой вид работы призван сформировать у умственно отсталых детей потребность соблюдать чистоту, трудолюбие.
Групповое вечернее занятие проводится ежедневно в соответствии с тематическим планированием и планом воспитательной работы детского дома. На групповом занятии проводится работа по воспитанию экологической культуры у умственно отсталых детей с применением методов и форм работы, описанных выше. Воспитатель проводит работу, опираясь на сохранные функции детей, одновременно корригируя имеющиеся недостатки психической деятельности. Работая в данном направлении, воспитателю очень важно применять индивидуальный подход к воспитанникам.
Большое значение для воспитания экологической культуры имеют такие мероприятия, как субботники по уборке территории детского дома, леса, памятника погибшим землякам; встречи с интересными людьми; тематические экскурсии; ролевые игры; разнообразные конкурсы; экскурсии в природу, работы на пришкольном участке, озеленение детского дома и прилегающей территории; различные тематические праздники.
Одной из наиболее крупных форм работы воспитателей является проведение тематических праздников экологической направленности: праздник «Осенний хоровод», беседа «Экологическая тревога», игра «День птиц».
Цели и задачи проведения тематических праздников:
- Воспитывать любовь к природе, бережное к ней отношение, чувство ответственности за состояние окружающей среды.
- Корригировать процесс становления личности, формировать духовные запросы личности каждого воспитанника.
- Способствовать усвоению норм социального общения и опыта воспитанников.
- Вырабатывать ответственное отношение к порученному делу.
- Развивать и корригировать мышление, внимание, память учащихся; формировать основные приемы умственной деятельности; развивать речь, словарный запас и кругозор школьников;
- Вырабатывать навыки самостоятельной работы (в доступных пределах);
Достижение этих целей может быть осложнено факторами, которые упоминались выше, но при правильном подходе и хорошем мотивационном стимуле можно добиться оптимальных результатов и избежать проявления отрицательных наслоений в личности ребенка.
Воспитание социально-правового (экологического) поведения умственно отсталых детей может быть успешным только в том случае, если поведение окружающих не вступает в противоречие с нравственными нормами. В условиях жизни детей в детском доме, при известной степени изолированности воспитанников от окружающего мира, личный пример взрослых, учитывая склонность детей к подражанию, является одним из наиболее действенных условий формирования социального поведения.
Экологическая культура – сравнительно новая проблема, которая остро встала в связи с тем, что человечество вплотную подошло к глобальному кризису. В результате антропогенной деятельности окружающая природа оказалась перед прямой угрозой уничтожения. Из-за неразумного отношения к ней и ее ресурсам, из-за неправильного понимания своего места человечеству грозит деградация и вымирание. В связи с этим остро встал вопрос об экологическом воспитании подрастающего поколения. Теоретическая основа экологического воспитания основывается на решении задач в их единстве: обучения, воспитания и развития. Критерием сформированности ответственного отношения к окружающей среде является нравственная забота о будущих поколениях. Правильно используя различные методы воспитания, педагог может сформировать экологически грамотную и воспитанную личность. Данная работа должна проводиться с использованием всевозможных доступных форм, методов, приемов воспитания и воздействия на формирующуюся личность. Начинать воспитание целесообразно как можно раньше, с дошкольного или раннего школьного возраста, используя естественную любознательность детей и интерес к новому, неизвестному.
Проблема экологического воспитания обретает новые характеристики и, соответственно, новые подходы к ее решению.
Результат работы складывается из комплексного труда педагогов специальных (коррекционных) учреждений, работников дополнительного образования, родителей и просто неравнодушных людей. Для достижения поставленных целей необходима система экологического воспитания, учитывающая особенности умственно отсталых детей, их склонностей, поведения и характера.
Нужно помнить о необходимости постоянного контакта воспитанников с природой. Известный педагог Ян Амос Коменский писал: “Нужно учить так, чтобы люди, насколько это возможно, приобретали знания не из книг, но из неба и земли, из дубов и буков, т.е. знали и изучали сами вещи, а не чужие только наблюдения и свидетельства о вещах”.
Посмотрите внимательно вокруг – даже на участке школьного двора мы найдем огромное количество интереснейших объектов для исследований, игр и т.д.
Чувство любви к природе можно воспитать, если знакомить учащихся с ее тайнами, вместе с ним разгадывать их, показывать ему интересное в жизни растений и животных, учить его наслаждаться природой.
Природа оставляет глубокий след в душе воспитанников, воздействуя на все его чувства своей яркостью, многообразием. Они с огромным интересом смотрят на окружающий мир, но видят не все, иногда даже главного не замечают. А если рядом воспитатель, который учит их не только смотреть, но и видеть, дети захотят узнавать все больше и больше. Природа воспитывает в них любознательность. Любовь и интерес воспитанников к природе воспитатель использует для их всестороннего развития.
Задача воспитателя не только дать определенные знания, но и научить детей любить и беречь природу, наслаждаться ее красотой, любить разные места, свою Родину – это и будет главной задаче.
Для достижения поставленных целей необходима система экологического воспитания, учитывающая особенности умственно отсталых детей, их склонностей, поведения и характера.
Методическое обеспечение.
1. Базарнов, В.Ф. Экскурсия как форма экологического образования текст./В.Ф. Базарнов. - Томск, 1997. - 65 с.
2. Бобылева, Л.Д., Экологическое воспитание младших школьников текст. / Л.Д. Бобылева, О.В. Бобылева // «Начальная школа». - 2003. - №5. - С.64-75.
3. Бабакова, Т.А. Эколого-краеведческая работа с младшими школьниками текст./ Т.А. Бабакова // «Начальная школа». - 1993. - №9. - С.16-20.
4. Дагбаева, Н.В. Экологическое воспитание школьников с помощью Интернета текст. Н.В.Дагбаева // «Воспитание школьников» - 2005. - №1. - С.22-23.
5. Данилова, М.И. Занимательная экология текст. М.И.Данилова // «Воспитание школьников». - 2005. - №5. - С.25-33.
6. Дежникова Н.С. Воспитание экологической культуры у детей и подростков текст: учеб.пособие / Н.С.Дежникова, Л.Ю.Иванова, Е.М.Клемяшова, И.В.Снитко, И.В.Цветкова. - М.: Педагогическое общество России, 2001. - 64 с.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Экологическое воспитание в условиях школы-интерната
Выступление на психолого-педагогическом семинаре...
Программа гендерного воспитания старшеклассниц коррекционной школы
Проблема воспитания школьников в процессе гендерной социализации очень сложна и многогранна и имеет различные аспекты - физиологические, социологические, психологические, педагогические.Можно вы...
Аспекты экологического воспитания в сельской школе
Наше село расположено в зоне интенсивной сельхоздеятельности (пастбища, пашни, сенокосы), все это приводит к деградации природных ландшафтов, исчезновению редких представителей флоры и фауны, т.е дл...
внеклассное занятие по экологическому воспитанию в коррекционной школе 8 вида
занятие проходит в иде игры, участники учащиеся 5-6 классов...
Социальный проект «Экологическое воспитание школьника средней школы в рамках изучения иностранного языка»
Паспорт социального проекта «Экологическое воспитание школьника средней школы в рамках изучения иностранного языка»...
Методики определения уровня экологической воспитанности в основной школе
Данный материал содержит адоптивные методики по выявлению уровня воспитанности обучающихся в основной школе....