Экологическое воспитание в коррекционной школе.
статья

Германова Людмила Валерьевна

Приблизительно с шестидесятых годов двадцатого столетия, когда перед человечеством впервые остро встала проблема уничтожения всего живого в связи с промышленной деятельностью, стала оформляться новая наука – «экология» и, как следствие этого возникновения, появились такие понятия как «экологическая культура» , «экологическое воспитание». 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Экологическое воспитание в коррекционной школе.

« Перед человеком открылась

радость жизни потому, что он

услышал шепот листьев и песню

кузнечика, журчание весеннего

ручейка и переливы серебряных

колокольчиков в горячем летнем небе

- услышал и, затаив дыхание, слушает сотни

и тысячи лет чудесную музыку жизни.

Умей и ты слушать эту музыку.

Дорожи красотой береги ее».

В.А.Сухомлинский

Приблизительно с шестидесятых годов двадцатого столетия, когда перед человечеством впервые остро встала проблема уничтожения всего живого в связи с промышленной деятельностью, стала оформляться новая наука – «экология» и, как следствие этого возникновения, появились такие понятия как «экологическая культура» , «экологическое воспитание». 

Термин 
«экология» был ведён значительно раньше, еще в начале 20 века учёным Э. Геккелем (1834-1919). Дословно: от греческого «oikos», «дом, родина», «loqos» - описание. Терминология дополнилась позже другими словами с общим корнем, такими как «социальная экология», «экоцид».

Экология – 1. Наука, изучающая взаимоотношения человека, животных, микроорганизмов между собой и с окружающей средой; 2. Окружающая человека среда; условия существования животных и растений в какой-либо области (Словарь русского языка С.И Ожегова)

Экологическая культура (в самом общем виде) - это система знаний, умений, ценностей и чувство ответственности за принимаемые решения в отношениях человека с природой. Основными компонентами экологической культуры личности являются: экологические знания, экологическое мышление, экологически оправданное поведение и чувство любви к природе. 

Под экологическим воспитанием понимается формирование у широких слоев населения высокой экологической культуры во всех видах человеческой деятельности, так или иначе связанных с познанием, освоением, преобразованием природы. 

Социальная экология - раздел социологии, в котором рассматриваются проблемы взаимоотношений человека и среды.

Экоцид - экологический геноцид, истребление групп населения, животного и растительного мира в результате катастрофических экологических изменений в окружающей среде.

Понятие «экологическая культура»  или «экологическое мировоззрение» включает соответствующие идеалы и ценности, нормы поведения, экологическую ответственность, чувство "Гражданина планеты Земля".

Как правило, человек, которому с детских лет не привито нравственное отношение к природе, став субъектом производства, окажется, глух к запоздалым усилиям привить ему нормы профессионально-экологической морали.

Не стоит считать, что умственно отсталые дети не нуждаются в экологическом воспитании. Эти дети являются неотъемлемой частью нашего общества, вносят свой посильный вклад в окружающую их действительность, а, став взрослыми, способны влиять на нее. Воспитательные учреждения VIII вида готовят своих воспитанников к самостоятельной жизни и деятельности в естественном социальном окружении. Значит, умственно отсталые дети должны быть воспитаны так, чтобы их самостоятельное поведение в разнообразных жизненных ситуациях соответствовало существующим в обществе социальным нормам.

Полноценная социальная адаптация детей с отклонениями в развитии невозможна без формирования системы их нравственно-правового сознания и соответствующего социального поведения, включающего в себя и экологическое воспитание.

Проблема экологического воспитания обретает новые характеристики и, соответственно, новые подходы к ее решению как составная часть целостного процесса социальной адаптации, жизненного самоопределения и становления личности воспитанников.

Сегодня стало жизненно важно возродить в российском обществе чувство истинной любви к природе, к окружающему миру в целом, бережного к нему отношения как духовно-нравственную и социальную ценность, сформировать в молодом человеке граждански активные, социально значимые качества, которые он может проявить в дальнейшем.

Особенно важно это для умственно отсталых школьников, которые не в состоянии самостоятельно отделить плохое от хорошего, составить себе шкалу нравственных ценностей. Системный подход воспитателей при формировании экологических представлений у проблемных детей позволяет снизить силу цинизма, бездуховности, дурного примера и, наоборот, усилить ориентацию на развитие интересов и способностей.  Усилия педагогов должны быть направлены на укрепление здоровья, овладения новыми навыками общения и поведения в окружающем мире, дисциплинированности, упорства в достижении цели, общего развития личности.

Экологическое воспитание - составная часть нравственного воспитания. Поэтому под экологическим воспитанием следует понимать единство экологического сознания и поведения, гармоничного с природой. На формирование экологического мировоззрения оказывают влияние экологические знания и убеждения. Экологические представления формируются на тематических занятиях, праздниках, беседах, творческой и трудовой деятельности. Эти экологические знания на протяжении определенного времени переводят в убеждения, доказывая ребятам на интересных примерах необходимость жить в гармонии с природой. Знания, переведенные в убеждения, формируют экологическое мировоззрение.

Экологическое поведение складывается из отдельных поступков (совокупность состояний, конкретных действий, умений и навыков) и отношения человека к поступкам, на которые оказывают влияние цели и мотивы личности (мотивы в своем развитии проходят следующие этапы: возникновение, насыщение содержанием, удовлетворение).

В сущности воспитания экологического мировоззрения выявляются две стороны:

 первая – экологическое сознание,

 вторая - экологическое поведение.

Экологическое сознание формируется на занятиях, а экологическое поведение формируется с годами в практической деятельности.

Таким образом, определяя сущность воспитания экологического мировоззрения можно выделить, во-первых: особенности этого процесса:

1. ступенчатый характер:

  • формирование экологических представлений;
  • развитие экологического сознания и чувств;
  • формирование убеждений в необходимости экологической деятельности;
  • выработка навыков и привычек поведения в природе;
  • преодоление в характере учащихся потребительского отношения к природе;

2. длительность;

3. сложность;

4. активность;

 во-вторых: огромное значение психологического аспекта, который включает в себя:

  1. развитие экологического сознания;
  2. формирование соответствующих (природосообразных) потребностей, мотивов и установок личности;
  3. выработку нравственных, эстетических чувств, навыков и привычек;
  4. воспитание устойчивой воли;
  5. формирование значимых целей экологической деятельности.

Поэтому формирование экологического сознания и поведения в единстве необходимо начинать с младшего школьного возраста.

Цель экологического воспитания - формирование ответственного отношения к окружающей среде, которое строится на базе экологического сознания. Это предполагает соблюдение нравственных и правовых принципов природопользования и пропаганду идей его оптимизации, активную деятельность по изучению и охране природы своей местности.

Сама природа понимается не только как внешняя по отношению к человеку среда - она включает в себя человека.

Отношение к природе тесно связано с семейными, общественными, производственными, межличностными отношениями человека, охватывает все сферы сознания: научную, политическую, идеологическую, художественную, нравственную, эстетическую, правовую.

Ответственное отношение к природе - сложная характеристика личности. Она означает понимание законов природы, определяющих жизнь человека, проявляется в соблюдении нравственных и правовых принципов природопользования, в активной созидательной деятельности по охране среды, пропаганде идей правильного природопользования, в борьбе со всем, что губительно отражается на окружающей природе.

Условием такого воспитания выступает организация взаимосвязанной научной, нравственной, правовой, эстетической и практической деятельности воспитанников, направленной на изучение и улучшение отношений между природой и человеком, в доступной для умственно отсталых детей форме.

Критерием сформированности ответственного отношения к окружающей среде является нравственная забота о будущих поколениях.

Цель экологического воспитания достигается по мере решения в единстве следующих задач:

  • образовательных - формирование системы знаний об экологических проблемах современности и пути их разрешения;
  •  воспитательных - формирование мотивов, потребностей и привычек экологически целесообразного поведения и деятельности, здорового образа жизни;
  •  развивающих - развитие системы практических умений  по улучшению окружающей среды своей местности; развитие стремления к активной деятельности по охране окружающей среды: интеллектуального (способности к анализу экологических ситуаций), эмоционального (отношение к природе как к универсальной ценности), нравственного (воли и настойчивости, ответственности).

Нужны конкретные требования, охватывающие ценностные ориентации, знания и умения на базовом уровне экологического образования. Содержание экологического воспитания включает в себя систему норм (запретов и предписаний), которые вытекают из ценностных ориентаций, принципиально отличающихся от господствующих.

С традиционной точки зрения мир существует для человека, который выступает мерой всех вещей, мерой же природы является ее полезность. Отсюда потребительское отношение к природе.

В противовес новая система ценностей исходит из понимания уникальности и самоценности природы. При этом человек рассматривается как часть природы, а при характеристике природы подчеркивается ее многосторонняя ценность для человека.

Выявляется междисциплинарный состав содержания экологического воспитания, которое можно сгруппировать в четыре компонента - научный, ценностный, нормативный и деятельностный.

Научный - ведущие идеи, теории и концепции, характеризующие здоровье человека и природную среду его обитания; происхождение, эволюцию и организацию природных систем как объектов использования и охраны.

Ценностный - экологические ориентации человека на различных этапах истории общества; цели, идеалы, идеи, характеризующие человека и природу как универсальные ценности; понятие экономической оценки окружающей среды, ущерба, наносимого ей, затрат, необходимых на ее восстановление и предотвращение ущерба.

Нормативный - система нравственных и правовых принципов, норм и правил, предписаний и запретов экологического характера.

Воспитание умственно отсталых детей в условиях специальных коррекционных учреждений VIII вида, подразумевает их подготовку к жизни в естественном социальном окружении.  Их поведение должно соответствовать всем нормам общества: моральным, этическим, социальным, правовым.

Определенные  психофизические особенности умственно отсталых детей затрудняют процесс воспитания их социально-правового поведения. Знание этих особенностей необходимо для эффективной работы педагога, для понимания причин, обусловливающих успехи и неудачи обучения и воспитания, для поиска адекватных способов и приемов педагогического воздействия.

Умственно отсталые дети характеризуются стойкими нарушениями всей психической деятельности. Эти дети способны к развитию, но осуществляется оно замедленно, атипично, со многим отклонениями. Структура психики умственно отсталого ребенка чрезвычайно сложна. Первичный дефект приводит к возникновению многих других вторичных и третичных отклонений. Нарушения познавательной деятельности и личности умственно отсталого ребенка отчетливо обнаруживаются в самых различных проявлениях.

Это, прежде всего, грубые нарушения познавательного развития,  низкая способность к обобщению, низкая критичность мышления, незрелость эмоций, личностная направленность на удовлетворение примитивных потребностей, повышенная внушаемость, низкая сопротивляемость отрицательному влиянию, нарушения самокритичности, нарушения в развитии воли, разнообразные нарушения поведения. Следует отметить замедленную восприимчивость умственно отсталых детей, сочетающуюся со значительным сужением объема воспринимаемой информации. Узость, ограниченность восприятия мешают умственно отсталым детям ориентироваться в той или иной ситуации, особенно в незнакомой, непривычной обстановке. В результате восприятие и понимание окружающего оказываются упрощенными и нередко искаженными.

Для многих умственно отсталых детей характерно отставание в физическом развитии, патологическая замедленность или импульсивность движений, нарушение зрительно-двигательной координации, снижение мышечного тонуса, неразвитость моторики и многое другое.

Недостатки познавательной, речевой, эмоционально-волевой и двигательной сферы умственно отсталых детей во многом осложняют решение задач, которые ставят перед собой педагоги коррекционных учреждений.  Однако наряду с недостатками, этим детям присущи и некоторые положительные возможности, наличие которых служит опорой, обеспечивающей процесс развития.

Для продвижения умственно отсталого ребенка в общем развитии, для усвоения им знаний, умений и навыков  основным является  специально организованное обучение и воспитание. Обучение таких детей направлено на формирование  и развитие у них высших психических  процессов – мышления, памяти, внимания, логики. В процессе воспитания умственно отсталых школьников сочетается настойчивая работа по формированию у них общественно ценных личностных качеств со специфической коррекционной работой, направленной на исправление недостатков их характера и поведения.

В результате проводимой педагогической работы воспитанникам специальных коррекционных учреждений VIII вида, оказывается вполне доступной правильная оценка фактов и событий общественной жизни.

Работа по воспитанию экологического сознания у детей ведется воспитателем   ежедневно, непрерывно, в различных направлениях и напрямую зависит от образа жизни воспитанников, режима дня. В режим дня, после школьных занятий, включены прогулки, групповое вечернее занятие, занятия детей по интересам, самоподготовка. В каждый из режимных моментов имеется возможность вводить элементы воспитания экологической направленности.

Воспитатель организует прогулку таким образом, чтобы дети провели ее с максимальной пользой: наблюдения за погодой, физический труд, подвижные игры.

Наблюдения за природой проводятся ежедневно, надневной и вечерней прогулках. Воспитатель привлекает внимание детей к изменениям, происходящим в природе. Эти изменения могут быть:

  • долгосрочные, которые нельзя оценить в течение одного дня. Это сезонные изменения.
  • кратковременные, которые хорошо прослеживаются в течение одного дня: долгота светового дня, температурный режим, осадки.

Наблюдения должны проводиться исходя из деления природы на живую и неживую, в соответствии со временем года.

Воспитатель беседует с воспитанниками на выбранную им тему. Совершенно недостаточно просто заметить какие-либо изменения, необходимо задавать вопрос «почему», с целью добиться от воспитанников понимания происходящих процессов в природе. В ход беседы следует включать моменты коррекционной работы, носящей характер повторения знакомого материала. Воспитанникам предлагается вспомнить стихотворения о времени года, когда ведется наблюдение, поговорки, пословицы, загадки, описать красивый пейзаж, вспомнить названия перелетных и зимующих птиц, узнать птицу по голосу, вспомнить, чем питаются увиденные птицы, какую пользу они приносят, почему улетают или остаются на зиму и т.д. Данный вид работы расширяет кругозор умственно отсталых школьников, развивает память, речь, мышление, логику, закрепляет имеющиеся знания. Такие беседы требуют тщательной подготовки  воспитателя и подчиняются определенным требованиям:

  • Доступность.

В группах находятся дети разного возраста, поэтому вопросы должны быть понятны каждому ребенку, в противном случае умственно отсталые дети, не обладая нужной информацией, быстро теряют интерес к беседе, отказываются принимать в ней участие, в последствии с трудом вовлекаются в подобный вид деятельности.

  • Содержание.

Цель и задача наблюдений должны быть поставлены четко и конкретно. Задача всегда должна иметь познавательный характер, заставлять ребенка думать, вспоминать, искать ответ на поставленный вопрос. Для каждого наблюдения необходимо отбирать небольшой круг знаний. Представления об объектах природы формируются у детей постепенно, в результате многократных встреч с ними. Каждое наблюдение должно давать детям новые знания, постепенно расширяя и углубляя первоначальные представления. В организации наблюдений следует предусматривать системность, обеспечивающую их взаимосвязь. В результате у детей формируются более глубокие и полные представления об окружающем мире. Наблюдение должно способствовать развитию умственной и речевой активности детей. Активизация умственной деятельности достигается разнообразными приемами: постановкой доступной и конкретной задачи наблюдения, использованием действий обследования как способа наблюдения, привлечением детского опыта, проговариванием результатов наблюдения, сравнением одного объекта с другим, предъявлением вопросов разной степени сложности. Наблюдение должно вызывать интерес у детей к природе, желание узнать о ней как можно больше. Знания, полученные детьми в процессе наблюдений, должны закрепляться, уточняться, обобщаться  и систематизироваться с помощью других форм и методов работы (рассказ воспитателя, чтение книг о природе, рисование и лепка, ведение календарей природы, беседы об увиденном).

  • Ограниченность по времени.

Одно из важных условий правильной организации беседы во время прогулки – ее непродолжительность. Беседа должна быть короткой, достаточно содержательной, интересной, разнообразной. Иначе, ежедневные нравоучения быстро наскучат воспитанникам, не принесут никакой пользы.

  • Эмоциональный оттенок.

Во время проведения беседы воспитателю необходимо вызвать эмоциональный отклик  в душе воспитанника. Дети должны высказать свое отношение к увиденному – сломанному дереву, разбросанному мусору, сорванному и брошенному букету цветов, подожженной траве, красивому пейзажу, распустившемуся цветку, пению птиц.

Во время прогулки, экскурсии, беседуя с детьми в неформальной обстановке, педагог прививает им основные понятия и правила поведения в природе, обосновывая и объясняя их, подтверждая конкретными примерами. Основные правила:

  • Не ломай ветви деревьев и кустарников.
  • Не повреждай кору деревьев.
  • Не рви в лесу, в поле цветы.
  • Не сбивай грибы, даже ядовитые.
  • Не лови насекомых.
  • Не разоряй гнезда птиц.

Этих правил много, но, учитывая имеющиеся недостатки мыслительной деятельности воспитанников, актуально убрать из формулировок частицу «не». Педагогам рекомендуется так составлять предложения, чтобы присутствовала положительная мотивация:

  • Береги ветки деревьев и кустарников.
  • Охраняй кору деревьев от повреждений.
  • Цветы красивы только в поле, в букетах они быстро вянут.
  • Береги гнезда птиц от разорения.

Такие беседы призваны  сформировать у воспитанников понимание своего места в природе, влияния на нее, как положительного, так и отрицательного, способах уменьшить, исправить негативное воздействие и принести как можно большую пользу, развить понимание процессов, происходящих в природе, воспитать любовь к своему краю, бережное отношение к природе, носят коррекционный характер.

Физический труд во время прогулок также призван решать вопросы экологического воспитания, формирования общепринятых норм поведения и гражданской позиции. Это ежедневная уборка прилегающей территории от бумажного и другого мусора, сезонные работы - очистка территории от снега, утепление клумб и грядок снегом, сбор скошенной травы. Это и облагораживание территории: разбивка клумб, прополка цветов, уход за растениями. Такой вид работы призван сформировать у умственно отсталых детей потребность соблюдать чистоту, трудолюбие.

Групповое вечернее занятие проводится ежедневно в соответствии с тематическим планированием и планом воспитательной работы детского дома. На групповом занятии проводится работа по воспитанию экологической культуры у умственно отсталых детей с применением методов и форм работы, описанных выше. Воспитатель проводит работу, опираясь на сохранные функции детей, одновременно корригируя имеющиеся недостатки психической деятельности. Работая в данном направлении, воспитателю очень важно применять индивидуальный подход к воспитанникам.

Большое значение для воспитания экологической культуры имеют такие мероприятия,  как субботники по уборке территории детского дома, леса, памятника погибшим землякам; встречи с интересными людьми; тематические экскурсии; ролевые игры; разнообразные конкурсы; экскурсии в природу, работы на пришкольном участке, озеленение детского дома и прилегающей территории; различные тематические праздники.

Одной из наиболее крупных форм работы воспитателей является проведение тематических праздников экологической направленности: праздник «Осенний хоровод», беседа «Экологическая тревога», игра «День птиц».

Цели и задачи проведения тематических праздников:

  • Воспитывать любовь к природе, бережное к ней отношение, чувство ответственности за состояние окружающей среды.
  • Корригировать процесс становления личности, формировать духовные запросы личности каждого воспитанника.
  • Способствовать усвоению норм социального общения и опыта воспитанников.
  • Вырабатывать ответственное отношение к порученному делу.
  • Развивать и корригировать мышление, внимание, память учащихся; формировать основные приемы умственной деятельности; развивать речь, словарный запас и кругозор школьников;
  • Вырабатывать навыки самостоятельной работы (в доступных пределах);

Достижение этих целей может быть осложнено факторами, которые упоминались выше, но при правильном подходе и хорошем мотивационном стимуле можно добиться оптимальных результатов и избежать проявления отрицательных наслоений в личности ребенка.

Воспитание социально-правового (экологического) поведения умственно отсталых детей может быть успешным только в том случае, если поведение окружающих не вступает в противоречие с нравственными нормами. В условиях жизни детей в детском доме, при известной степени изолированности воспитанников от окружающего мира, личный пример взрослых, учитывая склонность детей к подражанию, является одним из наиболее действенных условий формирования социального поведения.

Экологическая культура – сравнительно новая проблема, которая  остро встала в связи с тем, что человечество вплотную подошло к глобальному кризису. В результате антропогенной деятельности окружающая природа оказалась перед прямой угрозой уничтожения. Из-за неразумного отношения к ней и ее ресурсам, из-за неправильного понимания своего места человечеству грозит деградация и вымирание. В связи с этим остро встал вопрос  об экологическом воспитании подрастающего поколения. Теоретическая основа экологического воспитания основывается на решении задач в их единстве: обучения, воспитания и  развития. Критерием сформированности ответственного отношения к окружающей среде является нравственная забота о будущих поколениях. Правильно используя различные методы воспитания, педагог может сформировать экологически грамотную и воспитанную личность. Данная работа должна проводиться с использованием всевозможных доступных форм, методов, приемов воспитания и воздействия на формирующуюся личность. Начинать воспитание целесообразно как можно раньше, с дошкольного или раннего школьного возраста, используя естественную любознательность детей и интерес к новому, неизвестному.

 Проблема экологического воспитания обретает новые характеристики и, соответственно, новые подходы к ее решению.

 Результат работы складывается из комплексного труда педагогов специальных (коррекционных) учреждений, работников дополнительного образования, родителей и просто неравнодушных людей. Для достижения поставленных целей необходима система экологического воспитания, учитывающая особенности умственно отсталых детей, их склонностей, поведения и характера.

Нужно помнить о необходимости постоянного контакта воспитанников  с природой. Известный педагог Ян Амос Коменский писал: “Нужно учить так, чтобы люди, насколько это возможно, приобретали знания не из книг, но из неба и земли, из дубов и буков, т.е. знали и изучали сами вещи, а не чужие только наблюдения и свидетельства о вещах”.

Посмотрите внимательно вокруг – даже на участке школьного двора мы найдем огромное количество интереснейших объектов для исследований, игр и т.д.

    Чувство любви к природе можно воспитать, если знакомить учащихся с ее тайнами, вместе с ним разгадывать их, показывать ему интересное в жизни растений и животных, учить его наслаждаться природой.

    Природа оставляет глубокий след в душе воспитанников, воздействуя на все его чувства своей яркостью, многообразием. Они с огромным интересом смотрят на окружающий мир, но видят не все, иногда даже главного не замечают. А если рядом воспитатель, который учит их не только смотреть, но и видеть, дети захотят узнавать все больше и больше. Природа воспитывает в них любознательность. Любовь и интерес воспитанников к природе воспитатель использует для их всестороннего развития.

    Задача воспитателя не только дать определенные знания, но и научить детей любить и беречь природу, наслаждаться ее красотой, любить разные места, свою Родину – это и будет главной задаче.

Для достижения поставленных целей необходима система экологического воспитания, учитывающая особенности умственно отсталых детей, их склонностей, поведения и характера.

Методическое обеспечение.

1. Базарнов, В.Ф. Экскурсия как форма экологического образования текст./В.Ф. Базарнов. - Томск, 1997. - 65 с.

2. Бобылева, Л.Д., Экологическое воспитание младших школьников текст. / Л.Д. Бобылева, О.В. Бобылева // «Начальная школа». - 2003. - №5. - С.64-75.

3.  Бабакова, Т.А. Эколого-краеведческая работа с младшими школьниками текст./ Т.А. Бабакова // «Начальная школа». - 1993. - №9. - С.16-20.

4. Дагбаева, Н.В. Экологическое воспитание школьников с помощью Интернета текст. Н.В.Дагбаева // «Воспитание школьников» - 2005. - №1. - С.22-23.

5. Данилова, М.И. Занимательная экология текст. М.И.Данилова // «Воспитание школьников». - 2005. - №5. - С.25-33.

6. Дежникова Н.С. Воспитание экологической культуры у детей и подростков текст: учеб.пособие / Н.С.Дежникова, Л.Ю.Иванова, Е.М.Клемяшова, И.В.Снитко, И.В.Цветкова. - М.: Педагогическое общество России, 2001. - 64 с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Экологическое воспитание в условиях школы-интерната

Выступление на психолого-педагогическом семинаре...

Программа гендерного воспитания старшеклассниц коррекционной школы

Проблема воспитания школьников в процессе гендерной социализации очень сложна и многогранна и имеет различные аспекты - физиологические, социологические, психологические, педагогические.Можно вы...

Аспекты экологического воспитания в сельской школе

  Наше село расположено в зоне интенсивной сельхоздеятельности (пастбища, пашни, сенокосы), все это приводит к деградации природных ландшафтов, исчезновению редких представителей флоры и фауны, т.е дл...

внеклассное занятие по экологическому воспитанию в коррекционной школе 8 вида

занятие проходит в иде игры, участники учащиеся 5-6 классов...

Социальный проект «Экологическое воспитание школьника средней школы в рамках изучения иностранного языка»

Паспорт социального проекта «Экологическое воспитание школьника средней школы в рамках изучения иностранного языка»...

Методики определения уровня экологической воспитанности в основной школе

Данный материал содержит адоптивные методики по выявлению уровня воспитанности обучающихся в основной школе....