Дефектолог в школе. Чем занимается? Чем может помочь?
статья (5, 6 класс)
Посещая занятия дефектолга, ребёнок будет творчески формировать своё мышление, развивать воображение и тренировать другие важные психические функции, необходимые для успешного обучения в школе. Принципы занятий - коррекционный, эмоуионально-реабилитационный, стимулирующий. Самая приемлимая форма дополнительных занятий - это игра. В школьном возрасте внимание ребенка становится более устойчивым, идёт нпроизвольнон усвоение учебного материала.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
statya_na_sayt_shkoly.docx | 850.99 КБ |
Предварительный просмотр:
Информация дефектолога.
В настоящее время количество школьников, которые испытывают трудности в обучении, неуклонно растет. Раньше основными причинами неуспеваемости в школе считалось неправильное воспитание и проблемная социальная среда. В последние годы неуспешными оказываются и дети из благополучных семей. И все чаще хорошая успеваемость в школе дается ребенку ценой постоянных головных болей, проблем с желудочно-кишечным трактом или различных невротических проявлений.
Один ребёнок начинает говорить в год, а в четыре – уже читать. А другой, учась в школе, порой уже не в первом классе, с трудом усваивает послоговое чтение, неуверенно узнаёт или вообще путает буквы. У одних детей абсолютная грамотность, а другие, вызубрив наизусть все правила, делают в каждой строчке по несколько ошибок. И такие проблемы возникают не только у детей с тем или иным диагнозом, но и у абсолютно здоровых детей.
Когда ребёнок впервые переступает порог школы, он хочет учиться, хочет стать хорошим учеником. Ему не терпится попасть в школьный коллектив. Когда же появляются первые двойки, это желание сразу пропадает. Учиться хочет, но не может.
В чём причина?
Социальный прогресс, высокие темпы развития науки и техники приводят к тому, что общество предъявляет всё более высокие требования к школьному образованию. Школьные программы усложняются их года в год, не всегда ориентируются на возрастные и психические особенности ребенка. В результате даже способные к обучению дети попадают в разряд неуспевающих.
Другой причиной трудностей обучения могут быть различные недоформирования отделов головного мозга. И это не значит, что с ребёнком что-то не так. Ребёнок может быть абсолютно здоровым физически и умственно, но его мозг, который ещё развивается, не справляется со школьной нагрузкой.
Работу с детьми можно назвать благодатной почвой, так как мозг ребенка в отличии от мозга взрослого, находится в стадии формирования. У каждой психической функции есть своя программа развития. Мозг ребёнка созревает гетерохронно: разные функции развиваются в разное время.
Коррекционно-развивающие занятия необходимы как детям, не успевающим в школе из-за отставания в развитии отдельных психических функций, так и детям, которые со школьной программой справляются, но в ущерб своему здоровью.
Что чаще всего мы слышим от ребёнка?
Жалобы ребёнка и вероятная «расшифровка»:
- «Никак не могу вспомнить, уже забыл, не могу выучить» - проблема с памятью.
- «Нечаянно пропустил, не заметил» - проблема с вниманием.
- «Не понял» - проблема с мышлением, скоростью обработки информации.
- «Не могу представить» - проблема с воображением.
В первую очередь – ВНИМАНИЕ. Причём внимание должно обладать произвольностью, достаточной концентрацией, устойчивостью, распределением и объёмом.
Концентрация и устойчивость помогают долгое время удерживать внимание на том или ином объекте деятельности, не отвлекаясь на посторонние раздражители.
Важен хороший объём внимания, особенно акустического. Это нужно для понимания инструкции, к тому же если она большая по содержанию.
Распределение внимания подразумевает одновременное восприятие разномодальной информации: например, слушать учителя и писать. С нейрофизиологической точки зрения, внимание может страдать из-за недоформирования глубинных отделов мозга.
Также важны нейродинамические показатели, отвечающие за хорошую работоспособность. Если ребёнок быстро утомляется, то появляется непроизвольное ослабление внимания. Возникает цикличность активности, когда периоды нормальной умственной работы чередуются с полными спадами. Такой ребёнок просто «отключается» на уроке или в другой деятельности, которая требует долгого сосредоточения. За хорошую работоспособность также отвечают глубинные отделы головного мозга, так называемый «ствол».
Следующий пункт – это хороший уровень САМОРЕГУЛЯЦИИ и контроля собственной деятельности. Иногда ребёнку приходится прилагать усилия, чтобы выполнить то или иное задание.
Для этого необходима ВОЛЯ. Если уровень самоконтроля низкий, то ребёнку будет трудно планировать и контролировать свои действия, тяжело соблюдать какие-либо требования и инструкции. За сферу самоконтроля отвечают лобные отделы головного мозга, которые созревают в последнюю очередь, примерно к 15-18 годам. Но в норме ребёнок к 7-8 годам обладает достаточным уровнем самоконтроля для обучения в школе.
Большое значение имеет хороший уровень всех видов ВОСПРИЯТИЯ.
Например, недостаточный уровень зрительного восприятия может зеркалить буквы, путать их при написании. Ему трудно будет скопировать фигуру, держаться в строке при письме. За это отвечают теменно-затылочные и теменно-височно-затылочные отделы головного мозга.
При несформированности акустического восприятия могут возникать трудности понимания инструкции, либо проблемы фонематического характера: различение звуков на слух, особенно оппозиционных фонем Б-П, Д-Т. и т.д. За это отвечают височные отделы головного мозга.
Качественному обучению мешают и проблемы в речевой сфере: небольшой словарный запас, нарушения звукопроизношения, недостаточное развитие лексико-грамматического строя, связной речи.
Также для обучения необходим хороший уровень развития ПАМЯТИ. Как правило, зрительная память является у многих людей ведущей. Поэтому проблемы с ней встречаются реже. Чем со слухоречевой. За слухоречевую память отвечают височные отделы левого полушария. Если у ребенка плохо развиты все виды памяти (зрительной, слухоречевой, двигательной), то это показатель несформированности глубинных отделов головного мозга, общего блока питания всех отделов мозга.
Необходим и хороший уровень мыслительных операций: анализа, синтеза, сравнения, классификации, обобщения, умозаключения.
Также следует обратить внимание на ребёнка, ели он ИМПУЛЬСИВЕН или МЕДЛИТЕЛЕН, имеются трудности переключения с одной деятельности на другую. Это может проявляться в письме – переключение с одной графемы на другую, ребёнок «застревает» и пишет одну букву или слог несколько раз подряд. За процессы переключения отвечают заднелобные отделы головного мозга.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
права и обязанности дефектолога в школе
права и обязанности дефектолога в школе...
Собрание для родителей в рамках проекта "Особый ребенок" на тему: "Дефектолог в школе"
В ноябре 2014 года прошло собрание для родителей на тему: Дефектолог в школе".В связи с переходом на новые Стандарты и качественно иную парадигму образовательного процесса, претерп...
Кто такой дефектолог и чем он может помочь детям с ЗПР?
Специфика работы учителя-дефектолога...
Чем учитель-дефектолог может помочь ребёнку?
Консультация для родителей...
Использование информационно-коммуникативных технологий в коррекционно-развивающей работе учителя-дефектолога в школе с ЗПР.
В последние годы отмечается увеличение числа детей с ОВЗ и, соответственно, возникает необходимость поиска наиболее эффективного пути воспитания и обучения данной категории детей. Для этого как ...
«Специфика работы учителя-дефектолога в школе для обучающихся с ОВЗ.»
Дефектолог - это специалист, который занимается развитием, обучением и воспитанием детей с ограниченными возможностями здоровья, то есть работающий с детьми, которые по различным причинам испытывают т...
Содержание и основные методы работы учителя-дефектолога в школе.
Любое сопровождение детей с задержкой психического развития или других интеллектуальных нарушений представляет собой комплекс специальных занятий и упражнений, направленных на повышение познавательног...