Кто такой дефектолог и чем он может помочь детям с ЗПР?
консультация на тему

Козырева Надежда Ивановна

Специфика работы учителя-дефектолога

Скачать:


Предварительный просмотр:

Кто такой дефектолог и чем он может помочь ребенку с ЗПР?

        В широком понимании дефектологом является специалист, который занимается изучением, обучением, воспитанием и социализацией детей, имеющих отклонения в своем развитии.

Какие же функции выполняет дефектолог в детском саду?

        Во-первых, дефектолог в детском саду проводит полное и подробное обследование каждого ребенка на предмет особенностей его познавательного и социального развития, в процессе которого он определяет способности ребенка к обучению и к игре, что помогает ему организовать работу с этим ребенком так, чтобы максимально скорректировать выявленные недостатки развития.

      Во-вторых, дефектолог повышает познавательную активность детей и при этом развивает основные психические процессы, такие как мышление, воображение, внимание, любознательность, память, восприятие.

      В-третьих, работа дефектолога направлена на формирование и развитие игровой деятельности детей, которая является главным видом деятельности для детей этого возраста.

     Таким образом, целью коррекционно-педагогической работы дефектолога с ребенком с ЗПР в условиях дошкольного учреждения является формирование психологической основы для полноценного развития его личности.

    Учителю-дефектологу важно сформировать познавательные процессы, являющиеся основой для развития мышления: память, внимание, различные виды восприятия, зрительные, слуховые, моторные функции и межсенсорные связи, познавательную и творческую активность ребенка. Кроме того, в работе создаются условия для становления ведущих видов деятельности. При достижении этих целей возможна полноценная подготовка к обучению в массовой школе.

    Учитель-дефектолог работает в тесном контакте с врачами, воспитателями, психологом, музыкальным руководителем, инструктором по физическому воспитанию и родителями.

    Учитель-дефектолог в группе проводит подгрупповые и индивидуальные занятия.

    Подгрупповые занятия проводятся по следующим дисциплинам:

1.Ознакомление с окружающим миром и развитие речи(все возрастные категории).Основная задача занятий:

  • расширение кругозора детей;
  • уточнение у них представлений о предметах и явлениях, природе, социальной действительности;
  • ознакомление с основами безопасности жизни;
  • формирование экологических знаний;

    В процессе занятий обязательно решаются задачи развития речи:

  • обогащения словаря, уточнения значений слов;

    В структуру занятий включаются игры и упражнения, направленные на развитие познавательных процессов.

2. Развитие элементарных математических представлений (все возрастные категории).    Математическое развитие является мощным инструментом:

  • для сенсорного развития (ориентироваться в цвете, форме, величине предметов, группировка множеств предметов по заданным признакам и др.);
  • для познавательного развития (умение анализировать, классифицировать, сравнивать и обобщать, устанавливать причинно-следственные зависимости и закономерности и др.);
  • развития речи (формирование навыков построения развернутых высказываний, логико-грамматических конструкций);
  • подготовки к школьному обучению.

       На индивидуальных занятиях учитель-дефектолог:

  • развивает основные виды памяти и внимания, восприятия и мышления, воображение;
  • стимулирует развитие познавательной активности, формирование учебной мотивации;
  • совершенствует двигательные функции: общую и мелкую моторику, формирует элементарные графомоторные навыки;
  • производит закрепление основных понятий, изученных на подгрупповых занятий, усвоенных ребенком не в достаточной степени;
  • закрепляет основные понятия по ранее изученным темам.

      Кроме занятий с ребенком дефектолог проводит консультирование родителей, во время которого родители учатся необходимым приемам обучения своего ребенка.

     Однако, родителям нужно помнить, что большую часть времени ребенок проводит не в детском саду, а в семье. Поэтому одни занятия дефектолога с ребенком не дадут такого результата, который можно получить при длительной и целенаправленной работе специалиста совместно с родителями. Дефектолог может сделать очень много для ребенка, но он не сможет заменить ему родителей в повседневной жизни!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

памятка родителей КАК вы можете помочь подростку, употребляющему наркотики

памятка  родителей КАК вы можете помочь подростку, употребляющему наркотики...

Рекомендации для родителей Как родитель может помочь своему ребёнку в изучении английского языка, даже если сам родитель языка не знает

материал содержит полезные рекомендации для родителей, дети которых изучают английский язык.В материале даются ответы на часто возникаемые вопросы. Материал взят с сайта http://englishmylife.ucoz...

Кто такой дефектолог? Зачем нужны занятия с дефектологом?

Краткое описание предназначения и круга вопросов специалиста....

Дефектолог в школе. Чем занимается? Чем может помочь?

Посещая занятия дефектолга, ребёнок будет творчески формировать своё мышление, развивать воображение и тренировать другие важные психические функции, необходимые для успешного обучения в школе. Принци...