Кто такой дефектолог и чем он может помочь детям с ЗПР?
консультация на тему
Специфика работы учителя-дефектолога
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
kto_takoy_defektolog_i_chem_on_mozhet_pomoch_rebyonku_s_zpr.docx | 5.18 КБ |
Предварительный просмотр:
Кто такой дефектолог и чем он может помочь ребенку с ЗПР?
В широком понимании дефектологом является специалист, который занимается изучением, обучением, воспитанием и социализацией детей, имеющих отклонения в своем развитии.
Какие же функции выполняет дефектолог в детском саду?
Во-первых, дефектолог в детском саду проводит полное и подробное обследование каждого ребенка на предмет особенностей его познавательного и социального развития, в процессе которого он определяет способности ребенка к обучению и к игре, что помогает ему организовать работу с этим ребенком так, чтобы максимально скорректировать выявленные недостатки развития.
Во-вторых, дефектолог повышает познавательную активность детей и при этом развивает основные психические процессы, такие как мышление, воображение, внимание, любознательность, память, восприятие.
В-третьих, работа дефектолога направлена на формирование и развитие игровой деятельности детей, которая является главным видом деятельности для детей этого возраста.
Таким образом, целью коррекционно-педагогической работы дефектолога с ребенком с ЗПР в условиях дошкольного учреждения является формирование психологической основы для полноценного развития его личности.
Учителю-дефектологу важно сформировать познавательные процессы, являющиеся основой для развития мышления: память, внимание, различные виды восприятия, зрительные, слуховые, моторные функции и межсенсорные связи, познавательную и творческую активность ребенка. Кроме того, в работе создаются условия для становления ведущих видов деятельности. При достижении этих целей возможна полноценная подготовка к обучению в массовой школе.
Учитель-дефектолог работает в тесном контакте с врачами, воспитателями, психологом, музыкальным руководителем, инструктором по физическому воспитанию и родителями.
Учитель-дефектолог в группе проводит подгрупповые и индивидуальные занятия.
Подгрупповые занятия проводятся по следующим дисциплинам:
1.Ознакомление с окружающим миром и развитие речи(все возрастные категории).Основная задача занятий:
- расширение кругозора детей;
- уточнение у них представлений о предметах и явлениях, природе, социальной действительности;
- ознакомление с основами безопасности жизни;
- формирование экологических знаний;
В процессе занятий обязательно решаются задачи развития речи:
- обогащения словаря, уточнения значений слов;
В структуру занятий включаются игры и упражнения, направленные на развитие познавательных процессов.
2. Развитие элементарных математических представлений (все возрастные категории). Математическое развитие является мощным инструментом:
- для сенсорного развития (ориентироваться в цвете, форме, величине предметов, группировка множеств предметов по заданным признакам и др.);
- для познавательного развития (умение анализировать, классифицировать, сравнивать и обобщать, устанавливать причинно-следственные зависимости и закономерности и др.);
- развития речи (формирование навыков построения развернутых высказываний, логико-грамматических конструкций);
- подготовки к школьному обучению.
На индивидуальных занятиях учитель-дефектолог:
- развивает основные виды памяти и внимания, восприятия и мышления, воображение;
- стимулирует развитие познавательной активности, формирование учебной мотивации;
- совершенствует двигательные функции: общую и мелкую моторику, формирует элементарные графомоторные навыки;
- производит закрепление основных понятий, изученных на подгрупповых занятий, усвоенных ребенком не в достаточной степени;
- закрепляет основные понятия по ранее изученным темам.
Кроме занятий с ребенком дефектолог проводит консультирование родителей, во время которого родители учатся необходимым приемам обучения своего ребенка.
Однако, родителям нужно помнить, что большую часть времени ребенок проводит не в детском саду, а в семье. Поэтому одни занятия дефектолога с ребенком не дадут такого результата, который можно получить при длительной и целенаправленной работе специалиста совместно с родителями. Дефектолог может сделать очень много для ребенка, но он не сможет заменить ему родителей в повседневной жизни!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
В помощь выпускнику 11 класса. Образец итогового сочинения-рассуждения на тему « На какие жизненные вопросы может помочь тебе ответить литература?»
В помощь выпускнику 11 класса (учебные материалы по подготовке к ЕГЭ по русскому)...
памятка родителей КАК вы можете помочь подростку, употребляющему наркотики
памятка родителей КАК вы можете помочь подростку, употребляющему наркотики...
Рекомендации для родителей Как родитель может помочь своему ребёнку в изучении английского языка, даже если сам родитель языка не знает
материал содержит полезные рекомендации для родителей, дети которых изучают английский язык.В материале даются ответы на часто возникаемые вопросы. Материал взят с сайта http://englishmylife.ucoz...
Кто такой дефектолог? Зачем нужны занятия с дефектологом?
Краткое описание предназначения и круга вопросов специалиста....
Чем учитель-дефектолог может помочь ребёнку?
Консультация для родителей...
Дефектолог в школе. Чем занимается? Чем может помочь?
Посещая занятия дефектолга, ребёнок будет творчески формировать своё мышление, развивать воображение и тренировать другие важные психические функции, необходимые для успешного обучения в школе. Принци...
Чем может помочь ребенку дефектолог?
Стастья о дефектологе...