картотека физминуток и пальчиковых игр
картотека

картотека физминуток и пальчиковых игр

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kartoteka_fizminutok_i_palchikovyh_igr.docx102.5 КБ

Предварительный просмотр:

МБДОУ «Д/с № 28»

КАРТОТЕКА

Физминуток и пальчиковых игр по лексическим темам

Выполнила: Учитель-логопед Орлова Е.И.

Лексическая тема

 «Сад. Фрукты, ягоды»

Дыхательные упражнения.

И. п. -  стоя, ноги вместе, руки опущены. Поднять руки вперед, вверх – вдох. Опустить руки на колени, приседая и расслабляясь – выдох.

Пальчиковая гимнастика

«Компот»

Будем мы варить компот,

Фруктов нужно много вот:

Будем яблоки крошить,

Грушу будим, мы рубить.

Отожмем лимонный сок,

Слив положим и песок.

Варим, варим мы компот.

Угостим честной народ.

Левую ладошку держат

«ковшиком» пальцем правой руки мешают.

Загибают пальчики по одному,

начиная с большого.

Опять варят и мешают

Физкультминутка

«Садовник» (Н. В. Нищева)

Мы вчера в саду гуляли.

Мы смородину сажали. 

Яблони белили мы

Известью, белилами.

Починили мы забор.

 Завели мы разговор:

 — Ты скажи, Садовник наш.

Что ты нам в награду дашь?

— Дам в награду слив лиловых.

Груш медовых.

Самых крупных спелых яблок.

Вишен целый килограмм.

Вот что вам в награду дам.

Идут по кругу, взявшись за руки.

Изображают, как копают яму и сажают в нее куст

Движение правой рукой вверх- вниз.

Имитируют удары молотком.

Стоят лицом в круг.

В центр выходит один ребенок.

Ведут диалог 

На каждое название фруктов загибают по одному пальцу на обеих руках, начиная с больших

Лексическая тема

 «Огород, Овощи, грибы»

Дыхательные упражнения.

«Надуваем шарик».

И. п. – стоя, рука лежит на верхней части живота. Вдох через рот и нос. При вдохе передняя стенка живота и подложечная область поднимаются и выпячиваются, при выдохе – опускаются. При этом верхний плечевой пояс почти неподвижен. Рука контролирует правильное выполнение упражнения.

    Вот мы шарик надуваем,

    А рукою проверяем.

    Шарик лопнул – выдыхаем,

    Наши мышцы расслабляем..

Пальчиковая гимнастика

 «Грибы» (Н. В. Нищева)

Топ-топ — пять шагов,

В туесочке пять грибов.

Мухомор красный —

Гриб опасный.

А второй — лисичка,

Рыжая косичка.

Третий гриб — волнушка,

Розовое ушко.

А четвертый гриб — сморчок,

Бородатый старичок.

Пятый гриб — белый,

Ешь его смело!

Шагают пальчиками по столу. Переплели пальцы — сделали туесочек, большие пальцы — ручка.

Загибают по одному пальцу на обеих руках, начиная с мизинцев, на каждое название гриба.

Физкультминутка

«Урожай».

В огород пойдем,

Урожай соберем.

(Маршировать на месте.)

Мы морковки натаскаем

(«Таскают».Изображать, как вытаскивают изземли морковь.)

И картошки накопаем.

(«Копают».Изображать, как копают.)

Срежем мы кочан капусты,

(«Срезают».Изображать, как срезают у земликочан.)

Круглый, сочный, очень вкусный,

(Показывают круг руками — 3 раза.)

Щавеля нарвем немножко

(«Рвут».Изображать, как рвут щавель.)

И вернемся по дорожке.

(Маршировать на месте.)

Н.В.Нищева

Лексическая тема

 «Мой дом», «Мой город»

Дыхательные упражнения.

1) бег на месте, закрыв правую половину носа, дышать через левую ноздрю. То же самое проделать, закрыв левую ноздрю.

2) закрыть правую ноздрю и протяжно тянуть «гммм», то же – закрыв левую ноздрю.

Пальчиковая гимнастика

«Моя страна»

Посмотрю на карту я:

Вот российская земля.

Есть леса тут и озера,

Горы, реки и моря.

Я люблю тебя, Россия,

Ты же Родина моя!

Вытягивают вперед прямые ладони.

По очереди соединяют одноименные пальцы рук.

Крепко сжимают в «замок».

Прикладывают руки к груди.

Физкультминутка

«Речка» (Н. В. Нищева)

К речке быстрой мы спустились,

Наклонились и умылись.

Раз, два, три, четыре —

Вот как славно освежились.

А теперь поплыли дружно.

 Делать так руками нужно:

Вместе — раз, это брасс,

Одной, другой — это кроль.

Все как один плывем,

как дельфин.

Вышли на берег крутой

 И отправились домой.

Дети идут к центру круга.

Наклоняются, трут лицо руками.

На каждую строку четыре движения ладонями к лицу.

Идут по кругу, взявшись за руки.

Показывают «брасс», «кроль», двигаясь по кругу.

Идут по кругу друг за другом, делая руками «брасс» или «кроль».

Идут лицом от центра круга.

Лексическая тема

 «Я – человек»

Дыхательные упражнения.

1) бег на месте, закрыв правую половину носа, дышать через левую ноздрю. То же самое проделать, закрыв левую ноздрю.

2) закрыть правую ноздрю и протяжно тянуть «гммм», то же – закрыв левую ноздрю.

Пальчиковая гимнастика

«Прогулка»

Пошли пальчики гулять,

А вторые догонять.

Третьи пальчики бегом,

А четвертые пешком,

Пятый пальчик поскакал

И в конце пути упал.

Пальцы обеих рук поочередно пробегают от колен до живота.

Физкультминутка

«Зарядка»

Я повторяю по утрам:

— Мой позвоночник гибок, прям.

Когда я сплю, стою, сижу,

За позвоночником слежу.

Я позвоночник берегу

И от болезней убегу.

Дети делают наклоны
в стороны, вперед-назад.

Наклоняют голову вперед,
выпрямляют, делают пружинку.

Руки кладут крест-накрест на плечи.

Поглаживают тыльной стороной руки спину.

Бегают на месте.

Лексическая тема

 «Одежда, обувь, головные уборы»

Дыхательные упражнения.

Выпад правой ногой  в сторону – вдох, приставить обратно – выдох. То же левой ногой.

Пальчиковая гимнастика

«Ботинки» (Н. В. Нищева)

Всюду, всюду мы вдвоем

Неразлучные идем.

Мы гуляем по лугам.

По зеленым берегам.

Вниз по лестнице сбегали.

Вдоль по улице шагали.

После лезем под  кровать,

Будем там тихонько спать.

Среднии и указательный пальчики «шагают» по столу.

Дети загибают по одному пальцу на обеих руках на каждую строку.

Кладут ладони на стол.

Физкультминутка

«Маша растеряша»

Ищет вещи Маша,

Маша растеряша

И на стуле нет,

И под стулом нет,

На кровати нет,

Под кроватью нет.

Вот какая Маша,

Маша растеряша!   

Поворот в одну сторону.

Поворот в другую сторону.

Руки вперёд, в стороны

Присесть, развести руки в стороны.

Наклоны головы влево-вправо.

Погрозить указательным пальцем.

Лексическая тема

 «Посуда»

Дыхательные упражнения.

«Кипит чайник».

Дутье нижней губой на нос и на челку – обдувание лица.

Пальчиковая гимнастика

«Машина каша» (Н. В. Нищева)

Маша каши наварила,

Маша кашей всех кормила,

Положила Маша кашу

Кошке – в чашку,

Жучке – в плошку,

А коту – в большую ложку.

В миску курицам, цыплятам

И в корытце поросятам.

Всю посуду заняла,

Все до крошки раздала.

Указательным пальцем правой руки мешают в ладошке левой руки.

Загибают по одному пальцу на обеих руках, начиная с больших, на каждое название посуды.

Разжимают кулаки.

Сбувают воображаемые крошки с ладошек.

Физкультминутка

«Посуда» (Н. В. Нищева)

Вот большой стеклянный чайник,

Очень важный, как начальник.

Вот фарфоровые чашки,

Очень хрупкие, бедняжки.

Вот фарфоровые блюдца,

Только стукни — разобьются.

Вот серебряные ложки,

Голова на тонкой ножке.

Вот пластмассовый поднос.

Он посуду нам принес.

Надули животик: одна рука на поясе, другая изогнута, как носик.

Присели, одна рука на поясе.

Кружатся, рисуя руками круг.

Потянулись, руки сомкнули над головой.

Легли на ковер, вытянули

Лексическая тема

 «Миром правит доброта. Игрушки»

Дыхательные упражнения.


Дети выполняют имитацию надувания воздушных шариков: дыхание ртом короткое, отрывистое, губы вытянуты трубочкой, произносить «ф-ф-ф-ф»; воспитатель предлагает им поиграть с настоящими воздушным шариком.

«Шар сдулся». Набрать воздух носом. Длинный, долгий выдох «ш-ш-ш-ш». В конце – хлопок в ладоши.

Пальчиковая гимнастика

Танины игрушки

На большом диване в ряд
Куклы Танины сидят: 

Два медведя, Буратино

И веселый Чиполино,

И котенок, и слоненок.

Раз, два, три, четыре, пять.

Помогаем нашей Тане

Мы игрушки сосчитать.

(Попеременно хлопают в ладоши , стучат кулаками.)
(Загибают поочередно все пальцы.)

(Разгибают поочередно все пальцы.)

(Попеременно хлопают в ладоши )

(стучат кулаками.)

Физкультминутка

«Буратино»

Буратино потянулся.

Раз нагнулся, два нагнулся.

Руки в стороны развёл –

Видно ключик не нашёл.

Чтобы ключик нам достать

Надо на носочки встать.

Лексическая тема

 «Перелетные птицы»

Дыхательные упражнения.

Упражнение «Комары»

Цель. Развитие силы голоса и речевого дыхания.

Педагог ставит 2 детей друг против друга (большой комар и маленький комарик) и, по сигналу, дети начинают громко тянуть звуки З, ЗЬ (комар: З, комарик: ЗЬ). кто тянет дольше, не делая дополнительного вдоха, тот выиграл.

Пальчиковая гимнастика

«Птички» (Н. В. Нищева)

Эта птичка — соловей.

Эта птичка — воробей.

Эта птичка — совушка,

                         сонная головушка.

Эта птичка — свиристель.

Эта птичка — коростель.

Эта птичка — злой орлан.

Птички, птички, по домам!

Дети загибают по одному пальцу на обеих руках на каждое название птицы.

Машут сложенными накрест ладонями.

Машут руками, как крыльями.

Физкультминутка

Аист, аист длинноногий,  (ходьба на цыпочках)                                          

Покажи домой дорогу.        (топнуть правой ногой)

Топай правою ногой,          (топнуть правой ногой) 

Топай левою ногой!            (топнуть левой ногой)

Снова – правою ногой,        (топать и говорить

Снова – левою ногой!          все быстрее)

После – правою ногой,

После – левою ногой!

Вот тогда придешь домой.

Лексическая тема

 «Мебель»

Дыхательные упражнения.

Руки через стороны вверх – вдох, опустить руки  - выдох. Правую руку красиво плавно отводим в сторону – вдох, возвращаем руку на пояс – выдох. Так же – левую руку.

Пальчиковая гимнастика

«Наша квартира» (Н. В. Нищева)

В нашей комнате – столовой

Есть отличный стол дубовый,

Стулья – спинки все резные,

Ножки гнутые, витые.

И ореховый буфет

Для варенья и конфет.

В комнате для взрослых – спальне

Есть для платьев шкаф зеркальный,

Две широкие кровати

С одеялами на вате

И березовый комод,

Мама там белье берет.

А в гостиной кресла есть.

Телевизор смотрят здесь.

Есть диван и стол журнальный,

В стенке – центр музыкальный.

На каждое название мебели дети загибают по одному пальцу сначала на правой, потом на левой руке.

Физкультминутка

«Шкаф»

Раз, два, три, четыре,

Много мебели в квартире.

В шкаф повесим мы рубашку,

А в буфет поставим чашку.

Чтобы ножки отдохнули,

Посидим чуть – чуть на стуле.

А когда мы крепко спали,

На кровати мы лежали.

А потом мы с котом,

Посидели за столом,

Чай с вареньем дружно пили.

Много мебели в квартире.

Лексическая тема

 «Грузовой и пассажирский транспорт»

Дыхательные упражнения.

По команде воспитателя «заводятся моторы» - произносятся на выдохе «р-р-р-р»; летают самолёты – «ж-ж-ж-ж»; разворачиваются на виражах – «у-у-у-у»; садятся на посадку – «ух-ух-ух».

Пальчиковая гимнастика

«Транспорт»

Тук-тук-тук,

Тук-тук-тук.

Наши ушки слышат стук.

Вот ладошечки шуршат,

Наши пальчики трещат.

Теперь в ладоши громко бей,

А теперь ты их согрей.

К путешествию готовы?

Да!

В путь отправимся мы снова:

Сядем мы на самолет

И отправимся в полет.

Мы теперь на корабле,

Нас качает на волне.

Едет поезд,

Колеса стучат.

С поезда много веселых ребят

Физкультминутка

Лексическая тема

 «Домашние животные и их детеныш»

Дыхательные упражнения.

«Счет».

1) счет на выдохе от 1 до 5. считать спокойно, плавно, ровно, не снижая силы голоса так, чтобы в легких всегда был воздух.

2) счет на выдохе от 1 до 5 и обратно.

Пальчиковая гимнастика

«Есть у каждого свой дом» (Н. В. Нищева)

У лисы в лесу глухом

Есть нора — надежный дом.

Не страшны зимой метели

Белочке в дупле на ели.

Под кустами еж колючий

Нагребает листья в кучу.

Из ветвей, корней, коры

Хатки делают бобры.

Спит в берлоге косолапый,

До весны сосет там лапу.

Есть у каждого свой дом,

Всем тепло, уютно в нем.

Дети загибают пальцы на обеих руках: по одному пальцу на каждое двустишие.

Удары ладонями и кулачками поочередно.

Физкультминутка

«На водопой» (Н. В. Нищева)

Жарким днем лесной тропой

Звери шли на водопой.

За мамой-лосихой топал лосенок,

За мамой-лисицей крался лисенок,

За мамой-ежихой катился ежонок,

За мамой-медведицей шел медвежонок,

За мамою-белкой скакали бельчата,

За мамой-зайчихой — косые зайчата,

Волчица вела за собою волчат.

Все мамы и дети напиться хотят.

Дети идут по кругу друг за другом.

Идут, громко топая.

Идут крадучись.

Передвигаются в глубоком приседе.

Идут вперевалку.

Скачут на носочках, согнув руки перед грудью.

Скачут, сделав ушки из ладоней.

Идут на четвереньках. Останавливаются, делают лакательные движения языком.

Лексическая тема

 «Здравствуй, зимушка зима»

Дыхательные упражнения.


Дети делятся на две команды «снежинки» и «ветерок». Снежинки кружатся, бегают на носочках; «ветерок» в это время отдыхает. После слов «ветер проснулся», дети на выдохе произносят «ш-ш-ш-ш и снежинки прячутся от ветра, оседают.

Пальчиковая гимнастика

«Зимние игры»

Стали дети кататься

И снегу кувыркаться        

Захотели в снежки играть

Стали лепить их и друг в друга кидать .       

 Начали комья снежные катить        

—бабу снежную лепить        

Весело зимой! Не хочется домой!

  Ладони держите горизонтально перед грудью и делайте движения вперед-назад, как бы катаясь на лыжах), правой рукой — по часовой стрелке, а левой — против часовой стрелки).

играть        (переложите «снежок» из одной ладони в другую)

 (сымитируйте соответствующие движения)

(снизу вверх двумя руками одновременно изобразите нарисуйте три стоящих друг на друге снежных кома:

Физкультминутка

«Зайка»

Зайке холодно сидеть,

Нужно лапочки погреть.

Лапки вверх, лапки вниз.

На носочках подтянись,

Лапки ставим на бочок,

На носочках скок-скок-скок.

А затем вприсядку,

Чтоб не мёрзли лапки.

Прыгать заинька горазд,

Он подпрыгнул десять раз.

(Движения выполняются по ходу текста стихотворения)

Лексическая тема

 «Дикие животные и их детеныши»

Дыхательные упражнения.

«Нюхаем воздух».

И. п. – стоя, ноги врозь, руки опущены вдоль тела. При поворотах головы влево – вправо делается короткий резкий вдох («собака нюхает воздух») и произвольный выдох. Вначале выполняется на 4 счета в 2-3 подхода, затем количество раз увеличивается. Темп – 60 вздохов в минуту. Пауза между дозами 2-3 секунды.

Пальчиковая гимнастика

«Белочки»

Раз, два, три, четыре, пять, 

Пришли белки поиграть.

Одна куда-то подевалась, 

Четыре белочки осталось. 

А теперь скорей смотри-

Их уже осталось три.

Ну и ну, какая жалость,

Только две у нас осталось. 

Эта новость так грустна- )

Осталась белочка одна.

Пока мы с тобой считали,

Белочки от нас сбежали.

(Выставить пять пальцев)

 (Спрятать руку за спину) (Выставит четыре пальца)

 (Спрятать руку за спину) (Выставить три пальца) (Спрятать руку за спину) (Выставить два пальца)

(Спрятать руку за спину.

(Выставить один палец) (Спрятать руку за спину)

Физкультминутка

«Хомячок»

Хомка-хомка, хомячок, (Ладони положить на щеки, качать головой

Полосатенький бочок. (влево – вправо)

Вместе с солнышком встает, (Потянуться вверх)

Щечки моет, шейку трет. (Потереть щеки, шейку)

Подметает хомка хатку (Наклониться вперед, размахивать руками в стороны)

И выходит на зарядку. (Ходьба на месте)

Раз, два, три, четыре, пять! (Рывки руками перед грудью)

Хомка хочет сильным стать.

Громко хлопнет он в ладошки, (Хлопать в ладоши)

Зашагает по дорожке. (Ходьба на месте)

Лексическая тема

 «Зимующие птицы»

Дыхательные упражнения.

1) гладить боковые части носа от кончика к переносице – вдох. На выдохе постукивать по ноздрям (5 раз).

2) рот закрыт. Сделать вдох и выдох через правую ноздрю, закрывая левую указательным пальцем. Так же – вдох через левую ноздрю (8-10 раз).

Пальчиковая гимнастика

«На кормушке» (Н. В. Нищева)

Сколько птиц к кормушке нашей

Прилетело? Мы расскажем.

Две синицы, воробей,

Шесть щеглов и голубей,

Дятел в пестрых перышках.

Всем хватило зернышек.

Ритмично сжимают и разжимают кулачки.

На каждое название птицы загибают по одному пальчику.

Опять сжимают и разжимают кулачки.

Физкультминутка

«Снегири» (Н. В. Нищева)

Вот на ветке посмотри,

В красных майках снегири.

Распушили перышки,

Греются на солнышке.

Головой вертят,

Улететь хотят.

Кыш! Кыш! Улетели!

За метелью! За метелью!

Опущенными руками хлопают себя по бокам.

Показывают грудку руками.

Мелко потряхивают кистями опущенных рук.

Повороты головой влево-вправо.

Бегут по кругу, взмахивая руками.

Лексическая тема

 «Новогодний калейдоскоп»

Дыхательные упражнения.

Греемся зимой

Двумя руками обхватываем

предплечья и растираем их,

произносим звук: «зззззз»

Пальчиковая гимнастика

«Подарки» (Н. В. Нищева)

Дед Мороз принёс подарки:

Буквари, альбомы, марки,

Кукол, мишек и машины,

Попугая и пингвина,

Шоколадок пол-мешка

И пушистого щенка.

Дети «шагают» пальчиками по столу.

На каждое название подарка загибают по одному пальцу сначала на правой, потом на левой руке.

Физкультминутка

«С Новым годом!» (Н. В. Нищева)

С Новым годом! С Новым годом!

Здравствуй Дедушка Мороз!

Он из леса мимоходом

Ёлку из лесу принёс.

На верхушке выше веток

Загорелась, как всегда,

Самым ярким жарким светом

Пятикрылая звезда.

Дети стоят лицом в круг, кланяются.

Идут по кругу, изображают, что несут на плече ёлку.

Встают лицом в круг, поднимают руки вверх.

Поднимаются на носочки.

Бегут по кругу, поставив руки на пояс. 

Лексическая тема

 «Новогодний калейдоскоп»

Дыхательные упражнения.

«Ушки».

И. п. – стоя, покачивать головой, как будто говоря: «Ай-ай, как не стыдно!» плечи неподвижны. Одновременно с каждым покачиванием – резкий и короткий вдох и произвольный выдох.

Пальчиковая гимнастика

«Подарки» (Н. В. Нищева)

Дед Мороз принёс подарки:

Буквари, альбомы, марки,

Кукол, мишек и машины,

Попугая и пингвина,

Шоколадок пол-мешка

И пушистого щенка.

Дети «шагают» пальчиками по столу.

На каждое название подарка загибают по одному пальцу сначала на правой, потом на левой руке.

Физкультминутка

«С Новым годом!» (Н. В. Нищева)

С Новым годом! С Новым годом!

Здравствуй Дедушка Мороз!

Он из леса мимоходом

Ёлку из лесу принёс.

На верхушке выше веток

Загорелась, как всегда,

Самым ярким жарким светом

Пятикрылая звезда.

Дети стоят лицом в круг, кланяются.

Идут по кругу, изображают, что несут на плече ёлку.

Встают лицом в круг, поднимают руки вверх.

Поднимаются на носочки.

Бегут по кругу, поставив руки на пояс. 

Лексическая тема

 «Животные севера»

Дыхательные упражнения.

«Тюлень принюхивается».

Дети делают 4-5 коротких вдоха (чувствует запах рыбы) и длительный плавный выдох.

Пальчиковая гимнастика

«Животные Севера»

Смотрите, милые друзья,

Да тут их целая семья:

У медведя-медвежонок,

У тюленя-теленок,

У пингвина-пингвиненок,

У оленя-олененок.

А теперь кормить их будем.

Травку дам оленю,

Пингвину и тюленю рыбы дам,

Мишке белому-медко,

А моржу дам молоко!

Развести руки в стороны.

Загибать пальчики, начиная с большого.

Физкультминутка

«Пингвины»

Идут себе вразвалочку,
Ступают вперевалочку
Пингвин-папа,
Пингвин-мама
И сынишка пингвинишка
В черном фраке и манишке.

Имитировать движения пингвинов, шагать по кругу.

Лексическая тема

 «Животные жарких стран»

Дыхательные упражнения.

1) гладить боковые части носа от кончика к переносице – вдох. На выдохе постукивать по ноздрям (5 раз).

2) рот закрыт. Сделать вдох и выдох через правую ноздрю, закрывая левую указательным пальцем. Так же – вдох через левую ноздрю (8-10 раз).

Пальчиковая гимнастика

«Где обедал воробей» (Н. В. Нищева)

— Где обедал, воробей?

— В зоопарке у зверей.

Пообедал я сперва

За решеткою у льна.

Подкрепился у лисицы,

У моржа попил водицы.

Ел морковку у слона.

С журавлем поел пшена.

Погостил у носорога,

Отрубей поел немного.

 Побывал я на пиру

У хвостатых кенгуру.

Был на праздничном обеде

У мохнатого медведя.

А зубастый крокодил

Чуть меня не проглотил.

Дети машут перекрещенными ладошками.

Ладошками изображают раскрывающуюся пасть.

На каждое название животного загибают по одному пальчику сначала на левой, затем на правой руке.

Опять изображают раскрывающуюся пасть животного.

Физкультминутка

«Зебра» (Н. В. Нищева)

По саванне зебра мчится.
Над землей летит как птица.
Полосатая коняшка,

Словно папина тельняшка

Бегут по кругу с высоким подниманием колена.

Меняют напрвление движения.

Лексическая тема

 «Азбука безопасности»

Дыхательные упражнения.

«Регулировщик».

И. п. – стоя, ноги на ширине плеч, одна рука поднята вверх, другая отведена в сторону. Вдох – поменять положение рук с удлиненным выдохом и произнесением звука «Р-Р-Р».

Пальчиковая гимнастика

«Дорожных правил очень много»


Дорожных правил очень много.
(«грозят» пальчиками)
Раз - Внимание дорога!
(загибают поочередно пальцы)
Два - сигналы светофора,
Три – смотри дорожный знак,
А четыре – «переход».
Правила все надо знать
(хлопки руками)
И всегда их выполнять. (показывают «класс!» большим пальцем)

Физкультминутка

«Правила безопасности»

Дома острые ножи (пальцы рук соединяют над головой в форме крыши)

В руки вовсе не бери, (разводят руки в стороны)

Не раскидывай иголки,

Убери их все на полку, (руки поднимают вверх)

Если ножницы достал,

Убери откуда взял, (руки на поясе, повороты туловища вправо - влево)

В рот таблетки не бери,

Хоть красивые они. (повороты головой вправо-влево)

Ты с игрушками играй,

И беды тогда не знай, (прыжки на месте на двух ногах).

Лексическая тема

 «Профессии и инструменты»

Дыхательные упражнения.

«Устали».

И. п. – сидя на стуле. Вдох – встать со стула. Выдох – сесть на стул, произнося «ох-х-х».

Пальчиковая гимнастика

«Повар» (Н. В. Нищева)

Повар готовил обед,

А тут отключили свет.

Повар леща берет

И опускает в компот

Бросает в котел поленья,

В печку кладет варенье

Мешает суп кочережкой,

Угли бьет поварешкой.

Сахар сыплет в бульон.

 И очень доволен он.

Приседают, ребром ладоней бьют по полу.

Имитируют выключение света правой рукой.

Загибают большие пальцы на обеих руках.

Загибают указательные пальцы.

Загибают средние пальцы.

Загибают безымянные пальцы.

Загибают мизинцы.

Изображают, как сыплют сахар.

Опускают руки, пожимают плечами.

Физкультминутка

«Старый клен» (Н. В. Нищева)

На поляне перезвон,

Это пилят старый клен.

Поперечная пила

Отхватила полствола,

Рвет кору и режет жилки,

Брызжут желтые опилки.

Только крякнул старый ствол

И пошел, пошел, пошел.

Грянул наземь левым боком,

Утонул в снегу глубоком.

Дети встают парами, изображают работу пилой.

Руки вверх, медленно наклоняются.

Ложатся, вытягиваются.

Лексическая тема

 «Наша армия»

Дыхательные упражнения.

«На турнике».

И. п. – стоя, ноги вместе, гимнастическая палка в обеих руках перед собой. Поднимаясь на носки, поднять палку вверх – вдох; опустить палку на лопатки – длительный выдох с произнесением звука «ффф» (3-4 раза).

Пальчиковая гимнастика

«Солдат»

Мимо дома, мимо сада  (кулак-ребро)

Он шагает:

раз, два три!       (кулак-ребро-ладонь)

На российского солдата   (хлопать по

С уваженьем посмотри!   коленям (полу) одна рука – ладонь, другая – кулак)

Физкультминутка

«Солдатик»

На одной ноге постой-ка, (руки на пояс, стоять на правой ноге)                                    

Будто ты солдатик стойкий.  (то же на левой ноге)                                                

Ну, смелее подними,       (поднять левую ногу

Да гляди, не упади.    вперед, руки в стороны)

А сейчас постой на левой,    (то же на левой)

Если ты солдатик смелый.

Лексическая тема

 «Пресноводные и аквариумные рыбы» + (Животный мир морей и океанов )

Дыхательные упражнения.

«Щука».

Вдох носом, на выдохе – произнесение звука «щ» с одновременным выполнением движений руками: ладони сложить «лодочкой» и совершать ими перед собой волнообразные движения.

Пальчиковая гимнастика

«Налим» (Н. В. Нищева)

Жил да был один налим.

Два ерша дружили с ним.

Прилетали к ним три утки

По четыре раза в сутки.

И учили их считать:

Раз, два, три, четыре, пять!

 

Ладони сложены, имитируют движения плывущей рыбки.

Ладони раздвинуны, имитируют движения двух плывущих рыбок.

Взмахи сложенными накрест ладонями.

Кулаки сжимают и разжимают.

Пальцы на обеих руках загибаются, начиная с большого.

Физкультминутка

«На дне» (Н. В. Нищева)

Улитки ползут,

Свои домики везут.

Рогами шевелят,

На рыбок глядят.

Рыбки плывут,

Плавниками гребут.

Влево, вправо поворот,

А потом наоборот.

Передвигаются по кругу в полуприсяде, сложив руки за спиной.

Делают «рожки» из пальчиков,

Ритмично наклоняют голову влево-вправо.

Передвигаются по кругу, делая гребковые движения руками.

Выполняют повороты туловища влево, вправо и наоборот.

Лексическая тема

 «Женский день»

Дыхательные упражнения.

«Мама варит кашу».

И. п. – стоя, одна рука лежит на животе, другая – на груди. Втягивая живот и набирая воздух в грудь – вдох; опуская грудь и выпячивая живот – выдох. При выдохе произносить звук «шшш» (5 раз).

Пальчиковая гимнастика

«Цветы маме»

Первые подснежники

Я в руках несу.

Нежные цветочки

Маме подарю.

Будь всегда красивой,

Нежной, как цветы.

Хорошо, что рядом

Есть со мною ты.

(Ладошки сжать друг с другом и

округлить  в– «Тюльпан»)

Сжать ладони в кулачки, держать перед собой)

(Вытягиваем руки вперед, ладони вверх)

Обводим овал лица)

(Прижать ладони к груди)

Физкультминутка

«Мамины помощники»

Дружно маме помогаем,

Пыль повсюду вытираем.

Мы белье теперь стираем,

Полощем, отжимаем.

Подметаем все кругом

И бегом за молоком.

Маму вечером встречаем,

Двери настежь открываем,

Маму крепко обнимаем.

Лексическая тема

 «Весна . Приметы весны»

Дыхательные упражнения.

«Сильный ветер, слабый ветер». И. п. – основная стойка. Вдох – встать на носки, руки поднять вверх, потянуться, посмотреть на руки. Выдох – присесть, обхватив руками колени, опустить голову, произнося звук «ВВВВ». Пауза – ходьба на месте.

   

Пальчиковая гимнастика

«Весна» (Н. В. Нищева)

Иди, весна, иди, красна,

Принеси ржаной колосок,

Овсяный снопок,

Яблоки душистые,

Груши золотистые,

Большой урожай в наш край.

Дети пальчиками «идут» по столу.

Загибают по одному пальчику на обеих руках, начиная с мизинца.

Физкультминутка

«Весна, весна красная!» (Н. В. Нищева)

Весна, весна красная!

Приди, весна, с радостью,

С радостью, с радостью,

С великой милостью:

Со льном высоким,

С корнем глубоким,

С хлебами обильными.

Дети идут по кругу, взявшись за руки.

Идут в противоположную сторону по кругу.

Останавливаются, поднимают руки вверх, встают на носочки, вдох.

Приседают, опускают руки, выдох.

Взявшись за руки, бегут по кругу.

Лексическая тема

 «Перелетные птицы весной»

Дыхательные упражнения.

«Грачи».

Дети стоят, наклонившись вперед, свободно свесив рук – «крылья» и опустив голову. Произносят «крак-крак-крак», одновременно похлопывая себя по коленям, - выдох. Выпрямляясь, поднимают руки к плечам – вдох. Повторить 3-5 раз.

Пальчиковая гимнастика

Перелетные птицы

Тили-тели, тили-тели –

С юга птицы прилетели!

Прилетел к нам скворушка – Серенькое перышко.

Жаворонок, соловей

Торопились: кто скорей?

Цапля, лебедь, утка, стриж,

Аист, ласточка и чиж –

Все вернулись, прилетели,

Песни звонкие запели!

Скрестить большие пальцы, помахать ладошками.

Поочередно сгибать пальцы на обеих руках, начиная с мизинца левой руки.

Снова, скрестив большие пальцы, помахать ладошками.

Указательным и большим пальцами изобразить, как поет птица.

Физкультминутка

Цапля ходит по воде
Цапля ходит по воде
И мечтает о еде.
Ноги выше поднимай
Ты, как цапля, не зевай!
(Рывком поднять ногу, согнутую в колене, как можно выше, потом другую.)
Чтоб поймать еду в водице,
Надо цапле наклониться.
Ну-ка тоже наклонись,
До носочка дотянись.
(Наклониться и достать правой рукой левую ступню, потом левой рукой правую ступню.)

Лексическая тема

 «Продукты питания»

Дыхательные упражнения.

«Мышка принюхивается».

Дети делают 4-5 коротких вдоха (мышка почуяла запах сыра) и длительный плавный выдох.

Пальчиковая гимнастика

«Мясорубка»

Мясорубку покручу,            

Фарш мясной я получу.      

Отделяю фарша горстку

На кружок кладу я горку

Я края соединяю,                            

Пальчиками их сжимаю.

(су-жок, движения     

по спирали от центра ладони   к кончикам  пальцев)

Физкультминутка

«Семен в саду»

Мы весной сажали сад,   (имитация)

А Семен сидел у гряд…   (присесть, ладони под щеку)                                            

Вот мы яблоки едим,         (имитация)

А Семену не дадим.          (поворот головы вправо – влево)                                              

Нам лентяев                       (грозят пальцем правой руки)                                              

Здесь не надо,                      (то же

Выходи, Семен, из сада!     левой рукой)

Лексическая тема

 «Цирк»

Дыхательные упражнения.

«Клоун  болеет».

И. п. – ноги вместе, руки опущены вниз. Поднимаясь на носки, потянуть руки вверх – вдох через нос. Опускаясь на всю ступню, опустить руки вниз – выдох с произнесением «ООО-Й» (4-5 раз).

Пальчиковая гимнастика

«Цирк»

В цирке весело всегда,

Мы идём сейчас туда

Мы увидим там гимнастов,

Акробатов, силачей

Много клоунов весёлых,

Дрессировщиков зверей.

Ребёнок идёт пальчиками по столу

Загибают по очереди пальцы, перечисляя цирковые профессии

Физкультминутка

«Клоун»

Вышел клоун на арену,

Поклонился всем со сцены,

 Вправо, влево и вперед... Поклонился всем как мог. (Поклоны.) 

Лексическая тема

 «Космос»

Дыхательные упражнения.

«Вырасти большой».

И. п. – ноги вместе, руки опущены вниз. Поднимаясь на носки, потянуть руки вверх – вдох через нос. Опускаясь на всю ступню, опустить руки вниз – выдох с произнесением «ух-х-х» (4-5 раз).

Пальчиковая гимнастика

«Ракета»

В звёздном небе звёзды светят

Космонавт летит в ракете

День летит, ночь летит 

И на землю вниз глядит 

(показываем звёзды, пальчики переплетаются)

(изображаем полёт ракеты: руки вверху соединить)

(загибаем пальцы)

(изображаем иллюминатор)

Физкультминутка

А сейчас мы с вами, дети, (маршировать)

Улетаем на ракете.            (потянуться, подняв руки над головой,  сомкнуть их)

На носки поднимись,

А теперь руки вниз.

Раз, два, три, потянись

Вот летит ракета ввысь.     (кружиться на месте)                                                       

Лексическая тема

 «Школа, школьные принадлежности»

Дыхательные упражнения.

«Маятник».

И. п. – стоя, ноги на ширине плеч, руки вдоль туловища. Наклоны туловища в стороны. При наклоне – выдох с произнесением «тух-х-х». Выпрямляясь – вдох. Повторить 6 раз.

Пальчиковая гимнастика

«Школа»

В школу осенью пойду          

Там друзей себе найду.          

Научусь писать, считать,       

Быстро, правильно считать.    

Я таким ученым буду!            

Но свой садик не забуду!      

(пальцы «шагают»)

(показать все пальцы)

(загибать пальцы на обеих руках,

начиная с мизинца)                                              

(большой палец вверх)

(погрозить указательным                         пальцем правой руки)

Физкультминутка

«Переменка» (Н. В. Нищева)

Переменка! Переменка!

Отдохните хорошенько:

Можно бегать и шуметь

Танцевать и песни петь,

Можно сесть и помолчать,

Только – чур! – нельзя скучать!

Дети двигаются по кругу друг за другом, выполняя поскоки.

Бегут по кругу.

Выполняют танцевальные движения.

Приседают.

Выполняют прыжки на носочках, руки держат на поясе.

Лексическая тема

 «Насекомые весной»

Дыхательные упражнения.

Фонетическая зарядка «Пчелки»

И.п. – ноги на ширине плеч, руки опущены.

1- вдох, руки в стороны.

2- выдох: «ж-ж-ж»

Пальчиковая гимнастика

«Пчела»

Прилетела к нам вчера    

Полосатая пчела.            

А за нею – шмель-шмелек            

И веселый мотылек,                        

2 жука и стрекоза,                          

Как фонарики глаза

Пожужжали, полетали,  

От усталости устали.      

(машут ладошками)

(на каждое название насекомого

загибают один палец)  (делают кружочки

из пальцев и подносят к глазам)

 (машут ладошками)

(роняют ладошки)

Физкультминутка

«Жуки»  (Н. В. Нищева)

Я жук, я жук, Я тут живу,

Жужжу, жужжу: Ж-ж-ж...

Дети приседают и произносят текст.

По сигналу педагога «Жуки» дети поднимаются и начинают бегать, расставив руки, как крылья. По сигналу «Дождь» дети должны опустить руки и присесть.

«Стрекоза» (Н. В. Нищева)

Летит стрекоза.

Как горошины глаза.

Вверх-вниз,

Взад-вперед,

Как прозрачный самолет.

Бегут по кругу, расставив руки. Руками показывают большие глаза. Сначала бегут на носочках, потом в полуприседе.

Меняют направление бега.

Свободно бегают по ковру

Лексическая тема

 «Весенние работы на селе. Откуда хлеб пришел»

Дыхательные упражнения.

Фонетическая зарядка «Трактор пашет»

И.п. – ноги на ширине плеч, руки опущены.

1- вдох, руки в стороны.

2- выдох: «ДЖ-ДЖ-ДЖ»

Пальчиковая гимнастика

«Корзина с овощами» (Н. В. Нищева)

С большою корзиной иду в огород.

На грядках растет разноцветный народ.

Тут красный, пузатый сеньор-помидор.

А там кабачок, оседлавший забор.

Румяный редис принакрылся листком, Зеленый лучок дружно всходит рядком

Как солнышко, желтая репка горит

И с черною редькой, смеясь, говорит.

Лиловый атласный висит баклажан.

И сочный, кудрявый, хрустящий салат.

Все дружно в корзине горою лежат.

Дети идут пальчиками по столу.

На каждое название овоща загибают по одному пальцу сначала на правой, а потом на левой руке.

Вновь идут пальчиками по столу.

Физкультминутка

«Сад»

Мы весной сажали сад,   (имитация)

А Семен сидел у гряд…   (присесть, ладони под щеку)

Вот мы яблоки едим,         (имитация)

А Семену не дадим.          (поворот головы вправо – влево)

Нам лентяев                        (грозят пальцем правой руки)

Здесь не надо,                      (то же

Выходи, Семен, из сада!     левой рукой)

Лексическая тема

 «День победы»

Дыхательные упражнения.

«Матросы».

И. п. – сед на пятках, руки внизу. 1-2 – волнообразный движения руками вперед – вверх, обычный вдох. 3-4 – волнообразные движения руками вниз, выдох через рот со звуком «шшш». То же, увеличивая амплитуду движений, вставая на колени и опускаясь на пятки.

Пальчиковая гимнастика

« День победы»

Отстояли наши деды                (пальцы «здороваются»

Труд и счастье на земле           мизинцы, указательные и т. д.)                          

Ярче светят в честь Победы     («звезда»)

Звезды мира на Кремле             (поднять «звезду» над головой)                                        

Небо вспыхнуло над нами,      (сжимать и разжимать кулачки)                                          

Засияло огоньками,                   («фонарики»,

Как цветы они цветут,               шевелить пальцами)

 Это праздничный салют!       («подбросить»

                       руки вверх, шевелить пальцами)             

Физкультминутка

«Едет танк»

Ехали мы, ехали, до ямы доехали.

Яму объехали, дальше поехали.

Ехали мы, ехали, к горке подъехали,

Въехали, съехали, дальше поехали.

Ехали мы, ехали и домой приехали.

Лексическая тема

 «Поздняя весна. Весенние цветы»

Дыхательные упражнения.

«Подуем на плечо».

И. п. – руки опущены, ноги слегка расставлены. Повернуть голову налево, сделать губы трубочкой – подуть на плечо. Голова прямо – вдох. Голову вправо – выдох (губы трубочкой). Голова прямо – вдох носом. Опустить голову, подбородком касаясь груди, - вновь сделать спокойный, слегка углубленный выдох. Голова прямо – вдох носом. Поднять лицо кверху и снова подуть через губы, сложенные трубочкой (2-3 раза).

Пальчиковая гимнастика

«Наши нежные цветки»

Наши нежные цветки               

Распускают лепестки                

Ветерок чуть дышит,                

Лепестки колышит.  

Наши нежные цветки

Закрывают лепестки.              

Тихо засыпают,                         

Головой качают.    

Руки в вертикальном положении. 

Развести пальцы рук. Ритмичные движения пальцев рук.

Соединить пальцы вместе.

Небольшие покачивания рук со сжатыми пальцами.

Физкультминутка

«Цветы в горшочках»

На окне в горшочках 
Поднялись цветочки. 
К солнцу потянулись, 
Солнцу улыбнулись. 
К солнышку листочки 
Повернут цветочки,
Развернут бутоны, 
В солнышке утонут
.

Дети сидят на корточках лицом в круг.
Медленно встают.
Тянутся на носочках, подняв руки вверх.
Разводят руки в стороны ладонями вверх.
Поворачиваются вправо-влево, руки
 на поясе

Соединяют ладошки над головой
Раскрывают ладошки-бутоны.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Картотека пальчиковых игр

Пальчиковые игры развивают не только мелкую моторику рук ребенка, большинство пальчиковых игр несут также и обучающую нагрузку....

Подборка пальчиковых игр и физминуток по темам

Физминутки и пальчиковые игры по темам...

Подборка пальчиковых игр и физминуток по темам

физминутки и пальчиковая гимнастика по темам...

Картотека подвижных и пальчиковых игр для развития пространственных представлений у детей

Картотека подвижных и пальчиковых игрдля развития пространственных представленийу детей   Валентин Берестов, 1990Где право, где левоСтоял ученик на развилке дорог.Где право, где лево, понять...

Картотека физминуток

Представлен комплекс упражнений...

Картотека физминуток

Картотека физминуток по лексическим темам...