Адаптированная образовательная программа для детей с ЗПР.
рабочая программа
Коррекционная программа рассчитана на первый этап обучения-формирование фонематических категорий.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
aop_dlya_detey_zpr.docx | 35.35 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Рассмотрено» На заседании кафедры (М/О) начальных классов Зав.кафедрой __________ | «Согласовано» на заседании школьного ППк зам. Директора по УВР
| «Утверждаю» Директор гимназии |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
XXXXXXXXXX
Обучающейся по АОП /АООП НОО
Для обучающихся (вариант 7.2)
Составитель:
учитель-логопед
О.А.Судакова
Йошкар-Ола
2020 г.
Пояснительная записка
Программа разработана в соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья к структуре адаптированной основной общеобразовательной программы, условиям ее реализации и результатам освоения. При этом обучающийся получает образование, полностью соответствующее по итоговым достижениям к моменту завершения обучения образованию обучающихся, не имеющих ограничений по возможностям здоровья, в те же сроки обучения (1 - 4 классы).
Психолого-педагогическая характеристика.
XXXXXXX испытывает затруднения в усвоении учебных программ, обусловленные специфическими расстройствами развития школьных навыков. Для нее характерны недостатки в формировании высших психических функций, замедленный темп становления познавательной деятельности, Отмечаются нарушения речевой и мелкой ручной моторики, зрительного восприятия и пространственной ориентировки, умственной работоспособности и эмоциональной сферы. Так же у XXXXXX нарушено звукопроизношение сонорных звуков, фонематическое восприятие. Грамматическими категориями владеет недостаточно, словарь ограничен бытовой тематикой, где преобладают существительные. Словарь глаголов и прилагательных мал, допускаются замены более употребимыми словами. Испытывает трудности в словообразовании, понимании и употреблении особенно сложных предлогов. Предложения строит простые, порядок слов нарушается.
Цель программы: реализация системы условий и технологий, предусматривающих максимальное удовлетворение особых образовательных потребностей обучающейся с ЗПР в развитии устной и письменной речи.
Достижение поставленной цели предусматривает решение следующих задач:
1.Своевременная и правильная квалификация нарушений устной и письменной речи.
2. Организация адекватного нарушению коррекционного нарушения.
3.Создание адекватных возможностям и индивидуальным особенностям развития ребёнка организационно-педагогических условий, ориентированных на обеспечение качественного усвоения основной образовательной программы.
4. Обеспечение непрерывности процесса сопровождения ребёнка, а так же его родителей
Успешность и результативность реализации программы обеспечивается её соответствием основополагающим принципам коррекционно-развивающего образования:
- принцип нормативности образования и открытости образовательных перспектив для детей риска адаптационных нарушений;
- принцип педагогической организации среды жизнедеятельности ребёнка;
- принцип равноправного партнёрства с семьёй;
- принцип личностно-ориентированного подхода к воспитанию детей риска адаптационных нарушений;
- принцип приоритетного внимания к отношениям ребёнка в ситуации учения;
- принцип победности учения в условиях преодоления посильных трудностей;
- принцип педагогического оптимизма;
- принцип интегративного характера образовательного процесса для детей риска адаптационных нарушений.
Программа логопедической работы на ступени начального общего образования включает в себя взаимосвязанные направления. Данные направления отражают его основное содержание.
Диагностическая работа:
- ранняя (с первых дней пребывания ребёнка в образовательном учреждении) диагностика отклонений в речевом развитии и анализ причин трудностей адаптации;
- комплексный сбор сведений о ребёнке на основании диагностической информации от специалистов разного профиля;
- определение уровня актуального и зоны ближайшего развития обучающегося с речевыми недостатками, выявление его резервных возможностей;
- наблюдение за развитием эмоционально-волевой сферы и личностных особенностей обучающейся;
- изучение условий семейного воспитания ребёнка;
- отслеживание уровня и динамики речевого развития ребёнка;
- анализ успешности логопедической работы.
Коррекционно-развивающая работа:
- выбор оптимальных для развития ребёнка методик, методов и приёмов обучения в соответствии с его особыми образовательными потребностями;
- организация и проведение коррекционно-развивающих занятий, необходимых для преодоления нарушений речевого развития и трудностей обучения;
- системное воздействие на учебно-познавательную деятельность ребёнка в динамике образовательного процесса, направленное на формирование универсальных учебных действий и коррекцию отклонений в развитии;
- коррекция и развитие высших психических функций;
- развитие эмоционально-волевой и личностной сфер ребёнка.
Консультативная работа:
- выработка совместных обоснованных рекомендаций по основным направлениям работы с обучающимся, единых для всех участников образовательного процесса;
- консультирование педагогов по выбору индивидуально-ориентированных методов и приёмов работы с обучающимся;
- консультативная помощь семье в вопросах выбора стратегии воспитания и приёмов обучения обучающегося с речевыми недостатками.
Информационно - просветительская работа:
- различные формы просветительской деятельности (лекции, беседы, информационные стенды, печатные материалы), направленные на разъяснение участникам образовательного процесса (обучающемуся, его родителям (законным представителям), педагогическим работникам) вопросов, связанных с особенностями образовательного процесса и сопровождения ребёнка.
Этапы работы.
Этап сбора и анализа информации (информационно-аналитическая деятельность)
Результатом данного этапа является оценка особенностей развития ребёнка, определение специфики его особых образовательных потребностей.
Этап планирования, организации, координации (организационно-исполнительская деятельность).
Результатом работы является особым образом организованный процесс, имеющий коррекционно-развивающую направленность. Продолжается изучение документов, анамнеза.
Этапы коррекционной работы.
Программа курса рассчитана на 70 часов по 2 часа в неделю.
III этап. Восполнение пробелов в формировании связной речи.
Содержание работы по преодолению отклонений речевого развития.
Развитие навыков построения связного высказывания: программирование смысла и смысловой культуры высказывания. Установление логики (связности, последовательности), точное и чёткое формулирование мысли в процессе подготовки связного высказывания; отбор языковых средств, адекватных смысловой концепции, для построения высказывания в тех или иных целях общения (доказательство, рассуждение, передача содержания текста, сюжетной картины).
Грамматические термины.
Предложения. Связь слов в предложении.
Текст; тема; главная мысль; план текста.
Типы текстов: рассуждение, повествование, описание.
Деформированный текст. Аннотация.
Стили речи: деловой, художественный, научный, разговорный.
Содержание коррекционно-воспитательной работы.
I.Развитие и совершенствование психологических предпосылок к обучению:
1) устойчивости внимания;
2) наблюдательности (особенно к языковым явлениям);
3) способности к запоминанию;
4) способности к переключению;
5) навыков и приёмов самоконтроля;
6) познавательной активности;
7) произвольности общения и поведения;
II. Развитие и совершенствование коммуникативной готовности к обучению:
1) умения внимательно слушать и слышать учителя, не переключаясь на посторонние воздействия; подчинять свои действия его инструкциям и замечаниям (т.е. занять позицию ученика);
2) умения понять и принять учебную задачу, поставленную в вербальной форме;
3) умения свободно владеть вербальными средствами общения в целях чёткого восприятия, удержания и сосредоточенного выполнения учебной задачи в соответствии с полученной инструкцией;
4) умения целенаправленно и последовательно (в соответствии с заданием, инструкцией) выполнять учебные действия и адекватно реагировать на контроль и оценки со стороны учителя-логопеда.
III. Формирование полноценных учебных умений:
1)планирование предстоящей деятельности:
а) принятие учебной задачи;
б) активное осмысление материала;
в) выделение главного существенного в учебном материале; определение
путей и средств достижения учебной цели;
2) контроль за ходом своей деятельности (от умения работать с образцами до умения пользоваться специальными приёмами самоконтроля);
3) работа в определённом темпе (умение быстро и качественно писать, читать, производить анализ, сравнение, сопоставление и т.д.)
4) применение знаний в новых ситуациях;
5) анализ, оценка продуктивности собственной деятельности.
IV. Формирование коммуникативных умений, навыков, адекватных ситуации учебной деятельности:
1) ответы на вопросы в точном соответствии с инструкцией, заданием;
2) ответы на вопросы по ходу учебной работы с адекватным использованием усвоенной терминологии;
3) ответы 2-3 фразами по ходу и итогам учебной работы (начало формирования связного высказывания);
4) применение инструкции (схемы) при подготовке развёрнутого высказывания по ходу и итогам учебной работы;
5) употребление усвоенной учебной терминологии в связных высказываниях (например: «Мы составляли предложения», «Я подобрал слова с глухим согласным звуком [с]);
6) обращение к учителю-логопеду или товарищу по группе за разъяснением;
7) пояснение инструкции, учебной задачи с использованием нужной терминологии;
8) развёрнутый отчёт о последовательности выполнения учебной работы, подведение итога занятия;
9) формулирование задания при выполнении коллективных видов учебной работы;
10) проведение дифференцированного опроса и оценка ответов своих товарищей (в роли руководителя различных видов учебной работы);
11) соблюдение речевого этикета при общении (обращение, просьба, диалог: «Спасибо»; «Будьте любезны» и т.д.);
12) составление устных связных высказываний с элементами творчества (фантазии).
Этап диагностики коррекционно-развивающей образовательной среды (контрольно-диагностическая деятельность).
Результатом является констатация соответствия созданных условий и выбранных коррекционно-развивающих и образовательных программ особым образовательным потребностям ребёнка.
Систематически анализируются письменные работы обучающегося и состояние чтения.
Этап регуляции и коррекции (регулятивно-корректировочная деятельность).
Результатом является внесение необходимых изменений в образовательный процесс и процесс сопровождения, корректировка методов и приёмов работы.
После проведения повторной диагностики по окончании учебного года или по окончании прохождения этапа коррекционного воздействия дифференцированно вносятся изменения и дополнения в перспективное и поурочное планирование логопедических занятий.
Формы реализации программы.
Работа проводится в виде индивидуальных занятий. Занятия проводятся во внеурочное время.
Продолжительность занятия – 40 минут.
В результате коррекционной логопедической работы, происходит обогащение словарного запаса на основе овладения способами словообразования; активизируется словарный запас (т.е. происходит его введение в практику общения); формируется умение свободно оперировать определёнными моделями синтаксических конструкций. По мере уточнения представлений в области речевых средств (произношение, различение звуков, лексический запас, грамматический строй речи) и формирования у них соответствующих звуковых обобщений создаётся возможность планомерной работы над совершенствованием связной (последовательной и логичной) устной и письменной речи.
Ожидаемые результаты.
III этап. Ученик научится:
- строить самостоятельное связное высказывание: программировать смысл, устанавливать логику (связность, последовательность),
- отбирать языковые средства адекватные смысловой концепции, для построения высказывания в тех или иных целях общения.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Статья Технология построения адаптированной образовательной программы для детей с ОВЗ или ребенка -инвалида
В данной статье рассматривается технология построения адаптированной программы для детей с ОВЗ или ребенка -инвалида. Вступление в силу нового закона "Об образовании в Российской Федерации" требует вв...
Тесты по математике для учащихся по адаптированным образовательным программам (для детей с нарушением интеллектуального развития).
Тесты по математике...
Адаптированная образовательная программа для детей - инвалидов с умеренной умственной отсталостью по обучению письму 6 класс (индивидуальное обучение)
Адаптированная образоватеьльная программа по обучению детей с умеренной умственной отсталостью составлена на основе "Программы обуччения и воспитания детей с умеренной и тяжёлой умственой отстал...
Рабочая программа по математике для обучающихся по адаптированной образовательной программе для детей с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) 6 год обучения
Рабочая программа по математике для обучающихся по адаптированной образовательной программе для детей с умственной отсталостью(интеллектуальными нарушениями)...
Инклюзивная программа по физической культуре для обучающихся, как часть адаптированной образовательной программы для детей с ОВЗ
Цели и задачи программы Программа «Адаптивная физкультура» направлена на коррекцию физического развития детей с ограниченными возможностями здоровья, реабилитацию двигательных функци...
Рабочая программа по биологии для обучающихся по адаптированной образовательной программе для детей с нарушением интеллекта 6 класс
Рабочая программа по биологии для обучающихся по адаптированной образовательной программе для детей с нарушением интеллекта 6 класс на 2017-2018 учебный год...
Рабочая программа по биологии для обучающихся по адаптированной образовательной программе для детей с нарушением интеллекта 7 класс
Рабочая программа по биологии для обучающихся по адаптированной образовательной программе для детей с нарушением интеллекта 7 класс на 2018-2019 учебный год...