Адаптированная образовательная программа для детей с ЗПР.
рабочая программа

Коррекционная программа рассчитана на первый этап обучения-формирование фонематических категорий.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл aop_dlya_detey_zpr.docx35.35 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Рассмотрено»

На заседании кафедры (М/О)

начальных классов

 Зав.кафедрой

__________

«Согласовано»

на заседании

школьного ППк

зам. Директора по УВР

     

«Утверждаю»

 Директор гимназии

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

XXXXXXXXXX

Обучающейся по АОП /АООП НОО

Для обучающихся  (вариант 7.2)

                                                                     

                                                            Составитель:                                

                                                                            учитель-логопед

                                                                       О.А.Судакова

                                                   

Йошкар-Ола

                                                          2020 г.

                     

Пояснительная записка

Программа  разработана в соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья к структуре адаптированной основной общеобразовательной программы, условиям ее реализации и результатам освоения. При этом обучающийся получает образование, полностью соответствующее по итоговым достижениям к моменту завершения обучения образованию обучающихся, не имеющих ограничений по возможностям здоровья, в те же сроки обучения (1 - 4 классы).

Психолого-педагогическая характеристика.

XXXXXXX испытывает затруднения в усвоении учебных программ, обусловленные специфическими расстройствами  развития школьных навыков.  Для нее характерны недостатки в формировании высших психических функций, замедленный темп  становления познавательной деятельности,  Отмечаются нарушения речевой и мелкой ручной моторики, зрительного восприятия и пространственной ориентировки, умственной работоспособности и эмоциональной сферы. Так же у XXXXXX  нарушено звукопроизношение сонорных звуков, фонематическое восприятие. Грамматическими категориями владеет недостаточно, словарь ограничен бытовой тематикой, где преобладают существительные. Словарь глаголов и прилагательных мал, допускаются замены более употребимыми словами. Испытывает трудности в словообразовании, понимании и употреблении особенно сложных предлогов. Предложения строит  простые, порядок слов нарушается.

Цель программы: реализация системы условий и технологий, предусматривающих максимальное удовлетворение особых образовательных потребностей обучающейся с ЗПР  в развитии устной и письменной речи. 

Достижение поставленной цели предусматривает решение следующих  задач:

1.Своевременная и правильная квалификация нарушений устной и письменной речи.

2. Организация адекватного нарушению коррекционного нарушения.

3.Создание адекватных возможностям и индивидуальным особенностям развития ребёнка организационно-педагогических условий, ориентированных на обеспечение качественного усвоения основной образовательной программы.

4. Обеспечение непрерывности процесса сопровождения ребёнка, а так же его родителей

Успешность и результативность реализации программы обеспечивается её соответствием основополагающим принципам коррекционно-развивающего образования: 

- принцип нормативности образования и открытости образовательных перспектив для детей риска адаптационных нарушений;

- принцип педагогической организации среды жизнедеятельности ребёнка;

- принцип равноправного партнёрства с семьёй;

- принцип личностно-ориентированного подхода к воспитанию детей риска  адаптационных нарушений;

- принцип приоритетного внимания к отношениям ребёнка в ситуации учения;

- принцип победности учения в условиях преодоления посильных трудностей;

- принцип педагогического оптимизма;

- принцип интегративного характера образовательного процесса для детей  риска адаптационных нарушений.

Программа логопедической работы на ступени начального общего образования включает в себя взаимосвязанные направления.  Данные направления отражают его основное содержание.

Диагностическая работа:

- ранняя (с первых дней пребывания ребёнка в образовательном учреждении) диагностика отклонений в речевом развитии и анализ причин трудностей адаптации;

- комплексный сбор сведений о ребёнке на основании диагностической информации от специалистов разного профиля;

- определение уровня актуального и зоны ближайшего развития обучающегося с речевыми недостатками, выявление его резервных возможностей;

- наблюдение за развитием эмоционально-волевой сферы и личностных особенностей обучающейся;

- изучение условий семейного воспитания ребёнка;

- отслеживание уровня и динамики речевого развития ребёнка;

- анализ успешности логопедической  работы.

Коррекционно-развивающая работа:

 - выбор оптимальных для развития ребёнка  методик, методов и приёмов обучения в соответствии с его особыми образовательными потребностями;

- организация и проведение  коррекционно-развивающих занятий, необходимых для преодоления нарушений речевого развития и трудностей обучения;

- системное  воздействие на учебно-познавательную деятельность ребёнка в  динамике образовательного процесса, направленное на формирование универсальных учебных действий и коррекцию отклонений в развитии;

- коррекция и развитие высших психических функций;

- развитие эмоционально-волевой и личностной сфер ребёнка.

Консультативная работа: 

- выработка совместных обоснованных рекомендаций по основным направлениям работы с обучающимся,  единых для всех участников образовательного процесса;

- консультирование педагогов по выбору индивидуально-ориентированных  методов и приёмов работы с обучающимся;

- консультативная помощь семье в вопросах выбора стратегии воспитания и приёмов обучения обучающегося с речевыми  недостатками.

Информационно - просветительская работа:

- различные формы просветительской деятельности (лекции, беседы, информационные стенды, печатные материалы),  направленные на разъяснение  участникам образовательного процесса (обучающемуся, его родителям (законным представителям), педагогическим работникам) вопросов, связанных с особенностями образовательного процесса и сопровождения ребёнка.

Этапы  работы.

Этап сбора и анализа информации (информационно-аналитическая деятельность)

Результатом данного этапа является оценка  особенностей развития ребёнка, определение специфики его особых образовательных потребностей.

Этап планирования, организации, координации (организационно-исполнительская деятельность).

Результатом работы является особым образом организованный процесс, имеющий коррекционно-развивающую направленность. Продолжается изучение документов, анамнеза.

Этапы коррекционной работы.

Программа курса рассчитана на   70 часов   по 2 часа в неделю.

III этап. Восполнение пробелов в формировании связной речи.

Содержание работы по преодолению отклонений речевого развития.

Развитие навыков построения связного высказывания: программирование смысла и смысловой культуры высказывания.  Установление логики (связности, последовательности), точное и чёткое формулирование мысли в процессе подготовки связного высказывания; отбор языковых средств, адекватных смысловой концепции, для построения высказывания в тех или иных целях общения (доказательство, рассуждение, передача содержания текста, сюжетной картины).

Грамматические термины.

Предложения. Связь слов в предложении.

Текст; тема; главная мысль; план текста.

Типы текстов: рассуждение, повествование, описание.

Деформированный текст. Аннотация.

Стили речи: деловой, художественный, научный, разговорный.

Содержание коррекционно-воспитательной работы.

I.Развитие и совершенствование  психологических предпосылок к обучению:

1) устойчивости внимания;

2) наблюдательности (особенно к языковым явлениям);

3) способности к запоминанию;

4) способности к переключению;

5) навыков и приёмов самоконтроля;

6) познавательной активности;

7) произвольности общения и поведения;

II. Развитие и совершенствование коммуникативной готовности к обучению:

1) умения внимательно слушать и слышать учителя, не переключаясь на посторонние воздействия; подчинять свои действия его инструкциям и замечаниям (т.е. занять позицию ученика);

2) умения понять и принять учебную задачу, поставленную в вербальной форме;

3) умения свободно владеть вербальными средствами общения в целях чёткого восприятия, удержания и сосредоточенного выполнения учебной задачи в соответствии с полученной инструкцией;

4) умения целенаправленно и последовательно (в соответствии с заданием, инструкцией) выполнять учебные действия и адекватно реагировать на контроль и оценки со стороны учителя-логопеда.

III. Формирование  полноценных учебных умений:

1)планирование предстоящей деятельности:

  а) принятие учебной  задачи;

  б) активное осмысление  материала;

  в) выделение главного существенного в учебном материале;  определение

  путей и средств достижения учебной цели;

2) контроль за ходом своей деятельности (от умения работать с образцами до умения пользоваться специальными приёмами самоконтроля);

3) работа в определённом темпе (умение быстро и качественно писать, читать, производить анализ, сравнение, сопоставление и т.д.)

4) применение знаний в новых ситуациях;

5) анализ, оценка продуктивности собственной деятельности.

IV. Формирование коммуникативных умений, навыков, адекватных ситуации учебной деятельности:

1) ответы на вопросы в точном соответствии с инструкцией, заданием;

2) ответы на вопросы по ходу учебной работы с адекватным использованием усвоенной терминологии;

3) ответы 2-3 фразами по ходу и итогам учебной работы (начало формирования связного высказывания);

4) применение инструкции (схемы) при подготовке развёрнутого высказывания по ходу и итогам учебной работы;

5) употребление усвоенной учебной терминологии в связных высказываниях (например: «Мы составляли предложения»,  «Я подобрал слова с глухим согласным звуком [с]);

6) обращение к учителю-логопеду или товарищу по группе за разъяснением;

7) пояснение инструкции, учебной задачи с использованием нужной терминологии;

8) развёрнутый отчёт о последовательности выполнения учебной работы, подведение итога занятия;

9) формулирование задания при выполнении коллективных видов учебной работы;

10) проведение дифференцированного опроса и оценка ответов своих товарищей (в роли руководителя  различных видов учебной работы);

11) соблюдение речевого этикета при общении (обращение, просьба, диалог: «Спасибо»; «Будьте любезны»   и т.д.);

12) составление устных связных высказываний с элементами творчества (фантазии).

Этап диагностики коррекционно-развивающей образовательной среды (контрольно-диагностическая деятельность).

Результатом является констатация соответствия созданных условий и выбранных коррекционно-развивающих и образовательных программ особым образовательным потребностям ребёнка.

Систематически анализируются письменные работы обучающегося и состояние  чтения.

Этап регуляции и коррекции (регулятивно-корректировочная деятельность).

Результатом является внесение необходимых изменений в образовательный процесс и процесс сопровождения, корректировка методов и приёмов работы.

После проведения повторной диагностики по окончании учебного года или по окончании прохождения этапа коррекционного воздействия дифференцированно вносятся изменения и дополнения в перспективное и поурочное планирование логопедических занятий.

Формы реализации программы.

Работа проводится в виде индивидуальных занятий. Занятия проводятся во внеурочное время.

Продолжительность занятия – 40 минут.

     В результате коррекционной логопедической работы, происходит  обогащение словарного запаса  на основе овладения способами словообразования; активизируется словарный запас (т.е. происходит его введение в практику общения); формируется умение свободно оперировать определёнными моделями синтаксических конструкций. По мере уточнения представлений  в области речевых средств (произношение, различение звуков, лексический запас, грамматический строй речи) и формирования у них соответствующих звуковых обобщений создаётся возможность планомерной работы над совершенствованием связной (последовательной и логичной) устной и письменной речи.

Ожидаемые  результаты.

III этап. Ученик научится:

- строить самостоятельное связное высказывание: программировать смысл, устанавливать логику (связность, последовательность),

- отбирать языковые средства адекватные смысловой  концепции, для построения высказывания в тех или иных целях общения.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Статья Технология построения адаптированной образовательной программы для детей с ОВЗ или ребенка -инвалида

В данной статье рассматривается технология построения адаптированной программы для детей с ОВЗ или ребенка -инвалида. Вступление в силу нового закона "Об образовании в Российской Федерации" требует вв...

Адаптированная образовательная программа для детей - инвалидов с умеренной умственной отсталостью по обучению письму 6 класс (индивидуальное обучение)

Адаптированная образоватеьльная программа по обучению детей с умеренной умственной отсталостью составлена на основе "Программы обуччения и воспитания детей с умеренной и тяжёлой  умственой отстал...

Рабочая программа по математике для обучающихся по адаптированной образовательной программе для детей с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) 6 год обучения

Рабочая программа по математике для обучающихся по адаптированной образовательной программе для детей с умственной отсталостью(интеллектуальными нарушениями)...

Инклюзивная программа по физической культуре для обучающихся, как часть адаптированной образовательной программы для детей с ОВЗ

Цели и задачи программы  Программа «Адаптивная физкультура» направлена на коррекцию физического развития детей с ограниченными возможностями здоровья, реабилитацию двигательных функци...

Рабочая программа по биологии для обучающихся по адаптированной образовательной программе для детей с нарушением интеллекта 6 класс

Рабочая программа по биологии для обучающихся по адаптированной  образовательной программе для детей с нарушением интеллекта 6 класс на 2017-2018 учебный год...

Рабочая программа по биологии для обучающихся по адаптированной образовательной программе для детей с нарушением интеллекта 7 класс

Рабочая программа по биологии для обучающихся по адаптированной образовательной программе для детей с нарушением интеллекта 7 класс на 2018-2019 учебный год...