Программа по коррекции дисграфиии
рабочая программа
Эта рабочая программа поможет скорректировать дисграфию обусловленную нарушениями фонематическтх процессов. Этот вид дисграфии наиболее часто встречающийся у младших школьников.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
programma._korrektsiya_disgrafii.doc | 125.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Рассмотрено» на заседании кафедры(М/О) начальных классов Зав. кафедрой __________ | «Согласовано» на заседании школьного ППк зам.директора по УВР __________ | «Утверждаю» Директор |
ПРОГРАММА
коррекционной логопедической работы по коррекции дисграфии обусловленной, недоразвитием фонематического восприятия.
Составитель:
учитель-логопед
О.А.Судакова
Йошкар-Ола
2020 г.
Пояснительная записка
Рабочая программа по коррекции дисграфии, обусловленной недоразвитием фонематического восприятия составлена в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом на основе методического пособия для учителя-логопеда Р.И. Лалаевой «Логопедическая работа в коррекционных классах» и авторской программы Е.В. Мазановой: «Коррекция акустической дисграфии». Данная программа направлена на коррекцию дисграфии, обусловленной недоразвитием фонематического восприятия и создание условий для эффективной реализации и освоения учащимися основной образовательной программы начального общего образования (адаптированной основной образовательной программы), в том числе на обеспечение условий для индивидуального развития учащихся нуждающихся в логопедической коррекции и рассчитана на своевременное предупреждение и устранение имеющихся у них недостатков письменной речи.
Дисграфия, обусловленная несформированностью фонематического восприятия, проявляется на письме в виде специфических ошибок на уровне буквы, слога, слова, словосочетания, предложения и текста. А именно:
- пропуск, перестановка, вставка букв, искажения фонетического наполнения слов: персеверации (циклические повторения) и антиципации (замены предшествующих букв последующими);
- замены или смешения букв на письме: звонкие – глухие согласные (Б-П, В-Ф, Г-К, Д-Т, З-С, Ж-Ш), лабиализованные гласные (О-У, Ё-Ю), соноры (Л,М, Н,Р,Й), свистящие и шипящие (С-Ш, З-Ж, СЬ-Щ) , аффрикаты, которые в свою очередь смешиваются между собой и составляющими их компонентами (Ч-Щ, Ч-Ц, Ч-ТЬ, Ц-Т, С-Ц, Ч-Ш, Ц-ТС)
- раздельное написание частей слова, слитное написание самостоятельных слов, самостоятельных и служебных слов, контаминации (смешение элементов слов), вставки, перестановки, пропуски и повторы слов.
программа рассчитана на 68 часов (количество часов может меняться, как увеличиваться, так и уменьшаться в зависимости от степени тяжести нарушения). Частота занятий – 2 раза в неделю, форма организации – групповые занятия. Группа из 3-5 обучающихся.
УМК: рабочие тетради №1, № 2 «Учусь не путать звуки» для обучающихся по программе «Коррекция акустической дисграфии» (автор: Е.В. Мазанова, 2006 г); методическое пособие для учителя «Коррекция акустической дисграфии» (конспекты занятий для логопедов) (автор: Е.В. Мазанова, 2006, 2008г.); Лалаева Р.И. Логопедическая работа в коррекционных классах: Метод. пособие для учителя-логопеда.
Задачи курса
1. Развитие связной речи, фонематического восприятия, пространственного ориентирования, артикуляционной моторики, речевого дыхания у младших школьников с нарушением письма.
2. Обучение простым и сложным формам звукобуквенного анализа и синтеза.
3. Формирование умения уточнять и сопоставлять звуков в произносительном плане с опорой на слуховое и зрительное восприятие, а также на кинестетические ощущения.
4. Формирование умение различать на слух, в произношении и на письме смешиваемые звуки.
5. Закрепление умения самостоятельно писать слуховые и зрительные диктанты с использованием оппозиционных звуков.
Планируемые результаты.
К концу коррекционного обучения учащиеся узнают:
-термины, используемые для обозначения основных понятий – речь, оппозиционные звуки, артикуляция, фонетический разбор слова и т.д.;
- отличительные признаки гласных и согласных звуков;
- пары согласных звуков по твердости – мягкости, звонкости – глухости;
- как образовать новое слово при помощи суффиксов и приставок.
Уметь:
- владеть достаточно развитой речью для усвоения учебной программы на минимальном базовом уровне;
- различать на слух и в произношении смешиваемые звуки;
- производить фонетический разбор слова;
- производить звукобуквенный разбор слогов и слов;
- использовать гласные и буквы И, Я, Ё, Ю, Е или Ь для обозначения мягкости согласных на письме
- подбирать слова на заданный звук;
- сравнивать слова со сходными звуками;
- составлять словосочетания и предложения со смешиваемыми звуками;
- восстанавливать предложения и текст с заданными звуками;
- самостоятельно писать слуховые и зрительные диктанты, изложения и сочинения с использованием оппозиционных звуков.
Оценка достижений планируемых результатов
Во время прохождения программы предусмотрены:
- входная (первичная) диагностика (сентябрь);
- текущий мониторинг в форме слуховых диктантов, контрольных упражнений, проверочных работ;
- итоговая диагностика (май).
Календарно-тематический план
№ | Тема занятия | Содержание работы | Кол-во часов |
Подготовительный этап работы (8 часов) | |||
1 | Обследование речи | 3 | |
2 | Развитие слухового и зрительного внимания и восприятия | Законы логопедического кабинета Развитие артикуляционной моторики. Уточнение артикуляции смешиваемых звуков. Игры на слуховое и зрительное внимание и восприятие, на развитие памяти и логического мышления | 3 |
3 | Звуки речевые и не речевые | Работа со звуками (речевыми и неречевыми). Дифференциация речевых и не речевых звуков | 1 |
4 | Гласные и согласные звуки. Звукобуквенный анализ слов | Работа с гласными и согласными звуками. Дифференциация гласных и согласных звуков. Знакомство с символами и «опорами» для обозначения звуков на письме | 1 |
Основной этап работы (53) | |||
5 | Дифференциация гласных I—II ряда | Работа с гласными II ряда. Дифференциация гласных звуков и букв. Выбор гласных для обозначения мягкости на письме | 1 |
6 | Дифференциация гласных А—Я | Гласная буква Я. Обозначение мягкости на письме при помощи гласной Я. Дифференциация А—Я в слогах, словах, словосочетаниях, предложениях и тексте | 2 |
7 | Дифференциация гласных У—Ю | Гласная буква Ю. Обозначение мягкости на письме при помощи гласной Е. Дифференциация У—Ю в слогах, словах, словосочетаниях, предложениях, тексте. | 2 |
8 | Дифференциация гласных О—Ё | Гласная буква Ё. Обозначение мягкости на письме при помощи гласной Е. Дифференциация 0—Ё в слогах, словах, словосочетаниях, предложениях, тексте. | 2 |
9 | Дифференциация гласных Ы—И | Гласная буква И. Обозначение мягкости на письме при помощи гласной И. Дифференциация Ы—И в слогах, словах, словосочетаниях, предложениях, тексте. | 2 |
10 | Дифференциация гласных Э—Е | Гласная буква Э. Обозначение мягкости на письме при помощи гласной Е. Дифференциация гласных букв Э - Е в слогах, словах, словосочетаниях, предложениях и тексте. | 2 |
11 | Мягкий знак | Соотнесение мягкого знака с символом и «опорой» для обозначения на письме. Схема слова с мягким знаком. Обозначение мягкости согласных с помощью мягкого знака. Мягкий знак в функции разделения. Дифференциация мягкого знака в функции смягчения и разделения. | 2 |
12 | Звонкие и глухие согласные | Дифференциация слогов и слов со звонкими и глухими согласными. Соотнесение согласных звуков с символами и «опорами» для их обозначения на письме. Развитие фонематического восприятия, внимания, анализа и синтеза | 2 |
13 | Проверочная работа | 1 | |
14 | Звуки Б – Б', П - П' | Дифференциация звуков Б – Б', П - П' изолированно, в слогах, в словах, в словосочетаниях, предложениях и в тексте. Соотнесение звуков с символами и «опорами» для их обозначения на письме. Работа со словами-паронимами. Развитие фонематического восприятия, слуха, внимания, анализа и синтеза. | 2 |
15 | Звуки В - В', Ф - Ф' | Дифференциация звуков В - В', Ф –Ф' изолированно, в слогах, в словах, в словосочетаниях, предложениях и в тексте. Соотнесение звуков с символами и «опорами» для их обозначения на письме. Работа со словами-паронимами. Развитие фонематического восприятия, слуха, внимания, анализа и синтеза. | 2 |
16 | Звуки Г - Г', К -К', X - X' | Дифференциация звуков Г — Г, К — К', X — X' изолированно, в слогах, в словах, в словосочетаниях, предложениях и в тексте. Соотнесение звуков с символами и «опорами» для их обозначения на письме. Работа со словами-паронимами. Развитие фонематического восприятия, слуха, внимания, анализа и синтеза | 2 |
17 | Звуки Д - Д', Т — Т' | Дифференциация звуков Д - Д', Т — Т' изолированно, в слогах, в словах, в словосочетаниях, предложениях и в тексте. Соотнесение звуков с символами и «опорами» для их обозначения на письме. Работа со словами-паронимами. Развитие фонематического восприятия, слуха, внимания, анализа и синтеза. | 2 |
18 | Звуки 3 — 3', С - С' | Дифференциация звуков 3 — 3', С - С' изолированно, в слогах, в словах, в словосочетаниях, предложениях и в тексте. Соотнесение звуков с символами и «опорами» для их обозначения на письме. Работа со словами-паронимами. Развитие фонематического восприятия, слуха, внимания, анализа и синтеза. | 2 |
19 | Звуки Ж - Ш | Дифференциация звуков Ж — Ш в слогах, в словах, в словосочетаниях, в предложениях и в тексте. Соотнесение звуков с символами и «опорами» для их обозначения на письме. Работа со словами-паронимами. Развитие фонематического восприятия, слуха, внимания, анализа и синтеза. | 2 |
20 | Лабиализованные гласные. Звуки О — У | Закрепление знаний о гласных звуках О, У. Соотнесение звука с символом и буквой. Сравнительная характеристика звуков. Дифференциация звуков изолированно, в слогах, словах, словосочетаниях, предложениях. Развитие зрительного восприятия, слуховой памяти, внимания и координации движений. | 1 |
21 | Лабиализованные гласные. Буквы Ё —Ю | Соотнесение букв с символами. Дифференциация гласных Ё — Ю изолированно, в слогах, в словах, словосочетаниях, предложениях. Развитие навыков звукобуквенного анализа и синтеза. | 1 |
22 | Дифференциация сонорных. Звуки Р -Р'-Л-Л' | Дифференциация звуков Р — Р', Л — Л' в слогах, словах, в словосочетаниях и в тексте. Соотнесение звуков с символами и «опорами» для их обозначения на письме. Работа со словами-паронимами. Развитие фонематического восприятия, слуха, внимания, анализа и синтеза. | 2 |
23 | Звуки Л - Л' - Й | Дифференциация звуков Й, Л — Л' в слогах, словах, в словосочетаниях и в тексте. Соотнесение звуков с символами и «опорами» для их обозначения на письме. Работа со словами-паронимами. Развитие фонематического восприятия, слуха, внимания, анализа и синтеза. | 2 |
24 | Дифференциация свистящих и шипящих звуков | Закрепление знаний о свистящих и шипящих звуках. Дифференциация свистящих и шипящих звуков. Соотнесение звуков с символами и «опорами» для их обозначения на письме. | 2 |
25 | Звуки С - С', Ш | Дифференциация звуков С — С', Ш в слогах, в словах, в словосочетаниях, в предложениях и в тексте. Соотнесение звуков с символами и «опорами» для их обозначения на письме. Работа со словами-паронимами. Развитие фонематического восприятия, слуха, внимания, анализа и синтеза. | 2 |
26 | Звуки 3 - 3', Ж | Дифференциация звуков 3 — 3', Ж в слогах, в словах, в словосочетаниях, в предложениях и в тексте. Соотнесение звуков с символами и «опорами» для их обозначения на письме. Работа со словами-паронимами. Развитие фонематического восприятия, слуха, внимания, анализа и синтеза. | 2 |
27 | Звуки С - С, Ц | Дифференциация звуков С - С, Ц в слогах, в словах, в словосочетаниях, в предложениях и в тексте. Соотнесение звуков с символами и «опорами» для их обозначения на письме. Работа со словами-паронимами. Развитие фонематического восприятия, слуха, внимания, анализа и синтеза. | 2 |
28 | Звуки ТС — Ц (на усмотрение – по необходимости) | Дифференциация звуков Ц — ТС в слогах, словах, в словосочетаниях и в тексте. Соотнесение звуков с символами и «опорами» для их обозначения на письме. Развитие фонематического восприятия, слуха, внимания, анализа и синтеза. | 2 |
29 | Звуки Ч - Щ. | Дифференциация звуков Ч — Щ изолированно, в слогах, словах, словосочетаниях и предложениях. Соотнесение звуков занятия с символами и «опорами» для обозначения на письме. Развитие фонематического анализа и синтеза. | 2 |
30 | Звуки Ч — ТЬ | Дифференциация звуков Ч — ТЬ в слогах, словах, в словосочетаниях и в тексте. Соотнесение звуков с символами и «опорами» для их обозначения на письме. Работа со словами-паронимами. Развитие фонематического восприятия, слуха, внимания, анализа и синтеза. | 2 |
31 | Звуки Ч — Ш | Дифференциация звуков Ч — Ш в слогах, словах, в словосочетаниях и в тексте. Соотнесение звуков с символами и «опорами» для их обозначения на письме. Развитие слуховых дифференцировок. | 2 |
32 | Звуки Ч — Ц (на усмотрение – по необходимости) | Дифференциация звуков Ц — Ч в слогах, словах, в словосочетаниях и в тексте. Соотнесение звуков с символами и «опорами» для их обозначения на письме. Работа со словами-паронимами. Развитие фонематического восприятия, слуха, внимания, анализа и синтеза. | 2 |
33 | Проверочная работа | 1 | |
Заключительный этап работы (7 часов) | |||
34 | Развитие связной речи | В коррекционной работе используются различные виды текстов: описание, повествование, рассуждение, изложение, сочинение... | 4 |
35 | Проверочная работа | 1 | |
36 | Итоговое обследование речи | 2 |
Список литературы:
- Волина В.В. Занимательное азбуковедение., М.: Просвещение, 1991.
- Волкова Л.С. Логопедия., М., 1995.
- Мазанова Е.В. Формы и методы логопедической работы по коррекции дисграфии., М.: АНМЦ «Развитие и коррекция» ВОИ, 2001.
- Письмо Министерства образования РФ от 14 декабря 2000г.//Логопед. 2004.№ 2.
- Мазанова Е.В. Логопедическая тетрадь «Учусь не путать звуки»., М., 2006.
- Павлова Т.А. альбом по развитию пространственного ориентирования у младших школьников. М., «Школьная пресса», 2004.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по коррекции дисграфии, обусловленной ОНР III ур с учащимися 2 классов
Рабочая программа по коррекции дисгафии, обусловленной ОНР III уровня с учащимися 2 классов, посещающих логопедический пункт общеобразовательной школы. Программа содержит пояснительную записку, темати...
Использование программы Г.М Зегебарт «Учение без мучения. Коррекция дисграфии» в работе по устранению нарушений чтения у младших школьников.
С учетом этих проблем предлагаем применять в своей работе методику Галины Михайловны Зегебарт «Учение без мучения». Она предназначена для групповых и индивидуальных занятий с детьми в рамках осн...
Описание опыта работы по теме " Использование компьютерных программ в коррекции смешанной дисграфии у учащихся с ОВЗ"
Опыт работы...
Программа "Коррекция дисграфии на почве нарушения языкового анализа и синтеза, осложненной дизорфографией у учащихся 2-3 классов общеобразовательной школы"
Наиболее распространенной формой нарушения письменной речи у учащихся массовых школ является дисграфия на почве нарушений языкового анализа и синтеза. Начиная со 2 класса, в письменных работах н...
Рабочая программа по коррекции дисграфии, обусловленной фонематическим недоразвитием
Рабочая программа по коррекции дисграфии, обусловленной фонематическим недоразвитием...
«Программа по коррекции дисграфии у учащихся 1-4 классов с общим недоразвитием речи»
Логопедическая работа в школе занимает важное место в процессе коррекции нарушений устной и письменной речи. С каждым годом в начальных классах школ увеличивается количество детей с различными видами ...
Коррекционно-развивающая программа по коррекции дисграфии смешанного типа для обучающихся 2-х классов «Слышу, говорю, пишу»
. Коррекционно-развивающая программа по коррекции дисграфии смешанного типа для обучающихся 2-х классов «Слышу, говорю, пишу» предназначена для работы учителя-логопеда с...