Программа по коррекции дисграфиии
рабочая программа

Эта рабочая программа поможет скорректировать дисграфию обусловленную  нарушениями фонематическтх процессов.  Этот вид дисграфии наиболее часто встречающийся у младших школьников. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon programma._korrektsiya_disgrafii.doc125.5 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Рассмотрено»

на заседании кафедры(М/О)

начальных классов

 Зав. кафедрой

__________

«Согласовано»

на заседании

школьного ППк

зам.директора по УВР

__________

«Утверждаю»

Директор

ПРОГРАММА

коррекционной логопедической работы по коррекции дисграфии обусловленной, недоразвитием фонематического восприятия.

                                                                     

                                                                                      Составитель:

                                                                            учитель-логопед

                                                                        О.А.Судакова

                                                 

                                          

    Йошкар-Ола

                                                          2020 г.

                             

Пояснительная записка

        Рабочая программа по коррекции дисграфии, обусловленной недоразвитием фонематического восприятия составлена в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом на основе  методического пособия для учителя-логопеда Р.И. Лалаевой «Логопедическая работа в коррекционных классах» и авторской программы Е.В. Мазановой: «Коррекция акустической дисграфии». Данная программа направлена на коррекцию дисграфии, обусловленной недоразвитием фонематического восприятия и создание условий для эффективной реализации и освоения учащимися основной  образовательной программы  начального общего образования (адаптированной основной образовательной программы), в том числе на обеспечение условий для индивидуального развития учащихся нуждающихся в логопедической коррекции и рассчитана на своевременное предупреждение и устранение имеющихся у них недостатков письменной речи.

Дисграфия, обусловленная несформированностью фонематического восприятия, проявляется на письме в виде специфических ошибок на уровне буквы, слога, слова, словосочетания, предложения и текста. А именно:

- пропуск, перестановка, вставка букв, искажения фонетического наполнения слов: персеверации (циклические повторения) и антиципации (замены предшествующих букв последующими);

- замены или смешения букв на письме: звонкие – глухие согласные (Б-П, В-Ф, Г-К, Д-Т, З-С, Ж-Ш), лабиализованные гласные (О-У, Ё-Ю), соноры (Л,М, Н,Р,Й), свистящие и шипящие (С-Ш, З-Ж, СЬ-Щ) , аффрикаты, которые в свою очередь смешиваются между собой и составляющими их компонентами (Ч-Щ, Ч-Ц, Ч-ТЬ, Ц-Т, С-Ц, Ч-Ш, Ц-ТС)

- раздельное написание частей слова, слитное написание самостоятельных слов, самостоятельных и служебных слов, контаминации (смешение элементов слов), вставки, перестановки, пропуски и повторы слов.

 программа  рассчитана на 68 часов (количество часов может меняться, как увеличиваться, так и уменьшаться в зависимости от степени тяжести нарушения). Частота занятий – 2 раза в неделю, форма организации – групповые занятия. Группа из 3-5 обучающихся.

УМК: рабочие тетради №1, № 2 «Учусь не путать звуки» для обучающихся по программе «Коррекция акустической дисграфии» (автор: Е.В. Мазанова, 2006 г); методическое пособие для учителя «Коррекция акустической дисграфии» (конспекты занятий для логопедов) (автор: Е.В. Мазанова, 2006, 2008г.); Лалаева Р.И. Логопедическая работа в коррекционных классах: Метод. пособие для учителя-логопеда.

Задачи курса

1. Развитие связной речи, фонематического восприятия, пространственного ориентирования, артикуляционной моторики, речевого дыхания у младших школьников с нарушением письма.

2. Обучение простым и сложным формам звукобуквенного анализа и синтеза.

3. Формирование умения уточнять и сопоставлять звуков в произносительном плане с опорой на слуховое и зрительное восприятие, а также на кинестетические ощущения.

4. Формирование умение различать на слух, в произношении и на письме смешиваемые звуки.

5. Закрепление умения самостоятельно писать слуховые и зрительные диктанты с использованием оппозиционных звуков.

Планируемые результаты.

К концу коррекционного обучения учащиеся узнают:

-термины, используемые для обозначения основных понятий – речь, оппозиционные звуки, артикуляция, фонетический разбор слова и т.д.;

- отличительные признаки гласных и согласных звуков;

- пары согласных звуков по твердости – мягкости, звонкости – глухости;

- как образовать новое слово при помощи суффиксов и приставок.

Уметь:

- владеть достаточно развитой речью для усвоения учебной программы на минимальном базовом уровне;

- различать на слух и в произношении смешиваемые звуки;

- производить фонетический разбор слова;

- производить звукобуквенный разбор слогов и слов;

- использовать гласные и буквы И, Я, Ё, Ю, Е или Ь для обозначения   мягкости       согласных на письме

- подбирать слова на заданный звук;

- сравнивать слова со сходными звуками;

- составлять словосочетания и предложения со смешиваемыми звуками;

- восстанавливать предложения и текст с заданными звуками;

- самостоятельно писать слуховые и зрительные диктанты, изложения и сочинения с   использованием оппозиционных звуков.

Оценка достижений планируемых результатов

Во время прохождения программы предусмотрены:

- входная (первичная) диагностика (сентябрь);

- текущий мониторинг в форме слуховых диктантов, контрольных упражнений, проверочных работ;

- итоговая диагностика (май).

Календарно-тематический план

Тема занятия

Содержание работы

Кол-во часов

Подготовительный этап работы (8 часов)

1

Обследование речи

3

2

Развитие слухового  и зрительного

внимания   и   восприятия

Законы логопедического кабинета

Развитие артикуляционной  моторики. Уточнение артикуляции смешиваемых звуков. Игры на слуховое и зрительное внимание и восприятие, на развитие памяти и логического мышления

3

3

Звуки речевые и не речевые

Работа со звуками (речевыми и неречевыми). Дифференциация речевых и не речевых звуков

1

4

Гласные и согласные звуки.

Звукобуквенный анализ слов

Работа  с гласными и согласными

звуками. Дифференциация гласных и согласных звуков. Знакомство с символами и «опорами» для обозначения звуков на письме

1

Основной этап работы (53)

5

Дифференциация

гласных I—II ряда

Работа с гласными II ряда. Дифференциация гласных звуков и букв. Выбор гласных для обозначения мягкости на письме

1

6

Дифференциация гласных А—Я

Гласная буква Я.  Обозначение мягкости на письме при помощи гласной Я. Дифференциация А—Я в слогах, словах, словосочетаниях, предложениях и тексте

2

7

Дифференциация гласных У—Ю

Гласная буква Ю. Обозначение мягкости на письме при помощи гласной Е. Дифференциация У—Ю  в слогах, словах, словосочетаниях, предложениях, тексте.

2

8

Дифференциация гласных О—Ё

Гласная буква Ё. Обозначение мягкости на письме при помощи гласной Е. Дифференциация 0—Ё в слогах, словах, словосочетаниях, предложениях, тексте.

2

9

 Дифференциация гласных Ы—И

Гласная буква И. Обозначение мягкости на письме при помощи гласной И. Дифференциация Ы—И  в слогах, словах, словосочетаниях, предложениях, тексте.

2

10

Дифференциация гласных Э—Е

Гласная буква Э. Обозначение мягкости на письме при помощи гласной Е. Дифференциация гласных букв Э - Е в  слогах, словах, словосочетаниях, предложениях и тексте.

2

11

Мягкий знак

Соотнесение мягкого знака с символом и «опорой» для обозначения на письме. Схема слова с мягким знаком. Обозначение мягкости согласных с помощью мягкого знака. Мягкий знак в функции разделения. Дифференциация  мягкого знака в функции смягчения и разделения.

2

12

Звонкие и глухие согласные

Дифференциация слогов и слов со звонкими и глухими согласными. Соотнесение согласных звуков с символами и «опорами» для их обозначения на письме. Развитие фонематического восприятия, внимания, анализа и синтеза

2

13

Проверочная работа

1

14

Звуки Б – Б', П - П'

Дифференциация звуков Б – Б', П - П' изолированно, в слогах, в словах, в словосочетаниях, предложениях и в тексте. Соотнесение звуков с символами и «опорами» для их обозначения на письме.  Работа со словами-паронимами. Развитие фонематического восприятия, слуха, внимания, анализа и синтеза.

2

15

Звуки В - В', Ф - Ф'

Дифференциация звуков В - В', Ф –Ф' изолированно, в слогах, в словах, в словосочетаниях,  предложениях и в тексте. Соотнесение звуков с символами и «опорами» для их обозначения на письме. Работа со словами-паронимами. Развитие фонематического восприятия, слуха, внимания, анализа и синтеза.

2

16

Звуки Г - Г', К -К', X - X'

Дифференциация звуков Г — Г, К — К', X — X' изолированно, в слогах, в словах, в словосочетаниях, предложениях и в тексте. Соотнесение звуков с символами и «опорами» для их обозначения на письме. Работа со словами-паронимами. Развитие фонематического восприятия, слуха, внимания, анализа и синтеза

2

17

Звуки Д - Д', Т — Т'

Дифференциация звуков Д - Д', Т — Т' изолированно, в слогах, в словах, в словосочетаниях,  предложениях и в тексте. Соотнесение звуков с символами и «опорами» для их обозначения на письме. Работа со словами-паронимами. Развитие фонематического восприятия, слуха, внимания, анализа и синтеза.

2

18

Звуки 3 — 3', С - С'

Дифференциация звуков 3 — 3', С - С' изолированно, в слогах, в словах, в словосочетаниях, предложениях и в тексте. Соотнесение звуков с символами и «опорами» для их обозначения на письме. Работа   со   словами-паронимами. Развитие фонематического восприятия, слуха,  внимания, анализа и синтеза.

2

19

Звуки Ж - Ш

Дифференциация звуков Ж — Ш   в слогах, в словах, в словосочетаниях, в предложениях и в тексте. Соотнесение звуков с символами и «опорами» для их обозначения на письме. Работа со словами-паронимами. Развитие фонематического восприятия, слуха, внимания, анализа и синтеза.

2

20

Лабиализованные

гласные.

Звуки О — У

Закрепление знаний о гласных звуках О, У. Соотнесение звука с символом и буквой. Сравнительная характеристика звуков. Дифференциация звуков изолированно, в слогах, словах, словосочетаниях, предложениях.  Развитие зрительного восприятия, слуховой памяти, внимания и координации движений.

1

21

Лабиализованные

гласные.

Буквы Ё —Ю

Соотнесение букв с символами. Дифференциация гласных Ё — Ю изолированно, в слогах, в словах, словосочетаниях, предложениях.  Развитие навыков звукобуквенного анализа и синтеза.

1

22

Дифференциация сонорных.

 Звуки Р -Р'-Л-Л'

Дифференциация звуков Р — Р', Л — Л' в слогах, словах, в словосочетаниях и в тексте. Соотнесение звуков с символами и «опорами» для их обозначения на письме. Работа со словами-паронимами.  Развитие фонематического восприятия, слуха, внимания, анализа и синтеза.

2

23

Звуки Л - Л' - Й

Дифференциация звуков Й, Л — Л' в слогах, словах, в словосочетаниях и в тексте. Соотнесение звуков с символами и «опорами» для их обозначения на письме. Работа со словами-паронимами. Развитие фонематического восприятия, слуха, внимания, анализа и синтеза.

2

24

Дифференциация

свистящих  и  шипящих звуков

Закрепление знаний о свистящих и шипящих звуках. Дифференциация свистящих и шипящих звуков. Соотнесение звуков с символами и «опорами» для их обозначения на письме.

2

25

Звуки С - С', Ш

Дифференциация звуков С — С', Ш в слогах, в словах, в словосочетаниях, в предложениях и в тексте. Соотнесение звуков с символами и «опорами» для их обозначения на письме. Работа со словами-паронимами. Развитие фонематического восприятия, слуха, внимания, анализа и синтеза.

2

26

Звуки 3 - 3', Ж

Дифференциация звуков 3 — 3', Ж в слогах, в словах, в словосочетаниях, в предложениях и в тексте. Соотнесение звуков с символами и «опорами» для их обозначения на письме. Работа со словами-паронимами. Развитие

фонематического восприятия, слуха, внимания, анализа и синтеза.

2

27

Звуки С - С, Ц

Дифференциация звуков С - С, Ц в слогах, в словах, в словосочетаниях, в предложениях и в тексте. Соотнесение звуков с символами и «опорами» для их обозначения на письме. Работа со словами-паронимами. Развитие фонематического восприятия, слуха, внимания, анализа и синтеза.

2

28

Звуки  ТС — Ц

(на усмотрение – по необходимости) 

 Дифференциация звуков Ц — ТС в слогах, словах, в словосочетаниях и в тексте. Соотнесение звуков с символами и «опорами» для их обозначения на письме. Развитие фонематического восприятия, слуха, внимания, анализа и синтеза.

2

29

Звуки Ч - Щ.

Дифференциация звуков Ч — Щ изолированно, в слогах, словах, словосочетаниях и предложениях. Соотнесение звуков занятия с символами и «опорами»   для   обозначения   на письме. Развитие фонематического анализа и синтеза.

2

30

Звуки Ч — ТЬ

Дифференциация звуков Ч — ТЬ в слогах, словах, в словосочетаниях и в тексте. Соотнесение звуков с символами и «опорами» для их обозначения на письме. Работа со словами-паронимами. Развитие фонематического восприятия, слуха, внимания, анализа и синтеза.

2

31

Звуки Ч — Ш

Дифференциация звуков Ч — Ш в слогах, словах, в словосочетаниях и в тексте. Соотнесение звуков с символами и «опорами» для их обозначения на письме. Развитие слуховых дифференцировок.

2

32

Звуки Ч — Ц

(на усмотрение – по необходимости)

Дифференциация звуков Ц — Ч в слогах, словах,   в   словосочетаниях   и   в тексте. Соотнесение звуков с символами и «опорами» для их обозначения на письме. Работа со словами-паронимами. Развитие фонематического восприятия, слуха, внимания, анализа и синтеза.

2

33

Проверочная работа

1

Заключительный этап работы (7 часов)

34

Развитие    связной

речи

В коррекционной работе используются различные виды текстов: описание, повествование, рассуждение, изложение, сочинение...

4

35

Проверочная работа

1

36

Итоговое обследование речи

2

Список литературы:

  1. Волина В.В. Занимательное азбуковедение., М.: Просвещение, 1991.
  2. Волкова Л.С. Логопедия., М., 1995.
  3. Мазанова Е.В. Формы и методы логопедической работы по коррекции дисграфии., М.: АНМЦ «Развитие и коррекция» ВОИ, 2001.
  4. Письмо Министерства образования РФ от 14 декабря 2000г.//Логопед. 2004.№ 2.
  5. Мазанова Е.В. Логопедическая тетрадь «Учусь не путать звуки»., М., 2006.
  6. Павлова Т.А. альбом по развитию пространственного ориентирования у младших школьников. М., «Школьная пресса», 2004.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по коррекции дисграфии, обусловленной ОНР III ур с учащимися 2 классов

Рабочая программа по коррекции дисгафии, обусловленной ОНР III уровня с учащимися 2 классов, посещающих логопедический пункт общеобразовательной школы. Программа содержит пояснительную записку, темати...

Использование программы Г.М Зегебарт «Учение без мучения. Коррекция дисграфии» в работе по устранению нарушений чтения у младших школьников.

С учетом этих проблем предлагаем  применять в своей работе методику Галины Михайловны Зегебарт «Учение без мучения». Она предназначена для групповых и индивидуальных занятий с детьми в рамках осн...

Программа "Коррекция дисграфии на почве нарушения языкового анализа и синтеза, осложненной дизорфографией у учащихся 2-3 классов общеобразовательной школы"

Наиболее распространенной формой нарушения письменной речи у учащихся массовых школ является дисграфия на почве нарушений языкового анализа и синтеза.  Начиная со 2 класса, в письменных работах н...

Рабочая программа по коррекции дисграфии, обусловленной фонематическим недоразвитием

Рабочая программа по коррекции  дисграфии, обусловленной фонематическим недоразвитием...

«Программа по коррекции дисграфии у учащихся 1-4 классов с общим недоразвитием речи»

Логопедическая работа в школе занимает важное место в процессе коррекции нарушений устной и письменной речи. С каждым годом в начальных классах школ увеличивается количество детей с различными видами ...

Коррекционно-развивающая программа по коррекции дисграфии смешанного типа для обучающихся 2-х классов «Слышу, говорю, пишу»

.     Коррекционно-развивающая программа по коррекции дисграфии смешанного типа для обучающихся 2-х классов «Слышу, говорю, пишу» предназначена для работы учителя-логопеда с...