Представление педагогического опыта.
материал (9 класс)

"Экология здоровья у детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, с ограниченными возможностями здоровья"

Скачать:


Предварительный просмотр:

Представление педагогического опыта

Мельниковой Юлии Валерьевны

воспитателя

 ГБОУ РМ «Инсарская общеобразовательная школа-интернат»

Тема  моего педагогического опыта: «Экология здоровья у детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, с ограниченными возможностями здоровья».

Дата рождения: 12.05.1987г

Профессиональное образование: Специальное «Физическая культура»

Высшее, МГПИ им. М.Е. Евсевьева, диплом -регистрационный номер 1827,        дата выдачи 22.01.2011г.

Стаж педагогической работы: в должности воспитателя-4 года

Общий трудовой стаж: 4 года

       Актуальность проблемы.

    Ценностные ориентиры современного общества смещены в сторону материальных ценностей. Поэтому особенно важно остановиться именно на ценностном отношении ребенка к самому себе, к своему здоровью в частности.

     Воспитание человека всегда было, есть и будет сложной задачей. Даже, если общество развивается стабильно, возникают и в таком обществе проблемы в воспитании подрастающего поколения. Не однократно поднимался вопрос о проблеме воспитания здорового поколения. Сегодняшнее состояние здоровья  всех детей, а тем более воспитанников с ОВЗ, вызывает серьезную тревогу. Неутешительные данные статистики свидетельствуют о том, что длительное время наблюдается тенденция ухудшения здоровья детей всех возрастов. Неуклонно возрастает количество детей с хроническими заболеваниями различных органов и систем организма, не позволяющими им выдерживать соответствующие возрасту физические и умственные нагрузки.

      Кроме этого, нередко среди детей младшего школьного возраста возникают проблемы, связанные с курением, алкоголизмом и наркоманией. Особенно подвержены этому влиянию дети 13-14 летнего возраста из неблагополучных семей и семей, попавших в трудную жизненную ситуацию в связи с отсутствием должного внимания к здоровью ребенка со стороны родителей. Именно с такой категорией  мы и работаем.Большинство детей к нам попадают из неблагополучных семей, из сложных жизненных обстоятельств, где на своем опыте видели и знают негативные последствия асоциальных явлений. Анализ и педагогический, и психологический показывает, что многие из них относятся к детям «группы риска», трудным или больным. Обычно они замкнуты, порой совершенно необщительны, не отличаются искренностью. Отмечается какое-то равнодушие ко всему, что их окружает. В своей педагогической деятельности я столкнулась с проблемой здоровья у детей, их непринятием здорового образа жизни. В том числе непринятием развития санитарно-гигиенических навыков, здорового питания, спортивных увлечений и т.д

   Также ни для кого не секрет, что выпускники школ-интернатов попадая во взрослый мир легко поддаются пагубным привычкам, алкоголизму, бродяжничеству. Они в силу своего имеющегося диагноза, эмоциональной неустойчивости могут найти в этом утешение или выход из ситуации, решение какой-либо проблемы. И, именно, от того как мы научим их заботиться о своем здоровье, каким образом будем формировать и укреплять потребность к здоровому образу жизни зависит их дальнейшая адаптация и социализация.Именно поэтому, в воспитательной работе большое место занимает проблема сохранения здоровья учащихся.

  Вот почему так важно вести профилактическую работу с детьми и воспитывать у них стойкое отвращение к табаку, алкоголю и наркомании. Решение этой проблемы предполагает приоритет профилактической работы в условиях школы-интерната.

Основная идея.

  Профилактика, сохранение и укрепление здоровья детей через приобщение к здоровому образу жизни. Здоровье подрастающего человека – это проблема не только социальная, но и нравственная. Ребенок сам должен уметь быть не только здоровым, но и воспитывать в будущем здоровых детей.

В связи с этим, основными задачами воспитательной работы являются:

- приобщение воспитанников к ценностям ЗОЖ;

-формирование позитивного отношения к самому себе, потребности к саморазвитию;

- формирование устойчивого интереса у детей к занятиям спортом;

- воспитание негативного отношения к вредным привычкам.

  Выбор здорового стиля жизни, у ребенка, должен быть осознанным.  Поэтому я выстроила свою работу так , где любая  деятельность детей (учебная, спортивная, досуговая, а также прием пищи, двигательная активность и др.) будет носить оздоровительно – педагогическую направленность , и способствовать воспитанию у детей привычек, а затем и потребностей к здоровому образу жизни, формированию навыков принятия самостоятельных решений в отношении поддержания и укрепления своего здоровья.

               Теоретическая база.

   Задачи, поставленные передо  мной  по обучению и воспитанию учащихся с нарушением интеллекта, реализовывались по специальным учебным программам, направленным на коррекцию формирования навыков основ здорового образа жизни как механизма социализации  развития воспитанников.

    Главную роль в изучении своей проблемы я отвожу по программе «Становление», разработанной Министерством образования РФ.В данной программе подробно описываются формы проведения занятий, в том числе по психофизическому  воспитанию.

     Дополнительная профессиональная образовательная программа Яковлевой Н.Ф. «Актуальные проблемы социализации воспитанников интернатов».Эта программа предназначена для повышения психолого-педагогической компетентности педагогов в области актуальной проблемы — воспитания детей-сирот и их успешной социализации в обществе. Программой предусмотрено изучение сиротства как много аспектного феномена; особенностей психофизического развития детей-сирот; специфики воспитания детей в закрытых образовательных учреждениях; развития семейных форм воспитания; подготовки воспитанников к самостоятельной жизни и их пост интернатногосопровождения .

      Изучаю и творчески перерабатываю  методическую литературу,  где изложены опыт педагогов – новаторов:   В.В. Воронкова, Б.П. Пузанов и многих  других, которые занимались исследованием особенностей воспитательной работы в школе.

А так же, новейшие достижения педагогической науки: Представители философско-социологического направления (П. А. Виноградов, Б. С. Ерасов, О. А. Мильштейн, В. А. Пономарчук, В. И. Столяров и др.) рассматривают здоровый образ жизни как глобальную социальную проблему, составную часть жизни общества в целом. В психолого-педагогическом направлении (Г. П. Аксенов, В. К. Бальсевич, М. Я. Виленский, Р. Дитлс, И. О. Мартынюк, Л. С. Кобелянская и др.) ЗОЖ рассматривается с точки зрения сознания, психологии человека, мотивации. Имеются и другие точки зрения (например, медико-биологическая), однако резкой грани между ними нет, так как они нацелены на решение одной проблемы — укрепление здоровья индивидуума.

     Различные аспекты поднимаемой проблемы достаточно широко обсуждались в научной и научно-методической литературе и исследовались многими учеными. Так, социально-философской проблематикой , связанной со здоровым образом жизни, занимались Алешин Л.И, Васильева О.С, Журавлева Е.В, Вольфович А.С., Воскресенский Б.А., В.П. Петленко, Гуров В.А., В.А. Дубровин В.И. Марков В.В. Благодаря трудам этих ученых сформулированы основные цели, задачи, определены структурные компоненты здровьесберегающих учебных дисциплин в школе, предложена классификация здровьесберегающих уроков. В литературе встречаются отдельные специальные исследования Чароян О.Г., Н.И. Калашниковой, ориентированные на обеспечение взаимосвязи школьных предметов физической культуры, для формирования у учащихся элементарных навыков ведения здорового образа жизни.

                  Новизна опыта.  

      Новизна опыта состоит в идеи гармоничного сочетания оздоровительных и психологических методик, что позволяет обучить детей приемам саморегуляции в различных жизненных ситуациях, способам сохранения и укрепления здоровья.

   Педагогическая целесообразность  ориентирована на формирование ценностных ориентаций ребенка через его личностный рост.

     В моей работе используются новые, нетрадиционные методы иммунопрофилактики-к ним относятся дыхательная гимнастика, упражнения для профилактики близорукости, плоскостопия и нарушения осанки, самомассаж, релаксационные упражнения, способствующие стабилизации и активизации энергетического потенциала организма и повышению пластичности сенсомоторного обеспечения психических процессов. Данные методы необходимо ввести в систему оздоровительных мероприятий.

     Инновацией в своей работе стала разработка системы дидактических игр здоровъесберегающего содержания  для детей младшего школьного  возраста, которые мы организовывали вместе с детьми. В нее вошли такие игры как:  «Полезные и вредные привычки», «Что полезное и вредное для зубов» и т.д.

           Технология опыта.

   Образ жизни формируется обществом или группой, в которой живет ребёнок. Поэтому формирование ЗОЖ,   прежде всего  задача воспитательная.

В программе выделены основные составляющие ЗОЖ:

- благоприятное социальное окружение;

- духовно-нравственное благополучие;

- оптимальный двигательный режим (культура движений);

- закаливание организма;

- рациональное питание;

- личная гигиена;

- отказ от вредных пристрастий  (курение, употребление алкогольных

 напитков, наркотических веществ);

- положительные эмоции.

    В своей профессиональной деятельности по сохранению и укреплению здоровья, использую следующие методы и приемы:

  • наблюдение
  • упражнения
  • поручения
  • соревнования
  • поощрения
  • беседы
  • решениежизненныхзадач

Формы организации:

  • праздники
  • сборы
  • операции
  • десанты
  • экскурсии
  • викторины
  • игры
  • матчи

     Формирование культуры здоровья осуществляется не только при проведении специально организованных мероприятий, а прежде всего при каждодневном непосредственном общении с детьми, когда воспитатель контролирует соблюдение режима труда и отдыха, выполнение детьми правил личной гигиены, организация влажной уборки, проветривание помещений на самоподготовке -  физкультминутки, на прогулке - подвижные игры, создавая комфортную атмосферу в группе.

              Результативность опыта.

      По данным психолого-педагогических и медицинских исследований, в школах-интернатах дети, как правило, уже с рождения имеют низкие показатели здоровья.

Но нужно учитывать, что образ жизни человека не складывается сам по себе в зависимости от обстоятельств, а формируется в течение жизни целенаправленно и постоянно.

       У детей с ОВЗ воспитывающихся в школе-интернате, необходимо закладывать и формулировать осознанную, добровольную мотивацию к получению знаний и сохранению собственного здоровья, а так же воспитывать привычку к здоровому образу жизни. Обязательным условием успешного формирования ЗОЖ является тесный, здоровый, эмоциональный контакт воспитателя и ребенка. Формирование ЗОЖ у детей с ОВЗ – сложный и многоаспектный процесс, который охватывает все сферы жизнедеятельности, интегрирует усилия педагогов, медицинских работников и психологов, построенный на знаниях из разных и многолетних приобретений человечества.

      Цель этого процесса-личность, которую необходимо научить способности на протяжении жизни сохранять и поддерживать своё здоровье.

      Этот процесс осуществляется в четырех направлениях:

      Первое направление “Я и мое здоровье” направлено на формирование у воспитанников потребности в здоровом образе жизни, формирование нравственных представлений и убеждений.

Сохранение и укрепление здоровья не возможно без соблюдения правил личной гигиены. С этой целью я провожу беседы, практические занятия по темам: «Гигиена тела», « Уход за волосами», «Гигиена одежды и обуви», «Здоровые зубы - залог здоровья», «Правила мытья рук», «Чистота-залог здоровья», «Здоровый сон», викторины, обсуждение жизненных ситуаций, обучение и повседневное закрепление правил личной гигиены.

      С целью профилактики заболеваний у детей провожу беседы на тему «Грипп - это опасно», «Болезнь грязных рук», «Профилактика чесотки», «Правильное дыхание», встречи-беседы медработников школы-интерната с детьми о профилактике заболеваний, игры и упражнения для укрепления здоровья детей.

      Предупреждение детского травматизма – это обучение детей правилам поведения во время перемен, при посещении спортивных кружков, на спортивных и игровых площадках, при переходе улиц и дорог, в общественном транспорте, противопожарная безопасность и т.д. Я провожу такие мероприятия: беседа «Какие опасности подстерегают при пожаре», игра «Знай правила движения, как таблицу умножения», беседы « Осторожно, гололед!», « Стой, бешеная собака», « О правилах поведения на спортивных площадках» и т.д., разгадывание кроссвордов, конкурсы рисунков, плакатов.

    Второе направление “Спорт – это жизнь” преследует цель на укрепление здоровья детей и совершенствование физического развития.

      Чтобы удовлетворить двигательную активность и потребность детей я провожу физкультминутки на самоподготовке, прыжки, подвижные игры на свежем воздухе. Дети   с удовольствием делают лыжные прогулки, катаются с ледяной горки. Двигательный режим является обязательной составной частью режима дня и является одним из основных средств сохранения и укрепления здоровья, физического развития детей.

      В группе организуются различные спортивные соревнования и игры. В Дни здоровья устраиваются различные спортивные состязания. Воспитанники школы постоянно принимают участие во всех проводимых мероприятиях. Результатом являются грамоты, ценные подарки.

    Третье направление “Твой выбор” направлено на формирование здоровых установок и навыков ответственного поведения, снижающих вероятность приобщения к вредным привычкам.

     Я провожу разъяснительную работу о вреде курения, алкоголя, наркотиков, о пагубном влиянии их на здоровье детей. Это беседы «Курильщик - сам себе могильщик», « Здоровье человека», « Токсикомания и наркомания», « Почему это опасно», инсценировка «Вредные привычки»; чтение и обсуждение рассказов; ставлю перед детьми проблемные вопросы типа: «Что бы ты посоветовал герою, чтобы…»; анкетирование; использую загадки о вредных привычках; работаю с пословицами («Курить – здоровью вредить», « В здоровом теле – здоровый дух», «Здоров будешь– все добудешь». Всю работу по этому разделу направляю на воспитание чувства ответственности за сохранение и укрепление здоровья и чувства ценности человеческой жизни.

     Четвертое направление “Самопознание и саморегуляция” ориентировано на  саморазвитии, стимулирование к самовоспитанию.

     Воспитывая у детей потребность, ежедневно двигаться, выполнять физические упражнения, быть в гармонии с собой и людьми у них закладываются прочные основы хорошего здоровья.

Целеустремленная, терпеливая и последовательная работа позволяет решать задачи укрепления здоровья воспитанников, формирования у них устойчивых навыков здорового образа жизни.

      Таким образом,  ведется интересная и разнообразная работа по формированию здорового образа жизни. Есть много положительных результатов, наблюдается хорошая динамика в плане здоровья.

      1.Нравственное воспитание

– отработка коммуникативных моделей поведения в наиболее типичных ситуациях: школа, улица, столовая, магазин…, закладывание основ межличностных отношений; воспитание уважения к нравственным нормам;

-- духовно-нравственное развитие детей продолжается в коллективном творчестве, которое способствует сплочению детей, учит уступать друг другу, воспитывает чувство ответственности, взаимопомощи и взаимовыручки и приносит детям радость;

- газеты к праздникам, участие в выставках рисунков, поделок;

- экскурсии в храм, краеведческий музей;

- обогащение духовной культуры через тематические праздники («Рождество», «Масленица», «Пасха»)

Приложение 1. Воспитательная беседа «Административная ответственность несовершеннолетнего» https://nsportal.ru/nachalnaya-shkola/vospitatelnaya-rabota/2020/02/17/administrativnaya-otvetstvennost 

Приложение 2. Воспитательная беседа «Как встречают новый год в разных странах»  https://nsportal.ru/nachalnaya-shkola/vospitatelnaya-rabota/2020/12/16/kak-vstrechayut-novyy-god-v-raznyh-stranah 

Приложение 3. Воспитательная беседа «заочная экскурсия по Мамаеву Кургану»

https://nsportal.ru/nachalnaya-shkola/vospitatelnaya-rabota/2021/05/21/zaochnaya-ekskursiya-po-mamaevu-kurganu 

Приложение 4.Воспитательная беседа «Правило поведения в экстремальных ситуациях»

https://nsportal.ru/nachalnaya-shkola/vospitatelnaya-rabota/2021/10/04/pravilo-povedeniya-v-ekstremalnyh-situatsiyah 

Приложение 5. Проведение заочной экскурсии «Международный день памятников и исторических мест»

https://nsportal.ru/shkola/raznoe/library/2021/04/20/zaochnaya-ekskursiya-mezhdunarodnyy-den-pamyatnikov-i-istoricheskih 

2.Патриотическое воспитание

 - воспитание духовности, гражданственности, патриотизма, чувства любви к Родине на основе изучения национальных культурных традиций; умения отвечать за свои поступки;

Приложение 6. Воспитательная беседа «Сын полка»

https://nsportal.ru/nachalnaya-shkola/vospitatelnaya-rabota/2020/04/21/otkrytaya-beseda-syn-polka 

Приложение 7. Воспитательная беседа «Я гражданин»

https://nsportal.ru/nachalnaya-shkola/vospitatelnaya-rabota/2021/10/05/ya-grazhdanin 

Приложение 8. Воспитательная беседа « 9 мая»

https://nsportal.ru/nachalnaya-shkola/vospitatelnaya-rabota/2020/05/13/prezintatsiya-9-maya-8-klass 

Приложение 9. Воспитательная беседа «Права ребенка»

https://nsportal.ru/nachalnaya-shkola/vospitatelnaya-rabota/2021/11/07/prava-rebenka 

- деятельность в области формирования правовой культуры;

- знакомство с законами РФ и правовыми документами, воспитание уважения к закону, к правам и интересам каждой личности.

- Изучение обязанностей и прав учащихся и граждан РФ.

3.Охрана здоровья и физическое развитие - создание условий для формирования у воспитанников здорового образа жизни как залога духовно-нравственного воспитания; формирование основ физической культуры, воспитание потребности в здоровом образе жизни. Охрана жизни.

Приложение 10. Проведение веселых стартов

https://nsportal.ru/nachalnaya-shkola/zdorovyy-obraz-zhizni/2021/10/05/veselye-starty 

Приложение 11. Воспитательная беседа «Скажи наркотикам –Нет»

https://nsportal.ru/nachalnaya-shkola/vospitatelnaya-rabota/2019/12/05/skazhi-narkotikam-net 

Приложение 12. Воспитательная беседа «"Закон об охране здоровья граждан от воздействия окружающего табачного дыма"

https://nsportal.ru/nachalnaya-shkola/vospitatelnaya-rabota/2021/02/16/otkrytaya-beseda-zakon-ob-ohrane-zdorovya 

Приложение 13. Воспитательная беседа «Оказание первой помощи при ушибах»

https://nsportal.ru/nachalnaya-shkola/vospitatelnaya-rabota/2021/09/23/okazanie-pervoy-meditsinskoy-pomoshchi-pri 

Приложение 14. Воспитательная беседа «Чистота залог здоровья»

https://nsportal.ru/shkola/vneklassnaya-rabota/library/2022/01/25/beseda-chistota-zalog-zdorovya 

Приложение 15. Открытая беседа «Открытая беседа о суициде»

https://nsportal.ru/shkola/raznoe/library/2022/01/19/otkrytaya-beseda-o-suitside 

«Спички детям не игрушки»; «Почему нужно мыть руки»,«Вредные и полезные привычки» «Наркотики, и последствия их употребления»  и др., а также веселые старты и подвижные игры в течение года.

4.Трудовое воспитание - воспитание положительного отношения к труду; вооружение основными самообслуживающими навыками труда; развитие потребности в труде, расширении знаний в области экономики;

-- формирование осознанного выбора профиля дальнейшего обучения. Создание благоприятных условий для личностного и профессионального самоопределения воспитанников.

Приложение 16. Воспитательная беседа «Путь в профессию начинается в школе»

https://nsportal.ru/nachalnaya-shkola/vospitatelnaya-rabota/2020/11/19/put-v-professiyu-nachinaetsya-v-shkole 

Приложение 17. Воспитательная беседа « Основная жизнь –это труд»

https://nsportal.ru/nachalnaya-shkola/vospitatelnaya-rabota/2021/11/07/osnovnaya-zhizn-eto-trud 

-«О рабочих руках и трудолюбии», «Деньги и их значение» и др., экскурсии на предприятия; практические занятия по уходу за одеждой, обувью, комнатными растениями.

5.Художественно-эстетическое воспитание - развитие у учащихся способностей, умений и навыков в художественной деятельности; приобщение к культурным ценностям и традициям; формирование чувства прекрасного, развитие эстетической потребности, эстетического вкуса, эстетического отношения к действительности.

-организация и проведение праздников:

Приложение 18.Проведение открытой беседы «Дружба начинается с улыбки»

https://nsportal.ru/nachalnaya-shkola/vospitatelnaya-rabota/2021/03/22/otkrytoe-meropriyatie-druzhba-nachinaetsya-s 

Приложение 19. Проведение веселых стартов

https://nsportal.ru/nachalnaya-shkola/zdorovyy-obraz-zhizni/2021/10/12/veselye-starty 

«Знаменитые художники Мордовии. Ф.Сычков»; участие воспитанников в концертах, конкурсах, выставках; экскурсии в музеи.

-литературные часы, чтение художественной литературы: в процессе чтения дети познают окружающий мир, человеческие взаимоотношения; прививаются нормы нравственного поведения в виде ярких художественных образов.

Каждое из направлений находит отражение:

  • в способах организации совместной деятельности воспитателя и воспитанников во внеучебной деятельности; в характере общения и сотрудничества взрослого и ребенка;
  • в организации индивидуальной, групповой, коллективной деятельности воспитанников;
  • в организации общешкольных мероприятий.

Наблюдая за своими воспитанниками, я пришла к выводу, что работа по  экологии здоровья в дает определенные результаты, поэтому реализация этой проблемы остается актуальной и работа в данном направлении  мною будет продолжаться. В дальнейшем ставлю перед собой следующие задачи:

  • Продолжение разработки темы.
  • Создание общей системы работы, связанной с экологическим здоровьем

     Обобщение педагогического опыта происходит на ШМО, заседаниях педагогического совета, семинарах  в виде выступлений, докладов, открытых мероприятий, печатании материалов в сборниках.

Приложение 20. Доклад «Формирование и развитие творческого потенциала воспитанников в условиях реализации в ФГОС ОУ(ИН).

https://nsportal.ru/shkola/korrektsionnaya-pedagogika/library/2022/02/02/razvitie-rvorcheskih-sposobnostey-u-detey-s-ovz 

Приложение 21. Выступление на педагогическом совете «Формирование и развитие культуры здорового образа жизни, безопасного поведения детей с ОВЗ в условиях школы-интернат»

https://nsportal.ru/nachalnaya-shkola/zdorovyy-obraz-zhizni/2021/12/03/otkrytoe-meropriyatie-na-metodicheskom-obedinenii 

Литература:

  1. Гурьянов А.М., Коновалова Л.В., Маркелов В.Л. Педагогические условия формирования навыков основ здорового образа жизни как механизм социализации детей-сирот, оставшихся без попечения родителей. ФГБОУ ВПО «Ульяновский государственный университет», научная статья.
  2. Воронова Е.А. Здоровый образ жизни в современной школе.- Изд.3-е.-Ростов н /Д: Феникс, 2009 .
  3. Михайлова С.А. Формирование навыков здорового образа жизни у воспитанников детского дома. Социальная педагогика 2014 №5 с.89-92
  4. Бобылёва И.А. Социальная адаптация выпускников интернатных учреждений. - М.,2007
  5. Е.Д. Худенко. Организация и планирование воспитательной работы в специальной (коррекционной) школе, 2010г.
  6. Дети с ограниченными возможностями: проблемы и инновационные тенденции в обучении и воспитании. Хрестоматия по курсу «Коррекционная педагогика и специальная психология» / Сост. Н.Д. Соколова, Л.В. Калиникова . – М: Издательство ГНОМ и Д, 2001.-448с.
  7. Завражин С.А., Фортова Л.К. «Адаптация детей с ограниченными возможностями»: учебное пособие для студентов педагогических учебных заведений; Академический Проект: Триста, 2005.- 400с.  
  8. Кулинич Г.Г. Вредные привычки: профилактика зависимостей. 5-7 классы, Вако,2009


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Представление педагогического опыта

"Использование приемов технологии развития критического мышления на уроках музыки"....

Публичное представление педагогического опыта учителя русского языка Ковальчук Оксаны Васильевны

Публичное представление педагогического опыта учителя русского языка и литературы Ковальчук Оксаны Васильевны...

Представление педагогического опыта работы через мастер-класс

Конкурсы ПНПО способствуют выявлению, обобщению, прогнозированию и распространению собственного педагогического опыта. Одной из эффективных форм представления его является мастер-класс....

презентация "Представление педагогического опыта"

самопредставление и защита педопыта учителя английского языка...

Представление педагогического опыта учителя математики Внуковой Е.Г.

Общие сведения о педагогическом опыте учителя математики Внуковой Е.Г....

Представление педагогического опыта "Формирование и обогащение опыта творческой деятельности учащихся в процессе обучения музыке".

Представление является обобщением собственного педагогического опыта с теоретическим обоснованием. Среди стратегических задач развития системы образования выдвигается и задача формирования конкур...

Представление педагогического опыта педагогического работника. Формирование ключевых компетенций на уроках истории и обществознания через интерактивные формы работы.

        Актуальность продиктована глобальными изменениями в информационной, коммуникационной, профессиональной и других сферах современного общества, требующих корректировки...