Адаптированная рабочая программа по учебному предмету "Профессионально-трудовое обучение (швейное дело)" 11 класс
рабочая программа (11 класс)
Программа расчитана га уч-ся 11 класса с углубленной трудовой подготовкой специальной (коррекционой школы) и предусматривает их подготовку к выполнению производственных заданий. Программа составлена на основе программы для 11 класса с углубленной трудовой до профессиональной подготовкой в специальных коррекционных образовательных учреждений VIII вида под ред. А.М. Щербаковой.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
programma_11_kl.docx | 34.38 КБ |
Предварительный просмотр:
муниципальное казенное общеобразовательное учреждение
города Искитима Новосибирской области «Коррекционная школа № 7»
Адаптированная
рабочая программа
по учебному предмету
«Производственное обучение (швейное дело)»
в 11 классе
на 2021-2022 учебный год
учитель швейного дела
первой квалификационной категории
Ларина Татьяна Николаевна
Искитим, 2021
Пояснительная записка
Нормативные документы
- Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 № 273 – Ф3.
- Типовое положение о специальном (коррекционном) образовательном учреждении для обучающихся воспитанников с отклонениями в развитии (утверждено постановлением Правительства Российской Федерации от 12 марта 1997 г. № 288, с изменениями и дополнениями, утвержденными постановлениями Правительства Российской Федерации от 10 марта 2000 г. № 212, от 23 декабря 2002 г. № 919, от 1 февраля 2005 г. № 49, от 18 августа 2008 г. № 617, от 10 марта 2009 г. № 216).
- СанПиН 2.4.2.2821 – 1 от 29.12.2010 № 1.
- Базисный учебный план специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждений для обучающихся воспитанников с отклонениями в развитии (приказ № 29/2065 – П от 10 апреля 2002г.).
- Программа под редакцией А.М.Щербаковой, 2001года издания, издательство НУ ЭНАС, г. Москва. Рекомендована для трудового обучения в специальных (коррекционных) школах VIII вида.
Рабочая программа по швейному делу разработана на основе Программы Министерства образования РФ для специальных (коррекционных) общеобразовательных школ VIII вида под редакцией А.М.Щербаковой.
Программа предусматривает подготовку учащихся общеобразовательных учреждений, реализующих адоптированные основные общеобразовательные программы к самостоятельному выполнению производственных заданий по пошиву белья и легкого платья со специализацией по профессии оператор швейного оборудования.
Знания по трудовому обучению для детей с нарушениями интеллекта должны быть направлены на изучение теоретического материала, приемов работы и отработки практических навыков по общему курсу специальности оператор швейного оборудования.
Цели программы:
- обобщение знаний, полученных в предыдущих классах;
-совершенствование и автоматизация навыков по общему курсу специальности оператор швейного оборудования.
Рабочая программа направлена на достижение следующих задач:
- Освоение технологических знаний, организации производства и труда, снижение негативных последствий производственной деятельности на окружающую среду и здоровье человека, пути получения профессии и построения профессиональной карьеры;
- Овладение трудовыми и специальными умениями, необходимыми для поиска и использования технологической информации, самостоятельного и осознанного определения своих жизненных и профессиональных планов, безопасными приемами труда, умениями рациональной организации трудовой деятельности, изготовления объектов труда с учетом эстетических и экологических требований, сопоставление профессиональных планов с состоянием здоровья, образовательным потенциалом, личностными особенностями;
- Развитие познавательных интересов, технического мышления, пространственного воображения, творческих, коммуникативных и организаторских способностей, способности к самостоятельному поиску и использованию информации для решения практических задач и делового сотрудничества в сфере производственной деятельности;
- Воспитание трудолюбия, бережливости, аккуратности, целеустремленности, предприимчивости, ответственности за результаты своей деятельности, уважительного отношения к людям различных профессий и результатам их труда;
- Получение опыта применения технологических знаний и умений в самостоятельной и практической деятельности на рынке труда, товаров и услуг.
Эффективность достижения целей во многом зависит от правильно выбранных методов обучения и воспитания. Под методами обучения и воспитания понимается способ работы, в процессе которого происходит усвоение учащимися знаний, умений и навыков, формируются познавательные способности.
Основные методы работы с учащимися:
Наглядные методы – показ образцов выполненной работы, анализ образца, демонстрация выполнения практической работы, поэтапный наглядный план работы.
Практические методы – последовательное выполнение трудовой операции под руководством учителя.
Словесные методы - предварительная краткая беседа, словесный инструктаж, рассказ.
Формы работы на уроках:
- индивидуальная - практическая работа.
- фронтальная - проверка знаний при помощи карточек, тестирования и.т.д.
- групповая - лабораторная работы.
- коллективная - работа с пооперационным разделением труда.
Современная дидактика рассматривает обучение как системный процесс, включающий этапы первичного освоения знаний, а затем последующего их расширения и закрепления.
Система контроля в процессе обучения предполагает:
- наблюдение за поведением и эмоциональным состоянием учащихся;
- мотивированная оценка знаний и умений;
- проведение самостоятельных работ по окончанию четверти;
- непосредственный контроль выполнения трудовых приемов и операций в практической деятельности;
- устный опрос;
- проведение мониторинга качества успешности;
- самоконтроль и взаимоконтроль.
Обучение швейному делу развивает мышление, способность к пространственному анализу, мелкую и крупную моторику. Кроме того, выполнение швейных работ формирует у детей эстетическое представление, благотворно сказывается на становлении личности, способствует их социальной адаптации в быту.
Особое место отводится принципу коррекции умственных недостатков посредством индивидуального и дифференцированного подхода.
Одной их особенностей профессионально - трудового обучения в школе является его элементарный квалификационный уровень. Это даёт возможность учителю практически осуществлять дифференцированный подход к обучению ученика с нарушенным интеллектом.
Межпредметная интеграция занятий по трудовому обучению осуществляется с
математикой – расчет для построения чертежа, расчет стоимости;
родным языком и литературой – обогащение словарного запаса, развитие речи, поговорки, пословицы, произведения о труде, профессиях и людях;
изо – зарисовка орнаментов, выбор и перевод рисунка для вышивки, аппликация, зарисовка моделей одежды;
обществоведением – кодексы законов о труде, основные правила и обязанности рабочих, трудовой договор, трудовая дисциплина.
Предполагаемая программа имеет коррекционно - развивающую направленность, позволяет подготовить выпускников коррекционной школы к самостоятельной трудовой деятельности и адаптации их в обществе.
Содержание программы
Модуль 3.4 «Школьный урок»
Реализация школьными педагогами воспитательного потенциала урока предполагает следующее:
- установление доверительных отношений между учителем и его учениками, способствующих позитивному восприятию учащимися требований и просьб учителя, привлечению их внимания к обсуждаемой на уроке информации, активизации их познавательной деятельности;
- побуждение школьников соблюдать на уроке общепринятые нормы поведения, правила общения со старшими (учителями) и сверстниками (школьниками), принципы учебной дисциплины и самоорганизации;
- привлечение внимания школьников к ценностному аспекту изучаемых на уроках явлений, организация их работы с получаемой на уроке социально значимой информацией - инициирование ее обсуждения, высказывания учащимися своего мнения по ее поводу, выработки своего к ней отношения;
- использование воспитательных возможностей содержания учебного предмета через демонстрацию детям примеров ответственного, гражданского поведения, проявления человеколюбия и добросердечности, через подбор соответствующих текстов для чтения, задач для решения, проблемных ситуаций для обсуждения в классе;
- включение в урок игровых моментов, которые помогают поддержать мотивацию детей к получению знаний, налаживанию позитивных межличностных отношений в классе, помогают установлению доброжелательной атмосферы во время урока;
- организация взаимопомощи между учащимися, дающего школьникам социально значимый опыт сотрудничества и взаимной помощи;
- инициирование и поддержка познавательной деятельности школьников в рамках реализации ими индивидуальных и групповых проектов, дающей школьникам возможность приобрести навык самостоятельного решения проблемы, навык оформления собственных идей, навык уважительного отношения к чужим идеям, навык публичного выступления перед аудиторией, аргументирования и отстаивания своей точки зрения.
№ п/п | Темы и разделы таблицы | Модуль | Полугодия | |
I | II | |||
1 | Материаловедение | 3.4.1. | 18 | 16 |
2 | Оборудование | 3.4.3. | 20 | 4 |
3 | Моделирование | 3.4.5. | 14 | 27 |
4 | Конструирование | 3.4.3. | 10 | 21 |
5 | Обработка швейного изделия | 3.4.6. | 48 | 72 |
6 | Основы организации труда на производстве | 3.4.2. | 6 | 19 |
7 | Отделка швейного изделия | 3.4.6. | 16 | 10 |
8 | Техника безопасности | 3.4.2. | 6 | 4 |
9 | Практическое повторение | 3.4.6. | 206 | 212 |
10 | Экскурсии | 3.4.2. | 8 | 11 |
Итого (полугодие) | 352 | 396 | ||
Итого (год) | 748 | |||
Летняя производственная практика | 30 дней |
Учащиеся знакомятся с характеристикой промышленных швейных машин, приемами шитья изделий на них, правилами безопасной работы. Уделяется внимание правильности применения учащимися технологических приемов при выполнении практических заданий.
С этой целью организуются занятия практического повторения , во время которых усваиваются трудовые приемы и приобретаются навыки выполнения технологических операций.
Самостоятельные и контрольные работы – это такие практические занятия, на которых учащиеся самостоятельно выполняют трудовые задания: анализируют объект предстоящей работы, составляют план выполнения задания, исполняют его и контролируют ход и результат своей работы.
Практические самостоятельные работы выполняются в конце каждой четверти.
Практическое повторение в 11 классе проходит на швейном предприятии, где приобретаются и усваиваются новые трудовые приемы и навыки при выполнении пооперационной обработки изделий в бригаде.
Предполагаемая программа имеет коррекционно – развивающую направленность, позволяет подготовить выпускников коррекционной школы к самостоятельной трудовой деятельности и адаптации их в обществе.
Тема 1. "Техника безопасности и противопожарные мероприятия на производстве(10ч.)".
Рабочее место учащихся (инструменты и приспособления), организация рабочего места в производственных цехах. Виды травматизма, электробезопасность, пожарная безопасность.
Режим труда и производственная санитария: режим рабочего дня (труд и отдых, производственная гимнастика, обед, перерыв); санитарные требования к спецодежде и помещениям, вентиляция, освещение; профессиональные заболевания.
Санитарные требования к рабочим помещениям. Требования, предъявляемые к освещению помещений и рабочих мест. Естественная и механическая вентиляция. Уход за помещением.
Мелкие травмы на производстве (порезы, проколы и.т.д.) Гнойничковые заболевания как результат мелких травм и нарушений гигиенических правил ухода за кожей. Предупреждение мелких травм.
Первая помощь при несчастных случаях – травмах, ожогах и поражениях электрическим током. Способы до врачебной помощи.
Планируемые результаты: окончив изучение темы, обучающийся будет иметь представление о технике безопасности и противопожарных мероприятий, о основах гигиены труда и производственной санитарии. Будет знать: технику и меру безопасности, научится соблюдать и выполнять правила противопожарных мероприятий.
Тема 2. «Экскурсия на предприятие (19ч.)».
Ознакомление учащихся с технологическими процессами по изготовлению одежды, с устройством и оборудованием рабочих мест для ручных и машинных работ, влажно – тепловой обработки.
Планируемые результаты: окончив изучение темы, обучающийся будет иметь представление о предприятии и его работе.
Тема 3. «Практическое повторение (418ч.)».
В конце каждой четверти отрабатываются практические умения на производстве. Выполняются практические работы по готовому крою. Ориентировка в задании по образцу изделия и инструкционной карте. Проводится анализ качества выполненной работы с учетом времени, потраченного на выполнение операции.
Планируемые результаты: научится ориентировке в задании по техническим условиям. Оценке качества готового изделия. Межоперационному контролю. Подведение итогов выполнения задания.
Тема 4. «Оборудование(24ч.)».
Виды и обозначение промышленных швейных машин, устройство и работы 1022 -М- класса челночного стежка, устройство и работа 97 – А - класса, устройство и работа 2222 –М- класса, обметочная швейная машина 51-А- класс, швейная машина 285 класс, петельная – полуавтомат и пуговичная – полуавтомат. Заправка нитей, смазка, управление.
Научится заправлять нитки, регулировать их натяжение. Смазывать механизмы машины
Лабораторная работа. Ознакомление с заправкой ниток, управлением машины, чисткой и смазкой.
Неполадки швейной машины и способы их устранения. Теоретические сведения. Виды неполадок. Причины их возникновения и способы устранения. Предупреждение неполадок.
Научится выявлять и устранять разные виды неполадок.
Тема 5. «Материаловедение (34ч.)».
Получение синтетических волокон и их свойства. Классификация тканей, ассортимент из синтетических волокон и нитей. Определение волокнистого состава тканей.
Технологические свойства тканей из синтетических волокон и нитей, ткани натуральных волокон, не тканые материалы.
Умения. Определить цвет, блеск, вид переплетения, обрыв нитей синтетических волокон.
Лабораторная работа. Определение технологических свойств тканей, составление коллекций образцов ткани.
Тема 6. «Моделирование (41ч.)».
Выбор фасона, монтаж брюк. Последовательная обработка изделия с опорой на технологическую карту. Раскрой изделий по выкройке на себя. Теоретические сведения. Выбор модели на страницах журнала. Снятие мерок и сравнение их с теми, что приведены в таблице размеров. Определение в соответствии с ними своего размера.
Умения. По снятым меркам определить свой размер.
Лабораторная работа. Снять мерки. По таблице найти свой размер. Раскроить изделие.
Тема 7. «Конструирование (31ч.)».
Виды и фасоны блузки. Снятие мерок, использование готовой выкройки. Последовательность построения чертежа блузки.
Умения. Построить чертеж блузки в соответствии с выбранным фасоном.
Практическая работа. Выполнить построение сетки блузки.
Тема 8. «Обработка швейных изделий (120ч.)».
Изготовление прямого цельнокроеного платья, применяемого в массовом производстве. Обработка боковых и плечевых срезов. Обработка срезов горловины, срезов проймы, нижнего среза.
Лабораторно – практическая работа. Соединение боковых и плечевых срезов. Обработка среза горловины, проймы и низа изделия.
Обработка отложного воротника, соединение воротника с горловиной, обработка борта под бортом.
Лабораторно – практическая работа. Выполнить обработку воротника и обработать под бортом.
Обработка нижнего среза рукава манжетой.
Лабораторно – практическая работа. Обработка манжет на рукаве.
Обработка различных видов карманов.
Лабораторно – практическая работа. Обработка накладного кармана в боковом шве. Обработка не прорезного кармана в подрезе. Обработка прорезного кармана с двумя обтачками, одной обтачкой, с клапаном.
Обработка проймы втачным рукавом.
Лабораторно – практическая работа. Обработка проймы.
Обработка застежки замком молния.
Практическая работа. Обработка застежки в гульфик.
Обработка верхнего среза брюк поясом.
Лабораторно – практическая работа. Обработка верхнего среза обтачкой, поясом.
Тема 9. «Основы организации труда на производстве (25ч.)».
Структура швейного предприятия. Органы администрации, управления швейного предприятия, отдел управления производством и качеством, главный механик, бухгалтерский, коммерческий отдел кадров.
Производственный, технологический процесс изготовления одежды. Экспериментальный, подготовительный, раскройный цеха. Основные рабочии профессии швейного производства.
Умения. Знать структуру швейного предприятия, технические процессы работы цехов, знания рабочих профессий.
Тема 10. «Отделка швейного изделия (26ч.)».
Вид отделки, аппликация. Способы крепления аппликации. Выполнение аппликации различной сложности на изделиях. Умение выполнить аппликацию.
Лабораторно – практическая работа. Пошив подушек для дивана, салфеток, прихваток, фартуков с аппликацией.
Учебный процесс завершается итоговым экзаменом, который проводит экзаменационная комиссия. Экзамен проводится в форме проекта и практической работы. По окончанию экзаменов выдается свидетельство о присвоении профессии оператор швейного оборудования 2-го, 3-го разряда
Основные требования к уровню подготовки обучающихся
Учащиеся должны знать:
- основные инструменты и приспособления, используемые при работе;
- ткани и их свойства, долевую и поперечную нити, лицевую и изнаночную стороны;
- назначение тканей при пошиве того или иного изделия;
- технологию изготовления программных изделий;
- способы и приёмы обработки отдельных узлов изготавливаемого изделия;
-способы экономного расходования ткани, бережного обращения с инструментами, оборудованием и приспособлениями;
-устройство швейной машины;
- основные швейные механизмы;
- устройство шпульного колпачка;
- элементарные сведения по экономике и предпринимательской деятельности, о трудовом законодательстве;
- правила безопасности труда, производственной санитарии, пожарной безопасности, внутреннего распорядка и организации рабочего места;
- специальную терминологию и пользоваться ею.
Учащиеся должны уметь:
- пользоваться необходимыми инструментами и приспособлениями;
- организовать своё рабочее место в соответствие с требованиями;
- распознавать ткани по волокнистому составу;
- определять долевую и поперечную нити, лицевую и изнаночную стороны;
- описывать изготавливаемое изделие, используя при этом специальную терминологию;
- снимать необходимые мерки для изготовления изделия;
- выполнять простейший расчёт ткани для пошива любого изделия;
- составлять план пошива изделия;
- выполнять необходимые операции при изготовлении изделия;
- выполнять ВТО изделий;
- пользоваться выкройками из журналов мод;
- работать бригадным методом с пооперационным разделением труда.
Рабочая программа по профессионально - трудовому обучению для 11 класса построена по тематическому принципу.
Литература для педагога
- Новые учебные программы: Трудовое обучение в специальных (коррекционных) общеобразовательных школ VIII вида. / ред. А.М. Щербаковой – М.: Просвещение,2001 - 300с.
- Мозговая, Г.Г. Швейное дело. 8класс: учебник для специальных (коррекционных) образовательных школ VIII вида /Г.Г. Мозговая, Г.Б. Картушина.- М.: Просвещение, 2012.- 232с.,ил.
- Картушина, Г.Б. Технология. Швейное дело. 9класс: учебник для специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида /Г.Б. Картушина, Г.Г. Мозговая - М.: Просвещение, 2010.- 199с.,ил.
- Швея. Портной легкой женской одежды: учеб. пособие для учащихся лицеев и средних профессионально-технических училищ /Г.О. Бердник. – Ростов – на - Дону: Феникс, 2001- 320с.
- Дашкевич, Л.М.Швея, портной: Лабораторный практикум по технологии пошива одежды: учеб. пособие для учащихся лицеев и средних профессионально-технических училищ/ Автор - сост. Л.М. Дашкевич – Ростов-на-Дону:Феникс,2001-352с.
- Махаловская, Л.О. Текстильные товары: учеб. пособие для учащихся лицеев и средних профессионально-технических училищ/ Л.О. Махаловская – М.: Экономика, 2001-191с.
- Полянская, Л.И. Об организации инновационной деятельности в специальной коррекционной школе - интернате 8 вида / Л.И. Полянская //Дефектология.-№2.-2005
- Труханова, А.Т.Технология пошива женской и детской легкой одежды / А.Т. Труханова - М.: Легкая и пищевая промышленность,1983-203с.
Литература для учащихся
- Мозговая, Г.Г. Швейное дело. 8класс: учебник для специальных (коррекционных) образовательных школ VIII вида /Г.Г. Мозговая, Г.Б. Картушина. - М.: Просвещение, 2012.- 232с.,ил.
- Картушина Г.Б. Технология. Швейное дело. 9класс: учебник для специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида /Г.Б. Картушина, Г.Г. Мозговая -М.: Просвещение, 2010.- 199с.,ил.
- Швея. Портной легкой женской одежды: учеб. пособие для учащихся лицеев и средних профессионально-технических училищ /Г.О. Бердник - Ростов - на - Дону: Феникс, 2001- 320с.
- Дашкевич, Л.М. Швея, портной. Лабораторный практикум по технологии пошива одежды: учебное пособие для учащихся лицеев и средних профессионально-технических училищ/ Л.О. Махаловская – М.: Экономика, 2001-191с.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рецензия на рабочую программу по предмету "Профессионально - трудовое обучение (швейное дело)" 5 класс
Одним из основных достоинств представленной автором программы является и то, что она ориентированна не только формирование трудовых умений и навыков, но и на проведение профориентационной работы с обу...
Рабочая программа по предмету "Профессионально - трудовое обучение (швейное дело)" 5 класс
Программа разработана с учетом современных требований к организации образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья: обеспечивает компетентностный подход, учебный мате...
Рабочая программа по предмету "Профессионально - трудовое обучение (швейное дело)" 6 класс
Программа разработана с учетом современных требований к организации образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья: обеспечивает компетентностный подход, учебный мате...
Рабочая программа по предмету "Профессионально - трудовое обучение (швейное дело)" 9 класс
Программа разработана с учетом современных требований к организации образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья: обеспечивает компетентностный подход, учебный мате...
Адаптированная рабочая программа по учебному предмету трудовое обучение для 7 класса
Адаптированная рабочая программа по учебному предмету "трудовое обучение" основного общего образования (для обучающихся с нанарушением слуха) для 7 класса....
Рабочая программа по учебному предмету Профильный труд «Швейное дело» 5 – 9 класс девочки, адаптированная основная общеобразовательная программа для детей с умственной отсталостью, вариант 1.
Рабочая программа по профильному труду составлена на основе адаптированной основной общеобразовательной программы образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными на...
Контрольные тесты к Рабочей программе по учебному предмету «Профильный труд» («швейное дело») индивидуальное обучение на дому Иванова Вячеслава, 8а класс
Проверочные контрольные тесты разработаны для проверки уровня усвоености материала учеником....