Доклад на тему «Коррекционно-развивающая среда как средство коррекции и компенсации детей с ОВЗ»
материал
«Дети должны жить в мире красоты, игры, сказки, музыки, рисунка, фантазии, творчества. Этот мир должен окружать ребёнка и тогда, когда мы хотим научить его читать и писать. Да, от того, как будет чувствовать себя ребёнок, поднимаясь на первую ступеньку лестницы познания, что он будет переживать, зависит весь его дальнейший путь к знаниям. Василий Александрович Сухомлинский»
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
doklad_metod.doc | 53.5 КБ |
Предварительный просмотр:
ГБ ОУ РМ «Инсарская общеобразовательная школа-интернат для детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, с ограниченными возможностями здоровья»
Доклад:
«Коррекционно-развивающая среда,
как средство коррекции и компенсации
детей с ОВЗ»»
Подготовил: воспитатель Лобанова О.П.
Инсар 2020 г.
«Дети должны жить в мире красоты, игры, сказки, музыки, рисунка, фантазии, творчества. Этот мир должен окружать ребёнка и тогда, когда мы хотим научить его читать и писать. Да, от того, как будет чувствовать себя ребёнок, поднимаясь на первую ступеньку лестницы познания, что он будет переживать, зависит весь его дальнейший путь к знаниям. Василий Александрович Сухомлинский»
Дети с ограниченными возможностями здоровья – это дети с интеллектуальной недостаточностью, нарушением интеллекта, физическими недостатками. У детей с нарушением интеллекта эмоциональный фон значительно снижен, эмоциональный контакт с окружающими нарушен, а морально-нравственные качества не только не развиты сами по себе, но и не имеют достаточных предпосылок для своего развития. Морально – нравственные представления без специального направленного воздействия не усваивают.
Сегодня наиболее оправданным является такой подход к организации воспитательной работы, при котором вся совокупность педагогических средств направлена на выработку у каждого конкретного воспитанника своего собственного варианта жизни, достойного его как человека современного общества. Мало просто воспитывать традиционные ценностные отношения. Воспитанник должен сам на их основе формировать свою жизненную позицию, быть способным на разумный выбор, т.е. быть способным регулировать своё поведение с опорой на существующие стандарты, нормы и законы общества.
По мнению Льва Семеновича Выготского «социальное воспитание умственно отсталого ребенка является единственно состоятельным научным путем его воспитания». Социальное же воспитание невозможно без формирования саморазвивающейся личности, так как только саморазвивающаяся личность способна осознанно и целенаправленно расширять свои социальные связи, определять пространства успешности, корректировать умения, навыки и объем знаний, необходимых для успешной адаптации в социуме.
Любой ребенок, имеющий тяжелые нарушения речи, задержку психического развития, нервно-психические расстройства, комплексные нарушения, не должен быть социальным инвалидом и потенциальным балластом для окружающих, своей семьи, государства – он должен стать оптимально-развитой личностью, способной к адекватному вхождению в общественную среду на каждом этапе возрастного становления. Реализация данной стратегии становится возможной лишь при условии создания специального реабилитационного пространства, включающего в себя наличие комплексного подхода, квалифицированных кадров, владеющих специальными методиками и технологиями коррекционного обучения и воспитания.
Воспитание – творческий целенаправленный процесс взаимодействия воспитателей и воспитанников по созданию коррекционно-развивающей среды, которая стимулирует деятельность детей к освоению социально-культурных ценностей общества и развитию механизмов продуктивной обработки информации, способствующих самоактуализации и социальной реабилитации личности.
Проблема организации оптимальной среды для жизни и развития детей с ОВЗ на сегодняшний день стоит особо актуально. Это связано с введением Федерального государственного образовательного стандарта (ФГОС) Что же означает понятие «среда»? Среда — это система пространственно-временных, эмоционально-смысловых отношений. По своему содержанию среда может быть стрессогенной, комфортной, развивающей. Под коррекционно-развивающей средой следует понимать естественную комфортную обстановку, насыщенную разнообразными сенсорными раздражителями и игровыми материалами, рационально организованную. Такая среда способствует эмоционально-личностному развитию ребенка, появлению у него новых способов взаимодействия с миром, расширению возможностей адаптации и появлению гибкого поведения в различных жизненных ситуациях. Моделируя комфортную и развивающую среду для ребенка с ОВЗ необходимо учитывать важные составляющие:
– учет индивидуальных, возрастных, клинико-психологических особенностей;
– удовлетворенность базовых физиологических потребностей;
– размер помещения;
– гибкость зонирования оптимальная влажность, чистота и температура воздуха;
– сенсорная насыщенность;
– необходимые предметы и порядок их хранения.
Коррекционно-развивающая среда для детей с ОВЗ должна выполнять ряд функций: образовательную, развивающую, воспитывающую, стимулирующую, коммуникативную. Но самое главное — она должна работать на развитие самостоятельности и самодеятельности ребенка. При построении коррекционно-развивающей среды для детей с ОВЗ учитываются следующие принципы:
– Принцип информативности, подразумевает большой выбор материалов и оборудования, предназначенных для воспитанников во взаимодействии с предметным окружением.
– Принцип вариативности, подразумевает периодическую сменяемость игрового материала, появление новых предметов, стимулирующих исследовательскую, познавательную, игровую, двигательную активность детей.
– Принцип полифункциональности, предусматривает возможность разнообразного использования различных составляющих развивающей среды, например, детской мебели, матов, ширм, мягких модулей, предметов-заменителей.
– Принцип трансформированности среды, тесно связан с ее полифункциональностью — это возможность изменений, позволяющих, по ситуации, вынести на первый план ту или иную функцию пространства.
– Принцип доступности, означает свободный доступ детей к играм, игрушкам, материалам и пособиям.
– Принцип здоровьесбережения, включает в себя сохранение и укрепление здоровья детей, улучшение их двигательного статуса с учетом индивидуальных возможностей и способностей.
– Принцип безопасности — это соблюдение техники безопасности, соответствие игрового материала возрастным и санитарно-гигиеническим требованиям, соответствие естественного и искусственного освещения требованиям СанПин, отсутствие опасных колющих, режущих предметов.
– Принцип развития, предусматривает, что в среде должна быть заложена возможность ее изменения в соответствии со вкусами и настроениями детей, а также с учетом разновозрастных педагогических задач.
– Принцип природосообразности требует, чтобы ведущим звеном воспитательного взаимодействия выступал ребенок с его конкретными особенностями и уровнем развития.
В нашем учреждении воспитательная работа строится таким образом, чтобы школа-интернат была для детей родным домом, семьёй, в которой дают не только образование, но и создают условия для воспитания, развития и реализации личностных качеств. Воспитатель в коррекционной школе является организатором ситуаций, в которых раскрываются положительные черты детей, создает ситуацию успеха в результате самостоятельного поиска.
Основными направлениями этой деятельности являются:
– система позитивно действующих факторов: оформление школы, кабинетов, жилых комнат, спален, столовой; включение и приобщение воспитанников к этой деятельности;
– разработка разновариантных моделей коррекционно-развивающих занятий, бесед, экскурсий и создание из них методической базы;
– организация досуговой деятельности, ориентированной на коррекцию недостатков развития и формирование механизмов компенсации;
– включение ребенка в разнообразные виды деятельности, опора на сохранные стороны, вовлечение различных анализаторов, разных сторон личности.
Работа педагогического коллектива направлена на коррекцию личности каждого воспитанника, развитие его творческих способностей, интереса, фантазии; умение проявить себя во всех творческих и трудовых делах коллектива.
Большое внимание уделяется привитию детям навыков самообслуживания, которое включает в себя личную гигиену, дежурство в спальных комнатах, столовой, по школе и т.д. Ребята с раннего возраста приобретают санитарно-гигиенические и бытовые умения и навыки. Особое внимание уделяется выработке у воспитанников техники безопасного поведения в любых жизненных ситуациях (ведутся журналы по ТБ).
На выбор детей в школе-интернате действуют 9 кружков. Дополнительным образованием в школе-интернате охвачено 100% воспитанников.
Системный подход , лежащий в основе образовательной деятельности предполагает создание единого педагогического пространства, интегрирующего все его элементы: учебные занятия, внеурочную жизнь детей, разнообразную полезную деятельность.
С целью формирования у воспитанников ключевых компетентностей для успешной интеграции в современное общество необходимо:
1) формировать гуманистическое отношение к окружающему миру, приобщать к общечеловеческим ценностям;
2) формировать самосознание, потребность к саморазвитию, способность адаптироваться в современных условиях, навыки социально приемлемых и значимых ориентиров своего поведения;
3) предоставить возможность реализоваться в соответствии со своими склонностями и интересами;
4) сохранять физическое и психическое здоровье воспитанников, развивать желания, способности и умения поддерживать в порядке свой организм, осознание ими здоровья как одной из главных жизненных ценностей;
5) стимулировать реально ориентированное отношение обучающихся к выбору профессиональной деятельности в соответствии с личными возможностями и с современными социально-экономическими условиями;
6) совершенствовать условия для повышения профессиональной компетентности педагога.
Подводя итог, можно сказать, что коррекционно-развивающая среда — это комплексный, системный, вариативный, инвариантный, пластически меняющийся механизм непрерывной психолого-педагогической помощи ребенку с отклонениями в развитии на пути становления его социальной компетентности в играх, занятиях, общении со сверстниками и взрослыми. В наших руках возможность формировать личность — любознательную, интересующуюся, активно познающую мир, умеющую учиться, способную к организации собственной деятельности, готовую самостоятельно действовать и отвечать за свои поступки.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
"Коррекционно-развивающая работа воспитателя, как средство адаптации и социализации детей". Доклад.
Коррекционная учебно-воспитательная работа представляет собой систему педагогических мероприятий, направленных на преодоление или ослабление нарушений психофизического развития ребенка посредством при...
Использование информационно-коммуникационных технологий в коррекционно-развивающей работе логопеда, как средство оптимизации коррекции речи дошкольника.
Предствален практический материал, по использования итерактивных игр и технологии в работе учителя-логопеда....
ПРОГРАММА ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ Специализированного дома ребенка №3 для детей с органическим поражением центральной нервной системы с нарушением психики на 2015-2019 годы «Создание коррекционно-развивающей образовательной среды Дома ребенка №3, обеспе
1. Краткая презентация ПрограммыСпециализированного дома ребенка №3 для детей с органическим поражением центральной нервной системы с нарушением психикина 2015-2019 годы«Создан...
Доклад на тему "Коррекционно-развивающие задания для активизации познавательной деятельности умственно отсталых учащихся на уроках математики"
В работе представлены различные виды заданий, используемых на уроках математики, для развития и коррекции у умственно отсталых учащихся таких психических процессов, как внимание, память, мышление....
Доклад на тему: «Коррекционно-развивающая образовательная среда- фактор успешности ученика»
Коррекционно-развивающая образовательная среда- фактор успешности ученика.Организация среды – это специальное оборудование зон, направленное на компенсацию состояния обучающихся. В соответ...
Доклад «Развитие коррекционно-развивающей воспитывающей среды для формирования социально-интегрированной личности в свете организации комплексного психолого-педагогического сопровождения участников образовательного процесса».
Воспитание – творческий целенаправленный процесс взаимодействия воспитателей и воспитанников по созданию коррекционно-развивающей среды....