Рекомендации по работе с текстом на уроках развития речевого слуха и формирования произношения
методическая разработка

Денисова Елена Николаевна

Рекомендации по работе с текстом на уроках развития речевого слуха и формирования произношения  

Скачать:


Предварительный просмотр:

Рекомендации по работе с текстом на уроках развития речевого слуха и формирования произношения  в школе слабослышащих.

Составила учитель-дефектолог Денисова Е.Н.

Основным средством развития слухового восприятия речи у слабослышащих школьников является работа над текстами. Обучение восприятию на слух текстов любой структуры и любого объёма проводится в следующей последовательности.

1. Текст 1-2 раза предлагается ученику на слух целиком. После каждого предъявления учитель выясняет, что услышал ребёнок. При этом важно стимулировать его не бояться вслушиваться в материал любой сложности и, опираясь на узнанную ситуацию (контекст) стараться понять, о чём говорится в тексте. После глобального прослушивания текста выясняется, уловил ли ребёнок его основное содержание.

2. Текст читается по фразам, которые, в свою очередь, могут делиться на словосочетания и слова. Ученик слушает текст, предъявляемый ему за экраном последовательно, предложение за предложением. После прослушивания каждого предложения ребёнок должен точно, соблюдая данную последовательность слов, повторить фразу. Если ученик не решается полностью воспроизвести услышанное, но учитель понимает, что ребёнок близок к точному восприятию, фразу можно повторять до 5 раз. При этом та часть материала, которая услышана и  точно воспроизведена, может произноситься учителем без экрана. Подобным образом предъявляются и другие фразы текста. Работа с каждым предложением, вне зависимости от успешности его восприятия на слух, заканчивается прочтением фразы по табличке. После того, как перед ребёнком открыт весь текст, педагог предлагает за экраном прослушать его название и повторить его.

3. За экраном вновь целиком воспроизводится весь рассказ. На начальном этапе обучения ребёнок слушает его, опираясь на лежащий перед ним текст. Поскольку важно и полезно, что бы ребёнок следил за чтением учителя, его нужно приучать к этому. Педагог может договориться с ребёнком, что в случае паузы, он будет продолжать чтение сам. После прочтения теста табличка убирается, и ребёнок целиком пересказывает текст.

4. На данном этапе на слух различаются фразы, слова, словосочетания текста в разных комбинациях. В некоторые предложения вносятся изменения (перестановки, дополнения и т.п.). Каждая речевая единица повторяется несколько раз. При сохранении затруднений  целесообразно либо ограничить  «поле выбора» (показать на табличке предложение, из которого взято слово, словосочетание, предъявляющееся на слух), либо обозначить ситуацию, описываемую в предложении словами, указав на картинку, которой была заменена табличка с текстом.

5. Ребёнку предлагается ответить на вопросы и выполнить задания по тексту, воспринятые на слух (при его предъявлении до 3-5 раз). В случае неудачи вопрос (поручение) повторяется сначала для слухо-зрительного восприятия, а затем – снова на слух. При восприятии на слух вопросов и заданий перед ребёнком может быть опора в виде текста рассказа, или сюжетной картинки, макета.

При первой возможности от опор в виде картинок, табличек и т.п. следует отказываться, и в этом случае этапы работы с текстом станут более компактными.

Литература.

  1. Королевская Т. К., Пфафенродт А. Н.   «Развитие слухового восприятия слабослышащих детей в специальных (коррекционных) образовательных учреждениях II вида: пособие для учителя в двух частях: ч. 1.» – М.: Гуманитар. Изд. Центр ВЛАДОС, 2004.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Здоровьесберегающее пространство коррекционных занятий по развитию речевого слуха и формированию произношения у детей с нарушением слуха.

В специальной (коррекционной) школе, где обучаются дети с нарушением слуха, наряду с общеобразовательными уроками, существуют и специфические формы организации учебной деятельности, которые отсутствую...

Конспект индивидуального занятия по развитию речевого слуха и формированию произношения 4 класс по теме "Лето"

Конспект индивидуального занятия по развитию речевого слуха и формированию произношения. 4 класс. Тема :Лето", с презентацией....

Конспект индивидуального занятия по развитию речевого слуха и формированию произношения

Тема: Звук [Л] , материал общеобразовательных уроков, тема «Зимние забавы»Цель:- автоматизация звука [Л] в прямой и интервокальной позициях  в слогах, словах, предложениях.- формирование ре...

Конспект занятия по теме "Осень" Звуки Ш и Ж. Развитие речевого слуха и формирование произношения в школе глухих.

Конспект занятия в 7 классе школы для глухих по темам: диффириентация произношения звуков Ш и Ж, "Осень", "Мои друзья"...

Здоровьесберегающее пространство коррекционных занятий по развитию речевого слуха и формированию произношения у детей с нарушением слуха.

Здоровьесберегающее пространство школы – это совокупность условий, создаваемых с целью обеспечения охраны и укрепления здоровья школьников. Неслышащие дети, помимо нарушений, связанных с недостатком с...

Учебно- наглядное пособие для уроков по развитию речевого слуха и формированию произношения по теме "Жизнедеятельность организмов. Текст "Хордовые. Рыбы. Ланцетник""

Данная презентация содержит материалы для работы учителю- дефектологу во время коррекционной работы по предмету "Развитие речевого слуха и формирование произношения (индивидуальные занятия)"...