Доклад Основные положения метода «3П-реабилитации» ребёнка после кохлеарной имплантации
методическая разработка

Денисова Елена Николаевна

Доклад Основные положения метода «3П-реабилитации» ребёнка после кохлеарной имплантации

Скачать:


Предварительный просмотр:

Областное государственное бюджетное образовательное учреждение «Школа-интернат «18»

Доклад

Основные положения метода «3П-реабилитации» ребёнка после кохлеарной имплантации

Подготовила учитель-дефектолог

высшей квалификационной категории

 Денисова Е. Н.

Рязань  

2020

Основные положения метода «3П-реабилитации» ребёнка после кохлеарной имплантации

«Точка запуска» естественного развития слухового восприятия и спонтанного освоения речи

Базовым положением отечественной научной школы сурдопсихологии и сурдопедагогики является положение о единстве законов развития детей с нормальным и нарушенным слухом. Для построения эффективной реабилитации ребенка с КИ принципиальным является представление о точке запуска естественного развития слухового восприятия, коммуникации и речи. Точкой запуска и условием развития слухового восприятия является становление и усложнение эмоционального диалога ребенка первого года жизни с близкими людьми, так как потребность использовать слух возникает у слышащего малыша в ходе развивающегося эмоционального взаимодействия с ближайшим окружением.

Рождаясь в ходе эмоционального взаимодействия ребенка с близким, слуховое восприятие включается в становление и развитие комплекса оживления — одной из начальных форм эмоционального диалога. Развитие такого диалога сделает в будущем актуальными задачи локализации и дифференциации неречевых и речевых звучаний, т.е. переход на следующие этапы раннего слухового онтогенеза.

Ребенок первого года жизни учится локализовать звуки тогда и потому, что они приобретают для него смыслы в ситуациях взаимодействия с близким взрослым и тогда появляется переживание общего с ним удовольствия как в непосредственном общении, так и в общем с ним сосредоточении на звучащей игрушке. Реакция на звучания непременно содержит эмоциональное отношение ребенка к услышанному: удивление, обиду, грусть, гнев, радость, растерянность и смущение и др.

Таким образом, точкой запуска развития слухового восприятия слышащего ребенка является становление и усложнение эмоционального диалога малыша с близкими. Такое понимание точки запуска естественного развития слухового восприятия и речи легло в основу разработанного в Институте коррекционной педагогики РАО подхода к реабилитации детей с КИ. Запуск новых слуховых возможностей и спонтанного развития речи у ребенка с КИ осуществляется посредством запуска его эмоционального диалога с родителями на полноценной сенсорной основе.

Чем раньше ребенок будет имплантирован, тем меньше этапов его развития придется «восстанавливать» на полноценной сенсорной основе и тем легче произойдет его переход на путь естественного развития в ходе реабилитации.

Основные положения «3П реабилитации» ребенка после кохлеарной имплантации

В результате более чем двух десятилетий междисциплинарных исследований была предложена реабилитация нового типа, получившая название «3П-реабилитация». Методологическими основами данного подхода служили:

  • Представления о социальной природе вторичных нарушений развития у детей с тяжелыми нарушениями слуха (Выготский Л.C).
  • Представления о роли раннего аффективного развития в общем психическом развитии ребенка (Никольская О.С., Баенская Е.Р.).
  • Представления о точке запуска естественного развития слухового восприятия и спонтанного освоения речи у детей после КИ (Гончарова Е.Л., Кукушкина О.И.).

Цель «3П-реабилитации» — перевод ребенка с КИ на путь естественного развития слышащего ребенка.

Генеральный принцип «3П-реабилитации — создание условий для повторного проживания на новой сенсорной основе тех этапов раннего онтогенеза, что уже были прожиты ребенком с КИ и его семьей в условиях сенсорной депривации — глухоты или тяжелой тугоухости.

Основной метод «3П-реабилитации» — перестройка взаимодействия ребенка с семьей на новой сенсорной основе. Главный ориентир сурдопедагога в ходе реабилитации — нормальный ранний онтогенез — логика и этапы нормального развития слышащего ребенка первого года жизни.

«ЗП-реабилитация» включает в себя

1. Перестройку взаимодействия ребенка с КИ с семьей на новой сенсорной основе.

2. Проживание на новой сенсорной основе тех этапов раннего онтогенеза, что были прожиты ребенком и его семьей в условиях глухоты.

3. Перевод ребенка с КИ на путь естественного развития, типичного для нормально слышащих детей.

Основные положения «3П-реабилитации» детей с КИ, определяющие ее системные отличия от «cлухо-речевой реабилитации»:

  • Цель психолого-педагогической реабилитации после операции КИ — перевод ребенка на путь естественного развития слухового восприятия, коммуникации и речи.
  • Границы реабилитации ребенка с КИ заданы и определяются достижением поставленной цели.
  • Генеральный принцип — создание условий для повторного проживания на новой сенсорной основе тех этапов раннего онтогенеза, которые были прожиты ребенком и семьей на неполноценной сенсорной основе, т.е. в условиях глухоты или тяжелой тугоухости, выраженной сенсорной депривации.
  • Состав участников реабилитации расширяется за счет включения близких ребенка с КИ. Она становится семейной реабилитацией — намеренно создаются условия для повторного проживания на новой сенсорной основе не только ребенком, но и его близкими того этапа становления эмоционального взаимодействия, который был прожит семьей в условиях глухоты ребенка.
  • Основной метод реабилитации — перестройка взаимодействия ребенка с КИ с семьей на новой сенсорной основе. Перестройка проводится в логике развития слышащего ребенка первого года жизни.
  • Реабилитации начинается с запуска эмоционального диалога ребенка с КИ с близкими на полноценной сенсорной основе, как это происходит у слышащих родителей слышащего ребенка на первом году его жизни. Отличие состоит в том, что у ребенка с КИ это происходит в ином паспортном возрасте.
  • Исключается механическая тренировка слуха, усилия специалиста направляются на запуск естественного возникновения слухового восприятия через становление и усложнение эмоционального взаимодействия ребенка с родителями на новой сенсорной основе.
  • Исключаются упражнения ребенка в речи, усилия сурдопедагога направляются на запуск естественного возникновения речи (вначале ее понимания, а затем порождения) через усложнение эмоционального взаимодействия имплантированного ребенка с родителями на новой сенсорной основе.
  • Процесс реабилитации структурируется. Выделяются три основные сессии работы сурдопедагога: запуск эмоционального диалога на новой сенсорной основе, запуск понимания речи в естественной коммуникации, запуск спонтанного развития речи в естественной коммуникации на новой сенсорной основе.
  • В ходе реабилитации применяется специально разработанная технология перестройки эмоционального взаимодействия ребенка с КИ с семьей (24 шага), но не методики коррекции нарушений слухового восприятия и речи.
  • Логика перестройки взаимодействия родителей с ребенком на новой сенсорной основе является общей и воспроизводится в каждой сессии, но в соответствии с ее ведущими задачами.
  • В начале каждой сессии сурдопедагог занимает ведущую и определяющую позицию во взаимодействии с ребенком с КИ и с его родителями.
  • В финале каждой сессии ведущую роль во взаимодействии играют родители и ребенок, сурдопедагог не является его участником и занимает позицию наблюдателя.
  • Педагогические средства перестройки взаимодействия ребенка с семьей на новой сенсорной основе.
  • Выделены показатели изменения коммуникативного поведения как ребенка с КИ, так и его близких для каждой реабилитационной сессии. Эти показатели используются в качестве ориентиров для оценки промежуточных достижений ребенка и родителей в процессе реабилитации.
  • Выделены показатели изменения коммуникативного поведения как ребенка с КИ, так и его близких, указывающие на достижение цели реабилитации. Эти показатели используются в качестве ориентиров для оценки итоговых достижений ребенка и родителей, для принятия решения о завершении реабилитации и переходе к подбору нового образовательного маршрута ребенка.
  • Все дети с КИ могут быть переведены на путь естественного развития коммуникации и речи вне зависимости от паспортного возраста, срока имплантации, уровня речевого развития до операции.
  • После перехода имплантированного ребенка на путь естественного развития коммуникации и речи уровень общего психического развития и степень его приближения к возрастной норме могут быть различными, что должно быть ожидаемо специалистами и учитываться на следующем этапе при подборе нового образовательного маршрута.
  • Образовательный маршрут ребенка с КИ, завершившего реабилитацию и перешедшего на путь естественного развития коммуникации и речи, определяется с учетом актуального развития ребенка, зоны ближайшего развития, перспектив дальнейшего сближения с возрастной нормой в различных условиях обучения. Ни при каких условиях реабилитированному ребенку с КИ не рекомендуется обучение и воспитание в среде глухих сверстников.

Новый подход основан на современных представлениях отечественной научной школы специальной психологии и педагогики о раннем онтогенезе, о роли аффективного взаимодействия с близкими для запуска нормального психического развития ребенка.

Подход к «3П-реабилитации» определяет цель, состав участников реабилитационного процесса, задачи, принципы, содержание, методы реабилитации, промежуточные и итоговые показатели завершения реабилитации по отношению к ребенку с КИ и его семье.

Признаваемое всеми специалистами положение о том, что чем раньше ребенок будет имплантирован, тем лучше будет результат, получает новое осмысление — чем раньше ребенок имплантирован, тем меньше этапов его развития придется «восстанавливать» на полноценной сенсорной основе и тем легче произойдет его переход на путь естественного развития в ходе реабилитации.

Роль сурдопедагога на разных этапах реабилитации после кохлеарной имплантации

Сурдопедагог играет решающую роль на этапе реабилитации после кохлеарной имплантации. Это специально подготовленный специалист психолого-педагогического профиля, способный решать отведенные ему задачи, умело взаимодействуя с хирургами, специалистами по настройке имплантов, родителями и самим ребенком. Кохлеарная имплантация требует реализации на практике общепризнанного тезиса о необходимости междисциплинарного сотрудничества в деле помощи ребенку с нарушенным слухом.

Если успешно проведенная операция КИ и корректно проведенные настройки процессора закладывают предпосылки перехода ребенка с КИ на путь развития слышащего, то сам переход всецело зависит от умения сурдопедагога перестраивать взаимодействие ребенка с КИ с семьей на новой сенсорной основе. В ходе реабилитации ребенок с КИ либо перейдет на путь развития слышащего, либо этого не случится, и он после успешно проведенной операции сохранит на долгие годы статус «уже не глухой, еще не слышащий», который должен быть временным и переходным.

На этапе «3П-реабилитации» сурдопедагог создает возможность проживания на новой сенсорной основе тех этапов раннего онтогенеза, что были прожиты ребенком и его семьей в условиях глухоты и в результате переводит ребенка с КИ на путь развития слышащего.

Сурдопедагог проводит семейную реабилитацию, поэтому ребенок с КИ и его семья (мама, папа, бабушка, дедушка, братья, сестры и др.) являются равноправными участниками этого процесса. По отношению к каждому из них сурдопедагог решает заранее определенные задачи.

Усилия сурдопедагога направляются на запуск естественного возникновения слухового восприятия и спонтанного освоения речи через становление и усложнение эмоционального взаимодействия ребенка с близкими на новой сенсорной основе. Механическая тренировка слуха и речи исключены.

Ориентирами в работе сурдопедагога на этапе «3П-реабилитации» служат показатели завершения каждой сессии и реабилитации в целом.

«3П-реабилитация» будет проходить в разных семьях по-разному, однако, каким бы длительным ни оказался период реконструкции коммуникации ребенка с близкими людьми, предпочтительным является его пребывание в семье. Помещение ребенка с КИ до завершения «3П-реабилитации» в образовательное учреждение может свести на нет все предшествующие усилия и семьи, и ребенка, и сурдопедагога. Ребенок, не завершивший «3П-реабилитацию», еще не готов к естественной коммуникации и взаимодействию со слышащим окружением и тем более — к обучению в этой среде, но ему уже может повредить среда неслышащих, поскольку она не может стимулировать дальнейшее становление и укрепление естественной коммуникации и взаимодействия с людьми на новой сенсорной основе.

Сурдопедагог объясняет родителям необходимость постоянно следить за благополучием развития ребенка с КИ в выбранных условиях обучения, и при необходимости оперативно принимать решение о смене образовательного маршрута: такая возможность предусмотрена для родителей детей с КИ современными стандартами начального общего школьного образования.

ЛИТЕРАТУРА:

1. Гончарова Е.Л.,  Кукушкина О.И.  Ребенок с особыми образовательными потребностями [Электронный ресурс ] //Альманах института коррекционной педагогики РАО. – 2002. – Вып. №5. – URL: https://alldef.ru/ru/articles/almanah-5/rebenok-s-osobymi-obrazovatelnymi-potrebnostjami

2. Дети с кохлеарными имплантами: научно-популярное изданиед ред. О. И. Кукушкиной, Е. Л. Гончаровой. – М.: Издательство «Национальное образование», 2017.

3. Королева И.В. Реабилитация глухих детей и взрослых после кохлеарной и стволомозговой имплантации. – СПб: КАРО, 2016.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Реабилитация неслышащих школьников после кохлеарной имплантации

Сопровождение неслышащих школьников после КИ...

Доклад Этапы слухоречевой реабилитации детей после кохлеарной имплантации

Доклад и  презентация (13 слайдов). Этапы слухоречевой реабилитации детей после КИ - первое положение "слухового" метода.Литература - Королёва И. В....

КГБОУ «ОЗЁРСКАЯ) ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА-ИНТЕРНАТ» ИНДИВИДУАЛЬНАЯ РАБОЧАЯ ПРОГРАММА СЛУХОРЕЧЕВОЙ РЕАБИЛИТАЦИИ ГЛУХИХ ДЕТЕЙ ПОСЛЕ КОХЛЕАРНОЙ ИМПЛАНТАЦИИ. Составитель: Юрина Галина Николаевна, учитель -дефектолог

Рабочаа индивидуальная программа слухоречевой реабилитации глухих детей после кохлеарной имплантации разработана для школьников, обучающихся в среднем и старшем звене школы для детей с нарушениями слу...

Родительское собрание на тему: «Взаимодействие родителей и сурдопедагога в процессе реабилитации учащихся после кохлеарной имплантации»

Тема: «Взаимодействие родителей и сурдопедагога в процессе реабилитации учащихся после кохлеарной имплантации» Цель: обучение педагогов методам и приемам работы по развитию связной ре...

Открытое занятие учителя-дефектолога(сурдопедагога) с ребенком после кохлеарной имплантации в третьем периоде реабилитации. Тема "Общение"

Индивидуальное занятие с кохлеарно имплантированным ребенком. Имплантирован (поздно) в постлингвальном периоде.  Процесс реабилитации осуществляется в условиях ограниченного речевого общения (шко...

Организация слухоречевой реабилитации обучающихся после кохлеарной имплантации

Статья предназначена для учителей-дефектологов, работающих с кохлеарноимплантированными обучающимися....