«Работа над речевым дыханием у обучающихся с нарушением речи»
методическая разработка (11 класс)
Правильное фонационное дыхание позволяет оптимизировать расход воздуха в процессе речевого дыхания, при минимальном мышечном напряжении достигнуть достаточной громкости голоса,менять его тональность, сохраняя пластику, экспрессию и четкость речи.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
prezentatsiya_rechevoe_dyhanie.pptx | 1.9 МБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Речевое дыхание — это короткий вдох через нос и длительный выдох через рот. В речи вдох и выдох взаимосвязаны и непрерывны, поэтому необходимо выработать в процессе занятий плавный и постепенный выдох, обеспечивающий длительное фонирование .
Источником образования звуков речи, является воздушная струя, выходящая из легких через гортань, глотку, полость рта или носа наружу. Правильное речевое дыхание обеспечивает нормальное звукообразование, создает условия для поддержания нормальной громкости речи, четкого соблюдения пауз, сохранения плавности речи и интонционной выразительности. Развитие речевого дыхания
Воздух набирать через нос, выдох осуществляется ртом; Выдох должен быть продолжительный и плавный ; Не поднимать плечи; Необходимо следить, за тем, чтобы не надувались щеки (для начала их можно придерживать руками ); Нельзя много раз подряд повторять упражнения, так как это может привести к головокружению . Техника выполнения упражнений:
Шторм в стакане. Для этого задания необходима соломинка и стакан с водой. Посередине широкого языка кладется соломинка, конец которой опускается в стакан с водой. Обучающийся дует через соломинку, чтобы вода забурлила. Необходимо следить за тем, чтобы обучающийся не надувал щеки и не двигал губами. Упражнение повторяется 6-8 раз . Примеры дыхательных упражнений для обучающихся
Фокусник . Обучающемуся следует улыбнуться, приоткрыв рот, положить широкий передний край языка на верхнюю губу так, чтобы боковые края языка были прижаты к верхней губе, а посередине языка была щель-желобок, и сдуть ватку положенную на кончик носа. Воздух при этом должен проходить посередине языка, тогда ватка полетит вверх. Необходимо следить за неподвижностью нижней челюсти. Упражнение повторяется 6-8 раз .
Свеча. Для этой игры потребуется свеча. Обучающемуся предлагается подуть на пламя свечи так, чтобы оно не погасло. Затем с силой подуть на пламя свечи, чтобы погасить его. Упражнение повторяется 6-8 раз .
Мыльные пузыри. Обучающегося просят надуть сначала маленький мыльный пузырь, а затем большой. Необходимо следить за тем, чтобы обучающийся не надувал щеки. Упражнение повторяется 6-8 раз.
« Парящий шарик» - а эробол для развития речевого дыхания. Аэробол - это простой логопедический тренажер в виде деревянной трубочки с двумя отверстиями. Обучающегося просят вдувать воздух в один конец трубочки таким образом, чтобы на другом конце начинал парить пенопластовый шарик . Сложность в том, если дуть очень сильно - шарик улетит. а если слабо - вовсе не взлетит . Упражнение повторяется 6-8 раз.
Свистульки. Детские керамические, деревянные или пластмассовые свистульки в виде различных птиц и животных. В помощь обучающимся в развитии сильного плавного выдоха и активизации губных мышц .
Скороговорки- языковертки . Обучающемуся предлагают проговорить считалку с распределением выдоха на несколько порций: Вы ели-ели ершей у ели, Их еле-еле у ели доели. Ух , дух в теле еле-еле .
Отработка стихотворного текста также сопровождается членением его на паузы, сначала после произнесения одной строчки, затем — двух, далее — куплета на одном выдохе : Среди белых голубей Вот летает воробей, Откликайся , не робей . Вылетай-ка , воробей!
Спасибо за внимание!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
«Развитие речевого и внеречевого дыхания у детей с нарушениями речи»
«Развитие речевого и внеречевого дыхания у детей с нарушениями речи »...
Работа над речевым дыханием
Изучив данную работу, вы узнаете о типах физиологического дыхания, об особенностях дыхания во время речи. Также о профилактики нарушения физиологического дыхания и о коррекции нарушения речевого дыхан...
Проект по выявлению и развитию творческих способностей в литературно-речевой деятельности у детей с нарушением речи.
Проект по выявлению и развитию творческих способностей в литературно-речевой деятельности у детей с нарушением речи....
Мастер – класс: «Методы и приемы по формированию речевого дыхания и коррекции просодической стороны речи у обучающихся с интеллектуальными нарушениями».
Цель: повышение компетентности педагогов в вопросах развития речевого дыхания и просодической стороны речи у обучающихся с интеллектуальными нарушениями через освоение игровых упражнений.Задачи:- акту...
Рабочая адаптированная коррекционно-логопедическая программа по внеурочной деятельности «Речевая практика» для обучающихся с нарушениями опорно-двигательного аппарата (вариант 6.2) 5-9 классов
Важнейшей особенностью курса «Речевая практика» для обучающихся 5-9 классов является его коммуникативная направленность, которая предполагает целенаправленное обучение школьников осуществл...
Рабочая адаптированная коррекционно-логопедическая программа по внеурочной деятельности «Речевая практика» для обучающихся с нарушениями опорно-двигательного аппарата и умеренной, тяжёлой, глубокой умственной отсталостью, множественным и нарушениями
Под внеурочной деятельностью в рамках реализации ФГОС следует понимать образовательную деятельность, осуществляемую в формах, отличных от классно-урочной системы, и направленную на достижение планируе...
Рабочая адаптированная коррекционно-логопедическая программа по внеурочной деятельности «Речевая практика» для обучающихся с нарушениями опорно-двигательного аппарата (вариант 6.2) 5-9 классов
Внеурочная деятельность «Речевая практика» позволяет показать обучающимся как увлекателен, разнообразен, неисчерпаем мир слова, мир русской грамоты. Это имеет большое з...