Зимующие птицы
план-конспект

Таборская Любовь Михайловна

Конспепкт занятия "Зимующие птицы"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл zimuyushchie_ptitsy.docx29.18 КБ

Предварительный просмотр:

ОГКУ «ЦСПСиД Асиновского района»

Логопедическое занятие

Тема «Зимующие птицы»

Учитель – логопед: Л.М.Таборская

г.Асино

2022

Конспект логопедического занятия по лексической теме «Зимующие птицы»

Цель:

- развитие коммуникативных способностей детей  с нарушениями речи.

 Задачи:

  1. Коррекционно-образовательные:

- расширять словарный запас детей (желтогрудый, большеглазый...);

- упражнять детей в словообразовании сложных прилагательных (короткохвостый, длинноклювый...);

- упражнять в согласовании существительных с числительными;

- учить образовывать Р.п. мн.ч. существительных

- развивать умение изменять числительные в Р.п.;

- развивать самостоятельность в ответах на вопросы;

- формировать умение отвечать полными предложениями на поставленный вопрос;

- развивать связную монологическую речь.

2) Коррекционно-развивающие:

- расширять кругозор детей по теме «Зимующие птицы»;

- развивать умение детей узнавать зимующих птиц по голосу, по внешнему виду;

- развивать наблюдательность, внимательность.

- развивать координацию речи с движением (физминутка);

- формировать речевой выдох;

- развивать мелкую моторику рук;

- развивать тактильные ощущения;

- развивать зрительный анализатор.

3) Коррекционно-воспитательные:

- воспитывать любовь к природе и желание заботиться о зимующих птицах;

- формировать умение слушать ответ товарища и не перебивать собеседника;

- формировать технику безопасного поведения во время физминутки.

 

Оборудование:

- демонстрационный материал «Зимующие птицы»,

- мяч

- фото с птицами

-запись голосов птиц

- план-схема для рассказа-описания

- раскраски

- кормушка,

- искусственный снег (синтепон)

- мешочки

- бубен

- корм для птиц: зерна, семечки, хлеб, пшено

- указка с наклеенной птицей.

 

Ход занятия.

1) Оргмомент. Приветствие.

 Я с утра сюда пришла,

Здравствуйте, мои друзья!

Здравствуй, солнце!

Здравствуй, небо!

Это я (имя и отчество педагога)!

Это я (каждый ребенок по очереди называет свое имя)!

2) Сообщение темы.

Начнем занятие со стихотворения – загадки. О ком оно?

Небогаты их корма.

Горсть зерна нужна,

Горсть одна — и не страшна

 Будет им зима.

Да, сегодня мы будем говорить о птицах. А о каких, вы мне подскажите сами. И я хочу рассказать вам интересную историю, которая произошла в природе.

Хотите ее послушать? Тогда устраивайтесь поудобней

(Дети садятся на стульчики).

Однажды, разозлилась Старуха – Зима на весь белый свет. То сильные морозы ударят, то вьюга заметет. Трудно пришлось всему живому. Звери старуху не испугались – у них шубка теплая. Люди печи в домах топят – и их Зиме не достать. Еще пуще Старуха разозлилась. И слышит – чьи – то голоса. Давайте их послушаем.

(Включается фонограмма голосов птиц).

Чей голос вы услышали? (воробья) Выставляется картинка

Чей сейчас прозвучал голос? (вороны, голубя, дятла, сороки, совы)

Давайте перечислим всех птиц. (Дети перечисляют названия птиц).

Как назвать этих птиц одним словом? (зимующие)

Почему их называют «зимующие»? (Они не улетают осенью в теплые края и остаются на зиму у нас зимовать)

3) Гимнастика для глаз

Птицы прилетели, на окошко сели,

Птицы вправо полетели,

Птицы влево полетели,

Птицы вверх полетели и на ветку сели,

Птицы посидели и вниз полетели.

 

- Услышала Зима их голоса, и послала вьюгу со снегом птиц заморозить.

- Замела метель так, что ничего не видно вокруг – одни сугробы (педагог клеит на доску  «сугроб» с кормушкой)

- Ой, смотрите, ребята, даже у нас  намело сугроб.

- А что же в сугробе?  Вы знаете, что это за домик? (кормушка)

- А зачем нужна кормушка? (в кормушку насыпают корм для птиц)

 

Рано утром на опушке

Мы повесили кормушку

Для щеглов и для синичек,

И для всех голодных птичек.

Не едите вы с ладошки

Зерна, семечки и крошки.

Прилетайте на опушку

Угощенье ждет в кормушке.

 

- Ребята, а вы ничего не замечаете? А что в этой кормушке лежит? (Ничего).

- Действительно. Кормушка-то пустая.

- Чего не хватает в кормушке? (корм для птиц)

4) Развитие тактильных ощущений

-Давайте мы кормушку возьмём и положим туда подарки для птиц.

- А подарки я положила в эти мешочки. Давайте на ощупь узнаем, что в них.

(дети стоят по кругу и на ощупь определяют, что в мешочках: зерно, семечки, крупа,  -  и «высыпают» в кормушку)

- Почему, ребята, корм - это как подарок для птиц? (Птицам нечего зимой есть, корм найти трудно, и если человек насыплет в кормушку зерен, хлебных крошек, семечек, то для птиц это будет как подарок, птицы будут очень рады).

5) А какие птицы прилетят в нашу кормушку полакомиться? Отгадайте загадки!

Всё время стучит,

Деревья долбит.

Но их не калечит,

А только лечит.

                          (Дятел)

Зимой на ветках яблоки!

Скорей их собери!

И вдруг вспорхнули яблоки,

Ведь это ...                                 (Снегири)

В тёплый край не улетают,

На морозе распевают,

Эти птички-невелички

Называются …                   (синички)

Маленький мальчишка

В сером армячишке

По дворам шныряет,

Крохи подбирает,

По ночам кочует

- Коноплю ворует.

                                             (Воробей)

Белобокая красотка

Балаболит, как трещотка.

Все блестяшки издалёка

Тащит в гнёздышко…                    (Сорока)

У этой птички клюв кривой,

А гнёзда вьёт она зимой,

Из шишек семечки клюёт,

Кто это птичку назовёт?                   (Клёст)

Кар-кар-кар! Кар-кар-кар! –

Вот и весь репертуар.

Оглашает крону клёна

Своим пением …                 (Ворона)

Меня сизокрылым

Все с детства зовут.

Как символа мира

И любят, и чтут. (Голубь)

Пальчиковая гимнастика

Я зимой кормлю всех птиц –

Голубей, ворон, синиц,

Воробьев и снегирей –

Вот кормушка у дверей.

Дам им булки, пшенной каши,

Дам им зерна, семена.

А синице дам я сало,

Пусть клюет его она.

 Дидактическая игра «Фотограф»

- Решила я птиц сфотографировать. У меня получились замечательные фотографии зимующих птиц. Хотите я их вам покажу?

- Посмотрите внимательно на фотографии. Вам нужно будет сосчитать птиц на фотографии и ответить полным предложением: сколько птиц вы увидели на своей фотографии.

- Я увидел на фотографии 4-х синиц, 3-х ворон и т. д.

(детям раздаются фотографии птиц)

- Слушаем дальше.

Итак, собрались птицы у кормушки. Обрадовалась Зима: «Вот тут я их и заморожу! Замолчат они, и будет тишина и покой!».

- Подула она на птиц холодом.

7) Развитие речевого выдоха

- Давайте покажем, как она это делала: сделали вдох через нос, а выдох будем делать через рот сильный, губы вытянуты трубочкой, воздушная струя холодная. Подставьте руку, чтобы почувствовать (как холодно птицам зимой) холод Зимы.

- Ой, Как холодно стало. (потирает руками ).

- Но чтобы нам согреться, давайте поиграем в игру с мячом.

(дети встают в круг)

8) Игра с мячом «Назови одним словом»

- Посмотрите, какие птицы разные. У всех птиц разная внешность. Я буду говорить внешнюю особенность птицы, а вы говорите, как это можно называть одним словом:

 

У синицы желтая грудь, поэтому ее называют……(желтогрудая)

У снегиря красная грудь, поэтому про него говорят... (красногрудый)

У дятла острый клюв, поэтому он … (остроклювый)

У снегиря короткий клюв, поэтому он ...(короткоклювый)

У вороны длинный клюв, поэтому он … (длинноклювый)

У вороны черный клюв, поэтому она … (черноклювый)

У воробья короткий хвост, поэтому он … (короткохвостый)

У сороки длинный хвост, поэтому она … (длиннохвостая)

У совы большие глаза, поэтому она... (большеглазая)

У сороки белые бока, поэтому она ...(белобокая)

У галки черные крылья, поэтому она … (чернокрылая)

У воробья быстрые ноги, поэтому он … (быстроногий)

У вороны громкий голос, поэтому она … (громкоголосая)

 

 Ну вот мы и совсем согрелись. И не страшны ни нам, ни птицам проказы Старухи Зимы.

И чтобы Зима не была такой злой и суровой, давайте для нее расскажем про птиц и составим рассказ-описание.

10) Составление рассказа-описания

(на доске выставляется картинно-графический план-схема, по которой дети составляют рассказ-описание)

Нужно назвать птицу, сказать перелетная она или зимующая, какая она большая или маленькая, описать части тела, чем питается, где живет, как человек ей помогает.

Например, Это воробей. Воробей зимующая птица. Он маленький. У него маленькая круглая головка, маленький короткий клюв, черные, как бусинки, глаза, пестрые крылышки, тонкие лапки, короткий хвост. Воробей ест зернышки, семечки, крошки хлеба. Живет воробей в гнезде. Человек может подкармливать воробьев зимой.

(Дети составляют рассказы описания)

- Обидно стало Старухе ― Зиме, что не может она справиться с птицами и что у них есть такие хорошие друзья, как вы. И решила Зима больше не проказничать.

Ребята, но вы все -таки не забывайте кормить птиц зимой. Помните, что без вашей помощи им трудно придется.

 

Покормите птиц зимой!

Пусть со всех концов

К нам слетятся, как домой,

Стайки на крыльцо.

Не богаты их корма:

Горсть зерна нужна.

Горсть зерна и не страшна

Будет им зима.

 

А на память о зимующих птицах я дарю вам раскраски, которые вы раскрасите.

Молодцы, вы были активными слушателями и верно справлялись со всеми заданиями.

11. Рефлексия

Давайте составим синквейн о теме нашего занятия.

Зимующие птицы

Красивые, разные.

Мерзнут, борются, не сдаются.

Зимующие птицы нуждаются в нашей помощи.

Забота.

Схема описания птицы

Назвать птицу.

Перелетная или зимующая.

Большая или маленькая.

Части тела (головка, туловище, хвост, перья)

Чем питается, где живет.

Как человек ей помогает

Схема описания птицы

Назвать птицу.

Перелетная или зимующая.

Большая или маленькая.

Части тела (головка, туловище, хвост, перья)

Чем питается, где живет.

Как человек ей помогает


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект фронтального занятия в старшей группе для детей с ОНР по теме: "Зима. Зимующие птицы".

Данный конспект способствует активизации словарного запаса по лексическим темам: "Зима", "Зимующие птицы". Формирует у детей умение составлять предложения с предлогами на, под. Будет полезен в работе ...

Тема: "Сезонные изменения в природе зимой. Птицы зимой."

Конспект урока по развитию речи в 3 классе специальной (коррекционной) школы VIII вида. Форма урока выбрана с учетом возрастных и индивидуальных особенностей детей, что способствует активизации познав...

Разработки для организованной образовательной деятельности по логоритмике. Лексическая тема недели "Зима (характерные признаки зимы)", "Зимующие птицы" (февраль)

В данных разработках  представлены разнообразные игры и упражнения, позволяющие не только развивать общую и мелкую моторику,  двигательную  координацию, стимулировать двигательную актив...

Акция "Покормите птиц зимой" , Проект " Поведение зимующих птиц на кормушке".

МКОУ «Дарьинская основная общеобразовательная школа»Суджанского района, Курской области  Проект    «Поведение зимующих птиц нашего края на кормушках»  Проект ра...

Урок по окружающему природному миру 1 класс (умеренная умственная отсталость). Тема: «Зимующие птицы, кормление птиц». Обобщающий урок.

Материал урока  предназначен для учащихся 1 класса с умеренной умственной отсталость. На уроке царит не напряженная, интересная , познавательная "экскурсия" в мир природы,создаёт...

Рекомендации родителям по лексической теме "Зима. зимующие птицы. Звуки Б-П"

Рекомендации родителям по работе с детьми над лексической темой "Зима. зимующие птицы. Звуки Б-П"...