Родителям об играх и грушках
консультация
Данная консультация предназначена для рекомендаций родителям (законным представителям) дошкольников
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
roditelyam_ob_igrah_i_grushkah.docx | 19.56 КБ |
Предварительный просмотр:
Родителям об играх и игрушках.
Чем руководствуются родители, покупая игрушку для своего ребенка? Задумываются ли они над тем, что игрушка – это не просто забава? Она закладывает в душу первоначальные понятия добра и зла, дает яркие, запечатляющие образы, и от того, какими они будут, зачастую зависят формирование морально-нравственных представлений личности и ее развитие в целом. Какая же она – современная игрушка? И какой она должна быть?
Игрушка полезная и вредная. К сожалению, хорошо покупаемая игрушка – та, что нравится взрослым. Но часто она меньше годится для детей. Чем же должна быть игрушка для ребенка? Источником радости, мотивом для игры. Она должна создавать условия для развития, оставляя возможность для самостоятельного творчества. Игрушка способна породить чудовищ в душе маленького человека. С этим, к сожалению, приходится сталкиваться не только психологам, но и детским психиатрам, врачам. Работы у них становится все больше. Сейчас в продаже большое количество мягких игрушек, сошедших с экранов телевизоров и «раскрученных» детскими телесериалами: покемоны, монстры и др. Эти персонажи, выдуманные хитроумными английскими, японскими, американскими психологами, приносят разработчикам огромные доходы. Черепашки Ниндзя, трансформеры-роботы, Бэтман, Человек-паук – эти игрушки способствуют накоплению агрессивных фантазий ребенка, часто реализуемых в жизни по отношению к более слабым – животным или маленьким детям. К категории монстров можно отнести всевозможные игрушки-трансформеры: человек-машина, человек-чудище, человек-робот. Какие чувства воспитывают у малыша эти игрушки? Так посредством уродливой игрушки цинично эксплуатируется потребность ребенка в волшебстве и сказке! Взрослые словно забыли, что игрушка это не просто забава. Она вкладывает в душу ребенка первоначальные понятия добра и зла. И опасно, если это происходит в игре с негативным героем-игрушкой, причем опасность эта прямо пропорциональна агрессивности персонажа. Что плохого в монстрах – это же только игрушки? Любое проигранное ребенком действие способно воспроизводить себя в реальности. Если ребенок в игре способен вести себя гуманно, милосердно, заботливо, то у него есть некий образец того, как это нужно делать. И наоборот, если ребенок в игре вынужден быть агрессивным, грубым, жестоким, это обязательно воспроизведет самого себя когда-нибудь в той или иной ситуации. Игрушка программирует поведение ребенка. И важно понимать, как воздействует игрушка и что за программу она в себе несет. Поскольку есть добро и зло, идеал и антиидеал, игрушка может быть антиигрушкой.
В магазине игрушек. Мы, взрослые, изобретаем, а затем приобретаем игрушки для детей, исходя из своих потребностей, собственных – не осознанных порой – пристрастий.
Отдел настольных игр: добрые старые кубики со сказками, мозаика, строительный конструктор для малышей… Эти игрушки доказали свою занимательность и свою воспитательную ценность многим поколениям детей, развивая интеллект, сообразительность, приучая к терпению, тренируя мелкую моторику руки. А вот и веяние времени – настольно-печатные игры: «Пираты», «Повелитель вселенной», «Завоеватель», ориентирующие на проявление индивидуализма, гордыни и тщеславия на фоне ложной романтики с героями из мира фэнтези – инопланетянами, ископаемыми чудовищами, монстрами; «12 стульев» и другие игры о бизнесе, деньгах, рынке, недвижимости, банках, в которых поощряется страсть к наживе, культивируется обман и мошенничество. Есть также игра «Конкурс красоты» – пособие для девочек о том, как подготовиться к участию в таком конкурсе, т.е. как получше выставить свое тело напоказ, о нарядах, косметике, борьбе с претендентками-соперницами. Неужели мамы покупают эти игры? По отзывам продавцов, весьма охотно. Преимущество настольных игр в том, что они предусматривают совместную деятельность, а значит, дают ребенку возможность позитивного общения со сверстниками.
Куклы. Оказывается, куклы могут быть не только для девочек, но и для мальчиков. Вместо миниатюрных солдатиков – крупный Бэтмен в разных обличиях, иногда в паре со своим звероподобным врагом, видимо, для организации и воплощения ребенком поединков-драк. Киллеры с набором разнообразного оружия – от ножа и пистолета до лазера.
Что можно сказать про мягкую игрушку? Самое главное ее назначение – дарить малышу нежность. Эта ее особенность используется психотерапевтами и педиатрами. Как показывает практика, пушистый мишка, симпатичный слоник или лохматая собачка способны «вылечить» ребенка от страхов и даже ночного энуреза. В мягкой игрушке воплощены какие-то очень глубинные потребности маленького существа, причем не только человеческого. Американские исследователи-психологи супруги Харлоу, исследуя детенышей обезьян, обнаружили следующее: если обезьянке дать возможность выбора между двумя «суррогатными мамами», одна из которых из проволоки, но с бутылочкой молока, а другая из искусственного меха, но без бутылки, то испуганный и голодный детеныш выбирает… вторую, мягкую и уютную, дающую столь необходимое ему чувство безопасности. Неудивительно, что наши детки так любят пушистых зверят. А что сейчас можно встретить в магазине – существа неизвестных видов и пород, невообразимо кричащей окраски, ни одно из них не хочется взять в руки, погладить.
Почему кукла Барби – антиигрушка? Играя в Барби, ребенок приходит как бы «на все готовое» (слишком все предопределено) – это квази-игрушка по определению психолога А.Н. Леонтьева. Ребенок оказывается в путах стереотипов и навязывания определенного образа жизни и мировоззрения. Известно, что пропорции Барби вызывают у девочек стойкое недовольство своей фигурой – комплекс неполноценности, приводящий к неврозу. Дошкольный возраст – это время когда ребенок осваивает свое тело в гармоничном движении. Игрушки должны представлять возможность для динамики, танца (музыкальные шкатулки, мячи, шары). В девочках этого возраста силен инстинкт материнства, он находит свое воплощение в игре с куклой. Поэтому в этом возрасте лучше не покупать Барби. Ведь Барби – это псевдоидеальная модель женщины, секс-символ общества потребления, чудовищная духовная подмена архетипа матери. Ее можно одевать, раздевать, приобретать все новые вещи для нее. Через Барби транслируется образ жизни – бесконечные наряды, развлечения, смены партнеров. По отношению к этой кукле девочка почувствует себя, скорее, горничной, прислугой, в лучшем случае подружкой, а не мамой. Это не то маленькое беззащитное существо, которое хочется нянчить, кормить, укладывать спать, лечить, т.е. ощущать себя хоть на ступеньку выше, взрослей. Кукла в этом возрасте должна акцентировать внимание ребенка не на «красоте», а в первую очередь на чувствах заботы.
Современные игры и игрушки в своем подавляющем большинстве есть антиигрушки, они ориентируют детей не на позитивные ценности культуры и духовные образцы, а насаждают стремление к злу, насилию, ненависти, распущенности. Антиигрушка – это специфическое средство информации, пропагандирующее антиценности. Она представляет опасность для жизни и здоровья детей, может причинить вред нормальному физическому, психическому и нравственно-духовному развитию. Игрушка серьезно влияет на детскую психику и на развитие личности малыша. Ведь для него она живая и настоящая. Увлекаясь игрой с игрушкой, ребенок чаще всего отождествляет себя с ней, ее «повадками», внешностью, ее скрытой сутью. И опасно, если это происходит в игре с негативным героем-игрушкой, опасность эта прямо пропорциональна негативности персонажа.
Но не все так плохо. Для детей сейчас можно купить наборы для постройки кораблей, самолетов, лодок. Для девочек продаются красивые наборы для вышивания и пошива платьев своим любимым куклам, а для мальчиков – столярные и слесарные инструменты. Они учат детей самостоятельности, трудолюбию, заботе о ближних. Любая игрушка, изготовленная своими руками – самая лучшая в мире. А еще есть игрушки, которые не надо покупать. Достаточно прогуляться по парку и набрать желудей, палочек, шишек, камушков, проверить мамины запасы кусочков ткани и лент. Здесь огромное поле для фантазии.
Уважаемые родители! Будьте внимательны при выборе игрушки для Вашего малыша!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Консультация для родителей: некоторые игры на развитие мышления и речи ребенка 5 лет
Здесь указаны краткие рекомендации для мам в целях развития у ребенка мотивации к обучению и интеллектуальных способностей. В доступной форме показаны пути преодоления детского негативизма....
Консультация для родителей «Роль игры в жизни дошкольника».
Родители знают, что дети любят играть, поощряют их самостоятельные игры, покупают игрушки. Но не все при этом задумываются, каково воспитательное значение детских игр. Они считают, что игра служит для...
Буклет для родителей "В игры играем - память развиваем"
В своей работе использую памятки для родителей в виде буклетов....
Консультация для родителей: «Совместные игры детей и родителей»
Для ребёнка дошкольного возраста игра является ведущей деятельностью, в которой проходит его психическое развитие, формируется личность в целом....
Проект "Детские игры наших родителей" (дворовые игры XX века)
В настоящее время существует проблема исчезновения дворовых игр. На смену подвижным играм приходят игры в телефонах и планшетах, что является причиной формирования неправильного образа жизни и ухудшен...
Буклет для родителей "В игры играем - знания получаем"
Данная памятка поможет родителям правильно и в нужный момент помочь своему ребенку в развитии познавательных процессов....
Консультация для родителей «Как игра влияет на ребенка, как правильно играть с ребенком дома»
В данном материале даны рекомендации родителям о том, как и в какие игры играть с ребенком с задержкой психического развития дома....