Наглядность в обучении глухих детей.
материал

Акимова Наталья Федоровна

Использование наглядности в обучении глухих детей.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл naglyadnost_v_obuchenii_gluhih_detey.docx13.57 КБ

Предварительный просмотр:

Наглядные средства, применяемые при обучении глухих детей.

Принцип наглядности требует, чтобы в любом случае наглядность в обучении, в восприятии ребенка выступала в единстве с абстрактным словесно-логическим мышлением.

Использование средств наглядности способствует развитию воображения, яркому запечатлению и длительному сохранению в памяти учебного материала, стимулирует познавательный интерес к изучаемому предмету, Развивающее влияние наглядности зависит от разнообразных наглядных пособий и методических приемов их использования.

Наглядные средства, применяемые при обучении глухих детей, делятся на три группы:

средства предметно-образной наглядности натуральные предметы, их плоскостные, объемные изображения,

средства знаковой наглядности схемы, опорные сигналы, чертежи, графики, таблицы, карты, опорные конспекты,

средства динамической наглядности ТОО в комбинации с i-ой и 2-ой группами; диафильмы, кинофильмы.

Из перечисленных групп наглядных средств очевидно, что опора идет в основном на зрительное восприятие,

1-ая группа средств наглядности компенсирует бедность чувственного восприятия глухих детей. Она обеспечивает формирование четких образов предметов и явлений, а также закрепление и актуализацию образов, сложившихся в прошлом опыте глухих де-

При использовании второй группы средств наглядности период и преобразование наглядного мышления в конкретно-понятийное и абстрактно-понятийное облегчается.

Использование 3-й группы средств наглядности позволяет глухим детям увидеть предмет в действии, в процессе и развитии.

Выбор средств наглядности и их количество зависят:

- от темы и цели урока,

- от логики изложения материала;

- от последовательности подачи материала,

 - от этапа обучения;

- от возраста учащихся;

- от общего уровня знаний учащихся.

Следовательно, в более слабом классе учащимся предлагается больше наглядного материала, чем в классе, где обучаются сильные ученики. В младших классах место для наглядности отводится гораздо больше, чем в старших классах.

Можно с полной уверенностью сказать, что опираясь на зрительное восприятие, при правильно подобранных средствах наглядности и форм их подачи, учащиеся могут воспринимать наиболее ценную и качественную информацию, позволяющую лучше усваивать программный материал.

Особенно важно данное условие для глухих детей, воспринимающих информацию об окружающем мире, где зрительному анализатору отводится от 70%. до 90%.

Необходимо отметить особенности зрительного восприятия глухих детей.

Глухим детям требуется гораздо большее время на восприятие объекта; глухие учащиеся чаще обращают внимание на выделяющиеся части предмета, чем на части мало выделяющиеся; при выделении свойств предмета глухие могут выделить второстепенные свойства и признаки вместо главных. Одновременно у глухих детей затруднено восприятие пространственно-временных отношений изображенных предметов, а также восприятие и напоминание сюжета картины. Исходя из этого, учителю необходимо уделять специальное внимание развитию у глухих детей соответствующего восприятия и понимания изображенного на картине /схематических изображениях, чертежах/.

Следовательно, восприятие у детей играет очень большую роль при формировании представлений об явлениях природы, исторических, бытовых и общественных событиях, при развитии их мышления и познавательной деятельности в целом, а также в трудовой деятельности при работе по чертежу или схеме. Отсюда видно, как. велика роль педагога при непосредственном восприятии предметов и явлений.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Билингвистический подход к обучению глухих детей

Образование может быть полноценным и эффективным только тогда, когда есть полное взаимопонимание между учителем и учеником. О какой коммуникации можно говорить, если большинство педагогов школ г...

Доклад на педагогическом совете школы на тему "Роль наглядности в обучении глухих детей со сложной структурой дефекта"

Доклад на педагогическом совете школы на тему "Роль наглядности в обучении глухих детей со сложной структурой дефекта"....

Проблема соотношения словесного и жестового языков в процессе обучения глухих детей по методу "билингвистический подход".

В статье представлены некоторые принципы преподавания по системе "Билингвистический подход".Анализируется соотношение жестового и словесных языков при преподавании по этому методу на разных уроках и и...

"Особенности обучения глухих детей"

Особенности обучения глухих детей...

Презентация "Обучение глухих детей языку в условиях коммуникативной системы"

 Первым из принципов, называемых С.А. Зыковым  является коммуникативный принцип, в соответствии с которым на передний план выходит коммуникативная функция языка. При реализации д...

Рисование форм как элемент Штайнеровской педагогики в обучении глухих детей с задержкой психического развития.

Консультациия для родителей "Помощь ребенку с ограниченными возможностями здоровья"...