Сценарий спектакля по сказу П. Бажова "Медной горы Хозяйка"
материал
Сценарий спектакля был написан специально для участия обучающихся в окружном фестивале детского творчества
среди ОО Северного управленчесого округа "Уральские сказы"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
chyornye_nozhi.docx | 54.35 КБ |
stsenariy_mednoy_gory_hozyayka.docx | 22.34 КБ |
Предварительный просмотр:
Государственное казённое общеобразовательное учреждение Свердловской области «Серовская школа№1, реализующая адаптированные основные общеобразовательные программы» филиал с. Романово
Урок русского языка в 9 классе
«Чёрные ножи»
Учитель: Романова
Виктория Григорьевна
Романово
2019
Ф.И.О. учителя: Романова Виктория Григорьевна
Класс: 9
Предмет: русский язык
Тема урока: Понятие об имени числительном. Числительные количественные и порядковые.
Место и роль урока в изучаемой теме: Урок в разделе «Слово», №1 в теме «Имя числительное»
Цель урока: Создать условия для осознания и осмысления новой учебной информации
Задачи урока:
Образовательная: развивать у обучающихся представления об имени числительном, учить применять полученные знания на практике.
коррекционно-развивающая: корректировать внимание; развивать связную устную речь, слуховое восприятие, память, мыслительную деятельность.
воспитательная: воспитывать интерес к учёбе и предмету, к историческому прошлому страны, чувство патриотизма через работу с информацией об Уральском добровольческом танковом корпусе
Тип урока: Урок изучения нового материала
Планируемые результаты урока
Познавательные учебные действия:
- Уметь использовать логические действия (анализ, обобщение, установление закономерностей, причинно следственных связей) на основе практической деятельности в соответствии с индивидуальными возможностями;
- Уметь работать с информацией (понимать изображение, текст, устное высказывание, элементарное схематическое изображение, предъявленные на электронных и бумажных носителях)
Личностные учебные действия:
- Бережно относиться к историческому наследию родного края и страны.
- Уважительно относиться к людям труда.
Коммуникативные учебные действия:
- Вступать и поддерживать коммуникацию;
- слушать собеседника, вступать в диалог и поддерживать его;
- излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий;
- дифференцированно использовать разные виды речевых высказываний.
Регулятивные учебные действия:
- осознанно действовать на основе разных видов инструкций для решения учебных задач; адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих; осуществлять самооценку и самоконтроль в деятельности, адекватно реагировать на внешний контроль и оценку, корректировать в соответствии с ней свою деятельность.
ФОУД – форма организации учебной деятельности обучающихся (Ф – фронтальная, И – индивидуальная, П – парная, Г – групповая)
БУД – базовые учебные действия
Оборудование: Компьютер, мультимедиа презентация, аудиозапись песни «Чёрные ножи» сл. Р.Нотик муз. Н.Комма и И. Овчинина, карточки с заданиями, учебник русского языка 9 класс Н.Г. Галунчиковой, Э.В.Якубовской
Технологическая карта урока
Этапы урока | Виды работы, методы, приёмы | Содержание учебного материала | Деятельность учителя | Деятельность обучающихся | ФОУД | Формируемые БУД |
I Организационный | Словесный метод Приём невербального общения Приём организации внимания | 1.Ребята, я рада приветствовать вас на уроке русского языка 2Поприветствуйте друг друга без помощи речи 3. Наш урок русского языка называется «Черные ножи» (слайд №1) Почему он так называется, вы поймёте, если будете внимательны на протяжении всего учебного занятия | Приветствует обучающихся Создаёт благоприятный эмоциональный фон для работы Организует внимание | Приветствуют учителя, затем друг друга Слушают | Ф Г | К : вступать и поддерживать коммуникацию. |
II Основной Изучение нового 1 Каллиграфическая минутка 2 Введение в тему 3 Определение темы и цели урока 4 Актуализация опорных знаний 5 Работа с учебником 6 Физминутка под музыкальное сопровождение 7 Закрепление 8 Поиск новых (дополнительных) знаний | Словесный. Работа с половицами. Наглядный Приём коррекции мышления Практический Приём «Отсроченная догадка» Приём коррекции слухового анализатора Словесный Наглядный Приём коррекции мышления Практический Поисковый Наглядный Приём коррекции зрительного анализатора Работа над правилом Наглядный Репродуктивный самоконтроля Самостоятельная работа Приём коррекции мышления Работа в парах Приём коррекции восприятия (переноса) Практический Самостоятельная работа Репродуктивный Приём коррекции зрительного анализатора Работа со словарём Поисковый Запись определения Работа с текстом Приём на коррекцию мышления Контроля и самоконтроля Дидактический Самостоятельная Работа Репродуктивный «Фишбоун» приём критического мышления заполнение карты Тест Контроля и самоконтроля Приём коррекции памяти Поисковый Выборочное чтение Приём коррекции мышления Проблемный | Запишите число Составьте и прочитайте пословицы (Слайд №3) (Составление и запись пословиц по вариантам) Родина- мать, умей за неё постоять В селе тракторист - на фронте танкист Как вы понимаете смысл этих пословиц? 3. Запишите получившиеся пословицы 1. Послушайте внимательно песню и постарайтесь запомнить слова (Аудиозапись отрывка песни «Черные ножи» 2. Ребята, о каком времени нам говорят пословица и песня? 3.В 2020 году исполняется 75 лет Победы над фашизмом. Это великий праздник для нашей страны, всего народа (Слайд №4) 1 Что вы видите на экране? (Слайд №5) Предположите, как будет звучать тема нашего урока? Чему будем учиться? 1. Прочитайте предложения на слайде, найдите слова, которые можно заменить числами (Слайд № 6) Было суровое время. Шла Великая Отечественная Война. Двадцать шестого февраля тысяча девятьсот сорок третьего года был сформирован Уральский Добровольческий танковый корпус Как называются эти слова? Почему они так называются? 2.Прочитайте правило на стр. 174 На какие вопросы отвечают имена числительные? Почему? 3.Обратите внимание на экран. (слайд №7) Три танкиста, второй снаряд, тридцать танков, десятый боец, двадцать четыре орудия, первый бой. Прочитайте числительные. Определите, на какие вопросы они отвечают. Распределите числительные в два столбика. Первый ряд записывает числительные в первый столбик, второй ряд во второй. Запишите вопросы, на которые отвечают числительные вверху. Вывод. Как называются числительные, которые отвечают на вопрос сколько? .Как называются числительные, которые отвечают на вопрос какой? Вы успешно ответили на вопросы, а сейчас выполните команды физорга. Физорг командует построение: Выйдите из – за парт, постройтесь в шеренгу. На первый – второй расчитайсь! Ребята, на войне бойцы умели оказывать первую медицинскую помощь. Представьте, что во время боя ваши товарищи получили ранения, их нужно перебинтовать. Первые номера исполняют роль раненых, вторые их перебинтовывают. Назовите числительные, которые произносил физорг. Какие это числительные? Молодцы, спасли своих товарищей. Сейчас помогите им выполнить следующее задание. Прочитайте текст. Слайд №6 Выполните задания по рядам: I ряд – выписывают числительные, которые состоят из двух слов, II ряд – из трёх. Вывод: одно числительное может состоять из одного, двух и более слов. Давайте вернёмся к тексту (слайд №6) , быстро посмотрите на текст и скажите, какое слово вам непонятно. Найдите это слово в словаре Ожегова и выберете то значение, которое больше подходит. Прочитайте, запишите. Ребята, у вас на столах карточки. Внимательно прочитайте, что написано в них и ответьте на вопрос: Почему из города Нижний Тагил в Уральский добровольческий танковый корпус отобрали больше людей, чем из других городов Свердловской области? ( На заводе Нижнего Тагила делали танки, поэтому рабочие умели не только управлять этими машинами, но и ремонтировать их).(слайд №8) О чём вы ещё вы прочитали? У меня на столе конверты с разным уровнем сложности: желтый конверт содержит самое простое задание, зелёный – задание средней сложности, красный наиболее сложное задание. Выберите свой конверт и выполните задание. Игра «Одень рыбу» У вас на столах карточки со схематичным изображением рыбы. Задание №1 (жёлтый) Вспомните, на какие вопросы отвечают числительные. Эти вопросы запишите у верхних косточек рыбы. Задание №2 (зелёный) Прочитайте текст. Выпишите числительные по вопросам у нижних косточек рыбы . Задание №3 (красный) Дополните текст. Имя числительное- это ______________, которая _______ ________. На вопрос: сколько отвечают_____________ числительные. На вопросы: какой?, который отвечают _____________. Эту карточку расположите на месте хвоста. Сейчас «оденьте рыбу» которая изображена на доске. Молодцы! У меня следующий вопрос. Ребята, помните песню, которую вы слушали в начале урока? Кто помнит, о чём в ней поётся? (О чёрных ножах) Неспроста в песне есть такие слова. Чёрные ножи на самом деле были у танкистов. Найдите в тексте, что говорится об этом и прочитайте классу. Уникальный подарок танкистам сделали мастера – оружейники из города Златоуста: для каждого добровольца был изготовлен стальной нож, получивший название «чёрный нож».(Слайд №9) За эти ножи Уральский добровольческий танковый корпус получил наименование «Schwarzmessee Panzer – Division» (нем. – «танковая дивизия чёрных ножей») (Слайд №10) Выскажите предположение, как проявил себя Уральский добровольческий танковый корпус на войне? (слайд №11) Итог: Уральский добровольческий танковый корпус был создан на пожертвования народа. Он прошёл с боями от Орла до самого Берлина и принёс Победу своей стране. | Поясняет, Дополняет при затруднении Даёт установку на запоминание Дополняет, корректирует Корректирует, уточняет контролирует Корректирует при затруднениях Комментирует Инструктирует, Поясняет Корректирует при затруднениях Поясняет Контролирует Корректирует при затруднениях Поощряет Инструктирует Контролирует Инструктирует Контролирует правильность ответов Корректирует, дополняет при затруднении Дополняет Объясняет Объясняет Контролирует правильность выполнения Активизирует память Инструктирует Поясняет Дополняет Рассказывает Создаёт ситуации размышления, высказывания | Записывают число I. Составляют пословицу, которая дана на слайде II. Составляют из разрезных карточек Объясняют этимологию Записывают в тетрадь Слушают песню Отвечают на вопрос Определяют тему и цель урока Читают, выполняют поиск слов Делают вывод Читают правило, отвечают на вопросы Читают, анализируют Записывают Делают вывод Выполняют команды физорга, инструкцию учителя Отвечают на вопрос анализируют делают вывод читают работают со словарём, записывают определение, читают, отвечают на вопрос. Отвечают Выбирают задание с соответствующим уровнем сложности Читают, осмысливают, записывают Выполняют задания с разными уровнями сложности Выполняют проверку: первый обучающийся подписывает вопросы, затем работают парой Вспоминают песню, отвечают на вопросы Выполняют поиск заданного, читают Слушают Размышляют. высказывают предположение отвечают Слушают | И Ф Ф Ф Ф И Ф Г И Ф П Г Ф Ф И И И П Ф Ф | К: Слушать собеседника, вступать в диалог и поддерживать его. Л: Осознавать себя как гражданина России. Л: Адекватно, эмоционально откликаться на произведения музыки Р: Принимать и сохранять цели решения типовых и практических задач П: Работать с информацией К: Использовать разные источники получения информации для решения познавательных задач Л: Бережно относиться к историческому наследию родного края и страны Р: Осознанно действовать на основе разных видов инструкций П: Выделять существенные отличительные свойства Р: Осознанно действовать на основе разных видов инструкций для решения практических и учебных задач. Р. Адекватно реагировать на внешний контроль и оценку, корректировать в соответствии с ней свою деятельность. П: Использовать логические действия на основе практической деятельности. П: Работать с информацией К: Использовать разные источники получения информации для решения познавательных задач П: Излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий. П: Дифференцированно воспринимать окружающий мир в соответствии с индивидуальными возможностями. П: использовать логические действия (анализ, обобщение, установление закономерностей, причинно следственных связей) на основе практической деятельности в соответствии с индивидуальными возможностями Р: Осуществлять самооценку и самоконтроль в деятельности, адекватно реагировать на внешний контроль и оценку, корректировать в соответствии с ней свою деятельность П: Использовать логические действия на основе практической деятельности в соответствии с индивидуальными возможностями. К: признавать возможность различных точек зрения и права каждого иметь свою. Л: Уважительно и бережно относиться к людям труда. Л: Бережно относиться к историческому наследию родного края и страны. К: Слушать собеседника, вступать в диалог и поддерживать его П: Излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий |
III Заключительный 1 Итог урока 2 Оценки | Рефлексия Метод контроля и самоконтроля приём «Шкалирование» | Какова была цель нашего урока? Мы её достигли? Какую часть речи называют числительным? Какие бывают числительные? Ребята, зачем нам нужны числительные? Где в жизни мы применяем числительные? Что ещё узнали на уроке? Где вам пригодятся эти знания? Скажите, почему наш урок называется «Чёрные ножи»? Ребята, в голубых карточках есть шкала оценивания. Внимательно прочитайте задание и оцените себя по шкале. Карточки сдайте. | Активизирует память Контролирует правильность ответов Дополняет Комментирует оценки | Отвечают на вопросы Читают, Оценивают | Ф И | П: Излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий П. Использовать в жизни и деятельности некоторые метапредметные знания, отражающие доступные существенные связи и отношения между объектами и процессами Р.осуществлять самооценку и самоконтроль деятельности П: Пользоваться знаками |
3 Задание на дом 4. Прощание | Словесный Продуктивный | У вас в конвертах задание на дом. Карточка №1 Прочитайте и решите задачу. Ответ запишите словами. Отбор в Уральский танковый корпус проводился в уральских городах. В Свердловске взяли 200 добровольцев, в Нижнем Тагиле отобрали 544 человека, в Верхней Салде - 38 человек. Сколько всего человек отобрали в перечисленных городах Свердловской области? Карточка №2 Прочитайте и решите задачу. Ответ запишите словами. В состав Уральского добровольческого танкового корпуса входило танков Т-70 – 7 единиц, бронемашин БА -64 – 68 единиц. Сколько единиц перечисленной техники входило в состав танкового корпуса? Благодарю за активную работу. Урок окончен . До свидания. | Объясняет Благодарит, прощается | Слушают объяснение Прощаются с учителем | И Ф | П: Выполнять арифметически действия |
Предварительный просмотр:
Мини-спектакль по сказу Бажова
«Медной горы Хозяйка»
Действующие лица:
1. Сказочница
2. Хозяйка горы
3. Степан
4. Приказчик
5. Барин
6. Мужик
7.Ящерки
Голос за кадром:
Сказка в двери к нам стучится,
Скажем сказке заходи,
Это присказка ребята,
Сказка будет впереди…
Будет сказка занимательна,
Слушайте ее внимательно…
Кто уши широко раскроет-много всякого усвоит…
А кто невзначай уснёт, тот ни с чем уйдёт…
Звучит русская народная музыка, дети исполняют хоровод.
Звучит мелодия «Пение птиц»
Сказочница:
В жаркий полдень на Урале
Праздник весело гуляли
Только двое отлучились
На покосы подивились.
Долго ль, коротко ль гуляли
Оба молодца устали.
Под рябиною ложились
Быстро глазоньки сморились.
Только вдруг один проснулся
От испуга встрепенулся
Глядь – а перед ним краса
Малахитовы глаза.
Улыбается, смеётся
А у Стёпы сердце бьётся.
Шутки с ней шутить опасно
Ведь хозяйка – это ясно.
Может извести в конец
Хозяйка: «Подойди-ка, молодец,
Знаю я тебя давно.
Дело есть к тебе одно».
Сказочница:
Поглядел Степан под ноги
Видит, не видать дороги
Ящериц полным-полно,
Словно выткано рядно.
Степан: «Да куда-же я ступлю,
Ящериц-то раздавлю.»
Хозяйка хлопает в ладоши. (Танец ящериц)
Степан стоит завороженный.
Степан смотрит под ноги и в удивлении говорит:
Степан:«Вот уж диво-то, так диво
Под ногами так красиво,
«Блёски» всякие, слюда
Это ж медная руда!»
Хозяйка: «Не пугайся, не обижу,
Ты признал меня, я вижу».
Степан: «Да, молчал я до поры.
Ты хозяйка той горы.
Говори, какое дело
Ты поведать мне хотела».
Хозяйка: «Ты приказчику скажи,
Чтобы с рудника убрался
Поскорее постарался.
А иначе спрячу медь.
Не найдет ее он впредь.
Передай из слова в слово!»
Сказочница:
Хозяйка молвила сурово.
Хозяйка: «А уж если всё свершится
Можешь ты на мне жениться».
Степан плюёт, отмахивается от неё и уходит. Хозяйка смеётся вслед.
Сказочница:
Ходит Стёпушка невесел,
Низко голову повесил.
Как приказчику сказать
Наказ хозяйки передать.
Долго думал, но решился
И приказчику открылся:
Степан: «Говорю из слова в слово
Убирайся по – здорову.
А не то, как не крути –
Не видать тебе руды».
Сказочница:
Тут приказчик как взбесился,
Взбесновался, взбеленился:
Приказчик: «Степана, выпороть нещадно,
Да в забое беспощадно,
Цепью крепко приковать».
Приказчик приковывает Степана на цепь, он долбит породу кайлом.
Всё сверкает, входит Хозяйка.
Хозяйка: «Ну, Степан, не побоялся
Смелым парнем оказался.
Просьбу выполнил мою
Я тебя благодарю!
Не робей, пойдём со мною
Я тебе секрет открою.
Своё царство покажу
Да по- царски награжу.
Ты мне тоже дай ответ
Женишься на мне, аль нет?»
Степан: «Не могу, люблю другую
Деревенскую, простую».
Хозяйка: «Вот за то тебя хвалю
И подарок подарю я для Настеньки твоей. (передаёт шкатулку)
Богатым и счастливым будь,
Только чур, меня забудь.
Никогда не вспоминай.
А сейчас прости-прощай!»
Сказочница:
Но Степан забыть не может,
Грусть-печаль его тревожит.
Белый свет вдруг стал не мил
Просто выбился из сил.
Между тем ему везёт
На него руда идёт.
Малахит – отборной масти.
Это счастье иль напасти?!
Ну и верно подгадал
Племянник Стёпушку предал.
Тут приказчик разозлился
Прямо чёртом забесился.
Велел глыбу отыскать:
А то воли не видать!
Приказчик: «Закуют тебя цепями
Так погибнешь под рудами».
Сказочница:
Стёпа глыбу отыскал.
Шумный прииск прибежал
Малахитом любовались
После барина дождались.
Барин вольную не дал
А Степану приказал.
Барин: «Мне найди такой руды
Чтобы вырубить столбы.
А столбы чтоб в пять сажён.
Видно, чтоб со всех сторон»
Степан: «Что же, барин, не греши.
Вольную нам подпиши.
С Настенькой, женой моею».
Барин: «Малахит ищи скорее»-
Сказочница:
Ему барин отвечал.
И Степан в забой попал.
Малахит Степан нашёл
По Уралу слух пошёл.
Что руда совсем пропала
То Хозяйка осерчала.
А Степану нет житья:
Степан: «Жизнь закончилась моя!
Эх, богатства мне не надо
Не хочу я жить богато.
Сердце рвётся, кровь кипит.
А душа моя болит.
Что ты сделала со мною,
С моей буйной головою.
Как же мне тебя найти
Да кручину отвести».
Сказочница:
Каждый день к горе он ходит
Кругом всю её обходит.
Но хозяйки след простыл
Сильно Стёпа приуныл.
А однажды захворал
И у той горы пропал.
Долго все его искали
Лишь ружьишко отыскали.
Люди ящерку видали
У ружьишка.
Вспоминали -
Слёзы горькие лила
Будто девушка она
А потом хвостом махнула
Да под камень увильнула.
Средь людей молва пошла
Что Хозяйка то была.
Больше про неё не знали
Словно слыхом не слыхали.
А в народе среди нас
До сих пор живёт тот сказ.
Про хозяйкино коварство.
Малахитовое царство!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Презентация. Сказ П. П. Бажова "Медной горы Хозяйка" в 5 классе
Иллюстративный и текстовой материал сопровождается проблемными вопросами, настраивающими на внимательное, вдумчивое восприятие материала....
Презентация к уроку литературы в 6 классе "П.Бажов. Сказ "Медной горы Хозяйка"
Презентация - сопровождение урока по сказу П.Бажова "Медной горы Хозяйка" содержит материал, позволяющий представить сборник сказов Бажова и раскрывающий особенности этого жанра, знакомящий с ил...
Урок по сказу П. П. Бажова "К заветным сокровищам души..." (О главных героях сказа П. П. Бажова "Медной горы Хозяйка")
Урок литературы в 5 классе в рамках поточно-группового обучения. Напрвление "Литература и творчество"...
"Сказ или сказка?"Урок-исследование по сказу П.П.Бажова "Медной горы Хозяйка"
Урок в форме защиты проектов группами исследователей.При защите используется презентация....
Конспект урока литературы в 5 классе по теме: «П.П.Бажов. «Медной горы хозяйка». Образы героев сказа П.П. Бажова «Медной горы хозяйка»
Цель урока: узнать больше о жизни, творчестве и личности русского писателя Бажова П.П.; дать характеристики героям сказа.Задачи:Образовательная:познакомиться учащихся с жизнью и творчеством писа...
«П.П. Бажов. Сказ "Медной горы хозяйка". Отличие сказа от сказки»
Открытый урок по литературе в 5 классе. Первый урок по творчеству П. Бажова. Знакомство особенностями жанра "сказа"....
Технологическая карта урока литературы. П. П. Бажов. Сказ как жанр. Реальность и фантастика в сказе П. П. Бажова «Медной горы Хозяйка».
Технологическая карта урока литературы в 5 классе...