АРТ-ТЕРАПИЯ КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ РЕБЕНКА
статья

Муравлева Наталья Алексеевна

В современном обществе все более возрастает интерес к арт-терапии как к методу лечения с помощью творчества. Арт-терапия сегодня - это направление современной психотерапии, которое стремительно развивается и становится все более популярным в профессиональной среде как за рубежом, так и в нашей стране. Этот метод используется с целями терапевтического воздействия и при решении диагностических, коррекционных, психопрофилактических задач. Трансформация социально-политической, экономической, культурно-информационной сферы, общества в целом стимулирует развитие арт-терапевтических технологий педагогического и социально-психологического направления. «Важно отметить значительный профилактический, психокоррекционный и воспитательный эффект занятий арт-терапией. Все чаще средства и методы арт-терапии используются в образовательном процессе на разных ступенях обучения »[1, с. 56].

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл art.docx15.31 КБ

Предварительный просмотр:

АРТ-ТЕРАПИЯ КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ РЕБЕНКА

 

В современном обществе все более возрастает интерес к арт-терапии как к методу лечения с помощью творчества. Арт-терапия сегодня - это направление современной психотерапии, которое стремительно развивается и становится все более популярным в профессиональной среде как за рубежом, так и в нашей стране. Этот метод используется с целями терапевтического воздействия и при решении диагностических, коррекционных, психопрофилактических задач. Трансформация социально-политической, экономической, культурно-информационной сферы, общества в целом стимулирует развитие арт-терапевтических технологий педагогического и социально-психологического направления. «Важно отметить значительный профилактический, психокоррекционный и воспитательный эффект занятий арт-терапией. Все чаще средства и методы арт-терапии используются в образовательном процессе на разных ступенях обучения »[1, с. 56].

Арт-терапия - это лечение с помощью привлечения ребенка к искусствам. При этом ребенок учится общаться с окружающим миром на уровне экосистемы, используя изобразительные, двигательные и звуковые средства. Он имеет возможность самостоятельно выражать свои чувства, потребности и мотивацию своего поведения, деятельности и общения, необходимые для его полноценного развития и приспособления к окружающей среде.

Основное внимание при проведении коррекционной арт-терапии уделяется отношению ребенка к своей деятельности, к своим рисункам, игре на музыкальных инструментах и ​​тому подобное. Главная задача педагога направлена на развитие мотивации ребенка к деятельности, отбор приемов арт-терапии для лучшего формирования мотивационной сферы у детей с различными формами органического поражения нервной системы.

Арт-терапию, как методику коррекции, целесообразно использовать в комплексе функционально-системной медико-социальной реабилитации детей с ограниченными возможностями здоровья. Применение арт-терапии повышает познавательную активность детей, способствует сенсорному и двигательному развитию, концентрирует внимание. Кроме того, арт-терапия позволяет осуществлять более эффективное воздействие на формирование эмоциональной сферы, побуждает к дальнейшему развитию компенсаторных свойств сохранившихся функциональных систем.

Педагогическая коррекция с помощью арт-терапии у детей с ограниченными возможностями здоровья (клинико-синдромологическими формами органического поражения нервной системы) имеет свои особенности и определяет целесообразность и учет общих и индивидуальных направлений и условий работы, а именно: возраста ребенка, степени зрелости всех функциональных систем, индивидуальных свойств его личности. Но этот метод целесообразно использовать в работе и со здоровыми детьми для улучшения их работы на занятиях и для снятия переутомления.

Общие направления и условия проведения арт-терапии похожи на другие методики педагогической коррекции и хорошо влияют на всех детей. Арт-терапия дает высокий положительный эмоциональный заряд, формирует уверенность в своих силах у детей, их личность. Арт-терапия не имеет ограничений в использовании и не требует больших способностей к изобразительной деятельности или определенных навыков. Арт-терапия является средством общения педагога с воспитанниками.

 

Педагог обязан:

• осознавать и помнить о трудностях ребенка в реализации возможностей своих функциональных систем;

• установить направления и задачи коррекционной работы по арт-терапии;

• подобрать виды арт-терапии, которые конкретный ребенок способен выполнить и получить результат;

• дать возможность ребенку самостоятельно выбрать задания;

• установить с ребенком доброжелательный двусторонний контакт;

• регламентировать работу ребенка, что позволяет повысить сосредоточенность внимания. [2, с. 276].

 

Такие правила проведения коррекции и арт-терапии стимулируют познавательную активность ребенка, организуют его поведение, повышают самооценку.

Анализ современных исследователей по арт-терапии позволяет видеть, что этот метод для лечебных целей целесообразен и потому:

• дает возможность для выражения агрессивных чувств в социально доступной манере. Рисование красками или лепка являются безопасным способом разрядки напряжения, которое присутствует у ребенка;

• ускоряет прогресс в терапии. Подсознательные конфликты и внутренние переживания легче выражаются с помощью зрительных образов;

• дает основания для интерпретации и диагностической работы в процессе арт-терапии. Творчество является основным в такой работе;

• позволяет работать с ощущениями и является единственным инструментом для улучшения ощущения и убеждений;

• помогает поднять эмоциональное состояние к положительному;

• является цепочкой в ​​возникновении чувства внутреннего контроля и порядка. Рисование, живопись красками и лепка приводят к необходимости использования формы и цвета;

• развивает и усиливает внимание к чувствам. Искусство возникает в результате творчества, которая дает возможность изменить зрительное ощущение и позволяет экспериментировать с ними;

• усиливает ощущение того, что индивидуальность является ценным и нужно творчески ее развивать [3, с. 121-124].

 

Таким образом, можно утверждать, что арт-терапия является активно эволюционирующим направлением в лечебной, социальной и педагогической работе. Такая терапия помогает решить конфликты и достичь гармонии в себе, учит фантазировать и представлять.

 

Список использованных источников:

1. Коротчук О. Ю. Арт-терапия в жизни детей с особыми потребностями

// Образование и наука в измерениях XXI века: Материалы отчетно-научной конференции, 12-13 мая / М-во образования и науки Украины, НПУ им. М.П. Драгоманова. - М .: НПУ, 2006. - С. 56-58.

2. Копытин А.И. Теория и практика арт-терапии / А.И. Копытин. - СПб .: Питер, 2002. - 366 с.

3. Рыбакова С. Арт-терапия для детей с задержкой психического развития / С. Рыбакова. - СПб .: Речь, 2007. - 144 с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

АРТ - терапия – эффективное средство развития ребенка с интеллектуальной недостаточностью

Совершенствование существующих и создание новых эффективных средств и методов, повышающих резервные возможности человека, является в настоящее время актуальной проблемой. По мере роста знаний в област...

Метод танцевальной терапии как средство развития творческих способностей детей с ограниченными возможностями здоровья

P { margin-bottom: 0.21cm; } Двигательная активность всегда являлась мощным биологическим стимулятором жизненных функций растущего организма. Способность выполнять любую двигательную деятельность...

Детский художественный перевод как средство развития ребенка

Эта работа посвящена проблематике перевода. Главное в работе каждого учителя – это стремление к тому, чтобы процесс обучения превратился из монотонного механического воспроизведения материала в творче...

Оригами как средство развития ребенка

Здесь представлены рекомендации для родителей по занятиям оригами с детьми дошкольного и младшего школьного возраста. Систематические занятия этим древним искусством - гарантия всестороннего развития ...

Игровая терапия как средство развития межличностных отношений школьников

Игротерапия – метод психотерапевтического воздействия на детей и взрослых с использованием игры. В основе различных методик, описываемых этим понятием, лежит признание того, что игра оказывает сильное...

Квиллинг как средство развития ребенка

Выступление на родительском собрании  в школе, в детском саду в период набора детей в объединения. Статья знакомит со старинным видом искусства создания картин из полосок цветной бумаги - квиллин...

Су-джок терапия, как средство развития мелкой моторики у детей дошкольного возраста.

Дошкольный период жизни — важнейший этап в формировании здоровья ребенка, обеспечивающий единство физического, психического и интеллектуального развития. Несомненно, что именно на этапе дошкольн...