Игра ребенка. Новый подход. Поддержка инициативности и активности.
статья

Одрина Наталья Анатольевна

1 СЛАЙД

Игра ребенка. Новый подход. Поддержка инициативности и активности.

2 СЛАЙД

Игра ребенка, проживающего в доме ребенка, с профессиональной точки зрения педагогов рассматривается в структуре психического здоровья.

Хочу напомнить, что психическое здоровье это состояние благополучия, при котором человек может реализовать свой собственный потенциал, справляться с обычными жизненными стрессами.

А один из пунктов поведения взрослых, приводящих к нарушению психического здоровья у детей, это постоянное прерывание самостоятельной активности ребенка, блокирование его инициативы, во время свободной игры и занятий с ребенком.

Конвенция прав ребенка дает четкое понятие об игре ребенка как о добровольной свободной дет­ской деятельности, и утверждает - игра интуитивна и спонтанна, она не мо­жет быть запрограммирована и управляема извне. Способность к игре заложена генетически. Игра – это действие, которое ребенок придумал и реализовал самостоятельно.

Игра является  важнейшим ресурсом для разных сфер развития - физической, коммуникативной, интеллектуальной, творческой, личностной и пр.

Важнейшей функцией игры при этом является обеспечение эмоционального и психического благополучия и свободного самовыражения детей.

3 СЛАЙД

Из 16 видов детских игр, дети раннего возраста демонстрируют такие игры как Коммуникативная игра. Двигательная игра. Игра-овладение (пространством). Предметная игра. Игра без правил (возня). Ролевая игра

4 СЛАЙД

Принципы понимания и организации игры, основаны на подходах Эмми Пиклер, Марии Монтессори, ранней помощи.

  • инициативность и самостоятельность ребёнка
  • позиция взрослого – не вмешательство
  • дозированная помощь взрослого – то есть «параллельная игра» (взрослый играет рядом в свою игру с таким же материалом)

Видео «ИРА»

 Если ребенок берет платочки и ленточки и  трясет, тянет их в рот, это подходящий момент для того, чтобы показать ему другие действия с предметами. Однако важно подождать признаков внимания или интереса к предложенному материалу перед тем, как показать ребенку, что можно сделать с ними.

 

5 СЛАЙД

Эффективная игровая среда

Содержание игровой среды должно соответствовать основным потребностям ребенка в игровой деятельности на данном этапе его развития.

Сюда входят - материалы для создания игрового пространства и подбор специальных,  игрушек и пособий.

Для детей первого года жизни это:

*мягкие игровые модули, маты

*места для лазанья

*большая игровая комната

* наборы стимулирующих материалов, содержащихся в контейнерах (разнообразные игрушки и предметы, сформированные по возрастам или назначению)

Для детей второго и третьего года жизни это:

*система построек для игры: домики, мягкие игровые модули, туннели)

*места для лазанья и для подвижных игр;

*место для творчества, место для общения (диваны, пуфики);

*большая игровая комната, где дети могут играть, отдыхать.

* наборы стимулирующих материалов, содержащихся в контейнерах (разнообразные игрушки и предметы, сформированные по возрастам или назначению)

 

 

8 СЛАЙД

 В новом взгляде на игру важное место занимает Двигательная игра и

Игра-овладение (пространством).

На первом году жизни ребенок осознает возможности своего тела. Главная ценность – исследование пространства и себя в этом пространстве. В пространстве, придуманном взрослым.

Видео «1группа»

На втором и третьем году жизни преобладает двигательная игра. Бег, прыжки, игры с мячом, лазание относятся к этому виду игр. В этих играх ребенок становится более компетентным в движениях. А задача взрослого обеспечить эффективную среду.

Видео «2 группа»

9 СЛАЙД

Предметная игра.

Самое важное – это адекватная среда для реализации потребностей каждого ребенка.

На первом году жизни это игра со специфическими предметами.  Умение взрослого заключается в подборе таких предметов, которые могут заинтересовать ребёнка и открыть возможность их разнообразного применения. Видео «Предметная деятельность 1 группа»

 

В последнее время особую популярность получил еще один проект с условным названием «Игровой кон­тейнер с остатками», и на втором и третьем году жизни камешки,  шишки становятся привлекательны.  Детям для игры нужны неоформленные, неструктурированные, незафиксиро­ванные в пространстве свободные материалы. «Предметная деятельность 2 группа»

Сюда же можно отнести разнообразные предметы одежды (шапочки, фартуки, сумочки и т. д.) Такой материал и свобода его использования актуализируют творческую активность детей. «Ряжение».

 

9 СЛАЙД

Условия выбора ребенком

  • Предоставление достаточного времени (не менее двух часов в день)
  • Выбор пространства для свободной игры
  • Выбор партнера по игре

Данное условие реализуется, в момент проведения «Семейного часа» и в другое удобное время.

Самый важный и тонкий момент в работе  педагогов – это возможность и форма вмешательства в игру детей. Они не должны проявлять инициативу, предлагать детям какую-либо активность или навязывать свои ценности.

Они обязаны позволить детям самим решать, что и как они будут делать и вмешиваться только по просьбе детей и в качестве участника. Самая главная ценность это спонтанная активность самого ребенка.

Дети не должны зависеть от воли взрослых.

Внимание взрослого к интересам и игре ребенка должно быть естественным и постоянным.

Ответственность  за игру детей должна быть разделена среди всех взрослых в доме ребенка.

 

 

 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл igra_-bez_video.pptx523.65 КБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Игра ребенка Новый подход- поддержка инициативности и активности Дом ребенка: организационно-правовое и медико-педагогическое сопровождение деятельности на новом этапе

Слайд 2

Игра ребенка в структуре психического здоровья Игра - в Конвенции прав ребенка: игра интуитивна и спонтанна, она не мо­жет быть запрограммирована и управляема извне

Слайд 3

Виды детских игр в раннем возрасте Коммуникативная игра. Игра-овладение (пространством). Двигательная игра. Предметная игра. Игра без правил (возня). Ролевая игра.

Слайд 4

Принципы понимания и организации игры . инициативность и самостоятельность ребёнка позиция взрослого – не вмешательство дозированная помощь взрослого – «параллельная игра» (взрослый играет рядом в свою игру с таким же материалом)

Слайд 5

Эффективная игровая среда Для детей первого года жизни это: *мягкие игровые модули, маты , места для лазанья *большая игровая комната *наборы стимулирующих материалов, содержащихся в контейнерах (разнообразные игрушки и предметы, сформированные по возрастам или назначению, для всех возрастов) Для детей второго и третьего года жизни это: *система построек для игры: домики, мягкие игровые модули, туннели) *места для лазанья и для подвижных игр; *место для творчества, место для общения (диваны, пуфики); *большая игровая комната, где дети могут играть, отдыхать.

Слайд 8

Двигательная игра и игра-овладение (пространством) Игра-овладение (пространством) Исследование пространства и себя в этом пространстве. В пространстве, придуманном взрослым. Двигательная игра Бег, прыжки, игры с мячом, лазание относятся к этому виду игр.

Слайд 9

Предметная игра Самое важное – это адекватная среда для реализации потребностей каждого ребенка

Слайд 10

Условия выбора ребенком Предоставление достаточного времени (не менее двух часов в день) Выбор пространства для свободной игры Выбор партнера по игре

Слайд 11

Семейный час


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Особенности индивидуального подхода в формировании творческой активности учащихся

психологические характеристики личности, типы мышления учащегося,влияющие на его творческую активность....

Новый подход к новой теме

Фрагмент урока "Теорема Виета"...

Дифференцированный подход в обучении - новый подход к системе образования.

Огромный поток информации  сыпется на  головы наших детей. Это и новые открытия новых законов, новые знания, старые забытые учения, факты  из жизни знаменитых людей. Все это необходимо ...

Школьная география в стандарте второго поколения: новые подходы и новые проблемы .

Образование -ведущий ресурс современного развития.•Сфера образования, находясь в постоянной динамике, чутко реагирует на изменения внешней среды, адаптируется к ее изменяющимся потребностям, активно в...

Повышение качества образования: новые идеи, новые подходы

Сборник материалов заочной конференции...

Игра ребенка — это жизненная лаборатория. С.Т. Шацкий Игра — первая школа ребенка, «арифметика» социальных отношений. Л.С. Выготский

Сегодня основной целью образования становится не простая совокупность знаний, умений и навыков, а основанная на них личная, социальная и профессиональная компетентность - умение самостоятельно добыват...

Внеклассное мероприятие "СИЛА: Сильные Инициативные Ловкие Активные"

внеклассное мероприятие военно-спортивнойинаправленности для старшеклассников...