Взаимосвязь в работе учителя-логопеда и педагога-психолога
презентация к уроку
Взаимосвязь в работе специалистов ДОУ
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
vzaimosvyaz_v_rabote_uchitelya-logopeda_i_pedagoga-psihologa_kak.pptx | 2.17 МБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Дети с ОВЗ – это дети инвалиды, либо другие дети, не признанные в установленном порядке детьми – инвалидами, но имеющие временные или постоянные трудности в физическом и (или) психическом развитии и нуждающиеся в создании специальных условий обучения и воспитания.
Цели взаимодействия педагога-психолога и учителя-логопеда : - создание модели взаимодействия в ходе коррекционно-развивающей образовательной деятельности, стимулирующей речевое, познавательное и личностное развитие ребёнка с нарушением речи; - обеспечение целостности и единства коррекционно-развивающего пространства в содержательном и организационном планах.
И.В. Евдокимова выделяет следующие основные области деятельности специалистов дошкольного образовательного учреждения в системе сопровождения дошкольников: учитель-логопед: логопедическая диагностика, коррекция и развитие речи, разработка рекомендаций другим специалистам по использованию рациональных логопедических приемов в работе с ребенком; педагог-психолог: психологическая диагностика, психологическое консультирование, психотренинг, психокоррекция , психотерапия, разработка и оформление рекомендаций другим специалистам по организации работы с ребенком с учетом данных психодиагностики.
Планирование и реализация коррекционно-развивающего воздействия требует взаимодействия логопеда и психолога в тех случаях, когда в основе трудностей обучения и воспитания ребенка лежат следующие проблемы: несформированность ВПФ сочетается с недостаточностью речевого развития; нарушение речевой сферы сопровождается дезадаптирующей тревожностью; речевое недоразвитие сопровождается или вызывает снижение учебной мотивации , самоконтроля .
Задачи логопеда: развивать звуковую сторону речи; учить ребенка связно выражать свои мысли; помогать ребенку пополнять словарный запас и осваивать грамматику; развивать мелкую моторику и слуховое внимание; формировать учебные умения и навыки (чтение, письмо).
Задачи психолога: развивать ВПФ — внимание, память, мышление; развивать эмоционально-личностную сферу; совершенствовать зрительно-моторную координацию; формировать навыки самоконтроля и волевые качества; обеспечивать психологическую поддержку.
Модель взаимодействия учителя-логопеда и педагога-психолога
Диагностика Цель: выявить детей с нарушениями речи и психологическими проблемами, составить индивидуальные психолого-педагогические характеристики для предоставления на ПМПк .
Коррекционно-развивающая работа И логопед, и психолог занимаются развитием речи и высших психических процессов, но каждый со своей стороны. Основная задача логопеда — развивать речь с использованием приемов активизации внимания, памяти, мышления. При этом логопед может использовать музыкотерапию, сказкотерапию , психогимнас-тику .
Психолог воспринимает речь как средство развития интеллекта, помогает ребенку закрепить лексический материал и графические навыки, полученные у логопеда.
Перспективный план взаимодействия учителя-логопеда и педагога-психолога в подготовительной к школе группе для детей с общим недоразвитием речи (пример). Сентябрь Тема: “Овощи. Огород” Направление работы Учитель-логопед Педагог-психолог Лексико-грамматический строй речи. Тема: «Овощи» Д.и. «Сосчитай до пяти» Ц.: учить согласованию существительных с числительными. Д.и. «Какие бывают овощи?» Ц.: учить согласованию существительны х с прилагательными, расширять словарь прилагательных. (Морковь – сочная, длинная, хрустящая, рыжая). Д.и. «Отгадай загадки, нарисуй отгадки» Ц.: развивать умение работать по инструкции, соотносить форму и цвет предметов со зрительными эталонами. Д.и. «Четвертый лишний» Ц.: закреплять обобщающие понятия по темам «Овощи» и «Фрукты»
Направление работы Учитель-логопед Педагог-психолог Развитие связной речи Д.и. «Придумай загадку по образцу» Ц.: учить строить предложения по образцу, использовать в речи прилагательные. Д.и. «Исправь Незнайкины ошибки» Ц.: развивать мышление, закреплять знания об овощах и фруктах. Развитие мелкой и общей моторики Самомассаж фаланг пальцев рук (на каждый ударный слог-разминание одного пальца; направление массажных движений-от ногтевой фаланги к основанию пальца) О.И. Крупенчук «Вырос у нас кабачок» Укрепление мышц стопы с использованием кегли Н.В. Нищева «Кабачок»
Анализ результатов ► Совместное отслеживание динамики развития ребенка. Определение положительных и отрицательных сторон взаимодействия (внесение изменений в план работы). ► Отслеживание промежуточных результатов не реже чем раз в квартал, установление критериев успешности для каждого этапа.
Консультационная и просветительская работа с педагогами и родителями Цель — помочь родителям и педагогам во взаимодействии с ребенком, имеющим нарушения речи и психического развития. Логопед и психолог совместно: проводят индивидуальные и групповые консультации по вопросам психического и речевого развития; разрабатывают рекомендации; организуют тренинги и семинары; оформляют информационные уголки.
Проблемы совместной работы педагога-психолога и учителя-логопеда Разделение смежного функционала при недостаточном взаимодействии друг с другом.
И логопед, и психолог занимаются развитием речи и др. психических процессов одновременно, но не на равных. Основная задача логопеда – развитие речи (и коррекция высших психических функций этому способствует). Развитие речи для психолога – также одна из основных задач, но в контексте работы психолога речь является средством развития интеллекта. Согласованность действий логопеда и психолога позволяет эффективно скорректировать имеющиеся нарушения развития детей, что помогает ребенку легко адаптироваться в дошкольной среде, успешно развиваться и обучаться.
ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ УЧИТЕЛЯ-ЛОГОПЕДА И ПЕДАГОГА-ПСИХОЛОГА ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ В СОПРОВОЖДЕНИИ РЕБЕНКА С ОВЗ Подготовила : учитель-логопед МБОУ ЦПП МСП Мельникова О.Н . п. Чегдомын
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
ВЗАИМОСВЯЗЬ В РАБОТЕ УЧИТЕЛЯ-ЛОГОПЕДА И МУЗЫКАЛЬНОГО РУКОВОДИТЕЛЯ ПО КОРРЕКЦИИ РЕЧИ И ДВИЖЕНИЙ.
Взаимосвязь в работе учителя-логопеда и музыкального руководителя по коррекции речи и движений. Енина Наталья Васильевна учитель-логопед МАДОУ «ЦРР детсад № 12»Ерохина Любовь Ив...
ВЗАИМОСВЯЗЬ В РАБОТЕ УЧИТЕЛЯ-ЛОГОПЕДА И МУЗЫКАЛЬНОГО РУКОВОДИТЕЛЯ ПО КОРРЕКЦИИ РЕЧИ И ДВИЖЕНИЙ.
Взаимосвязь в работе учителя-логопеда и музыкального руководителя по коррекции речи и движений. Енина Наталья Васильевна учитель-логопед МАДОУ «ЦРР детсад № 12»Ерохина Любовь Ив...
Взаимосвязь в работе учителя-логопеда и педагога-психолога при профилактике и преодолении нарушений письменной речи у детей младшего школьного возраста.
Выступление на ГМО для психологов на тему: Взаимосвязь в работе учителя-логопеда и педагога-психолога при профилактике и преодолении нарушений письменной речи у детей младшего школьного возраста...
Взаимосвязь в работе учителя-логопеда и воспитателей по формированию выразительности речи у старших дошкольников с ОНР
Презентация...
«Взаимосвязь в работе учителя-логопеда и родителей как одно из условий успешной коррекционно-воспитательной работы с детьми с речевыми нарушениями».
laquo;Взаимосвязь в работе учителя-логопеда и родителей как одно из условий успешной коррекционно-воспитательной работы с детьми с речевыми нарушениями». Важной и неотъемл...
Проект «Взаимосвязь в работе учителя-логопеда и родителей как одно из условий успешной коррекционно-воспитательной работы с детьми с речевыми нарушениями»
Проект«Взаимосвязь в работе учителя-логопеда и родителей как одно из условий успешной коррекционно-воспитательной работы сдетьми с речевыми нарушениями»...