Тренинг «Артикуляционная гимнастика – важный этап профилактики и коррекции речевых нарушений»
методическая разработка
Цель тренинга: познакомить воспитателей с особенностями и правилами проведения артикуляционной гимнастики с детьми.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
trening_artikulyatsionnaya_gimnastika.docx | 100.17 КБ |
Предварительный просмотр:
Тренинг «Артикуляционная гимнастика – важный этап профилактики и коррекции речевых нарушений»
Цель: познакомить воспитателей с особенностями и правилами проведения артикуляционной гимнастики с детьми.
Задачи:
- повышение профессиональной компетентности воспитателей в вопросе применения специальных логопедических приемов с целью профилактики речевых нарушений у детей дошкольного возраста;
- формирование знаний по применению артикуляционной гимнастики на практике;
- совершенствовать практические навыки профессиональной деятельности.
Участники: воспитатели ДОУ, логопед.
Оборудование: картотека «Артикуляционная гимнастика», зеркала, салфетки, рекомендации по проведению артикуляционной гимнастики для воспитателей.
Ход тренинга
Упражнение «Давайте поприветствуем друг друга» - «Имена прилагательные» Каждый участник выбирает себе имя прилагательное, характеризующее его положительно. Имя прилагательное должно начинаться с той же буквы, что и имя участника. Первый участник называет свое имя в сочетании с именем прилагатеным (например, веселая Валентина, ласковая Лариса). Пример: умный, искренний, надежный, великодушный, внимательный, доброжелательный, порядочный, терпеливый, отзывчивый, естественный, признающий свои ошибки, готовый прощать, уважающий себя, ответственный, доверяющий, мудрый, терпеливый, находчивый, хорошо образованный, с широким кругозором, здоровый, интеллектуальный, игривый, обаятельный и т. д.
Хорошая речь – яркий показатель всестороннего развития ребенка и
подготовленности его к обучению в школе. Количество детей с дефектами речи, в том числе и с нарушениями звукопроизношения год от года не уменьшается, а растет.
Причины нарушения звукопроизношения разные:
- зависит от речевой среды, в которой ребенок развивается (дефектная речь, быстрая речь, «сюсюканье»);
- слабость мышц языка, губ, мимических мышц;
- легкое расстройство координации движений органов артикуляции (неумение выполнять языком и губами точные, целенаправленные движения) и т.д.
Недостатки произношения мешают ребенку развиваться и общаться со сверстниками. Чтобы эта проблема не возникла у ребенка в дальнейшем, для этого специалисты рекомендуют заниматься артикуляционной гимнастикой, как можно раньше. Научить детей дошкольного возраста говорить чисто и правильно –важнейшие цели, которые стоят перед логопедами, воспитателями и родителями. Правильное произношение может быть сформировано лишь в том случае, если у ребенка хорошо развиты подвижность и переключаемость органов артикуляции, а именно: мимической мускулатуры, языка, губ, мягкого нёба, маленького язычка.
Вопрос к воспитателям: Что такое – артикуляционная гимнастика?
Артикуляционная гимнастика – это совокупность специальных упражнений, направленных на укрепление мышц артикуляционного аппарата, развитие силы, подвижности и дифференцированности движений органов, участвующих в речевом процессе.
Цель артикуляционной гимнастики: выработка полноценных движений и определенных положений органов артикуляционного аппарата, умение объединять простые движения в сложные, необходимые для правильного произнесения звуков.
Артикуляционные упражнения бывают статические (неподвижные), направленные на удержание определенного положения губ, языка: «Лопаточка», «Чашечка», «Иголочка», «Горка» и др. и динамические (подвижные): «Часики», «Качели», «Лошадка», «Маляр», «Вкусное варенье» и др. – требуют ритмичного повтора движений, координации движений и переключаемости. Все упражнения объединяются в комплексы, каждый из которых имеет определенную направленность.
Вопросы к воспитателям:
- Какой главный артикуляционный орган у человека? (Язык.)
- Какие части языка вы можете назвать? (Кончик, боковые края, спинка
- корень.)
- Какие артикуляционные органы участвуют в образовании звуков? (Язык, губы, зубы, нижняя челюсть, твердое нёбо, голосовые связки, носовая полость.)
- Как образуется голос? (Воздух проходит через голосовые связки, которые то смыкаются, то размыкаются.)
Рекомендации по проведению упражнений артикуляционной гимнастики
1. Проводить артикуляционную гимнастику нужно ежедневно, чтобы вырабатываемые у детей навыки закреплялись. Лучше выполнять упражнения 3
– 4 раза в день по 3 – 5 минут. Не следует предлагать детям более 2 – 3 упражнений за раз – разбиваем комплекс на весь день. Из выполняемых двух-трех упражнений новым может быть только одно, второе и третье даются для повторения и закрепления. Комплекс упражнений планируем на неделю. На следующей неделе хорошо выполняемое упражнение заменяем другим, новым, и закрепляем его на протяжении всей второй неделе. Таким образом, дети каждую неделю знакомятся с новым упражнением и отрабатывают его в артикуляционной гимнастике.
2. В комплексе должны присутствовать 2 – 3 упражнения статических и 2 – 3
упражнения динамических. Начинают гимнастику со статических упражнений, они выполняются по 10 – 15 секунд (удержание артикуляционной позы в одном положении), далее переходят к динамическим.
3. На первых занятиях упражнение повторяется 2 – 3 раза в связи с повышенной истощаемостью упражняемой мышцы, в дальнейшем каждое упражнение выполняется до 10 – 15 раз.
4. При отборе упражнений для артикуляционной гимнастики надо соблюдать определенную последовательность, идти от простых упражнений к более сложным. Проводить их лучше эмоционально, в игровой форме. Каждое упражнение имеет свое название, свой образ. Так ребенку легче запомнить движение. А, чтобы одно и то же движение дети не устали повторять длительное время, одному упражнению можно придумать несколько названий. Например, упражнение «трубочка» – придумайте несколько названий (хоботок, шея у жирафа, дудочка, труба…)
5. Артикуляционную гимнастику выполняют сидя, так как в таком положении у ребенка прямая спина, тело не напряжено, руки и ноги находятся в спокойном положении.
6. Ребенок должен хорошо видеть лицо взрослого, а также свое лицо, чтобы самостоятельно контролировать правильность выполнения упражнений. Поэтому ребенок и взрослый во время проведения артикуляционной гимнастики должны находиться перед настенным зеркалом. Также ребенок может воспользоваться небольшим зеркалом, но тогда взрослый должен находиться напротив ребенка лицом к нему.
Знакомство с картотекой комплексов артикуляционной гимнастики и выполнение упражнений.
Рефлексия «Закончи фразу»
Участникам практикума предлагается встать в круг и закончить фразу одним предложением. Пример: Сегодня я узнал… Меня сегодня удивило… Больше всего мне понравилось… Хотелось бы добавить… и т. д.
Педагоги получают памятки по проведению артикуляционной гимнастики и комплексы артикуляционной гимнастики.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Использование компьютерной технологии при коррекции речевых нарушений у детей старшего дошкольного возраста в условиях логопедического пункта.
Использование в коррекционной работе разнообразных нетрадиционных методов и приемов предотвращает утомление детей, поддерживает у детей с различной речевой патологией познавательную активность, повыша...
Коррекция речевых нарушений у детей и рекомендации по их преодолению.
Данный материал будет полезен воспитателям ДОУ, учителям начальных классов, логопедам и дефектологам. Рассмотрены причины речевых нарушений как в устной, так и в письменной речи, задачи школьного лого...
Ранняя диагностика, профилактика и коррекция речевых нарушений ( консультация для учителей- логопедов, педагогов, родителей )
В настоящее время неуклонно растёт число детей с речевыми нарушениями. Для предупреждения тяжелых форм речевого развития важное значение имеет ранняя диагностика нарушений речевого развития у детей и ...
«Определение уровня речевого развития и программы коррекции речевых нарушений учащихся начальной школы»
Презентация подготовленная логопедом МАОУ СОШ №1...
Профилактика и коррекция речевых нарушений у детей посредством объединения слова, музыки и движения
Выступление на заседании методического объединения учителей-логопедов и учителей дефектологов...
Артикуляционная логосказка- как метод коррекции речевых нарушений у дошкольников
Артикуляционная логосказка...
Нейропсихологические приемы для профилактики и коррекции речевых нарушений у детей дошкольного возраста
консультация для педагогов...