Тренинг «Артикуляционная гимнастика – важный этап профилактики и коррекции речевых нарушений»
методическая разработка

Беляева Наталья Ивановна

Цель тренинга: познакомить воспитателей с особенностями и правилами проведения артикуляционной гимнастики с детьми.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл trening_artikulyatsionnaya_gimnastika.docx100.17 КБ

Предварительный просмотр:

Тренинг «Артикуляционная гимнастика – важный этап профилактики и коррекции речевых нарушений»

hello_html_m1ca1e200.jpg

                                                                                                                                                       

Цель: познакомить воспитателей с особенностями и правилами проведения артикуляционной гимнастики с детьми.

Задачи:

  • повышение профессиональной компетентности воспитателей в вопросе применения специальных логопедических приемов с целью профилактики речевых нарушений у детей дошкольного возраста;
  • формирование знаний по применению артикуляционной гимнастики на практике;
  • совершенствовать практические навыки профессиональной деятельности.

Участники: воспитатели ДОУ, логопед.

Оборудование: картотека «Артикуляционная гимнастика», зеркала, салфетки, рекомендации по проведению артикуляционной гимнастики для воспитателей.

Ход тренинга

Упражнение «Давайте поприветствуем друг друга» - «Имена прилагательные» Каждый участник выбирает себе имя прилагательное, характеризующее его положительно. Имя прилагательное должно начинаться с той же буквы, что и имя участника. Первый участник называет свое имя в сочетании с именем прилагатеным (например, веселая Валентина, ласковая Лариса)Пример: умный, искренний, надежный, великодушный, внимательный, доброжелательный, порядочный, терпеливый, отзывчивый, естественный, признающий свои ошибки, готовый прощать, уважающий себя, ответственный, доверяющий, мудрый, терпеливый, находчивый, хорошо образованный, с широким кругозором, здоровый, интеллектуальный, игривый, обаятельный и т. д.

Хорошая речь – яркий показатель всестороннего развития ребенка и

подготовленности его к обучению в школе. Количество детей с дефектами речи, в том числе и с нарушениями звукопроизношения год от года не уменьшается, а растет.

Причины нарушения звукопроизношения разные:

  • зависит от речевой среды, в которой ребенок развивается (дефектная речь, быстрая речь, «сюсюканье»);
  • слабость мышц языка, губ, мимических мышц;
  • легкое расстройство координации движений органов артикуляции (неумение выполнять языком и губами точные, целенаправленные движения) и т.д.

Недостатки произношения мешают ребенку развиваться и общаться со сверстниками. Чтобы эта проблема не возникла у ребенка в дальнейшем, для этого специалисты рекомендуют заниматься артикуляционной гимнастикой, как можно раньше. Научить детей дошкольного возраста говорить чисто и правильно –важнейшие цели, которые стоят перед логопедами, воспитателями и родителями. Правильное произношение может быть сформировано лишь в том случае, если у ребенка хорошо развиты подвижность и переключаемость органов артикуляции, а именно: мимической мускулатуры, языка, губ, мягкого нёба, маленького язычка.

Вопрос к воспитателям: Что такое – артикуляционная гимнастика?

        Артикуляционная гимнастика – это совокупность специальных упражнений, направленных на укрепление мышц артикуляционного аппарата, развитие силы, подвижности и дифференцированности движений органов, участвующих в речевом процессе.

        Цель артикуляционной гимнастики: выработка полноценных движений и определенных положений органов артикуляционного аппарата, умение объединять простые движения в сложные, необходимые для правильного произнесения звуков.

        Артикуляционные упражнения бывают статические (неподвижные), направленные на удержание определенного положения губ, языка: «Лопаточка», «Чашечка», «Иголочка», «Горка» и др. и динамические (подвижные): «Часики», «Качели», «Лошадка», «Маляр», «Вкусное варенье» и др. – требуют ритмичного повтора движений, координации движений и переключаемости. Все упражнения объединяются в комплексы, каждый из которых имеет определенную направленность.

Вопросы к воспитателям:

  • Какой главный артикуляционный орган у человека? (Язык.)
  • Какие части языка вы можете назвать? (Кончик, боковые края, спинка
  • корень.)
  • Какие артикуляционные органы участвуют в образовании звуков? (Язык, губы, зубы, нижняя челюсть, твердое нёбо, голосовые связки, носовая полость.)
  • Как образуется голос? (Воздух проходит через голосовые связки, которые то смыкаются, то размыкаются.)

Рекомендации по проведению упражнений артикуляционной гимнастики

1. Проводить артикуляционную гимнастику нужно ежедневно, чтобы вырабатываемые у детей навыки закреплялись. Лучше выполнять упражнения 3

– 4 раза в день по 3 – 5 минут. Не следует предлагать детям более 2 – 3 упражнений за раз – разбиваем комплекс на весь день. Из выполняемых двух-трех упражнений новым может быть только одно, второе и третье даются для повторения и закрепления. Комплекс упражнений планируем на неделю. На следующей неделе хорошо выполняемое упражнение заменяем другим, новым, и закрепляем его на протяжении всей второй неделе. Таким образом, дети каждую неделю знакомятся с новым упражнением и отрабатывают его в артикуляционной гимнастике.

2. В комплексе должны присутствовать 2 – 3 упражнения статических и 2 – 3

упражнения динамических. Начинают гимнастику со статических упражнений, они выполняются по 10 – 15 секунд (удержание артикуляционной позы в одном положении), далее переходят к динамическим.

3. На первых занятиях упражнение повторяется 2 – 3 раза в связи с повышенной истощаемостью упражняемой мышцы, в дальнейшем каждое упражнение выполняется до 10 – 15 раз.

4. При отборе упражнений для артикуляционной гимнастики надо соблюдать определенную последовательность, идти от простых упражнений к более сложным. Проводить их лучше эмоционально, в игровой форме. Каждое упражнение имеет свое название, свой образ. Так ребенку легче запомнить движение. А, чтобы одно и то же движение дети не устали повторять длительное время, одному упражнению можно придумать несколько названий. Например, упражнение «трубочка» – придумайте несколько названий (хоботок, шея у жирафа, дудочка, труба…)

5. Артикуляционную гимнастику выполняют сидя, так как в таком положении у ребенка прямая спина, тело не напряжено, руки и ноги находятся в спокойном положении.

6. Ребенок должен хорошо видеть лицо взрослого, а также свое лицо, чтобы самостоятельно контролировать правильность выполнения упражнений. Поэтому ребенок и взрослый во время проведения артикуляционной гимнастики должны находиться перед настенным зеркалом. Также ребенок может воспользоваться небольшим зеркалом, но тогда взрослый должен находиться напротив ребенка лицом к нему.

Знакомство с картотекой комплексов артикуляционной гимнастики и выполнение  упражнений.

Рефлексия «Закончи фразу»

Участникам практикума предлагается встать в круг и закончить фразу одним предложением. Пример: Сегодня я узнал… Меня сегодня удивило… Больше всего мне понравилось… Хотелось бы добавить… и т. д.

Педагоги получают памятки по проведению артикуляционной гимнастики и комплексы артикуляционной гимнастики.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование компьютерной технологии при коррекции речевых нарушений у детей старшего дошкольного возраста в условиях логопедического пункта.

Использование в коррекционной работе разнообразных нетрадиционных методов и приемов предотвращает утомление детей, поддерживает у детей с различной речевой патологией познавательную активность, повыша...

Коррекция речевых нарушений у детей и рекомендации по их преодолению.

Данный материал будет полезен воспитателям ДОУ, учителям начальных классов, логопедам и дефектологам. Рассмотрены причины речевых нарушений как в устной, так и в письменной речи, задачи школьного лого...

Ранняя диагностика, профилактика и коррекция речевых нарушений ( консультация для учителей- логопедов, педагогов, родителей )

В настоящее время неуклонно растёт число детей с речевыми нарушениями. Для предупреждения тяжелых форм речевого развития важное значение имеет ранняя диагностика нарушений речевого развития у детей и ...

Профилактика и коррекция речевых нарушений у детей посредством объединения слова, музыки и движения

Выступление на заседании методического объединения учителей-логопедов и учителей дефектологов...