Коррекция речевых нарушений у детей и рекомендации по их преодолению.
статья по теме

Данный материал будет полезен воспитателям ДОУ, учителям начальных классов, логопедам и дефектологам. Рассмотрены причины речевых нарушений как в устной, так и в письменной речи, задачи школьного логопункта. Описана система работы с учащимися с ОНР, ФФН, группой детей с ЗПР. Предлагается материал для автоматизации звуков С,Ш, Л, Р.:  игровые задания, чистоговорки. Также предлагается материал с дидактическими играми и заданиями по развитию лексики, по формированию грамматического строя речи, формированию системы словоизменения.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon korrekciya_rechevyh_narusheniy_u_detey..doc146.5 КБ

Предварительный просмотр:


         





               





                             



«Коррекция речевых нарушений у детей и



рекомендации педагогам по их преодолению»




       Нарушения речи у школьников связаны с разными причинами, имеют различный характер и по-разному сказываются на общем развитии и успешности обучения учащихся.

Иногда у школьников отмечаются бедность словарного запаса, нарушения грамматического строя и связной речи, несформированность звукопроизношения, неполноценность фонематического восп- риятия. Это приводит к тому, что ребенок не может четко, полно и правильно излагать свои мысли.

Некоторые недостатки речи могут быть вызваны болезненными явлениями: неправильное строение или нарушение подвижности органов речи, снижение слуха или зрения, нарушение нервной системы у ребенка. В других случаях недостатки речи являются следствием педагогической запущенности: с ребенком мало общались, окружающие близкие имеют плохую речь, на нарушение не обращали внимания, считая его обычной «детскостью» речи. Своевременно не преодоленные фонетические своеобразия детской речи в школьном возрасте уже имеют устойчивый характер и труднее поддаются исправлению, так как у ребенка сформировался и закрепился навык неправильного произношения звуков. Как правило, нарушения речи у школьников имеют ту же картину, что и у детей более младшего возраста. И только в единичных случаях может быть, что в дошкольном возрасте у ребенка все в порядке, а в период школьного обучения появилось нарушение речи.

При всем разнообразии имеющихся у школьников речевых нарушений условно выделяются группы детей с фонетической или фонетико-фонематической недостаточностью; к таким нару- шениям относятся дислалии механическая и функциональная, ринолалия и дизартрия. Другую сводную группу составляют дети с общим недоразвитием речи ( алалии, ринолалия, дизартрия).

Расстройства письменной речи (чтения и письма) у школьников с нарушениями речи – явление очень распространенное. Оно обусловлено нарушениями устной речи детей, несформированностью у них языковых обобщений: фонематических, морфо- логических и синтаксических.

Дети с речевыми нарушениями, которые не имели достаточного стажа полноценного речевого общения, не проделали в дошкольном возрасте необходимой для усвоения грамоты работы по анализу и синтезу языкового материала разного уровня (звуковой состав, словарный запас, грамматический строй, связная речь), неминуемо оказываются неуспевающими.

Общая готовность к школьному обучению предполагает целостное, гармоничное развитие ребен- ка, у которого должны быть развиты все, а не отдельные стороны личности. Недоразвитие любой сферы ( умственной, эмоционально-волевой, практически действенной, речевой) может стать причиной неус- певаемости в школе.

Поступление в школу ребенка, плохо к ней подготовленного по речи, имеет неблагоприятные последствия для дальнейшего развития, если не будут приняты необходимые психолого-медико-педагогические меры. Такие дети из-за несформированности звуковой и лексико-грамматической сторон речи оказываются в числе стойко неуспевающих по родному языку и математике.

В нашей школе в зависимости от тяжести речевого нарушения дети школьного возраста получают разного вида логопедическую помощь. Логопедические занятия проводятся параллельно со школьным обучением, в дополнение к нему, но ни в коем случае не дублируют работу учителя класса. Это коррекционно-развивающие занятия.

В задачи логопункта школы входит исправление нарушений устной и письменной речи учащихся, пропаганда коррекционно-логопедических знаний среди педагогов и родителей, своевременное выявление нарушений и предупреждение возможных вторичных нарушений в структуре дефекта ребенка, вызванных имеющимся нарушением речи.

Наряду с восполнением в развитии речи на логопедических занятиях у ребенка формируются полноценные знания, умения и навыки в области языка. В результате ситуации постоянного неуспеха у ряда учащихся возникает отрицательное отношение к учению, поэтому на коррекционных занятиях проводится работа, направленная на стимулирование развития познавательной активности детей, на формирование приемов умственной работы, необходимых для овладения грамматикой.

Важнейшее значение для преодоления имеющихся у детей нарушений имеют их своевременное выявление и правильная диагностика, контакт логопеда с учителем класса, где обучается ребенок, с родителями. Таким комплексным подходом обеспечивается успешность проводимого коррекционно-воспитательного воздействия. Я приглашаю родителей   на логопедические занятия. Для них провожу беседы в «Маминой и папиной» школе, в которых раскрывается имеющийся у ребенка дефект и пути его преодоления, даются рекомендации, советы родителям..

Крайне важным является развитие речевой активности школьников. Дети даже с незначительными нарушениями речи порой отличаются пониженной коммуникабельностью. В связи с этим на логопедических занятиях создаются разные ситуации общения, активизирующие не только речевую, но и речемыслительную деятельность школьников. Ведется работа над всеми звеньями процесса порождения речевого высказывания: у учащихся развивается мотивированность речевого действия, формируется предвосхищение его конечного результата. Я учу ребят планировать, отбирать лексику, знакомлю с грамматическим строем языка, операциями контроля;  учу рассуждать и давать развернутые умозаключения, выводы. Этим обеспечивается совершенство коммуникативной и обобщающей функцией речи.

Коррекционная работа с учащимися проводится в течение всего учебного года в разных формах: индивидуальная, фронтальная (с подвижным составом групп, в которые объединяются школьники, имеющие примерно одинаковые нарушения речи). На логопедических занятиях уточняется произношение звуков, развивается фонематическое восприятие, ведется работа над словарем и грамматическим строем, над связной речью, чтением, письмом. При этом вся работа пронизана психотерапевтической направленностью, ведется с учетом особенностей личности ребенка, обусловленных речевым нарушением и ситуацией стойкой неуспеваемости.

У большинства детей с нарушениями речи выявляется недифференцированное представление о речевой действительности, нерасчлененность в осознании элементов речи (звук, слог, слово, предложение, текст), отставание в практическом овладении навыком языкового анализа и синтеза, что вместе с неполноценностью коммуникации создает ситуацию неготовности к овладению письменной речью.

Словарная работа с детьми направлена на расширение их пассивного и активного запаса, на уточнение понимания смысла слов, на овладение умением четко выражать свои мысли и использовать слова для построения связного высказывания. Специально организованная лексическая работа формирует у детей умения оперировать словами, выделять их смысловую сторону, сопоставлять, оценивать, проводить отбор слов. Тем самым у школьника формируется монологическая речь. Ребенок учится отбирать языковые средства для построения высказывания.

Дети учатся вслушиваться в звуки речи, различать в ней гласные и согласные, твердые и мягкие согласные, сравнивать слова по звукам, определять наличие и место звука в слове, различать ударные и безударные гласные, определять словесное и логическое ударение. Постепенно в ходе логопедического воздействия дети приобретают ориентировку в звуковом строе речи, овладевают правильным звукоп- роизношением и звукоразличием.

Работа с учащимися ведется с учетом возросших речевых и познавательных возможностей, дополнительно к систематическому школьному обучению. Учитывается, что ведущим видом деятельности у учащихся является не игровая, а учебная деятельность.

В нашей школе сформированы: группа с фонетико-фонематическим недоразвитием речи, куда входят дети с нарушением произношения отдельных или нескольких звуков, звукосочетаний или целых групп звуков, группа с общим недоразвитием речи и задержкой психического развития.

Преодоление ФФН достигается целенаправленной логопедической работой по коррекции звукопроизношения и развитию фонематического восприятия. Система обучения и воспитания таких детей включает коррекцию речевого дефекта и подготовку к полноценному овладению грамотой.

Раннее выявление детей с нарушенным фонетико-фонематическим восприятием и оказание им необходимой помощи – залог успешного дальнейшего овладения чтением и письмом.

В группу для детей с ОНР отобраны дети сводной группы, общим для которых является нарушение формирования всех компонентов речевой системы, относящихся к ее звуковой и смысловой стороне ( звукопроизношение, словарь, грамматический строй, связная речь) при нормальном слухе и первично сохранном интеллекте. 

Группа детей с ОНР укомплектована с учетом возраста и степени речевого недоразвития. Основной контингент группы составляют дети преимущественно с 3 уровнем общего недоразвития речи.

Развитие речи при ОНР в ряде случаев идет на фоне нарушения деятельности центральной нервной системы.

Эффективная логопедическая помощь детям с ОНР оказывается на основании комплексного медико-психолого-педагогического воздействия.

В группу ЗПР собраны дети с синдромом временного отставания развития

психики в целом или отдельных ее функций (моторных, сенсорных, речевых, эмоционально-волевых), замедленного темпа реализации закодированных в генотипе свойств организма. Основная форма ЗПР данной группы обусловлена психическим и психофизическим инфантилизмом (неосложненным и осложненным недоразвитием познавательной деятельности и речи, где основное место занимает недоразвитие эмоционально-волевой сферы).

У учащихся данной группы часто наблюдается отставание в развитии речи, а также достаточно стойкие фонетико-фонематические нарушения и расстройства артикуляции.

Характерной особенностью у них является выраженное нарушение функции активного внимания.

Нарушение внимания особенно выражены при двигательной расторможенности, повышенной аффективной возбудимости. Эти дети испытывают наиболее выраженные затруднения в усвоении навыков чтения и письма. И таких детей у нас большинство.

А сейчас я хочу остановиться на тех рекомендациях и практических советах, которые предлагаю всем педагогам дошкольного и начального обучения использовать в своей работе.        

АВТОМАТИЗАЦИЯ ЗВУКА [C’]

Проговори «слова-друзья» тройками

Сок – сом – сон ;

Стол –сток – стоп;

Оса – лиса – роса;

Фикус – минус – вирус;

Фокус – глобус – автобус;

Носок – песок – кусок;

Маска – каска – пляска;

Весы – носы – усы;

Кокос – покос – насос.

Повтори чистоговорки

Са-са-са – самокат, сова, лиса.

Сы-сы-сы – косы, волосы, усы.

Со-со-со – сода, соболь, колесо.

Су-су-су – суп, посуда, путасу.

Ас-ас-ас – масло, паста, ананас.

Ис-ис-ис – кипарис, Борис, ирис.

Ос-ос-ос – нос, колос, абрикос.

Ус-ус-ус – вкус, автобус, карапуз.

Аса-аса-аса – колбаса и касса.

Осы-осы-осы – волосы и косы.

Усы-усы-усы – сарафан и бусы.

Аска-аска-аска - ласка, маска, каска.

Мы учим звук С

Мы учим звук С: са-са-са, са-са-са,

Стол, самолет, сковородка, лиса,

Санки, смородина, миска, носок,

Сыр, самокат, абрикос, колосок,

Стул, снеговик, самосвал, колбаса,

Мы учим звук С: са-са-са, са-са-са.

Звучалка

Мы со звуками играем:

С-С-С – мы повторяем.

Мы стараемся, свистим:

Стоп! – и снова посвистим.

Произносим С в слогах,

Произносим С в словах:

Са-са-ас – ананас,

Сы-сы-ис – кипарис.

Со-со-ос – абрикос.

Сэ-сэ-эс – интерес.              

 Автоматизация звука Ш  

Повтори чистоговорки

Ша-ша-ша – шапка, шахматы, лапша.

Ши-ши-ши – шина, шило, камыши.

Ше-ше-ше – шея, пешка, атташе.

Аш-аш-аш – шар, машина, карандаш.

Шу-шу-шу – Маша кушает лапшу.

Ши-ши-ши – кашу ешьте, малыши

Ше-ше-ше – шепчет Шура в шалаше.

Шо-шо-шо – Паша пишет хорошо.

Мы учим звук Ш  

Мы учим звук Ш: ша-ша-ша, ши-ши-ши,

Шумно «шипят» малыши:

Лошадь, машина, мышка и кошка,

Пушка, мартышка, уж и окошко,

Шишка, лягушка, шубка и чашка,

Шапка, кукушка, шиповник и кашка,

Крышка, кушетка, шкаф и ромашка,

Мишка, катушка, мальчишка и шапка.

Мы со звуком Ш играем

Мы со звуком Ш играем

И картинки подбираем:

Карандаш, машина, книжка,

Шляпа, бабушка, малышка,

Ландыш, дедушка, подушка,

Мишка, шортики, лягушка.

Найди лишний предмет

Погремушка, шарф, машинка, пушка (лишний шарф, потому что это одежда, а погремушка, машинка и пушка – это игрушки).

Ромашка, матрешка, гармошка, неваляшка (лишняя ромашка, потому что это цветок, а матрешка, гармошка и неваляшка – это игрушки).

Шарф, шапка, галоши, шуба (лишни галоши, потому что это обувь, а шапка, шуба и шарф – это одежда).

Лошадь, кукушка, морж, кошка (лишняя кукушка, потому что это птица, а лошадь, кошка и морж – это животные).

Угадай, что в шелковом мешке?

Инструкция: Ребенок должен нащупать предмет в мешочке и назвать его, не вытаскивая. Например: «В шелковом мешке – мишка»(карандаш, шарик, камешек, шнурок, лягушка, неваляшка, губная гармошка, погремушка, матрешка).

Считалка

Вот шипящая считалка:

Чашка, ложка и мешалка,

Кружка, нож и поварешка,

Кашка, пышка и лепешка.

АВТОМАТИЗАЦИЯ   ЗВУКА    Л

Проговори чистоговорки

Ла-ла-ла – лампа и пила.

Ла-ла-ла – лавка и юла.

Ла-ла-ла – ландыш и пчела.

Ла-ла-ла – лапа и смола.

Ла-ла-ла – лама и скала.

Лы-лы-лы – вилы и голы.

Лы-лы-лы – шпалы и полы.

Ло-ло-ло – ложка и стекло.

Ло-ло-ло – лошадь и седло.

Слоговички

Пи-пи-пи, ла-ла-ла –

Получается… пила.

Иг-иг-иг, ла-ла-ла –

Получается… игла.

Пе-пе-пе, нал-нал-нал –

Получается… пенал.

Стек-стек-стек, ло-ло-ло –

Получается… стекло.

Сед-сед-сед, ло-ло-ло –

Получается… седло.

Ще-ще-ще, гол-гол-гол –

Получается… щегол.

Фут-фут-фут, бол-бол-бол –

Получается… футбол.

Звучалки

Долго я звук Л учил

И словечки заучил:

Лапа, лапы, лапочки,

Лампа, лампы, лампочки,

Палка, палки, палочки,

Галка, галки, галочки.

Я звук Л учил, учил.

Слов немало накопил:

Палка, галка и скакалка,

Лампа, лавка и булавка,

Телка, пчелка и метелка,

Вилка, пилка и косилка.

Шутка

Вовочка играл в футбол – бол-бол

И забил Володя гол – гол-гол.

А потом домой пошел – шел-шел.

Дома дел он не нашел – шел-шел.

Сел Володя в уголок – лок-лок

И глядел он в потолок – лок-лок.

А потом он сел за стол – стол-стол,

Гладил он ногами пол – пол-пол.

И качал Володя стул – стул-стул.

Сладко Вовочка уснул – нул-нул.

Стул с Володею упал – пал-пал,

Стул Володенька сломал – мал-мал.

Молоток Володя взял – взял-взял.

Гвозди в стул он забивал – вал-вал.

Молотком по стулу бил – бил-бил:

Стул Володя починил – нил-нил.

Мы учим звук  Л

Мы учим звук Л: ла-ла-ла, ла-ла-ла,

Яблоко, дятел, палатка, пчела,

Ласточка, платье, ложечка, стол,

Лампа, малышка, кукла, футбол,

Пол, потолок, полотенце, игла,

Стул, соловей, ландыш, пила,

Галстук, флажок, мыло, тарелка,

Вилка, колосья, яблоки, белка,

Голуби, лук, лошадь, пчела,

Мы учим звук Л: ла-ла-ла, ла-ла-ла.

                                АВТОМАТИЗАЦИЯ ЗВУКА Р

Проговори «слова-друзья» тройками

Дар – пар – жар;

Базар – комар – загар;

Сор – хор – двор;

Помидор – мухомор – светофор;

Пир – жир – сыр;

Кефир – зефир – мундир;

Актер – боксер – шахтер;

Пионер – инженер – офицер;

Гора – жара – нора;

Урок – пирог – сурок;

Дары – шары – дворы;

Закрыть – открыть – укрыть.

Чистоговорки

Ра-ра-ра – рама, радуга, гора.

Ры-ры-ры – рынок, рыба, комары.

Ро-ро-ро – роза,  родина, ведро.

Ру-ру-ру – руки, ручки, кенгуру.

Ар-ар-ар – повар, сахар, санитар.

Ир-ир-ир – пассажир, зефир, кефир.

Эр-эр-эр – ветер, вечер, офицер.

Ор-ор-ор – помидор, топор, забор.

Ур-ур-ур – шнур, контур, абажур.

Ра-ра-ра – Рае нравится жара.

Ру-ру-ру – в роще бродит кенгуру.

Ры-ры-ры – Жора прыгает с горы.

Ро-ро-ро – быстро строится метро.

Ар-ар-ар – Роме нравится загар.

Ур-ур-ур – у розетки черный шнур.

Ир-ир-ир – в кружке с сахаром кефир.

Ор-ор-ор – красит Верочка забор.

Эр-эр-эр – марширует офицер.

Ыр-ыр-ыр – у Захара жирный сыр.

Мы учим звук Р

Мы учим звук Р: Ра-ра-ра, ро-ро-ро,

Сыр, пирамида, кроватка, ведро,

Рыба, морковка, ворона, забор,

Зебра, троллейбус, портфель, светофор,

Рысь, барабан, пароход, виноград,

Ручка, ракета, крыжовник,тетрадь.

Мы учим звук Р

Мы учим звук Р, мы «заводим мотор»,

И станет красивым у нас разговор.

Вот экскаватор, он громко рычит,

Роет, бросает и тарахтит.

Друзей на парад барабанщик ведет,

Строй марширует и громко поет.

Рома топориком рубит дрова,

Дровами покрыта у дома трава.

Егор рукавицы в подарок принес,

Наденем на руки, кусает мороз.

Мартышка давно в зоопарке живет,

Ей разные фрукты приносит народ.

Каркает, бродит, ворует ворона,

Есть воронята у черной вороны.

Огромный и страшный идет носорог,

Грозно он носит на морде свой рог.

Вот продается красный арбуз,

Сахарный он и прекрасный на вкус.

Красивый растет в бору мухомор,

Его ты не тронь, ни Захар, ни Егор.

Торопится ехать красный трамвай

Всегда ты трамваю дорогу давай.

Вот красная крыша, а где же изба?

Зато есть для крыши с дымом труба.

Вот крупная груша, а вот виноград,

Хорошими фруктами радует сад.

Мы учим звук Р

Ра-ра-ра, ра-ра-ра,

Нам звук Р учить пора,

Нам нужны чистоговорки,

Трудные скороговорки,

Поговорки и рассказы,

Мы проговорим все сразу.

                              ДИФФЕРЕНЦИАЦИЯ ЗВУКОВ  С – Ш

Чистоговорки

Язык вверх – ша-ша-ша,

Кашка, пышка и лапша,

Язык вниз – са-са-са,

Масло, сыр и колбаса.

Язык вверх – ша-ша-ша,

Уши, шея и душа.

Язык вниз – са-са-са,

Глазки, спинка и коса.

                                 ДИФФЕРЕНЦИАЦИЯ ЗВУКОВ Р – Л

Повтори слоги парами

Ла-бра, ло-вро, Лу-кру, лы-гры, лэ-дрэ, ала-кра, ала-ара, бра-ла-ла, вро-ло-ло, кру-лу-лу.

Загрузим пароход и лодку

Инструкция: «Пароход и лодка отправляются в плавание. Помогите загрузить их, но помните, что они необычные: пароход перевозит только такие грузы, в названии которых есть звук [р], а лодка – в названии которых есть звук [л]».

Для игры используются предметные картинки.

 ДИДАКТИЧЕСКИЕ ИГРЫ И ЗАДАНИЯ ПО РАЗВИТИЮ ЛЕКСИКИ

  1. Развитие ассоциаций.

Инструкция: «Я буду называть слова, а ты в ответ назови первое слово, которое вспомнишь (или какое придет в голову)».  Слова называются по одному.

Перечень слов:

- стол, посуда, дерево, бабочка, собака, заяц, цвет;

- стоит, говорит, расти, петь, смеяться, падать, слезать;

- желтый, большой, высокий, толстый, хороший, сердитый, лисий, деревянный;

- быстро, высоко, весело.

2. «Догадайтесь, каким будет четвертое слово» (смысловые ряды):

- белка – дупло, собака - …;

- дом – крыша, книга - …;

- человек – ребенок, собака - …;

- птица – гнездо, человек - …;

- пальто – пуговица, ботинок -… .

3. «Отгадай предмет по названию его частей»

- кузов, кабина, колеса, руль, фары, дверцы (грузовик);

- ствол, ветки, сучья, листья, кора, корни (дерево);

- дно, крышка, стенки, ручки (кастрюля);

- подъезд, этаж, лестница, квартиры, чердак(дом);

- крылья, кабина, хвост, мотор (самолет);

- глаза, лоб, нос, рот, брови, щеки(лицо);

- пол, стены, потолок (комната);

- подоконник, рама, стекло (окно).

4. К данным словам придумай слова – «неприятели» (скажи наоборот):

день - …;    войти - …;                   большой - …;

утро - …;    говорить - …;              белый - …;

друг - …;    взял - …;                      высокий - …;

грязь - …;  ложиться - …;              здоровый - …;

жара - …;  одеваться - …;              новый - …;

мир - …;    опускать - …;               молодой - …;

                    смеяться - …;              толстый - …;

                    закрывать - …;             широкий - …;

                    включать - …;              сухой - … .

5. Добавить одно общее слово к двум словам.

Дерево, цветы – что делают?

Кошка, собака – что делают?

Дождь, снег – что делают?

Фрукты, овощи – что делают?

Мяч, яблоко – какие?

Сахар, мед – какие?

Снег, лед – какие?

Вода, молоко – какие?

Сидит, стоит – кто?

Льется, журчит – что?

Шумит, дует – что?

Растет, зеленеет – что?

Круглое, сочное – что?

Желтый, кислый – что?

Высокое, зеленое – что?

Длинный, деревянный – что?

Яркое, теплое – что?

ДИДАКТИЧЕСКИЙ МАТЕРИАЛ ПО ФОРМИРОВАНИЮ ГРАММАТИЧЕСКОГО СТРОЯ РЕЧИ

Дифференциация имен существительных, имен прилагательных, глаголов.

Игра «Волшебное дерево» (для актуализации связей слов)

На доске макет дерева, у детей – карточки с изображением символов, обозначающих разные части речи.

Инструкция: «Я называю слово, а вы находите соответствующий символ и помещаете его на дерево (квадрат – существительное, треугольник – глагол, круг – прилагательное).

Дифференциация грамматического значения одушевленности – неодушевленности..

Игра «Кто? Что?»

Инструкция: «Подбери как можно больше картинок (существительных) к названию действий (глаголу).» Например: бежит (кто?) – кошка, девочка, (что?) – река, молоко; идет (кто?) – медведь, бабушка, (что?) – снег, дождь; стоит (кто?) – дедушка, собака, (что?) – поезд, диван.

Дифференциация падежных значений имени существительного

Игра «Будь внимательным». (соотнесение заданного вопроса с соответствующей картинкой или предметом)

Инструкция: «Подбери как можно больше картинок (предметов), отвечающих на предлагаемые мной вопросы и ответь на них.»

Например: «Что можно шить?» - «Рубашку, брюки, пальто»; «Чем можно шить?» - «Иголкой, нитками»; «Кого можно угощать?» - «Девочку, мальчика»;  «Чем можно угощать?» - «Конфетой, пряником»; «Что принесли детям?» - «Карандаш, ручку, торт, машину»; «Чему радуются дети?» - «Торту, конфетам, соку, машине» и т.д.

Дифференциация форм среднего и женского рода существительных.

В импрессивной речи.

Игра «Умная стрелка».

Дидактический материал – «волшебные часы», на которых вместо цифр наклеены картинки (кольцо, иголка, кошка, яйцо, гнездо, пирамида, собака, машина, зеркало, яблоко, ромашка,окно).

Инструкция: «Направь волшебную стрелку на картинку, о которой можно сказать: а) оно,  б) она».

В экспрессивной речи.

Игра  «Ловкий мяч».

Дидактический материал – картинки на наборном полотне (колесо, лопата, гнездо, машина, яблоко, кресло, утка, яйцо, лампа, шишка и т.д.)

Инструкция: «Сейчас мы с тобой поиграем с «ловким» мячом. Я кину тебе мяч и скажу слово «оно» или «она», а ты выберешь картинку или предмет, которые соответствуют этому слову и, назвав, вернешь мне мяч обратно.

Например: «она» - лопата; «оно» - гнездо».

Дифференциация форм мужского, женского и среднего рода существительных

Игра  «Умники и умницы».

Дидактический материал – слова (девочка, муравей, вода, окно, сосна, дуб, яблоко, платье, лампа, конь,, мышка, белка, кресло, шалаш, мама, гнездо, папа, море, дедушка, слон, лошадь и т.д.)

Инструкция: «Я произношу слово, а вы подставляете к нему слова он, она или оно и составляете с ним предложение.

ФОРМИРОВАНИЕ СИСТЕМЫ СЛОВОИЗМЕНЕНИЯ

Дифференциация единственного и множественного числа существительных именительного падежа

Игра «У меня – у тебя»

Инструкция: «Я называю существительное в единственном числе и бросаю тебе мяч, а ты произносишь форму множественного числа этого существительного и возвращаешь мне мяч.»

Например: кот – коты, коза –козы, ухо – уши и т.д.

Игра «Кто пришел – кто ушел».

Закрепление названий детенышей животных и птиц в единственном и множественном числе.

Например: пришел котенок – ушли котята, пришел теленок – ушли… .

Особенности словоизменения.

Импрессивная речь.

Дифференциация единственного и множественного числа существительных.

Материал: игра «Один – много». Картинки с изображением одного и нескольких предметов.

Задание: «Покажи, где стол, а где столы ? Покажи, где звезда, а где звезды ?» и т.д.

Оценка (каждая серия заданий оценивается в отдельности):

3 балла – правильное выполнение всех заданий.

2 балла – правильное выполнение 4-х заданий.

1 балл – правильное выполнение 3-х заданий.

0 баллов – неправильное выполнение всех заданий.

Экспрессивная речь.

1. Употребление имен существительных дательного падежа множественного числа.

Материал: игра «Доктор Айболит».

Процедура и инструкция. Логопед выкладывает перед ребенком карту, предметные картинки и говорит: «Давай поиграем. Представь, что в Африке случилось несчастье – там заболели звери. Доктор Айболит поехал к ним и помог им вылечиться. Теперь посмотри на картинки с изображением зверей. Отбери из них лишь те, на которых ты видишь обитателей Африки. Разложи картинки на карту Африки. После выполнения задания логопед задает вопросы: «Кто изображен на этих картинках ? (Ребенок называет обитателей Африки). Кому же помог вылечиться доктор Айболит ? (Крокодилам, львам, ..,)».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование компьютерной технологии при коррекции речевых нарушений у детей старшего дошкольного возраста в условиях логопедического пункта.

Использование в коррекционной работе разнообразных нетрадиционных методов и приемов предотвращает утомление детей, поддерживает у детей с различной речевой патологией познавательную активность, повыша...

Условия реализации междисциплинарного подхода к диагностике и коррекции речевых нарушений у детей дошкольного и школьного возраста

В национальных проектах Правительства РФ большое внимание уделяется качеству образования детей и подростков и состоянию их здоровья. Учитывая важность проблемы, Российская академия наук и Российская а...

Доклад на тему: «Специфика коррекции речевых нарушений у детей с недостатками слуха»

Доклад на тему: «Специфика коррекции речевых нарушений у детей с недостатками слуха»...

Применение Су-Джок терапии при коррекции речевых нарушений у детей.

Памятка для воспитателей по приминению Су-Джок терапии в работе с детьми по развитию мелкой моторики рук....

Диагностика и коррекция речевых нарушений у детей с билингвизмом.

Предлагаемый материал может быть использован логопедами в работе с детьми с билингвизмом. Материалы для диагностики и коррекции....

"Применение Су-Джок терапии при коррекции речевых нарушений у детей"

МАтериал будет полезен специалистам, воспитателям, родителям...

Обобщение опыта работы. Тема опыта: «Применение логопедического массажа как одного из актуальных методов современной логопедии с целью повышения эффективности коррекции речевых нарушений у детей-логопатов».

 Свой опыт  я построила таким образом, что он представляет собой обобщённую систему работы по применению элементов, а так же  полных курсов логопедического массажа на индивидуаль...