Коррекция речевых нарушений у детей и рекомендации по их преодолению.
статья по теме
Данный материал будет полезен воспитателям ДОУ, учителям начальных классов, логопедам и дефектологам. Рассмотрены причины речевых нарушений как в устной, так и в письменной речи, задачи школьного логопункта. Описана система работы с учащимися с ОНР, ФФН, группой детей с ЗПР. Предлагается материал для автоматизации звуков С,Ш, Л, Р.: игровые задания, чистоговорки. Также предлагается материал с дидактическими играми и заданиями по развитию лексики, по формированию грамматического строя речи, формированию системы словоизменения.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
korrekciya_rechevyh_narusheniy_u_detey..doc | 146.5 КБ |
Предварительный просмотр:
«Коррекция речевых нарушений у детей и
рекомендации педагогам по их преодолению»
Нарушения речи у школьников связаны с разными причинами, имеют различный характер и по-разному сказываются на общем развитии и успешности обучения учащихся.
Иногда у школьников отмечаются бедность словарного запаса, нарушения грамматического строя и связной речи, несформированность звукопроизношения, неполноценность фонематического восп- риятия. Это приводит к тому, что ребенок не может четко, полно и правильно излагать свои мысли.
Некоторые недостатки речи могут быть вызваны болезненными явлениями: неправильное строение или нарушение подвижности органов речи, снижение слуха или зрения, нарушение нервной системы у ребенка. В других случаях недостатки речи являются следствием педагогической запущенности: с ребенком мало общались, окружающие близкие имеют плохую речь, на нарушение не обращали внимания, считая его обычной «детскостью» речи. Своевременно не преодоленные фонетические своеобразия детской речи в школьном возрасте уже имеют устойчивый характер и труднее поддаются исправлению, так как у ребенка сформировался и закрепился навык неправильного произношения звуков. Как правило, нарушения речи у школьников имеют ту же картину, что и у детей более младшего возраста. И только в единичных случаях может быть, что в дошкольном возрасте у ребенка все в порядке, а в период школьного обучения появилось нарушение речи.
При всем разнообразии имеющихся у школьников речевых нарушений условно выделяются группы детей с фонетической или фонетико-фонематической недостаточностью; к таким нару- шениям относятся дислалии механическая и функциональная, ринолалия и дизартрия. Другую сводную группу составляют дети с общим недоразвитием речи ( алалии, ринолалия, дизартрия).
Расстройства письменной речи (чтения и письма) у школьников с нарушениями речи – явление очень распространенное. Оно обусловлено нарушениями устной речи детей, несформированностью у них языковых обобщений: фонематических, морфо- логических и синтаксических.
Дети с речевыми нарушениями, которые не имели достаточного стажа полноценного речевого общения, не проделали в дошкольном возрасте необходимой для усвоения грамоты работы по анализу и синтезу языкового материала разного уровня (звуковой состав, словарный запас, грамматический строй, связная речь), неминуемо оказываются неуспевающими.
Общая готовность к школьному обучению предполагает целостное, гармоничное развитие ребен- ка, у которого должны быть развиты все, а не отдельные стороны личности. Недоразвитие любой сферы ( умственной, эмоционально-волевой, практически действенной, речевой) может стать причиной неус- певаемости в школе.
Поступление в школу ребенка, плохо к ней подготовленного по речи, имеет неблагоприятные последствия для дальнейшего развития, если не будут приняты необходимые психолого-медико-педагогические меры. Такие дети из-за несформированности звуковой и лексико-грамматической сторон речи оказываются в числе стойко неуспевающих по родному языку и математике.
В нашей школе в зависимости от тяжести речевого нарушения дети школьного возраста получают разного вида логопедическую помощь. Логопедические занятия проводятся параллельно со школьным обучением, в дополнение к нему, но ни в коем случае не дублируют работу учителя класса. Это коррекционно-развивающие занятия.
В задачи логопункта школы входит исправление нарушений устной и письменной речи учащихся, пропаганда коррекционно-логопедических знаний среди педагогов и родителей, своевременное выявление нарушений и предупреждение возможных вторичных нарушений в структуре дефекта ребенка, вызванных имеющимся нарушением речи.
Наряду с восполнением в развитии речи на логопедических занятиях у ребенка формируются полноценные знания, умения и навыки в области языка. В результате ситуации постоянного неуспеха у ряда учащихся возникает отрицательное отношение к учению, поэтому на коррекционных занятиях проводится работа, направленная на стимулирование развития познавательной активности детей, на формирование приемов умственной работы, необходимых для овладения грамматикой.
Важнейшее значение для преодоления имеющихся у детей нарушений имеют их своевременное выявление и правильная диагностика, контакт логопеда с учителем класса, где обучается ребенок, с родителями. Таким комплексным подходом обеспечивается успешность проводимого коррекционно-воспитательного воздействия. Я приглашаю родителей на логопедические занятия. Для них провожу беседы в «Маминой и папиной» школе, в которых раскрывается имеющийся у ребенка дефект и пути его преодоления, даются рекомендации, советы родителям..
Крайне важным является развитие речевой активности школьников. Дети даже с незначительными нарушениями речи порой отличаются пониженной коммуникабельностью. В связи с этим на логопедических занятиях создаются разные ситуации общения, активизирующие не только речевую, но и речемыслительную деятельность школьников. Ведется работа над всеми звеньями процесса порождения речевого высказывания: у учащихся развивается мотивированность речевого действия, формируется предвосхищение его конечного результата. Я учу ребят планировать, отбирать лексику, знакомлю с грамматическим строем языка, операциями контроля; учу рассуждать и давать развернутые умозаключения, выводы. Этим обеспечивается совершенство коммуникативной и обобщающей функцией речи.
Коррекционная работа с учащимися проводится в течение всего учебного года в разных формах: индивидуальная, фронтальная (с подвижным составом групп, в которые объединяются школьники, имеющие примерно одинаковые нарушения речи). На логопедических занятиях уточняется произношение звуков, развивается фонематическое восприятие, ведется работа над словарем и грамматическим строем, над связной речью, чтением, письмом. При этом вся работа пронизана психотерапевтической направленностью, ведется с учетом особенностей личности ребенка, обусловленных речевым нарушением и ситуацией стойкой неуспеваемости.
У большинства детей с нарушениями речи выявляется недифференцированное представление о речевой действительности, нерасчлененность в осознании элементов речи (звук, слог, слово, предложение, текст), отставание в практическом овладении навыком языкового анализа и синтеза, что вместе с неполноценностью коммуникации создает ситуацию неготовности к овладению письменной речью.
Словарная работа с детьми направлена на расширение их пассивного и активного запаса, на уточнение понимания смысла слов, на овладение умением четко выражать свои мысли и использовать слова для построения связного высказывания. Специально организованная лексическая работа формирует у детей умения оперировать словами, выделять их смысловую сторону, сопоставлять, оценивать, проводить отбор слов. Тем самым у школьника формируется монологическая речь. Ребенок учится отбирать языковые средства для построения высказывания.
Дети учатся вслушиваться в звуки речи, различать в ней гласные и согласные, твердые и мягкие согласные, сравнивать слова по звукам, определять наличие и место звука в слове, различать ударные и безударные гласные, определять словесное и логическое ударение. Постепенно в ходе логопедического воздействия дети приобретают ориентировку в звуковом строе речи, овладевают правильным звукоп- роизношением и звукоразличием.
Работа с учащимися ведется с учетом возросших речевых и познавательных возможностей, дополнительно к систематическому школьному обучению. Учитывается, что ведущим видом деятельности у учащихся является не игровая, а учебная деятельность.
В нашей школе сформированы: группа с фонетико-фонематическим недоразвитием речи, куда входят дети с нарушением произношения отдельных или нескольких звуков, звукосочетаний или целых групп звуков, группа с общим недоразвитием речи и задержкой психического развития.
Преодоление ФФН достигается целенаправленной логопедической работой по коррекции звукопроизношения и развитию фонематического восприятия. Система обучения и воспитания таких детей включает коррекцию речевого дефекта и подготовку к полноценному овладению грамотой.
Раннее выявление детей с нарушенным фонетико-фонематическим восприятием и оказание им необходимой помощи – залог успешного дальнейшего овладения чтением и письмом.
В группу для детей с ОНР отобраны дети сводной группы, общим для которых является нарушение формирования всех компонентов речевой системы, относящихся к ее звуковой и смысловой стороне ( звукопроизношение, словарь, грамматический строй, связная речь) при нормальном слухе и первично сохранном интеллекте.
Группа детей с ОНР укомплектована с учетом возраста и степени речевого недоразвития. Основной контингент группы составляют дети преимущественно с 3 уровнем общего недоразвития речи.
Развитие речи при ОНР в ряде случаев идет на фоне нарушения деятельности центральной нервной системы.
Эффективная логопедическая помощь детям с ОНР оказывается на основании комплексного медико-психолого-педагогического воздействия.
В группу ЗПР собраны дети с синдромом временного отставания развития
психики в целом или отдельных ее функций (моторных, сенсорных, речевых, эмоционально-волевых), замедленного темпа реализации закодированных в генотипе свойств организма. Основная форма ЗПР данной группы обусловлена психическим и психофизическим инфантилизмом (неосложненным и осложненным недоразвитием познавательной деятельности и речи, где основное место занимает недоразвитие эмоционально-волевой сферы).
У учащихся данной группы часто наблюдается отставание в развитии речи, а также достаточно стойкие фонетико-фонематические нарушения и расстройства артикуляции.
Характерной особенностью у них является выраженное нарушение функции активного внимания.
Нарушение внимания особенно выражены при двигательной расторможенности, повышенной аффективной возбудимости. Эти дети испытывают наиболее выраженные затруднения в усвоении навыков чтения и письма. И таких детей у нас большинство.
А сейчас я хочу остановиться на тех рекомендациях и практических советах, которые предлагаю всем педагогам дошкольного и начального обучения использовать в своей работе.
АВТОМАТИЗАЦИЯ ЗВУКА [C’]
Проговори «слова-друзья» тройками
Сок – сом – сон ;
Стол –сток – стоп;
Оса – лиса – роса;
Фикус – минус – вирус;
Фокус – глобус – автобус;
Носок – песок – кусок;
Маска – каска – пляска;
Весы – носы – усы;
Кокос – покос – насос.
Повтори чистоговорки
Са-са-са – самокат, сова, лиса.
Сы-сы-сы – косы, волосы, усы.
Со-со-со – сода, соболь, колесо.
Су-су-су – суп, посуда, путасу.
Ас-ас-ас – масло, паста, ананас.
Ис-ис-ис – кипарис, Борис, ирис.
Ос-ос-ос – нос, колос, абрикос.
Ус-ус-ус – вкус, автобус, карапуз.
Аса-аса-аса – колбаса и касса.
Осы-осы-осы – волосы и косы.
Усы-усы-усы – сарафан и бусы.
Аска-аска-аска - ласка, маска, каска.
Мы учим звук С
Мы учим звук С: са-са-са, са-са-са,
Стол, самолет, сковородка, лиса,
Санки, смородина, миска, носок,
Сыр, самокат, абрикос, колосок,
Стул, снеговик, самосвал, колбаса,
Мы учим звук С: са-са-са, са-са-са.
Звучалка
Мы со звуками играем:
С-С-С – мы повторяем.
Мы стараемся, свистим:
Стоп! – и снова посвистим.
Произносим С в слогах,
Произносим С в словах:
Са-са-ас – ананас,
Сы-сы-ис – кипарис.
Со-со-ос – абрикос.
Сэ-сэ-эс – интерес.
Автоматизация звука Ш
Повтори чистоговорки
Ша-ша-ша – шапка, шахматы, лапша.
Ши-ши-ши – шина, шило, камыши.
Ше-ше-ше – шея, пешка, атташе.
Аш-аш-аш – шар, машина, карандаш.
Шу-шу-шу – Маша кушает лапшу.
Ши-ши-ши – кашу ешьте, малыши
Ше-ше-ше – шепчет Шура в шалаше.
Шо-шо-шо – Паша пишет хорошо.
Мы учим звук Ш
Мы учим звук Ш: ша-ша-ша, ши-ши-ши,
Шумно «шипят» малыши:
Лошадь, машина, мышка и кошка,
Пушка, мартышка, уж и окошко,
Шишка, лягушка, шубка и чашка,
Шапка, кукушка, шиповник и кашка,
Крышка, кушетка, шкаф и ромашка,
Мишка, катушка, мальчишка и шапка.
Мы со звуком Ш играем
Мы со звуком Ш играем
И картинки подбираем:
Карандаш, машина, книжка,
Шляпа, бабушка, малышка,
Ландыш, дедушка, подушка,
Мишка, шортики, лягушка.
Найди лишний предмет
Погремушка, шарф, машинка, пушка (лишний шарф, потому что это одежда, а погремушка, машинка и пушка – это игрушки).
Ромашка, матрешка, гармошка, неваляшка (лишняя ромашка, потому что это цветок, а матрешка, гармошка и неваляшка – это игрушки).
Шарф, шапка, галоши, шуба (лишни галоши, потому что это обувь, а шапка, шуба и шарф – это одежда).
Лошадь, кукушка, морж, кошка (лишняя кукушка, потому что это птица, а лошадь, кошка и морж – это животные).
Угадай, что в шелковом мешке?
Инструкция: Ребенок должен нащупать предмет в мешочке и назвать его, не вытаскивая. Например: «В шелковом мешке – мишка»(карандаш, шарик, камешек, шнурок, лягушка, неваляшка, губная гармошка, погремушка, матрешка).
Считалка
Вот шипящая считалка:
Чашка, ложка и мешалка,
Кружка, нож и поварешка,
Кашка, пышка и лепешка.
АВТОМАТИЗАЦИЯ ЗВУКА Л
Проговори чистоговорки
Ла-ла-ла – лампа и пила.
Ла-ла-ла – лавка и юла.
Ла-ла-ла – ландыш и пчела.
Ла-ла-ла – лапа и смола.
Ла-ла-ла – лама и скала.
Лы-лы-лы – вилы и голы.
Лы-лы-лы – шпалы и полы.
Ло-ло-ло – ложка и стекло.
Ло-ло-ло – лошадь и седло.
Слоговички
Пи-пи-пи, ла-ла-ла –
Получается… пила.
Иг-иг-иг, ла-ла-ла –
Получается… игла.
Пе-пе-пе, нал-нал-нал –
Получается… пенал.
Стек-стек-стек, ло-ло-ло –
Получается… стекло.
Сед-сед-сед, ло-ло-ло –
Получается… седло.
Ще-ще-ще, гол-гол-гол –
Получается… щегол.
Фут-фут-фут, бол-бол-бол –
Получается… футбол.
Звучалки
Долго я звук Л учил
И словечки заучил:
Лапа, лапы, лапочки,
Лампа, лампы, лампочки,
Палка, палки, палочки,
Галка, галки, галочки.
Я звук Л учил, учил.
Слов немало накопил:
Палка, галка и скакалка,
Лампа, лавка и булавка,
Телка, пчелка и метелка,
Вилка, пилка и косилка.
Шутка
Вовочка играл в футбол – бол-бол
И забил Володя гол – гол-гол.
А потом домой пошел – шел-шел.
Дома дел он не нашел – шел-шел.
Сел Володя в уголок – лок-лок
И глядел он в потолок – лок-лок.
А потом он сел за стол – стол-стол,
Гладил он ногами пол – пол-пол.
И качал Володя стул – стул-стул.
Сладко Вовочка уснул – нул-нул.
Стул с Володею упал – пал-пал,
Стул Володенька сломал – мал-мал.
Молоток Володя взял – взял-взял.
Гвозди в стул он забивал – вал-вал.
Молотком по стулу бил – бил-бил:
Стул Володя починил – нил-нил.
Мы учим звук Л
Мы учим звук Л: ла-ла-ла, ла-ла-ла,
Яблоко, дятел, палатка, пчела,
Ласточка, платье, ложечка, стол,
Лампа, малышка, кукла, футбол,
Пол, потолок, полотенце, игла,
Стул, соловей, ландыш, пила,
Галстук, флажок, мыло, тарелка,
Вилка, колосья, яблоки, белка,
Голуби, лук, лошадь, пчела,
Мы учим звук Л: ла-ла-ла, ла-ла-ла.
АВТОМАТИЗАЦИЯ ЗВУКА Р
Проговори «слова-друзья» тройками
Дар – пар – жар;
Базар – комар – загар;
Сор – хор – двор;
Помидор – мухомор – светофор;
Пир – жир – сыр;
Кефир – зефир – мундир;
Актер – боксер – шахтер;
Пионер – инженер – офицер;
Гора – жара – нора;
Урок – пирог – сурок;
Дары – шары – дворы;
Закрыть – открыть – укрыть.
Чистоговорки
Ра-ра-ра – рама, радуга, гора.
Ры-ры-ры – рынок, рыба, комары.
Ро-ро-ро – роза, родина, ведро.
Ру-ру-ру – руки, ручки, кенгуру.
Ар-ар-ар – повар, сахар, санитар.
Ир-ир-ир – пассажир, зефир, кефир.
Эр-эр-эр – ветер, вечер, офицер.
Ор-ор-ор – помидор, топор, забор.
Ур-ур-ур – шнур, контур, абажур.
Ра-ра-ра – Рае нравится жара.
Ру-ру-ру – в роще бродит кенгуру.
Ры-ры-ры – Жора прыгает с горы.
Ро-ро-ро – быстро строится метро.
Ар-ар-ар – Роме нравится загар.
Ур-ур-ур – у розетки черный шнур.
Ир-ир-ир – в кружке с сахаром кефир.
Ор-ор-ор – красит Верочка забор.
Эр-эр-эр – марширует офицер.
Ыр-ыр-ыр – у Захара жирный сыр.
Мы учим звук Р
Мы учим звук Р: Ра-ра-ра, ро-ро-ро,
Сыр, пирамида, кроватка, ведро,
Рыба, морковка, ворона, забор,
Зебра, троллейбус, портфель, светофор,
Рысь, барабан, пароход, виноград,
Ручка, ракета, крыжовник,тетрадь.
Мы учим звук Р
Мы учим звук Р, мы «заводим мотор»,
И станет красивым у нас разговор.
Вот экскаватор, он громко рычит,
Роет, бросает и тарахтит.
Друзей на парад барабанщик ведет,
Строй марширует и громко поет.
Рома топориком рубит дрова,
Дровами покрыта у дома трава.
Егор рукавицы в подарок принес,
Наденем на руки, кусает мороз.
Мартышка давно в зоопарке живет,
Ей разные фрукты приносит народ.
Каркает, бродит, ворует ворона,
Есть воронята у черной вороны.
Огромный и страшный идет носорог,
Грозно он носит на морде свой рог.
Вот продается красный арбуз,
Сахарный он и прекрасный на вкус.
Красивый растет в бору мухомор,
Его ты не тронь, ни Захар, ни Егор.
Торопится ехать красный трамвай
Всегда ты трамваю дорогу давай.
Вот красная крыша, а где же изба?
Зато есть для крыши с дымом труба.
Вот крупная груша, а вот виноград,
Хорошими фруктами радует сад.
Мы учим звук Р
Ра-ра-ра, ра-ра-ра,
Нам звук Р учить пора,
Нам нужны чистоговорки,
Трудные скороговорки,
Поговорки и рассказы,
Мы проговорим все сразу.
ДИФФЕРЕНЦИАЦИЯ ЗВУКОВ С – Ш
Чистоговорки
Язык вверх – ша-ша-ша,
Кашка, пышка и лапша,
Язык вниз – са-са-са,
Масло, сыр и колбаса.
Язык вверх – ша-ша-ша,
Уши, шея и душа.
Язык вниз – са-са-са,
Глазки, спинка и коса.
ДИФФЕРЕНЦИАЦИЯ ЗВУКОВ Р – Л
Повтори слоги парами
Ла-бра, ло-вро, Лу-кру, лы-гры, лэ-дрэ, ала-кра, ала-ара, бра-ла-ла, вро-ло-ло, кру-лу-лу.
Загрузим пароход и лодку
Инструкция: «Пароход и лодка отправляются в плавание. Помогите загрузить их, но помните, что они необычные: пароход перевозит только такие грузы, в названии которых есть звук [р], а лодка – в названии которых есть звук [л]».
Для игры используются предметные картинки.
ДИДАКТИЧЕСКИЕ ИГРЫ И ЗАДАНИЯ ПО РАЗВИТИЮ ЛЕКСИКИ
- Развитие ассоциаций.
Инструкция: «Я буду называть слова, а ты в ответ назови первое слово, которое вспомнишь (или какое придет в голову)». Слова называются по одному.
Перечень слов:
- стол, посуда, дерево, бабочка, собака, заяц, цвет;
- стоит, говорит, расти, петь, смеяться, падать, слезать;
- желтый, большой, высокий, толстый, хороший, сердитый, лисий, деревянный;
- быстро, высоко, весело.
2. «Догадайтесь, каким будет четвертое слово» (смысловые ряды):
- белка – дупло, собака - …;
- дом – крыша, книга - …;
- человек – ребенок, собака - …;
- птица – гнездо, человек - …;
- пальто – пуговица, ботинок -… .
3. «Отгадай предмет по названию его частей»
- кузов, кабина, колеса, руль, фары, дверцы (грузовик);
- ствол, ветки, сучья, листья, кора, корни (дерево);
- дно, крышка, стенки, ручки (кастрюля);
- подъезд, этаж, лестница, квартиры, чердак(дом);
- крылья, кабина, хвост, мотор (самолет);
- глаза, лоб, нос, рот, брови, щеки(лицо);
- пол, стены, потолок (комната);
- подоконник, рама, стекло (окно).
4. К данным словам придумай слова – «неприятели» (скажи наоборот):
день - …; войти - …; большой - …;
утро - …; говорить - …; белый - …;
друг - …; взял - …; высокий - …;
грязь - …; ложиться - …; здоровый - …;
жара - …; одеваться - …; новый - …;
мир - …; опускать - …; молодой - …;
смеяться - …; толстый - …;
закрывать - …; широкий - …;
включать - …; сухой - … .
5. Добавить одно общее слово к двум словам.
Дерево, цветы – что делают?
Кошка, собака – что делают?
Дождь, снег – что делают?
Фрукты, овощи – что делают?
Мяч, яблоко – какие?
Сахар, мед – какие?
Снег, лед – какие?
Вода, молоко – какие?
Сидит, стоит – кто?
Льется, журчит – что?
Шумит, дует – что?
Растет, зеленеет – что?
Круглое, сочное – что?
Желтый, кислый – что?
Высокое, зеленое – что?
Длинный, деревянный – что?
Яркое, теплое – что?
ДИДАКТИЧЕСКИЙ МАТЕРИАЛ ПО ФОРМИРОВАНИЮ ГРАММАТИЧЕСКОГО СТРОЯ РЕЧИ
Дифференциация имен существительных, имен прилагательных, глаголов.
Игра «Волшебное дерево» (для актуализации связей слов)
На доске макет дерева, у детей – карточки с изображением символов, обозначающих разные части речи.
Инструкция: «Я называю слово, а вы находите соответствующий символ и помещаете его на дерево (квадрат – существительное, треугольник – глагол, круг – прилагательное).
Дифференциация грамматического значения одушевленности – неодушевленности..
Игра «Кто? Что?»
Инструкция: «Подбери как можно больше картинок (существительных) к названию действий (глаголу).» Например: бежит (кто?) – кошка, девочка, (что?) – река, молоко; идет (кто?) – медведь, бабушка, (что?) – снег, дождь; стоит (кто?) – дедушка, собака, (что?) – поезд, диван.
Дифференциация падежных значений имени существительного
Игра «Будь внимательным». (соотнесение заданного вопроса с соответствующей картинкой или предметом)
Инструкция: «Подбери как можно больше картинок (предметов), отвечающих на предлагаемые мной вопросы и ответь на них.»
Например: «Что можно шить?» - «Рубашку, брюки, пальто»; «Чем можно шить?» - «Иголкой, нитками»; «Кого можно угощать?» - «Девочку, мальчика»; «Чем можно угощать?» - «Конфетой, пряником»; «Что принесли детям?» - «Карандаш, ручку, торт, машину»; «Чему радуются дети?» - «Торту, конфетам, соку, машине» и т.д.
Дифференциация форм среднего и женского рода существительных.
В импрессивной речи.
Игра «Умная стрелка».
Дидактический материал – «волшебные часы», на которых вместо цифр наклеены картинки (кольцо, иголка, кошка, яйцо, гнездо, пирамида, собака, машина, зеркало, яблоко, ромашка,окно).
Инструкция: «Направь волшебную стрелку на картинку, о которой можно сказать: а) оно, б) она».
В экспрессивной речи.
Игра «Ловкий мяч».
Дидактический материал – картинки на наборном полотне (колесо, лопата, гнездо, машина, яблоко, кресло, утка, яйцо, лампа, шишка и т.д.)
Инструкция: «Сейчас мы с тобой поиграем с «ловким» мячом. Я кину тебе мяч и скажу слово «оно» или «она», а ты выберешь картинку или предмет, которые соответствуют этому слову и, назвав, вернешь мне мяч обратно.
Например: «она» - лопата; «оно» - гнездо».
Дифференциация форм мужского, женского и среднего рода существительных
Игра «Умники и умницы».
Дидактический материал – слова (девочка, муравей, вода, окно, сосна, дуб, яблоко, платье, лампа, конь,, мышка, белка, кресло, шалаш, мама, гнездо, папа, море, дедушка, слон, лошадь и т.д.)
Инструкция: «Я произношу слово, а вы подставляете к нему слова он, она или оно и составляете с ним предложение.
ФОРМИРОВАНИЕ СИСТЕМЫ СЛОВОИЗМЕНЕНИЯ
Дифференциация единственного и множественного числа существительных именительного падежа
Игра «У меня – у тебя»
Инструкция: «Я называю существительное в единственном числе и бросаю тебе мяч, а ты произносишь форму множественного числа этого существительного и возвращаешь мне мяч.»
Например: кот – коты, коза –козы, ухо – уши и т.д.
Игра «Кто пришел – кто ушел».
Закрепление названий детенышей животных и птиц в единственном и множественном числе.
Например: пришел котенок – ушли котята, пришел теленок – ушли… .
Особенности словоизменения.
Импрессивная речь.
Дифференциация единственного и множественного числа существительных.
Материал: игра «Один – много». Картинки с изображением одного и нескольких предметов.
Задание: «Покажи, где стол, а где столы ? Покажи, где звезда, а где звезды ?» и т.д.
Оценка (каждая серия заданий оценивается в отдельности):
3 балла – правильное выполнение всех заданий.
2 балла – правильное выполнение 4-х заданий.
1 балл – правильное выполнение 3-х заданий.
0 баллов – неправильное выполнение всех заданий.
Экспрессивная речь.
1. Употребление имен существительных дательного падежа множественного числа.
Материал: игра «Доктор Айболит».
Процедура и инструкция. Логопед выкладывает перед ребенком карту, предметные картинки и говорит: «Давай поиграем. Представь, что в Африке случилось несчастье – там заболели звери. Доктор Айболит поехал к ним и помог им вылечиться. Теперь посмотри на картинки с изображением зверей. Отбери из них лишь те, на которых ты видишь обитателей Африки. Разложи картинки на карту Африки. После выполнения задания логопед задает вопросы: «Кто изображен на этих картинках ? (Ребенок называет обитателей Африки). Кому же помог вылечиться доктор Айболит ? (Крокодилам, львам, ..,)».
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Использование компьютерной технологии при коррекции речевых нарушений у детей старшего дошкольного возраста в условиях логопедического пункта.
Использование в коррекционной работе разнообразных нетрадиционных методов и приемов предотвращает утомление детей, поддерживает у детей с различной речевой патологией познавательную активность, повыша...
Условия реализации междисциплинарного подхода к диагностике и коррекции речевых нарушений у детей дошкольного и школьного возраста
В национальных проектах Правительства РФ большое внимание уделяется качеству образования детей и подростков и состоянию их здоровья. Учитывая важность проблемы, Российская академия наук и Российская а...
Доклад на тему: «Специфика коррекции речевых нарушений у детей с недостатками слуха»
Доклад на тему: «Специфика коррекции речевых нарушений у детей с недостатками слуха»...
Применение Су-Джок терапии при коррекции речевых нарушений у детей.
Памятка для воспитателей по приминению Су-Джок терапии в работе с детьми по развитию мелкой моторики рук....
Диагностика и коррекция речевых нарушений у детей с билингвизмом.
Предлагаемый материал может быть использован логопедами в работе с детьми с билингвизмом. Материалы для диагностики и коррекции....
"Применение Су-Джок терапии при коррекции речевых нарушений у детей"
МАтериал будет полезен специалистам, воспитателям, родителям...
Обобщение опыта работы. Тема опыта: «Применение логопедического массажа как одного из актуальных методов современной логопедии с целью повышения эффективности коррекции речевых нарушений у детей-логопатов».
Свой опыт я построила таким образом, что он представляет собой обобщённую систему работы по применению элементов, а так же полных курсов логопедического массажа на индивидуаль...