Практическая направленность уроков делового письма
методическая разработка (5, 6, 7, 8, 9, 10, 11 класс)
Практическая направленность уроков делового письма
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Практическая направленность уроков делового письма | 20.55 КБ |
Предварительный просмотр:
ОГБОУ «Центр образования и развития «Особый ребенок»
города Смоленска»
ПРАКТИЧЕСКАЯ НАПРАВЛЕННОСТЬ
УРОКОВ ДЕЛОВОГО ПИСЬМА
(из опыта работы учителя русского языка и чтения Черкасовой Л.В.)
2020
Смоленск
Практическая направленность уроков делового письма предполагает дать учащимся с ОВЗ тот минимум знаний, которым они могут воспользоваться в жизни. Школа помогает детям адаптироваться в окружающей жизни.
На уроках русского языка особое внимание уделяется формированию навыков связной письменной речи. В связи с этим ведётся постоянная работа над развитием фонематического слуха и правильного произношения, обогащением и уточнением словаря, обучением построению предложений, связному устному и письменному высказыванию.
В четвёртом классе проводятся подготовительные упражнения:
- ответы на последовательно поставленные вопросы;
- подписи под серией рисунков;
- работа с деформированным текстом.
Это создаёт основу для овладения в старших классах такими видами работ как деловое письмо. Мною разработана система обучения навыкам делового письма для учащихся 5 – 9 классов, оформлены соответствующие стенды, ведутся тетради образцов делового письма, которые учащиеся получают при выпуске из школы в качестве справочного пособия.
Обучение навыкам делового письма осуществляется в двух планах:
- учащиеся получают представление и упражняются в оформлении различных деловых бумаг;
- у учащихся формируются навыки чёткого и правильного, логичного и достаточно краткого изложения своих мыслей в письменной форме.
Из класса в класс усложняется материал делового письма:
5 класс – адрес на открытке и конверте, поздравительная открытка, письмо родителям, записка;
6 класс – письмо товарищу, поздравление, объявление;
7 класс – речевой этикет в поздравлении, записка-извинение, записка-благодарность, объяснительная записка;
8 класс – виды заявлений, расписка;
9 класс – доверенность, автобиография.
Как видно из перечисленных тем, всё это представляет собой практическую направленность с целью подготовки учащихся к жизни. Однако темы это достаточно сложные, поэтому задания на уроке должны быть разнообразные, чтобы дети сами начали активное действие.
Так при составлении телеграммы я использую индивидуальные карточки, деформированный текст, шуточные поздравления.
При составлении заметки в стенгазету учащиеся активно обсуждают экскурсии, поведение одноклассников и т.д.
Для изучения темы «Объявление» учащиеся подбирают тексты из газет, учатся править их.
При написании заявления, доверенности, расписки я провожу сюжетно – ролевые игры.
Большая роль на уроках делового письма отводится наглядности.
Необходимо обеспечить учащихся подлинными документами: конверт, телеграмма, анкета, заявление.
Навыки делового письма закрепляются на уроках СБО, особенно при проведении экскурсий на почту, в приёмные госслужб, на предприятия, в сбербанк.
Конечную цель я вижу в том, чтобы не только научить оформлять деловые бумаги, положенные по Программе, но и в умении учащихся самостоятельно ориентироваться в справочном материале, чтобы они смогли по образцу составить собственный документ. Например, заполнить бланк квартплаты или оформить документы в отделе кадров. Имея перед глазами их образцы.
Уровень развития активного словаря учащихся в процессе
работы над деловым письмом с 5 по 9 классы.
Класс Выделяют Дополняют Умеют
12 чел. структурные пропущенные вставить свои
части структурные данные в образец
части делового письма
помощь сам. помощь сам. помощь сам
5 кл. 12 - 12 - 12 -
6 кл. 10 2 10 2 10 2
7 кл. 8 4 9 3 9 3
8 кл. 6 6 5 7 7 5
9 кл. 2 10 3 9 5 7
Литература
Бгажнокова И. М. Программа специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида. – М.: Просвещение, 2000
Воронкова В. В. Программа для 5-9 классов специальных (коррекционных) учреждений VIII вида. – М.: Просвещение, 2000
Шевченко Н. В. Риторика. Тетрадь с печатной основой для 5 класса. – Саратов, 2002
Шехирева А. М. Деловое письмо. Тетрадь для учащихся 5-9 классов специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждений. – М.: Владос, 2016
Якубовская Э. В. и др. Рабочая тетрадь. Русский язык. - М.: Просвещение, 2011
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
презентация к уроку "Деловое письмо. Заявление". в 8/9 классе.
Презентация к уроку "Деловое письмо. Заявление" в 8/9 классе....
Урок делового письма. Поздравительная открытка
Данный урок способствует обучению навыка написания поздравительной открытки через практическую деятельность, анализ стандартного образца и самостоятельное творчество. Развивает речь, логическое ...
Урок делового письма. Заявление
Цели урока:Коррекционно-обучающаяСоздать условия для обучения навыку делового письма через следующие приемы:• практическую деятельность,• твердое уяснение, в каких случаях применяется данная деловая б...
Презентация "Урок делового письма" .
Данная работа поможет провести урок на тему "Как писать деловое письмо , который завершает цикл уроков по теме "Обращение""...
План - конспект урока русского языка в 5 классе.Тема урока:"Деловое письмо. Записка".
Знакомство с запиской как видом делового письма.Формирование умения различать и выделять смысловые части в тексте записки. Упражнение учащихся в написании записок. Коррекция недостатков речемысли...
ПРАКТИЧЕСКАЯ НАПРАВЛЕННОСТЬ УРОКОВ ДЕЛОВОГО ПИСЬМА В ШКОЛЕ VIII ВИДА
Статья из опыта работы учителя-предметника коррекционной школы 8 вида....
Практическая работа "Создание делового письма"
Создание делового письма по образцу в MS Word....