Комплекс Артикуляционных гимнастик
методическая разработка
Проводить артикуляционную гимнастику необходимо ежедневно для закрепления вырабатываемых у детей навыков. Для эффективности выполняем упражнения 3-4 раза в день по 3-5 минут.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
kartoteka_artikulyatsionnoy_gimnastiki.docx | 338 КБ |
Предварительный просмотр:
Артикуляционная гимнастика Гимнастика для рук, ног - дело нам привычное и знакомое. Понятно ведь, для чего мы тренируем мышцы, чтобы они стали ловкими, сильными, подвижными. А вот зачем язык тренировать, ведь он и так "без костей"? Оказывается, язык - главная мышца органов речи. И для него, как и для всякой мышцы, гимнастика просто необходима. Ведь язык должен быть достаточно хорошо развит, чтобы выполнять тонкие целенаправленные движения, именуемые звукопроизношением. Недостатки произношения отягощают эмоционально-психическое состояние ребенка, мешают ему развиваться и общаться со сверстниками. Чтобы эта проблема не возникла у ребенка в дальнейшем, стоит начать заниматься артикуляционной гимнастикой как можно раньше..
Поначалу артикуляционную гимнастику необходимо выполнять перед зеркалом. Ребенок должен видеть, что язык делает. Мы, взрослые, не задумываемся, где находится в данный момент язык (за верхними зубами или за нижними). У нас артикуляция - автоматизированный навык, а ребенку необходимо через зрительное восприятие обрести этот автоматизм, постоянно упражняясь. Не огорчайтесь, если некоторые упражнения не будут получаться с первого раза даже у вас. Попробуйте повторить их вместе с ребенком, признаваясь ему: "Смотри, у меня тоже не получается, давай вместе попробуем". Будьте терпеливы, ласковы и спокойны, и все получится. Занимайтесь с ребенком ежедневно по 5-7 минут. Мы предлагаем Вам артикуляционные упражнения, которыми вы будете с ребенком регулярно заниматься.
Карточка №1 «Улыбочка-хоботок»
«Улыбка» - Удержание губ в улыбке. Зубы не видны. Карточка №2 «Заборчик»
- Рот закрыт. Верхние и нижние зубы обнажены. Губы растянуты в улыбке.
Карточка №3. «Лопаточка»
«Лопаточка» - Рот открыт, широкий расслабленный язык лежит на нижней губе.
Карточка №4. «Часики»
- Рот приоткрыт. Губы растянуты в улыбку. Кончиком узкого языка попеременно тянуться под счёт педагога к уголкам рта.
Карточка №5. «Качели»
- Рот открыт. Напряжённым языком тянуться к носу и подбородку, либо к верхним и нижним зубам.
Карточка №6. «Змейка»
- Рот открыт. Узкий напряжённый язык выдвинут вперёд.
Карточка №7. «Чашечка»
- Рот открыт. Губы в улыбке. Язык высунут. Боковые края и кончик языка подняты, средняя часть спинки языка опущена, прогибается к низу. В таком положении язык удержать от 1 до 5-10.
Карточка №8. «Вкусное варенье»
- Слегка приоткрыть рот и широким передним краем языка облизать верхнюю губу (язык – широкий, боковые края его касаются углов рта), делая движения языком сверху вниз, а не из стороны в сторону. Следить, чтобы работал только язык, а нижняя челюсть не помогала, не «подсаживала» язык наверх – она должна быть неподвижной (можно придерживать её пальцем).
Карточка №9. «Трубочка-желобок» - Рот открыт. Боковые края языка загнуты вверх.
Карточка №10. «Горка»
- Рот открыть. Кончик языка упереть в нижние зубки, спинку языка поднять вверх.
Карточка №11. «Маляр»
- Рот открыт. Широким кончиком языка, как кисточкой, ведём от верхних зубов до мягкого нёба.
Карточка №12. «Лошадка»
- Присосать язык к нёбу, щёлкнуть языком. Цокать медленно и сильно, тянуть подъязычную связку.
Карточка №13. «Грибок»
- Рот открыт. Язык присосать к нёбу.
Карточка №14. «Гармошка»
- Рот раскрыт. Язык присосать к нёбу. Не отрывая язык от нёба, сильно оттягивать вниз верхнюю челюсть.
Карточка № 15. «Пароход»
- Прикусить кончик языка и длительно произносить звук «Ы» (как гудит пароход).
Карточка №16. «Индюк»
- Рот открыт. Губы в улыбке. Производить широким передним краем языка движения по верхней губе вперед-назад, стараясь не отрывать язык от губы, кончик слегка загнуть, как бы поглаживать губу. Сначала производить медленные движения, потом убыстрять темп и добавить голос, пока не послышатся звуки бл-бл. Следить, чтобы язык не сужался (язык должен облизывать верхнюю губу, а не выдвигаться вперед), чтобы верхняя губа не натягивалась на зубы, нижняя челюсть не двигалась.
Карточка №17. «Барабан»
- Улыбнуться, открыть рот и постучать кончиком языка за верхними зубами, многократно и отчётливо произнося звук «Д-Д-Д…». Сначала звук «Д» произносить медленно, затем постепенно убыстрять темп. Следить, чтобы рот был всё время открыт, губы – в улыбке, нижняя челюсть неподвижна, работал только язык. Звук «Д» должен носить характер чёткого удара.
|
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Консультация для родителей по звукопроизношению. Комплекс артикуляционной гимнастики
От четкой и внятной дикции зависит полноценное общение ребенка со сверстниками и взрослыми, успешное овладение грамотой, а в дальнейшем, при обучении в школе, отсутствие проблем в усвоении школьной пр...
Комплексы артикуляционной гимнастики
Комплексы артикуляционной гимнастики...
Комплексы артикуляционной гимнастики
Материал содержит комплексы упражнений, ежедневное выполнение которых будет способствовать профилактике и устранению нарушений звукопроизношения....
Комплекс артикуляционной гимнастики
Памятка для родителей...
Комплекс артикуляционной гимнастики
Упражнения артикуляционной гимнастики, подобранные в отдельные комплексы и изложенные в мультимедийной презентации...
Комплекс артикуляционной гимнастики для детей
Комплекс артикуляционной гимнастики расчитан для учащихся 1-8 классов для использования на занятиях по пению....
Комплексы артикуляционной гимнастики
Артикуляционная гимнастика – это совокупность специальных упражнений, направленных на укрепление мышц артикуляционного аппарата, развитие силы, подвижности и дифференцированности движений органов...