Методическая разработка по составлению рабочей программы по коррекции аграмматической дисграфии в 8 классе для учащихся с ОВЗ
методическая разработка (8 класс)
Предварительный просмотр:
Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение
школа № 487
Выборгского района Санкт-Петербурга
Принята | Утверждаю Директор ГБОУ школа № 487 |
Педагогическим советом | Приказ от 31.08.21г. № 52/6-о |
протокол от 30.08.21г. № 1 | |
Председатель Педагогического совета школы | |
_________ Ю.Н. Кассихина | __________ Ю.Н. Кассихина Согласовано Совет родителей протокол от 31.08.2021г.№ 1 |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
логопедических занятий по коррекции письменной речи:
аграмматической дисграфии
8 в класса
для обучающихся с задержкой психического развития
Составитель: учитель-логопед Ларина Е.Л.
Санкт-Петербург
2021
Пояснительная записка
Согласно требованиям Федерального государственного образовательного стандарта образования обучающихся с задержкой психического развития содержание обучения и проводимой коррекционно-развивающей работы должно обеспечивать развитие личности, мотивации и способностей детей в различных видах деятельности, охватывать структурные единицы, представляющие определённые направления развития и образования детей. В числе этих направлений обозначено речевое развитие детей.
Логопедическая работа в школе является важным звеном в общей системе коррекционной работы.
Нарушения речи у детей с задержкой психического развития имеют сложную структуру и стойкий характер. В целом речь страдает как функциональная система. Чаще всего это дети с полиморфным нарушением звукопроизношения, у них нарушаются процессы формирования фонематического слуха, фонематического анализа и синтеза, аграмматизмы при словообразовании и словоизменении, несформированость связной речи. Учитывая, что у детей с задержкой психического развития чаще всего дисграфия смешанного вида, планирование составлено таким образом, чтобы логопедическая работа осуществлялась над речевой системой в целом.
Логопедическая работа с детьми с задержкой психического развития имеет свои особенности:
- в связи с недоразвитием познавательной деятельности процесс логопедической работы направлен на формирование мыслительных операций: анализа, синтеза, сравнения, абстрагирования, обобщения (например, дифференциация фонетически близких звуков, произношение каждого звука тщательно анализируется с точки зрения его слухового, зрительного, кинестетического образа);
- логопедическая работа проводится над речевой системой в целом. На каждом логопедическом занятии ставятся задачи коррекции нарушений не только фонетико – фонематической, но и лексико – грамматической стороны речи;
- необходимо учитывать принцип поэтапного формирования умственных действий;
- максимальное включение анализаторов (зрительное, тактильное, кинестетическое восприятие);
- содержание логопедической работы должно находиться в соответствии с программой обучения русскому языку;
- с учетом особенностей детей с задержкой психического развития (быстрая утомляемость, повышенная отвлекаемость, низкий уровень мотивации) необходимо проводить частую смену видов деятельности, переключение ребенка с одной формы работы на другую;
- необходима тщательная дозировка заданий и речевого материала, постепенное усложнение заданий и речевого материала;
- в связи с тем, что нарушения речи у детей носят стойкий характер, логопедическая работа осуществляется в более длительные сроки;
- несформированность контроля, слабость волевых процессов у детей с задержкой психического развития обуславливает необходимость тесной связи работы логопеда, учителя, родителя.
Программа логопедических занятий составлена на основании трудностей преодоления, детьми с задержкой психического развития всех компонентов речи, а также более успешному усвоению и использованию родного языка. Данная программа будет идти параллельно с работой учителя по изучению предметов русского языка и литературы.
Рабочая программа коррекционно-развивающих (логопедических) занятий составлена в соответствии с:
- Федеральным государственным образовательным стандартом образования обучающихся;
- Письмом Комитета по образованию 03-20-2137/16-0-0 от 10.06.2016 «Методические рекомендации «Организация и проведение коррекционно-развивающих занятий и внеурочной деятельности в образовательных учреждениях (классах), реализующих адаптированные основные общеобразовательные программы для детей с ограниченными возможностями здоровья».
Данный вариант рабочей программы скорректирован с учетом расписания, праздничных, выходных дней и рассчитана на 64 часа.
Срок реализации программы: 1 учебный год.
При реализации данной программы используются различные образовательные технологии, в том числе дистанционные образовательные технологии, электронное обучение. Корректировка рабочей программы может быть осуществлена посредством:
-укрупнения дидактических единиц;
-вывода части учебного материала на самостоятельное изучение по теме с последующим контролем.
Цель: коррекция аграмматической дисграфии.
Аграмматическая дислексия и дисграфия связаны с недоразвитием грамматического строя речи. Поэтому большое внимание в коррекционной работе уделяется упорядочиванию грамматического строя речи учащихся.
Для этого необходимо:
- сформировать у ребенка понимание особенностей взаимосвязи различных частей речи;
- научить правильно использовать в устной и письменной речи различные грамматические конструкции.
Задачи:
- формирование, развитие и совершенствование навыка анализа структуры предложения на уровне слога, слова, предложения и текста;
- формирование, развитие и совершенствование навыка слогового анализа и синтеза;
- формирование, развитие и совершенствование навыка фонематического анализа и синтеза.
- формирование, развитие и совершенствование полноценных представлений о морфологическом составе слова;
- формирование, развитие и совершенствование умения грамматического оформления речи;
- формирование, развитие и совершенствование связной речи.
Условия реализации программы
Программа коррекционно-развивающих (логопедических) занятий реализуется в подгруппах (2 чел.) по 20 минут, 2 раза в неделю. Учащиеся зачисляются учителем-логопедом в группу на основании проведенного обследования (в течение первых двух недель сентября). В конце года также проводится диагностика, которая должна выявить наличие или отсутствие динамики речевого развития учащихся по данному направлению.
Система оценки достижения планируемых результатов.
Система оценки достижения планируемых результатов.
В соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта образования детей при освоении логопедической программы должны учитываться психо-физические возможности детей с задержкой психического развития, ситуативность эмоциональных состояний. Особенностями системы оценки являются: использование планируемых результатов освоения данной программы и оценка динамики речевых достижений учащихся. Критериями оценивания являются: динамика речевого развития, личностные и предметные достижения, формирования УУД.
Содержание тем программы:
Содержание логопедических занятий согласовано с программой по литературе, русскому языку и помимо коррекции речевого нарушения способствует подготовке детей к усвоению учебного материала.
Программа составлена с учетом степени нарушения и основывается на следующих теоретических положениях:
- принцип «от простого к сложному»
- поэтапное формирование умственных действий
- опора на сохранные психические функции
Тематический план программы
№ | Раздел | Количество часов |
1 | Диагностический этап | 4 |
2 | Основной (коррекционный) этап | 56 |
3 | Диагностический этап | 4 |
Всего | 64 |
Диагностический этап (сентябрь 2 недели)
Уточнение диагноза. Исследование неречевых психических функций. Состояние звукопроизношения. Состояние дыхательной и голосовой функции. Воспроизведение звукослоговой структуры слова. Состояние фонематического восприятия, фонематического анализа и синтеза. Исследование лексики и грамматического строя. Исследование процесса письма и процесса чтения. Логопедическое заключение.
Основной (коррекционный) этап
Предложение. Коррекционно-логопедическая работа на фонетическом уровне.
Коррекционно-логопедическая работа на лексическом уровне.
Коррекционно-логопедическая работа на синтаксическом уровне.
Диагностический этап (май 2 недели)
Оценка результативности коррекционной работы. Исследование неречевых психических функций. Состояние звукопроизношения. Состояние дыхательной и голосовой функции. Воспроизведение звукослоговой структуры слова. Состояние фонематического восприятия, фонематического анализа и синтеза. Исследование лексики и грамматического строя. Исследование процесса письма и процесса чтения.. Оценка динамики работы с учащимися. Количественный и качественный анализ ошибок. Подведение итогов работы за год.
К концу обучения дети должны знать:
- признаки родственных слов (близость значения, наличие общей части корня);
- состав слова: корень, суффикс, приставка, окончание;
- правописание суффиксов и приставок;
- части речи;
- как согласуется существительное с прилагательным, глаголом и числительным;
- связи в словосочетании (смысловые и логические).
К концу обучения дети должны уметь:
- распознавать части речи и их основные признаки;
- образовывать определенное слово в нужном числе, роде и падеже;
- определять род, число и падеж существительных и прилагательных;
- производить разбор слова по составу;
- различать понятия словоизменение и словообразование;
- выделять слова и словосочетания из текста и предложения в определенной позиции;
- устанавливать связи между словами в словосочетании. Устанавливать связи между частями сложного предложения;
- строить и анализировать предложение;
- уметь делить слова на слоги, предложения на слова, текст на предложения;
- узнавать слова, обозначающие предметы, действия, признаки;
- правильно согласовывать слова в роде, числе и падеже;
- правильно употреблять предложно-падежные конструкции;
- уметь распространять предложения.
Перечень учебно-методического обеспечения
Основная литература:
- Коррекция нарушений письменной речи под редакцией Н.Н.Яковлевой. - СПб, Каро, 2017.
Дополнительная литература:
- Ефименкова Л.Н. Коррекция устной и письменной речи учащихся начальных классов. – М.,2017.
- Лалаева Л.И. Логопедическая работа в коррекционных классах. – М., 2018.
- Лалаева Л.И., Венедиктова Л.В. Диагностика и коррекция нарушений чтения и письма у младших школьников. – СПб., Союз, 2018.
- Лалаева Л.И. Нарушения чтения и пути их коррекции у младших школьников. – Спб.,2017.
- Мазанова Е.В. Коррекция аграмматической дисграфии. Коррекция акустической дисграфии. Коррекция дисграфии на почве нарушения языкового анализа и синтеза. Коррекция оптической дисграфии. – М.,2017.
- Садовникова И.Н. Нарушения письменной речи и их преодоление у младших школьников. – М.,2017.
Оборудование и приборы: компьютер, магнитофон
Дидактический материал: предметные картинки, наборы картинок по темам, наборы сюжетных картинок, таблицы, мнемотаблицы, схемы, картотеки, индивидуальные карточки, индивидуальные таблички, презентации по темам
8в класс ( 64 часа)
№ | Название раздела, темы логопедического занятия | Решаемые проблемы | К-во ча-сов | |
По пла-ну | ||||
Обследование. | 4 ч. | |||
1. | Обследование импрессивной речи. | Обследовать речь на уровне понимания слов, предложений, грамматических форм текста. | 1 | 03.09 |
2. | Обследование связной речи. Обследование слоговой структуры слова. | Выявить степень сформированности развернутого, самостоятельного высказывания. Выявить степень владения слоговой структурой. | 1 | 07.09 |
3. | Обследование словарного запаса. Обследование грамматического строя речи. | . Обследование словарного запаса. Выявить правильность построения грамматической структуры предложения. | 1 | 10.09 |
4. | Обследование чтения и письма | Выявить нарушения чтения и письма. | 1 | 14.09 |
Закрепление навыков словообразования. | 20ч. | |||
5. | Закрепление понятия «родственное слово». Подбор родственных слов. | Совершенствовать умение подбирать родственные слова. | 1 | 17.09 |
6. | Закрепление понятия «однокоренное слово». | Упражнять в подборе однокоренных слов. | 1 | 21.09 |
7. | Дифференциация однокоренных и родственных слов. Пополнение словаря. | Учить детей дифференцировать однокоренные и родственные слова. | 1 | 24.09 |
8. | Выделение единого корня и правописание родственных и однокоренных слов | Упражнять в правописании однокоренных и родственных слов. | 1 | 28.09 |
9. | Закрепление знаний о приставках. Тренировка в нахождении приставки в словах. | Закрепить знания о приставках. | 1 | 01.10 |
10. | Правописание приставок. Образование новых слов при помощи приставок. Работа с антонимами. | Учить образовывать новые слова с помощью приставок. | 1 | 05.10 |
11. | Закрепление знаний о суффиксах. Объяснение значений различных суффиксов. Обогащение словаря по теме «Профессии». | Закрепить знания о суффиксах. Расширять лексический запас. | 1 | 08.10 |
12. | Образование существительных с уменьшительно-ласкательным значением.. | Обогащать лексический запас. | 1 | 12.10 |
13. | Закрепление знаний о корне, приставке, суффиксе и окончании. Формирование навыка разбора слов по составу. | Закрепить знания о морфемах. | 1 | 15.10 |
14. | Разбор слов по составу. Работа с синонимами. | Тренировать умение разобрать слово по составу. | 1 | 19.10 |
15. | Закрепление знаний о предлогах, о их правописании. | На практическом уровне закрепить знания о предлогах. | 1 | 22.10 |
16. | Дифференциация предлогов и приставок на письме. | Учить дифференцировать предлоги и приставки на письме. | 1 | 09.11 |
17. | Дифференциация предлогов В – НА между собой и другими предлогами | Закрепить практические навыки на письме, в устной речи. | 1 | 12.11 |
18. | Практическое употребление в речи предлогов В – НА. | Закрепить практические навыки на письме, в устной речи. | 1 | 16.11 |
19. | Дифференциация предлогов НА – НАД между собой и другими предлогами. Их практическое употребление в речи. | Закрепить практические навыки на письме, в устной речи. | 1 | 19.11 |
20. | Дифференциация предлогов К – ОТ между собой и другими предлогами. Их практическое употребление в речи. | Закрепить практические навыки на письме, в устной речи. | 1 | 23.11 |
21. | Дифференциация предлогов В – ИЗ между собой и другими предлогами. Их практическое употребление в речи. | Закрепить практические навыки на письме, в устной речи. | 1 | 26.11 |
22. | Дифференциация предлогов ОТ – ИЗ между собой и другими предлогами. Их практическое употребление в речи. | Закрепить практические навыки на письме, в устной речи. | 1 | 30.11 |
23. | Дифференциация предлогов С – СО между собой и другими предлогами. Их практическое употребление в речи. | Закрепить практические навыки на письме, в устной речи. | 1 | 03.12 |
24. | Дифференциация предлогов В – У между собой и другими предлогами. Их практическое употребление в речи. | Закрепить практические навыки на письме, в устной речи. | 1 | 07.12 |
Закрепление навыков словоизменения. | 10ч | |||
25. | Имя существительное, его грамматическое значение. Обогащение номинативного словаря. | Закрепить знания об имени существительном. | 1 | 10.12 |
26. | Образование форм единственного и множественного числа имен существительных. | Расширять словарный запас. | 1 | 14.12 |
27. | Повторение понятия «род имён существительных». Дифференциация существительных разного рода. | Учить дифференцировать существительные разного рода. | 1 | 17.12 |
28. | Закрепление знаний об одушевлённых и неодушевлённых именах существительных | Учить дифференцировать существительные одушевленные и неодушевленные. | 1 | 21.12 |
29. | Практическое употребление существительных в форме единственного и множественного числа именительного и винительного падежей. | Закрепить практические навыки на письме, в устной речи. | 1 | 24.12 |
30. | Практическое употребление существительных в форме единственного и множественного числа винительного и родительного падежей. | Закрепить практические навыки на письме, в устной речи. | 1 | 28.12 |
31. | Практическое употребление существительных в форме единственного и множественного числа дательного падежа. | Закрепить практические навыки на письме, в устной речи. | 1 | 11.01 |
32. | Практическое употребление существительных в форме единственного и множественного числа творительного падежа без предлога. | Закрепить практические навыки на письме, в устной речи. | 1 | 14.01 |
33. | Практическое употребление существительных в форме единственного и множественного числа предложного падежа. | Отметить значение имени прилагательного в речи Закрепить практические навыки на письме, в устной речи. | 1 | 18.01 | ||
34. | В гостях у Грамматики. Итоговое занятие по имени существительному. | Закрепить практические навыки по теме 2 Словоизменение» | 1 | 21.01 | ||
Развитие навыков согласования слов. | 18ч. | |||||
35. | Имя прилагательное, его грамматическое значение. Обогащение словаря прилагательных. Согласование прилагательного с существительным в роде и числе. | Закрепить знания по теме «Имя прилагательное» | 1 | 25.01 | ||
36. | Словоизменение прилагательных по числам. Согласование прилагательных с существительным. Работа с антонимами. | Учить согласовывать существительное с прилагательным по числамю | 1 | 28.01 | ||
37. | Словоизменение прилагательных. Образование относительных прилагательных. | Закрепить знания об имени прилагательном на практическом уровне | 1 | 01.02 | ||
38. | Практическое занятие по правописанию безударных окончаний прилагательных. | Закрепить знания о правописании безударных окончаний прилагательных на практическом уровне | 1 | 04.02 | ||
39. | Путешествие в Бумажную страну. Итоговое занятие по имени прилагательному. | Закрепить знания по теме « имя прилагательное» | 1 | 08.02 | ||
40. | Глагол, его грамматическое значение. Обогащение предикативного словаря. | Повторить знания о глаголе. Расширять словарный запас. | 1 | 11.02 | ||
41. | Согласование глаголов с существительными в числе, в роде. | Закрепить знания о согласовании глаголов с существительными в числе, роде. | 1 | 15.02 | ||
42. | Словообразование глаголов, согласование глагола с существительными во времени. | Закрепить знания о согласовании глаголов с существительными во времени. | 1 | 18.02 | ||
43. | Словоизменение глагола. Тренировка в употреблении глаголов настоящего времени. | Закрепить знания о глаголах настоящего времени. | 1 | 22.02 | ||
44. | Образование глаголов совершенного вида от глаголов несовершенного вида. | Учить образовывать глаголы совершенного вида от глаголов несовершенного вида. | 1 | 25.02 | ||
45. | Дифференциация, согласование существительных, прилагательных и глаголов в предложениях. | Учить согласовывать существительные, прилагательные и глаголы в предложении. | 1 | 01.03 | ||
46. | Местоимение, его грамматическое значение. Практическое употребление местоимений разного рода. | Повторить знания о местоимении. | 1 | 04.03 | ||
47. | Практическое употребление местоимений единственного и множественного числа. | Закрепить практические навыки на письме, в устной речи. | 1 | 11.03 | ||
48. | Согласование местоимений с существительными. | Закрепить практические навыки на письме, в устной речи. | 1 | 15.03 | ||
49. | Согласование местоимений с глаголами. | Закрепить практические навыки на письме, в устной речи. | 1 | 18.03 | ||
50. | Согласование количественных числительных с существительными в роде, числе и падеже. | Закрепить знания, полученные на предыдущих занятиях. | 1 | 22.03 | ||
51. | Правописание числительных, работа по словоизменению. | Расширение активного словаря. Закрепить знания о правописании числительных.
| 1 | 05.04 | ||
52. | Контроль за усвоением знаний. Анализ ошибок. | Закрепить знания, полученные на предыдущих занятиях. | 1 | 08.04 | ||
Работа с предложением и текстом 11 ч | ||||||
53. | Дифференциация понятий «слово», «словосочетание», «предложение», «текст». | Закрепление понятия: слово, предложение, словосочетание, текст. | 1 | 12.04 | ||
54. | Работа с деформированным предложением. | Учить работать с деформированным предложением. | 1 | 15.04 | ||
55. | Наблюдение за изменением смысла предложения в зависимости от перестановки слов | Закрепление полученных знаний о грамматических связях в предложении. | 1 | 19.04 | ||
56. | Построение предложений с заданным словом с использованием разных частей речи. | Закрепление знаний на практическом уровне о построении предложения. | 1 | 22.04 | ||
57. | Построение сложносочинённых предложений с соединительной связью. | Закрепление знаний на практическом уровне о построении предложения. | 1 | 26.04 | ||
58. | Построение сложносочинённых предложений с противительной связью. | Закрепление знаний на практическом уровне о построении предложения. | 1 | 29.04 | ||
59. | Установление в предложении причинно-следственных связей. | Закрепление знаний на практическом уровне о построении предложения. | 1 | 06.05 | ||
60. | Составление описательного рассказа. | Тренировать учащихся в составлении описательного рассказа. | 1 | 10.05 | ||
Обследование 4ч | ||||||
61. | Обследование импрессивной речи. | Закрепление знаний на практическом уровне о построении предложения. | 1 | 13.05 | ||
62. | Обследование связной речи. Обследование слоговой структуры слова. | Выявить степень сформированности развернутого, самостоятельного высказывания. Выявить степень владения слоговой структурой. | 1 | 17.05 | ||
63. | Обследование словарного запаса. Обследование грамматического строя речи. | Обследование словарного запаса. Выявить правильность построения грамматической структуры предложения. | 1 | 20.05 | ||
64. | Обследование чтения и письма | Выявить нарушения чтения и письма. | 1 | 24.05 |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО СОСТАВЛЕНИЮ РАБОЧИХ ПРОГРАММ УЧЕБНЫХ ПРЕДМЕТОВ.
МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО СОСТАВЛЕНИЮ РАБОЧИХ ПРОГРАММ УЧЕБНЫХ ПРЕДМЕТОВ....
Методические рекомендации к составлению рабочих программ по истории 5 - 11 класс
Данные методические рекомендации разработаны для учителей истории по всему школьному курсу с 5 по 11 класс...
Методическая разработка по составлению рабочей программы по русскому языку в 6 классе
Данная разработка рекомендована для работы по составлению рабочей программы по русскому языку в 6 классе...
Методические рекомендации по составлению рабочей программы по литературе (7 класс, УМК И.Н.Сухих).
Рабочая программа по литературе предназначена для обучения учащихся 7 класса...
Методическая разработка по теме: "Современные технологии в коррекции оптической дисграфии (дислексии)
Актуальность разработки определяется значимостью проблемы трудностей обучения чтения и письму младших школьников.Цель работы - составить комплекс коррекционно-развивающих упражнений и заданий по...
Рецензия на методическую разработку по теме: "Рабочую программа по адаптивной физической культуре 7 класс" Панков Н.А.
Представленная работа имеет практическую значимость и рекомендуется для изучения педагогами,работающими в сфере физической подготовке детей с ОВЗ...
Методическая разработка по теме "Рабочая программа по французскому языку для 5 класса по УМК "Le français en perspective" .
Рабочая программа 5 класс по УМК Le français en perspective А.С.Кулигина...