«Логопедическое сопровождение ребенка с ОВЗ в школе»
методическая разработка

«Логопедическое сопровождение ребенка с ОВЗ в школе»

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл sots-znach.proekt.docx29.73 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Средняя школа № 1» города Смоленска

Промышленного района

Социально-значимый проект

«Логопедическое сопровождение ребенка с ОВЗ в школе »

              

Руководитель проекта:

                                         Ващенкова С.Н.,

учитель-логопед

г. Смоленск 2019 год

Содержание

Актуальность проблемы

3

Цели и задачи проекта

4

Паспорт проекта

5

Этапы реализации проекта

6

Мероприятия

6

Ожидаемые результаты

10

Описание проекта

10

Заключение

13

Результаты проекта

13

Список литературы

14

 

Актуальность проекта

Логопедический проект

«Логопедическое сопровождение ребенка с ОВЗ в школе »

Данный проект направлен на повышение компетентности родителей  и учителей в вопросах речевого развития младшего школьника с ОВЗ и оказания квалифицированной помощи ребенку с тяжелыми нарушениями речи в освоении школьных  программ.

В настоящие время ни для кого не секрет, что с каждым годом все острее встает вопрос об обучении детей с речевой патологией в общеобразовательных школах. Является очевидным, что для полноценной логопедической работы необходимо тесное сотрудничество логопеда, учителя и родителей. Прежде всего, стоит отметить необходимость формирования мотивации к занятиям среди родителей. Многие родители имеют весьма отстраненные сведения о том, кем является логопед и каким образом осуществляется коррекционная работа. Также важно сотрудничество с учителем, необходима консультационная помощь в вопросах оказания квалифицированной помощи ребенку в освоении  адаптированных программам и использованию коррекционных методов и приемов. С целью преодоления перечисленных проблем был разработан этот проект.  

Реализация данного проекта в области оказания специальной помощи и поддержки детей с ОВЗ в условиях общеобразовательного учреждения и решения  на практике сложных адаптационных и образовательных проблем.

        За последние годы количество детей с проблемами здоровья только увеличивается, несмотря на различные мероприятия, проводимые в нашем обществе, начиная еще до рождения ребенка.

        В результате дети с ОВЗ оказываются в общеобразовательных школах, где психологи и логопеды совместно с учителем ведут сопровождение таких детей по индивидуальным маршрутам с учетом нарушенных функций и состояния их здоровья.

Участники проекта: учитель-логопед,  психолог, учащиеся и родители учащихся 1-3 классов, учителя начальных классов.

Цель проекта: помочь ребенку с ОВЗ адаптироваться в школьной среде и освоить общеобразовательную программу.

Задачи:

Обеспечить:

- коррекцию нарушений развития различных категорий детей с ограниченными возможностями здоровья, оказать им квалифицированную помощь в освоении Программы;

- разностороннее развивать их с учетом возрастных и индивидуальных особенностей и особых образовательных потребностей, социальной адаптации;

 - повысить интерес родителей к вопросам речевого развития детей и предоставить необходимую информацию;
- выработать и принять единые требования, предъявляемые к ребёнку, общего подхода к воспитанию;

- выяснить образовательные потребности родителей и уровень их компетентности в вопросах речевого развития;
- разъяснить и показать родителям, в чем заключается работа учителя-логопеда в школе;

- вести совместную работу со школьным психологом.

 

Паспорт проекта

Название проекта

«Логопедическое сопровождение ребенка с ОВЗ в школе»

Идея проекта

Логопедический проект «Логопедическое сопровождение

ребенка с ОВЗ в школе»

направлен на коррекцию нарушений развития

различных категорий детей

с ограниченными возможностями здоровья,

 оказание квалифицированной помощи

в освоении Программы

Образова

тельная организа

ция

МБОУ "СШ №1"

г. Смоленск

Класс, возраст учеников

1-3 класс, 7-9 лет

Ресурсы проекта

Кабинет логопеда,  наглядность.

Руководитель проекта

Ващенкова С.Н., учитель-логопед

Исполнители

Учащиеся 1-3 классов и их родители

Сроки реализации

2018 – 2019 учебный год

 

Этапы реализации проекта:

Сроки

Этапы

Участники

Сентябрь 2018 уч. года

Разработка проекта

Учащиеся 1-3

классов

Родители учащихся 1-3 классов

Октябрь 2018 г. – май 2019 года

Развитие проекта

Май 2019 г.

Подведение итогов


Мероприятия по реализации проекта

Перспективный план реализации проекта

 

Месяц

Формы и методы работы

Тема

Содержание работы

1 этап. Подготовительный этап

Сентябрь

Анкетирование родителей

«Я и 
мой 
ребёнок»

Познакомиться с родителями учащихся; 
собрать анамнестические данные о ходе развития ребенка;
изучить адекватность позиции родителей по отношению к ребенку и его речевому дефекту;   
 изучить уровень компетентности родителей в вопросах речевого развития

2 этап. Основной

Сентябрь

Индивиду

альные консультации

«Результаты диагностики»

Познакомить родителей с  результатами диагностического обследования учащихся. Наметить пути преодоления речевого дефекта.
Рассказать о требованиях, предъявляемых к учащимся, посещающим логопедические занятия.

Публикация на сайте школы «Страница логопеда»

«Нормы речевого развития детей 7 лет»
«Организация работы логопеда на школьном логопункте»

Познакомить родителей с нормами речевого развития детей, с основными направлениями логопедической работы в рамках школьного логопункта.

Октябрь

Индивидуальные консультации

«План коррекционно-развивающей работы  с ребёнком»

«Упражнения для развития мелкой моторики»

Познакомить родителей с основными направлениями коррекционно-развивающей работы с детьми, с упражнениями для развития мелкой моторики».

Публикация на сайте

«Артикуляционная гимнастика»

Познакомить родителей с артикуляционными упражнениями.

Ноябрь

Индивидуальные консультации

«Разное»

Ответить на вопросы, волнующие родителей

День открытых дверей

«Открытое занятие»

Посещение  индивидуальных и подгрупповых занятий родителями.

Родительское собрание

«Подведение итогов первого полугодия»

Познакомить родителей с динамикой речевого развития детей, наметить план работы на следующее полугодие

Январь, февраль, март, апрель

Мастер-класс

«Ребёнок-дисграфик. Как правильно себя вести»

Рекомендации для учителя, работающего с детьми с нарушениями письма и чтения.
Рекомендации для родителей. 
Рекомендации по учебному режиму для ребёнка, страдающего дисграфией.

Индивидуальные консультации

«Разное»

Ответить на вопросы, волнующие родителей.

Публикация на сайте

«Развиваем речь ребёнка на кухне, на прогулке, на даче»

Познакомить родителей  с понятием «логопедизация» семейной среды.

Май

Индивидуальные консультации

«Итоги года. Вопрос-ответ»

Ответить на вопросы,  волнующие родителей.

Родительское собрание

«Итоги года»
 «Работа летом»

Продемонстрировать презентацию, в которой освещены методы и формы работы с детьми на летних каникулах.
Осветить результаты работы за год, проанализировать эффективность взаимодействия учителя-логопеда с родителями по вопросам речевого развития детей и эффективность коррекционной работы с детьми.
Обсудить списки детей, продолжающих работу на школьном логопункте, а так же список выпускников.

Ежемесячно

Оформление информационно-методического стенда «Советы логопеда»

«А знаете ли вы?»

Теоретический материал, направленный на формирование знаний родителей о развитии речи детей.

Заключительный этап

Май

Монито

ринг
родителей

«Анкетирование родителей»

Выявление уровня родительской  компетентности в вопросах речевого развития детей
Отзывы родителей предложения и замечания

Монито

ринг детей

«Логопедическое обследова

ние»

Выявление уровня речевого развития детей

Участие на МО логопедов

«Давайте говорить правильно!»

Презентация проекта

Ожидаемые результаты.

Повышение педагогической компетентности учителей и  родителей в вопросах речевого развития ребенка; Родители активно включены в коррекционно-развивающий процесс, выполняют рекомендации логопеда, самостоятельно используют материалы с информационно-методического стенда «Логопедическая служба», с сайта школы в разделе «Страничка логопеда. Улучшение психо-речевого развития учащихся и их способностей к овладению знаниями, успешное прохождение учебных  программ.

Практическая значимость проекта заключается в том, что предложенная система поэтапного и всестороннего развития и сопровождения ребенка с ОВЗ позволяет ему обучаться  с другими детьми наравне и социально адаптироваться в общеобразовательной школе.

 

Описание проекта

Работа по взаимодействию логопеда и родителей по вопросам речевого развития детей проходит в 3 этапа:

1 этап — подготовительный (информационно-аналитический). 

Цель: получение реальной картины, анализ особенностей семьи и семейного воспитания ребенка, выработка тактики своего общения с каждым родителем.

1 этап — подготовительный (информационно-аналитический).

Задачи:

выяснить образовательные потребности родителей и уровень их компетентности в вопросах речевого развития, установить контакт с ее членами, согласовать воспитательное воздействие на ребенка;

начать сбор методических материалов (информационный банк) для копилки «Домашний логопед»;

выработать и принять единые требования, предъявляемые к родителям и ребёнку, в вопросах речевого развития, заключить дополнительные договоры между учителем логопедом и родителями.

Для решения этих задач начинаем работу с анкетирования. Получив реальную картину, на основе собранных данных, можно проанализировать особенности семьи и семейного воспитания ребенка, выявит уровень компетентности родителей в вопросах речевого развития, выработать тактику своего общения с каждым родителем. Это поможет лучше сориентироваться в педагогических потребностях каждой семьи, учесть ее индивидуальные особенности.

На данном этапе также необходимо начать собирать и разрабатывать копилку «Советы логопеда»: методические материалы в соответствие с психическими и возрастными особенностями детей.

Подготовительный этап включает в себя установление единых требований логопеда и родителей к коррекционному процессу и заключение дополнительных договоров между двумя сторонами образовательного процесса.

2 этап — основной (практический)

Задачи:

разработать и апробировать систему методических мероприятий для родителей по вопросам речевого развития школьников;

пополнить и дополнить логопедическую копилку для родителей «Советы логопеда»;

Полученные во время занятий с логопедом знания, речевые умения детей закрепляются в игровой форме в повседневной жизни. Средства и методы проекта:

проведение семинара практикума, мастер классов, консультаций, «круглых столов», «родительских гостиных», проведение конкурсов (скороговорщиков, чтецов), проведение праздника красивой и выразительной речи;

проведение индивидуальных консультаций;

создание информационно-методического стенда «Логопедическая служба» (ежемесячно);

презентация копилки для родителей «Советы логопеда» (ежемесячно);

ведение «Дневника успеха» (ежемесячно, родителями)

 

3 этап - заключительный (контрольно-диагностический).

 
Цель:
 анализ эффективности работы учителя-логопеда с родителями по вопросам речевого развития детей и эффективности коррекционной работы с детьми.

Задачи:

Проанализировать эффективность работы учителя-логопеда с родителями по вопросам речевого развития детей.

Проанализировать эффективность коррекционной работы с детьми.

Транслировать опыт работы по данной теме для педагогов города и района.

 

Практическая значимость проекта

Проект может быть востребован образовательными учреждениями различных типов и видов города, округа, страны в качестве руководства по совершенствованию модели взаимодействия учителя-логопеда с родителями в рамках коррекционного процесса. Содержащиеся в Проекте рекомендации могут служить отправной точкой при планировании работы с родителями в условиях логопедического пункта. Практические рекомендации могут найти широкое применение в деятельности Консультативных пунктов для родителей, созданных в образовательных учреждениях.

 

Заключение

Многие родители имеют весьма отстраненные сведения о том, кем является логопед и каким образом осуществляется коррекционная работа. Необходимо проводить просветительскую работу, настроить и привлечь внимание родителей к проблеме ребенка. С целью преодоления перечисленных проблем был разработан этот проект.

Логопедический проект «Давайте говорить, писать, читать правильно направлен на повышение компетентности родителей в вопросах речевого развития младшего школьника.

Результаты проекта

Повышение педагогической компетентности родителей в вопросах речевого развития ребенка;

Родители активно включены в коррекционно-развивающий процесс, выполняют рекомендации логопеда, самостоятельно используют материалы с информационно-методического стенда «Советы логопеда», с сайта школы в разделе «Страничка логопеда.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ЛОГОПЕДИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ РЕБЕНКА С НАРУШЕНИЕМ ЗРЕНИЯ.

Эта работа будет полезна логопедам, работающим в дошкольных образовательных учреждениях для детей с ограниченными возможностями здоровья....

Логопедическое сопровождение в начальной школе.

В презентации коротко представлено содержание логопедического сопровождения в массовой школе....

Логопедическое сопровождение ребенка с ОВЗ в общеобразовательной школе.

Закон об образовании гарантирует реализацию права на образование ребенку с ОВЗ через создание необходимых условий "для получения без дискриминации качественного образования..." Современная ш...

Рабочая адаптированная программа логопедического сопровождения ребенка 6 лет с ЗПР (1класс)

В настоящее время дети с задержкой психического развития - довольно многочисленная группа обучающихся в общеобразовательном учреждении. Учащиеся с ЗПР испытывают особые трудности в освоении образовате...

Выступление на педагогическом совете школы по теме "Логопедическое сопровождение в системе комплексного психолого-педагогического сопровождения обучающихся с умственной отсталостью"

В материале освещается общая характеристика нарушений речи у детей с умственной отсталостью, характеризуются уровни системного недоразвития речи. Анализируются виды локальных нарушений речи, даются ха...

Презентация "Тьюторское сопровождение ребенка с РАС" в школе

Презентация "Тьюторское сопровождение ребенка с РАС" в школе...

«Модель коррекционно-развивающего сопровождения ребенка с ОВЗ в школе-интернате»

Вне зависимости от нозологии коррекционная работа должна подчиняться следующим принципами: системности, комплексности, интегративности, приоритета особых потребностей ребенка, непрерывности. В данном ...