«Логопедическое сопровождение ребенка с ОВЗ в школе»
методическая разработка
«Логопедическое сопровождение ребенка с ОВЗ в школе»
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
sots-znach.proekt.docx | 29.73 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя школа № 1» города Смоленска
Промышленного района
Социально-значимый проект
«Логопедическое сопровождение ребенка с ОВЗ в школе »
Руководитель проекта:
Ващенкова С.Н.,
учитель-логопед
г. Смоленск 2019 год
Содержание
Актуальность проблемы | 3 |
Цели и задачи проекта | 4 |
Паспорт проекта | 5 |
Этапы реализации проекта | 6 |
Мероприятия | 6 |
Ожидаемые результаты | 10 |
Описание проекта | 10 |
Заключение | 13 |
Результаты проекта | 13 |
Список литературы | 14 |
Актуальность проекта
Логопедический проект
«Логопедическое сопровождение ребенка с ОВЗ в школе »
Данный проект направлен на повышение компетентности родителей и учителей в вопросах речевого развития младшего школьника с ОВЗ и оказания квалифицированной помощи ребенку с тяжелыми нарушениями речи в освоении школьных программ.
В настоящие время ни для кого не секрет, что с каждым годом все острее встает вопрос об обучении детей с речевой патологией в общеобразовательных школах. Является очевидным, что для полноценной логопедической работы необходимо тесное сотрудничество логопеда, учителя и родителей. Прежде всего, стоит отметить необходимость формирования мотивации к занятиям среди родителей. Многие родители имеют весьма отстраненные сведения о том, кем является логопед и каким образом осуществляется коррекционная работа. Также важно сотрудничество с учителем, необходима консультационная помощь в вопросах оказания квалифицированной помощи ребенку в освоении адаптированных программам и использованию коррекционных методов и приемов. С целью преодоления перечисленных проблем был разработан этот проект.
Реализация данного проекта в области оказания специальной помощи и поддержки детей с ОВЗ в условиях общеобразовательного учреждения и решения на практике сложных адаптационных и образовательных проблем.
За последние годы количество детей с проблемами здоровья только увеличивается, несмотря на различные мероприятия, проводимые в нашем обществе, начиная еще до рождения ребенка.
В результате дети с ОВЗ оказываются в общеобразовательных школах, где психологи и логопеды совместно с учителем ведут сопровождение таких детей по индивидуальным маршрутам с учетом нарушенных функций и состояния их здоровья.
Участники проекта: учитель-логопед, психолог, учащиеся и родители учащихся 1-3 классов, учителя начальных классов.
Цель проекта: помочь ребенку с ОВЗ адаптироваться в школьной среде и освоить общеобразовательную программу.
Задачи:
Обеспечить:
- коррекцию нарушений развития различных категорий детей с ограниченными возможностями здоровья, оказать им квалифицированную помощь в освоении Программы;
- разностороннее развивать их с учетом возрастных и индивидуальных особенностей и особых образовательных потребностей, социальной адаптации;
- повысить интерес родителей к вопросам речевого развития детей и предоставить необходимую информацию;
- выработать и принять единые требования, предъявляемые к ребёнку, общего подхода к воспитанию;
- выяснить образовательные потребности родителей и уровень их компетентности в вопросах речевого развития;
- разъяснить и показать родителям, в чем заключается работа учителя-логопеда в школе;
- вести совместную работу со школьным психологом.
Паспорт проекта
Название проекта | «Логопедическое сопровождение ребенка с ОВЗ в школе» |
Идея проекта | Логопедический проект «Логопедическое сопровождение ребенка с ОВЗ в школе» направлен на коррекцию нарушений развития различных категорий детей с ограниченными возможностями здоровья, оказание квалифицированной помощи в освоении Программы |
Образова тельная организа ция | МБОУ "СШ №1" г. Смоленск |
Класс, возраст учеников | 1-3 класс, 7-9 лет |
Ресурсы проекта | Кабинет логопеда, наглядность. |
Руководитель проекта | Ващенкова С.Н., учитель-логопед |
Исполнители | Учащиеся 1-3 классов и их родители |
Сроки реализации | 2018 – 2019 учебный год |
Этапы реализации проекта:
Сроки | Этапы | Участники |
Сентябрь 2018 уч. года | Разработка проекта | Учащиеся 1-3 классов Родители учащихся 1-3 классов |
Октябрь 2018 г. – май 2019 года | Развитие проекта | |
Май 2019 г. | Подведение итогов |
Мероприятия по реализации проекта
Перспективный план реализации проекта
Месяц | Формы и методы работы | Тема | Содержание работы |
1 этап. Подготовительный этап | |||
Сентябрь | Анкетирование родителей | «Я и | Познакомиться с родителями учащихся; |
2 этап. Основной | |||
Сентябрь | Индивиду альные консультации | «Результаты диагностики» | Познакомить родителей с результатами диагностического обследования учащихся. Наметить пути преодоления речевого дефекта. |
Публикация на сайте школы «Страница логопеда» | «Нормы речевого развития детей 7 лет» | Познакомить родителей с нормами речевого развития детей, с основными направлениями логопедической работы в рамках школьного логопункта. | |
Октябрь | Индивидуальные консультации | «План коррекционно-развивающей работы с ребёнком» «Упражнения для развития мелкой моторики» | Познакомить родителей с основными направлениями коррекционно-развивающей работы с детьми, с упражнениями для развития мелкой моторики». |
Публикация на сайте | «Артикуляционная гимнастика» | Познакомить родителей с артикуляционными упражнениями. | |
Ноябрь | Индивидуальные консультации | «Разное» | Ответить на вопросы, волнующие родителей |
День открытых дверей | «Открытое занятие» | Посещение индивидуальных и подгрупповых занятий родителями. | |
Родительское собрание | «Подведение итогов первого полугодия» | Познакомить родителей с динамикой речевого развития детей, наметить план работы на следующее полугодие | |
Январь, февраль, март, апрель | Мастер-класс | «Ребёнок-дисграфик. Как правильно себя вести» | Рекомендации для учителя, работающего с детьми с нарушениями письма и чтения. |
Индивидуальные консультации | «Разное» | Ответить на вопросы, волнующие родителей. | |
Публикация на сайте | «Развиваем речь ребёнка на кухне, на прогулке, на даче» | Познакомить родителей с понятием «логопедизация» семейной среды. | |
Май | Индивидуальные консультации | «Итоги года. Вопрос-ответ» | Ответить на вопросы, волнующие родителей. |
Родительское собрание | «Итоги года» | Продемонстрировать презентацию, в которой освещены методы и формы работы с детьми на летних каникулах. | |
Ежемесячно | Оформление информационно-методического стенда «Советы логопеда» | «А знаете ли вы?» | Теоретический материал, направленный на формирование знаний родителей о развитии речи детей. |
Заключительный этап | |||
Май | Монито ринг | «Анкетирование родителей» | Выявление уровня родительской компетентности в вопросах речевого развития детей |
Монито ринг детей | «Логопедическое обследова ние» | Выявление уровня речевого развития детей | |
Участие на МО логопедов | «Давайте говорить правильно!» | Презентация проекта |
Ожидаемые результаты.
Повышение педагогической компетентности учителей и родителей в вопросах речевого развития ребенка; Родители активно включены в коррекционно-развивающий процесс, выполняют рекомендации логопеда, самостоятельно используют материалы с информационно-методического стенда «Логопедическая служба», с сайта школы в разделе «Страничка логопеда. Улучшение психо-речевого развития учащихся и их способностей к овладению знаниями, успешное прохождение учебных программ.
Практическая значимость проекта заключается в том, что предложенная система поэтапного и всестороннего развития и сопровождения ребенка с ОВЗ позволяет ему обучаться с другими детьми наравне и социально адаптироваться в общеобразовательной школе.
Описание проекта
Работа по взаимодействию логопеда и родителей по вопросам речевого развития детей проходит в 3 этапа:
1 этап — подготовительный (информационно-аналитический).
Цель: получение реальной картины, анализ особенностей семьи и семейного воспитания ребенка, выработка тактики своего общения с каждым родителем.
1 этап — подготовительный (информационно-аналитический).
Задачи:
выяснить образовательные потребности родителей и уровень их компетентности в вопросах речевого развития, установить контакт с ее членами, согласовать воспитательное воздействие на ребенка;
начать сбор методических материалов (информационный банк) для копилки «Домашний логопед»;
выработать и принять единые требования, предъявляемые к родителям и ребёнку, в вопросах речевого развития, заключить дополнительные договоры между учителем логопедом и родителями.
Для решения этих задач начинаем работу с анкетирования. Получив реальную картину, на основе собранных данных, можно проанализировать особенности семьи и семейного воспитания ребенка, выявит уровень компетентности родителей в вопросах речевого развития, выработать тактику своего общения с каждым родителем. Это поможет лучше сориентироваться в педагогических потребностях каждой семьи, учесть ее индивидуальные особенности.
На данном этапе также необходимо начать собирать и разрабатывать копилку «Советы логопеда»: методические материалы в соответствие с психическими и возрастными особенностями детей.
Подготовительный этап включает в себя установление единых требований логопеда и родителей к коррекционному процессу и заключение дополнительных договоров между двумя сторонами образовательного процесса.
2 этап — основной (практический)
Задачи:
разработать и апробировать систему методических мероприятий для родителей по вопросам речевого развития школьников;
пополнить и дополнить логопедическую копилку для родителей «Советы логопеда»;
Полученные во время занятий с логопедом знания, речевые умения детей закрепляются в игровой форме в повседневной жизни. Средства и методы проекта:
проведение семинара практикума, мастер классов, консультаций, «круглых столов», «родительских гостиных», проведение конкурсов (скороговорщиков, чтецов), проведение праздника красивой и выразительной речи;
проведение индивидуальных консультаций;
создание информационно-методического стенда «Логопедическая служба» (ежемесячно);
презентация копилки для родителей «Советы логопеда» (ежемесячно);
ведение «Дневника успеха» (ежемесячно, родителями)
3 этап - заключительный (контрольно-диагностический).
Цель: анализ эффективности работы учителя-логопеда с родителями по вопросам речевого развития детей и эффективности коррекционной работы с детьми.
Задачи:
Проанализировать эффективность работы учителя-логопеда с родителями по вопросам речевого развития детей.
Проанализировать эффективность коррекционной работы с детьми.
Транслировать опыт работы по данной теме для педагогов города и района.
Практическая значимость проекта
Проект может быть востребован образовательными учреждениями различных типов и видов города, округа, страны в качестве руководства по совершенствованию модели взаимодействия учителя-логопеда с родителями в рамках коррекционного процесса. Содержащиеся в Проекте рекомендации могут служить отправной точкой при планировании работы с родителями в условиях логопедического пункта. Практические рекомендации могут найти широкое применение в деятельности Консультативных пунктов для родителей, созданных в образовательных учреждениях.
Заключение
Многие родители имеют весьма отстраненные сведения о том, кем является логопед и каким образом осуществляется коррекционная работа. Необходимо проводить просветительскую работу, настроить и привлечь внимание родителей к проблеме ребенка. С целью преодоления перечисленных проблем был разработан этот проект.
Логопедический проект «Давайте говорить, писать, читать правильно направлен на повышение компетентности родителей в вопросах речевого развития младшего школьника.
Результаты проекта
Повышение педагогической компетентности родителей в вопросах речевого развития ребенка;
Родители активно включены в коррекционно-развивающий процесс, выполняют рекомендации логопеда, самостоятельно используют материалы с информационно-методического стенда «Советы логопеда», с сайта школы в разделе «Страничка логопеда.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
ЛОГОПЕДИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ РЕБЕНКА С НАРУШЕНИЕМ ЗРЕНИЯ.
Эта работа будет полезна логопедам, работающим в дошкольных образовательных учреждениях для детей с ограниченными возможностями здоровья....
Логопедическое сопровождение в начальной школе.
В презентации коротко представлено содержание логопедического сопровождения в массовой школе....
Логопедическое сопровождение ребенка с ОВЗ в общеобразовательной школе.
Закон об образовании гарантирует реализацию права на образование ребенку с ОВЗ через создание необходимых условий "для получения без дискриминации качественного образования..." Современная ш...
Рабочая адаптированная программа логопедического сопровождения ребенка 6 лет с ЗПР (1класс)
В настоящее время дети с задержкой психического развития - довольно многочисленная группа обучающихся в общеобразовательном учреждении. Учащиеся с ЗПР испытывают особые трудности в освоении образовате...
Выступление на педагогическом совете школы по теме "Логопедическое сопровождение в системе комплексного психолого-педагогического сопровождения обучающихся с умственной отсталостью"
В материале освещается общая характеристика нарушений речи у детей с умственной отсталостью, характеризуются уровни системного недоразвития речи. Анализируются виды локальных нарушений речи, даются ха...
Презентация "Тьюторское сопровождение ребенка с РАС" в школе
Презентация "Тьюторское сопровождение ребенка с РАС" в школе...
«Модель коррекционно-развивающего сопровождения ребенка с ОВЗ в школе-интернате»
Вне зависимости от нозологии коррекционная работа должна подчиняться следующим принципами: системности, комплексности, интегративности, приоритета особых потребностей ребенка, непрерывности. В данном ...