«Модель коррекционно-развивающего сопровождения ребенка с ОВЗ в школе-интернате»
статья (5, 6, 7, 8, 9, 10, 11 класс)
Вне зависимости от нозологии коррекционная работа должна подчиняться следующим принципами: системности, комплексности, интегративности, приоритета особых потребностей ребенка, непрерывности. В данном сообщении раскрыта модель, объединения всех педагогов, функций школы, осуществляющей сопровождение ребёнка с ОВЗ.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
model_korrektsionno-razvivayushchego_soprovozhdeniya_rebenka_s_ovz.docx | 262.32 КБ |
Предварительный просмотр:
«Модель коррекционно-развивающего сопровождения ребенка с ОВЗ
в школе-интернате»
Подготовила: учитель-дефектолог, Шитик О.Н.
Прежде чем представить вашему вниманию общую модель коррекционно-развивающего сопровождения, следует вспомнить о том, что вне зависимости от нозологии коррекционная работа должна подчиняться следующим принципами: системности, комплексности, интегративности, приоритета особых потребностей ребенка, непрерывности.
Системный принцип реализуется в модели в процессе оказания психолого-педагогической помощи в разных направлениях: детям, учителям, родителям.
Комплексный характер психолого-педагогического сопровождения проявляется в том, что педагогом, психологом, дефектологом + (тифло, сурдо), логопедом, родителями оказывается ребенку комплексная помощь, охватывающая все сферы его деятельности.
Принцип интегративности- интеграция различных методов, методик, подходов, дидактических и психотерапевтических приемов. Сопровождение охватывает не только образовательную среду, но и микросоциальную (особое значение уделяется работе социального педагога). Учитывается семейный микросоциум, влияние подростковой субкультуры, детские предпочтения.
Использование одной технологии, одного метода вряд ли принесет успех. Необходимо использование психотерапевтических и психолого-педагогических методов.
Принцип непрерывности отражает необходимость комплексной диагностики его возможностей и способностей, осуществления психолого-педагогического сопровождения на протяжении всего времени обучения в школе.
Принцип приоритета особых потребностей ребенка отдельно обсуждать не стоит.
Принципы психолого-педагогического сопровождения позволили мне выстроить модель коррекционно-развивающего сопровождения применительно к нашей школе-интернату.
Но для начала я представлю микро-модели, на основании которых и строилась основная модель коррекционно-развиваюшего сопровождения.
Ребенок с ОВЗ – это главный объект коррекционного воздействия. Ребенок – это тот объект, на который направлена работа всего коллектива, а не только специалистов в области развития речи, слуха, зрения, интеллекта.
Я выделила 5 основных блоков сопровождения. Коррекционный блок является частью всего сопровождения. Коррекционно-педагогическая помощь охватывает познавательную, эмоционально-волевую, двигательную сферы, оптимизируются социальные связи и отношения. Ребенок получает необходимую медицинскую помощь, включается в разнообразную деятельность, отслеживается успешность его обучения и налаживание межличностных связей. Я специально выделила школьный ПМПк.
Тем самым хотела отметить, что школьный ПМПк, хоть и входит в коррекционно-развивающий блок, но является основным звеном в цепочке взаимодействия всех подразделений, всех педагогов, администрации, медиков, осуществляет контроль выполнения рекомендаций ЦПМПК.
Школьный ПМПк руководствуясь локальными актами ОО, определяет основные задачи коррекционно-развивающего сопровождения и структуру. Что входит в структуру: медико-социальное, психологическое, логопедическое, дефектологическое ( по нозологиям) и педагогическое направление. При их тесном взаимодействии осуществляется – единый мониторинг, выстраивается коррекционно-развивающая, методическая работа, консультирование. И, в итоге, благодаря общему взаимодействию согласно принципам, отмеченным ранее - осуществляется корректировка системы работы с ребенком с ОВЗ, совместное ведение индивидуальных маршрутов развития и обучения (коррекционные программы, рабочие, АООП, СИПР. (ИПРА)
Таким образом, объединив все микро-модели мы получили одну модель коррекционно-развивающего сопровождения ребенка с ОВЗ в школе-интернате.
У каждого педагога отражены основные документы, направления работы, должностные обязанности.
Объединение всех субъектов социально-воспитательного процесса, направление их усилий в одно русло - является задачей сопровождения. Разрозненные усилия останутся безрезультатными, какими бы они грамотными, объёмными не были.
Если правая сторона модели (фундамент) не достаточно сильная, при устойчивости медицинского сопровождения, то левая сторона модели не будет эффективной, так как осуществляется обучающая работа (ЗУН), которая должна опираться на сильный фундамент и объект педагогического воздействия должен быть способен воспринимать и усваивать учебную информацию.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическа разработка. Коррекционно-развивающее сопровождение младшеклассников в условиях школы-интерната VIII вида
Основное содержание групповых занятий составляют игры и психотехнические упражнения, направленные на развитие познавательной и эмоционально-волевой сферы, навыков адекватного социального поведен...
Методическа разработка. Коррекционно-развивающее сопровождение младшеклассников в условиях школы-интерната VIII вида
Основное содержание групповых занятий составляют игры и психотехнические упражнения, направленные на развитие познавательной и эмоционально-волевой сферы, навыков адекватного социального поведен...
" Особенности психологического сопровождения учащихся, обучающихся в школе - интернате VIII вида"
Проблемы специального образования сегодня являются одними из самых актуальных в работе Министерства образования России, а также системы специальных коррекционных учреждений. Это связано, в первую очер...
Методическое объединение воспитателей по теме "Модели коррекционно – развивающих форм воспитательного процесса, способствующие социализации воспитанников и нравственной жизненной позиции".
Методическое объединение включает в себя вопросы по формированию нравственной и эстетической среды воспитательного пространства. Раскрывает формы, методы и приёмы процесса воспитания....
Психолого-педагогическое сопровождение образовательного процесса в школе-интернат
В данной презентации отражены особенности и направления моей профессиональной деятельности в школе....
Сенсорное оборудование в коррекционно-развивающей работе (сопровождение к докладу)
Сопровождение к докладу....
Работа с родителями в рамках психологического сопровождения в КОУ «Петропавловская школа-интернат» (опыт представлен на Региональном уровне, 04.12.2023г.)
Работа с родителями в рамках психологического сопровождения в КОУ «Петропавловская школа-интернат»Виноградова Татьяна Павловна,педагог-психологОсновной целью работы педагога-психолога в об...