Игры и упражнения для преодоления глухости-звонкости, твердости-мягкости согласных звуков у дошкольников с ОНР
презентация к уроку
Преодоление дефектов глухости-звонкости, твердости-мягкости в речи у дошкольников с ОНР
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Мягкость-твердость, звонкость-глухость | 2.97 МБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Родителям на заметку Часто родители задают вопросы, что можно самостоятельно делать дома, если ребенок плохо говорит те или иные звуки? Если он в речи не правильно произносит мягкие и твёрдые, глухие и звонки согласные звуки. Чёткость нашей речи напрямую зависит от подвижности органов артикуляции, к которым относятся язык, губы, нижняя челюсть, мягкое нёбо. Артикуляционный аппарат ребенка ещё несовершенен, развивается постепенно, в процессе речевой деятельности. Но этот процесс можно немного активизировать с помощью артикуляционной гимнастики и самомассажа. Не обойтись без специальных упражнений для развития фонематичекого слуха и тренировки голоса.
Самомассаж губ Это артикуляционные движения, вызывающие эффект, сходный с массажным, то есть способствующие активизации кровообращения в области речевых органов, а значит, улучшению их работы. Предлагаемые упражнения представляют собой нечто среднее между массажем и артикуляционной гимнастикой, потому что массажные движения выполняются самим ребенком, причем в игровой форме. Демонстрировать приемы следует, сидя перед зеркалом, так чтобы маленький ученик видел отражение и своего лица, и лица взрослого, а значит, мог сравнивать свои движения с движениями взрослого. Выполнять самомассаж могут дети, начиная с двухлетнего возраста. *Смешная песенка Скажите ребенку: «Смешную песенку я знаю и на губах ее сыграю». Теперь покажите, как можно указательным пальцем перебирать по губам, произнося при этом звук, похожий на «Б-Б-Б. » (Движения пальца — сверху вниз.) Ребенок тут же захочет сам исполнить эту смешную песенку *Расческа Скажите ребенку, что у вас во рту есть необыкновенная расческа и сейчас вы будете причесываться. Сначала слегка прикусите нижнюю губу и несколько раз поскоблите ее верхними зубами, как бы причесывая. Затем прикусите верхнюю губу и несколько раз поскоблите ее нижними зубами. Предложите ребенку «причесать» свои губки. *Спрячь, губки Предложите ребенку «спрятать» губки. Покажите, как это можно сделать: подогнуть губы и втянуть внутрь. Покажите, как удерживать губы в таком положении, слегка прикусив их зубами. Пусть малыш тоже «спрячет» свои губки
Самомассаж языка *Любопытный язычок Скажите малышу, что язычок очень любопытный — ему дома не сидится, он все время хочет выглянуть изо рта. Сами сложите губы в улыбку, а зубы неплотно сомкните и покажите ребенку, как язык протискивается наружу между зубами — верхние резцы скоблят по верхней поверхности языка. Предложите малышу повторить это упражнение. * Накажем: непослушный язычок Скажите ребенку, что язычок провинился. Он вышел один, без разрешения, на улицу, и теперь придется его наказать. Продемонстрируйте упражнение, сначала высовывайте изо рта язык, слегка покусывая его по всей длине от кончика, а затем втягивайте язык в рот, также покусывая. При выполнении этих движений нужно произносить звуки: «Та, та, та. » Предложите малышу повторить упражнение. * Пожалеем язычок Жаль нам стало язычок. Не будем мы его больше наказывать, а, наоборот, пожалеем. Для этого повторите предыдущее упражнение, но не кусайте язык зубами, а похлопывайте его губами, произнося звуки: « Пя , пя , пя . » Предложите малышу повторить и это упражнение.
Артикуляционное упражнение «Кошечка» Как выполнять артикуляционное упражнение: Движение 1. Губы в улыбке, зубы обнажены, рот открыт. Нужно приблизить широкий кончик языка к нижним резцам. Движение 2. Кончик языка отодвинуть по дну рта назад вглубь рта к подъязычной связке. При этом задняя часть спинки языка должна быть выгнута вверх. В упражнении нужно чередовать движения языка вперед- назад. При этом губы находятся в улыбке, резцы обнажены, нижняя челюсть не двигается.
Артикуляционное упражнение «Горка» Можно также сделать вариант упражнения – «Горка» и удерживать положение задней части спинки языка вверху на счет. Рот приоткрыть. Боковые края языка прижать к верхним коренным зубам. Кончик языка упереть в нижние передние зубы. Удерживать в таком положении 15 с.
Тренируем произношение звуков И –Ы Игра «Эхо» И Ы Взрослый произносит слова, а ребёнок повторяет, чётко выделяя голосом звуки И-Ы . А) Ил, икс, ива, игра, Ира, пилигрим, июль, химия, имя, вы, мы, ты, жил, в Индии, ужин, улицы, мыс, выпуск, валы, цирк, выписной, с интересом. Б) Был — бил, выл — вил, пыл — пил, лыжи — лижет, мил — мыл, ныл — Нил, тыл — Тиль, рысь — рис, дым — Дима, сын — синий, азы — Зина. В) Кому пироги да пышки, кому синяки да шишки. Каков Мартын, таков у него и алтын. Знали, кого били, потому и победили. Вот иголки и булавки выползают из-под лавки.
Игра "Поможем Незнайке правильно выбрать слово". На шкафу много ... . Дети молоко .. . . Разложить картинки, расположенные парами, и слова. Варианты игры: А. Повтори слова парами В. Угадай какое слово подходит . пыли-пили дыма-Дима выли-вили осы-оси Из трубы иде т много ... . Мальчика зовут ... Птицы гнезда ... . Волки в лесу…
Игра «Два самолёта» – Ты маленький, а я большой. Большой гудит, большой ревет, Звук [Л-Л-Л] его в полет зовет. Он твердо произносится, И прямо в небо просится. - А маленький гудит не так. Он мягкий звук издать мастак: [л-л-л(ь)] – звук несется от него. Взлетает тоже высоко взрослый спрашивает у ребенка: «Как гудит большой самолет?»[Л-Л-Л] – должен ответить ребенок. «А как гудит маленький самолетик?»[Л-л-л(ь)] – ответит малыш. «Правильно, большой самолет гудит твердо [Л-Л-Л], а маленький самолетик гудит мягко [л-л-л(ь)]».
Две машины В-В-В] – твердо гудит большая машина. [В-В-В(ь)] – мягко гудит маленькая машина. Угадай-ка: «В какой машине едет Вася?»« В большой» - потому что она гудит твердо, как звучит первый слог в слове «Вася».« А в какой машине едет Витя?»« В маленькой» - потому что она гудит мягко, как звучит первый слог в слове «Витя».
Игра «Угадай кто песенку поёт Саня или Захар» Цель игры: Учить различать звонкие и глухие звуки С-З, на слух и в произношении. Взрослый произносит слова парами , ребёнок угадывает гнома. Зал—сало, зайка—сайка, Лиза—лиса, замок—сапог, зальют—салют, назад—сад, лизать—лиса, вязанка—санки, роза—роса, коза—кос , уползай—кусай, Захар—сахар, позади—посадил, залезать—салазки, заметёт—самолёт. Зов—сон, зол—соль, Зоя—соя, зорко—сопка, зонтик—сонный, возок—носок, зола—сова, узор—сор, золотой—соловей, кузовок—совок. Зуб—суп, вывезу—вынесу, зубок—сурок, зубной—сукно, везу—несу, внизу—снесу, козу—косу, грозу—росу, мазут—пасут, грызун—плясун. Зыбь—сыпь, арбузы—бусы, пузырь—сыр, козы—косы, музыка—русый, пузырёк—сырок, называть—посылать. Зябь—сядь, озёра—сёла, зябкий—всякий, козёл—осёл, призёр—боксёр, позёмка—тесёмка. Резина—трясина, зима—синева,
Найди пару Цель: Учить различать слова паронимы. Упражнять в различении слов со звонким и глухим звуком. Взрослый называет слово, а ребёнок ищет похожее. И говорит , чем эти слова отличаются. Суп……….-Зуб
Игра «Найди похожие слова» Цель. Учим различать звуки по твёрдости-мягкости, глухости-звонкости.(аналогично игре «Найди пару»).
Обратите внимание Для занятия с ребенком Вам понадобится: 1. Настольное зеркало, чтобы ребенок мог контролировать правильность выполнения упражнений; 2. «Лото» различной тематики (зоологическое, биологическое, «посуда» и т.д.); 3. Разрезанные картинки из двух и более частей, кубики. Основная трудность для родителей – нежелание ребенка заниматься. Необходимо заинтересовать ребенка. Так как основная деятельность – игра, то занятия должны строиться по правилам игры. Можно «отправиться в путешествие» в сказочное королевство или в гости к Незнайке. Плюшевая кукла тоже может побеседовать с малышом. Для достижения результата необходимо заниматься каждый день Будьте терпеливы, ласковы и спокойны, и у вас все получится! Желаем успехов!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Модульная программа и разработка уроков русского языка в 5 классе. М№ 3- М№4 Тема: Звуки речи и буквы. Алфавит. Гласные и согласные звуки. Звонкие и глухие согласные звуки. Твёрдые и мягкие согласные звуки. Значение букв Е, Е, Ю, Я.
Модульная программа и разработка уроков русского языка в 5 классе. М№ 3- М№4 Тема: Звуки речи и буквы. Алфавит. Гласные и согласные звуки. Звонкие и глухие согласные звуки.Твёрдые и мягкие согла...
Модульная программа и разработка уроков русского языка в 5 классе. М№ 5- М№6. Тип урока: Комплексное применение знаний Практика под руководством учителя. Тема: Звуки речи и буквы. Алфавит. Гласные и согласные звуки. Звонкие и глухие согласные звуки. Т
Модульная программа и разработка уроков русского языка в 5 классе. М№ 5- М№6. Тип урока: Комплексное применение знанийПрактика под руководством учителя.Тема: Звуки речи и буквы. Алфавит. Г...
Серия презентаций логопедических упражнений по теме "Парные по глухости - звонкости согласные звуки и буквы"
Слайды презентаций в программе Power Point это удобный и результативный способ предоставить ребенку возможность с интересом выполнить то или иное логопедическое упражнение. Презентация со...
Лото "Животные" - логопедическая игра для дифференциации звуков по твердости-мягкости.
Цель игры: развитие навыка дифференциации твердых и мягких согласных. Игры в отличие от репродуктивных форм работы (списать, вставить буквы, подчеркнуть) активизируют речевую и мыслительную деятельнос...
2 класс - Карточка "Парные по глухости-звонкости согласные"
Карточка "Парные по глухости-звонкости согласные" для 2 класса....
Памятка при построении системы упражнений для закрепления правильного произношения согласных звуков у глухих учащихся
Памятка для педагогов при построении системы упражнений для закрепления правильного произношения согласных звуков у глухих учащихся....
Консультация для педагогов "Игры и упражнения для развития фонематического слуха, речи и звукопроизношения у старших дошкольников с ОНР"
Для преодоления фонетико-фонематических нарушений необходимо развитие фонематического восприятия и слуха.Сформированное фонематическое восприятие является залогом четкого произнесения звуков, построен...