Артикуляционная гимнастика, рекомендации для родителей.
презентация к уроку

Куликова Ольга Васильевна

Особенности выполнения артикуляционной гимнастики в детском саду и дома с родителями..

Скачать:

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

АРТИКУЛЯЦИОННАЯ ГИМНАСТИКА

Слайд 2

Мы правильно произносим различные звуки благодаря хорошей подвижности органов артикуляции, к которым относятся язык, губы, нижняя челюсть и мягкое нёбо. Точность, сила и дифференцированность движений этих органов развиваются у ребёнка постепенно, в процессе речевой деятельности. Для правильного произношения нужны сильные, упругие и подвижные язык, губы, мягкое нёбо. Все эти речевые органы состоят из мышц. Необходимо тренировать мышцы языка и губ.

Слайд 3

Артикуляционная гимнастика является подготовительным этапом при постановке звуков. Упражнения подбирают в соответствии с тем, какие звуки нарушены у ребёнка.

Слайд 4

Проводить артикуляционную гимнастику нужно ежедневно, чтобы вырабатываемые у детей навыки закреплялись. Лучше её делать 3-4 раза в день по 3-5 минут. Не следует предлагать детям больше 2-3 упражнений за раз. Артикуляционную гимнастку выполняют сидя, так как в таком положении у ребенка прямая спина, тело не напряжено, руки и ноги находятся в спокойном положении. Ребёнок должен хорошо видеть лицо взрослого, а также своё лицо, чтобы самостоятельно контролировать правильность выполнения упражнений. Поэтому ребёнок и взрослый во время проведения артикуляционной гимнастики должны находиться перед настенным зеркалом. Также ребёнок может воспользоваться небольшим зеркалом (примерно 9х12 см), но тогда взрослый должен находиться напротив ребёнка лицом к нему.

Слайд 5

Работа организуется следующим образом: Упражнения выполняются от простого к сложному. Упражнения выполняются перед зеркалом сначала в медленном темпе, постепенно темп увеличивается. На первых занятиях каждое упражнение выполняют по два раза, затем каждое упражнение выполняют по 10-15 раз. Проводить артикуляционную гимнастику надо ежедневно. Если у ребёнка не получается какое-то движение, можно использовать механическую помощь. Занятия должны проходить в игровой форме. Можно привлечь любимую игрушку, использовать картинки. Так же любима детьми Сказка о Весёлом Язычке.

Слайд 6

Во время упражнений контролируем качество выполняемых ребёнком движений: точность движения, плавность, темп выполнения, устойчивость, переход от одного движения к другому, симметричность по отношению к правой и левой стороне лица. Наиболее эффективно выполнение артикуляционных упражнений под счёт, с хлопками, под музыку, а также в сочетании с дыхательно-голосовыми упражнениями (упражнения выполняются от 5 до 10-15 раз).

Слайд 7

При выполнении упражнений: голову держать прямо, не опуская и резко не поднимая её; челюсть опускать без рывков и избыточного напряжения; каждое упражнение проводить ритмично, фиксировать в положении под счёт до 5.

Слайд 8

УПРАЖНЕНИЯ АРТИКУЛЯЦИОННОЙ ГИМНАСТИКИ ДЛЯ ЯЗЫКА

Слайд 9

Окошко широко открыть рот -«жарко»; закрыть рот -«холодно». Чистим зубки улыбнуться, открыть рот; кончиком языка с внутренней стороны «почистить» поочерёдно нижние и верхние зубы.

Слайд 10

Месим тесто улыбнуться; пошлёпать языком между губами - «пя-пя-пя-пя-пя»; покусать кончик языка зубками (чередовать эти два движения). Чашечка улыбнуться; широко открыть рот; высунуть широкий язык и поднять его края в форме «чашечки».

Слайд 11

Трубочка с напряжением вытянуть вперёд губы (зубы сомкнуты). Заборчик улыбнуться, с напряжением обнажив сомкнутые зубы. Маляр губы в улыбке; приоткрыть рот; кончиком языка погладить («покрасить») нёбо.

Слайд 12

Грибочек улыбнуться; медленно поцокать языком, будто едешь на лошадке; присосать широкий язык к нёбу Киска губы в улыбке, рот открыт кончик языка упирается в нижние зубы выгнуть язык горкой, упираясь кончиком языка в нижние зубы

Слайд 13

Поймаем мышку губы в улыбке; приоткрыть рот; произнести «а-а» и прикусить широкий кончик языка (поймали мышку за хвостик) «а-алл». Лошадка губы в улыбке приоткрыть рот поцокать «узким» языком (как цокают копытами лошадки)

Слайд 14

Пароход гудит губы в улыбке; открыть рот; с напряжением произнести долгое «ы-ы-ыллл...». Слоник пьёт вытянув вперёд губы трубочкой, образовать «хобот слоника»; «набирать водичку», слегка при этом причмокивая. Индюки болтают языком быстро двигать по верхней губе - «бл-бл-бл-бл...».

Слайд 15

Орешки рот закрыт; кончик языка с напряжением поочередно упирается в щёки; на щеках образуются твёрдые шарики - «орешки». Качели улыбнуться; открыть рот; кончик языка за верхние зубы; кончик языка за нижние зубы.

Слайд 16

Часики улыбнуться, открыть рот; кончик языка (как часовую стрелку) переводить из одного уголка рта в другой. Блинчик улыбнуться; приоткрыть рот; положить широкий язык на нижнюю губу Вкусное варенье улыбнуться; открыть рот; широким языком в форме «чашечки» облизать верхнюю губу.

Слайд 17

Шарик надуть щёки; сдуть щёки. Гармошка улыбнуться; сделать «грибочек»; (т. е. присосать широкий язык к нёбу); не отрывая языка, открывать и закрывать рот (зубы не смыкать). Барабанщик улыбнуться; открыть рот; кончик языка за верхн и­ми зубами: «дэ-дэ-дэ...».

Слайд 18

Парашютик на кончик носа положить ватку; широким языком в форме «чашечки», прижатым к верхней губе, сдуть ватку с носа вверх. Загнать мяч в ворота «вытолкнуть» широкий язык между губами (словно загоняешь мяч в ворота); дуть с зажатым между губами языком (щеки не надувать).

Слайд 19

упражнения с бусиной

Слайд 20

ОБОРУДОВАНИЕ: бусина диаметром 2-3 см; шнурок длиной 30 см. Шнурок продет через сквозное отверстие бусины. Взрослый, во время выполнения упражнений контролирует и удерживает шнурок в руках.

Слайд 21

«ФУТБОЛ» Цели: снятие спастики языка, выработка двигательной функции артикуляционного аппарата, устранение инфантильного глотания. Описание: бусину, продетую через сквозное отверстие, ребёнок катает во рту в хаотичном порядке. Взрослый следит за выполнением упражнения, удерживая концы шнурка.

Слайд 22

«Коснись языком бусины» Цели: активизация мышц кончика языка. Описание: взрослый держит шнурок в горизонтальном положении, ребёнок касается кончиком языка бусины.

Слайд 23

«Посчитай» Цели: активизация мышц языка, выработка подвижности языка. Описание: взрослый держит шнурок в горизонтальном положении, ребёнок передвигает кончиком языка бусины справа налево и слева направо.

Слайд 24

«Удержи бусину» Цели: активизация мышц кончика языка, выработка движений языка вверх. Описание: взрослый держит шнурок в вертикальном положении, ребёнку предлагается удержать кончиком языка бусину.

Слайд 25

«Лифт» Цели: активизация мышц кончика языка, выработка подвижности языка. Описание: двигать кончиком языка бусину снизу вверх при вертикально натянутом шнурке.

Слайд 26

«Смотри, не урони» Цели: активизация мышц средней части языка. Описание: язык в форме «чашечки», бусина находится внутри «чашечки», ребёнку предлагается удержать её.

Слайд 27

«Поймай бусину» Цели: выработка подвижности губ, коррекция мимики лица. Описание: при горизонтально натянутом шнурке ребёнку предлагается захватить губами бусину и удерживать её.

Слайд 28

«Пятачок» Цели: выработка подвижности губ и коррекция мимики лица. Описание: сжатыми губами удерживать бусину, нанизанную на шнурок, и выполнять круговые движения губами.

Слайд 29

упражнения с ложкой

Слайд 30

«Сильный язычок» Цели: укрепление мышц языка и его подвижности. Описание: чайную ложку зажать в кулак и приставить к углу рта, толкать языком в вогнутую сторону ложки влево и вправо; вверх и вниз; то же, но подталкивать язычок в выпуклую часть ложки.

Слайд 31

«Подвижные губки» Цели: выработка подвижности губ. Описание: а) губы растянуть в улыбку. Выпуклой частью чайной ложки совершать круговые движения вокруг губ по часовой стрелке и против; б) держим ложку перед губами, сложенными трубочкой, выпуклой стороной плотно прижать к губам и совершать круговые движения по часовой стрелке и против.

Слайд 32

«Мишка» Цели: отработка тонких дифференцированных движений кончика языка. Описание: рот открыт, губы в улыбке. Предложить ребёнку вылизывать вогнутую часть ложки кончиком языка, постепенно уменьшая размер ложки от столовой до десертной, чайной, кофейной.

Слайд 33

«Похлопаем по щёчкам» Цели: массаж щёк. Описание: взять по чайной ложке в правую и левую руки и совершать лёгкие похлопывающие движения по щекам снизу вверх и сверху вниз.

Слайд 34

СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ! Презентация размещена на сайте nsportal.ru

Слайд 35

Используемые источники : Бардышева Т.Ю., Моносова Е.Н. Тра-ля-ля для язычка. – М.: Изд. КАРАПУЗ, 2005. Коноваленко В.В., Коноваленко СВ. Артикуляционная, пальчиковая гимнастика и дыхательно-голосовые упражнения. - М.: «Издательство ГНОМ и Д », 2001. Картотека Мальцевой С.П., Бегуновой И.В. Инновационные приёмы, способствующие улучшения иннервации артикуляционного аппарата детей дошкольного возраста с речевыми нарушениями.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рекомендации родителям по проведению артикуляционной гимнастики

Обоснование важности артикуляционной гимнастики и предоставление первого комплекса....

Рекомендации родителям по проведению артикуляционной гимнастики

Обоснование важности артикуляционной гимнастики и предоставление первого комплекса....

Рекомендации родителям по проведению артикуляционной гимнастики

Обоснование важности артикуляционной гимнастики и предоставление первого комплекса....

Артикуляционная гимнастика. Презентация для родителей и педагогов.

Презентация основных упражнений артикуляционной гимнастики. Предназначена для родителей и педагогов....

Артикуляционные упражнения и пальчиковая гимнастика. Рекомендации для родителей. Младшая группа.

Играть и заниматься с ребенком можно не только за столом дома, но и по пути в детский сад. Уважаемые родители, превратите дорогу в детский сад в игру познавательную, развивающую, интересную как для Ва...

Артикуляционная гимнастика. Рекомендации для родителей

В данной статье описаны рекомендации по проведению артикуляционной гимнастики...

Комплекс артикуляционной гимнастики в помощь родителям

Артикуляционная гимнастика – это совокупность специальных упражнений, направленных на укрепление мышц артикуляционного аппарата, развитие силы, подвижности и дифференцированности движений органо...