Конкурсы профессионального мастерства
статья

Лихова Елена Павловна

Конкурс профессионального мастерства — это не только традиционный инструмент, позволяющий набраться опыта, показать свои умения, возможность выявить лучших в профессии, но это и оценка качества подготовки по определенным компетенциям. В этом смысле — это поиск успешных методик подготовки и их дальнейшее тиражирование. Конкурсы полезны абсолютно всем. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konkursy_professionalnogo_masterstva.docx23.8 КБ
Файл prezentatsiya.pptx1.72 МБ

Предварительный просмотр:

       Конкурс профессионального мастерства — это не только традиционный инструмент, позволяющий набраться опыта, показать свои умения, возможность выявить лучших в профессии, но это и оценка качества подготовки по определенным компетенциям. В этом смысле — это поиск успешных методик подготовки и их дальнейшее тиражирование. Конкурсы полезны абсолютно всем. (СЛАЙД 1) Это возможность проявить себя, отвлечься от рутинной работы. Еще это очень хороший инструмент для открытия своего внутреннего потенциала. А как мотивировать педагогов?

 Во-первых, педагог должен быть сам неравнодушен, сам заинтересован.

Во-вторых, недостаточно только дать информацию, надо чтобы захотелось ее взять; недостаточно только говорить о возможных результатах, надо чтобы эти результаты захотелось достичь. Именно обмен впечатлениями с бывшими участниками поможет в поддержании желания действовать в том же направлении.

В-третьих, как вариант, для формирования мотивации — это работа над пополнением портфолио к аттестации на квалификационную категорию.

    Многие, в том числе мои коллеги, не сдвигаются с места лишь потому, что им важно ощущение комфорта и надежности. Изменения пугают их. Но побеждает в жизни лишь тот, кто сумел победить сам себя. Свой страх. Свою лень. Свою неуверенность. Ведь самый сложный шаг – это шаг, отделяющий нас от привычного. Конкуренция приносит в нашу жизнь эмоции, способствует профессиональному росту.

       Вернусь к  созданию условий. Каково значение выражения «создавать условия». В словаре русских синонимов выражение «создавать условия» значит служить порукой, гарантировать, делать возможным, быть гарантией, обеспечивать. Кто создаёт условия? Какие условия нужно создавать? Когда конкурсант узнает, что он стал победителем, его переполняют радостные чувства и эмоции, возникают разные мысли и видятся всевозможные перспективы. Важно уже на этом этапе прислушавшись к себе, поставить цель, постараться сформулировать задачи дальнейшего развития. Включить мотивирующие установки: мне интересно; я этого не знаю; я хотел бы научиться; мне важно освоить; я хочу попробовать; мы сможем это сделать вместе с коллегами и другие.

      Важно понимать, что современный педагог — ресурсный педагог. Современный педагог должен рассматривать вопрос воспитания и развития ребенка в системе образования с позиций ресурсного подхода, который направлен на повышение мобильности педагогов и их готовности к самообновлению. Поэтому перед современным педагогом стоят задачи, решение которых невозможно без личностных качеств, присущих именно ресурсному педагогу. А именно:

• важно пробовать новые идеи обучения, быть готовым применять новые методы. Без этого невозможно сохранить свежесть своего восприятия и мотивацию к профессиональному росту;

• важно искать ресурсы для развития и решения проблем, проявлять настойчивость, чтобы встречать проблемы лицом к лицу и стараться найти выход в любой ситуации, когда потребности высоки, а ресурсы ограничены;

 • важно верить в то, что всему можно научиться. Эта уверенность имеет двойное значение: с одной стороны, она помогает педагогу самому постоянно развиваться, осваивая новые программы и технологии, с другой стороны, не даёт опускать руки в работе с детьми;

• важно уметь совместно с детьми и их родителями планировать соответствующую деятельность, делегировать воспитанникам свои полномочия и обязанности, развивая тем самым их самостоятельность и рационально расходуя собственные ресурсы, потому что и взрослые, и дети ценят не то, во что вложили свои силы ради них, а то, во что они вложились самостоятельно;

 • важно уметь расставлять приоритеты в зависимости от ситуации. Современные педагоги работают в постоянно движущемся потоке, чтобы быть эффективным, нужно иметь гибкое мышление, отслеживать изменения в детях и общей обстановке и расставлять приоритеты в зависимости от своих наблюдений. Например, чуткий воспитатель будет по-разному строить свою работу с ребенком, у которого проблемы с самодисциплиной, и с тем, у кого таких проблем нет. Надо уметь расставлять приоритеты это и способность правильно распределять время, которое всегда ограничено.

• важно уметь транслировать и позиционировать свои идеи и свою работу.

• важно стратегически мыслить, то есть понимать, что результат сегодняшней работы современного мыслящего педагога — это успешные взрослые люди, которые будут определять мир через 10–20 лет.

• важно анализировать свою работу и поступки — это возможность превращать неудачи в победы. В педагогическом деле неудачи неизбежны, ведь зачастую невозможно учесть все факторы, с которыми приходится иметь дело. Но ресурсный педагог использует свои ошибки как учебный материал для себя и своих воспитанников, анализируя их и делая выводы

    А каков современный дошкольник?

     Современный дошкольник может настаивать на своем мнении, доказывать собственную правоту, добиваться ответа на заданный вопрос, иногда не очень корректными способами;

• может, внезапно, на середине занятия, спросить у взрослого «а когда уже будет интересно?». Именно эта фраза была услышана на одном из занятий. Действительно, какие занятия детям кажутся интересными? Где много всего красочного? Где сам воспитатель в эпицентре событий — объясняет, танцует, рассказывает, изображает? Да, это тоже бывает интересно ребятам. Но все же, самыми интересными занятиями будут те, где с детьми РАЗГОВАРИВАЮТ. Интересуются их мнением, планами, идеями. Слышат и реагируют на услышанное. Поддерживают в решении трудных задач. Верят в них. Живут вместе с ними.

          С позиции члена жюри. Конечно, члены жюри во многом субъективны. Но именно разработанная система критериев оценки позволяет быть более объективными.

Всю систему критериев можно разбить на две большие группы. Первая группа – это общие критерии оценки:

  1. Самое первое и самое главное  - это соответствие ФГОС. Он будет повторяться везде. Даже если он не звучит в такой формулировке. Например, конкурсное испытание «Педагогическое мероприятие с детьми», фактически все критерии, заложенные в это испытание…например, поддержка детской самостоятельности, инициативности, педагогическая мобильность и т.д. – это идеология ФГОС.
  2. Второе. Это конечно общая культура поведения и речи конкурсанта. Особое внимание стоит обратить на слова – паразиты. И поработать над ними.
  3. Совершенно справедливо, что должна быть связка между всеми конкурсными испытаниями. Тематическая и содержательная. Конкурсант представляет некий, свой собственный, и отчАсти (никто, конечно, не требует абсолютной авторской новизны), но отчАсти некий инновационный опыт.

Вторая группа – это специфические критерии, характерные для каждого конкурсного испытания.

Остановлюсь на одном конкурсном испытании, поскольку, казалось, мы все читаем одни и те же критерии, но у кого-то получается. А у кого-то нет. Представлю их в виде типовых ошибок, которые у конкурсантов проявляются. Не секрет, что все члены жюри считают самым главным конкурсным испытанием – педагогическое мероприятие с детьми. Потому что именно в этом конкурсном испытании воспитатель, педагог – любой (учитель – логопед, музыкальный руководитель и т.д.) проявляется в той форме, когда уже никого нельзя обмануть. Потому что это непосредственная работа с детьми. И все ошибки, которые допускает конкурсант, можно разделить на ТРИ БОЛЬШИЕ ГРУППЫ.

Первая группа. Конкурсант «идёт» за конспектом. И соответственно, та педагогическая мобильность, которая стоит в качестве критерия, уходит, к сожалению, на второй план. Примеры данной ситуации. Конечно, конспект, безусловно, чаще всего, написан с помощью методистов. Действительно, это результат работы команды, когда оказывается методическая помощь, ресурсная помощь конкурсанту. Но всегда, в ходе реализации этого конспекта возникают моменты, которые не укладываются в этот конспект. Воспитатель должен в этот момент остановиться. Например, ребенок отвлекает его от ведения занятия, и говорит, «а у меня вот это», « а я делаю то-то» и т.д. Вот самая главная ошибка конкурсанта – сказать – «мы с тобой потом об этом поговорим, а сейчас будем делать то, чем начали заниматься. Проявить интерес к каждому, постараться сделать так, чтобы каждый ребенок, его потребность и интересы не остались без внимания. Вот это не просто ремесло, это искусство педагога.

Вторая группа ошибок. Очень коротко. Потеря субъект субъектности. Уход педагога в субъект – объектные отношения. Что имеется ввиду. Если от совершенно конкретных примеров до более обобщенных. Например, когда проводится занятие, не надо передвигать детей руками. Дети – это не объекты. Дети – это субъекты. Вы никогда не прикоснетесь к другому взрослому и не поставите его на 10 см ближе или на 10 см дальше. Дети в этом смысле не исключение. Мы испытываем к ним такие же уважительные чувства, такую же дистанцию. Вот конкретная ситуация, но она очень часто повторяется. Не надо договаривать за детьми то, что они могут сказать сами. Не доделывайте за ними то, что они могут сделать сами. Это говорит о том, что воспитатель старается передать знания в готовом виде. Знания имею ввиду в широком смысле слова. Конечно, для системы дошкольного образования уместнее употреблять слово не «знания», а некий опыт, некие практики культурные.

Третья группа ошибок. Занятия проходят в зоне ближайшего развития. Это одна из тонкостей проведения педагогического мероприятия с детьми, на которую не всегда обращают внимание педагоги. Что это значит? Зачастую педагог очень рад, счастлив и доволен, когда дети отвечали на все поставленные вопросы, легко, быстро, вот без всякого усилия. Ему кажется, что занятие прошло легко, динамично, очень гладко. Но это говорит о том, что материал не в зоне ближайшего развития. Т.е ребенку не надо было делать никакого усилия для того, чтобы освоить данный образовательный материал. Он его в том или ином виде имеет, знает.

      Споры о занятии идут бесконечные: разрешает ли ФГОС ДО их проводить? Как правильно их называть? В одном источнике видим термин «организованная образовательная деятельность», в другом — «непосредственно образовательная деятельность», в третьем — «игровая образовательная ситуация», в четвертом — вообще ничего про это не написано… Такая ситуация неопределенности заставляет нервничать и тревожиться, заострять внимание на формальных деталях, при этом отвлекает от сути.    Мы можем назвать этот фрагмент нашего взаимодействия с детьми, как угодно. Это право у нас никто не отбирал. Название не поменяет сути. А все ключевые изменения должны быть именно в ней. Так что же отличает то самое «фгосовское» занятие от тех, которые мы проводили раньше? Самое главное, это — деятельный подход. Самые любознательные могут самостоятельно найти эту информацию. Значит перед нами стоит задача создать такие условия для детей, в которых они получили бы возможность самостоятельно приобретать позитивный опыт эффективного проживания КАЖДОГО этапа ЛЮБОЙ деятельности.

Первый этап любого дела — мотивация к нему. Ключевым здесь будет вопрос: «Для чего мне это?» Ответ на него должны понимать и принимать все дети, присутствующие на занятии.

Второй этап — осуществление планирования. Ключевой вопрос: «Как я это буду делать?»

Третий этап — реализация замысла. Ключевая фраза этого этапа: «Я делаю это сам!» Четвертый этап — рефлексия (самоанализ). Ключевой вопрос: «Что и почему у меня получилось?»

Кратко перечислю наиболее часто встречающиеся ошибки.  

На первом этапе: «Отсутствие „детской цели“», «Манипуляция мнением детей».

На втором этапе: «Планирование вместо ребенка», «Имитация детского выбора».

 На третьем этапе: «Ответы „за детей“», «Ориентация только на первые правильные ответы детей», «Создание образовательных ситуаций для детей, противоречащих реальной жизни», «Многократное повторение своего вопроса для детей», «Предупреждение детской ошибки, затруднения», «Готовность отвечать на все детские вопросы», «Категорическая педагогическая оценка», «„Доделывание“ за ребенка», «Неоправданный тактильный контакт», «Отсутствие свободы выбора для детей», «Большое количество времени, отведенного на рассказ педагога», «Отсутствие поддержки детского высказывания», «Навязывание помощи», «Остановка детской деятельности».

На четвертом этапе: «Педагог подводит нерефлексивный итог», «Педагог осуществляет выводы самостоятельно», «Педагог осуществляет педагогическое оценивание, либо обобщая весь детский коллектив, либо подчеркивая неуспехи ребенка (детей)».

СЛАЙД 2       Вот как раз конкурс – это отличный шаг проверить себя, это возможность поделиться своими идеями и мыслями, это знакомство с новыми интересными людьми. Для участия в конкурсе требуется выдержка, умение «держать удар» и стремление побеждать. Желаю быть современными, ресурсными педагогами и отличных всем нам современных дошкольников. Спасибо за внимание!


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 2

Конкурс - это… общение профессиональный рост опыт н овые технологии эмоции л ичностное развитие стремления

Слайд 3

Что видят люди Что люди не видят разочарования труд п реданность делу б ессонные ночи критика упорство неудачи настойчивость споры УСПЕХ слезы паника надежда срывы


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Победитель конкурса профессионального мастерства «Педагог года общеобразовательных учреждений Министерства обороны РФ» в номинации "Лучший педагог дополнительного образования" педагог МКК "Пансион воспитанниц МО РФ Рогулькина Н.Д.

Апрель 2012 года.IIIтур конкурса профессионального мастерства «Педагог года общеобразовательных учреждений Министерства обороны РФ»«Искусство – территория свободы для воспитанниц».  ...

Победитель конкурса профессионального мастерства «Педагог года общеобразовательных учреждений Министерства обороны РФ» в номинации "Лучший педагог дополнительного образования" педагог МКК "Пансион воспитанниц МО РФ Рогулькина Н.Д.

 Апрель 2012 года.III тур конкурса профессионального мастерства «Педагог года общеобразовательных учреждений Министерства обороны РФ»«Искусство – территория свободы для воспитанниц»....

Акмеологический подход к разработке концепции конкурсов профессионального мастерства среди студентов среднего профессионального образования

В статье анализируется роль и основные проблемы развития среднего профессионального образования как звена системы непрерывного образования. В качестве одного из средств решения проблем, связанных с пр...

Сценарий дистанционного конкурса профессионального мастерства учителей математики «Развитие профессиональной компетенции учителя математики»

«Педагог становится профессионалом благодаря своим знаниям, практическому опыту, учась на примере более опытных коллег. Но только став исследователем, «постоянно перестраивающим свой профессиональный ...

ОТ ДИАГНОСТИКИ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ ДЕФИЦИТОВ МОЛОДЫХ ПЕДАГОГОВ ДО УЧАСТИЯ В КОНКУРСЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МАСТЕРСТВА. Из опыта наствнической деятельности.

ОТ ДИАГНОСТИКИ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ ДЕФИЦИТОВ МОЛОДЫХ ПЕДАГОГОВ ДО УЧАСТИЯ В КОНКУРСЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МАСТЕРСТВА.Из опыта наствнической деятельности....