Круглый стол «Мой ребенок. Я могу ему помочь!»
материал
Предварительный просмотр:
Муниципальное автономное дошкольное образовательное
учреждение детский сад компенсирующего вида № 14 г. Туймазы
муниципального района Туймазинский район Республики Башкортостан
Круглый стол
«Мой ребенок.
Я могу ему помочь!»
Провела:
учитель – дефектолог
Кудряшова М.Ф.
Туймазы, 2019 г.
«Попытка воспитать детей дошкольного возраста с ОВЗ без помощи и поддержки со стороны семьи,
подобна сбору листьев граблями в сильный ветер»
А.В. Сухомлинский.
Родители должны быть активными участниками образовательного процесса, а не просто сторонними наблюдателями.
Наш ДЕВИЗ в работе с детьми:
«МЫ ГОТОВЫ РАБОТАТЬ ВМЕСТЕ С ВАМИ,
НО НЕ ВМЕСТО ВАС!»
активность + осознанность +
самостоятельность + компетенция
Только равноправное творческое взаимодействие образовательного учреждения с семьями дошкольников является залогом полноценного развития ребенка.
Семья – это особый мир, внутри которого разворачиваются индивидуальные счастливые и несчастливые истории человеческих взаимоотношений, формируется либо деформируется личность ребенка. Для ребенка, имеющего дефект психического характера, семья, как первичное, наиболее эмоционально значимое пространство жизнедеятельности, должна выполнять свое базовое предназначение – стать для него своеобразной коррекционно-развивающей средой, обеспечивающей компенсацию дефекта. Включаясь в такую среду, ребенок с ограниченными возможностями здоровья учится возмещать свои природные недостатки, обретает возможность справиться с возрастными задачами иными путями. Однако жизнь большинства семей, в которых рождается такой ребенок, сопровождается целым рядом деструктивных переживаний (вины, разочарования, страха, одиночества, душевной боли, отчаяния), и родители зачастую сами нуждаются в психологической помощи, не имея ресурсов для создания условий, способствующих его адаптации и развития. Именно поэтому особая деятельность по психолого-педагогическому сопровождению таких семей является востребованной и актуальной.
Для ребенка с ОВЗ родители (в первую очередь, мать) являются в силу ограничения возможностей контактов с миром наиважнейшими носителями представлений о «большом мире», формирующем его смысловое поле. И то, какой смысл придают родители особенностям его развития, его болезни, закладывает в ребенка тот или иной сценарий разворачивания жизни.
Необходимости подготовки родителей к воспитанию детей в семье, повышению педагогической компетентности родителей в отечественной педагогике уделяли внимание многие ученые. В настоящее время существует множество разработок по организации работы с родителями детей с ОВЗ (С.Д. Забрамной, И.И. Мамайчук, В.В.Ткачевой). Единство семейного и дошкольного общественного образования в
работе детского сада регламентируется основными законодательными документами. В основе новой концепции взаимодействия семьи и дошкольного учреждения лежит идея о том, что за воспитание детей несут ответственность родители, а все другие социальные институты призваны помочь, поддержать, направить, дополнить их воспитательную деятельность.
Главный момент в контексте «семья - дошкольное учреждение» это личное взаимодействие педагога и родителей по поводу трудностей и радостей, успехов и неудач, сомнений и размышлений в процессе воспитания конкретного ребенка в данной семье. Перейти к новым формам отношений родителей и педагогов невозможно в рамках закрытого детского сада: он должен стать открытой системой. Придать дошкольному учреждению «открытость внутрь» значит сделать педагогический процесс более свободным, гибким, дифференцированным, гуманизировать отношения между детьми, педагогами, родителями. Одна их форм открытости учреждения, как я считаю, является организация работы психолого – педагогической гостиной (альтернатива родительским собраниям).
Интеграцией охвачены наши воспитанники с задержкой психического развития. В рамках реализации задач проекта встал вопрос о необходимости повышения педагогической компетентности всех участников психолого-педагогического сопровождения детей с ограниченными возможностями, в том числе и родителей, так и детей с ОВЗ. Психолого – педагогические гостиные – одна из многочисленных форм организации психолого-педагогического сопровождения семьи воспитанников с ОВЗ. В работе гостиной неоценима помощь педагогов и родителей друг другу в понимании ребенка, в решении его индивидуальных проблем, в оптимизации его развития. Это особенно актуально для групп с детьми с задержкой психического развития.
Проведенное мною изучение особенностей и проблем семьи, имеющей ребенка с ОВЗ, а также наблюдения из практики показали, что подавляющее число родителей испытывают чувства вины, стыда, безнадёжности и жалости к себе. По-разному определяется и стратегия выхода из сложившейся ситуации. Было отмечено несколько стратегий поведения в семье имеющей ребенка с ОВЗ. Чаще всего это гиперопека, в других случаях возможности детей чрезмерно завышаются, к ним предъявляются требования без учета их психофизического состояния; выявлены семьи с явным или скрытым эмоциональным отвержением ребенка с ОВЗ. Вышеописанные стили воспитания имеют негативные последствия для ребенка с ОВЗ и не способствуют развитию его личности. Наиболее благоприятной является ситуация, когда родители объективно оценивают и воспринимают особенности ребенка и принимают его таким, какой он есть. Эти особенности могут определить и учесть их в своей работе только разбирающиеся в них, педагогически компетентные родители.
Как правило, в работе дошкольных учреждений применяются традиционные методы сотрудничества с семьёй, но часто родители остаются недостаточно заинтересованными, не включенными в психолого- педагогический процесс. Посещение круглых столов позволяет родителям научиться по-новому понимать своих детей, усвоить методы совместной деятельности, получить новые знания, которые можно будет использовать в домашних условиях.
Невозможно помочь такому ребенку, если позиция его семьи лишь пассивно- страдательная. Помощь ребенку – это организация всей его жизни с продумыванием каждой мелочи. Специалист может помочь, научить, поддержать, но путь освоения мира ребенок с ОВЗ может пройти только вместе с близкими.
За тысячелетнюю историю человечества сложились две ветви воспитания подрастающего поколения: семейное и общественное. Каждая из этих ветвей, представляя собой социальный институт воспитания, обладает своими специфическими возможностями в формировании личности ребенка.
Издавна ведется спор, что важнее в становлении личности: семья или общественное воспитание. Одни великие педагоги склонялись в пользу семьи, другие отдавали пальму первенства общественным учреждениям. Так Ян Амос Коменский назвал материнской школой ту последовательность и силу знаний, которые получает ребенок из рук и уст матери. Уроки матери - без перемен в расписании, без выходных и каникул. Чем многообразнее и осмысленнее становится жизнь ребенка, тем шире круг материнских забот. Ян Амос Коменскому вторит другой педагог – гуманист Иоан Генрих Пестлоцци: семья – подлинный орган воспитания, она учит делом, а живое слово только дополняет и, падая на распаханную жизнью почву, оно производит совершенно иное впечатление.
В течение многих лет, словом и делом подчеркивалась ведущая роль общественного воспитания в формировании личности ребенка.
Между тем современная наука располагает многочисленными данными, свидетельствующими о том, что без ущерба для развития ребенка невозможно отказаться от семейного воспитания. Поскольку сила и действенность семейного воспитания, несравнимы ни с каким, даже очень квалифицированным воспитанием в детском саду.
Таким образом, современная наука подчеркивает приоритет семьи в воспитании ребенка в законодательстве Р.Ф. в статье 18 Дошкольного образования, что родители являются первыми педагогами. Они обязаны заложить основы физического, нравственного и интеллектуального развития личности ребенка в раннем детском возрасте. Государство гарантирует финансовую и материальную поддержку в воспитании детей. Для воспитания детей дошкольного возраста, охраны и укрепления их физического и психологического здоровья действует сеть дошкольных образовательных учреждений. Отношения между дошкольным образовательным учреждением и родителями регулируются договором между ними, который не может ограничивать установленные законом права сторон.
Семья и детский сад связаны формой преемственности, что обеспечивает непрерывность воспитания и обучения детей. Однако дошкольник не эстафета, которую передает семья в руки педагогов детского учреждения. Здесь важен не принцип параллельности, а принцип взаимопроникновения двух социальных институтов.
Семья и детский сад имеют свои особые функции и не могут заменить друг друга. Важным условием преемственности является установление доверительного делового контакта между семьей и детским садом, в ходе которого корректируется воспитательная позиция родителей, педагогов.
Возрастание роли образования, которое наблюдается во многих странах мира, в том числе и в нашей стране, меняет отношение к дошкольным учреждениям. Теперь во главу ставится педагогическая функция дошкольного учреждения: как воспитывают, чему учат, насколько успешно готовят к школе. Чтобы эффективно выполнять педагогическую функцию, дошкольное учреждение должно пересматривать содержание и качество образовательной работы с детьми, искать пути более сильного влияния на каждого ребенка. Это ставит педагогический коллектив дошкольного учреждения перед необходимостью искать в лице семьи союзника, единомышленника в воспитании ребенка.
Однако далеко не все семьи в полной мере реализуют весь комплекс возможностей воздействия на ребенка. Причины разные: одни семьи не хотят воспитывать ребенка, другие – не умеют это делать, третьи – не понимают, зачем это нужно.
Отмечено, что наибольших успехов добиваются дети, родители которых не только овладели педагогическими приемами и тактиками, но и сумели понять и принять особенности своего ребенка. Одна из самых уязвимых в данном аспекте категория семей – семьи, воспитывающие детей с ОВЗ. Согласно современным исследованиям (В.В. Ткачева, И.Ю. Левченко, О.Г. Приходько, А.А. Гусейнова) качественные изменения, имеющие место в семьях, воспитывающих детей с ОВЗ, проявляются на психологическом, социальном и соматическом уровнях. Факт появления на свет ребенка «не такого, как у всех» является причиной сильного стресса, испытываемого, в первую очередь матерью. Стресс, имеющий пролонгированный характер, оказывает сильнейшее деформирующее воздействие на психику родителей и становится исходным условием резкого травмирующего изменения сформировавшегося в семье жизненного уклада (стиля внутрисемейных взаимоотношений, системы отношений членов семьи с окружающим социумом, особенности миропонимания и ценностных ориентаций каждого из родителей ребенка). Нередко семья не справляется с эмоциональной нагрузкой, последствия бывают самые разнообразные - нарушения супружеских, детско-родительских отношений, часто семейная система, не выдержав напряжения, распадается. В семьях с детьми ОВЗ огромный процент разводов, неполных семей, в которых вся нагрузка, как социальная, так и эмоциональная ложится на мать, которая не в состоянии в полной мере способствовать социализации ребенка. В этом случае происходит еще большее увеличение тревоги, семья становится уязвимой и мало функциональной.
Памятка для родителей,
воспитывающих детей с ОВЗ (ограниченными возможностями здоровья)
«ПОНИМАЮ» и «ПРИНИМАЮ»
Правило 1. Не предъявляйте к ребенку повышенных требований. В своей жизни он должен реализовать не ваши мечты, а свои способности. Ни в коем случае не стоит стыдиться своего ребенка.
Правило 2. Чаще хвалите ребенка. Чаще хвалите ребенка. Ласково обнимайте, давайте ему какую-нибудь маленькую награду, когда у него что-нибудь получается или когда он очень старается. Если ребенок старается сделать, но у него не получается, лучше обойдите это молчанием или просто скажите: “Жаль, что не вышло, в другой раз получится”.
Правило 3. Признайте за ребенком право быть таким, какой он есть. Примите его таким – с невнятной речью, странными жестами. Ведь вы любите его, пусть ваша любовь и переживает трудные времена. В конце концов, какая разница, что скажут о вашем ребенке незнакомые люди, которых вы больше никогда не увидите или тетя Дуся из соседней квартиры? Почему их мнение для вас так важно?
Правило 4. Пытаясь чему-то научить ребенка, не ждите быстрого результата. Начните с того, что ребенок умеет делать хорошо, а затем побуждайте его сделать немножко больше. Правильная помощь и в нужное время принесет успех и радость и ребенку, и тем, кто ему помогает. Научитесь радоваться даже небольшим его достижениям. Постепенно он все выучит, и еще более постепенно проявит свои знания. Запаситесь терпением на годы.
Правило 5. Глядя на своего ребенка, не думайте о своей вине. Лучше подумайте о том, что уж он-то точно, ни в чем не виноват. И что он нуждается в вас и вашей любви к нему. Не замыкайтесь в своем мире. Не бойтесь говорить о своем ребенке. Как показывает опыт, люди в своем большинстве гораздо более терпимы, чем это кажется на первый взгляд. Заставьте друзей принять вашего ребенка таким, какой он есть. Найдите новых друзей, которые примут вашего малыша со всеми его чудачествами. Общение с другими людьми, детьми, возможно, поможет вашему ребенку в будущем. Не умея самостоятельно строить отношения с людьми, общаться, он возьмет вас и ваших друзей за образец.
Правило 6. Ребенок не требует от вас жертв. Жертв - требуете вы сами, следуя принятым обывательским стереотипам. Хотя, конечно, кое от чего и придется отказаться. Но выход можно найти из любой, даже самой сложной ситуации. И это зависит только от вас.
Правило 7. Рассказывайте о них – пусть все знают, что такие дети есть, и что им нужен особый подход! Кроме того, семьям полезно общаться между собой. При таком общении не редко родители перестают чувствовать свое одиночество, свою обособленность и особенность. Ощущение того, что существуют семьи с такими же проблемами, не редко приободряет, а семьи, прошедшие этот путь раньше могут помочь советом по уходу за ребенком. Родители, общаясь между собой не стесняются своих детей, не переживают из-за их странного поведения, доброжелательно относятся к странностям других. В результате такого общения налаживаются новые дружеские связи, жизнь приобретает новые оттенки.
Муниципальное автономное дошкольное образовательное
учреждение детский сад компенсирующего вида № 14 г. Туймазы
муниципального района Туймазинский район Республики Башкортостан
Круглый стол
«Дети – инвалиды. Дети с ОВЗ.
Государственная политика. Права.
Обязанности. Ответственность»
Провела:
учитель – дефектолог
Кудряшова М.Ф.
Туймазы, 2019г.
Основным правовым актом в нашей стране является принятая в декабре 1993 года Конституция Российской Федерации, которая регламентирует основы общественного и государственного устройства, систему государственных органов управления, порядок их создания и деятельности, основные права и обязанности граждан. Создаваемые на основе Конституции законы предусматривают определенные правовые льготы отдельным категориям граждан. Среди наиболее важных законодательных решений в области защиты прав инвалидов и лиц с ограниченными возможностями можно выделить: “О государственной защите инвалидов”, ”Об образовании”, “О социальном обслуживании граждан пожилого возраста и инвалидов”, “О государственных пособиях гражданам, имеющим детей”, “Об основных гарантиях прав ребенка”, Семейный кодекс Российской Федерации.
Основные статьи Закона РФ “О социальной защите инвалидов” вступили в силу с 1 января 1996 г. Новый закон вводит новую интерпретацию правового понятия “инвалид”. Назначение инвалидности ребенку является юридическим актом и осуществляется Государственной службой медико-социальной экспертизы (приказ МЗ № 117 от 4.07.1991 г. “О порядке выдачи медицинского заключения на ребенка-инвалида в возрасте до 16 лет”, в котором приводится подробный перечень заболеваний, которые приводят к инвалидности). В постановлении Правительства РФ № 965 от 13.08.1996 г. приводятся основания, в соответствии с которыми осуществляется назначение инвалидности. К категории инвалидов относятся дети, которые имеют “значительные ограничения жизнедеятельности, приводящие к социальной дезадаптации, вследствие нарушения развития и роста ребенка, способностей к самообслуживанию, передвижению, ориентации, контролю за своим поведением, обучению, общению, трудовой деятельности в будущем. Именно ограничение жизнедеятельности и обусловливает необходимость особой социальной защиты.
Каждый несовершеннолетний инвалид, или ребенок с ОВЗ – в первую очередь человек и гражданин. Его отличительной чертой является состояние здоровья и сниженная способность к самообслуживанию. В связи с этим на каждого ребенка, обладающего таким статусом, распространяются общие права граждан (например, на имя), законодательство о детях в целом, а также нормативные акты, регулирующие вопросы получения статуса ребенка-инвалида, реабилитации, абилитации, выплат, льгот, защиты законных интересов:
Конвенция о правах человека.
Конституция РФ.
Гражданский кодекс.
Семейный кодекс.
Закон об опеке.
Конвенция о правах инвалидов.
Закон 1995 года о социальной защите граждан с ограниченными возможностями.
Закон от 2014 года о внесении изменений в нормативные акты по соцзащите инвалидов.
Последний правовой акт имеет особое значение для детей с ограниченными возможностями. В частности, он закрепляет понятие «абилитация». В отличие от ранее действующего, единственного понятия «реабилитация», новый термин подразумевает полное обучение нуждающегося необходимым для него социальным навыкам, знаниям и умениям. Тогда как реабилитация – это восстановление навыков, утраченных вследствие заболевания. 80% несовершеннолетних инвалидов нуждаются именно в абилитации. Далеко не все права совершеннолетних граждан со стойким нарушением здоровья распространяются на детей. Перечень прав Ребенок с ограниченными возможностями относится к одной из самых незащищенных категорий граждан, поэтому нуждается в особой защите со стороны государственных органов. Для этого законодатель предусмотрел ряд прав и льгот именно для них.
Социальные права детей-инвалидов предусмотрены:
на образование;
на воспитание;
на лечение;
на материальное обеспечение;
на социальное обслуживание;
на участие в культурных мероприятиях;
на трудовую деятельность;
на дополнительные льготы.
Преимущественный перечень прописан федеральным законодательством, однако большинство регионов устанавливают дополнительные меры соцподдержки для детей с ограниченными возможностями. Многоуровневая структура является одной из причин проблем в реализации прав. Обучение, воспитание и лечение детей-инвалидов Воспитание детей-инвалидов может осуществляться как в специализированных организациях, так и на дому. Ребенок имеет право на посещение детского сада, если у него нет медицинских противопоказаний. Профильные учреждения имеют особые группы для инвалидов с одинаковыми заболеваниями. В настоящее время многие детские сады комбинированного вида. Такие организации имеют в составе, как общеобразовательные группы, так и для детей с ограниченными возможностями. Законные представители воспитанников таких групп обычно освобождаются от внесения родительской платы. Воспитывать на дому детей-инвалидов рекомендуется при наличии заболеваний, препятствующих посещению группы или по желанию опекуна. В отдельных регионах осуществляется поддержка семей, реализующих дошкольное образование детей на дому, однако эти льготы не имею отношения конкретно к детям-инвалидам.
Обучение Образовательная система Российской Федерации предусматривает специализированные программы для граждан с ограниченными возможностями здоровья. Ребенок может обучаться как в общеобразовательных организациях, так и в профильных. Существует несколько видов учреждений для инвалидов, имеющих следующие стойкие нарушения здоровья: слабовидящие; слепые; слабослышащие; глухие; глухонемые; задержка психического развития; легкая умственная отсталость; нарушения опорно-двигательной системы (дцп).
Коррекционные образовательные организации могут быть профильные для одного вида заболеваний (слепые), комбинированные по диагнозам (слабослышащие, глухие и глухонемые) и по сочетанию расстройств (болезни опорно-двигательной системы и легкая умственная отсталость). При этом поощряется обучение инвалидов с сохранным интеллектом в общеобразовательных организациях, если это позволяет состояние здоровья ребенка, например аутизм. Считается, что дети с ограниченными возможностями, получающие образование в общих школах, лучше адаптируются в дальнейшей жизни.
Документальное подтверждение:
Одним из документов, необходимых для получения справки медико-социальной экспертизы (МСЭ), является заключение психолого-медико-психологической комиссии (ПМПК). Эта бумага содержит информацию о рекомендованном образовательном маршруте. Для ребенка-инвалида такой документ обязателен. В соответствии с ним определяется программа обучения. Оформление в специализированную школу также возможно только при наличии заключения. Документ выдается на руки законному представителю после прохождения комиссии. Он содержит рекомендации для домашней коррекции ребенка и в условиях образовательной организации. На родителя или опекуна возлагается обязанность по передаче бланка в школу (лицей, детский сад). Важно! Ответственность за неисполнение рекомендаций ПМПК законными предстателями не предусмотрена.
В отличие от общеобразовательных школ, в которые набор осуществляется по территориальному признаку, выбор специализированного учреждения возложен на законных представителей. Родитель может обратиться в любую коррекционную школу, и при наличии мест в нужном классе, ребенок будет зачислен на обучение. Коррекционных школ в стране значительно меньше, чем общеобразовательных. Так как предугадать наличие инвалидов, нуждающихся в определенном обучении, практически невозможно, зачастую подходящее учреждение территориально отдалено от места жительства. Большинство таких школ являются интернатами.
Школа интернатного типа – это учреждение, реализующее не только специальные образовательные программы, но и воспитательные. Законный представитель может забирать ребенка домой ежедневно, на выходные дни, а при большой территориальной отдаленности места жительства – в каникулярные дни. При этом права родителей или опекунов не прекращаются.
В соответствии с законом об образовании, при наличии заключения ПМПК, родители могут перевести ребенка на надомное обучение. Этот вид получения образования подразумевает посещение инвалида учителем по месту жительства. Например, 3 раза в неделю по 3 урока. Длительность домашнего урока составляет 30 минут. Для перевода на надомное обучение специалистами ПМПК должна быть установлена невозможность ребенка получать образование в группах или специализированных организациях. Основными причинами перевода на дом является наличие заболевания, при котором обучение в коррекционной школе невозможно, например, шизофренические расстройства, или психологические сложности при расставании с родителями, например, если школа территориально удалена. Отдельно стоит упомянуть вариант, когда инвалид получает образование дистанционно, при наличии специального оборудования с помощью системы Интернент. Компьютер и другие технические средства для обучения предоставляется ребенку безвозмездно. Уроки проводятся педагогами в соответствии с расписанием.
Закон об образовании 2010 года дал родителям или опекунам возможность самостоятельного обучения детей. Предоставление знаний реализуется в любой форме, выбранной законным представителем. При этом неважно, осуществляет родитель трудовую деятельность, или нет. Дети, получающие образование в такой форме, подлежат ежегодной проверке знаний. По окончании обучения сдают экзамены, предусмотренные для их образовательного маршрута. Например, на итоговое тестирование детей с легкой умственной отсталостью выводится только технология.
В качестве выводов можно сделать заключение о том, что в последнее время в России вопросам помощи детям с инвалидностью и/или ОВЗ уделяется приоритетное значение. Положительные трансформации Российской системы специального образования обусловлены следующими факторами: совершенствование государственно-общественных отношений; социально-экономические и технические достижения в области помощи детям с ОВЗ; совершенствование законодательства в сфере образования; поступательное развитие дефектологии, как науки, сочетающей в себе медицинские основы отклоняющегося развития, специальную психологию и специальную педагогику; международное взаимодействие.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
"Основы педагогического подхода к "трудному" ребенку". Занятие круглого стола для классных руководителей.
Работая с "трудными" детьми необходимо понимать, что за любым проблемным поведением школьника стоят определенные мотивы. Соответственно, воспитательная работа будет выстраиваться индивидуально, исходя...
Круглый стол для родителей "Как помочь творческому воспитанию ребенка"
Конспект родительского собрания...
Конспект "Круглый стол" для родителей "Что мы знаем о своем ребенке"
Конспект "Круглый стол" для родителей "Что мы знаем о своем ребенке"...
Круглый стол «Вариативность направление деятельности ППМС-центров как фактор успешности каждого ребенка»
Круглый стол «Вариативность направление деятельности ППМС-центров как фактор успешности каждого ребенка»...
Круглый стол «Счастливая семья - счастливый ребенок».
quot;Наши дети подобны нежным цветам в огромном саду. Им нужен утренний ветерок и весеннее солнце, а не изнуряющий зной и сильная буря. Нельзя оскорблять и ненавидеть своих детей, обижать их, нельзя ...
Круглый стол "Права ребенка" 5-й класс
Познакомить учащихся с термином «права человека», со структурой Всемирной Декларации прав человека, его назначением, в игровой форме познакомить с отдельными статьями Конвенции о правах ре...