Педагогический проект «Литературный калейдоскоп» Тема «Грибы»
проект
Предварительный просмотр:
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад компенсирующего вида №14» г. Туймазы
муниципального района Туймазинский район
Республики Башкортостан
Педагогический проект
«Литературный калейдоскоп»
Тема «Грибы»
Авторы:
Учитель – дефектолог Кудряшова М. Ф.
Воспитатели: Габдуллина Р.К.
Максимова Г.А.
Направленность: воспитание любви и интереса детей с недостатками слуха к художественному слову и развитие речи.
Предпосылки:
- проблема художественно-речевого развития ребенка с недостатками слуха;
- обогащение литературно-речевой среды художественной литературой по теме «Грибы»;
- расширение возможностей содержательного характера лексической темы «Грибы;
- возможность активного включения в социум воспитанников.
Тип проекта: практико-ориентированный
Вид проекта: творческий
по продолжительности – краткосрочный
по числу участников - групповой
Предназначение: для детей с недостатками слуха 4-6 лет.
Участники:
Педагоги: учитель – дефектолог Кудряшова Маргарита Фаритовна; воспитатели: Габдуллина Рима Калимуллиновна, Максимова Гюзель Абузаровна.
Дети: Абзалетдинова Гузель Айдаровна, Батталов Ильназ Рамилевич, Авхадеева Азалия Азатовна, Сулейманова Зарина Ринатовна.
Родители: Абзалетдинова Антонида Анатольевна, Батталова Гузель Шайхинуровна, Авхадеева Светлана Гайнетдиновна, Сулеймановна Рида Римовна.
Характер участия: сотрудничество.
Продолжительность: 1 неделя
Интеграция образовательных областей: социально-коммуникативное развитие, познавательное развитие, речевое развитие, художественно-эстетическое и физическое развитие.
Актуальность:
Дошкольный возраст – яркая, неповторимая страница жизни, а впереди – взросление и самостоятельная жизнь. Педагоги стремятся помочь детям войти в реальный современный мир и познать его, приобщить к общечеловеческим ценностям, научить быть умелыми, способными войти в реальные деловые связи со взрослыми и сверстниками, используя книги и художественную литературу, также организовать детей, побуждать и руководить речевым общением между ними.
Развитие речи, обучение родному языку – главная задача интеллектуального развития ребенка. Работа по развитию речи занимает большое место в системе дошкольного образования.
Дети усваивают родной язык, подражая разговорной речи окружающих взрослых. В настоящее время в силу занятости родителей дети все больше времени проводят за компьютером и телевизором, редко слышат от них чтение художественных произведений. В связи с этим возникают трудности в развитии образности речи.
А ведь речь – средство уникальное и незаменимое – развивается как основа многих видов человеческой деятельности.
Донести до дошкольников с недостатками слуха хотя бы основное содержание некоторого минимума произведений детской литературы и с их помощью пробудить у детей необходимые для формирования личности чувства - важнейшая и обязательная задача педагога и воспитателя.
С восприятием произведений художественной литературы расширяется осмысленное восприятие и понимание содержание, а также нравственного смысла и произведения, формируется культура речи в широком смысле этого слова.
Известно, что художественная литература - это и волшебный мир, в который с удовольствием погружается ребенок, и источник информации об окружающем мире, и необходимое условие нормального речевого развития. Художественное слово вызывает глубокие чувства и эмоции. Напевность, ритмичность, лаконичность, выразительность, музыкальность, красочность стихотворений всегда находит отклик в душе как взрослого, так и ребенка.
Художественная литература – неисчерпаемый источник обогащения эмоциональной культуры детей дошкольного возраста. Благодаря особым, свойственным ей содержательным возможностям, художественным средствам, этот вид искусства привносит в жизнь детей свое индивидуально-самобытное видение окружающего мира и отношение к нему, развивает восприимчивость и чуткость к художественному слову, позволяет понимать прекрасное не только умом, но и сердцем.
Детская художественная литература, наглядно и образно раскрывающая для слышащих мир нравственных понятий, в своем первозданном виде недоступна дошкольникам с недостатками слуха.
Благодаря использованию специальных педагогических средств и приемов дети с недостатками слуха могут достичь полноценного восприятия целого ряда художественных произведений. По сравнению с рассказыванием слышащим детям рассказывание детям с недостатками слуха имеет резко выраженное своеобразие. Слышащим дошкольникам для восприятия художественного произведения совсем не обязательно знать все слова рассказа. Общее развитие, словарный запас, чувство языка и, наконец, интонация рассказчика помогают ребенку понять сюжет, взаимодействие между действующими лицами.
Для дошкольника с недостатками слуха восприятие художественной литературы протекает с большими затруднениями. Понимая значение всех слов и даже употребляя их в общении, ребенок часто не в состоянии осмыслить их в контексте, в иной синтаксической структуре, а тем более ему трудно постичь образный строй рассказа, его эмоциональную и дидактическую направленность. Поэтому восприятие художественной литературы детьми с недостатками слуха, особенно на раннем этапе обучения, осуществляется с максимальным привлечением разнообразных неречевых средств. Однако привлечение наглядности в таком объеме, который отвлекает внимание ребенка и создает лишь внешнюю занимательность, недопустимо. Следует четко соразмерять объем наглядности с тем, чтобы ее использование было направлено на более полное осмысление содержания художественной литературы. Обращать внимание детей на степень выразительности используемых слов следует не раньше, чем у них разовьется элементарное чувство языка, умение распознавать смысловые оттенки слов и их грамматические формы.
Особое место в процессе развития речи отводится использованию художественных текстов: потешек, сказок, детских стихов, пословиц и поговорок, считалок, загадок. Положительная эмоциональная окраска делает освоение речи более успешным; повторяющиеся звукосочетания, фразы, звукоподражания развивают фонематический слух и речь детей с недостатками слуха. Роль фольклора – хранитель народной мудрости, духовности и нравственности.
В психолого-педагогической работе с детьми с ОВЗ целесообразно использовать новые нетрадиционные способы и формы обучения, максимально приближающие к действительности, к культурному наследию, взаимодействию в разных видах деятельности. Практическая совместная деятельность взрослых и детей приближает обучение к окружающей действительности, способствует включению детей в социум, раскрывает личностный потенциал.
Речь и общение, художественное слово сопровождают все виды детской деятельности – игровую, трудовую, познавательную, продуктивную, музыкально-художественную. Чтение художественной литературы является их неотъемлемой частью.
Поначалу ребенок с недостатками слуха усваивает только сюжетную схему художественного произведения. Умелая педагогическая работа со временем расширяет восприятие ребенка, позволяет ему полнее понимать содержание текстов.
Главная задача педагогов в процессе инсценирования бессюжетных текстов - постараться путем наглядных действий с предметами сделать повествование эмоциональным и выразительным. Рассказывая описательный текст, необходимо наглядно выделять особенности предметов, их качества, фиксировать внимание малышей на способах действия с ними, подчеркивать сходство и различие предметов.
Продуманная подготовка наглядных пособий и других средств выразительности, доступных зрительному восприятию, компенсирует ребенку с недостатками слуха недоступную интонационную выразительность. Рекомендуется выделять повышением или понижением голоса опорные слова текста. Даже в том случае, если дети не воспринимают эти слова на слух, несколько изменившаяся артикуляция послужит для них смыслоразличительным признаком. Рекомендуется также удлинять паузы между предложениями. Это также облегчает зрительное восприятие текста как в устном рассказе, так и в инсценированном. Необходимо привлекать и так называемые естественные жесты.
Жесты следует привлекать как средство компенсации отсутствующей интонации, но это должны быть только такие жесты, которые облегчают зрительное восприятие знакомого слова или усиливают его выразительность. Жесты должны быть понятны детям. Необходимо иметь в виду: жест может быть для ребенка таким же непонятным, как и слово, но жест обязательно несет наглядную информацию, которая может оказаться ошибочной. В ходе ознакомления с художественным произведением допустима несколько утрированная выразительность чувств, передаваемая мимикой лица. Но для выражения одних и тех же чувств мимика должна быть однообразной, и тут необходима большая предусмотрительность.
Художественная литература способствует развитию чувств, речи, интеллекта, закладывает позитивное отношение к миру. При ознакомлении детей с недостатками слуха с художественной литературой расширяется количество слов и фраз, которые дети могут самостоятельно произнести устно. Дети учатся описывать картинки с несложным сюжетом, отвечать на вопросы; приучаются слушать и понимать короткие, доступные по содержанию потешки, сказки, стихи, сопровождая чтение демонстрацией действий. Чтение и рассказывание сопровождается показом картин, игрушек. Детей учат после прослушивания и уточнения содержания рассказов и сказок воспроизводить их самостоятельно.
Дети, имеющие нарушения слуха, в недостаточной степени имеют представления о грибах, о том, где они растут, как размножаются и не умеют описывать предмет, так как у детей крайне бедный запас прилагательных и глаголов. Участие детей в проекте «Литературный калейдоскоп» на тему «Грибы» позволит обогатить знания и представления о грибах, их свойствах; развить связную речь, творческие способности детей, поисковую деятельность, привить любовь к художественной литературе.
Цель: расширение знаний и словарного запаса детей по теме «Грибы» через приобщение их к богатству художественной литературы.
Задачи:
В работе с педагогами:
- формировать навыки сотрудничества между специалистами ДОУ, а также другими участниками проекта;
- активизировать инновационную деятельность, творческий потенциал педагогов;
- способствовать расширению рамок педагогического опыта;
- активизировать современные формы работы с воспитанниками с недостатками слуха и их родителями;
- обогащать образовательные практические материалы интерактивным содержанием;
- расширять базу педагогического мастерства.
В работе с родителями:
- создавать благоприятные условия в семье для речевого развития детей с учетом приобретенного ими опыта в детском саду;
- повышать заинтересованность родителей жизнью и практикой ДОУ, активизируя их участие в проекте;
- развивать у родителей способности видеть возможности своего ребенка и привлекать их к повышению личностного уровня развития;
- побуждать родителей использовать «семейные чтения» для обогащения знаний и культуры.
В работе с детьми:
- знакомить с произведениями литературных жанров: стихи, загадки, пословицы, потешки, сказки;
- расширять знания детей о творчестве писателя В. Сутеева;
- способствовать формированию у детей интереса к книгам, литературным произведениям;
- расширять представление детей о мире по теме «Грибы»;
- развивать общение детей, развивать все стороны речи, практическое овладение нормами речи;
- формировать грамматические категории речи - согласование существительных с прилагательными, местоимениями, числительными;
- способствовать автоматизации звуков, развитию слухового восприятия и связной речи, выразительность языка;
- обогащать, активизировать и актуализировать словарь по теме «Грибы»;
- приобщать детей к литературному богатству нашего народа;
- воспитывать умение слушать, понимать литературное произведение, эмоционально откликаться на них;
- формировать умение инсценировать эпизоды сказок;
- развивать образное мышление, фантазию, творческие способности, накопление эстетического опыта;
- развивать познавательный интерес, социально-коммуникативные навыки;
- способствовать формированию социально-нравственных норм поведения.
ЭТАПЫ ПРОЕКТА
Этапы | Содержание работы | Предполагаемые результаты |
I этап – подготовительный | - Выбор темы, обозначение проблемы. - Диагностика воспитанников по разделу «Речевое развитие». - Определение цели и задач проекта, его мотивации. - Составление плана работы над проектом. - Изучение информационных источников. - Сбор и систематизация материалов. | - Наличие представлений о целях и задачах проекта у его участниках. - Выявление уровня развития детей по теме. - Накопление информации по теме. - Подбор художественно-литературного материала, его структурирование и систематизирование по теме. - Наличие четкого плана работы. - Вовлечение родителей в процесс. |
II этап – основной | - Проведение различных форм работы с детьми в ходе реализации проекта. - Осуществление взаимодействия между участниками проекта. - Изготовление продуктов проекта. - Оформление материалов. - Проведение итогового мероприятия проекта. | - Совместная работа участников проекта. - Организованная познавательная игровая, речевая, двигательная, коммуникативная, музыкально-художественная, продуктивная, трудовая деятельность детей. - Наличие методических разработок, игр, альбомов, схем, картотек и др. по теме. |
III этап – заключительный | - Анализ выполнения проекта, достигнутых результатов. - Доработка материалов проекта. - Подготовка к защите проекта. - Мультимедийная презентация проекта. | - Наличие методических материалов и продуктов проекта. - Значительно улучшенный уровень знаний и умений детей. - Педагогическая грамотность и активность родителей воспитанников. |
Ожидаемый результат:
- создание в группе условий для восприятия художественной литературы и обогащение предметно-речевой среды;
- организация активных форм взаимодействия с детьми в процессе знакомства с художественной литературой и формирования интереса и потребности в восприятии книг;
- привитие интереса детей к различным видам игр;
- развитие познавательной активности детей;
- активизация словаря детей;
- развитие внимания, произвольности, памяти, слухового и зрительного восприятия, диалогической речи;
- совершенствование мелкой, общей и артикуляторной моторики;
- развитие коммуникативных и навыков совместной деятельности;
- углубление знаний об окружающей действительности, развитие способности устанавливать простейшие связи;
- усвоение детьми практического опыта и возможных способов решения проблем и выходов из ситуаций;
- вовлечение родителей в воспитательный процесс;
- активизация инновационной деятельности в ДОУ, повышение творческого потенциала педагогов.
Виды детской деятельности: восприятие художественной литературы и фольклора, двигательная, игровая, коммуникативная, игровая, речевая, трудовая, продуктивная
Формы и методы работы:
создание игровых или проблемных ситуаций; режимные моменты; утренняя гимнастика; НОД; восприятие художественной литературы и малых фольклорных жанров: потешки, поговорки, сказки, загадки, пословицы, поговорки; драматизация; театрализованная деятельность; беседы; тематические картинки и альбомы; предметные и сюжетные картинки; нетрадиционные книги (книги - самоделки), использование портрета детского писателя В. Сутеева и его произведений «Под грибом», «Живые грибы»; присутствие постоянного персонажа – Лесовика - «жителя» книжного уголка; рисунки и аппликативные работы детей; раскраски: «Забавные грибы», «Дары природы», «Грибы», «Грибы и ягоды», «Грибы. Раскраска с наклейками», трафарет «Грибы»; разрезные картинки, игры (дидактические, пальчиковые, подвижные, сюжетно-ролевые), картотеки с физкультминутками, артикуляционной, дыхательной и пальчиковой гимнастикой, Су - Джок, релаксацией после НОД и в сухом бассейне, психогимнастикой, пальчиковым массажем, корригирующей гимнастикой, хороводными играми; работа в «Аптечке для книг», просмотр мультфильма «Грибок - Теремок», рассматривание фото - и иллюстративных материалов: «Грибы съедобные и несъедобные» Цветкова Т.В., «Грибы и ягоды», консультация и буклет для родителей.
Составляющие элементы:
- тематический план на неделю;
- список используемой литературы;
- приложения (конспекты НОД, прогулки, беседы, сюжетно – ролевой игры; фотоматериалы; художественное слово; работы детей; книжки – самоделки; картотеки; консультации для родителей; буклет для родителей; портрет писателя В. Сутеева)
Основные достоинства:
- поддержание Традиций ДОУ;
- речевое содержание;
- разнообразие форм и видов деятельности;
- занимательность, увлекательность;
- эмоциональный позитивный настрой;
- удовлетворение естественной потребности ребенка;
- обогащение книжного уголка художественной литературой по теме «Грибы»;
Тематический план на неделю
День недели | Время проведения | Формы и методы проведения |
Понедельник | I Половина дня Утро ООД Прогулка | Утренняя гимнастика «Грибы». Дидактическая игра «Закончи предложение». Внесение новой книги В. Сутеева «Под грибом». Беседа «Путешествие по сказкам В. Сутеева». Познание. Тема «Грибное царство». Релаксация после НОД «По грибы». Тема «Грибы». |
II Половина дня ООД Индивидуальная работа (речевое развитие) | Развитие речи. Тема «Грибы». Восприятие художественного произведения «Русская народная сказка «Мухоморы». Хороводная игра «За грибами в лес пойдем». Пальчиковая игра «Ребята и опята». | |
Вторник | I Половина дня Утро ООД Прогулка | Утренняя гимнастика «Грибы». Внесение книг о грибах «Большая грибная книга» Усачёв А., «Война грибов с ягодами» Даль В. Рассматривание иллюстраций. Восприятие художественного произведения В. Сутеева «Под грибом». Психогимнастика «Гриб Боровик не в духе». Конструирование. Тема «Грибная поляна». Релаксация после НОД «По грибы». Подвижная игра «В лес за грибами». |
II Половина дня Коррекционный час Индивидуальная работа (физическое развитие) | Заучивание стихотворения Н. Гладкова «В лесу». Пальчиковая гимнастика «Грибы», «Ребята и опята». Индивидуальные физические упражнения «Где вы были?» | |
Среда | I Половина дня Утро ООД Прогулка | Утренняя гимнастика «Грибы». Подгрупповая работа по ЗКР -дыхательно-голосовое упражнение с движениями: «Грибок». Игры на мелкую моторику. Су – Джок «Грибы». РЭМП «В гостях у сказки В. Сутеева «Под грибом» Релаксация после НОД «По грибы». Подвижная игра «За грибами в лес пойдем». |
II Половина дня Кружок Коррекционный час Индивидуальная работа (РЭМП) | Тема «Грибы в корзине». Восприятие художественного произведения В. Сутеева «Живые грибы». Работа с родителями. Консультация «Ребенок и книга». Игра в сухом бассейне «Собери грибы в корзинку». Дидактическая игра «Сосчитай грибочки». | |
Четверг | I Половина дня Утро ООД Прогулка | Утренняя гимнастика «Грибы». Дидактическая игра «Найди гриб – отгадай загадку». Беседа по формированию основ безопасного поведения в природе «Осторожно, ядовитые грибы». Обучение игре «Играем с Лесовиком». Релаксация после НОД «По грибы». Подвижная игра «Найдем грибы». |
II Половина дня Коррекционный час Индивидуальная работа (познавательное развитие) | Корригирующая гимнастика «Веселые грибочки». Сюжетно – ролевая игра «Поездка в гости к Лесовику».
Пальчиковая гимнастика «Этот пальчик», «По грибы». Загадки про съедобные грибы. | |
Пятница | I Половина дня Утро ООД Прогулка | Утренняя гимнастика «Грибы». Восприятие художественной литературы В. Сутеев «Живые грибы». Итоговая НОД. Тема «В гостях у сказки». Релаксация после НОД «По грибы». Подвижная игра «Поймай грибок». |
II Половина дня Коррекционный час Индивидуальная работа (художественно – эстетическое развитие) | Театр на фланелеграфе «Живые грибы». Совместная трудовая деятельность. Работа в «Аптечке для книг». Индивидуальная работа с родителями – буклет «Рекомендации для родителей на тему «Грибы». Пальчиковый массаж «Грибы». Отгадывание загадок и рисование (трафарет грибы). |
Список используемой литературы с детьми:
- «Мухомор» Потемкин П.;
- «Гриб-волшебник» Алиев Н.;
- «Грибы» Толстой А.;
- «Грибы» Аксаков С.;
- «Лесная мозаика» («Мухомор», «Подберезовик») Зотов В.;
- «Грибы» Трутнева Е.;
- «Грибы» Катаев В.;
- «Боровик» Прокофьев А.;
- «Царство грибов» Гарибова Л.;
- «Русская народная сказка «Мухоморы»;
- «Большая грибная книга» Усачёв А.,
- «Грибной калейдоскоп. Стихи и речевые упражнения по теме «Грибы» Кнушевицкая Н.;
- «Война грибов с ягодами» Даль В., Москва, ООО «Издательство «Эксмо», 2013;
- «Грибы» Манакова М.;
- «Под грибом» Сутеев В., Москва, ООО «Издательство «АСТ», 2015;
- «Живые грибы» Сутеев В.
- «Большая книга. Грибы» Завязкин О.В., Донецк: ООО «ПКФ «БАО», 2014;
- «Учебник для малышей. Родная природа» Степанов В., Москва, ООО «Издательство «Фламинго», 2012.
Приложения
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Педагогический проект "Литературно-образовательное пространство как фактор воспитания нравственных качеств личности"
АННОТАЦИЯ к педагогическому проекту «Литературно-образовательное пространство как фактор воспитания нравственных качеств личности» Авторы: Калачева Лира Владимировна, Попова Айталина Прокопь...
Педагогический проект "Литературное краеведение на уроках литературы".
Проект содержит разработанный собственный опыт включения материалов краеведения в уроки литературы....
Педагогический проект "Литературный экран" (практико-ориентированный).
Падение повсеместного интереса к чтению — одна из проблем современного общества. Но нельзя насильно заставить ни взрослого, ни ребенка полюбить чтение книг, надо суметь их этим заинтересовать. М...
Педагогический проект "Литературная гостиная"
Описание проекта...
Конспект открытого занятия по коррекционно-развивающей программе социально-педагогической направленности Драматизация сказки "Под Грибом"
Конспект открытого занятия по коррекционно-развивающей программе социально-педагогической направленности Драматизация сказки "Под Грибом"...
Педагогический проект «Литературно-образовательное пространство как фактор воспитания нравственных качеств личности»
Актуальность избранной темы исследования заключается в формировании и развитии у студентов общественно значимых идеалов и ориентиров, необходимых для воспитания нравственно развитой и духовно богатой ...
План-конспект игровой программы посвящённой новому году для обучающихся объединения «Творческий калейдоскоп» Тема: «Новогодние посиделки Калейдоскопа»
Методическая разработка, посвящённая новому году «Новогодние посиделки Калейдоскопа» разработана для детей 6-15 лет. Проводиться в форме игры-соревнования....