Игротренинг для родителей: «Чистоговорка – это серьезно!»
консультация
Предварительный просмотр:
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад компенсирующего вида №14» г. Туймазы
муниципального района Туймазинский район
Республики Башкортостан
Игротренинг для родителей:
«Чистоговорка – это серьезно!»
Подготовила
учитель – дефектолог
Кудряшова М.Ф.
Важно помнить, что в речевой игре от ребёнка требуется использование приобретённых ранее знаний в новых связях и обстоятельствах, а помочь ему в этом можете именно вы: родители, бабушки и дедушки – самые его наставники и воспитатели.
Использование чистоговорок
1.Формирование правильного звукопроизношения, выразительности речи.
Использование чистоговорок часто является одним из наиболее эффективных способов отработки, закрепления звуков в речи. При этом наряду с готовыми вариантами можно самим придумывать слова на изучаемый звук, составлять фразу, а к ней чистоговорку. В целях автоматизации звука, развития артикуляционной моторики, чёткой дикции, выразительности речи рекомендуется произносить чистоговорку несколько раз, выполняя при этом разные задания.
Например, при автоматизации звука [с] используется чистоговорка: «Са-са-са – идёт хитрая лиса».
Виды заданий:
Автоматизация звука, работа над выразительностью, дикцией.
-произносим с различной интонацией (вопросительной, восклицательной, с грустью и т.д.);
-произносим голосом разным по тембру (как мишка, как мышка);
-произносим тихо или громко;
-произносим в разном темпе (медленно или быстро);
-произносим, меняя место логического ударения (ударяем молоточком на разные слова).
2. Развитие фонематического слуха, звукового и слогового анализа и синтеза.
Чистоговорки способствуют привлечению внимания детей к звучащему слову, его звуковому и слоговому составу.
Виды заданий:
добавляем слог с определённым звуком:
Сы-со-са – на бумаге поло… (са).
Су-са-сы – у девчушки две ко… (сы) и т.д.
прошагаем по слогам:
Ла-ла-ла – ост-ра-я пи-ла.
Ще-ще-ще – в дож-дик мы и-дём в пла-ще и т.д.
закончим чистоговорку (выбираем слово с соответствующим слогом):
Ча-ча-ча – (гуща, куча, суша)?
Ча-ча-ча - куча и т.д.
повторяем без ошибок:
Ща-ча, ща-ча – у Танюши два мяча и т.д.
поменяем звуки:
«л» на «р»: Ал-ал-ал – бал. Ар-ар-ар – бар.
3. Совершенствование лексико-грамматического строя и связной речи.
На материале чистоговорок можно учить детей изменять форму слова, образовывать слова, согласовывать их между собой, употреблять предлоги, составлять предложения и небольшие рассказы.
Виды заданий:
изменяем форму слова:
Са-са-са – вот опять идёт … (лиса).
Сы-сы-сы – прибежали две … (лисы).
Су-су-су – дети видели … (лису).
Отвечаем чистоговоркой на вопрос (признаки, действия):
Ра-ра-ра – какая детвора? Ра-ра-ра – весёлая, шумная, дружная детвора и т.д.
Ра-ра-ра – что делает детвора? Ра-ра-ра – играет, напевает, танцует детвора и т.д.
Подбираем слово с заданным звуком (с опорой на слова-признаки):
Са-са-са – хитрая, рыжая, пушистая?
Са-са-са – это лиса.
Отвечаем чистоговоркой на вопрос (можно использовать схемы, картинки):
называем слова, противоположные по значению:
Ра-ра-ра – высокая гора.
Ра-ра-ра – низкая гора.
называем слова «ласково»:
Лу-лу-лу – стул в углу.
Лу-лу-лу – стульчик в углу.
Придумываем рассказ по картинке или вопросам:
Са-са-са – кто это? Са-са-са – это лиса.
Са-са-са – какая лиса? Са-са-са – рыжая лиса.
Са-са-са – что же делает лиса? Са-са-са – гуляет по лесу лиса. и т.д.
Желаем успехов!
Для воспитания звуковой культуры речи в детском саду используется разнообразный речевой материал: звукоподражание, потешки, считалки, загадки, пословицы, чисто- и скороговорки
В развитии звуковой стороны речи очень удобным речевым материалом являются чистоговорки и скороговорки. Чисто- и скороговорки — это особый речевой материал, как правило, небольшой по объему и специально построенный из сложных сочетаний звуков, слогов, слов, трудных для произношения. Само их название указывает на то, что произносить их надо чисто — чистоговорки, скоро, быстро — скороговорки. Их различие состоит главным образом лишь в том, что чистоговорки произносятся в обычном темпе, а скороговорки — в ускоренном. Указывая на роль скороговорок в формировании звукопроизношения, 3. Савкова в своей книге «Как сделать голос сценическим» справедливо отмечает: «Скороговорки — этот удивительный жанр фольклора, создан народной мудростью не для пустословия, а специально для тренировки движений речеобразующего органа, который был бы способен воспроизводить все звуки родного языка».
Однако, как правило, на этом применение чисто- и скороговорок не ограничивается. Они, несмотря даже на свои некоторые недостатки, с большим успехом могут быть использованы для развития разных сторон звучащей речи: для преодоления вялости и малоподвижности артикуляционного аппарата (улучшать подвижность мышц языка, губ, нижней челюсти), для закрепления правильного произношения звуков, для выработки отчетливой и ясной речи (дикции), в качестве упражнений для тренировки и совершенствования голосового аппарата.
Чисто- и скороговорки могут быть использованы практически в работе с детьми любого возраста: произнесение шуток-чистоговорок — в младшем дошкольном возрасте, чистоговорок — в среднем, скороговорок — в старшем.
Детям младшего и среднего дошкольного возраста предлагаются чистоговорки небольшие по объему, простые по содержанию. Их смысл должен быть понятен детям, близок жизненному опыту. Переходить к быстрому произнесению чистоговорок (скороговорок) следует лишь после того, как дети научатся четко и ясно произносить их в медленном и умеренном темпе.
Одни и те же чисто- и скороговорки можно использовать неоднократно и с различной целью. Например, чистоговорку «Лежит ежик у елки, у ежа иголки» можно применить для закрепления звуков ж, л, затем в качестве тренировки голосового аппарата, когда детям предлагают произнести ее громко, тихо, шепотом, быстро, умеренно, медленно, с выделением голосом одного какого-то слова, например, произносить ее так, чтобы всем было ясно, что ежик лежит у елки, а не зайчик.
Формирование правильного звукопроизношения в детском саду осуществляется в несколько этапов: уточнение и закрепление правильного произношения изолированного звука, закрепление звука в слогах, затем в словах, фразах. Чисто- и скороговорки как речевой материал используются лишь после того, как дети научатся правильно произносить звуки в изолированном виде или в простых звукосочетаниях.
Закрепление звуков в слогах представляет особую трудность, так как бессмысленное их повторение, как правило, не вызывает интереса у детей. Шутки-чистоговорки, как показывает практика, удобны в том отношении, что с их помощью воспитатель имеет возможность поупражнять детей в правильности и четкости произнесения отрабатываемых звуков в слогах, словах.
В младшем и среднем дошкольном возрасте шутки-чистоговорки даются в игровой форме с применением наглядного материала (картинок, игрушек), используются инсценировки. Например, взрослый показывает игрушку, изображающую корову, обыгрывает содержание и предлагает детям произносить такую шутку-чистоговорку: «Му-му-му! Молока кому?» Или проводит игру «У кого лиса (коза) ?» взрослый незаметно дает одному из детей игрушку и предлагает по очереди спрашивать: «Са-са-са, у кого лиса?» После трех-четырех вопросов взрослый вызывает ребенка, у которого находится игрушка. Он встает, показывает игрушку и говорит: «Са-са-са, у меня лиса». Затем предлагается нескольким детям сказать: «Са-са-са, у Светы (Миши) лиса».
Для закрепления звуков, берутся шутки-чистоговорки, насыщенные не только твердыми согласными, но и мягкими, например, дети упражняются в правильности произношения не только звука с, но сь, не только л, но ль и т. д.
В старшем дошкольном возрасте воспитатель предлагает более сложные шутки-чистоговорки: на дифференциацию звуков, близких по звучанию и произношению, например, для различения звуков с — з: «Са-за, са-за, са-за-за — улетела стрекоза».
В среднем и старшем дошкольном возрасте шутки-чистоговорки можно применять не только в качестве речевого материала для формирования правильного звукопроизношения, но и для развития и совершенствования речевого слуха. Так, воспитатель предлагает детям такие задания, как подбор слов к определенной группе слогов: «Ра-ра-ра, за рекой видна...» — говорит взрослый. «Гора», — договаривают дети. Или: «Су-су-су, живет лиса в лесу».
Предлагая для повторения чистоговорки сначала выделяем отрабатываемые звуки голосом (произносим протяжнее, громче), обращаем на это внимание детей и просим повторять их также: «У маленькой Сссони сссанки едут сссами» (для закрепления звука с),
В работе с детьми старшего дошкольного возраста (и особенно с детьми подготовительной группы) используем скороговорки, насыщенные звуками, близкими по звучанию или произношению, например, такие, в которых часто встречаются свистящие и шипящие звуки: «Саша сушила шубу на солнышке», твердые и мягкие согласные, например л к ль: «Морская волна сильна и вольна», звонкие и глухие: «Бублик, баранку, батон и буханку пекарь из теста испек спозаранку», звуки б и л, на дифференциацию звуков л (ль) и р (рь): «Лара у Вали играет на рояле». Для этой цели нами подобраны специально чистоговорки на такие группы звуков: с — ш, с — з, с — ц, з — ж, ц — ч, л — р, т — д, п — б, к — г, п — пь, с — сь, л — ль, р — рь и др.
Такие чистоговорки не только способствуют формированию четкого и правильного произношения звуков, но и укрепляют артикуляционный аппарат детей, способствуют выработке быстрой переключаемости мышц языка, губ с одного движения на другое.
Скороговорки — незаменимый речевой материал для совершенствования дикции детей старшего дошкольного возраста. При произнесении их необходимо добиваться, чтобы дети не только быстро их произносили, но, что очень важно, отчетливо и ясно произносили слова и каждый звук в отдельности.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Серьезный разговор о серьезной проблеме(Спид)
На сегодняшний день во всем мире заражены и болеют СПИДомболее 3 000 000 человек.nЭти данные неполные, т.к. нет диагностики на присутствии ВИЧ – инфекции всех жителей...
Пальчиковый игротренинг:нетрадиционные игровые приемы
Данная консультация может быть проведена как для вопитателей, так и для родителей младших групп детского сада. В ней представлены игровые приемы для развития мелкой моторики пальцев рук с помощью мате...
Игротренинг "Мир профессий"
Профориентационная работа ( развитие осознанного отношения у старшеклассников к своему профессиональному будущему). ...
Конспект логопедического игротренинга для детей старшей группы
Игротренинг направлен на развитие и коррекцию речи, формирование волевых качеств и творческих способностей, гармонизацию эмоционального состояния. Разработка представляет собой практическое руководств...
Профориетация: в шутку и всерьез. Игротренинг для детей 13-14 лет
Данное мероприятие рекомендовано для детей 13-14 лет. Оно позволит развить осознанное отношение у подростков к своему профессиональному будущему. Разнообразные задания, загадки, игры, упражнения, сдел...
Консультация для родителей "Чистоговорки - игра для речи"
Статья знакомит родителей с ролью чистоговорок в автоматизации звуков, содержит их примеры на разные звуки...
Юмор делает серьезное более серьезным
Рассказ написан учащимся 10 класса...