Проект "Доверяй мне" (коррекционно-развивающее сопровождение учащихся с РАС, способствующее их социальной адаптации в первый год обучения в школе)
проект
Цель проекта
Обеспечение детей с РАС специфическим коррекционно-развивающим сопровождением, способствующим их успешной социальной адаптации.
Задачи, направленные на реализацию поставленной цели:
1. Создать условия для реализации проекта (научно-методическое обеспечение, развивающая предметно-пространственная среда).
2. Организовать преемственность в работе с родителями (законными представителями) учащихся с РАС, с целью повышения их компетентности в вопросах обучения, воспитания и развития детей.
3. Развивать познавательную деятельность, высшие психические функции, самосознание и личность учащихся с РАС.
4. Структурировать все виды деятельности учащихся с РАС, преодолевать неравномерность в их развитии, сенсорное напряжение.
5. Организовать специальный режим коммуникативного общения для учащихся с РАС, формировать навыки межличностного взаимодействия.
6. Обучать учащихся с РАС навыкам ориентации в социальном мире.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
proekt_doveryay_mne_kor-razv._soprovozhdenie_uchashchihsya_s_ras.docx | 24.44 КБ |
Предварительный просмотр:
Проект «Доверяй мне»
(коррекционно-развивающее сопровождение учащихся с РАС, способствующее их социальной адаптации в первый год обучения в школе)
Тип проекта: долгосрочный (срок реализации проекта – учебный год).
Актуальность проекта
«Наш путь продолжается. Наша дорога продолжается. И это — самое главное: наша надежда.
Наше право хотеть и ждать чуда. Ведь чудеса и случаются только там, где в них верят.
И эта вера ломает порой все законы логики и гранитные стены. Я знаю. Я верю.»
(«Особенные дети. Как подарить счастливую жизнь ребенку с отклонениями в развитии»
Наталья Керре)
По современным данным Всемирной организации здравоохранения, примерно 1 ребенок из 160 детей в мире страдает расстройством аутистического спектра. Расстройства аутистического спектра (РАС) – спектр психологических характеристик, описывающих широкий круг аномального поведения и затруднений в социальном взаимодействии и коммуникациях, а также жестко ограниченных интересов и часто повторяющихся поведенческих актов. Проявления аутизма очень разнообразны, но наиболее частые характеристики – невозможность устанавливать полноценный контакт с людьми, крайняя отгороженность от внешнего мира, слабая реакция на внешние раздражители, стереотипный и достаточно узкий круг интересов. Часто в литературе можно встретить метафору, что человек с аутистическим расстройством живет как бы под куполом, отрешен от внешнего мира и очень мало кого готов «впустить» к себе под купол.
Реальностью на сегодняшний день является то, что во многих школах дети с аутистическими расстройствами обучаются вместе со сверстниками, имеющими другие проблемы, или просто с обычными сверстниками. Но, несмотря на достигнутые в этой сфере успехи, существует много проблем, связанных собственно с социальной и образовательной адаптацией детей с РАС, что и определяет необходимость их длительного и специфичного коррекционно-развивающего сопровождения.
Проблемы, решаемые за счет проекта
- Преодоление у детей с РАС выраженных трудностей социально-эмоционального взаимодействия.
- Преодоление детьми с РАС трудностей организации собственной деятельности и поведения, коррекция поведенческих нарушений.
- Преодоление детьми с РАС трудностей в установлении продуктивного взаимодействия с окружающими.
Идея проекта
Коррекционно-развивающее сопровождение учащихся с аутизмом, способствующее их социальной адаптации в первый год обучения в школе.
Цель проекта
Обеспечение детей с РАС специфическим коррекционно-развивающим сопровождением, способствующим их успешной социальной адаптации.
Задачи, направленные на реализацию поставленной цели:
- Создать условия для реализации проекта (научно-методическое обеспечение, развивающая предметно-пространственная среда).
- Организовать преемственность в работе с родителями (законными представителями) учащихся с РАС, с целью повышения их компетентности в вопросах обучения, воспитания и развития детей.
- Развивать познавательную деятельность, высшие психические функции, самосознание и личность учащихся с РАС.
- Структурировать все виды деятельности учащихся с РАС, преодолевать неравномерность в их развитии, сенсорное напряжение.
- Организовать специальный режим коммуникативного общения для учащихся с РАС, формировать навыки межличностного взаимодействия.
- Обучать учащихся с РАС навыкам ориентации в социальном мире.
Субъекты проекта: учащиеся с РАС, родители (законные представители) учащихся с РАС, педагоги школы.
Этапы реализации проекта
I. Подготовительный этап (август)
1. Подбор методической литературы и пособий.
2. Разработка консультаций для родителей (законных представителей) учащихся.
3. Подбор игр и упражнений для учащихся.
II. Основной этап (сентябрь - апрель)
1. Ознакомительные экскурсии с детьми по школе (класс, туалет, кабинеты узких специалистов, физкультурный зал, актовый зал, столовая, медицинский кабинет, библиотека, комната релаксации, школьный двор).
2. Знакомство детей с педагогами, организующими коррекционно-развивающее сопровождение (учитель-дефектолог, учитель-логопед, педагог-психолог, учитель физкультуры).
3. Игры и упражнения с детьми:
- Игры и упражнения, направленные на преодоление трудностей в общении и социализации («Зоопарк», «Найди меня», «У нас новоселье!», «Помоги мне», «Давай дружить!»);
- Игры и упражнения, направленные на коррекцию неспособности установления эмоциональных связей («Ласковые ладошки», «Лимон», «Майские жуки», «Месим тесто», «Мишки», «Мороженное»);
- Подвижные игры для включения детей в групповую работу («Рукавички», «Солнечный зайчик», «Покажи мне…», «Охота на зайца»);
- Сенсорные игры (игры с красками, игры с водой, игры с мыльными пузырями, игры со свечами, игры со светом и тенями, игры со льдом, игры с крупами, игры с пластичными материалами, игры со звуками, игры с движениями и тактильными ощущениями);
- Терапевтические игры («Дождь, град», «Снег идет», «Снежки», «Салют», «Землетрясение», «Мусорка», «Птицы летят», «Бумажная битва»)
- Психодрама («Страх машин», «Страх темноты и замкнутого пространства»);
- Совместное рисование.
4. Работа с родителями (законными представителями) учащихся с РАС:
- опрос родителей (законных представителей) учащихся об особенностях поведения ребенка в семье;
- участие мамы в коррекционно-развивающих занятиях на первых этапах обучения ребенка;
- индивидуальное консультирование родителей (законных представителей) по темам: «Особенности организации индивидуального коррекционно-развивающего сопровождения в школе», «Динамика развития познавательной деятельности и эмоционально-волевой сферы ребенка»;
- групповое консультирование родителей (законных представителей) по темам: «Элементы игровой холдинг-терапии или как стать ближе со своим ребенком», «Игры с детьми в домашних условиях», «Где искать помощь?».
II. Заключительный этап (май)
1. Совместное мероприятие с учащимися с РАС и их родителями (законными представителями) «Доверяй мне» (коллективные игры и упражнения, создание коллективной творческой работы).
2. Мониторинг реализации проекта ()
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Коррекционно-развивающие занятия для учащихся с проблемами в развитии 7-12 лет
Коррекционно-развивающие игровые занятия предназначены для детей 7-12 лет специальной коррекционной школы VIIIвида с проблемами в развитии. Данные занятия актуальны, так как стабилизирует ...
инновационные технологии коррекционно-развивающей работы с учащимися в процессе индивидуальных логопедическтх занятий
Экстраполяция разработок из смежных дисциплин позволяет пересмотреть устоявшиеся в логопедии приемы и методы работы. применение на логзанятиях миогимнастики, компьютерных и кинезиологических упр...
Программа коррекционно-развивающей работы с учащимися девиантного поведения.
Актуальность и необходимость предложенной программы заключается в том, дети с отклоняющимся поведением нуждаются в особой поддержке со стороны образовательного учреждения. Социальным педагогом отобран...
Особенности коррекционно-развивающей работы у учащихся с тяжелыми нарушениями речи в условиях специального обучения и воспитания
В статье представлен обзор особенностей логопедической работы в специальной коррекционной школе для детей с тяжелыми нарушениями речи. Коррекционно-развивающая работа по формированию устной и письменн...
Статья "Социально - психологическое сопровождение учащихся, способствующее их социальной адаптации на рынке труда".
Выбор будущей профессии - одна из самых серьезных проблем, которая встает перед учащимися старших классов. И сделать этот выбор с каждым годом становится все сложнее. Вопрос «Кем я ...
Конспект коррекционно-развивающего занятия для учащихся классов "особый ребенок" коррекционной школы. Тема занятия: "Праздник красок"
Конспект коррекционно-развивающего занятия для учащихся классов "особый ребенок" коррекционной школы. Тема занятия: "Праздник красок" Конспект коррекционно-развивающего ...
Сенсорное оборудование в коррекционно-развивающей работе (сопровождение к докладу)
Сопровождение к докладу....