Проект "Доверяй мне" (коррекционно-развивающее сопровождение учащихся с РАС, способствующее их социальной адаптации в первый год обучения в школе)
проект

Керимова Марина Сергеевна

Цель проекта

Обеспечение детей с РАС специфическим коррекционно-развивающим сопровождением, способствующим их успешной социальной адаптации.

Задачи, направленные на реализацию поставленной цели:

1.     Создать условия для реализации проекта (научно-методическое обеспечение, развивающая предметно-пространственная среда).

2.     Организовать преемственность в работе с родителями (законными представителями) учащихся с РАС, с целью повышения их компетентности в вопросах обучения, воспитания и развития детей.

3.     Развивать познавательную деятельность, высшие психические функции, самосознание и личность учащихся с РАС.

4.     Структурировать все виды деятельности учащихся с РАС, преодолевать неравномерность в их развитии, сенсорное напряжение.

5.     Организовать специальный режим коммуникативного общения для учащихся с РАС, формировать навыки межличностного взаимодействия.

6.     Обучать учащихся с РАС навыкам ориентации в социальном мире.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Проект «Доверяй мне»

(коррекционно-развивающее сопровождение учащихся с РАС, способствующее их социальной адаптации в первый год обучения в школе)

Тип проекта: долгосрочный (срок реализации проекта – учебный год).

Актуальность проекта

 «Наш путь продолжается. Наша дорога продолжается. И это — самое главное: наша надежда.

Наше право хотеть и ждать чуда. Ведь чудеса и случаются только там, где в них верят.

И эта вера ломает порой все законы логики и гранитные стены. Я знаю. Я верю.»

(«Особенные дети. Как подарить счастливую жизнь ребенку с отклонениями в развитии»

Наталья Керре)

По современным данным Всемирной организации здравоохранения, примерно 1 ребенок из 160 детей в мире страдает расстройством аутистического спектра. Расстройства аутистического спектра (РАС) – спектр психологических характеристик, описывающих широкий круг аномального поведения и затруднений в социальном взаимодействии и коммуникациях, а также жестко ограниченных интересов и часто повторяющихся поведенческих актов. Проявления аутизма очень разнообразны, но наиболее частые характеристики – невозможность устанавливать полноценный контакт с людьми, крайняя отгороженность от внешнего мира, слабая реакция на внешние раздражители, стереотипный и достаточно узкий круг интересов. Часто в литературе можно встретить метафору, что человек с аутистическим расстройством живет как бы под куполом, отрешен от внешнего мира и очень мало кого готов «впустить» к себе под купол.

Реальностью на сегодняшний день является то, что во многих школах дети с аутистическими расстройствами обучаются вместе со сверстниками, имеющими другие проблемы, или просто с обычными сверстниками. Но, несмотря на достигнутые в этой сфере успехи, существует много проблем, связанных собственно с социальной и образовательной адаптацией детей с РАС, что и определяет необходимость их длительного и специфичного коррекционно-развивающего сопровождения.

Проблемы, решаемые за счет проекта

  • Преодоление у детей с РАС выраженных трудностей социально-эмоционального взаимодействия.
  • Преодоление детьми с РАС трудностей организации собственной деятельности и поведения, коррекция поведенческих нарушений.
  • Преодоление детьми с РАС трудностей в установлении продуктивного взаимодействия с окружающими.

Идея проекта

Коррекционно-развивающее сопровождение учащихся с аутизмом, способствующее их социальной адаптации в первый год обучения в школе.

Цель проекта

Обеспечение детей с РАС специфическим коррекционно-развивающим сопровождением, способствующим их успешной социальной адаптации.

Задачи, направленные на реализацию поставленной цели:

  1. Создать условия для реализации проекта (научно-методическое обеспечение, развивающая предметно-пространственная среда).
  2. Организовать преемственность в работе с родителями (законными представителями) учащихся с РАС, с целью повышения их компетентности в вопросах обучения, воспитания и развития детей.
  3. Развивать познавательную деятельность, высшие психические функции, самосознание и личность учащихся с РАС.
  4. Структурировать все виды деятельности учащихся с РАС, преодолевать неравномерность в их развитии, сенсорное напряжение.
  5. Организовать специальный режим коммуникативного общения для учащихся с РАС, формировать навыки межличностного взаимодействия.
  6. Обучать учащихся с РАС навыкам ориентации в социальном мире.

Субъекты проекта: учащиеся с РАС, родители (законные представители) учащихся с РАС, педагоги школы.

Этапы реализации проекта

I. Подготовительный этап (август)

1. Подбор методической литературы и пособий.

2. Разработка консультаций для родителей (законных представителей) учащихся.

3. Подбор игр и упражнений для учащихся.

II. Основной этап (сентябрь - апрель)

1. Ознакомительные экскурсии с детьми по школе (класс, туалет, кабинеты узких специалистов, физкультурный зал, актовый зал, столовая, медицинский кабинет, библиотека, комната релаксации, школьный двор).

2. Знакомство детей с педагогами, организующими коррекционно-развивающее сопровождение (учитель-дефектолог, учитель-логопед, педагог-психолог, учитель физкультуры).

3. Игры и упражнения с детьми:

  • Игры и упражнения, направленные на преодоление трудностей в общении и социализации («Зоопарк», «Найди меня», «У нас новоселье!», «Помоги мне», «Давай дружить!»);
  • Игры и упражнения, направленные на коррекцию неспособности установления эмоциональных связей («Ласковые ладошки», «Лимон», «Майские жуки», «Месим тесто», «Мишки», «Мороженное»);
  • Подвижные игры для включения детей в групповую работу («Рукавички», «Солнечный зайчик», «Покажи мне…», «Охота на зайца»);
  • Сенсорные игры (игры с красками, игры с водой, игры с мыльными пузырями, игры со свечами, игры со светом и тенями, игры со льдом, игры с крупами, игры с пластичными материалами, игры со звуками, игры с движениями и тактильными ощущениями);
  • Терапевтические игры («Дождь, град», «Снег идет», «Снежки», «Салют», «Землетрясение», «Мусорка», «Птицы летят», «Бумажная битва»)
  • Психодрама («Страх машин», «Страх темноты и замкнутого пространства»);
  • Совместное рисование.

4. Работа с родителями (законными представителями) учащихся с РАС:

  • опрос родителей (законных представителей) учащихся об особенностях поведения ребенка в семье;
  • участие мамы в коррекционно-развивающих занятиях на первых этапах обучения ребенка;
  • индивидуальное консультирование родителей (законных представителей) по темам: «Особенности организации индивидуального коррекционно-развивающего сопровождения в школе», «Динамика развития познавательной деятельности и эмоционально-волевой сферы ребенка»;
  • групповое консультирование родителей (законных представителей) по темам: «Элементы игровой холдинг-терапии или как стать ближе со своим ребенком», «Игры с детьми в домашних условиях», «Где искать помощь?».

II. Заключительный этап (май)

1. Совместное мероприятие с учащимися с РАС и их родителями (законными представителями) «Доверяй мне» (коллективные игры и упражнения, создание коллективной творческой работы).

2. Мониторинг реализации проекта ()


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Коррекционно-развивающие занятия для учащихся с проблемами в развитии 7-12 лет

Коррекционно-развивающие игровые занятия предназначены для детей 7-12 лет специальной коррекционной школы VIIIвида с проблемами в развитии.   Данные занятия актуальны, так как стабилизирует ...

инновационные технологии коррекционно-развивающей работы с учащимися в процессе индивидуальных логопедическтх занятий

Экстраполяция разработок из смежных дисциплин позволяет пересмотреть устоявшиеся в логопедии приемы и методы работы. применение на логзанятиях миогимнастики, компьютерных и кинезиологических упр...

Программа коррекционно-развивающей работы с учащимися девиантного поведения.

Актуальность и необходимость предложенной программы заключается в том, дети с отклоняющимся поведением нуждаются в особой поддержке со стороны образовательного учреждения. Социальным педагогом отобран...

Особенности коррекционно-развивающей работы у учащихся с тяжелыми нарушениями речи в условиях специального обучения и воспитания

В статье представлен обзор особенностей логопедической работы в специальной коррекционной школе для детей с тяжелыми нарушениями речи. Коррекционно-развивающая работа по формированию устной и письменн...

Статья "Социально - психологическое сопровождение учащихся, способствующее их социальной адаптации на рынке труда".

  Выбор будущей профессии - одна из самых серьезных проблем, которая встает перед учащимися старших классов. И сделать этот выбор с каждым годом становится все сложнее. Вопрос «Кем я ...

Конспект коррекционно-развивающего занятия для учащихся классов "особый ребенок" коррекционной школы. Тема занятия: "Праздник красок"

Конспект коррекционно-развивающего занятия  для учащихся классов "особый ребенок" коррекционной школы. Тема занятия: "Праздник красок" Конспект коррекционно-развивающего ...