Кто такие птицы?
план-конспект
Предварительный просмотр:
Название УМК Школа «России» Предмет Окружающий мир Класс 1
Тема урока Кто такие птицы?
Место и роль урока в изучаемой теме урок № 15 в теме «Что и кто?»
Тип урока урок-лаборатория с применение ИКТ
Цель урока: повторить, закрепить и углубить знания детей о классе птиц, их существенных отличительных признаках, особенностях строения.
Задачи урока:
- Знакомство детей с особенностями строения тела птиц; формирование у детей представления о необходимости сохранения окружающей природы в экологическом равновесии; расширение кругозора детей.
- Развитие познавательной активности; развитие умения работать в парах, критически оценивать свою работу и себя; развитие наблюдательности , логического и критического мышления.
- Воспитание чувства ответственности и бережного отношения к миру природы; воспитание аккуратности, усидчивости, прилежания, любознательности и пытливости в процессе учения; воспитание чувства взаимопомощи, взаимовыручки.
Этап урока | Время, мин | Содержание учебного материала | Методы и приемы работы | Формы организации учебной деятельности | Деятельность учителя | Деятельность обучающихся | Формирование универсальных учебных действий |
I. Мобилизующее начало | 1 | - Встаньте все ровно. Проверьте, все ли у вас готово к уроку. - Улыбнитесь друг другу, учителю. | Словесный | Фронтальная | Проверяет готовность детей к уроку. Дает положительный эмоциональный настрой на урок | Приветствуют учителя. Проверяют готовность к уроку. Эмоционально настраиваются на работу. | Л: Освоить роли ученика; формирование интереса (мотивации) к учению; Р: Организовывать свое рабочее место под руководством учителя; К: Соблюдать простейшие нормы речевого этикета: здороваться, прощаться, благодарить. |
II. Актуализация знаний | 2 | - С какими группами животных мы уже знакомы? - Назовите отличительные признаки насекомых и рыб. - Предлагаю вам игру. Я буду бросать вам мячик и называть рыб.А вы будете ловить мяч и кидать мне его обратно, говоря какая это рыба речная или морская.. | Словесный беседа | Фронтальная | Задает вопросы по предыдущим темам. Называет рыб, которых дети видели на с. 35 учебника и рыб, которые живут в данной местности. | Отвечают на вопросы. Ловят мяч и называют какя рыба морская или речная. | К: Слушать и понимать речь других. П: Отвечать на вопросы учителя; группировать предметы, объекты на основе существенных признаков. К: Отвечать на вопросы учителя; слушать и понимать речь других. |
III. Физминутка | 1 | Маленькие птички, Птички-невелички, По лесу летают, Песни распевают. (машем руками, как крылышками) Буйный ветер налетел, (руки вверх, раскачиваемся из стороны в сторону) Птичек унести хотел. Птички спрятались в дупло (приседаем на корточки, закрываем голову руками) Там уютно и тепло. | Словесно- наглядный | Фронтальная | Организует проведение физминутки | Пантомимой показывают слова стихотворения | Л: Формировать мотивацию к здоровому образу жизни |
IV. Мотивация учебной деятельности | 3 | Просмотр мультика «Кто такие птицы?». Кто догадася о чем мы бу-дем говорить сегодня на уроке? Кого считают птицами ?(Того кто летает.) Как узнают птичек?( Птички поют.) Что умеют делать птички?(Птицы умеют вить гнезда, нести яички) Чтобы узнать кто такие птицы я предлагаю вам открыть сегодня в классе научную лабораторию. - Кто из вас знает, что такое «лаборатория»? - Где можно найти значение этого слова? ЛАБОРАТОРИЯ, 1. Учреждение, отдел, где проводятся научные и технические опыты, экспериментальные исследования, анализы. Проблемная л. Учебная л, | Словесный беседа. Наглядный Работа с видеоматериалом Слайд 2, 3 | Фронтальная Работа в парах | Задает вопросы о просмотренном мультике. Организует работу с толковым словарем. | Отвечают на вопросы учителя. Дети высказывают свои предположения. | Л: Освоить роль ученика; формировать интерес (мотивацию) к учению; К: Слушать и понимать речь других. Р: Определять цель выполнения заданий на уроке под руководством учителя. П: Отвечать на вопросы учителя, находить нужную информацию в учебнике; К: Отвечать на вопросы учителя, товарищей по классу; Работать в паре и группе. |
V. Работа по теме урока | 20 | - Итак, мы открываем научную лабораторию. - На какой вопрос мы должны найти ответ? - Кто из вас знает, как отличить птиц от других животных? - Все ли животные, которые летают – птицы? Пингвин и страус – птицы, но они не умеют летать. Выделите существенный признак птиц. - Обратите внимание на форму тела птицы. Почему она у всех птиц такая? Какой вид транспорта формой похож на птицу? - Птичий нос не только нос, но еще и рот, поэтому его назвали клювом. Что птица делает клювом? - Сколько ног у птиц? У каких животных тоже две ноги? - Зачем птице хвост, крылья? - А сейчас открывается наша лаборатория. Найдите самое маленькое и самое большое перо. Сравните их на ощупь. (Одно мягкое, пушистое; другое упругое, жесткое.) Для чего птице нужны разные перья? Учитель поясняет: «Большие упругие перья находятся в крыльях, они нужны для полета; более мягкие перья покрывают тело птицы и защищают его; самые мягкие, пушистые перья (пуховые) согревают птицу. Есть и такие перья, которые служат специально для украшения». Учитель демонстрирует изображения птиц с необычными перьями, например павлина, венценосного журавля, райскую птицу, колибри. - Что общего у всех перьев? - Подкиньте перышко вверх или дуньте на него. Что заметили? - Отрежьте кончик пера ножницами. - Капните водой из пипетки на перо.
| Словесный беседа. Словесный, беседа; наглядный, с. 36 учебника Наглядный, словесный. Практическая работа Наглядный, словесный Слайд 4, 5, 6 | Фронтальная Фронтальная Работа в группах | Подводит детей к формулировке темы урока Создает проблемную ситуацию: не все животные, изображенные на рисунке птицы (летучая мышь, белка-летяга, бабочка), но они летают, и не все птицы, изображенные на рисунке – летают, хотя они птицы (курица). Создает проблемные вопросы. Направляет предположения детей на верные ответы. Организует работу в группах. Учитель показывает разные виды перьев: пуховые, кроющие, полетные и маховые. Подводит детей к строению пера: стержень и бороздки. | Под руководством учителя формулирую тему урока Пытаются ответить на вопрос учителя. Под руководством учителя определяют основной признак птиц: тело покрыто перьями. В ходе работы выделяют основные части тела птицы (голова, шея, клюв, ноги, крылья, хвост) Дети размышляют, высказывают предположения. Класс делится на группы. Каждая группа получает по несколько различных перьев и лупы. Дети говорят о том, что все перья разной формы. Под руководством учителя по названию пытаются определить назначение различного вида перьев. Рассматривают перо под лупой и выясняют, что бородки скрепляются наподобие застежки-молнии (учитель демонстрирует такую застежку). Летит, легкое. Внутри оно пустое, полое. Вот почему перья легкие. Капелька скатилась, перо не намокает. Вот почему перья могут защитить птицу от воды. | Р: Определять цель выполнения заданий на уроке под руководством учителя. К: Участвовать в диалоге на уроке и в жизненных ситуациях. К: Слушать и понимать речь других. П: Ориентироваться в учебнике; отвечать на вопросы учителя, находить нужную информацию в учебнике; сравнивать предметы, объекты: находить общее и различие. К: Участвовать в диалоге на уроке и в жизненных ситуациях; слушать и понимать речь других. П: Сравнивать предметы, объекты: находить общее и различие; группировать предметы, объекты на основе существенных признаков. К: Слушать и понимать речь других; участвовать в диалоге на уроке и в жизненных ситуациях. |
VI. Итог урока | 7 | - Наша лаборатория закрывается. - О каких животных мы говорили сегодня на уроке? - Что нового вы узнали о них? - Кто такие птицы? - Какое задание на уроке было самым интересным? - Было ли трудно? | Словесные: беседа. Наглядные. Словесный, беседа | Фронтальная работа | Направляет детей на подведение итогов урока. | Дети высказывают свои мысли по поводу услышанного на уроке, что для них было ново. Птицы – это животные, тело которых покрыто перьями. Не все животные, которые умеют летать – птицы (приводят примеры). Не все птицы умеют летать (приводят примеры). Но тело всех птиц покрыто перьями. Отвечают на вопросы учителя | Р: Принимать, понимать и сохранять учебную задачу. П: Отвечать на вопросы учителя; сравнивать предметы, объекты: находить общее и различие. К: Отвечать на вопросы учителя; Слушать и понимать речь других. Р: Вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учета характера сделанных ошибок. |
VII. Рефлексия | 1 | - Оцените свою работу на уроке с помощью сигнальных карточек и объясните свое решение. | Наглядный Словесный | Фронтальная | Объясняет критерии оценивания своей работы на уроке. | Дети оценивают работу на уроке с помощью сигнальных карточек-«смайликов». Несколько человек объясняют свое решение (по выбору учителя) | Р: Адекватно оценивать свои достижения, осознавать возникающие трудности и искать способы их преодоления. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Сценическая постановка «Что такое хорошо и что такое плохо»
Задача данного мероприятия - через сатиру и юмор показать отрицательное влияние вредных привычек на здоровье и моральный облик человека...
Конкурс- соревнование "Что такое хорошо и что такое плохо"
Данный конкурс- соревнование позволит обучающимся расширить знания о правилах хорошего тона, о культуре поведения Ц...
Что такое красота? (По произведению Оскара Уайльда «Мальчик – звезда») Что такое красота? (По произведению Оскара Уайльда «Мальчик – звезда»)
разработка урока литературы по произведению Оскара Уайльда "Мальчик - звезда"...
Интеллектуально - позновательная игра "Что такое? Кто такой?"
Перед нами игровое поле с квадратами разных цветов. Каждый цвет представляет собой категорию с вопросами. На игровом поле семь катего...
Интеллектуально - позновательная игра "Что такое? Кто такой?" (текстовый вариант)
Перед нами игровое поле с квадратами разных цветов. Каждый цвет представляет собой категорию с вопросами. На игровом поле семь категорий: красный цвет – категория «Имена собственные», оранжевый ...
Методическая разработка внеклассного мероприятия по математике «Что такое коррупция». (8-9 классы) Внеклассное мероприятие по математике «Что такое коррупция»
Данная методическая разработка внеклассного мероприятия «Что такое коррупция?» составлена и применялась как внеклассное мероприятие по дисциплине “Математика» для обучающ...
Что такое? Кто такой? (повторение по теме "Африка")
Игра для повторения темы " Африка" 7класс...