Статья "От инклюзивного спорта к инклюзивному образованию"
статья (5 класс)
Большую роль в коррекционной работе играют занятия адаптивной физической культурой. Наряду с решением основных задач - укреплением здоровья и закаливанием детского организма, обеспечением правильного физического развития, обучением двигательным умениям и навыкам - уроки физической культуры в специальной (коррекционной) школе решают и коррекционные задачи путем преодоления недостатков физического развития и нарушений моторики школьников. Особую актуальность приобретает вопрос о расширении двигательной активности школьников с нарушением речи в оздоровительных и коррекционных целях.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
doklad_inklyuziya_sporta.docx | 20.6 КБ |
Предварительный просмотр:
Статья «От инклюзивного спорта
к инклюзивному образованию»
(доклад на РМО)
Инклюзия - процесс двусторонний, влияющий как на детей с особенностями, так и на обычных детей, а также их родителей, наблюдателей. Поэтому мы говорим о том, что спорт - это оптимальная среда для организации взаимодействия и достижения высоких результатов.
В настоящее время в рамках реформы российского образования осуществляется реализация инновационных подходов к обучению, воспитанию и социализации детей с ограниченными возможностями развития в условиях общеобразовательных школ.
Наукой доказано, что, если в классе все дети примерно одинаковые, страдают и отличники, и средние, и неуспевающие, у них не развивается критическое мышление, задерживается развитие самоконтроля и объективной оценки. Короче говоря, отличнику также необходим отстающий, как и отстающему необходим отличник. Конечно, педагогам нелегко работать в разнородном классе, но результаты того стоят - по мнению исследователей, корректируются даже серьезные задержки в детском развитии. В инклюзивном классе будет слаживаться особый этический фон учебно-воспитательного процесса: ведь педагогическое общение с детьми будет проникнуто оптимизмом, уверенностью в том, что совместными усилиями учителя, специалистов, сверстников, родителей, других взрослых, участвующих в процессе инклюзивного образования, все дети получат равные возможности и преодолеют возникающие у них трудности.
Учитель - «золотое сечение» инклюзии, главное условие успешной реализации инклюзивных принципов и их воплощение в педагогическую практику. В его работу входит проведение учебных занятий, праздников, экскурсий.
Любая форма педагогического общения должна иметь четко определенные цели:
Образовательная должна решать задачи отработки учебного программного материала, овладение детьми учебными знаниями, умениями и навыками;
Воспитательная должна решать задачи отработки моделей поведения, овладения детьми коммуникативными умениями, формирования эмоций;
Коррекционно-развивающая - в классе есть ребенок с особыми образовательными потребностями и обычные дети, поэтому коррекционная задача должна четко ориентировать педагога на развитие способностей и возможностей всех детей и на исправление имеющихся недостатков специальными педагогическими и психологическими приемами.
Изменение структуры занятия, плана и логики; преемственность планов и последовательность включения детей; упражнения по степени нарастающей сложности - условие успешности всех учащихся, следовательно, и инклюзивного образования. В конспекте урока (занятия) отдельно должен быть отражен план деятельности на уроке (занятии) для ребенка с особыми образовательными потребностями. Учитель может по-разному подходить к решению данной проблемы:
1.Составлить планирование отдельно - для всего класса и для ребенка с особыми образовательными потребностями.
2. Сделать общий план с включением в него блоков заданий для каждого ребенка, нуждающегося в силу особенностей развития в индивидуальном подходе, дополнительном внимании.
Каждый этап занятия необходимо фиксировать, ориентируя учащихся на то, что они уже сделали и что им предстоит еще сделать. Подведение итогов становится своеобразным стимулом, побуждающим учащегося к включению во все более усложняющуюся работу. Особенно этот аспект важен для ребенка с особыми образовательными потребностями.
Учитель физической культуры должен учитывать нарушение опорно-двигательного аппарата, обращать внимание на общую и мелкую моторику, в то же время планировать специальные упражнения для укрепления здоровья и физического развития детей с ограниченными возможностями. Также при проведении уроков нужно учитывать особенности детей с нарушениями слуха и зрения(команды давать более громко и четко, демонстрировать показ действия и т.п.), а также организовывать ЛФК.
Большую роль в коррекционной работе играют занятия адаптивной физической культурой. Наряду с решением основных задач - укреплением здоровья и закаливанием детского организма, обеспечением правильного физического развития, обучением двигательным умениям и навыкам - уроки физической культуры в специальной (коррекционной) школе решают и коррекционные задачи путем преодоления недостатков физического развития и нарушений моторики школьников. Особую актуальность приобретает вопрос о расширении двигательной активности школьников с нарушением речи в оздоровительных и коррекционных целях.
Коррекционное обучение позволяет положительно влиять на двигательную сферу и познавательные процессы, повышая активность и целенаправленность деятельности.
В этой связи становится актуальным поиск более эффективных путей воспитания и развития детей с нарушением речи, в частности содержания методов физического воспитания, направленных на повышение уровня двигательной подготовленности, формирования двигательных способностей и познавательной активности. Как известно, физическая культура в специальных (коррекционных) образовательных учреждениях осуществляется в тесной связи с умственным, нравственным, эстетическим воспитанием, трудовым обучением и не только способствует коррекции психофизического развития, но и является одним из средств успешной социальной реабилитации и интеграции детей в общество.
Программа составлена на основе знаний о физическом развитии и подготовленности, психофизических и интеллектуальных возможностей учащихся с нарушением речи.
На занятиях по курсу «Адаптивная физкультура» решаются следующие задачи:
- укрепление здоровья, физическое развитие, повышение работоспособности учащихся;
- коррекционная и компенсаторная работа по развитию и совершенствованию двигательных навыков и умения, физических качеств: силы, гибкости, выносливости, быстроты, ловкости; профилактическая работа по формированию правильной осанки и коррекции плоскостопия в статических положениях и в движении;
- развитие чувства темпа и ритма, координация движения;
- развитие эмоциональной сферы учащихся, социализация в обществе.
Процесс занятий адаптивной физкультурой связан не только с коррекционной, но и компенсаторной и профилактической работой, а также с формированием самооценки учащихся.
Занятия по адаптивной физкультуре составлены так, что упражнения и игры, самостоятельная работа помогают учащимся корригировать сохранные возможности, компенсировать недостатки физического развития и развивать двигательные качества.
В планирование включены уроки по коррекционно-развивающим играм.
В связи с этим в основе обучения на уроках предусматриваются принципы:
- индивидуализации и дифференциации процесса обучения,
- коррекционная направленность обучения,
- комплексность обучения на основе прогрессивных психолого-педагогических и психолого-физиологических теорий.
Особенности уроков адаптивной физкультуры в коррекционной школе включают следующие составляющие уроков:
1.Вводная часть (5 минут). Организация класса. Настрой детей на занятия. Вспомнить, что изучали на прошлом уроке, и чем будем заниматься на этом. Строевые упражнения или упражнения на дыхание.
2. Подготовительная часть (5-7 минут до 15-17 минут). Различные физические упражнения развивающего характера: ходьба, бег, прыжки, перестроение.
3. Основная часть (20-30 минут). Изучается новый материал, совершенствуется пройденный.
4. Заключительная часть урока (5-7 минут). Упражнения на координацию, на равновесие, дыхательные упражнения.
Учащиеся, относящиеся по состоянию здоровья к подготовительной медицинской группе, от общих занятий не освобождаются, к ним применяется индивидуальный подход.
Оценка по адаптивной физкультуре определяется в зависимости от степени овладения учащимися двигательными умениями (качество) и результатом, индивидуально.
Адаптивное физическое воспитание строится с учетом индивидуального и дифференцированного подхода к регулированию физической нагрузки, физической подготовленности и сенсорных возможностей детей, а также с учетом эмоциональной насыщенности. Эмоциональность занятий зависит от разнообразия упражнений, от общего тона проведения занятий, интонации и команды преподавателя. Меняется тембр звука (громко, тихо, мягко, строго) с учетом психического состояния учащихся, их быстрой утомляемости, специфических особенностей развития и восприятия учебного материала.
Метод стимулирования двигательной активности — отсутствие ярких зрительных представлений обедняет эмоциональную жизнь детей с нарушением речи. Необходимо как можно чаще поощрять детей, давать им почувствовать радость движений, помогать избавиться от комплекса неполноценности, от чувства страха пространства, неуверенности в своих силах. По возможности создавать условия успеха. Желательно участие педагога в игре, что позволяет сохранить темп и активность детей. При правильном руководстве дети с речевой депривацией овладевают различными двигательными умениями, формирующими эмоциональное восприятие движений, особенно в игровой деятельности, развитие волевых качеств, смелости и решительности, уверенности в себе.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
МОНИТОРИНГ И ОЦЕНКА КАЧЕСТВА ИНКЛЮЗИВНОГО ОБРАЗОВАНИЯ, ОБРАЗОВАНИЯ ДЛЯ ДЕТЕЙ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ
В 2008-2009 учебном году в нашей школе открылись классы коррекционного обучения. Классы, готовые работать с каждым ребенком, какой бы особенностью восприятия мира он ни был бы наделе...
Инклюзивное образование как современная модель образования лиц с ограниенными возможностями здоровья
Все дети должны быть с самого начала включены в образовательную и социальную жизнь школы по месту жительства:задача инклюзивной школы - построить систему, которая удовлетворяет потребность каждого; в ...
Обучающий семинар для педагогов №1 "Инклюзивное образование. Необходимые условия и принципы построения инклюзивного пространства"
Представлен материал для первого обучающего семинара для педагогов в условиях перехода школы на инклюзивное образование. Расскрываются необходимые условия эффективной реализации инклюзивного образован...
Инклюзивное образование детей с ограниченными возможностями здоровья в условиях общеобразовательной школы. Уроки технологии в условиях инклюзивного образования.
Инклюзивное образование детейс ограниченными возможностями здоровья в условиях общеобразовательной школы.Уроки технологии в условиях инклюзивного образования....
Доклад на конференции «Инклюзивное образование: теория и практика» "Наличие высокопрофессиональных кадров - важнейшее условие инклюзивного образования"
Обеспечение обучения и воспитания всех детей одновременно, создание условий для их эффективной самореализации и социализации требуют от педагога соответствующих компетенций в сфере инклюзивной педагог...
От инклюзивного спорта к инклюзивному образованию
Большую роль в коррекционной работе играют занятия адаптивной физической культурой. Наряду с решением основных задач - укреплением здоровья и закаливанием детского организма, обеспечением правильного ...
Инклюзивная компетентность педагога дополнительного образования. Особенности организации работы с детьми с ограниченными возможностями здоровья в условиях дополнительного образования
Реализация прав детей с ограниченными возможностями здоровья на образование рассматривается как одна из важнейших задач государственной политики в системе образования. Работа с детьми с ОВЗ, детьми-ин...