«Камешки МАРБЕЛС как средство развития сенсорики у детей с ограниченными возможностями здоровья»
методическая разработка
Сенсорное развитие ребенка - это развитие его восприятия и формирование представлений о внешних свойствах предметов: их форме, цвете, величине, положении в пространстве, а также запахе, вкусе и т. п.
Значение сенсорного развития трудно переоценить. У детей с отклонениями в развитии выявляются специфические особенности в проявлении сенсорных функций, качественное своеобразие зрительного, слухового и осязательного восприятия. Сенсорное развитие предопределяет полноценность развития психических функций и взаимосвязь с другими познавательными процессами.
Цель: организация коррекционной работы с детьми с ОВЗ посредствам камешков Марбелс.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Использование камушков МАРБЕЛС | 210.25 КБ |
Предварительный просмотр:
Казенное общеобразовательное учреждение Ханты-Мансийского автономного округа - Югры "Нефтеюганская школа-интернат для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья»
«Камешки МАРБЕЛС как средство развития сенсорики у детей с ограниченными возможностями здоровья»
Подготовила: Чебуняева К.Г.
Тьютор
г.Нефтеюганск,2021
«Истоки способностей и дарований детей на кончиках пальцев. От пальцев идут тончайшие ручейки, которые питают источник творческой мысли».
В. А. Сухомлинский
Понятие «сенсорика» имеет латинский корень – «сенсус» (чувство, чувствовать), поэтому сенсорное развитие ребенка подразумевает воздействие обучающей и развивающей среды на органы чувств ребенка.
Сенсорное развитие ребенка - это развитие его восприятия и формирование представлений о внешних свойствах предметов: их форме, цвете, величине, положении в пространстве, а также запахе, вкусе и т. п.
Значение сенсорного развития трудно переоценить. У детей с отклонениями в развитии выявляются специфические особенности в проявлении сенсорных функций, качественное своеобразие зрительного, слухового и осязательного восприятия. Сенсорное развитие предопределяет полноценность развития психических функций и взаимосвязь с другими познавательными процессами.
Цель: организация коррекционной работы с детьми с ОВЗ посредствам камешков Марбелс.
Сенсорное развитие осуществляется:
- в процессе дидактических игр и упражнений; в ходе которых формируются перцептивные действия и восприятие пространственных и качественных свойств предметов.
- в играх с природным, бросовым материалом и тканью, в играх с бытовыми предметами-орудиями, в конструктивных играх;
- в играх и упражнениях, направленных на развитие у детей социального восприятия: человека. Его действий, движений, в том числе экспрессивных и мимических, себя самого и окружающих сверстников. Игры могут организованы как самостоятельные занятия для формирования ролевого поведения, создания образов в театрализованных играх, подготовки к сюжетной игре и т.д.;
- в продуктивной деятельности: рисовании, аппликации, лепке, конструировании, ручном труде;
- в непосредственном общении со взрослыми в повседневной жизни
- на занятиях по развитию речи (развитие слухового внимания и сосредоточения, ориентировка на лицо говорящего, речевое подражание), формирование элементарных математических представлений, музыкальному и физическому воспитанию.
И родители, и педагоги должны побуждать ребёнка к активности, желанию обследовать и действовать с предметами, называя их характеристики и увеличивая сначала пассивный запас их словарного языка (восприятие ребенка опережает развитие его речи). Оказание помощи детям в освоении сенсорных эталонов – это главная задача взрослых. Ведь чтобы различие оказалось зафиксированным в сознании ребенка, его необходимо назвать, подчеркнуть и неоднократно напоминать о нем.
Одним из средств решения поставленных задач является технология «МАРБЕЛС», один из нетрадиционных приемов обучения.
МАРБЕЛС – это красивые мраморные шарики, которые тысячелетиями использовались в качестве игрушек. Современные МАРБЕЛС делаются из силикатного песка, золы и соды, которые плавятся в печи. С помощью специальных красителей стеклу придают самые разнообразные расцветки и формы. Красота камешков завораживает настолько, что детям хочется к ним прикоснуться, поддержать их в руках, поиграть с ними.
Использовать МАРБЕЛС в работе нужно индивидуально. Упражнения, игры с данными камешками в целях безопасности детей не предполагают их использование детьми в самостоятельной деятельности, только под присмотром взрослого.
Для развития сенсорных способностей можно использовать следующие игры с камешками МАРБЕЛС:
Упражнение "Знакомство"
Цель: привлечение внимание ребенка к тактильному объекту.
Оборудование: емкость с камешками "Марбелс".
Задание: педагог обращает внимание на камешки и предлагает перебирать камешки руками. Выкладывать их из емкости, двигать в ней руками по очереди и одновременно. При этом, педагог знакомит с текстурой - стеклянные, гладкие; качеством - хрупкое, прозрачное; цветом - красный, синий, зеленый,..
Затем дается время для самостоятельного манипулирования.
Упражнение "Найдем предмет" или "Угадай-ка"
Цель: развитие тактильных ощущений; развитие умения выбирать предметы, отличающиеся от камешков "Марбелс" (Например: небольшой строительный материал, киндер-игрушки и т. д.)
Оборудование: емкость глубокая, камушки "Марбелс", игрушки из киндер-сюрпризов.
Задание: педагог предлагает найти игрушки, спрятанные в камешках с открытыми глазами, сначала одной, затем другой рукой. Усложнение: поиск игрушек закрытыми глазами, определить что это.
Упражнение "Змейка"
Цель: учить складывать камешки, прикладывая один к другому; развитие мелкой моторики рук.
Оборудование: камушки "Марбелс". Для детей с низкой моторной ловкость: специально заготовленные камешки на липучке.
Задание: Педагог предлагает выложить длинную змейку так, чтобы все камешки лежали друг за другом без промежутка. Можно использовать разные цвета.
Усложнение: Педагог предлагает выложить змейку, используя один цвет, два цвета чередуя их, используя количественный показатель (Возьми 5 камешков одного цвета и 4 камешка другого цвета).
Упражнение "Помоги"
Цель: развитие умения различать цвета, находить цвет по образцу и по словесному обозначению; стимулирование зрительно-поисковой деятельности. Усвоение названий цветов. Развитие мелкой моторики рук.
Оборудование: камешки "Марбелс", карточки с эталонами цвета, емкости для раскладывания (количество зависит от количества используемых цветов).
Задание: Педагог обращает внимание, что все камешки разных цветов перемешались. Необходимо рассортировать их по цветам.
Предъявляется эталон цвета и предлагается отсортировать сначала предъявленный цвет. Дети называют цвет - зеленый и отбирают, и складывают в свои баночки только зеленые камешки. При повторении упражнения количество предъявляемых цветов увеличивается.
Усложнение: Цвет не предъявляется карточкой, а называется словом.
Упражнение "Выложи по заданию"
Цель: развитие умения различать цвета, называть их, развитие зрительного внимания, памяти, мелкой моторики рук.
Оборудование: карточки с заданиями.
Задание: Педагог предлагает разложить камешки, накладывая их на образец - карточку, на которой нанесен рисунок.
Усложнение: Выкладывание камешков, ориентируясь на образец на свободном пространстве. Запомнить узор на карточке и выложить по памяти.
Примечание: для детей с низкой моторной ловкостью применяется шершавая поверхность для выкладывания и специально заготовленные камешки с липучкой на одной стороне.
Дидактическая игра на развитие тактильного восприятия
«Чудесный мешочек»
Камешек в руке катаю,
Между пальчиков верчу,
Непременно каждый пальчик
Быть послушным научу.
Цели: формирование умения сопоставлять зрительные и осязательные впечатления
В непрозрачный мешочек кладут камешки разной формы, величины, цвета.
Перед ребенком образец – камешек. Педагог предлагает ребенку найти в мешочке такой же.
Ребенку завязывают глаза, предлагают камешек, который необходимо обследовать тактильно, и на ощупь в мешочке найти такой же камешек.
Перед ребенком мешочек с камешками. Предлагается найти камешек по его «имени»
«Сухой бассейн»
Лежит наш клад на дне морском,
Засыпан золотым песком.
Свернувшись в небольшой клубок,
На камне дремлет осьминог
Цель: развитие тактильной чувствительности, тонкой моторики пальцев рук.
У ребенка глубокая чаша, наполненная камешками, среди камешков находится мелкая игрушка. Педагог предлагает ребенку найти игрушку и на ощупь угадать её.
Дидактические игры и упражнения для закрепления сенсорного эталона «форма»
«Из каких фигур состоит машина, домик?»
Мчит машина по дорожке,
Я рулю, гляжу в окошко.
День чудесный впереди –
С ветерком нам по пути.
Цель: дифференциация форм, определение пространственного расположения геометрических фигур, навыки воспроизведения по образцу, развитие зрительно-слухо-моторных координаций.
Дети должны определить по рисунку, какие геометрические фигуры включены в конструкцию машины, домика. Составить из камешков машину, домик.
Вывод: Почему же «Марбелс» так хороши?
Во-первых, камушки Марбелс – это яркий, разнообразный по форме, цвету, фактуре материал, являющийся полифункциональным и отвечающий потребностям детей в эстетическом познании мира.
Во-вторых, Марбелс, развивая мелкую моторику рук, являются одним из стимулирующих приемов развития речи.
В-третьих, действия с камушками Марбелс вызывают у ребят радостные эмоции, что способствует повышению работоспособности, снижению утомляемости, психоэмоциональному благополучию детей
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Метод танцевальной терапии как средство развития творческих способностей детей с ограниченными возможностями здоровья
P { margin-bottom: 0.21cm; } Двигательная активность всегда являлась мощным биологическим стимулятором жизненных функций растущего организма. Способность выполнять любую двигательную деятельность...
Семинар по теме: «Игра, как средство развития когнитивных способностей детей с ограниченными возможности здоровья»
Разработка выступления на семинаре по теме «Игра, как средство развития когнитивных способностей детей с ограниченными возможности здоровья», проведенного в рамках недели методического объединени...
Говорение как средство развития речи у детей с ограниченными возможностями здоровья
P { margin-bottom: 0.21cm; } P { margin-bottom: 0.21cm; } Каждый человек заинтересован в том, чтобы уметь говорить красиво и грамотно. Ведь именно умение говорить даёт нам возможность устана...
Доклад по теме: « Игровые технологии как средство развития и социализации детей с ограниченными возможностями здоровья
Изучение английского языка с детьми с ограниченными возможностями здоровья в начальной школе...
Филворд как средство развития общеинтеллектуальной сферы детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ).
Статья из опыта работы....
Сказкотерапия, как средство развития речи у детей с ограниченными возможностями здоровья
Использование сказки. как средства развития речи, обогощение словарного запаса, развитие эмоциональной сферы на уроках чтения....
Пластилинография – как средство развития творческих способностей детей с ограниченными возможностями здоровья
Пластилинография – как средство развития творческих способностей детей с ограниченными возможностями здоровья...