"Секреты общения"
план-конспект занятия (5 класс)

Козлова Юлия Сергеевна

Формирование коммуникативных навыков у школьников

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл sekrety_obshcheniya1.docx29.61 КБ

Предварительный просмотр:

"Секреты общения"

Тема занятия – «Секреты общения» и целью его станет узнать такие секреты, которые помогут вам быть приятным собеседником, лучше понимать друг друга, избегать конфликтов.

 Слайд 1

- Единственная настоящая    роскошь – это    роскошь человеческого общения. ( А. Сент-Экзюпери)  

Но порой у большинства из нас возникают  препятствия при общении с людьми.

Посмотрите, пожалуйста, на таблицу, в которой написаны препятствия, которые мешают нам иногда общаться. Предлагаю вам выбрать те из них, которые возможно именно вам иногда мешает общаться с другими людьми.        

Неуверенность в себе при общении с другими

Не хватает смелости

высказать свое мнение

Не знаю, как надо начать разговор первым

Мне иногда трудно извиниться за свой поступок

Иногда мне трудно выразить свою мысль

Иногда стесняюсь высказать свое мнение

Иногда не умею сдерживать свои отрицательные эмоции при общении

Не умею остановиться первым в споре

Не хочется уступать первым

При общении больше говорю, чем слушаю другого.

Иногда не внимательно слушаю товарищей, друзей.

Слайд 3 Сказка «Мудрецы и слон»

А сейчас я хочу познакомить вас с индийской сказкой,  которая называется «Мудрецы и слон». Прочитайте ее внимательно и подумайте, в чем же была ошибка мудрецов.

Сказка «Мудрецы и слон»

Давным-давно в маленьком городе жили-были шесть слепых мудрецов. Однажды в город привели слона. Мудрецы захотели увидеть его. Но как? «Я знаю, — сказал один мудрец, — мы ощупаем его». – «Хорошая идея, — сказали другие, — тогда мы будем знать, какой он — слон». Итак, шесть человек пошли смотреть слона. Первый ощупал большое плоское ухо. Оно медленно двигалось вперед-назад. «Слон похож на веер!» — закричал первый мудрец. Второй мудрец потрогал ноги слона. «Он похож на дерево!» — воскликнул он. «Вы оба неправы, — сказал третий, — он похож на веревку». Этот человек нащупал слоновий хвост. «Слон похож на копье», — воскликнул четвертый. «Нет, нет, — закричал пятый, — слон как высокая стена!» Он говорил так, ощупывая бок слона. Шестой мудрец дергал слоновий хобот. «Вы все неправы, — сказал он, — слон похож на змею». – «Нет, на веревку!» – «Змея!» – «Стена!» – «Вы ошибаетесь!» – «Я прав!» Шестеро слепых кричали друг на друга целый час. И они никогда не узнали, как выглядит слон.

Итак, в чем же была ошибка мудрецов?

Почему они так и не узнали, как выглядит слон?

А вот почему:

•        Каждый мудрец мог представить себе лишь то, что могли почувствовать его руки. И поэтому, каждый думал, что именно он открыл истину и знает, на что похож слон.

•        Никто не хотел прислушиваться к мнению других,, а доказывал свою точку зрения с помощью крика.

•        А в результате, у них возникла ссора и конфликт, которые были основан на различиях в восприятии – слон был один и тот же, а разным было восприятие этого слона.

Какой  можно сделать из этого вывод?

•        Нужно прислушиваться к мнению других.

•        Надо уметь слушать и слышать.

•        Нет смысла кричать.

•        Должна быть согласованность в действиях.

Решение конфликтных ситуаций.

Сейчас предлагаю вам разобраться в конфликтной ситуации,  однажды сложившейся  между одноклассниками.

Два мальчика Паша и Слава, поссорились. А случилось вот какая неприятная ситуация. Давайте посмотрим на слайд 4.

Назовите, пожалуйста, ошибки, которые допустили ребята, и вот такая  просьба одолжить ручку привела их к ссоре и обиде друг на друга.

- Да, действительно. Во-первых, просьба выглядит как приказ, Саша забыл о вежливости. Во-вторых, вместо обращения по имени, используется фраза «Эй». Да, конечно, друг обидится, если вы будете к нему так обращаться. Какое чувство испытывал мальчик к которому так обратились с просьбой.

А сейчас, я предлагаю вам подумать, как можно исправить ошибки ребят. И как будут чувствовать в новой ситуации эти мальчики?

Посмотрите слайд 5.

На Слайде 6 представлена еще одна ситуация.

Друзья поругались и наговорили много обидных слов. А произошло вот что, Ваня одолжил у своего друга Егора новый диск с интересной игрой, а вернул его поцарапанным.

- Назовите, пожалуйста, ошибки, которые допустили ребята. Что чувствовали мальчики в этой ситуации.

- Наверно подобная ситуация знакома каждому. Одолжили у вас вещь и потеряли или вернули испорченную. Обещали что-то сделать и забыли. Ребята, скажите, пожалуйста, что нужно было в первую очередь сделать в подобной ситуации Ване? (Извиниться).

- Да, очень важно услышать от другого человека, что он осознает свою вину.

- Исправьте ошибки, которые привели ребят к ссоре.  

Посмотрите Слайд 7

- А как будут чувствовать в новой ситуации эти мальчики, какие отношения будут между этими мальчиками?

-Ребята, а в вашей классной жизни бывают подобные ситуации?

Сейчас ответьте, пожалуйста, на вопросы анкеты, касающейся вашего общения с одноклассниками.

Итак, ребята, мы немного поговорили с вами о правилах общения,  о способах взаимодейсивия между людьми. Мы  разобрали конфликтные ситуации и увидели как влияет настроение,  мысли и эмоции на форму общения между людьми. Но вы знаете, что оказывается, и вода можеть по-своему реагировать на различные чувства и эмоции человека.  И мне хочется представить вашему вниманию интересные факты.  Многие ученые занимаются исследованием воды. Знаменитый японский ученый, доктор, исследователь Масару Эмото доказал, что вода способна впитывать, хранить и передавать человеческие мысли и эмоции. Он показал, как вода реагирует на разные слова и интонации. Доктор  Масару  Эмото влиял на воду при помощи слов, музыки, текста и видео. Затем  он заморозил воду  и под микроскопом сфотографировал полученные результаты.  Форма кристаллов льда при замерзании воды была разной в зависимости от того, как на нее воздействовали. А ведь ученые определили, что тело человека содержит 70-80% воды от общего веса. Это кровь, лимфа, межклеточная жидкость, мозг. Мозг содержит до 80% воды. От состояния мозга зависит ваша память, мышление, что влияет на вашу успешность в учебе. Посмотрите, пожалуйста, слайды 8-15 и задумайтесь над тем, что мы произносим.  

Итак, ребята, о каких секретах общения мы сегодня узнали или вспомнили.

А как вы думаете, они помогут сделать ваше общение с товарищами приятным?

«Секреты общения»

  • Обращайся к людям по имени.
  • Будь вежлив со всеми.
  • Уважай вкусы, привычки и интересы других.
  • Будь внимателен к окружающим тебя людям.
  • Избегай насмешек и оскорблений в адрес другого человека.
  • Учись извиняться первым, если не прав.
  • Учись сдерживать отрицательные эмоции при общении с товарищами.
  • Учись слушать и слышать других.
  • Будь уверенней в общении с другими.
  • Не стесняйся высказывать свое мнение.
  • Учись доброжелательно отстаивать свою точку зрения.

Сила и слабость

Агрессия – признак слабости,

Гнев, ругань и крики – тоже.

Кто дико рычит от ярости,

Тот мало, что в жизни может.

Воинствуют, преимущественно,

Лишь люди духовно хилые.

Спокойствие – признак могущества,

Спокойствие – признак силы.

Игорь Тютюкин


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Занятие "Секреты общения"

Психологическое занятие для учащихся 5 класса "Секреты общения"...

Классный час "Секреты общения " по Г.К. Селевко

Воспитание у учащихся умения общаться с людьми, друг с другом при помощи таких средств общения, как мимика, пантомимика, зрительный контакт. ...

Методическая разработка Конспект занятия по теме: «Секреты общения».

Известно, что ведущим видом деятельности подростка является интимно-личностное общение. Подросток начинает серьезнее воспринимать себя и свои возможности; пытается занять свою нишу в сфере общения со ...

«Моя педагогическая копилка» ТЕМА «Мои секреты общения»

Мои ученицы требуют к себе особого внимания, а это можно осуществить только через правильно построенное общение.Секреты, которые я «наработала» за свою педагогическую практику просты: во-первых, я отн...

Развивающее занятие "Секреты общения"

Основной потребностью и ведущим типом деятельности в подростковом возрасте становится общение. При этом класс для школьника становится не только местом, где есть возможность общаться, но и моделью пов...

секреты общения

Игровая программа на общение...