СПЕЦИАЛЬНАЯ ИНДИВИДУАЛЬНАЯ ПРОГРАММА РАЗВИТИЯ на 2020 – 2021 учебный год
рабочая программа
СПЕЦИАЛЬНАЯ ИНДИВИДУАЛЬНАЯ ПРОГРАММА РАЗВИТИЯ
на 2020 – 2021 учебный год
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
spetsialnaya_individualnaya_programma_razvitiya.docx | 48.11 КБ |
Предварительный просмотр:
Областное казенное общеобразовательное учреждение
«Курская школа для детей с ограниченными возможностями здоровья»
СПЕЦИАЛЬНАЯ ИНДИВИДУАЛЬНАЯ ПРОГРАММА РАЗВИТИЯ
на 2020 – 2021 учебный год
Ответственный за реализацию программы:
Учитель Ю.Л. Миронюк
Курск – 2020г
Пояснительная записка
Данная специальная индивидуальная программа развития составлена для обучающегося 4 класса, имеющего тяжелые и множественные нарушения развития.
Цели программы: приобщение ребёнка к доступному ему общественно-полезному труду и приобретение социального опыта.
Задачи:
- укрепление и охрана здоровья, физическое развитие ребенка;
- формирование и развитие коммуникативной и когнитивной функции речи; - формирование и развитие продуктивных видов деятельности, социального поведения, коммуникативных умений;
- формирование, на доступном уровне, простейших навыков счета, чтения, письма, знаний о природе и окружающем мире, основ безопасной жизнедеятельности; - включение обучающегося в домашний, хозяйственный, прикладной труд;
- расширение социальных контактов с целью формирования навыков социального общежития, нравственного поведения, знаний о себе, о других людях, об окружающем микросоциуме;
- развитие творческих умений средствами предметной и игровой деятельности.
Направления работы:
1. Формирование представлений ребенка о себе.
2. Формирование умений позаботиться о себе и содействовать обеспечению своего существования.
3. Формирование представлений об окружающем мире и ориентации в среде. 4 Развитие навыков коммуникации и общения в доступных видах социальных отношений.
5. Формирование подготовительных этапов понимания речи.
6. Формирование речевого и предметно-практического общения с окружающими: - развитие понимания обращенной речи; - активизация собственной речевой активности; - формирование всех форм речевой коммуникации: мимики, жеста, интонации.
7. Формирование навыков самообслуживания.
8. Предметно-практическая деятельность.
9. Обучение игре.
10.Развитие движений.
11.Рисование.
Ожидаемые результаты реализации специальной индивидуальной программы развития.
Система коррекционно-развивающих мероприятий, направленная на развитие познавательных процессов у ребенка с тяжелыми и множественными нарушениями развития будет способствовать улучшению психофизического состояния, формированию определенных умений и навыков. Основным ожидаемым результатом освоения СИПР является развитие жизненной компетенции ребенка.
Личностные результаты:
1. Осознание своей принадлежности к определенному полу, осознание себя как «Я.
2. Эмоциональное участие в процессе общения и совместной деятельности с педагогом.
3. Уважительное отношение к окружающим, овладение начальными навыками адаптации в социуме; освоение доступных социальных ролей (обучающегося, сына, пассажира, покупателя, пациента и т.д.).
4. Установка на безопасный здоровый образ жизни, учебная мотивация и т.д.
Предметные результаты:
1. Предполагается сформировать эмоциональный контакт с ребенком, направленность на сотрудничество.
2. Предполагается сформировать положительные эмоциональные реакции на действия с игрушками, предметными изображениями, выполняемыми в контексте содержания предъявляемой деятельности.
3. Предполагается сформировать элементарные сенсорные представления и следующие умения:
∙ выделять признаки цвета, формы, величины в предметах по подражанию действиям взрослого, по образцу действия взрослого;
∙ выделять один предмет из множества и собирать множество предметов по подражанию и образцу действия взрослого;
∙ узнавать на ощупь знакомые предметы, адекватно использовать простые игрушки в соответствии с их функциональным назначением.
4. В контексте представлений о себе и окружающей среде предполагается сформировать у ребенка следующие умения:
∙ показывать и по возможности называть членов своей семьи на фотографии, в процессе игровой деятельности с родителями;
∙ показывать на себе части тела и лица;
∙ выполнять простые упражнения на перемещение в пространстве, на изменение положений частей тела по подражанию действиям взрослого. 5. Предполагается сформировать у ребенка коммуникативные навыки: эпизодически адекватно реагируют на простую инструкцию педагога:
∙ при общении использовать мимику и жесты;
∙ определять источник речевых и неречевых звуков, направление звука в пространстве;
∙ понимать и выполнять действия с игрушкой;
∙ показывать иллюстрации в соответствии с содержанием;
∙ вслушиваться в речь взрослых;
∙ повторять один и тот же слог, подражая взрослому;
∙ адекватно реагировать на простую инструкцию педагога;
∙ соблюдать очередность в выполнении предметно-игровых действий;
∙ использовать звукоподражания, лепетные и простые слова для называния объектов окружающего мира;
∙ выполнять движения по инструкции, когда она сопровождается жестом («встань, сядь»).
Учебные предметы
РЕЧЬ И АЛЬТЕРНАТИВНАЯ КОММУНИКАЦИЯ
Пояснительная записка
Задачи предмета:
В разделе «Коммуникация»: - закрепление средств общения обучающегося с учителем и со сверстниками в ситуации делового взаимодействия, умений продуктивного установления, поддержания и завершения контакта, - овладение в доступной форме альтернативными средствами коммуникации, - создавать практику диалогической речи в разных ситуациях игрового и учебного взаимодействия обучающихся.
В разделе «Развитие речи средствами вербальной и невербальной коммуникации»: - совершенствование коммуникативных возможностей для выражения ответа на обращенную речь взрослого и сверстника в разных ситуациях социального взаимодействия, - расширение возможностей использования речевых средств коммуникации (включая альтернативные) во взаимодействии с новыми взрослыми и сверстниками.
В разделе «Чтение и письмо»: - совершенствование ручной и мелкой моторики, - закрепление умения выполнять целенаправленное действие с пишущим предметом по словесной инструкции и по образцу в конкретной ситуации, - расширение возможностей элементарных графо-моторных умений, - совершенствование слухового внимания и слухового восприятия, - закрепление интереса и формирование потребности к прослушиванию коротких текстов, читаемых взрослым. Общая характеристика учебного предмета
Занятия по предмету «Речь и альтернативная коммуникация» проводятся 2 раза в неделю. На них ведущая роль принадлежит педагогу. Для обучения создаются такие условия, которые дают возможность ребенку работать в доступном темпе, проявляя возможную самостоятельность. Учитель подбирает материал по объему и компонует по степени сложности, исходя из особенностей развития ребенка. В процессе урока учитель может использовать различные виды деятельности: игровую (сюжетно-ролевую, дидактическую, театрализованную, подвижную игру), элементарную трудовую (хозяйственно-бытовой и ручной труд), конструктивную, изобразительную (лепка, рисование, аппликация), которые будут способствовать расширению коммуникативных навыков. Реализация содержания учебного предмета во втором классе позволит подготовить обучающихся к продуктивному взаимодействию в ситуациях работы с учителем, в классе с другими обучающимися, в ситуациях взаимодействия с близкими взрослыми.
Личностные и предметные результаты освоения учебного предмета:
- коммуникативные умения (невербальные и вербальные) на обращенную речь взрослого и сверстника в разнообразных ситуациях взаимодействия,
- интерес и поддержание взаимодействия со взрослым и сверстником.
Предметные:
- использование невербальных и альтернативных средств коммуникации в знакомых ситуациях социального взаимодействия,
- элементарные графо-моторные умения,
- потребность к прослушиванию коротких текстов, читаемых взрослым,
- соотнесение иллюстрации со знакомым текстом,
- проявление интереса к пальчиковым играм, к графическим заданиям.
Основное содержание учебного предмета «Речь и альтернативная коммуникация» в 4 классе включает освоение первоначальных основ грамоты. Образовательная программа носит социально-педагогическую направленность, в ходе реализации происходит преодоление у ребенка недоразвития некоторых психических функций, т.е. коррекция зрительного и слухового восприятия, памяти, внимания. Программа направлена на развитие у обучающихся интереса к чтению взрослым коротких произведений и соотнесение смысла содержания текста с иллюстрациями, потребности к использованию пишущих предметов в соответствии с функциональным назначением. Сформированные умения обеспечивают коммуникативную активность обучающихся в учебном процессе. Методы обучения основаны на игровых приемах с использованием пальчиковых игр для развития ручной и мелкой моторики, игр на развитие слухового внимания и фонематического слуха, интереса к прослушиванию коротких текстов, рассматриванию иллюстраций. Приветствие учителя жестом, словом. Эмоционально-положительная реакция на игровую ситуацию приветствия, зрительный контакт «глаза в глаза», фиксация внимания на лицо взрослого, прослеживание за его движениями и действиями; использование руки для приветствия. Ориентировка на взрослого и прислушивание к его голосу (слуховое внимание и слуховое восприятие) в процессе чтения сказок, положительное реагирование (мимико-жестикуляторными средствами) на обращенную речь взрослого, на игровые движений рук и действий пальцев с речевым сопровождением. Выделение своей фотографии среди других (или на общей фотографии) с использованием указательного жеста и речи. Выделение фотографии своей семьи среди других. Показ на фотографии папы, мамы с использованием указательного жеста и речи. Узнавание на фото мамы, папы, формирование умения отвечать на вопрос «кто это?».
Повторение строчных букв: а, о, у, м, с, х; изучение прописных букв: А, О, У, М, С, Х. Дальнейшее последовательной изучение звуков и букв: ш, Ш, л, Л, ы, н,Н, р, Р.
Место учебного предмета в учебном плане
На изучение предмета «Речь и альтернативная коммуникация» в 4 классе 2 часа в неделю.
МАТЕМАТИЧЕСКИЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЯ.
Пояснительная записка.
Цель: формирование элементарных математических представлений и умения применять их в повседневной жизни.
Проводится работа по изучению чисел, цифр. Обучающаяся учиться пересчитывать, отсчитывать предметы, узнавать количество из 2-3, 3-4 предметов без пересчитывания, записывать примеры на сложение и вычитание в пределах 6.
Повторение изученных цифр: 1, 2, 3, 4, 5, 6. Дальнейшее последовательной изучение цифр: 7, 8.
Задачи и направления:
-Умение различать и сравнивать предметы по форме, величине;
- Умение ориентироваться в схеме тела, в пространстве и на плоскости;
- Умение различать, сравнивать и прообразовывать множества один- много;
- Умение различать части суток, соотносить действие с временными промежуткам, составлять и прослеживать последовательность событий;
- Умение сравнивать группы предметов, содержащих до 5 предметов и выражать словами, каких предметов больше (меньше), каких поровну;
- Умение считать в прямом и обратном порядке в пределах 5;
- Умение соотносить запись чисел 1-5 с количеством и порядком предметов; - Умение правильно устанавливать пространственные отношения: на- над- под, впереди – сзади – между, шире - длиннее - короче.;
- Умение узнавать и называть квадрат, круг, треугольник, шар, куб, овал, прямоугольник, находить в окружающей обстановке предметы, сходные по форме.
Основное содержание учебного предмета
Содержание курса состоит из следующих разделов:
⎯ «Представления о форме»;
⎯ «Представления о величине»;
⎯ «Пространственные представления»;
⎯ «Временные представления»;
⎯ «Количественные представления».
Планируемые результаты изучения учебного предмета.
Подготовка ребенка к нахождению и обучению в среде сверстников, к эмоциональному, коммуникативному взаимодействию с группой обучающихся:
- ориентироваться в пространстве класса (зала, учебного помещения), пользоваться учебной мебелью; - адекватно использовать ритуалы школьного поведения (поднимать руку, вставать и выходить из-за парты и т. д.);
- организовывать рабочее место;
- принимать цели и произвольно включаться в деятельность;
- следовать предложенному плану и работать в общем темпе.
Формирование учебного поведения:
1) направленность взгляда (на говорящего взрослого, на задание):
- фиксирует взгляд на звучащей игрушке;
- фиксирует взгляд на яркой игрушке;
- фиксирует взгляд на движущей игрушке;
- переключает взгляд с одного предмета на другой;
- фиксирует взгляд на лице педагога с использованием утрированной мимики; - фиксирует взгляд на лице педагога с использованием голоса;
- фиксирует взгляд на изображении;
- фиксирует взгляд на экране монитора.
2) умение выполнять инструкции педагога:
- понимает жестовую инструкцию; - выполняет стереотипную инструкцию (отрабатываемая с конкретным учеником на данном этапе обучения).
3) использование по назначению учебных материалов: - бумаги; - цветной бумаги; - пластилина.
4) умение выполнять действия по образцу и по подражанию:
- выполняет действие способом рука-в-руке;
- подражает действиям, выполняемым педагогом;
- последовательно выполняет отдельные операции действия по образцу педагога;
- выполняет действия с опорой на картинный план с помощью педагога. Формирование умения выполнять задание:
1) в течение определенного периода времени: - способен удерживать произвольное внимание на выполнении посильного задания 3-4 мин.
2) от начала до конца: - при организующей, направляющей помощи способен выполнить посильное задание от начала до конца.
3) с заданными качественными параметрами: - ориентируется в качественных параметрах задания в соответствии с содержанием программы обучения по предмету, коррекционному курсу.
Формирование умения самостоятельно переходить от одного задания (операции, действия) к другому в соответствии с расписанием занятий, алгоритмом действия и т.д:
- выстраивает алгоритм предстоящей деятельности (словесный или наглядный план) с помощью педагога.
- Сопоставляет два объекта по величине {большой — маленький мяч, большая — маленькая пирамида).
- Ищет руками среди шариков другие предметы, ориентируясь на их величину (по два предмета одного наименования, но разной величины, например, пластмассовые мишки — большой и маленький, ведерки, лопатки, куклы).
- Показывает пространственные отношения руками совместно с учителем или по подражанию: Катай, катай самое большое (маленькое) кольцо и т. п. - Играет в игры на величину (совместно с учителем и по подражанию его действиям).
- Использует вербальные и невербальные средства (большой — разводит руки в стороны, ладони, как бы обхватывает большой предмет, демонстрирует объем, маленький — имитирует захват маленького предмета). - Умеет играть с мячами, катает и бросает мячи среднего размера — пластмассовые, резиновые, тряпичные.
Место учебного предмета в учебном плане
На изучение предмета «Математические представления» в 4 классе отведено 2 часа в неделю.
ОКРУЖАЮЩИЙ ПРИРОДНЫЙ МИР
Пояснительная записка
Цель:
– формирование целостной картины мира и осознание места в нём человека на основе единства рационально-научного познания и эмоционально-ценностного осмысления ребёнком личного опыта общения с людьми и природой;
– формирование бережного отношения к богатствам природы и общества, навыков экологически и нравственно обоснованного поведения в природной и социальной среде
– духовно-нравственное развитие и воспитание личности.
В программе выделяются следующие основные задачи:
- формировать первоначальные представления о природе, объектах и явлениях живой и неживой природы;
- вызывать интерес к разнообразию окружающего мира (мира животных, растений, к явлениям природы);
- создавать условия для возникновения речевой активности детей и использования усвоенного речевого материала в быту, на уроках-занятиях, в играх, в самообслуживании и в повседневной жизни;
- обеспечивать необходимую мотивацию речи посредством создания ситуаций общения, поддерживать стремление к общению;
- воспитывать отношение к сверстнику как объекту взаимодействия, развивать субъектно-объектные отношения;
- формировать и расширять словарный запас, связанный с содержанием эмоционального, бытового, предметного, игрового, трудового опыта;
- учить задавать вопросы, строить простейшие сообщения и побуждения (то есть пользоваться различными типами коммуникативных высказываний);
- знакомить с функциональными свойствами объектов в процессе наблюдения и практического экспериментирования;
- формировать представления о явлениях природы, сезонных и суточных изменениях (лето, осень, зима, весна, день, ночь);
- формировать элементарные экологические представления (люди, растения и животные; строение тела, способ передвижения, питание);
- развивать сенсорно-перцептивные способности учащихся: учить выделять знакомые объекты из фона зрительно, тактильно и на вкус (исходя из целесообразности и безопасности);
- закреплять полученные представления в процессе различных видов доступной учащимся социально-бытовой деятельности;
Общая характеристика учебного предмета:
Важным аспектом обучения детей с умеренной умственной отсталостью является расширение представлений об окружающем природном мире. Подобранный программный материал по предмету «Окружающий природный мир» рассчитан на формирование у обучающегося представлений о природе, её многообразии, о взаимосвязи живой, неживой природы и человека.
Место учебного предмета в учебном плане
На изучение предмета «Окружающий природный мир» в 4 классе отведено 2 часа в неделю.
ЧЕЛОВЕК.
Пояснительная записка.
Цели: формирование представления о себе самом и ближайшем окружении.
Задачи программы:
- формирование гигиенических навыков;
- развитие мелкой моторики рук;
- обучение правилам поведения на уроке, выполнению санитарно – гигиенических требований при использовании различных материалов;
- формирование навыков культурой еды;
- воспитывать доброжелательное отношение друг к другу при выполнении процессов самообслуживания.
Задачи учебного предмета:
— формирование представлений о себе, осознание общности и различий с другими; — представления о собственном теле;
— распознание своих ощущений и обогащение сенсорного опыта;
— соотнесение себя со своим именем, своим изображением на фотографии, отражением в зеркале;
— отнесение себя к определенному полу;
— развитие способности осознавать и выражать свои интересы;
— формировать представления о возрастных изменениях;
— формировать адекватное отношение к своим возрастным изменениям;
— формировать умения поддерживать образ жизни, соответствующему возрасту, потребностям и ограничениям здоровья;
— формировать умения поддерживать режим дня с необходимыми оздоровительными процедурами;
— формирование умений определять своѐ самочувствие (как хорошее, или плохое), локализировать болезненные ощущения и сообщать о них взрослому — формировать умения соблюдать режимные моменты (чистка зубов утром, вечером, мытье рук перед едой, после посещения туалета);
— формировать умения решать возникающие жизненные задачи, связанные с удовлетворением первоочередных потребностей;
— формировать умения обслуживать себя;
— формировать умения следить за своим внешним видом;
— формировать представление о своей семье, социальной роли, бытовой и досуговой деятельности;
— формирование положительного отношения ребенка к занятиям;
— развитие собственной активности ребенка;
— формирование устойчивой мотивации к выполнению заданий;
— формирование и развитие целенаправленных действий;
— развитие планирования и контроля деятельности;
— развитие способности применять полученные знания для решения новых аналогичных задач.
Кроме основных, можно выделить и методические задачи:
— развитие зрительного восприятия;
— развитие зрительного и слухового внимания;
— развитие вербальных и невербальных коммуникативных навыков;
— формирование и развитие реципрокной координации;
— развитие пространственных представлений;
— развитие мелкой моторики, зрительно-моторной координации.
Место учебного предмета в учебном плане
На изучение предмета «ЧЕЛОВЕК» в 4 классе отведено 62 часа, 2 часа в неделю.
Общая характеристика учебного предмета:
Приобщение ребенка к социальному миру начинается с развития представления о себе. Становление личности ребенка происходит при условии его активности, познания им окружающего мира, смысла человеческих отношений, осознания себя в системе социального мира. Социальную природу «Я» ребенок начинает понимать в процессе взаимодействия с другими людьми, и в первую очередь со своими родными и близкими. Программа представлена следующими разделами «Представление о себе», «Семья».
ОКРУЖАЮЩИЙ СОЦИАЛЬНЫЙ МИР.
Пояснительная записка.
Цели и задачи учебного предмета
Цель обучения – формирование представлений о человеке, его социальном окружении, ориентации в социальной среде и общепринятых правилах поведения.
Основными задачами программы «Окружающий социальный мир» являются: знакомство с явлениями социальной жизни (человек и его деятельность, общепринятые нормы поведения), формирование представлений о предметном мире, созданном человеком (многообразие, функциональное назначение окружающих предметов, действия с ними).
Рабочая программа составлена с учётом особенностей и возможностей овладения учащимися с интеллектуальными нарушениями учебного материала. Учебная программа составлена с учётом особенностей познавательной деятельности учащихся, уровня их общего и речевого развития, подготовки к усвоению учебного материала, специфических отклонений в развитии, требующих индивидуальной или групповой коррекции. На них ведущая роль принадлежит педагогу.
Общая характеристика учебного предмета (курса)
Программа представлена следующими разделами: «Квартира, дом, двор», «Продукты питания», «Предметы быта», «Школа», «Предметы и материалы, изготовленные человеком», «Город», «Транспорт».
Специфика работы по программе «Окружающий социальный мир» заключается в том, что занятия проводятся не только в классе, но и в местах общего пользования (парк, магазин, кафе, вокзал и т.д.) Ребенок выходит в город (поселок), знакомится с различными организациями, предоставляющими услуги населению, наблюдает за деятельностью окружающих людей, учится вести себя согласно общепринятым нормам поведения. На уроках уточняются и обогащаются знания и представления детей об окружающих предметах. Все предметы называют и характеризуют их по цвету, форме, размеру, вкусу, запаху. Сравнивают предметы, находят сходные и отличительные признаки. Обобщают и классифицируют предметы по образцу, показу, затем со словесной инструкции. Практические работы помогают закреплению полученных знаний и умений.
Предмет «Окружающий социальный мир» относится к образовательной области «Окружающий мир». В рамках коррекционно-развивающих занятий возможно использование программного материала данного предмета с обучающимися, которые нуждаются в дополнительной индивидуальной работе.
Основным методом обучения является беседа. Беседы организуются в процессе ознакомления с предметами и явлениями окружающей действительности на предметных уроках, экскурсиях, во время наблюдений за сезонными изменениями в природе и труде людей, на основе имеющегося опыта, практических работ, демонстрации учебных кинофильмов, диафильмов, предметных и сюжетных картин. Для обучения создаются такие условия, которые дают возможность каждому ребенку работать в доступном темпе, проявляя возможную самостоятельность. Учитель подбирает материал по объему и компонует по степени сложности, исходя из особенностей развития каждого ребенка.
В процессе урока учитель использует различные виды деятельности: игровую (сюжетно-ролевую, дидактическую, театрализованную, подвижную игру), элементарную трудовую (хозяйственно-бытовой и ручной труд), конструктивную, изобразительную (лепка, рисование, аппликация), которые будут способствовать расширению, повторению и закреплению математических представлений. Индивидуальные формы работы на занятиях органически сочетаются с фронтальными и групповыми. Дидактический материал подобран в соответствии с содержанием и задачами урока-занятия, с учетом уровня развития детей.
Планируемые результаты освоения учебного предмета.
Личностные результаты:
- Осознание себя как ученика, заинтересованного посещением школы, обучением, занятиями, как члена семьи, одноклассника, друга.
- Способность к осмыслению социального окружения, своего места в нем, принятие соответствующих возрасту ценностей и социальных ролей.
- Положительное отношение к окружающей действительности, готовность к организации взаимодействия с ней и эстетическому ее восприятию.
- Умение ценить и принимать следующие базовые ценности «добро», «природа», «семья»; испытывать уважение к своей семье, к своим родственникам, любовь к родителям.
- Понимать эмоции других людей, сочувствовать, сопереживать.
- Иметь представления о здоровом образе жизни: элементарные гигиенические навыки.
Предметные результаты
1) Представления о мире, созданном руками человека
· Интерес к объектам, созданным человеком.
· Представления о доме, школе, о расположенных в них и рядом объектах (мебель, одежда, посуда, игровая площадка, идр.), о транспорте и т.д.
2) Представления об окружающих людях: овладение первоначальными представлениями о социальной жизни, о профессиональных и социальных ролях людей.
· Представления о деятельности и профессиях людей, окружающих ребенка (учитель, водитель и т.д.).
· Представления о социальных ролях людей (пассажир, пешеход, покупатель и т.д.), правилах поведения согласно социальным ролям в различных ситуациях.
· Опыт конструктивного взаимодействия с взрослыми и сверстниками.
· Умение соблюдать правила поведения на уроках, взаимодействовать со взрослыми и сверстниками,
3) Развитие межличностных и групповых отношений.
· Представления о дружбе, товарищах, сверстниках.
· Умение взаимодействовать в группе в процессе учебной, игровой, других видах доступной деятельности.
· Умение организовывать свободное время с учетом своих и совместных интересов.
4) Накопление положительного опыта сотрудничества и участия в общественной жизни.
· Использование простейших эстетических ориентиров/эталонов о внешнем виде, на праздниках, в хозяйственно-бытовой деятельности.
Место учебного предмета в учебном плане
На изучение предмета «ОКРУЖАЮЩИЙ СОЦИАЛЬНЫЙ МИР» в 4 классе отведено 2 часа в неделю.
ИЗОБРАЗИТЕЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ.
Пояснительная записка.
Цель учебного предмета: используя различные многообразные виды деятельности (изобразительная деятельность, игровая, действия с разборными игрушками и т. д.) корригировать недостатки восприятия, внимания, зрительно-двигательной координации, пространственных представлений, наглядно-действенного, наглядно-образного мышления детей, а также их речи и связи с практической деятельностью.
Задачи и направления рабочей программы:
— формирование положительного отношения ребенка к занятиям;
— развитие собственной активности ребенка;
— формирование устойчивой мотивации к выполнению заданий;
— формирование и развитие целенаправленных действий;
— развитие планирования и контроля деятельности;
— развитие способности применять полученные знания для решения новых аналогичных задач.
Кроме основных, можно выделить и методические задачи:
— развитие тактильных ощущений кистей рук и расширение тактильного опыта;
— развитие зрительного восприятия;
— развитие зрительного и слухового внимания;
— развитие вербальных и невербальных коммуникативных навыков;
— формирование и развитие реципрокной координации;
— развитие пространственных представлений;
— развитие мелкой моторики, зрительно-моторной координации.
Планируемые результаты освоения учебного предмета.
Предметные результаты
— Понимание обращенной речи и смысла доступных невербальных графических знаков (рисунков, фотографий, пиктограмм и других графических изображений), неспецифических жестов
— Овладение вступать в контакт, поддерживать и завершать его, используя традиционные (вербальные) и альтернативные средства коммуникации, соблюдая общепринятые правила поведения
— Умение пользоваться доступными средствами коммуникации в практике экспрессивной и импрессивной речи для решения соответствующих возрасту житейских задач
— Умение использование предметов для выражения путем на них жестом, взглядом
— Использование доступных жестов для передачи сообщения
— Понимание слов, обозначающие объекты и явления природы, объекты рукотворного мира и деятельность человека
— Умение использовать усвоенный словарный и фразовый материал в коммуникативных ситуациях
— Обучение глобальному чтению в доступных ребенку пределах
— Формирование навыка понимания смысла узнаваемого слова; копирование с образца отдельных букв
Личностные результаты
Подготовка ребенка к нахождению и обучению в среде сверстников, к эмоциональному, коммуникативному взаимодействию с группой обучающихся:
- входить и выходить из учебного помещения со звонком;
- ориентироваться в пространстве класса (зала, учебного помещения), пользоваться учебной мебелью;
- адекватно использовать ритуалы школьного поведения (поднимать руку, вставать и выходить из-за парты и т. д.);
- принимать цели и произвольно включаться в деятельность;
передвигаться по школе, находить свой класс, другие необходимые помещения.
ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
Содержание курса состоит из следующих разделов:
1. Развитие изобразительной деятельности.
2. Развитие графической деятельности через практическую деятельность.
3 Формирование и развитие графических навыков.
Все разделы программы взаимосвязаны и соответствуют различным этапам формирования предметно-практической деятельности у детей. При составлении индивидуальных планов для работы с детьми выбор конкретного раздела программы зависит от возраста ребенка, особенностей его развития и поставленных коррекционных задач.
Содержание обучения на уроках изобразительной деятельности очень разнообразны, что определяется многообразием различных дефектом, присущих детям с ТМНР. Нарушения моторики, и в частности зрительно-двигательной координации, которые прямым образом отражаются на возможностях результатах изобразительной деятельности, требуют проведение игр и упражнений, направленных на коррекцию этих нарушении.
Место учебного предмета в учебном плане
На изучение предмета «ИЗОБРАЗИТЕЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ» в 4 классе отведено часа в неделю.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
СПЕЦИАЛЬНАЯ ИНДИВИДУАЛЬНАЯ ПРОГРАММА РАЗВИТИЯ ПО ПРЕДМЕТАМ УЧЕБНОГО ПЛАНА ОБУЧАЮЩЕГОСЯ ИНДИВИДУАЛЬНО НА ДОМУ
СИПР обучающегося индивидуально на дому...
СПЕЦИАЛЬНАЯ ИНДИВИДУАЛЬНАЯ ПРОГРАММА РАЗВИТИЯ на 2019-2020 учебный год обучающейся ФИО 1 «А» класса (надомное обучение)
СПЕЦИАЛЬНАЯ ИНДИВИДУАЛЬНАЯ ПРОГРАММА РАЗВИТИЯ на 2019-2020 учебный год обучающейся ФИО 1 «А» класса (надомное обучение)...
СПЕЦИАЛЬНАЯ ИНДИВИДУАЛЬНАЯ ПРОГРАММА РАЗВИТИЯ на 2021 – 2022 учебный год
СПЕЦИАЛЬНАЯ ИНДИВИДУАЛЬНАЯ ПРОГРАММА РАЗВИТИЯ на 2021 – 2022 учебный год...
Специальная индивидуальная программа развития (СИПР) на 2021-2022 учебный год
СИПР на 2021-2022 учебный год...
Специальная индивидуальная программа развития на 2021-2022 учебный год
Рабочая программа по освоению предметов учебного плана обучающимся индивидуально на дому. Содержание учебных предметов. Нравственное воспитание. Формирование ЗОЖ. Внеурочная деятельность....