СПЕЦИАЛЬНАЯ ИНДИВИДУАЛЬНАЯ ПРОГРАММА РАЗВИТИЯ на 2020 – 2021 учебный год
рабочая программа

Миронюк Юлия Леонидовна

СПЕЦИАЛЬНАЯ ИНДИВИДУАЛЬНАЯ ПРОГРАММА РАЗВИТИЯ

  на 2020 – 2021 учебный год

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл spetsialnaya_individualnaya_programma_razvitiya.docx48.11 КБ

Предварительный просмотр:

Областное казенное общеобразовательное учреждение

«Курская школа для детей с ограниченными возможностями здоровья»

СПЕЦИАЛЬНАЯ ИНДИВИДУАЛЬНАЯ ПРОГРАММА РАЗВИТИЯ

  на 2020 – 2021 учебный год

                                     Ответственный за реализацию программы:

                                                Учитель Ю.Л. Миронюк

Курск – 2020г

Пояснительная записка

 Данная специальная индивидуальная программа развития составлена для обучающегося 4 класса, имеющего тяжелые и множественные нарушения развития.

Цели программы: приобщение ребёнка к доступному ему общественно-полезному труду и приобретение социального опыта.

Задачи:

- укрепление и охрана здоровья, физическое развитие ребенка;

 - формирование и развитие коммуникативной и когнитивной функции речи; - формирование и развитие продуктивных видов деятельности, социального поведения, коммуникативных умений;

- формирование, на доступном уровне, простейших навыков счета, чтения, письма, знаний о природе и окружающем мире, основ безопасной жизнедеятельности; - включение обучающегося в домашний, хозяйственный, прикладной труд;

- расширение социальных контактов с целью формирования навыков социального общежития, нравственного поведения, знаний о себе, о других людях, об окружающем микросоциуме;

 - развитие творческих умений средствами предметной и игровой деятельности.

Направления работы:

 1. Формирование представлений ребенка о себе.

2. Формирование умений позаботиться о себе и содействовать обеспечению своего существования.

3. Формирование представлений об окружающем мире и ориентации в среде. 4 Развитие навыков коммуникации и общения в доступных видах социальных отношений.

5. Формирование подготовительных этапов понимания речи.

6. Формирование речевого и предметно-практического общения с окружающими: - развитие понимания обращенной речи; - активизация собственной речевой активности; - формирование всех форм речевой коммуникации: мимики, жеста, интонации.

 7. Формирование навыков самообслуживания.

8. Предметно-практическая деятельность.

9. Обучение игре.

10.Развитие движений.

 11.Рисование.

Ожидаемые результаты реализации специальной индивидуальной программы развития.

Система коррекционно-развивающих мероприятий, направленная на развитие познавательных процессов у ребенка с тяжелыми и множественными нарушениями развития будет способствовать улучшению психофизического состояния, формированию определенных умений и навыков. Основным ожидаемым результатом освоения СИПР является развитие жизненной компетенции ребенка.

Личностные результаты:

1. Осознание своей принадлежности к определенному полу, осознание себя как «Я.

2. Эмоциональное участие в процессе общения и совместной деятельности с педагогом.

3. Уважительное отношение к окружающим, овладение начальными навыками адаптации в социуме; освоение доступных социальных ролей (обучающегося, сына, пассажира, покупателя, пациента и т.д.).

4. Установка на безопасный здоровый образ жизни, учебная мотивация и т.д.

Предметные результаты:

1. Предполагается сформировать эмоциональный контакт с ребенком, направленность на сотрудничество.

2. Предполагается сформировать положительные эмоциональные реакции на действия с игрушками, предметными изображениями, выполняемыми в контексте содержания предъявляемой деятельности.

3. Предполагается сформировать элементарные сенсорные представления и следующие умения:

 выделять признаки цвета, формы, величины в предметах по подражанию действиям взрослого, по образцу действия взрослого;

 выделять один предмет из множества и собирать множество предметов по подражанию и образцу действия взрослого;

  узнавать на ощупь знакомые предметы, адекватно использовать простые игрушки в соответствии с их функциональным назначением.

4. В контексте представлений о себе и окружающей среде предполагается сформировать у ребенка следующие умения:

 показывать и по возможности называть членов своей семьи на фотографии, в процессе игровой деятельности с родителями;

 показывать на себе части тела и лица;

  выполнять простые упражнения на перемещение в пространстве, на изменение положений частей тела по подражанию действиям взрослого. 5. Предполагается сформировать у ребенка коммуникативные навыки: эпизодически адекватно реагируют на простую инструкцию педагога:

 при общении использовать мимику и жесты;

  определять источник речевых и неречевых звуков, направление звука в пространстве;

  понимать и выполнять действия с игрушкой;

 показывать иллюстрации в соответствии с содержанием;

 вслушиваться в речь взрослых;

 повторять один и тот же слог, подражая взрослому;

  адекватно реагировать на простую инструкцию педагога;

  соблюдать очередность в выполнении предметно-игровых действий;

  использовать звукоподражания, лепетные и простые слова для называния объектов окружающего мира;

 выполнять движения по инструкции, когда она сопровождается жестом («встань, сядь»).

Учебные предметы

РЕЧЬ И АЛЬТЕРНАТИВНАЯ КОММУНИКАЦИЯ

Пояснительная записка

Задачи предмета:

В разделе «Коммуникация»: - закрепление средств общения обучающегося с учителем и со сверстниками в ситуации делового взаимодействия, умений продуктивного установления, поддержания и завершения контакта, - овладение в доступной форме альтернативными средствами коммуникации, - создавать практику диалогической речи в разных ситуациях игрового и учебного взаимодействия обучающихся.

В разделе «Развитие речи средствами вербальной и невербальной коммуникации»: - совершенствование коммуникативных возможностей для выражения ответа на обращенную речь взрослого и сверстника в разных ситуациях социального взаимодействия, - расширение возможностей использования речевых средств коммуникации (включая альтернативные) во взаимодействии с новыми взрослыми и сверстниками.

В разделе «Чтение и письмо»: - совершенствование ручной и мелкой моторики, - закрепление умения выполнять целенаправленное действие с пишущим предметом по словесной инструкции и по образцу в конкретной ситуации, - расширение возможностей элементарных графо-моторных умений, - совершенствование слухового внимания и слухового восприятия, - закрепление интереса и формирование потребности к прослушиванию коротких текстов, читаемых взрослым. Общая характеристика учебного предмета

Занятия по предмету «Речь и альтернативная коммуникация» проводятся 2 раза в неделю. На них ведущая роль принадлежит педагогу. Для обучения создаются такие условия, которые дают возможность ребенку работать в доступном темпе, проявляя возможную самостоятельность. Учитель подбирает материал по объему и компонует по степени сложности, исходя из особенностей развития ребенка. В процессе урока учитель может использовать различные виды деятельности: игровую (сюжетно-ролевую, дидактическую, театрализованную, подвижную игру), элементарную трудовую (хозяйственно-бытовой и ручной труд), конструктивную, изобразительную (лепка, рисование, аппликация), которые будут способствовать расширению коммуникативных навыков. Реализация содержания учебного предмета во втором классе позволит подготовить обучающихся к продуктивному взаимодействию в ситуациях работы с учителем, в классе с другими обучающимися, в ситуациях взаимодействия с близкими взрослыми.

Личностные и предметные результаты освоения учебного предмета:

- коммуникативные умения (невербальные и вербальные) на обращенную речь взрослого и сверстника в разнообразных ситуациях взаимодействия,

- интерес и поддержание взаимодействия со взрослым и сверстником.

 Предметные:

- использование невербальных и альтернативных средств коммуникации в знакомых ситуациях социального взаимодействия,

- элементарные графо-моторные умения,

- потребность к прослушиванию коротких текстов, читаемых взрослым,

- соотнесение иллюстрации со знакомым текстом,

- проявление интереса к пальчиковым играм, к графическим заданиям.

Основное содержание учебного предмета «Речь и альтернативная коммуникация» в 4 классе включает освоение первоначальных основ грамоты. Образовательная программа носит социально-педагогическую направленность, в ходе реализации происходит преодоление у ребенка недоразвития некоторых психических функций, т.е. коррекция зрительного и слухового восприятия, памяти, внимания. Программа направлена на развитие у обучающихся интереса к чтению взрослым коротких произведений и соотнесение смысла содержания текста с иллюстрациями, потребности к использованию пишущих предметов в соответствии с функциональным назначением. Сформированные умения обеспечивают коммуникативную активность обучающихся в учебном процессе. Методы обучения основаны на игровых приемах с использованием пальчиковых игр для развития ручной и мелкой моторики, игр на развитие слухового внимания и фонематического слуха, интереса к прослушиванию коротких текстов, рассматриванию иллюстраций. Приветствие учителя жестом, словом. Эмоционально-положительная реакция на игровую ситуацию приветствия, зрительный контакт «глаза в глаза», фиксация внимания на лицо взрослого, прослеживание за его движениями и действиями; использование руки для приветствия. Ориентировка на взрослого и прислушивание к его голосу (слуховое внимание и слуховое восприятие) в процессе чтения сказок, положительное реагирование (мимико-жестикуляторными средствами) на обращенную речь взрослого, на игровые движений рук и действий пальцев с речевым сопровождением. Выделение своей фотографии среди других (или на общей фотографии) с использованием указательного жеста и речи. Выделение фотографии своей семьи среди других. Показ на фотографии папы, мамы с использованием указательного жеста и речи. Узнавание на фото мамы, папы, формирование умения отвечать на вопрос «кто это?».

Повторение строчных букв: а, о, у, м, с, х; изучение прописных букв: А, О, У, М, С, Х. Дальнейшее последовательной изучение звуков и букв: ш, Ш, л, Л, ы, н,Н, р, Р.

Место учебного предмета в учебном плане

На изучение предмета «Речь и альтернативная коммуникация» в 4 классе  2 часа в неделю.

МАТЕМАТИЧЕСКИЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЯ.

Пояснительная записка.

Цель: формирование элементарных математических представлений и умения применять их в повседневной жизни.

Проводится работа по изучению чисел, цифр.  Обучающаяся учиться пересчитывать, отсчитывать предметы, узнавать количество из 2-3, 3-4 предметов без пересчитывания, записывать примеры на сложение и вычитание в пределах 6.

Повторение изученных цифр: 1, 2, 3, 4, 5, 6. Дальнейшее последовательной изучение цифр:  7, 8.         

Задачи и направления:

-Умение различать и сравнивать предметы по форме, величине;

 - Умение ориентироваться в схеме тела, в пространстве и на плоскости;

 - Умение различать, сравнивать и прообразовывать множества один- много;

- Умение различать части суток, соотносить действие с временными промежуткам, составлять и прослеживать последовательность событий;

 - Умение сравнивать группы предметов, содержащих до 5 предметов и выражать словами, каких предметов больше (меньше), каких поровну;

 - Умение считать в прямом и обратном порядке в пределах 5;

 - Умение соотносить запись чисел 1-5 с количеством и порядком предметов; - Умение правильно устанавливать пространственные отношения: на- над- под, впереди – сзади – между, шире - длиннее - короче.;

- Умение узнавать и называть квадрат, круг, треугольник, шар, куб, овал, прямоугольник, находить в окружающей обстановке предметы, сходные по форме.

Основное содержание учебного предмета

Содержание курса состоит из следующих разделов:

 «Представления о форме»;

 «Представления о величине»;

  «Пространственные представления»;

  «Временные представления»;

 «Количественные представления».

Планируемые результаты изучения учебного предмета.

 Подготовка ребенка к нахождению и обучению в среде сверстников, к эмоциональному, коммуникативному взаимодействию с группой обучающихся:

- ориентироваться в пространстве класса (зала, учебного помещения), пользоваться учебной мебелью; - адекватно использовать ритуалы школьного поведения (поднимать руку, вставать и выходить из-за парты и т. д.);

- организовывать рабочее место;

- принимать цели и произвольно включаться в деятельность;

- следовать предложенному плану и работать в общем темпе.

Формирование учебного поведения:

 1) направленность взгляда (на говорящего взрослого, на задание):

 - фиксирует взгляд на звучащей игрушке;

 - фиксирует взгляд на яркой игрушке;

- фиксирует взгляд на движущей игрушке;

- переключает взгляд с одного предмета на другой;

 - фиксирует взгляд на лице педагога с использованием утрированной мимики; - фиксирует взгляд на лице педагога с использованием голоса;

- фиксирует взгляд на изображении;

- фиксирует взгляд на экране монитора.

 2) умение выполнять инструкции педагога:

- понимает жестовую инструкцию; - выполняет стереотипную инструкцию (отрабатываемая с конкретным учеником на данном этапе обучения).

3) использование по назначению учебных материалов: - бумаги; - цветной бумаги; - пластилина.

 4) умение выполнять действия по образцу и по подражанию:

- выполняет действие способом рука-в-руке;

- подражает действиям, выполняемым педагогом;

- последовательно выполняет отдельные операции действия по образцу педагога;

 - выполняет действия с опорой на картинный план с помощью педагога. Формирование умения выполнять задание:

1) в течение определенного периода времени: - способен удерживать произвольное внимание на выполнении посильного задания 3-4 мин.

2) от начала до конца: - при организующей, направляющей помощи способен выполнить посильное задание от начала до конца.

3) с заданными качественными параметрами: - ориентируется в качественных параметрах задания в соответствии с содержанием программы обучения по предмету, коррекционному курсу.

Формирование умения самостоятельно переходить от одного задания (операции, действия) к другому в соответствии с расписанием занятий, алгоритмом действия и т.д:

- выстраивает алгоритм предстоящей деятельности (словесный или наглядный план) с помощью педагога.

- Сопоставляет два объекта по величине {большой — маленький мяч, большая — маленькая пирамида).

 - Ищет руками среди шариков другие предметы, ориентируясь на их величину (по два предмета одного наименования, но разной величины, например, пластмассовые мишки — большой и маленький, ведерки, лопатки, куклы).

- Показывает пространственные отношения руками совместно с учителем или по подражанию: Катай, катай самое большое (маленькое) кольцо и т. п. - Играет в игры на величину (совместно с учителем и по подражанию его действиям).

 - Использует вербальные и невербальные средства (большой — разводит руки в стороны, ладони, как бы обхватывает большой предмет, демонстрирует объем, маленький — имитирует захват маленького предмета). - Умеет играть с мячами, катает и бросает мячи среднего размера — пластмассовые, резиновые, тряпичные.

Место учебного предмета в учебном плане

На изучение предмета «Математические представления» в 4 классе  отведено  2 часа в неделю.

ОКРУЖАЮЩИЙ ПРИРОДНЫЙ МИР

 Пояснительная записка

Цель: 

– формирование целостной картины мира и осознание места в нём человека на основе единства рационально-научного познания и эмоционально-ценностного осмысления ребёнком личного опыта общения с людьми и природой;

– формирование бережного отношения к богатствам природы и общества, навыков экологически и нравственно обоснованного поведения в природной и социальной среде

– духовно-нравственное развитие и воспитание личности.        

В программе выделяются следующие основные задачи:

  • формировать первоначальные представления о природе, объектах и явлениях живой и неживой природы;
  • вызывать интерес к разнообразию окружающего мира (мира животных, растений, к явлениям природы);
  • создавать условия для возникновения речевой активности детей и использования усвоенного речевого материала в быту, на уроках-занятиях, в играх, в самообслуживании и в повседневной жизни;
  • обеспечивать необходимую мотивацию речи посредством создания ситуаций общения, поддерживать стремление к общению;
  • воспитывать отношение к сверстнику как объекту взаимодействия, развивать субъектно-объектные отношения;

 - формировать и расширять словарный запас, связанный с содержанием эмоционального, бытового, предметного, игрового, трудового опыта;

  • учить задавать вопросы, строить простейшие сообщения и побуждения (то есть пользоваться различными типами коммуникативных высказываний);
  • знакомить с функциональными свойствами объектов в процессе наблюдения и практического экспериментирования;
  • формировать представления о явлениях природы, сезонных и суточных изменениях (лето, осень, зима, весна, день, ночь);
  • формировать элементарные экологические представления (люди, растения и животные; строение тела, способ передвижения, питание);
  • развивать сенсорно-перцептивные способности учащихся: учить выделять знакомые объекты из фона зрительно, тактильно и на вкус (исходя из целесообразности и безопасности);
  • закреплять полученные представления в процессе различных видов доступной учащимся социально-бытовой деятельности;

Общая характеристика учебного предмета:

Важным аспектом обучения детей с умеренной умственной отсталостью является расширение представлений об окружающем природном мире. Подобранный программный материал по предмету «Окружающий природный мир» рассчитан на формирование у обучающегося представлений о природе, её многообразии, о взаимосвязи живой, неживой природы и человека.

Место учебного предмета в учебном плане

На изучение предмета «Окружающий природный мир» в 4 классе  отведено 2 часа в неделю.

ЧЕЛОВЕК.

Пояснительная записка.

Цели: формирование представления о себе самом и ближайшем окружении.

Задачи программы:

-        формирование гигиенических навыков;

-         развитие мелкой моторики рук;

-        обучение правилам поведения на уроке, выполнению санитарно – гигиенических требований при использовании различных материалов;

-        формирование навыков культурой еды;

-        воспитывать доброжелательное отношение друг к другу при выполнении процессов самообслуживания.

Задачи учебного предмета:

— формирование представлений о себе, осознание общности и различий с другими; — представления о собственном теле;

 — распознание своих ощущений и обогащение сенсорного опыта;

 — соотнесение себя со своим именем, своим изображением на фотографии, отражением в зеркале;

 — отнесение себя к определенному полу;

 — развитие способности осознавать и выражать свои интересы;

 — формировать представления о возрастных изменениях;

 — формировать адекватное отношение к своим возрастным изменениям;

— формировать умения поддерживать образ жизни, соответствующему возрасту, потребностям и ограничениям здоровья;

 — формировать умения поддерживать режим дня с необходимыми оздоровительными процедурами;

 — формирование умений определять своѐ самочувствие (как хорошее, или плохое), локализировать болезненные ощущения и сообщать о них взрослому — формировать умения соблюдать режимные моменты (чистка зубов утром, вечером, мытье рук перед едой, после посещения туалета);

 — формировать умения решать возникающие жизненные задачи, связанные с удовлетворением первоочередных потребностей;

— формировать умения обслуживать себя;

 — формировать умения следить за своим внешним видом;

 — формировать представление о своей семье, социальной роли, бытовой и досуговой деятельности;

 — формирование положительного отношения ребенка к занятиям;

 — развитие собственной активности ребенка;

 — формирование устойчивой мотивации к выполнению заданий;

— формирование и развитие целенаправленных действий;

 — развитие планирования и контроля деятельности;

— развитие способности применять полученные знания для решения новых аналогичных задач.

 Кроме основных, можно выделить и методические задачи:

— развитие зрительного восприятия;

 — развитие зрительного и слухового внимания;

 — развитие вербальных и невербальных коммуникативных навыков;

— формирование и развитие реципрокной координации;

— развитие пространственных представлений;

— развитие мелкой моторики, зрительно-моторной координации.

Место учебного предмета в учебном плане

На изучение предмета «ЧЕЛОВЕК» в 4 классе  отведено 62 часа, 2 часа в неделю.

Общая характеристика учебного предмета:

Приобщение ребенка к социальному миру начинается с развития представления о себе. Становление личности ребенка происходит при условии его активности, познания им окружающего мира, смысла человеческих отношений, осознания себя в системе социального мира. Социальную природу «Я» ребенок начинает понимать в процессе взаимодействия с другими людьми, и в первую очередь со своими родными и близкими. Программа представлена следующими разделами «Представление о себе», «Семья».

ОКРУЖАЮЩИЙ СОЦИАЛЬНЫЙ МИР.

                     Пояснительная записка.

Цели и задачи учебного предмета

Цель обучения – формирование представлений о человеке, его социальном окружении, ориентации в социальной среде и общепринятых правилах поведения.

Основными задачами программы «Окружающий социальный мир» являются: знакомство с явлениями социальной жизни (человек и его деятельность, общепринятые нормы поведения), формирование представлений о предметном мире, созданном человеком (многообразие, функциональное назначение окружающих предметов, действия с ними).

Рабочая программа составлена с учётом особенностей и возможностей овладения учащимися с   интеллектуальными нарушениями   учебного материала. Учебная программа составлена с учётом особенностей познавательной деятельности учащихся, уровня их общего и речевого развития, подготовки к усвоению учебного материала, специфических отклонений в развитии, требующих индивидуальной или групповой коррекции.  На них ведущая роль принадлежит педагогу.

Общая характеристика учебного предмета (курса)

Программа представлена следующими разделами: «Квартира, дом, двор», «Продукты питания», «Предметы быта», «Школа», «Предметы и материалы, изготовленные человеком», «Город», «Транспорт».

        Специфика работы по программе «Окружающий социальный мир» заключается в том, что занятия проводятся не только в классе, но и в местах общего пользования (парк, магазин, кафе, вокзал и т.д.) Ребенок выходит в город (поселок), знакомится с различными организациями, предоставляющими услуги населению, наблюдает за деятельностью окружающих людей, учится вести себя согласно общепринятым нормам поведения. На уроках уточняются и обогащаются знания и представления детей об окружающих предметах. Все предметы называют и характеризуют их по цвету, форме, размеру, вкусу, запаху. Сравнивают предметы, находят сходные и отличительные признаки. Обобщают и классифицируют предметы по образцу, показу, затем со словесной инструкции. Практические работы помогают закреплению полученных знаний и умений.

Предмет «Окружающий социальный мир» относится к образовательной области «Окружающий мир». В рамках коррекционно-развивающих занятий возможно использование программного материала данного предмета с обучающимися, которые нуждаются в дополнительной индивидуальной работе.

Основным методом обучения является беседа. Беседы организуются в процессе ознакомления с предметами и явлениями окружающей действительности на предметных уроках, экскурсиях, во время наблюдений за сезонными изменениями в природе и труде людей, на основе имеющегося опыта, практических работ, демонстрации учебных кинофильмов, диафильмов, предметных и сюжетных картин. Для обучения создаются такие условия, которые дают возможность каждому ребенку работать в доступном темпе, проявляя возможную самостоятельность. Учитель подбирает материал по объему и компонует по степени сложности, исходя из особенностей развития каждого ребенка.

В процессе урока учитель использует различные виды деятельности: игровую (сюжетно-ролевую, дидактическую, театрализованную, подвижную игру), элементарную трудовую (хозяйственно-бытовой и ручной труд), конструктивную, изобразительную (лепка, рисование, аппликация), которые будут способствовать расширению, повторению и закреплению математических представлений. Индивидуальные формы работы на занятиях органически сочетаются с фронтальными и групповыми. Дидактический материал подобран в соответствии с содержанием и задачами урока-занятия, с учетом уровня развития детей.

Планируемые результаты освоения  учебного предмета.

Личностные результаты:

  • Осознание себя как ученика, заинтересованного посещением школы, обучением, занятиями, как члена семьи, одноклассника, друга.
  • Способность к осмыслению социального окружения, своего места в нем, принятие соответствующих возрасту ценностей и социальных ролей.
  • Положительное отношение к окружающей действительности, готовность к организации взаимодействия с ней и эстетическому ее восприятию.
  • Умение ценить и принимать следующие базовые ценности «добро», «природа», «семья»; испытывать уважение к своей семье, к своим родственникам, любовь к родителям.
  • Понимать эмоции других людей, сочувствовать, сопереживать.  
  • Иметь представления о здоровом образе жизни: элементарные гигиенические навыки.  

Предметные результаты

1) Представления о мире, созданном руками человека

· Интерес к объектам, созданным человеком.

· Представления о доме, школе, о расположенных в них и рядом объектах (мебель, одежда, посуда, игровая площадка, идр.), о транспорте и т.д.

2) Представления об окружающих людях: овладение первоначальными представлениями о социальной жизни, о профессиональных и социальных ролях людей.

· Представления о деятельности и профессиях людей, окружающих ребенка (учитель,  водитель и т.д.).

· Представления о социальных ролях людей (пассажир, пешеход, покупатель и т.д.), правилах поведения согласно социальным ролям в различных ситуациях.

· Опыт конструктивного взаимодействия с взрослыми и сверстниками.

· Умение соблюдать правила поведения на уроках, взаимодействовать со взрослыми и сверстниками,

3) Развитие межличностных и групповых отношений.

· Представления о дружбе, товарищах, сверстниках.

· Умение взаимодействовать в группе в процессе учебной, игровой, других видах доступной деятельности.

· Умение организовывать свободное время с учетом своих и совместных интересов.

4) Накопление положительного опыта сотрудничества и участия в общественной жизни.

·  Использование простейших эстетических ориентиров/эталонов о внешнем виде, на праздниках, в хозяйственно-бытовой деятельности.

Место учебного предмета в учебном плане

На изучение предмета «ОКРУЖАЮЩИЙ СОЦИАЛЬНЫЙ МИР» в 4 классе  отведено 2 часа в неделю.

ИЗОБРАЗИТЕЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ.

Пояснительная записка.

Цель учебного предмета: используя различные многообразные виды деятельности (изобразительная деятельность, игровая, действия с разборными игрушками и т. д.) корригировать недостатки восприятия, внимания, зрительно-двигательной координации, пространственных представлений, наглядно-действенного, наглядно-образного мышления детей, а также их речи и связи с практической деятельностью.

        Задачи и направления рабочей программы:

— формирование положительного отношения ребенка к занятиям;

— развитие собственной активности ребенка;

— формирование устойчивой мотивации к выполнению заданий;

— формирование и развитие целенаправленных действий;

— развитие планирования и контроля деятельности;

— развитие способности применять полученные знания для решения новых аналогичных задач.

Кроме основных, можно выделить и методические задачи:

— развитие тактильных ощущений кистей рук и расширение тактильного опыта;

— развитие зрительного восприятия;

— развитие зрительного и слухового внимания;

— развитие вербальных и невербальных коммуникативных навыков;

— формирование и развитие реципрокной координации;

— развитие пространственных представлений;

— развитие мелкой моторики, зрительно-моторной координации. 

Планируемые результаты освоения  учебного предмета.

Предметные результаты

—  Понимание обращенной речи и смысла доступных невербальных графических знаков (рисунков, фотографий, пиктограмм и других графических изображений), неспецифических жестов  

—  Овладение вступать в контакт, поддерживать и завершать его, используя традиционные (вербальные) и альтернативные средства коммуникации, соблюдая общепринятые правила поведения

— Умение пользоваться доступными средствами коммуникации в практике экспрессивной и импрессивной речи для решения соответствующих возрасту житейских задач

—  Умение использование предметов для выражения путем на них жестом, взглядом

—  Использование доступных жестов для передачи сообщения

—  Понимание слов, обозначающие объекты и явления природы, объекты рукотворного мира и деятельность человека

—  Умение использовать усвоенный словарный и фразовый материал в коммуникативных ситуациях

—  Обучение глобальному чтению в доступных ребенку пределах

— Формирование навыка понимания смысла узнаваемого слова; копирование с образца отдельных букв

Личностные результаты

Подготовка ребенка к нахождению и обучению в среде сверстников, к эмоциональному, коммуникативному взаимодействию с группой обучающихся:

  • входить и выходить из учебного помещения со звонком;
  • ориентироваться в пространстве класса (зала, учебного помещения), пользоваться учебной мебелью;
  •  адекватно использовать ритуалы школьного поведения (поднимать руку, вставать и выходить из-за парты и т. д.);
  • принимать цели и произвольно включаться в деятельность;

передвигаться по школе, находить свой класс, другие необходимые помещения.

ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА

Содержание курса состоит из следующих разделов:

1. Развитие изобразительной деятельности.

2. Развитие графической деятельности через практическую деятельность.

3 Формирование и развитие графических навыков.

Все разделы программы взаимосвязаны и соответствуют различным этапам формирования предметно-практической деятельности у детей. При составлении индивидуальных планов для работы с детьми выбор конкретного раздела программы зависит от возраста ребенка, особенностей его развития и поставленных коррекционных задач.

Содержание обучения на уроках изобразительной деятельности очень разнообразны, что определяется многообразием различных дефектом, присущих детям с ТМНР. Нарушения моторики, и в частности зрительно-двигательной координации, которые прямым образом отражаются на возможностях результатах изобразительной деятельности, требуют проведение игр и упражнений, направленных на коррекцию этих нарушении.

Место учебного предмета в учебном плане

На изучение предмета «ИЗОБРАЗИТЕЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ» в 4 классе  отведено  часа в неделю.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

СПЕЦИАЛЬНАЯ ИНДИВИДУАЛЬНАЯ ПРОГРАММА РАЗВИТИЯ на 2019-2020 учебный год обучающейся ФИО 1 «А» класса (надомное обучение)

СПЕЦИАЛЬНАЯ ИНДИВИДУАЛЬНАЯ ПРОГРАММА РАЗВИТИЯ на 2019-2020 учебный год обучающейся ФИО 1 «А» класса (надомное обучение)...

СПЕЦИАЛЬНАЯ ИНДИВИДУАЛЬНАЯ ПРОГРАММА РАЗВИТИЯ на 2021 – 2022 учебный год

СПЕЦИАЛЬНАЯ ИНДИВИДУАЛЬНАЯ ПРОГРАММА РАЗВИТИЯ  на 2021 – 2022 учебный год...

Специальная индивидуальная программа развития на 2021-2022 учебный год

Рабочая программа по освоению предметов учебного плана обучающимся индивидуально на дому. Содержание учебных предметов. Нравственное воспитание. Формирование ЗОЖ. Внеурочная деятельность....