Упражнения, способствующие формированию навыка чтения.
консультация

Волосникова Екатерина Александровна

Нарушения чтения у детей изучаются давно, но и поныне это одна из самых актуальных проблем логопедии. Чтобы этот процесс был интересным, познавательным и нескучным для обучающихся, необходимо разнообразить работу различными играми и упражнениями, которые сломали бы стереотипное представление о чтении, как скучном занятии.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Упражнения, способствующие формированию навыков чтения.

Нарушения чтения у детей изучаются давно, но и поныне это одна из самых актуальных проблем логопедии. Не секрет, что нарушения чтения оказывают отрицательное влияние на весь процесс обучения, на психическое и речевое развитие ребёнка. Коррекция данных видов нарушений требует целенаправленной и кропотливой работы педагогов, логопеда, родителей. Чтобы этот процесс был интересным, познавательным и нескучным для обучающихся, необходимо разнообразить работу различными играми и упражнениями, которые сломали бы стереотипное представление о чтении, как скучном занятии.

ИГРЫ С БУКВАМИ

 

Если ребёнок плохо запоминает  буквы, существует много разнообразных приёмов, помогающих запомнить  зрительный образ букв.

Например, буквы можно лепить из пластилина, выкладывать из палочек, спичек, мозаики, красочных верёвок,  вырезать из цветной бумаги, выжигать на дощечках.

Чтобы сформировать стабильный графический образ буквы (графемы), можно предложить ребёнку обводить пальцем выпуклый контур букв, тактильное опознание  «наждачных» букв.

Можно использовать приём «Дермолексия», когда педагог на ладони ребёнка рисует букву, а ребёнок опознаёт её с закрытыми глазами, причём рисовать нужно на «ведущей» руке, для стимуляции ведущего полушария.

Хорошо зарекомендовал себя следующий приём. Возьмите листок из старой детской книги (или детского журнала) и предложите зачеркнуть на нём ту букву, с которой вы его знакомите в данный момент, либо букву, которую он путает, не может запомнить. Например: «Зачеркни (обведи) все буквы Д на этой странице».

Полезны задания, усложняющие узнавания букв, это – «Перечёркнутые буквы», «Разный шрифт», «Перевёрнутые буквы», «Сколько одинаковых букв», «Каких букв больше», «Наложенные буквы», «Зеркальные буквы», «Найди букву среди рядов букв», «Найди нужную букву среди перечёркнутых букв».

На развитие памяти и внимания – «Какой буквы не стало» - перед ребёнком выкладывается ряд букв, начиная с 3 – 4, педагог предлагает запомнить, в какой последовательности они расположены. Ребёнок закрывает глаза, а педагог убирает одну букву. Варианты – поменять буквы местами – ребёнок воспроизводит первоначальный вариант или взрослый добавляет ещё одну букву, обучаемый называет её. Играть можно с постепенным увеличением ряда букв. Можно выкладывать небольшие слова, затем переставлять местами, «терять» буквы из слова, восстанавливая его с помощью ребёнка. Здесь ещё тренируется и фонематический анализ (буквы в слове стоят в определённой последовательности).

«Волшебный мешочек» - ребёнок на ощупь определяет пластмассовые (металлические) буквы.

РАБОТА СО СЛОГАМИ.

  1. «Слоговые дорожки» - могут быть разнообразно и оригинально оформлены, в игровой форме («Горы», «Парашютист», «Жук», «Шар сдувается», «Костёр»,    «Звезда» и  др.)
  2. Слоги с «окошками», с движущимися полосками и т. д.
  3. «Узнай буквы и составь слог»
  4. «Цветы» (чтение слогов на лепестках)
  5. «Слова рассыпались на слоги»
  6. «Соедини слоги в слова»


На начальном этапе овладения чтением, некоторые дети затрудняются не только в слогослиянии, но и в делении слов на слоги. Это создаёт определённые трудности в чтении. Для преодоления этого препятствия можно использовать:

  1. Цветовую маркировку слогов. Например: Наступила зима. Валя и Саша лепят снеговика. (На карточке выделенные слоги обозначаются другим цветом, например синим)
  2. Упражнения по делению слов текста на слоги. Ребёнку предлагается вертикальными линиями разделить все слова на слоги.
  3. Чтение слоговых таблиц (по Калининой, Гегелия) – требования: шрифт крупный и чёткий, на первых порах гласные можно выделять красным цветом. В таблицах есть значки-подсказки – дуга – согласная с последующей гласной. Точка – это или гласная без предшествующей согласной, или согласная, или согласная с мягким знаком. Таблицы идут по принципу «от простых к сложным», их можно даже назвать «языколомательными», но если ребёнок освоит их, то в дальнейшем сможет читать самые длинные и сложные слова. Рекомендации: не следует переходить к следующей таблице, если не отработано чтение предыдущей. При чтении  таблиц нужно чётко объяснить ребёнку, что дуга – это слитное чтение двух букв (проводить по дуге указкой), а точка – добавление отдельной буквы и остановка движения. Читать можно по строчкам и по столбикам.
  4. «Какой слог лишний» - перед ребёнком карточки со слогами, например: КА, ТА, НУ, ПА. Ребёнок объясняет, что лишний слог НУ, т. к все остальные с гласной А.
  5. «Какого слога не стало» (проводится по аналогии с буквами)
  6. «Подскажи конец слова» - перед учащимся на столе 3 – 4 карточки со слогами. Например: ТА, НА, РА, СА. Взрослый произносит слово, не договаривая последний слог. Ребёнок должен найти и прочитать конец слога (воро-ТА, боро-НА, кварти-РА, поло-СА). (Словный материал в брошюре Калининой, с. 10)
  7. Ребёнку последовательно демонстрируются поодиночке карточки со слогами, из которых он мысленно должен составить слово. При этом каждая следующая карточка закрывает предыдущую. Начинать следует с двусложных слов, постепенно их удлиняя. Аналогичная игра «Цепочка слов»,  когда последний слог предыдущего слова является первым слогом последующего.
  8. Чтение слов с одинаковой слоговой структурой (книги с картинками).
  9. Синтез слов из слогов при одном постоянном и одном сменяющемся слоге:

РО - (СА, ЖА, МА, ТА, ЛИ, ЗА, ГА)                 ВОЗ – (ДУХ, РАСТ, ЧИК)

(БАЛ, БУЛ, БАН, БЕЛ, ПИЛ) – КА                   КА- (БАН, ЛАЧ, МЕНЬ, МИН, РАСЬ)

РАБОТА НА УРОВНЕ СЛОВ, ПРЕДЛОЖЕНИЙ.

АВТОМАТИЗАЦИЯ СЛОГОСЛИЯНИЯ,

СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ТЕХНИКИ ЧТЕНИЯ. 

1. Чтение  слов, отличающихся одной – двумя буквами.

Столбики таких слов легко прочитываются детьми, и так   каждый раз слово изменяется только при помощи одной буквы. После чтения столбика нужно спросить у ребёнка, какое из прочитанных сочетаний не является словом, не имеет смысла, чем слова отличаются друг от друга. Можно выложить несколько слов из букв разрезной азбуки.
Эффект обучения будет лучше, если обучающий нарисует (напечатает) каждый столбик печатными буквами на отдельном листе бумаги крупным шрифтом. (см. 
ПРИЛОЖЕНИЕ)

2. Чтение столбиков слов с одинаковыми гласными.

Перед чтением каждого столбика дать ребёнку следующее задание:
а) запомнить как можно больше слов;
б) запомнить гласные в словах.

Нужно помнить, что без умения прогнозировать в процессе чтения нельзя добиться достаточно быстрого темпа чтения. Прежде всего, следует тренировать детей в узнавании звуко-буквенного образа словаориентируясь лишь на отдельные его элементы.  Следующие виды упражнений преследуют эту цель.

Кроме того подобные упражнения обеспечивают высокую мыслительную активность в процессе обучения чтению, расширяется и уточняется словарный запас, прививаются навыки словообразования и словоизменения, воспитывается орфографическая зоркость, отрабатывается подвижность артикуляционного аппарата.

3. Чтение столбиков слов  с одинаковой концовкой.(см. ПРИЛОЖЕНИЕ 3)
4. 
Чтение форм одного и того же слова.(см. ПРИЛОЖЕНИЕ  4)
5. Чтение однокоренных слов.

Каждое слово из всех групп однокоренных слов пишется на отдельных полосках бумаги. Каждая группа слов – в отдельном конверте, а опорное слово группы написано цветным фломастером. (Пособие «Семьи родственных слов»)

Последовательность выполнения задания следующая. Взрослый выкладывает на столе 2 – 3  группы однокоренных слов. Ребёнок читает их, затем все слова перемешивают, оставляя лишь опорные. В заключении ребёнок восстанавливает группы слов, находит «родственников».

Можно предложить ребёнку разложить слова каждой группы в столбик в порядке возрастания количества букв в этих словах. Как известно, чтение столбиков слов, подобранных способом наращивания букв в них, является очень хорошим упражнением.

При выполнении подобного упражнения не следует требовать от ребёнка уяснения оттенков значения каждого слова. Главное – обращать внимание детей на звуковую и семантическую общность однокоренных слов, на то, что гласные в корне этих слов пишутся единообразно.

6. Составление слов из их частей.

Увлекательной и интересной может быть работа по составлению слов из его частичек – приставок, суффиксов, корней, окончаний (если ребёнок ещё не знает этих терминов, не следует их употреблять)

Пред началом работы педагог на глазах у ребёнка разрезает определённое количество слов на части, например, поло – оньк – а, дяд – еньк – а, лис – оньк – а, ноч – еньк – а (количество слов зависит от возможностей ребёнка).

Затем различные частички всех слов смешиваются и ученик восстанавливает слова.

Используемая литература:

 1. Корнев А. Н. «Нарушения чтения и письма у детей» С-Петербург, Издательский Дом «МиМ», 1997.

2.  Лалаева Р. И. «Нарушения чтения и пути их коррекции у младших школьников» С-Петербург, Лениздат, Издательство «Союз», 2002.

3.  Калинина И.Л. «Учим детей читать и писать» /книга для родителей, учителей начальных классов и логопедов/  Издательство «Флинта», 1997.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Занимательные упражнения, способствующие формированию навыков чтения.

Занимательные упражнения,способствующие формированию навыков чтения.выступление на методическом объединении учителей-логопедовКочубеевского района("разбит" по страницам)...

Упражнения, способствующие формированию навыков чтения

Представленные упражнения помогут устранить трудности и совершенствовать техническую составляющую процесса чтения, а следовательно помогут вашему ребёнку-школьнику в обучении в целом....

«Упражнения, способствующие формированию навыков чтения»

  Навык чтения характеризуется такими качествами, как сознательность, беглость, правильность и выразительность. Для развития этих качеств в своей практической работе я использую специальны...

Комплекс упражнений по формированию навыка чтения

Комплекс упражнений по формированию навыка чтения...

Разработка серии упражнений на формирование навыков чтения

Разработка серии упражнений на формирование навыков чтения...