Конспект коррекционного занятия по обучению грамоте "Морское путешествие" для детей 6-7 лет
план-конспект
Конспект занятия по обучению грамоте для детей 6-7 лет. В увлекательной форме дети проверят свои знания по чтению, выполнению звуко-буквенного анализа, сотавлению правильных предложений, делению слов на слоги.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
zanyatie_morskoe_putshestvie.doc | 56.5 КБ |
Предварительный просмотр:
МБДОУ «Детский сад компенсирующего вида с приоритетным осуществлением
квалифицированной коррекции зрения для детей с нарушениями зрения № 70», НМР по РТ
Морское путешествие
(конспект занятия по обучению грамоте
с детьми с нарушениями зрения
в подготовительной группе)
Подготовила:
Панибратова Н.А.
учитель-дефектолог
г. Нижнекамск
МБДОУ №70
Программное содержание:
-способствовать развитию речевой активности детей, расширить активный словарь по теме, работать с предложением, отличать его от фразы,
-развивать чувство рифмы, правильно подбирать слова, тренироваться в произношении скороговорки,
-продолжать учить разгадывать кроссворд, находить ключевое слово,
- развивать монокулярное зрение, тренировать зрительный анализатор: находить одинаковое,
-правильно подбирать к написанным словам звуковые дорожки, и выкладывать звуковые дорожки услышанных слов
-учить выполнять задания быстро, выслушивать ответы своих товарищей.
Оборудование и демонстрационный материал: карта – схема «морского путешествия»; корабли, у которых окошки – в виде звуковых дорожек (триколор); карточки-слова из предложения «Капитан взял штурвал»; на отдельной доске таблица для записи кроссворда, большая раковина с жемчужиной в середине, плакат с предложениями, две картины для сравнения «рыбки в аквариуме».
Раздаточный материал: звуковые дорожки и кружочки из картона для звукового анализа
Герои: капитан Врунгель.
Предварительная работа: работа над словарем (водный транспорт, строение корабля); учились выполнять звуковой анализ слов, выкладывая «звуковые дорожки» и подбирая к схемам слова; разучивали стихотворения, посвященные данной тематике, тренировались в словотворчестве, разгадывали кроссворды и учились составлять сами.
Посадка детей на занятии: дети на стульчиках в виде корабля.
Ход занятия:
Педагог заводит детей в группу, оформленную для занятия.
- Ребята, сегодня мы с вами отправляемся в морское путешествие. К нам поступили сигналы SOS о помощи. Известный капитан Врунгель отправился путешествовать на своем корабле, но был захвачен пиратами. Капитан сумел передать по рации схему пути. Но пираты все предусмотрели, они зашифровали путь. И теперь наша с вами задача – добраться до конца пути, расшифровать слово и тогда пираты отпустят капитана. Ребята подскажите, на чем можно отправиться в плавание? (дети перечисляют водный и подводный транспорт, вспоминают названия из мультфильма). Молодцы! Мы отправляемся на теплоходе. Занимайте свои места. Вы все будете матросами, моими помощниками. Но, сначала надо, чтобы мои матросы вспомнили:
-Кто главный на корабле? (капитан)
-За счет чего движется корабль? (паруса, ветра, двигателя, топлива)
-Кто готовит еду на корабле? (кок)
-Головной убор матроса? (бескозырка, пилотка, фуражка)
-Какие части корабля вы знаете? (нос, корма, палуба, каюта, паруса, двигатель)
-В каких сказках герои отправляются в плавание? («Путешествие Нильса», «капитан Врунгель», «Синбад-Мореход», «Кораблик» Сутеева)
А теперь нужно произнести заветные слова, и удача будет сопутствовать всю дорогу:
Корабли лавировали, лавировали, да не вылавировали. Педагог спрашивает детей по желанию.
Ну что, к плаванию готовы! А вот зашифрованная карта. Мы с вами должны проплыть путь, собрать все буквы и составить слово. Тогда пираты отпустят капитана.
- Буква Б. На этом острове нужно показать свою смекалку и выполнить задание «Доскажи словечко»:
- Юнга – юнец, молодой … (удалец)
- Подводной лодке не страшна
Океанская … (волна)
- Любят плавать на просторе,
В голубом, огромном … (море)
- Нам не страшен ураган,
Взял штурвал наш …(капитан)
- Над водой видны хвосты,
Под водой плывут …(киты)
- В дальний путь плывет народ
И везет их …(пароход, теплоход)
- Буква Е. Чтобы открыть эту букву, нужно прочитать все, что здесь написано (плакат) и найти предложения, но не путать их со словосочетаниями:
*быстро по волнам
*Мы увидели остров.
*белый парус
*Лодка качается на волнах.
3. Буква-Д. На этом острове нужно решить кроссворд и прочитать ключевое слово (корабль). Зашифрованные слова:
1) маленькая комната на корабле для отдыха (каюта),
2) водный транспорт (лодка),
3) огромный водоем (море),
4) птица, которая летает над водой (чайка),
5) пол на корабле, по которому ходят моряки (палуба),
6)хищная зубастая рыба (акула),
7) прибор капитана смотреть вдаль (бинокль).
к | а | ю | т | а | ||||||
л | о | д | к | а | ||||||
м | о | р | е | |||||||
ч | а | й | к | а | ||||||
п | а | л | у | б | а | |||||
а | к | у | л | а | ||||||
б | и | н | о | к | л | ь |
4. Буква А. Загадки про рыб. Можно, чтобы дети отвечали хором.
- Солнце село в камыши, возле речки ни души.
Шевеля во сне хвостом, спит в реке усатый … (сом)
- Кто в реке живет как князь?
Это рыба, рыба … (язь)
- Боком он драчливый ходит и на рыбок страх наводит.
Под корягой, там, где мрак шевелит клешнями … (рак)
- Она плавает кругами, она щелкает зубами.
Ну и зубы – как пила! Где такие ты взяла? (щука)
- Ты рукой её не трожь
Ведь уколет рыба… (ерш)
Рыб вы знаете хорошо, а вот увидят ли ваши глазки одинаковых рыб в двух аквариумах? Выставляются два плаката с аквариумами, где плавают рыбки. Вызываются 1-2 ребенка, которые показывают указкой одинаковых рыб.
- Молодцы ребята! Глазки у вас очень внимательные.
Ребята, мы с вами прошли долгий путь, а сейчас давайте отдохнем.
Офтальмологическая пауза «Бинокль»
Физкультминутка «Плавание»
1. Капитану нужно посмотреть в подзорную трубу. Свернули руки в колечки и поставили так, чтобы можно было смотреть только одним глазом. Дефектолог помогает направлять взор (посмотрели в окошко, на дверь, на синий шкаф, на цветы и т.д.) Что увидели нового? Появилась новая игрушка на полке (корабль, осьминог, рыбка), которую дети еще не видели. Молодцы! Вы очень внимательные.
Мы сейчас поплыли дружно –
Делать так руками нужно:
Зажимаем нос руками
И ныряем за сомами.
Разглядим все под водой
И отправимся домой.
Пальчиковая гимнастика «Морские жители»
Кто живет в огромном море?
И резвится на просторе?
Кит, дельфин, акула, сом.
Здесь нашли уютный дом.
Тут клешней хватают раки
Силачи и забияки.
5. Буква О. Здесь надо рассказать стихи о плавании, кораблях, моряках. Дети рассказывают по желанию.
1) Матросская шапка, веревка в руке.
Тяну я кораблик по быстрой реке.
И скачут лягушки за мной по пятам.
И просят меня: «Прокати капитан».
2) Раковину эту
В коробке берегу.
Она лежала раньше
В песке, на берегу.
Мой дедушка с Кавказа
Привез ее с собой.
Приложишь ее к уху,
А в ней шумит прибой.
И ветер гонит волны…
И в комнате у нас
Мы можем слушать море.
Как будто здесь Кавказ. (А. Барто)
3) Кораблик.
Плывет, плывет кораблик,
Кораблик золотой,
Везет, везет подарки,
Подарки нам с тобой. (Хрестоматия для маленьких)
6. Буква П. На этом острове такое задание. Здесь стоят корабли. Их иллюминаторы – это зашифрованные слова (звуковые дорожки слов: капитан взял штурвал). Нужно к каждому кораблю найти соответствующее слово. Дети выполняют задание на доске, прикрепляя таблички – слова к соответствующему кораблю. А теперь выложите дорожку слова – капитан.
- Вот, наконец, мы с вами добрались до конца пути и расшифровали все буквы. На каждом острове получились слоги: БЕ – ДА – ПО. Ребята, какое все-таки слово зашифровали пираты? (победа). Ура! Мы отгадали. А вот и капитан. Пираты его отпустили. (Заходит капитан)
-Здравствуйте, ребята! Я знаю, чтобы спасти мой корабль, вам пришлось пройти нелегкий путь. Спасибо вам огромное. А вот мой подарок на память о трудном, но интересном путешествии. (Врунгель вручает огромную раковину с жемчужиной внутри) А меня ждет мой помощник Лом, мы опять отправляемся в плавание и обязательно заглянем к вам в гости. До свидания.
Рефлексия. Ведущий: Ребята, а я надеюсь, что вам запомнится это увлекательное путешествие. А что запомнилось больше всего? (опрос детей, какие задания были трудными и легкими)
Используемая литература:
- Волина В. Русский язык. Учимся играя. – Екатеринбург, ТОО «Издательство АРГО», 1996.
- Пожиленко Е.А. Волшебный мир звуков и слов.- Москва, «Владос», 2002.
- Реан А.А., Костромина С.Н. Как подготовить ребенка к школе.- С-Пб, 1998.
- Шаехова Р.К. Игровые технологии развития школьно-значимых функций у дошкольников. – Казань, РИЦ «Школа», 2006.
31
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
План-конспект коррекционного занятия «Обучение игрой», для учащихся 2 класса, обучающихся по программе VIII вида
На коррекционно-развивающем занятии «Обучение игрой», для учащихся 2 класса, обучающихся по программе VIII вида школьникам предоставляется возможность развивать зрительное восприятие...
Конспект открытого занятия по обучению плаванию детей среднего дошкольного возраста (второй год обучения)
P { margin-bottom: 0.21cm; } Задачи:Формировать гигиенические навыки: раздеваться и одеваться в определенной последовательности; аккуратно складывать одежду; самостоятельно пользоваться полотенце...
Конспект открытого занятия по обучению плаванию детей среднего дошкольного возраста (второй год обучения)
Задачи:1. Формировать гигиенические навыки: раздеваться и одеваться в определенной последовательности; аккуратно складывать одежду; самостоятельно пользоваться полотенцем...
Конспект логоритмического занятия по обучению детей основам безопасности дорожного движения «Путешествие в страну Светофорию» для детей логопедической группы среднего дошкольного возраста
Методическая запискаДанная тема важна для работы с детьми дошкольного возраста с тяжелыми нарушениями речи, так как кроме работы по профилактике ДДТТ, она помогает решить важнейшие задачи, стоящие пер...
Музыкальное занятие — одно из средств коррекционного развития при обучении и воспитании детей с ограниченными возможностями здоровья
Музыкальное занятие — одно из средств коррекционного развития при обучении и воспитании детей с ограниченными возможностями здоровья Развитие духовного мира ребенка, его творческих с...
МУЗЫКАЛЬНОЕ ЗАНЯТИЕ — ОДНО ИЗ СРЕДСТВ КОРРЕКЦИОННОГО РАЗВИТИЯ ПРИ ОБУЧЕНИИ И ВОСПИТАНИИ ДЕТЕЙ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ В УСЛОВИЯХ МИКРОРЕАБИЛИТАЦИОННОГО ЦЕНТРА НА ДОМУ
МУЗЫКАЛЬНОЕ ЗАНЯТИЕ — ОДНО ИЗ СРЕДСТВ КОРРЕКЦИОННОГО РАЗВИТИЯ ПРИ ОБУЧЕНИИ И ВОСПИТАНИИ ДЕТЕЙ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ В УСЛОВИЯХ МИКРОРЕАБИЛИТАЦИОННОГО ЦЕНТРА НА ДОМУС.И.Манакова,...
Конспект фронтального занятия во 2 классе для детей с нарушением слуха по развитию слухового восприятия и обучению произношению.Тема занятия: Весна. Автоматизация звуков Ц. Дифференциация звуков Р – Л.
Цели:1.Вырабатывать умение различать текст по предложениям опознавать знакомый и незнакомый речевой материал по теме «Весна», различать неречевые звуки. 2. Автоматизироват...