Элементы здоровьесберегающих технологий на уроках родного языка
консультация (5 класс)
в своем статье показала какие здоровьесберегающие технологии я использую на уроках родного языка
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
c4591.doc | 29.59 КБ |
Предварительный просмотр:
«ЭЛЕМЕНТЫ ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИХ ТЕХНОЛОГИЙ НА ЗАНЯТИЯХ ТАТАРСКОГО ЯЗЫКА»
«Здоровье – это то, что люди
больше всего стремятся сохранить
и меньше всего берегут» Ж. Лабрюйер
У каждого предмета своя специфика. Курс родного языка для русскоязычных детей в школе для детей с ограниченными возможностями здоровья имеет практическую направленность. С первых уроков дети учатся общаться на татарском языке. При этом они должны усвоить большой объем материала (лексические единицы, грамматические формы), приобрести произносительные навыки.
На своих уроках я активно применяю элементы здоровьесберегающих технологий. Комплексы упражнений, физкульминуток подбираю в зависимости от вида занятия, его содержания. Упражнения стараюсь подбирать разнообразные, так как однообразие снижает интерес к ним, а, следовательно, их результативность. Физкультминутки должны проводиться на начальном этапе утомления, выполнения упражнений при сильном утомлении не даёт желаемого результата. Важно обеспечить позитивный эмоциональный настрой. Предпочтение нужно отдавать упражнениям для утомлённых групп мышц. Для каждой группы необходимо выработать 2–3 условных вербально–поведенческих знака, позволяющих быстрее и эффективнее переключать учащихся с ОВЗ на другой режим деятельности. Именно радость и эмоциональный подъём, а не только удовлетворение от правильно сделанных движений, соответствуют потребностям растущего организма. В результате использования физкультминуток мы способствуем всестороннему, гармоничному физическому и умственному развитию, формированию необходимых навыков, координации движений, ловкости. Во время физкультминуток возникают неожиданные смешные ситуации. Это вызывает искренний смех у детей. Непринужденная весёлая атмосфера тоже является мощнейшим терапевтическим фактором.
Занятие родного (татарского) языка отличается большой интенсивностью и требует от обучающихся концентрации внимания и напряжения сил. На уроке я стараюсь создать такие условия, которые обеспечивают детям высокую работоспособность на протяжении всего занятия и позволяют избежать переутомления. С целью погружения в языковую среду и «разогрева» обучающихся, я начинаю занятие:
А) С пальчиковой игры «Бармак»: «Бу бармак – бабай, Бу бармак – əби, Бу бармак – əти, Бу бармак – əни, Бу бармак – мин, Минем исемем – Азалия».
Б) С фонетической зарядки «Тел əфəнде»: «Тел əфəнде проснулся, встал и начал белить потолок, красить правую стену, левую стену, помыл пол. Вышел на крылечко и сказал Ə–Ə–Ə. А барашек ему в ответ БƏ–БƏ. Посмотрел Тел əфəнде вокруг и увидел паровоз и ехал он со звуком Ү–Ү–Ү, а из трубы у него выходил пар ҺӨ–ҺӨ–ҺӨ. А над паровозиком пролетал шмель и жужжал Җ–Җ–Җ. Посмотрел на это всё Тел əфəнде и улыбнулся. Давайте и мы ему улыбнёмся. Зашёл он домой и начал заниматься».
Для снятия усталости и повышения работоспособности я провожу короткие зарядки с использованием различного вида движений, песен и танцев. Эта форма релаксации основана на том, что мышечное напряжение снижается, а музыка и слово, выступая в единстве, воздействуют на чувства и сознание ребят.
При подборе стихотворений и рифмовок к занятию я обращаю внимание на следующее:
– важно, чтобы их грамматический и лексический материал сочетались с темой занятия;
– преимущественно подбираю стихи и рифмовки с четким ритмом, так как под них легче выполнять разнообразные движения;
– текст чаще воспроизводится в записи или проговаривается воспитателем, так как при произнесении текста детьми у них может сбиться дыхание.
«Кояш күтəрелде, Кинəт җил чыкты.
Яшен яшьнəде, Яңгыр ява башлады,
Яңгыр туктады, Яңадан кояш чыкты».
Провожу на своих занятиях танцевальные и музыкальные физкультминутки. Музыкальное сопровождение делает урок насыщеннее и интереснее, повышает эмоциональное состояние детей. Это не только знакомит детей с народным творчеством татарского народа, а также способствует развитию координации, непринужденности и эмоциональности движений.
(Дети выполняют танцевальные движения)
Чебилəр зарядкасы «Бер, ике, өч» (слова З. Минхажевой, музыка В. Ахметшина):
«Бер, ике, өч, балалар
Шулай канат кагалар.
Бер, ике, өч, атлагыз,
Əйдəгез, сынатмагыз!
Утырыгыз, басыгыз,
Ялкаулана кайсыгыз?
Бер, ике, өч, бик əйбəт,
Хəрəкəттə – бəрəкəт!
Бер, ике, өч, атлагыз,
Əйдəгез, сынатмагыз!»
Пальчиковые игры – это прекрасная возможность общения с ребёнком на уровне тактильных ощущений, что, несомненно, является очень важным для ребенка с ОВЗ. Сюжетная канва игры, иллюстрируемая, несомненно, движениями пальцев, способствует повышению интереса, концентрации внимания, а также снимает психологические трудности в общении. С помощью пальчиковых игр я ввожу новые лексические единицы, отрабатываю фонетику и речевые образцы.
«Баш бармак баш кашый,
Имəн бармак имəн кисə,
Урта бармак утын яра,
Атсыз бармак ат куа,
Чəнти бармак чəй эчə».
Важную роль имеют упражнения во время письма:
«Без яздык, яздык, яздык,
Бармакларыбыз арды.
Аз гына без ял итик
Һəм тагын яза башлыйк».
Игра – одна из форм релаксации, которая приводит к быстрому восстановлению работоспособности, сопровождается положительными эмоциями. Она наиболее согласуются с детской психикой и обеспечивают условия для самовыражения и реализации. Дети очень любят играть. Но в данном случае имеется в виду не игра на личное или командное первенство, не конкурсы, требующие мобилизации умственных сил, а игры, способствующие отдыху. Большую роль играет игра–пантомима, при помощи которой дети запоминают и вспоминают но вую лексиуку. Игру начинает воспитатель, а продолжают дети. Эффективность этой игры в том, что, что дети, по своей природе, в основном хотят быть в центре внимания и любят, когда остальные ребята угадывают их действия. А чтобы показать свои действия, они должны правильно угадать и ответить на вопрос: Мин нишлим? (Что я делаю?). Следовательно, чтобы ответить правильно, надо знать и вспомнить эти выражения. В этой игре с удовольствием участвуют все до единого. А также детям интересны игры:
– при изучении алфавита: изобразить букву, нарисовать в воздухе;
– при изучении темы «Животные»: изобразить животное мимикой, жестами, голосом, движениями. Песня на уроке
Пение хороший вид релаксации, которая представляет возможность не только отдохнуть, но и служит способом для формирования фонетических, лексических, грамматических навыков. Пение активизирует функции голосового и дыхательного аппаратов, повышает интерес к предмету, развивает слух, память, снижает утомляемость за счет эмоционального настроя. На примере следующей песни можно показать изучение глаголов , активизацию лексики:
«–Күрсəт əле, үскəнем,
- Күрсəт əле, үскəнем,
- Ничек кошлар очалар?
- Ничек урак уралар?
- Менə шулай, менə шулай,
- Менə шулай, менə шулай,
- Шулай кошлар очалар.
- Шулай урак уралар.
- Менə шулай, менə шулай,
- Менə шулай, менə шулай,
- Шулай кошлар очалар.
- Шулай урак уралар».
Поскольку количество детей с плохим зрением неуклонно растет, на каждом уроке целесообразно проводить разрядку в виде упражнений для глаз.
- «Яздым җөмлə, иҗек, сүз,
- Бик арыды минем күз.
- Йомам күзем: ял итсен,
- Ачам күзем: күп күрсен.
- Тагын йомам һəм ачам,
- Бер йомам да бер ачам.
- Күзлəр хəрəкəте белəн
Бик зур əйлəнə сызам».
Использование здоровьесберегающих технологий играет большую роль в жизни каждого ребенка, позволяет легче и успешнее овладеть необходимыми знаниями на занятии, преодолеть трудности, позволяет достичь цели и решить задачи обучения родному языку. И, хотя традиционно считается, что основная задача обучения – дать необходимое образование, не менее важная задача, особенно для детей с ОВЗ – сохранить в процессе обучения здоровье детей.
Список литературы
1. Закирова К.В. Уйный–уйный үсəбез.–Казан: "Мəгариф", 2005.
2. Харисов Ф., Харисова Л. Уен–милли тəрбия чарасы. – Чаллы: "КамАЗ" нəшр., 1994.
3. Замышляева Н. В. Проблема здоровьесбережения: пути её решения на уроке.// Начальная школа. 2010 . №6
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Элементы здоровьесберегающих технологий на уроках русского языка и чтения в коррекционной школе VIII вида
Обучение – это целенаправленный, систематический и организованный процесс формирования и развития у учащихся качеств, необходимых им для выполнения учебной деятельности. Обучение в условиях здор...
Элементы здоровьесберегающих технологий на уроках английского языка
В статье рассказывается об основных элементах здоровьесберегающих технологий на уроках английского языка, о том, как их лучше сочетать, чтобы достигнуть наилучшего результата поставленной цели урока. ...
"Элементы здоровьесберегающих технологий на уроках английского языка"
Для более эффективного достижения практических, общеобразовательных и развивающих целей, поддержания мотивации обучения я использую элементы здоровьесберегающих технологий....
Использование элементов здоровьесберегающих технологий на уроках английского языка
презентация по теме "Использование элементов здоровьесберегающих технологий на уроках английского языка" с примерами...
Элементы здоровьесберегающих технологий на уроках английского языка в начальной школе
В статье предложены средства, которые помогут восстановить работоспособность учащихся на уроке ( физкультминутки, пальчиковые игры,смена видов деятельности) и сохранить психологическое здор...
Использование элементов здоровьесберегающих технологий на уроках немецкого языка
Урок иностранного языка отличается большей интенсивностью и требует от учащихся высокой концентрации внимания и напряжения сил. Поэтому необходимо помнить о здоровье обучающихся, о создании условий, к...
«Элементы здоровьесберегающих технологий на уроках английского языка"
Доклад показывает необходимость учитывать физиологические и психологические особенности детей и предусматривать такие виды деятельности, которые снимали бы напряжение и усталость....