Недостатки произношения звука [С]. Методы устранения
статья

 Жигаева Ксения Александровна

 

Уклад органов артикуляции 

Недостатки произношения

Приемы коррекции разных видов сигматизмов 

Комплекс артикуляционных упражнений для звука [С]

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл publikatsiya.docx22.44 КБ

Предварительный просмотр:

 

Недостатки произношения звука [С]. Методы устранения

Уклад органов артикуляции при произношении звука [С]

При произнесении звука [С] губы слегка растянуты в улыбку, видны передние зубы. Перед лабиализованными гласными губы округляются, зубы сближены до расстояния в 1—2 мм. Кончик языка упирается в нижние резцы, передняя часть спинки языка выгнута. Боковые его края прижаты к коренным зубам. При таком укладе образуется узкий проход (круглая щель) между кончиком языка и передними верхними зубами. Вдоль языка по его средней линии образуется желобок. Сильная струя выдыхаемого воздуха, проходя через эту щель, вызывает свистящий шум. Чем уже щель, тем шум выше, чем шире щель — тем шум более низкий, переходящий в «шепелявый» (звук произносится с «пришепетыванием»). Мягкое нёбо поднято и закрывает проход в полость носа; голосовые складки разомкнуты и не производят голос. 
Звук [С] имеет характеристику - твердый глухой согласный. 

Недостатки произношения

Недостатки произношения свистящих звуков называются сигматизмом, замена свистящих звуков шипящими или другими звуками русского языка называется парасигматизмом.

Сигматизм бывает следующих видов:

1.    Межзубный сигматизм.

Этот недостаток выражается в том, что при произнесении свистящих звуков кончик языка просовывается между нижними и верхними резцами, отчего получается шепелявый звук.

2.    Губно-зубной сигматизм.

При этом недостатке произношения свистящие звуки произносятся подобно звукам [Ф] и [В], т. е. при таком положении частей артикуляционного аппарата, когда нижняя губа поднята к верхним резцам, образуя сужение, через которое проходит выдыхаемая струя воздуха, а язык находится в положении звука [С]. При такой комбинированной артикуляции образуется звук, который содержит элементы звуков [Ф] и [С], вследствие чего произношение становится нечетким, непонятным и неприятным на слух.

3.    Призубный сигматизм.

Этот недостаток произношения отличается тем, что при произнесении свистящих звуков кончик языка упирается в края верхних и нижних резцов, образуя затвор и мешая проходу воздуха через зубную щель, вследствие чего отсутствует характерный для этих звуков свист и вместо звука [С] слышатся звуки гид, например: суп - "туп", самолёт - "тамолёт. Этот недостаток можно назвать и парасигматизмом, так как в данном случае один согласный звук заменяется другим.

4.    Шипящий сигматизм.

При этом виде сигматизма звуки произносятся при следующем положении языка: кончик его оттянут от нижних резцов в глубь ротовой полости, спинка резко выгнута по направлению к твердому нёбу, вследствие чего вместо свиста слышится смягченное [Ш] (собака - "шябака").

5.    Боковой сигматизм.

При этом недостатке свистящие или могут произноситься двумя способами:

1)   кончик языка упирается в альвеолы, а весь язык ложится ребром; один из его краев поднимается к внутренней стороне коренных зубов, пропуская выдыхаемый воздух по боковым краям языка, вследствие чего образуется "хлюпающий" звук;

2)   кончик языка упирается в верхние альвеолы, пропуская воздух по бокам, как при звуке л. Боковой сигматизм может быть односторонним и двусторонним.

6.    Носовой сигматизм.

При этом недостатке свистящие звуки произносятся при следующем положении языка: корень его поднимается и примыкает к мягкому нёбу, которое опускается и образует проход для выдыхаемого воздуха через нос, отчего слышится звук, похожий на [Х], но с гнусавым оттенком.

Приемы коррекции разных видов сигматизмов

При губно-зубном сигматизме нужно снять губную артикуляцию. Это достигается демонстрацией правильной позы губ при артикулировании звука [С], либо с механической помощью. В других случаях ребенка просят улыбнуться, оттянуть несколько углы рта так, чтобы были видны зубы, и подуть на кончик языка для получения свистящего шума. Можно воспользоваться механической помощью. Ребенок произносит многократно слог та, логопед вводит зонд № 2 между альвеолами и кончиком (а также передней частью спинки языка) и слегка нажимает им вниз. Образуется круглая щель, проходя через которую выдыхаемая струя воздуха производит свистящий шум. Управляя зондом, логопед может изменять величину щели до получения нужного акустического эффекта.

При межзубном сигматизме логопед предлагает логпату сблизить зубы и в этом положении пытаться произнести длительный звук [С]. Если звук произносится недостаточно четко, логопед может прибегнуть к механическому способу, т. е. специальным зондом или концом шпателя нажать на кончик языка логопата, несколько опустив его за нижние резцы. Придерживая язык в таком положении, логопед предлагает логопату произносить звук [С] вначале изолированно, а затем в сочетании с гласными в прямых и обратных слогах.

При боковом сигматизме необходима специальная подготовительная работа по активизации мышц боковых краев языка, которые в результате проведенных упражнений могут подниматься до плотного соприкосновения с боковыми зубами. Сначала рекомендуется приучать логопата дуть с просунутым между губами широко распластанным передним краем языка. Постепенно передний край языка по показу логопеда или при помощи зонда или шпателя переводится за нижние резцы, правильное произношение звука [С] закрепляется в кинестетическом ощущении логопата и в его слуховом представлении и становится привычным.

При призубном сигматизме логопед может применять два приема:

1)   легким нажимом шпателя или кончиком зонда на передний край языка опустить его за нижние резцы, чтобы дать таким образом выход воздуху через зубную щель;

2)   предложить логопату держать передний край языка между нижними и верхними резцами, широко распластав его; при таком положении языка логопат, выдыхая воздух и ощущая его струю на кончике языка, воспроизводит звук, похожий на шепелявое [С]. Затем логопед, слегка нажимая шпателем на распластанный передний край языка, постепенно отодвигает его за нижние резцы. После того как установится правильное произношение звука и логопат сможет удерживать правильное положение языка без механической помощи, поставленный звук можно включать в слоги, слова и дифференцировать его со звуками лиц.

Исправление шипящего сигматизма осуществляется таким же образом, как и при исправлении призубного сигматизма. В данном случае логопата необходимо отучить от привычки напрягать язык и оттягивать его вглубь рта. С этой целью рекомендуется как можно дольше задерживаться на стадии межзубного произношения звука [C] в слогах, словах и фразах.

Когда язык окончательно укрепится в этом положении, можно постепенно переводить кончик языка за нижние резцы, что обычно происходит автоматически.

При устранении носового сигматизма также необходимо предварительно работать над формированием правильного выдоха воздушной струи через середину ротовой полости. С этой целью требуется проводить такие упражнения, как задувание свечи, спички, поддувание ватки, дутье на бумажку и пр. Достигнув шепелявого произношения звука [С], логопед может дать логопату упражнения на этот звук в слогах, словах и фразах. Таким образом, у логопата будет закрепляться навык произнесения звука на правильном выдохе - воздушную струю он может ощущать на кончике своего языка, просунутого между зубами.

Когда язык окончательно укрепится в этом положении, можно постепенно переводить его кончик за нижние резцы, и временное шепелявое произношение заменится правильно артикулируемым [C].

Применяемый некоторыми логопедами прием - зажим крыльев носа в процессе исправления носового сигматизма - чаще всего не дает необходимого эффекта.

Комплекс артикуляционных упражнений для звука [С]

Упражнения для губ

«Заборчик». Улыбнуться так, чтобы были видны верхние и нижние зубы, удерживать это положение 5—7 секунд.

«Трубочка». Вытянуть губы трубочкой:

1-й вариант — произносить длительно звук [У] без участия голоса;

2-й вариант — губы вытягивать слегка вперед, как бы образуя квадрат. Зубы сомкнуты.

 «Зайчик». Улыбнуться так, чтобы были видны верхние и нижние зубы, поднять верхнюю губу (наморщить нос), опустить на место.

Опустить нижнюю губу, открыть нижние зубы. Губы и зубы сомкнуты. Повторить 5—7 раз.

Гимнастика для языка

«Блинчик». Широкий, ненапряженный язык положить на нижнюю губу.

Следить, чтобы нижняя губа не напрягалась. Верхние зубы должны быть обнажены (то есть сохраняется положение «Улыбка»).

«Качели». Поднять широкий язык за верхние зубы, а затем опустить за нижние зубы. Выполнять упражнение под счет 8—10 раз.

«Почистим зубки». Улыбнуться, показать зубы, приоткрыть рот и кончиком языка «почистить» нижние зубы, делая сначала движения языком из стороны в сторону, потом снизу вверх.

«Горка». Улыбнуться, показать зубы, открыть рот, кончик языка положить за нижние резцы, выдвинув среднюю часть спинки языка вперед («построили горку»).

«Обезьянка». Покусать боковые края языка (выполнить упражнение «Горка») и, удерживая кончик языка за нижними зубами, прикусить боковые края языка справа и слева (можно произносить «ей-ей-ей»). Если не получается, то произносить звук «и-и-и», максимально растягивая губы и удерживая кончик языка за нижними зубами.

«Киска сердится». Улыбнуться, показать зубы, открыть рот, кончик языка положить за нижние резцы, выгнуть спинку и погладить ее верхними зубами. При этом надо следить, чтобы нижние зубы не выдвигались вперед.

«Горка высокая — горка низкая». Кончик языка опустить за нижние зубы, выдвинув среднюю часть спинки языка вперед («высокая горка»). Удерживая кончик языка за зубами, оттянуть среднюю часть спинки языка вглубь рта («низкая горка»). Повторить 3—4 раза.

Дыхательная гимнастика

«Ветерок». Просто дуть сквозь сближенные губы, контролируя струю выдыхаемого воздуха с помощью поднесенной ко рту полоски бумаги, кусочка ваты, подвешенного на нитке, или просто путем осязания струи на поднесенной ко рту кисти руки.

«Загнать мяч в ворота». Вытянуть губы вперед трубочкой и длительно дуть на ватный шарик (лежит на столе перед ребенком), загоняя его между двумя кубиками.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Мастер-класс для родителей Тема: «Недостатки произношения звонких звуков (оглушение)»

В последнее время у детей дошкольного возраста отмечается нарушения речи, связанные  оглушением звонких звуков.Такие нарушения называются - оглушение звонких звуков.Согласные  звуки - ...

Гегелия Н.А. Исправление недостатков произношения у школьников и взрослых

Исправление недостатков произношения у школьников и взрослых...

Основные методы и приемы обучения русскоязычных учащихся произношению звуков- фонем и сочетании адыгейского языка

Статья знакомит читателя с основными методами и приемами обучения учащихся произношению звуков-фонем и их сочетаний. Авторы рекомендуют, как использовать данные методы в процессе изучения адыгейского ...

Язычок с-с-с- свистит (Исправление недостатков произношения звуков С,З,Ц)

Это пособие поможет логопедам, воспитателям детских садов и родителям в постановке у детей 5-7 лет правильного и четкого произношения звуков С, 3, Ц....

Консультация для родителей "Недостатки произношения у детей"

Правильное и четкое произнесение слов детьми необходимо для того, чтобы их речь была понятной для окружающих людей. Вместе с тем ошибочное произнесение ребен­ком некоторых звуков мешает ему понима...

Сообщение на МО « Недостатки произношения звуков С, С \', З, З\', Ц. Приемы их постановки .»

Материал раскрывает особенности работы по устранению недостатков произношения звуков С,З,Ц....

Характеристика недостатков произношения свистящих и шипящих фонем.

Недостатки произношения свистящих с, с', з, з', ц и шипящих ш, ж, ч, щ обозначаются термином сигматизм.В случаях стойкой замены одних фонем другими, когда, например, ш заменяется на с или с на...