Аутизм. Пути помощи.
статья
Наиболее яркие внешние проявления синдрома.
Координация работы специалистов и семьи.
Советы родителям.
Советы педагогам.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
autizm.docx | 29.27 КБ |
Предварительный просмотр:
Аутизм. Пути помощи.
Детский аутизм – распространенное нарушение психического развития ребенка. Установлено, что этот синдром встречается примерно в 3 – 6 случаях на 10000 детей, обнаруживаясь у мальчиков в 3 – 4 раза чаще, чем у девочек.
Под аутизмом в широком смысле понимается обычно явная необщительность, стремление уйти от контактов, жить в своем собственном мире.
Наиболее яркие внешние проявления синдрома:
- предельное, «экстремальное» одиночество ребенка, снижение способности к установлению эмоционального контакта, коммуникации и социальному развитию;
- трудности установления зрительного контакта, взаимодействия взглядом, мимикой, жестом, интонацией;
- сложности в выражении ребенком его эмоциональных состояний и понимании им состояний других людей;
- трудности установления эмоциональных связей проявляются даже в отношениях с близкими;
- стереотипность в поведении, связанная с напряженным стремлением сохранить постоянные, привычные условия жизни;
- сопротивление малейшим изменениям в обстановке, порядке жизни, страх перед ними;
- поглощенность однообразными действиями – моторными и речевыми: раскачивание, потряхивание и взмахивание руками, прыжки, повторение одних и тех же звуков, слов, фраз;
- пристрастие к одним и тем же предметам, одним и тем же манипуляциям с ними: трясению, постукиванию, разрыванию, верчению;
- увлеченность стереотипными интересами, одной и той же игрой, одной темой в рисовании, разговоре;
- особая характерная задержка и нарушение развития речи, прежде всего – ее коммуникативной функции;
- в одной трети, а по некоторым данным, даже в половине случаев это проявляется как мутизм (отсутствие целенаправленного использования речи для коммуникации, при котором сохраняется возможность случайного произнесения отдельных слов и даже фраз);
- при развитии устойчивых речевых форм, они все равно не используются для коммуникации: так, ребенок может увлеченно декламировать одни и те же стихотворения, но не обращаться за помощью к родителям, даже когда она необходима;
- характерны эхолалии (немедленные или задержанные повторения услышанных слов или фраз), длительное отставание в способности правильно использовать личные местоимения: ребенок может называть себя «ты», «он», по имени, обозначать свои нужды безличными приказами («накрыть», «дать пить» и т.д.).;
- даже если такой ребенок формально имеет хорошо развитую речь с большим словарным запасом, развернутой «взрослой» фразой, то она штампованна, «попугайна», «фонографична». Он не задает вопросов сам и может не отвечать на обращения к нему, т.е. избегает речевого взаимодействия как такового;
- характерно, что речевые нарушения проявляются в контексте более общих нарушений коммуникации: ребенок практически не использует также мимику и жесты. Кроме того, обращают на себя внимание необычный темп, ритм, мелодика, интонация речи;
- характерно раннее проявление указанных расстройств (по крайней мере до 2,5 года). При этом, по мнению специалистов, речь идет не о регрессе, а скорее об особом раннем нарушении психического развития ребенка.
Координация работы специалистов и семьи
В идеале на помощь семье аутичного ребенка должна прийти целая команда профессионалов:
- врач-педиатр;
- врач-психоневролог;
- педагог-психолог;
- коррекционный педагог (учитель-дефектолог, учитель-логопед);
- социальный работник.
Работа с таким ребенком должна вестись годами, все это время разные специалисты выполняют каждый свою часть работы, согласуя с остальными общее направление.
Советы родителям
- Активная позиция!
Основная работа по воспитанию и обучению аутичного ребенка ложится на близких. «Невозможно помочь такому ребенку, если позиция его самых близких людей лишь пассивно страдательна». Помощь такому ребенку – это организация всей его жизни с продумыванием каждой мелочи. Специалисты могут помочь, научить, поддержать, но путь освоения мира аутичный ребенок может пройти только вместе с близкими. Это потребует от родителей и близких ребенка с синдромом аутизма большого мужества и выдержки, которые позволят посмотреть в глаза реальности и принять правду такой, какая она есть.
Очень часты случаи, когда близкие не хотят признавать диагноз. Они начинают водить ребенка на консультации к разным специалистам в надежде, что диагноз будет опровергнут. Это защитная реакция, попытка спрятаться от жестокой правды. Стесняясь проблем своего ребенка, испытывая по этому поводу комплекс неполноценности и боль разочарования, родители аутичного ребенка не до конца откровенны даже с профессионалами, часто стараются скрыть все нюансы неадекватного поведения своего ребенка или же интерпретируют их в выгодном для него свете.
Часты случаи, когда близкие мешают разным специалистам наладить взаимодействие. Если им не нравится то, что говорит об их ребенке специалист, или результаты занятий оказываются не такими, как они ожидали (надеясь на быстрое и благополучное разрешение ситуации), они бросаются на поиски другого педагога, обманывая тем самым самих себя и создавая недопустимые и вредные для развития ребенка условия.
- Главный принцип – соблюдение интересов ребенка!
Родителям аутичного ребенка важно научиться не сравнивать своего ребенка с остальными детьми. Нужно адекватно оценивать реальный уровень его развития, его особенности и ориентироваться на динамику достижений самого ребенка, а не на возрастные нормы.
Не стоит стремиться сделать его более «удобным» и внешне адекватным. Если родители хотят достичь именно этого, значит, они думают прежде всего о своем собственном спокойствии, а проблемы ребенка при этом усугубляются, не проявляясь внешне, загоняются глубоко внутрь.
Помните о том, что странное и неуправляемое поведение ребенка все же лучше полной отрешенности – ведь таким способом он уже пытается активно взаимодействовать с миром. К тому же всегда лучше, когда проблемы оказываются на поверхности, – в этом случае понятно, над чем необходимо работать.
Близким аутичного ребенка придется в его интересах во многом перестроить повседневную жизнь семьи. Одному из близких необходимо посвящать ребенку большую часть дневного времени, взаимодействуя с ним, помогая ему осваиваться в этом сложном мире, использую любую возможность для обучения.
- Жизненное пространство аутичного ребенка требует особой заботы и специальной организации. Он очень pаним, и это делает его беззащитным перед окружающим миром. Пространство, в котором он живет и развивается, приобретает особую, терапевтическую значимость.
Позаботьтесь о том, чтобы детская комната стала для ребенка «крепостью», комфортным местом, в котором он чувствовал бы себя в безопасности и, если возникнет необходимость, имел бы возможность укрыться от внешних влияний. Это потребует от родителей чуткости и любви, а также выполнения ряда необходимых условий:
Первое условие – безопасность.
Детская комната должна быть оборудована с учетом того, что ребенок будет здесь бегать, прыгать, кувыркаться, карабкаться по мебели и т.д. Поскольку у ребенка с синдромом раннего детского аутизма часто отсутствует «чувство края», а в состоянии аффекта он может перестать контролировать свои движения и действия, необходимо обставить детскую комнату устойчивой мебелью без острых углов. В комнате не должно быть опасных предметов (тяжелых, острых, бьющихся и др.). Эта рекомендация касается и квартиры в целом: все потенциально опасные предметы должны прятаться или запираться. Поскольку аутичного ребенка очень трудно, а порой невозможно переключить с понравившегося ему занятия, а увещевания и запреты оказываются безрезультатными, возникает ситуация острого конфликта: ребенок хочет играть с ножом, не понимая, что это опасно, а мы не можем отобрать у него нож, так как он сопротивляется. Действуя силой, мы рискуем вызвать у ребенка аффективный срыв. Поэтому необходимо постараться заранее застраховаться от подобных ситуаций, хотя всего, конечно же, не предусмотришь.
Второе условие – обеспечение комфорта и уюта.
Оформите комнату в приятных, неярких, успокаивающих тонах, электрическое освещение должно быть мягким, не режущим глаза.
Третье условие – наличие необходимого оборудования.
Поскольку детская комната—это место, где ребенок играет и учится, она требует содержательного наполнения. Так, в комнате обязательно должна быть парта или столик со стульчиком.
Ребенку нужны игрушки:
- деревянные и пластмассовые строительные наборы, конструкторы;
- разнообразные матрешки, пирамидки, вкладыши;
- звучащие игрушки и набор игрушечных музыкальных инструментов;
- игры для развития мелкой моторики;
- развивающие настольно-печатные игры, разрезные картинки, лото, домино, доски Сегена, рамки Монтессори и др.;
- игрушки для сюжетно-ролевых игр; мягкие и резиновые игрушки, машинки, кукольный домик, кукольная посуда и мебель, аптечка и т.д.
Детские книжки для домашней библиотеки подбираются с учетом возраста ребенка и его предпочтений.
Они должны быть понятны ребенку, полезны для реального освоения окружающего мира (избегайте слишком абстрактных, фантастических сюжетов), вызывать положительные эмоции (книжки, где описаны страшные или социально неадекватные ситуации, нужно исключить, во всяком случае – на начальном этапе). Если ребенку особенно правится какая-то история, поддерживайте его интерес, развивайте его, связывая с повседневной жизнью.
Кроме этого, у ребенка должен быть материалы для творчества: цветные карандаши и фломастеры, акварельные и гуашевые краски, пастельные мелки и мелки для рисования на асфальте, цветная бумага и картон, пластилин и т.д.
Особо отметим необходимость для физического развития ребенка спортивного оборудования: очень хорошо, если комната ребенка оборудована спортивным комплексом со шведской стенкой, кольцами, канатом. Кроме того, купите ребенку разнообразные мячи, обручи, скакалки, а также самокат и велосипед. Принцип действия многих спортивных снарядов очевиден, и после небольшого обучения ребенок вполне может действовать самостоятельно. Это очень важно, так как аутичный ребенок, особенно на начальном этапе коррекционной работы, неспособен произвольно управлять своими движениями или по подражанию повторить действия взрослого. Это же правило касается и большинства дидактических игрушек, с которыми ребенок может самостоятельно играть, постепенно усваивая понятия величины, формы и т.д. Ребенок вставляет фигуры в рамки, нанизывает кольца пирамидки на стержень, так как этот способ действия заложен в устройстве игрушки, адекватно действовать с ней по-другому не получится (если ребенок начинает бросать и т.п., такие действия нельзя считать адекватными, они ничему не учат, ничего не развивают).
Советы педагогам
- Опыт коррекционной работы показывает, что построение занятий с аутичными детьми, особенно в самом начале, имеет ряд особенностей. В случае, когда нарушена эмоциональная связь ребенка с миром, признанные эффективными приемы обучения не действуют. Работа с аутичным ребенком требует особого подхода.
- Прежде всего, перед тем как начать занятия, педаг должен осознать ту степень ответственности, которую он берет на себя. Нельзя начинать занятия, если нет уверенности, что они будут продолжаться долго. Ведь поиск контакта с таким ребенком всегда требует времени, а если возникшее хрупкое взаимодействие будет внезапно прекращено, это станет психологической травмой для ребенка и его семьи.
- Педагог также должен оценить свои возможности: занятия с аутичным ребенком потребуют не только профессиональных знаний и умений, но и больших затрат психической и физической энергии.
- Кроме того, занятия с аутичным ребенком потребуют большого терпения, интуиции и любви. Вам придется на время занятия как бы раствориться в ребенке, постараться понять, что он чувствует, проникнуть в логику его действий.
- Поведение аутичного ребенка может выглядеть лишенным смысла, хаотичным, неадекватным, но это лишь на первый взгляд. Если вам удастся заглянуть внутрь ребенка, понять мир его чувств и переживаний, вы станете ему настоящим другом и сможете помочь избавиться от многочисленных страхов, постепенно выведете его в окружающий мир, научите быть более самостоятельным.
- Работа с аутичным ребенком требует постоянного педагогического поиска, гибкости в применении различных методов обучения и воспитания. Можно заранее составить план занятия, но действовать в большинстве случаев придется в зависимости от ситуации и желаний ребенка.
- На этапе налаживания контакта с ребенком не настаивайте на проведении конкретных игр. Будьте более чутки к реакциям ребенка, и увидите, что часто он сам предлагает вам форму возможного взаимодействия, которая в этот момент для него наиболее комфортна.
- Порой стоит принять правила игры, предлагаемые ребенком (не забывая, конечно, о целях работы). И тогда через некоторое время он будет видеть в вас союзника, товарища по играм, станет доверять вам.
- Следует предупредить, что поведение ребенка во время занятия может быть разным, порой неадекватным и агрессивным, однако в любом случае следует сохранять спокойствие, не ругать, а постараться понять, чего он хочет, помочь ему выйти из состояния дискомфорта.
- Занятие должно проходить в атмосфере доброжелательности. Все, что происходит на занятии, сопровождается эмоциональным комментарием – вы должны проговаривать все действия и ситуации, стараясь представлять их неизменно положительными.
- Будьте готовыми к тому, что реакция на одну и ту же игру, ситуацию у разных детей с диагнозом «аутизм» может быть совершенно разной: на что один отреагировал вполне дружелюбно, другой может ответить резко отрицательно. Мало того, один и тот же ребенок в одинаковой ситуации в разное время может повести себя по-разному. Это потребует от педагога индивидуального подхода к ребенку и мобильности – не бойтесь пробовать: если ребенок принял предложенную ситуацию, постарайтесь развить ее, если же возникла реакция отторжения, тут же «дайте задний ход».
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Коррекционно-педагогическая помощь детям с синдромом раннего детского аутизма
В настоящее время в Российской Федерации складывается система помощи детям с синдромом раннего детского аутизма. Необходимость развития так...
Коррекционно-педагогическая помощь при аутизме
В России большинство детей и подростков с аутизмом обучаются в специальных школах для умственно отсталых детей, в массовых школах, содержатся в учреждениях системы здравоохранения и социальной защиты ...
Особенности речевого развития детей с РАС. Пути помощи.
Семенар для родителей и педагогов....
Как обучать детей с аутизмом с помощью социальных историй
Социальные истории - это Эффективный метод для обучения детей с аутизмом социальным навыкамДети с аутизмом испытывают трудности в социальном взаимодействии. Теория модели психического описывает и...
Аутизм. Пути помощи
Статья содержит краткую характеристику ребенка с РАС, рекомендации родителям аутичных детей и педагогам, работающим с такими обучающимися...
Семинар-практикум "РАС. Пути помощи семье"
Основные направления в консультировании родителей ребенка с РАС: •правила детско-родительского взаимодействия;•использование системы поощрений;•правила общения родителей с ре...
Дети с аутизмом (в помощь учителю)
В статье дается классификация детского аутизма по степени тяжести и особенности обучения детей с РАС....