Рабочая программа по аппликации
рабочая программа

Инна Викторовна Филатова

Дополнительная общеразвивающая программа по обучению детей  аппликации «Чудеса из бумаги»

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл chudesa_iz_bumagi.docx226.55 КБ

Предварительный просмотр:

       Департамент социальной защиты труда и населения города Москвы  

ГКУ ЦССВ «Сколковский»

               

                   Дополнительная общеразвивающая
           программа по
 обучению детей  аппликации

                              «Чудеса из бумаги»

 

                                                                       

                                                                   Составила воспитатель

                                                             Филатова И.В.



                                   Москва 2020

                                    Содержание

1. Пояснительная записка
2. Учебно-тематическое планирование
3. Перечень учебно-методического оборудования
4. Список литературы

C:\Users\Lenovo\Desktop\REFBubNcuV0.jpg

Пояснительная записка

Программа «Чудеса из бумаги» вводит ребенка в удивительный мир творчества, и с помощью такого вида художественного творчества, как конструирование из бумаги, дает возможность поверить в себя, в свои способности. Программа предусматривает развитие у обучающихся изобразительных, художественно-конструкторских способностей,  творческой индивидуальности. Это вооружает детей способностью не только чувствовать гармонию, но и создавать ее в любой иной, чем художественное творчество, жизненной ситуации, в любой сфере деятельности, распространяя ее и на отношения с людьми, с окружающим миром. Аппликация – это один из самых простых, увлекательных и эффективных видов художественной деятельности. Дети с удовольствием работают с бумагой, потому что она легко поддается обработке. Доступность, простота техники исполнения удовлетворяет в них исследовательскую потребность, пробуждает чувство радости, успеха, развивает трудовые умения и навыки. Позволяет детям быстро достичь желаемого результата и вносит определенную новизну в творчество детей, делает его более увлекательным и интересным, что очень важно для работы с особенными детьми. Детство – яркая, неповторимая страница в жизни каждого человека. Именно в этот период устанавливается связь ребёнка с ведущими сферами бытия: миром людей, природы, предметным миром. Происходит приобщение к культуре, к общечеловеческим ценностям. Развивается любознательность, формируется интерес к творчеству. Работа с бумагой позволяет детям удовлетворить свои познавательные интересы, обогатить навыки общения и приобрести умение осуществлять совместную деятельность в процессе освоения программы. А также способствует развитию мелкой моторики рук, что имеет немаловажное влияние на развитие речи детей. Мне самой нравиться работать с бумагой, создавать различные поделки из бумаги. Поэтому я выбрала для детей самый доступный и уникальный способ работы с бумагой.

Цель:

Развивать эстетические чувства детей, художественное восприятие, воображение, интерес к самостоятельной деятельности.

Задачи:

- дать детям первичные навыки изготовления аппликации;

- способствовать развитию детей творческих способностей по изготовлению аппликации;

- развивать у детей внимание, память, усидчивость и мелкую моторику рук;

- прививать культуру труда.

Форма работы с детьми:

Занятия проводятся с группой детей  1 раз в неделю (во второй половине дня). Продолжительность занятий 30 минут. Курс занятий рассчитан на 2 года. Количество детей - 8 человек.

Ожидаемые результаты:

Реализация программы основана на приобщение детей к миру прекрасного, развитие активного интереса к изобразительному искусству. Возрастные и психологические особенности особенных детей позволяют ставить перед ними посильно выполняемые изобразительные задачи - аппликации предметы разнообразных форм, величины, пропорции. Занятия носят как коллективные так и индивидуальные формы работы. К завершению реализации программы дети познакомятся с различными материалами и их свойствами; освоят навыки работы с клеем; научатся некоторым приемам преобразования материалов; научатся видеть необычное в обычном предмете; разовьют мелкую моторику рук.

Срок реализации программы – 2 года.

Принципы построения педагогического процесса.

1. От простого к сложному.

2. Системность работ.

3. Принцип тематических циклов.

4. Индивидуального подхода.

Общая характеристика образовательного процесса. Методы и приемы обучения.

Для реализации программы в зависимости от поставленных задач на занятиях используются различные методы обучения (словесные, наглядные, практические), чаще всего работа основывается на сочетании этих методов. Словесные методы: беседа, вопросы, чтение художественной литературы, образное слово (стихи, загадки, пословицы), объяснение, напоминание, поощрение, анализ результатов собственной деятельности и деятельности товарищей. Большое место отводится наглядности, то есть реальному предмету (выполненное взрослым панно, аппликация и т. д.). В процессе занятий наглядность используется в одних случаях для того, чтобы направить усилия ребѐнка на выполнение задания, а в других – на предупреждение ошибок. В конце занятия наглядность используется для подкрепления результата, развития образного восприятия предметов, сюжета, замысла. Используется на занятиях и такой приѐм, как практический. Изготовление поделки, составление композиции в присутствии детей и рассказывание вслух. Для того чтобы детские работы были интересными, качественными, имели эстетичный вид, необходимо стимулировать творческую активность детей, обеспечить ребѐнку максимальную самостоятельность в деятельности,  давать прямые инструкции, создавать условия для проявления собственной фантазии.

Занятия кружка проводятся 1 раз в неделю длительностью 30 минут во второй половине дня. Длительность продуктивной деятельности с детьми может варьироваться в зависимости от ситуации и желания детей. Гибкая форма организации детского труда в досуговой деятельности позволяет учитывать индивидуальные особенности детей, желания, состояние здоровья, уровень овладения навыками, нахождение на определенном этапе реализации замысла и другие возможные факторы. Каждый ребенок работает на своем уровне сложности, начинает работу с того места, где закончил. Занятия проходит в форме игры, для обыгрывания определенного сюжета используются стихотворные формы, сказки, подвижные и пальчиковые игры, персонажи.  

             Тема занятия

                 Задачи

Сентябрь

Занятие №1

«Осенние деревья»

Познакомить детей с изменениями в природе, дать понятие «листопад». Изготовить коллективную объемную аппликацию на листе бумаги. Воспитание любви к природе, развитие умения видеть красоту окружающего мира

Занятие №2

«Ёжик в лесу»

Закрепить понятие «объемная аппликация». Изготовить объемную аппликацию на плоскости. Развитие творчества, воображения, умения работать сообща, помогая товарищу. Развитие речи. Беседа на тему: «Кто живет в лесу?» Закрепление понятия «дикие животные».

Занятие №3

«Зонтик»

Изготовление зонтика способом объемной аппликации. Наблюдение за погодой. Учить детей устанавливать причинно-следственные связи.

Занятие №4

«Грибы»

Познакомить детей с новым видом объемной аппликации. Внимательно слушать объяснения педагога и повторять его действия. Быть внимательным и аккуратным. Закреплять названия съедобных грибов.

             Тема занятия

               Задачи

Октябрь

Занятие №1

«Осенние цветы»

Познакомить детей с новым видом объемной аппликации, объединяющим два способа складывания бумаги: «книжкой» и «гармошкой». Внимательно слушать объяснения педагога и повторять его действия. Быть внимательным и аккуратным.

Занятие №2

«Ветка рябины»

Познакомить детей с комбинированной аппликацией (ягоды- скрученные шарики из салфеток). Продолжать учить правильно пользоваться клеем.

Занятие №3

«Синичка»

Познакомить детей с новым для них видом ручного труда: комбинирование цветной бумаги и ниток. Учить использовать в работе мелко нарезанные нитки, формировать из них шарики путем катания круговыми движениями и приклеивать нитки и помощью клея к аппликации

Занятие №4

«Матрешка»

Закрепить навык складывания бумаги способом «гармошки». Научить делать матрешку. Воспитывать интерес к бумажной пластике. Знакомить с традициями русского народа. Познакомить с историей создания русской матрешки

          Тема занятия  

                   Задачи

Ноябрь

Занятие №1

«Автобус»

Закреплять умения детей накладывать и приклеивать части в единое целое. Развивать умение композиционно оформлять свой замысел.

Занятие №2

«Полосатый коврик» (декоративная аппликация с элементами рисования)

Учить детей составлять композицию из бумажных полосок, чередующихся по цвету. Воспитывать интерес к народно-прикладному искусству.

Занятие №3

«Укрась салфеточку»

Учить составлять узор на квадрате, заполняя элементами середину и углы. Развивать чувство композиции.

Занятие №4

«Большой дом»

Учить создавать в аппликации образ большого дома. Развивать чувство пропорций. Закреплять приемы аккуратного наклеивания.

          Тема занятия  

                      Задачи

Декабрь

Занятия №1

«Ёлочные игрушки из гармошки»

Показать детям, как из обычной цветной бумаги сделать необычные игрушки на елку. Воспитывать культуру общения, навыки сотрудничества. Развивать мелкую мускулатуру рук. Развитие навыков декоративного конструирования

Занятия №2

«Веточка ели»

Создание праздничного настроения и украшение группы к празднику. Экологическое воспитание: «Для чего сажают ѐлки?».

Занятие №3

«Фонарик»

Учить подбирать цвета, развивать цветовое восприятие.

Занятие №4

«Елка»

Научить детей склеивать из цветной бумаги объемную елку. Развивать пространственное восприятие, поддерживать интерес к бумажной пластике.

           Тема занятия  

                      Задачи

Январь

Занятие №1

«Золотая рыбка»

Познакомить детей с приемом изготовления игрушки на палочке. Воспитывать культуру общения, навыки сотрудничества. Развивать мелкую мускулатуру рук.

Занятие №2

«Белоснежная зима»

Учить детей составлять композицию из готовых деталей. Развивать чувство прекрасного.

Занятие №3

«Дикие животные» (Коллективная работа)

Продолжать учить детей изготавливать аппликацию из кусочков бумаги (отрываем от целого кусочки бумаги). Учить наклеивать аккуратно силуэты животных.

Занятие №4

«Транспорт» (Грузовик)

Учить создавать образ из заранее вырезанных частей, располагать предмет в центре листа.

              Тема занятия

                        Задачи

Февраль

Занятие №1

«Шапка и варежки для куклы»

Продолжать учить наносить клей на детали и ровно наклеивать их на лист бумаги, закреплять умение соотносить цвет с его названием.

Занятие №2

«Мордочка щенка»

Знакомить с оригами; учить складывать квадрат по диагонали, загибать углы, хорошо проглаживать сгибы, выполнять действие в заданной последовательности.

Занятие №3

«Цветок в горшке»

Продолжать учить обрезать углы у квадрата (с помощью воспитателя), отрывать от салфетки небольшие кусочки, сминать их в комочек и наклеивать.

Занятие №4

«Военный корабль»

Учить создавать в аппликации образ большого корабля. Развивать чувство пропорций. Закреплять приемы аккуратного наклеивания.

          Тема занятий

                Задачи

Март

Занятие №1

«Пирамидка»

Учить подбирать и наклеивать овалы начиная с самого большого и заканчивая самым маленьким.

Занятие №2

«Подарок  маме и бабушке»

Учить складывать и наклеивать лепестки цветка и составлять красивый букет. Воспитывать культуру общения, навыки сотрудничества. Развивать мелкую мускулатуру рук.

Занятие №3

«Ландыш»

Продолжать учить составлять задуманный предмет из частей, отрывать от ваты небольшие кусочки, скатывать их в комочки в нужном месте.

Занятие №4

«Выбери и  наклей что захочешь» (По замыслу)

Учить детей задумывать изображения, подчинять замыслу последующую работу.

          Тема занятий

                  Задачи

Апрель

Занятие №1

«Яблоко»

Познакомить детей с комбинированной аппликацией скрученные шарики из салфеток. Продолжать учить правильно пользоваться клеем.

Занятие №2

«Весна- красна» (Скворечник для скворца»

Учить составлять задуманную, сюжетную композицию. Развивать фантазию, воображение, интерес к народным песням.

Занятие №3

«Ракеты»

Продолжать учить наклеивать и украшать ракету иллюминаторами и другими деталями. Учить составлять сюжетную композицию, дополняя звездами, спутниками и тд.

Задание №4

«Пасха» (Корзина с пасхальными яйцами)

Учить детей создавать аппликацию из разной ткани. Поощрять желание дополнять силуэт деталями, закреплять умения обрывать лист цветной бумаги на кусочки и наклеивать внутри контура. Развивать умение создавать коллективную работу.

          Тема занятий  

                 Задачи

Май

Занятие №1

«Мои любимые игрушки»

Учить составлять из различных форм образ задуманной игрушки, поощрять желание детей дополнять поделку выразительными деталями.

Занятие №2

«Насекомые»

Учить детей располагать и наклеивать засушенные листья на листе так, чтобы получился задуманный образ. Развивать образное мышление.

Занятие №3

«Зоопарк» (Попугай- оригами)

Продолжать знакомить детей с новым способом обработки бумаги. Знакомить с оригами; учить складывать квадрат по диагонали, загибать углы, хорошо проглаживать сгибы, выполнять действие в заданной последовательности.

Занятие №4

«Скоро лето»

Учить создавать образ цветков из вырезанных деталей методом наложения, использовать в работе гофрированную бумагу. Закреплять умение создавать коллективную работу.  

         Тема занятий

                   Задачи

Сентябрь

Занятие №1

«Ягоды»

Продолжать учить выкладывать и наклеивать ягоды на поднос. Гармонично подбирать цвет и форму.

Занятие №2

«Овощи»

Учить передавать форму и цвет овощей. Наклеивать их на готовую корзинку. Развивать мелкую моторику рук, усидчивость, аккуратность в работе.

Занятие №3

«Фрукты»

Закрепить понятие «объемная аппликация». Изготовить объемную аппликацию на плоскости. Развитие творчества, воображения, умения работать сообща, помогая товарищу. Развитие речи. Беседа на тему: «Что на каком дереве растет?» Закрепление понятия «фрукты».

Занятие №4

«Осенний букет»

Познакомить детей с возможностями искусства икебаны. Развивать умение красиво располагать вырезанные силуэты листьев.

         Тема занятий

                 Задачи

Октябрь

Занятие №1

«Аппликация из осенних листьев»

Учить создавать предметные и сюжетные композиции из природного материала (засушенных листьев, лепестков семян)

Занятие №2

«Аппликация обрывная» «Золотые березы»

Учить гармонично сочетать разные изобразительные техники. Вызвать у детей интерес к изображению осенней березки.

Занятие №3

«Зайчик»

Учить создавать образ сказочного героя. Продолжать учить наносить клей на детали и ровно наклеивать их на лист бумаги, закреплять умение соотносить цвет с его названием.

Занятие №4

«Нарядные пальчики»

Учить изготавливать из бумаги персонажа для пальчикового театра. Активизировать симметричный способ в аппликации из бумаги и ткани.

             Тема занятий

                    Задачи

Ноябрь

Занятие №1

«Снеговик»

Учить создавать композицию из кругов разной величины. Учить подбирать и наклеивать круги начиная с самого большого и заканчивая самым маленьким.

Занятие №2

«Звездочки»

 

Продолжать учить составлять композицию путем обрывания кусочков бумаги. Развивать мелкую моторику рук, усидчивость, умение заканчивать начатое дело до конца.

Занятие № 3

«Открытка ёлочка»

Продолжать учить изготавливать поздравительные открытки самоделки с сюрпризом.

Занятие №4

«Банка варенья»

Учить составлять оригинальные композиции из однородных элементов на силуэтах банок разной формы и величины.

            Тема занятий

                    Задачи

Декабрь

Занятие №1

«Портрет»

Наклеивание овала из бумаги, оформление прически и лица обрывной аппликацией.

Занятие №2

«Цветные ладошки»

Учить составлять композицию из вырезанных разноцветных ладошек. Развивать умение работать в паре друг с другом. Относиться с уважением к выбору товарища.

Занятие №3

«Игрушки на ёлку»

Показать детям, как из обычной цветной бумаги сделать необычные игрушки на елку. Воспитывать культуру общения, навыки сотрудничества. Развивать мелкую мускулатуру рук. Развитие навыков декоративного конструирования

Занятие №4

«Хоровод»

Учить склеивать в гирлянды бумажные игрушки для украшения группы. Создавать в группе праздничное настроение.

         Тема занятий

                   Задачи

Январь

Занятие №1

«Животные из геометрических фигур»

Учить создавать образы домашних животных из геометрических фигур разной формы и величины. Правильно накладывать формы и аккуратно их наклеивать.

Занятие №2

«Дом в снегу»

Продолжать учить составлять задуманный предмет из частей, отрывать от ваты небольшие кусочки, скатывать их в комочки в нужном месте.

Занятие №3

«Транспорт» (Поезд- коллективная работа»

Закреплять умения детей накладывать и приклеивать части в единое целое. Развивать умение композиционно оформлять свой замысел.

Занятие №4

«Одежда для куклы»

Продолжать знакомить детей с сезонной одеждой, учить аккуратно наклеивать части одежды на силуэт куклы.

         Тема занятий

                Задачи

Февраль

Занятие №1

«Кормушка для птиц»

Продолжать воспитывать у детей интерес к аппликации. Вызвать желание выполнить изображение кормушки. Воспитывать любовь к птицам и животным.

Занятие №2

«Норка для мышонка»

Продолжать воспитывать доброту и любовь к животным. Продолжать  учить наклеивать детали аккуратно.

Занятие №3

«Галстук для мужчин»

Освоить и сравнить разные способы изготовления галстука из цветной бумаги или ткани. Воспитывать аккуратность в работе и умение заканчивать начатое дело до конца.

Занятие №4

«Военный самолет»

Учить создавать в аппликации образ большого самолета. Развивать чувство пропорций. Закреплять приемы аккуратного наклеивания.

         Тема занятий

                  Задачи

Март

Занятие №1

«Цветы для женщин»

Учить складывать и наклеивать лепестки цветка и составлять красивый букет. Воспитывать культуру общения, навыки сотрудничества. Развивать мелкую мускулатуру рук.

Занятие №2

«Цыпленок и утенок»

Учить детей создавать мозаику путем обрывания цветной двухсторонней бумаги.

Занятие №3

«Бусы»

Продолжать учить детей скатывать кусочки гофрированной бумаги и наклеивать их в определенной последовательности.

Занятие №4

«Мать-и-мачеха»

Продолжать учить составлять задуманный предмет из частей, отрывать небольшие кусочки бумаги и приклеивать в нужном месте.

             Тема занятий

                  Задачи

Апрель

Занятие №1

«Ракета»

Продолжать учить наклеивать и украшать ракету иллюминаторами и другими деталями. Учить составлять сюжетную композицию, дополняя звездами, спутниками и тд.

Занятие №2

«Мимоза»

Воспитывать любовь и уважение к близким людям, желание доставлять радость своей работой. Развивать умение любоваться природными. формами и преобразовывать их в декоративные. Создать открытку с весенним цветком – мимозой. Напомнить детям способ скатывания бумаги. Сформировать навыки детей из кусочков бумаги скатывать шарики, составлять композицию.

Занятие №3

«Петушок, петушок, золотой гребешок»

Составлять сюжетную аппликацию на основе стихов, сказок. Использовать дополнительные материалы (цветные нитки) для украшения работы. Развивать воображение при создании образа; воспитывать интерес к сказкам.

Занятие №4

«Корзина с пасхальными яйцами»

Создавать аппликацию из разной бумаги,  дополнять вырезанный силуэт выразительными деталями. Развивать умение создавать коллективную работу; воспитывать уважение к традициям и обычаям русского народа.

          Тема занятий

                 Задачи

Май

Занятие №1

«Аквариум с рыбками»

Составлять гармоничные образы рыбок из отдельных элементов (кругов, овалов, треугольников). Активизировать способы вырезания кругов и овалов – из квадратов или прямоугольников путѐм закругления углов. Развивать комбинаторные и композиционные способности. Обогащать опыт сотрудничества и сотворчества при создании коллективной композиции; воспитывать интерес к аппликации.

Занятие №2

«Луговые цветы»

Учить передавать форму, цвет, движение. Продолжать знакомить детей со способом обрывочной аппликации. Развивать чувство цвета.

Занятие №3

«Радуга-дуга»

Научить детей из бумаги делать объемную аппликацию радуги. Учить детей оформлять свою работу красиво, развивать эстетический вкус фантазию.

Занятие №4

«Здравствуй, лето!»

Коллективная работа, накладная аппликация из вырезанных частей предмета. Воспитывать культуру общения, навыки сотрудничества. Развивать мелкую мускулатуру рук.

ОБОРУДОВАНИЕ И ИНСТРУМЕНТЫ

Для работы с детьми используются:

- наборы цветной бумаги, картон белый и цветной,

- гофрированная цветная бумага, салфетки разных цветов,

 - клейстер, кисти и клеящий карандаш,

- ножницы, клеенка, салфетки,

- трафареты, шаблоны.

Дидактический материал:

 - альбомы иллюстраций работ по разным видам аппликаций.

- дидактические игры: «Подбери по цвету», «Собери букет», « Выложи по светлоте», «Собери картинку» и др.

 СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:  

-Рабочая программа  «Содержание, воспитание, социальная адаптация и интеграция детей с ограниченными возможностями здоровья» от 19.01.2016. Составители: Потапова О.Н., Гордякова Л.В.;

-Адаптированная дополнительная общеразвивающая программа коррекционно- развивающей направленности ДЛЯ индивидуальных занятий дефектологов с детьми с ТМНР;

-  И.А Лыкова «Изобразительная деятельность в детском саду»;

-И.М. Петрова «Объемная аппликация»: Учебно – методическое пособие;

-И. А. Лыкова «Я делаю аппликации»;

-  И.М. Петрова «Объемная аппликация в детском саду» Санкт-Петербург «Детство-Пресс»;

- «Сенсорное восприятие в детском саду» под редакцией Подъякова Н.Н., Аванесовой В.Н.;

-Д.Н. Колдина «Аппликация с детьми 5-6 лет».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Образовательная программа по аппликации "Веселая мозаика".

Вот уже второй год я являюсь педагогом объединения "Веселая мозаика"....

программа кружка "Аппликация".

программа разработана ориентировочно для учащихся 5 - 6 классов....

рабочая программа "Аппликация"

Эта программа  является частью программы "Природа и фантазия". Она создана для обучения детей основам аппликации, развития представлений об окружающем мире, природе и природных материалах, развит...

программа по аппликации

программа по аппликации для группы продленного дня, 1-2 класс с легкой умственной отсталостью...

Рабочая программа кружка аппликаций "Мозаика"

Кружковая работа - это неотъемлемая часть воспитания. Предлагается рабочая программа кружка "Мозаика", с помощью которой можно заинтересовать каждого воспитанника....