Рабочие программы 6 класс
рабочая программа (6 класс)
Рабочие программы для 6 класса по предмету "Русский язык "
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
pz_rus._6_klass.docx | 53.55 КБ |
ktp_rus.6_klass.docx | 34.85 КБ |
Предварительный просмотр:
Составитель: учитель русского языка и литературы Ильясова Р.А.
Адаптированная рабочая программа по русскому языку для 6 класса составлена на основе Федерального Государственного Образовательного Стандарта основного общего образования (ФГОС), утвержденного Приказом Министерства образования и науки РФ № 1897 от 17 декабря 2010 года, на основе программы курса «Русский язык» к учебникам под редакцией Е.А. Быстровой для 5—9 классов общеобразовательных учреждений / под ред. Е.А.Быстровой, Л.В. Кибиревой. — М.: ООО «Русское слово»-учебник-2013;
Ориентирована на учебник «Русский язык 6 класс» ( авторы: Е.А.Быстрова, Л.В. Кибирева и др.: М.«Русское слово» -2019 год).
Программа рассчитана на 210 часов (6 часов в неделю), что соответствует учебному плану общеобразовательной организации.
Программа содержит пояснительную записку: цели и задачи курса, общую характеристику учебного предмета, место предмета в учебном плане, результаты изучения учебного предмета (личностные, метапредметные и предметные результаты освоения курса), формы и методы организации учебной деятельности, содержание учебного предмета, планируемые результаты изучения учебного предмета, календарно-тематическое планирование, описание учебно-методического комплекса.
Источник для написания рабочей программы: «Методические рекомендации к учебнику «Русский язык» под ред. Е.А. Быстровой»: М. «Русское слово»- 2013год.
Рабочая программа одобрена на заседании методического совета,
протокол № ____ от «____» ____________ 2019 г.
Председатель методического совета_______________ И.В. Сосновская
(подпись) (Ф.И.О.)
Рабочая программа рассмотрена методическим объединением учителей - предметников
протокол № ____ от «____» __________ 2019 г.
Руководитель _______________ Р.А.Ильясова
(подпись) (Ф.И.О.)
Пояснительная записка
Учебный предмет «Русский язык» в современной школе имеет познавательно-практическую направленность, дает обучающимся знания о родном языке, формируя у них языковые и речевые умения.
Целями изучения русского языка в 6 классе являются: формирование у обучающихся знаково-символического и логического мышления на базе основных положений науки о языке; представления о языке как составляющей целостной научной картины мира; формирование коммуникативной компетенции.
В соответствии с этими целями ставятся задачи:
- развитие у обучающихся понимания русского языка как одной из основных национально-культурных ценностей русского народа: любви и интереса к нему, осознания его красоты и эстетической ценности, гордости и уважения к языку как части русской национальной культуры;
- формирование представления об эстетической ценности русского языка;
- воспитание потребности совершенствовать свою устную и письменную речь;
- формирование учебно-языковых, речевых, орфографических и пунктуационных компетенций, необходимых для того, чтобы правильно, точно и выразительно говорить, читать и писать на русском языке.
Данная программа ориентирована на обучающихся с ограниченными возможностями здоровья (ЗПР). Основной задачей на уроках является коррекция устной и письменной речи обучающихся, развитие монологической речи и коммуникативных навыков. Учебно-исследовательская и проектная деятельность даются в упрощенном варианте. В первую очередь, необходимо развивать навыки письменной речи воспитанника, «основы смыслового чтения и работы с текстом», навыки устной речи. Воспитанникам даются посильные задания, создается ситуация успеха, ведется постоянная индивидуальная работа совместно с учителем.
Объяснение материала на уроке идет с опорой на наглядность. Снижен объем запоминаемой информации, целесообразно употребление опорных схем, памяток, алгоритмов. Данная программа откорректирована в направлении разгрузки курса по содержанию, т.е. предполагается изучение материала в несколько облегченном варианте, однако не опускается ниже государственного уровня обязательных требований. Темп изучения небыстрый. Достаточно много времени отводится на отработку основных умений и навыков, отвечающих обязательным требованиям, на повторение, в том числе коррекцию знаний за курс русского языка предыдущих классов. Отработка основных умений и навыков осуществляется за счет уроков повторения после изучения каждого раздела, задания разнообразны по форме и содержанию, с применением игровых технологий. Только доступность и понимание темы урока могут вызвать у таких учащихся интерес и мотивацию к изучению предмета. Немаловажным фактором в обучении детей с ограниченными возможностями является доброжелательная, спокойная атмосфера, атмосфера доброты и понимания.
Общая характеристика учебного предмета
В 6 классе продолжает формироваться и развиваться коммуникативная, языковая, лингвистическая (языковедческая) и культуроведческая компетенции.
Коммуникативная компетенция – овладение всеми видами речевой деятельности и основами культуры устной и письменной речи, базовыми умениями и навыками использования языка в жизненно важных для данного возраста сферах и ситуациях общения.
Языковая и лингвистическая (языковедческая) компетенции – освоение необходимых знаний о языке как знаковой системе и общественном явлении, его устройстве, развитии и функционировании; овладение основными нормами русского литературного языка; обогащение словарного запаса и грамматического строя речи учащихся; формирование способности к анализу и оценке языковых явлений и фактов, необходимых знаний о лингвистике как науке; умение пользоваться различными лингвистическими словарями.
Культуроведческая компетенция – осознание языка как формы выражения национальной культуры, взаимосвязи языка и истории народа, национально-культурной специфики русского языка, владение нормами русского речевого этикета, культурой межнационального общения.
Курс русского языка для 6 класса основной школы направлен на совершенствование речевой деятельности учащихся на основе овладения знаниями об устройстве русского языка и особенностях его употребления в разных условиях общения, на базе усвоения основных норм русского литературного языка, речевого этикета. Содержание обучения ориентировано на развитие личности ученика, воспитание культурного человека, владеющего нормами литературного языка, способного свободно выражать свои мысли и чувства в устной и письменной форме, соблюдать этические нормы общения. Рабочая программа для 6 класса предусматривает формирование таких жизненно важных умений, как различные виды чтения, информационная переработка текстов, поиск информации в различных источниках, а также способность передавать ее в соответствии с условиями общения.
Доминирующей идеей курса является интенсивное речевое и интеллектуальное развитие учащихся. Русский язык представлен в рабочей программе перечнем не только тех дидактических единиц, которые отражают устройство языка, но и тех, которые обеспечивают речевую деятельность. Каждый тематический блок программы включает перечень лингвистических понятий, обозначающих языковые и речевые явления, указывает на особенности функционирования этих явлений и называет основные виды учебной деятельности, которые отрабатываются в процессе изучения данных понятий. Таким образом, рабочая программа создает условия для реализации деятельностного подхода к изучению русского языка в школе.
Разделы, указанные в программе, неразрывно взаимосвязаны или интегрированы. Так, например, при обучении морфологии учащиеся не только получают соответствующие знания и овладевают необходимыми умениями и навыками, но и совершенствуют все виды речевой деятельности, различные коммуникативные навыки, а также углубляют представление о родном языке как национально-культурном феномене. Таким образом, процессы осознания языковой системы и личный опыт использования языка в определенных условиях, ситуациях общения оказываются неразрывно связанными друг с другом.
В программе специально выделены часы на развитие связной речи – пятая часть всего учебного времени. Темы по развитию речи – речеведческие понятия и виды работы над текстом – пропорционально распределяются среди грамматического материала.
Место учебного предмета в учебном плане
Предмет «Русский язык» относится к учебной области «Филология». Реализуется за счет часов, предусмотренных обязательной частью учебного плана основного общего образования. В учебном плане школы на изучение русского языка в 6 классе выделено210 часов (6 уроков в неделю).
Результаты изучения учебного предмета
Личностными результатами освоения выпускниками основной школы программы по русскому (родному) языку являются:
- понимание русского языка как одной из основных национально-культурных ценностей русского народа, определяющей роли родного языка в развитии интеллектуальны, творческих способностей и моральных качеств личности; его значения в процессе получения школьного образования;
- осознание эстетической ценности русского языка; уважительное отношение к родному языку, гордость за него; потребность сохранить чистоту русского языка как явления национальной культуры; стремление к речевому самосовершенствованию;
- достаточный объём словарного запаса и усвоенных грамматических средств для свободного выражения мыслей и чувств в процессе речевого общения; способность к самооценке на основе наблюдения за собственной речью.
Метапредметными результатами освоения выпускниками основной школы программы по русскому (родному) языку являются:
- владение всеми видами речевой деятельности:
- адекватное понимание информации устного и письменного сообщения;
- владение разными видами чтения;
- способность извлекать информацию из различных источников, включая средства массовой информации, компакт-диски учебного назначения, ресурсы Интернета; свободно пользоваться словарями различного типа, справочной литературой;
- овладение приёмами отбора и систематизации материала на определённую тему;
- способность определять цели предстоящей учебной деятельности, последовательность действий, оценивать достигнутые результаты и адекватно формулировать их в устной и письменной форме;
- умение воспроизводить прослушанный или прочитанный текст с разной степенью свёрнутости;
- способность свободно, правильно излагать свои мысли в устной и письменной форме;
- соблюдение в практике речевого общения основных орфоэпических, лексических, грамматических, стилистических норм современного русского литературного языка; соблюдение основных правил орфографии и пунктуации в процессе письменного общения;
- умение выступать перед аудиторией сверстников с небольшими сообщениями, докладами;
- применение приобретённых знаний, умений и навыков в повседневной жизни; способность использовать родной язык как средство получения знаний по другим учебным предметам, применять полученные знания, умения и навыки анализа языковых явлений на межпредметном уровне (на уроках иностранного языка, литературы и т. Д.);
- коммуникативно целесообразное взаимодействие с окружающими людьми в процессе речевого общения, совместного выполнения каких-либо задач, участия в спорах, обсуждениях; овладение национально-культурными нормами речевого поведения в различных ситуациях формального и неформального межличностного и межкультурного общения.
Предметными результатами освоения выпускниками основной школы программы по русскому(родному) языку являются:
- представление об основных функциях языка, о роли русского языка как национального языка русского народа, как государственного языка Российской Федерации и языка межнационального общения, о связи языка и культуры народа, о роли родного языка в жизни человека и общества;
- понимание места родного языка в системе гуманитарных наук и его роли в образовании в целом;
- усвоение основ научных знаний о родном языке; понимание взаимосвязи его уровней и единиц;
- освоение базовых основ лингвистики;
- овладение основными стилистическими ресурсами лексики и фразеологии русского языка, основными нормами русского литературного языка (орфоэпическими, лексическими, грамматическими, орфографическими, пунктуационными), нормами речевого этикета;
- опознавание и анализ основных единиц языка, грамматических категорий языка;
- проведение различных видов анализа слова, словосочетания, предложения и текста;
- понимание коммуникативно-эстетических возможностей лексической и грамматической синонимии и использование их в собственной речевой практике;
- осознание эстетической функции родного языка, способность оценивать эстетическую сторону речевого высказывания при анализе текстов художественной литературы.
Формы и методы организации учебной деятельности
Методологическую основу требований стандарта составляет системно-деятельностный подход, позволяющий успешно решать учебно-практические задачи, направленные на отработку теоретических моделей и понятий, и практических задач. Рабочая программа позволяет использовать как традиционную методику преподавания, так и различные инновационные технологии: технологию индивидуализированного обучения, критического мышления, технологию проектов, диалоговую технологию, технологию педагогической мастерской, технологию «Обучение как исследование» и т.д.
Работа в рамках перечисленных технологий поможет учителю в работе по языковому развитию шестиклассников: формированию навыков грамотного письма, рационального чтения, полноценного восприятия звучащей речи, возможности свободного использования языка в жизни как основного средства общения.
Для организации учебной деятельности используются следующие формы и методы:объяснительно-иллюстративный метод обучения; репродуктивный метод обучения, метод проблемного изложения в обучении, частично-поисковый, исследовательский метод обучения.
Программа предусматривает чередование индивидуальных и коллективных форм деятельности, а также диалогичность и сотворчество учителя и ученика.
Содержание учебного предмета
Введение (1ч) Русский язык в жизни России.
Речь (13ч) Текст и его основные признаки. Смысловая и композиционная цельность, связность текста.Тема, коммуникативная установка, основная мысль текста. Микротема текста. Структура текста. План текста. Абзац. Средства связи предложений и частей текста. Функционально-смысловые типы речи: описание, повествование, рассуждение. Их
особенности.
Стили речи (12ч) Функциональные стили: научный, официально-деловой. Научный стиль, его особенности. Основные жанры официально-делового стиля: заявление, объяснительная записка, объявление, письмо. Их особенности. Функциональные разновидности языка: разговорный язык, язык художественной литературы
Лексика (15ч) Слово и его значения. Паронимы. Лексика русского языка с точки зрения ее происхождения: исконно русские и заимствованные слова. Основные причины
заимствования слов. Словари иностранных слов.Архаизмы, историзмы, неологизмы.
Основные причины появления устаревших слов и неологизмов в процессе развития языка.
Лексика русского языка с точки зрения сферы ее употребления:
Общеупотребительные слова и диалектизмы, термины, профессионализмы, жаргонизмы;
особенности их употребления. Стилистическая окраска слова. Стилистически нейтральная, высокая и сниженная лексика.
Фразеология (8 ч) Фразеологизмы, их признаки и значение. Различия между свободными сочетаниями слов и фразеологическими оборотами. Стилистические свойства фразеологизмов. Нейтральные и стилистически окрашенные фразеологизмы, сферы их употребления в речи.Пословицы, поговорки, афоризмы, крылатые слова. Отражение во фразеологии материальной и духовной культуры русского народа.Фразеологические словари. Основные выразительные средства лексики и фразеологии.
Морфемика. Словообразование. Орфография (20ч) Морфема как минимальная значимая единица языка. Правописание корней слов. Словообразование как раздел лингвистики. Исходная (производящая) основа и словообразующая морфема. Словообразовательная пара. Словообразовательная цепочка. Основные способы образования слов. Образование слов с помощью морфем (приставочный, суффиксальный, приставочно-суффиксальный, бессуффиксный способы). Сложные слова. Сложение как способ словообразования. Переход слова из одной части речи в другую как один из способов образования слов. Сращение сочетания слов в слово.Словообразовательные и морфемные словари русского языка. Основные выразительные средства морфемики и словообразования. Этимология как раздел языкознания
Морфология. Орфография (99ч) Морфология как раздел грамматики. Система частей речи в русском языке
Имя существительное (11ч) Имя существительное как часть речи, общее грамматическое значение, морфологические свойства, синтаксические функции. Род, число, падеж имени существительного. Имена существительные общего рода. Имена существительные, имеющие форму только единственного или только множественного числа. Типы склонений имен существительных. Склоняемые, несклоняемые и разносклоняемые имена существительные. Употребление существительных в речи.
Имя прилагательное (15ч) Имя прилагательное как часть речи, общее грамматическое
значение, морфологические свойства, синтаксические функции. Разряды прилагательных по значению. Степени сравнения качественных прилагательных, их образование и грамматические признаки. Полные и краткие качественные прилагательные, их грамматические признаки. Употребление прилагательных в речи.
Глагол (15ч) Глагол как часть речи. Морфологические свойства, синтаксические функции.
Инфинитив. Глаголы совершенного и несовершенного вида. Переходные и непереходные
глаголы. Безличные глаголы. Изъявительное, повелительное и условное (сослагательное)
наклонения. Настоящее, будущее и прошедшее время глагола в изъявительном наклонении. Спряжение глаголов. Разноспрягаемые глаголы. Употребление глаголов в речи.
Местоимение (31ч) Местоимение как часть речи, его общее грамматическое значение, морфологические свойства, синтаксические функции. Разряды местоимений по значению и грамматическим признакам. Склонение местоимений.Употребление местоимений в речи.
Имя числительное (26ч) Имя числительное как часть речи, его общее грамматическое
значение, морфологические свойства, синтаксические функции. Разряды числительных по
значению и строению. Грамматические признаки количественных и порядковых
числительных. Склонение числительных разных разрядов. Употребление числительных в речи.
Наречие (30ч) Наречие как часть речи, его общее грамматическое значение, морфологические признаки, синтаксическая функция. Разряды наречий. Степени сравнения наречий, их образование. Правописание наречий. Употребление наречий в речи. Слова категории состояния. Вопрос о словах категории состояния в системе частей речи. Слова категории состояния; их значение, морфологические особенности и синтаксическая роль в предложении.
Повторяем изученное (10ч) Речь. Текст. Стили речи. Лексика и фразеология. Морфемика. Словообразование. Морфология. Орфография.
Планируемые результаты изучения учебного предмета «Русский язык»
Обучающийся научится | Обучающийся получит возможность научиться |
Речь и речевое общение | |
- использовать различные виды монолога (повествование, описание, рассуждение; сочетание разных видов монолога) в различных ситуациях общения; - использовать различные виды диалога в ситуациях формального и неформального, межличностного и межкультурного общения; - соблюдать нормы речевого поведения в типичных ситуациях общения; - оценивать образцы устной монологической и диалогической речи с точки зрения соответствия ситуации речевого общения, достижения коммуникативных целей речевого взаимодействия, уместности использованных языковых средств; - предупреждать коммуникативные неудачи в процессе речевого общения. | - выступать перед аудиторией с небольшим докладом; публично представлять проект, реферат; публично защищать свою позицию; - участвовать в коллективном обсуждении проблем, аргументировать собственную позицию, доказывать ее, убеждать; - понимать основные причины коммуникативных неудач и объяснять их. |
Речевая деятельность | |
Аудирование: - различным видам аудирования (с полным пониманием аудиотекста, с пониманием основного содержания, с выборочным извлечением информации); - передавать содержание аудиотекста в соответствии с заданной коммуникативной задачей в устной форме; - понимать и формулировать в устной форме тему, коммуникативную задачу, основную мысль, логику изложения учебно-научного, публицистического, официально-делового, художественного аудиотекстов, распознавать в них основную и дополнительную информацию, комментировать ее в устной форме; - передавать содержание учебно-научного, публицистического, официально-делового, художественного аудиотекстов в форме плана, тезисов, ученического изложения (подробного, выборочного, сжатого). | Аудирование: - понимать явную и скрытую (подтекстовую) информацию публицистического текста (в том числе в СМИ), анализировать и комментировать ее в устной форме. |
Чтение | |
- понимать содержание прочитанных учебно-научных, публицистических (информационных и аналитических, художественно-публицистических жанров), художественных текстов и воспроизводить их в устной форме в соответствии с ситуацией общения, а также в форме ученического изложения (подробного, выборочного, сжатого), в форме плана, тезисов (в устной и письменной форме); - использовать практические умения ознакомительного, изучающего, просмотрового способов (видов) чтения в соответствии с поставленной коммуникативной задачей; - передавать схематически представленную информацию в виде связного текста; - использовать приемы работы с учебной книгой, справочниками и другими информационными источниками, включая СМИ и ресурсы Интернета; - отбирать и систематизировать материал на определенную тему, анализировать отобранную информацию и интерпретировать ее в соответствии с поставленной коммуникативной задачей. | - понимать, анализировать, оценивать явную и скрытую (подтекстовую) информацию в прочитанных текстах разной функционально-стилевой и жанровой принадлежности; - извлекать информацию по заданной проблеме (включая противоположные точки зрения на ее решение) из различных источников (учебно-научных текстов, текстов СМИ, в том числе представленных в электронном виде на различных информационных носителях, официально-деловых текстов), высказывать собственную точку зрения на решение проблемы. |
Говорение | |
- создавать устные монологические и диалогические высказывания (в том числе оценочного характера) на актуальные социально-культурные, нравственно-этические, бытовые, учебные темы (в том числе лингвистические, а также темы, связанные с содержанием других изучаемых учебных предметов) разной коммуникативной направленности в соответствии с целями и ситуацией общения (сообщение, небольшой доклад в ситуации учебно-научного общения, бытовой рассказ о событии, история, участие в беседе, споре); - обсуждать и четко формулировать цели, план совместной групповой учебной деятельности, распределение частей работы; - извлекать из различных источников, систематизировать и анализировать материал на определенную тему и передавать его в устной форме с учетом заданных условий общения; - соблюдать в практике устного речевого общения основные орфоэпические, лексические, грамматические нормы современного русского литературного языка; стилистически корректно использовать лексику и фразеологию, правила речевого этикета. | - создавать устные монологические и диалогические высказывания различных типов и жанров в учебно-научной (на материале изучаемых учебных дисциплин), социально-культурной и деловой сферах общения; - выступать перед аудиторией с докладом; публично защищать проект, реферат; - участвовать в дискуссии на учебно-научные темы, соблюдая нормы учебно-научного общения; - анализировать и оценивать речевые высказывания с точки зрения их успешности в достижении прогнозируемого результата. |
Письмо | |
- создавать письменные монологические высказывания разной коммуникативной направленности с учетом целей и ситуации общения (ученическое сочинение на социально- культурные, нравственно-этические, бытовые и учебные темы, рассказ о событии, тезисы, неофициальное письмо, отзыв, расписка, доверенность, заявление); - излагать содержание прослушанного или прочитанного текста (подробно, сжато, выборочно) в форме ученического изложения, а также тезисов, плана; - соблюдать в практике письма основные лексические, грамматические, языка; стилистически корректно использовать лексику и фразеологию. | - писать рецензии, рефераты; - составлять аннотации, тезисы выступления, конспекты; - писать резюме, деловые письма, объявления с учетом внеязыковых требований, предъявляемых к ним, и в соответствии со спецификой употребления языковых средств. |
Текст | |
- анализировать и характеризовать тексты различных типов речи, стилей, жанров с точки зрения смыслового содержания и структуры, а также требований, предъявляемых к тексту как речевому произведению; - осуществлять информационную переработку текста, передавая его содержание в виде плана (простого, сложного), тезисов, схемы, таблицы и т. п.; - создавать и редактировать собственные тексты различных типов речи, стилей, жанров с учетом требований к построению связного текста. | - создавать в устной и письменной форме учебно-научные тексты (аннотация, рецензия, реферат, тезисы, конспект, участие в беседе, дискуссии), официально-деловые тексты (резюме, деловое письмо, объявление) с учетом внеязыковых требований, предъявляемых к ним, и в соответствии со спецификой употребления в них языковых средств. |
Функциональные разновидности языка | |
- владеть практическими умениями различать тексты разговорного характера, научные, публицистические, официально-деловые, тексты художественной орфографический и пунктуационной нормы современного русского литературного языка (экстралингвистические особенности, лингвистические особенности на уровне употребления лексических средств, типичных синтаксических конструкций); - различать и анализировать тексты разных жанров научного (учебно-научного), публицистического, официально-делового стилей, разговорной речи (отзыв, сообщение, доклад как жанры научного стиля; выступление, статья, интервью, очерк как жанры публицистического стиля; расписка, доверенность, заявление как жанры официально-делового стиля; рассказ, беседа, спор как жанры разговорной речи); - создавать устные и письменные высказывания разных стилей, жанров и типов речи (отзыв, сообщение, доклад как жанры научного стиля; выступление, интервью, репортаж как жанры публицистического стиля; расписка, доверенность, заявление как жанры официально-делового стиля; рассказ, беседа, спор как жанры разговорной речи; тексты повествовательного характера, рассуждение, описание; тексты, сочетающие разные функционально-смысловые типы речи); - оценивать чужие и собственные речевые высказывания разной функциональной направленности с точки зрения соответствия их коммуникативным требованиям и языковой правильности; - исправлять речевые недостатки, редактировать текст; - выступать перед аудиторией сверстников с небольшими информационными сообщениями, сообщением и небольшим докладом на учебно-научную тему. | - различать и анализировать тексты разговорного характера, научные, публицистические, официально-деловые, тексты художественной литературы с точки зрения специфики использования в них лексических, морфологических, синтаксических средств; - создавать тексты различных функциональных стилей и жанров (аннотация, рецензия, реферат, тезисы, конспект как жанры учебно-научного стиля), участвовать в дискуссиях на учебно-научные темы; составлять резюме, деловое письмо, объявление в официально-деловом стиле; готовить выступление, информационную заметку, сочинение-рассуждение в публицистическом стиле; принимать участие в беседах, разговорах, спорах в бытовой сфере общения, соблюдая нормы речевого поведения; создавать бытовые рассказы, истории, писать дружеские письма с учетом внеязыковых требований, предъявляемых к ним, и в соответствии со спецификой употребления языковых средств; - анализировать образцы публичной речи с точки зрения ее композиции, аргументации, языкового оформления, достижения поставленных коммуникативных задач; - выступать перед аудиторией сверстников с небольшой протокольно-этикетной, развлекательной, убеждающей речью. |
Общие сведения о языке | |
- характеризовать основные социальные функции русского языка в России и мире, место русского языка среди славянских языков, роль старославянского (церковнославянского) языка в развитии русского языка; литературного языка; - извлекать необходимую информацию из орфоэпических словарей и справочников; использовать ее в различных видах деятельности. | - опознавать основные выразительные средства фонетики (звукопись); - выразительно читать прозаические и поэтические тексты; - извлекать необходимую информацию из мультимедийных орфоэпических словарей и справочников; использовать ее в различных видах деятельности. |
Фонетика и орфоэпия. Графика | |
- произносить звуки речи в соответствии с нормами языка; - соблюдать основные орфоэпические правила современного русского языка; - проводить фонетический и орфоэпический анализ слова. | - извлекать необходимую информацию из орфоэпических словарей и справочников; использовать её в различных видах деятельности. |
Морфемика и словообразование | |
- делить слова на морфемы на основе смыслового, грамматического и словообразовательного анализа слова; - различать изученные способы словообразования; - анализировать и самостоятельно составлять словообразовательные пары и словообразовательные цепочки слов; - применять знания и умения по морфемике и словообразованию в практике правописания, а также при проведении грамматического и лексического анализа слов. | - делить слова на морфемы на основе смыслового, грамматического и словообразовательного анализа слова; - различать изученные способы словообразования; - анализировать и самостоятельно составлять словообразовательные пары и словообразовательные цепочки слов; - применять знания и умения по морфемике и словообразованию в практике правописания, а также при проведении грамматического и лексического анализа слов. |
Лексикология и фразеология | |
- проводить лексический анализ слова, характеризуя лексическое значение, принадлежность слова к группе однозначных или многозначных слов, указывая прямое и переносное значение слова, принадлежность слова к активной или пассивной лексике, а также указывая сферу употребления и стилистическую окраску слова; - группировать слова по тематическим группам; - подбирать к словам синонимы, антонимы; - опознавать фразеологические обороты; - соблюдать лексические нормы в устных и письменных высказываниях; - использовать лексическую синонимию как средство исправления неоправданного повтора в речи и как средство связи предложений в тексте; - опознавать основные виды тропов, построенных на переносном значении слова (метафора, эпитет, олицетворение); - пользоваться различными видами лексических словарей (толковым словарем, словарем синонимов, антонимов, фразеологическим словарем и др.) и использовать полученную информацию в различных видах деятельности. | - объяснять общие принципы классификации словарного состава русского языка; - аргументировать различие лексического и грамматического значений слова; - опознавать омонимы разных видов; - оценивать собственную и чужую речь с точки зрения точного, уместного и выразительного словоупотребления; - опознавать основные выразительные средства лексики и фразеологии в публицистической и художественной речи и оценивать их; объяснять особенности употребления лексических средств в текстах научного и официально-делового стилей речи; - извлекать необходимую информацию из лексических словарей разного типа (толкового словаря, словарей синонимов, антонимов, устаревших слов, иностранных слов, фразеологического словаря и др.) и справочников, в том числе мультимедийных; использовать эту информацию в различных видах деятельности. |
Морфология | |
- опознавать самостоятельные (знаменательные) части речи и их формы; служебные части речи; - анализировать слово с точки зрения его принадлежности к той или иной части речи; - употреблять формы слов различных частей речи в соответствии с нормами современного русского литературного языка; - применять морфологические знания и умения в практике правописания, в различных видах анализа; - распознавать явления грамматической омонимии, существенные для решения орфографических и пунктуационных задач. | - анализировать синонимические средства морфологии; - различать грамматические омонимы; - опознавать основные выразительные средства морфологии в публицистической и художественной речи и оценивать их; объяснять особенности употребления морфологических средств в текстах научного и официально-делового стилей речи; - извлекать необходимую информацию из словарей грамматических трудностей, в том числе мультимедийных; использовать эту информацию в различных видах деятельности. |
Синтаксис | |
- опознавать основные единицы синтаксиса (словосочетание, предложение) и их виды; - анализировать различные виды словосочетаний и предложений с точки зрения структурной и смысловой организации, функциональной предназначенности; - употреблять синтаксические единицы в соответствии с нормами современного русского литературного языка; - использовать разнообразные синонимические синтаксические конструкции в собственной речевой практике; - применять синтаксические знания и умения в практике правописания, в различных видах анализа. | - анализировать синонимические средства синтаксиса; - опознавать основные выразительные средства синтаксиса в публицистической и художественной речи и оценивать их; объяснять особенности употребления синтаксических конструкций в текстах научного и официально-делового стилей речи; - анализировать особенности употребления синтаксических конструкций с точки зрения их функционально-стилистических качеств, требований выразительности речи. |
Правописание: орфография и пунктуация | |
- соблюдать орфографические и пунктуационные нормы в процессе письма; - объяснять выбор написания в устной форме (рассуждение) и письменной форме (с помощью графических символов); - обнаруживать и исправлять орфографические и пунктуационные ошибки; - извлекать необходимую информацию из орфографических словарей и справочников; использовать ее в процессе письма. | - демонстрировать роль орфографии и пунктуации в передаче смысловой стороны речи; - извлекать необходимую информацию из мультимедийных орфографических словарей и справочников по правописанию; использовать эту информацию в процессе письма. |
Язык и культура | |
- выявлять единицы языка с национально-культурным компонентом значения в произведениях устного народного творчества, в художественной литературе и исторических текстах; - приводить примеры, которые доказывают, что изучение языка позволяет лучше узнать историю и культуру страны; - уместно использовать правила русского речевого этикета в учебной деятельности и повседневной жизни. | - характеризовать на отдельных примерах взаимосвязь языка, культуры и истории народа - носителя языка; анализировать и сравнивать русский речевой этикет с речевым этикетом отдельных народов России и мира. - создавать тексты различных функциональных стилей и жанров (аннотация, рецензия, реферат, тезисы, конспект как жанры учебно-научного стиля), участвовать в дискуссиях на учебно-научные темы; составлять резюме, деловое письмо, объявление в официально-деловом стиле; готовить выступление, информационную заметку, сочинение-рассуждение в публицистическом стиле; принимать участие в беседах, разговорах, спорах в бытовой сфере общения, соблюдая нормы речевого поведения; создавать бытовые рассказы, истории, писать дружеские письма с учетом внеязыковых требований, предъявляемых к ним, и в соответствии со спецификой употребления языковых средств; - анализировать образцы публичной речи с точки зрения ее композиции, аргументации, языкового оформления, достижения поставленных коммуникативных задач; - выступать перед аудиторией сверстников с небольшой протокольно-этикетной, развлекательной, убеждающей речью. |
Общие сведения о языке | |
- характеризовать основные социальные функции русского языка в России и мире, место русского языка среди славянских языков, роль старославянского (церковнославянского) языка в развитии русского языка; - определять различия между литературным языком и диалектами, просторечием, профессиональными разновидностями языка, жаргоном и характеризовать эти различия; - оценивать использование основных изобразительных средств языка. | - характеризовать основные социальные функции русского языка в России и мире, место русского языка среди славянских языков, роль старославянского (церковнославянского) языка в развитии русского языка; - определять различия между литературным языком и диалектами, просторечием, профессиональными разновидностями языка, жаргоном и характеризовать эти различия; - оценивать использование основных изобразительных средств языка. |
Учащиеся должны использовать приобретённые знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для: - осознания роли родного языка в развитии интеллектуальных и творческих способностей личности, значения родного языка в жизни человека и общества; - развития речевой культуры, бережного и сознательного отношения к родному языку; - удовлетворения коммуникативных потребностей в учебных, бытовых, социально-культурных ситуациях общения; - увеличения словарного запаса, расширения круга используемых грамматических средств, развития способности к самооценке; - получения знаний по другим учебным предметам. |
Предварительный просмотр:
Календарно-тематическое планирование по русскому языку ( 6 класс)
№ | Дата план | Дата факт | Тема урока | Примечание |
Вводный урок(1) | ||||
1 | Русский язык в жизни России | |||
Речь(8+5) | ||||
2 | Текст. Тема и основная мысль текста | |||
3 | Проблема текста | |||
4 | Как строится текст | |||
5 | Связь предложений в тексте. Способы связи предложений в тексте | |||
6 | Р.р. Портрет. Обучающее сочинение по картине К.С.Петрова-Водкина «Портрет мальчика» | Сочинение | ||
7 | Р.р Написание сочинения по картине К.С. Петрова- Водкина «Портрет мальчика» | |||
8 | Проверяем себя | |||
9 | Р.р.Сжатое изложение по тексту Ю.Коваля «Солнечное пятно» | Сжатое изложение | ||
10 | Типы речи. Их сочетание | |||
11 | Р.р. Сочинение- описание по картине И.И.Левитана « Золотая осень» | Сочинение | ||
12 | Р.р Работа по картине В.М. Васнецова « Прощание Олега с конем» | Работа по картине | ||
13 | Приемы выразительности в текстах разных типов | |||
14 | Входная диагностика. Контрольный диктант | Диктант | ||
Стили речи(10+2) | ||||
15 | Понятие о стилях речи | |||
16 | Понятие о стилях речи | |||
17 | Разговорная речь | |||
18 | Разговорная речь | |||
19 | Научный стиль речи | |||
20 | Научный стиль речи | |||
21 | Официально-деловой стиль речи | |||
22 | Официально-деловой стиль речи | |||
23 | Язык художественной литературы | |||
24 | Р.р. Сочинение - описание по картине Н.Н.Дубовского « Я видел радугу» | Сочинение по картине | ||
25 | Лексика языка художественной литературы | |||
26 | Р.р. Изложение по тексту или сочинение на одну из тем. | Изложение | ||
Лексика(14+1) | ||||
27 | Слово и его значения | |||
28 | Паронимы | |||
29 | Исконно русские и заимствованные слова | |||
30 | Старославянский язык. Старославянизмы. | |||
31 | Устаревшие слова. Историзмы | |||
32 | Устаревшие слова. Архаизмы | |||
33 | Неологизмы | |||
34 | Авторские неологизмы | |||
35 | Слова общеупотребительные и ограниченного употребления | |||
36 | Диалектизмы | |||
37 | Термины, профессионализмы, жаргонизмы | |||
38 | Термины, профессионализмы, жаргонизмы | |||
39 | Стилистические свойства слова | |||
40 | Р.р. Проверяем себя. Анализируем текст. (стр 113) | Анализ текста | ||
41 | Контрольный диктант по разделу: «Лексика» | |||
Фразеология(6+1) | ||||
42 | Что такое фразеологизмы | |||
43 | Как возникают фразеологизмы | |||
44 | Как возникают фразеологизмы | |||
45 | Стилистические свойства фразеологизмов | |||
46 | Фразеологизмы- синонимы, фразеологизмы- антонимы | |||
47 | Проверочная работа по теме : «Фразеологизмы» | Проверочная работа | ||
48 | Р.р. Работа с текстом (стр 131) | Анализ текста | ||
Морфемика. Словообразование. Орфография.(18+2) | ||||
49 | Из чего состоят слова | |||
50 | Проверяем себя | |||
51 | Р.р. Изложение о полезном растении (стр 138) | Или сочинение | ||
52 | Правописание корней слов с чередованием звуков | |||
53 | Правописание корней с чередованием Е-И | |||
54 | Правописание корней с чередованием А-О | |||
55 | Правописание корней с чередованием А-О | |||
56 | Проверяем себя. Анализируем текст. | Анализ текста | ||
57 | Проверочный диктант на тему: «Правописание корней с чередованием» | Диктант | ||
58 | Способы словообразования слов. Приставочно-суффиксальный способ словообразования | |||
59 | Бессуффиксный способ словообразования | |||
60 | Сложные слова | |||
61 | Правописание сложных слов | |||
62 | Сложносокращенные слова | |||
63 | Морфемный и словообразовательный разбор слова | |||
64 | Морфемный и словообразовательный разбор слова | |||
65 | Что такое этимология | |||
66 | Повторение по теме «Морфемика. Словообразование» | |||
67 | Р.р. Изложение по тексту И.С. Тургенева « Воробей» | Изложение | ||
68 | Контрольный диктант по разделу: «Морфемика. Словообразование. Орфография». | Диктант | ||
Морфология. Орфография (99) | ||||
69 | Части речи | |||
Имя существительное (10+1) | ||||
70 | Имя существительное как часть речи | |||
71 | Склонение имен существительных | |||
72 | Разносклоняемые имена существительные | |||
73 | Несклоняемые имена существительные. | |||
74 | Род несклоняемых имен существительных | |||
75 | Культура речи. Употребление имен существительных в речи | |||
76 | Множественное число имен существительных | |||
77 | Правописание суффиксов имен существительных | |||
78 | Проверяем себя | |||
79 | Р.р. Сочинение по тексту В.К. Железникова (стр 202) « Моя мечта» | Сочинение | ||
80 | Контрольный диктант по теме « Имя существительное» | Диктант | ||
Имя прилагательное(12+3) | ||||
81 | Имя прилагательное как часть речи | |||
82 | Правописание падежных окончаний имен прилагательных | |||
83 | Разряды имен прилагательных по значению | |||
84 | Разряды имен прилагательных по значению | |||
85 | Степени сравнения имен прилагательных | |||
86 | Степени сравнения имен прилагательных | |||
87 | Правописание суффиксов имен прилагательных | |||
88 | Культура речи. Употребление имен прилагательных в речи | |||
89 | Р.р. Подготовка к сочинению-описанию внешности человека | Сочинение | ||
90 | Р.р. Написание контрольного сочинения по картине И.Е.Репина | |||
91 | Употребление в речи кратких имен прилагательных | |||
92 | Р.р. Роль имен прилагательных в речи | Работа с мини- текстами | ||
93 | Лингвистическое исследование | |||
94 | Проверяем себя | |||
95 | Повторение по теме: «Имя прилагательное» | Диктант | ||
Глагол(12+3) | ||||
96 | Глагол как часть речи | |||
97 | Инфинитив | |||
98 | Глаголы совершенного и несовершенного вида | |||
99 | Наклонение глаголов | |||
100 | Культура речи. Употребление глаголов в речи | |||
101 | Разноспрягаемые глаголы | |||
102 | Глаголы - синонимы. | |||
103 | Глаголы - антонимы | |||
104 | Употребление глаголов в составе фразеологизмов | |||
105 | Р.р. Роль глаголов в речи | |||
106 | Лингвистическое наблюдение | |||
107 | Р.р. Подготовка к сочинению по картине К. Ю. Юона о зиме | Сочинение по картине | ||
108 | Р.р. Написание сочинения по картине К.Ю.Юона о зиме | |||
109 | Проверяем себя | |||
110 | Контрольный диктант по теме: « Глагол» | Диктант | ||
Местоимение (28+3) | ||||
111 | Что такое местоимение | |||
112 | Что такое местоимение | |||
113 | Разряды местоимений | |||
114 | Разряды местоимений | |||
115 | План морфологического разбора местоимения | |||
116 | Проверяем себя | |||
117 | Личные местоимения | |||
118 | Личные местоимения | |||
119 | Возвратное местоимения себя | |||
120 | Возвратное местоимение себя | |||
121 | Притяжательные местоимения | |||
122 | Притяжательные местоимения | |||
123 | Проверяем себя | |||
124 | Р.р. Изложение по тексту (стр25) | изложение | ||
125 | Указательные местоимения | |||
126 | Указательные местоимения | |||
127 | Определительные местоимения | |||
128 | Определительные местоимения | |||
129 | Вопросительно-относительные местоимения | |||
130 | Вопросительно-относительные местоимения | |||
131 | Р.р. Изложение от третьего лица | изложение | ||
132 | Неопределенные местоимения | |||
133 | Неопределенные местоимения | |||
134 | Отрицательные местоимения | |||
135 | Отрицательные местоимения | |||
136 | Отрицательные местоимения | |||
137 | Культура речи. Употребление местоимений в речи | |||
138 | Местоимения в составе фразеологизмов | |||
139 | Проверочная работа по теме: «Местоимение» | Проверочная работа | ||
140 | Р.р. Работа по тексту И. Они (стр 54) | Анализ текста | ||
141 | Контрольный диктант по теме: «Местоимение». | Диктант | ||
Имя числительное (22+4) | ||||
142 | Что обозначает имя числительное | |||
143 | Отличие числительных от других частей речи | |||
144 | Р.р. Сочинение-повествование «Как проходит мой день» | Сочинение | ||
145 | Имена числительные простые, сложные, составные | |||
146 | Склонение имен числительных | |||
147 | Количественные имена числительные и их разряды | |||
148 | Количественные имена числительные и их разряды | |||
149 | Собирательные имена числительные | |||
150 | Р.р. Проверяем себя. Анализируем текст (стр 69) | Анализ текста | ||
151 | Склонение имен числительных, обозначающих целые числа. Склонение имен числительных от 1 до 4 | |||
152 | Склонение имен числительных от 5 до 20 и 30 | |||
153 | Склонение имен числительных 40, 90 и 100 | |||
154 | Склонение имен числительных от 50 до 80и от 200 до 900 | |||
155 | Склонение имен числительных тысяча, миллион, миллиард | |||
156 | Склонение дробных имен числительных | |||
157 | Склонение дробных числительных | |||
158 | Склонение собирательных имен числительных | |||
159 | Проверяем себя. | |||
160 | Самостоятельная работа по теме: « Имена числительные» | Работа по тексту, стр 86 | ||
161 | Порядковые имена числительные. | |||
162 | План морфологического разбора имени числительного | |||
163 | Культура речи. Употребление имен числительных в речи | |||
164 | Р.р. Употребление имен числительных в речи |
| ||
165 | Повторение по теме «Имя числительное» | |||
166 | Р.р. Работа с текстом « Русские колумбы» | Анализ текста | ||
167 | Контрольный диктант по теме: « Имя числительное» | Диктант | ||
Наречие (30+3) | ||||
168 | Что обозначает наречие | |||
169 | Что обозначает наречие | |||
170 | Разряды наречий по значению | |||
171 | Разряды наречий по значению | |||
172 | Местоименные наречия | |||
173 | Местоименные наречия | |||
174 | Слова категории состояния | |||
175 | Слова категории состояния | |||
176 | Проверяем себя | |||
177 | Р.р. Изложение с продолжением «Три ветки мимозы» | Изложение | ||
178 | Степени сравнения наречий | |||
179 | Степени сравнения наречий | |||
180 | Р.р. Сочинение о родном крае | Сочинение | ||
181 | План морфологического разбора наречий | |||
182 | Р.р. Анализ текста Ф.Д. Кривина « Песня жаворонка» | Анализ текста | ||
183 | Словообразование наречий | |||
184 | Словообразование наречий | |||
185 | Правописание наречий. Слитное и раздельное написание наречий | |||
186 | Правописание наречий. Слитное и раздельное написание наречий | |||
187 | Дефисное написание наречий | |||
188 | Дефисное написание наречий | |||
189 | Правописание не с наречиями на -о, -е | |||
190 | Правописание не и ни в отрицательных наречиях | |||
191 | Буквы Н и нн в наречиях на -о, -е, образованных от прилагательных | |||
192 | Буквы о, е(ё) на конце наречий после шипящих | |||
193 | Буквы О, А на конце наречий | |||
194 | Мягкий знак на конце наречий после шипящих | |||
195 | Проверяем себя | |||
196 | Культура речи. Употребление наречий в речи | |||
197 | Использование в речи наречий-синонимов | |||
198 | Предупреждение ошибок, связанных с употреблением наречий | |||
199 | Повторение по теме «Наречие» | |||
200 | Контрольный диктант по теме: « Наречие» | Диктант | ||
Повторяем изученное (8+2) | ||||
201 | Речь. Текст. Стили речи | |||
202 | Лексика и фразеология | |||
203 | Морфемика. Словообразование. Орфография | |||
204 | Р.р. Сжатое изложение по тексту (стр 192) | Изложение | ||
205 | Морфология. Орфография | |||
206 | Морфология. Орфография | |||
207 | Р.р. Годовой филологический проект « Жизнь слова» | Защита проектов | ||
208 | Итоговая контрольная работа | Контрольная работа | ||
209 | Анализ результатов выполнения контрольной работы | |||
210 | Обобщающее повторение. |
Всего 210 часов
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочие программы по математике для 5 класса, по алгебре для 8 класса. УМК А. Г. Мордкович. Рабочие программы по геометрии для 7 и 8 класса. Программа соответствует учебнику Погорелова А.В. Геометрия: Учебник для 7-9 классов средней школы.
Рабочая программа содержит пояснительную записку, содержание учебного материала, учебно - тематическое планирование , требования к математической подготовке, список рекомендованной литературы, календа...
Аннотация к рабочей программе по математике (алгебре и началам анализа), 11 класс , профильный уровень; рабочая программа по алгебре и началам анализа профильного уровня 11 класс и рабочая программа по алгебре и началам анализа базового уровня 11 класс
Аннотация к рабочей программе по МАТЕМАТИКЕ (алгебре и началам анализа) Класс: 11 .Уровень изучения учебного материала: профильный.Программа по алгебре и началам анализа для 11 класса составлена на ос...
Рабочая программа по русскому языку 5 класс Разумовская, рабочая программа по литературе 5 класс Меркин, рабочая программа по русскому языку 6 класс разумовская
рабочая программа по русскому языку по учебнику Разумовской, Львова. пояснительная записка, календарно-тематическое планирование; рабочая программа по литературе 5 класс автор Меркин. рабочая программ...
Рабочие программы класс(география)
рабочие программы 5-9 класс(2019)...
Рабочие программы класс(обществознание )
рабочие программы 6-9 класс по учебнику Боголюбова...
рабочая программа класса предшкольной подготовки
рабочая программа класса предшкольной подготовки...
Рабочая программа по Биологии за 7 класс (УМК Сонина), Рабочая программа по Биологии для реализации детского технопарка Школьный кванториум, 5-9 классы, Рабочая программа по Биохимии.
Рабочая программа по биологии составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования на основании примерной программы по биологи...