Рабочая программа "Пластилинография" - развитие мелкой моторики рук.
рабочая программа

Инна Викторовна Филатова

Пластилинография- это техника, принцип которой заключается в создании пластилином лепной картины на бумажной, картонной или иной основе, благодаря которой изображения получаются более или менее выпуклые, полуобъемные или плоскостные.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon rabochaya_programma_kruzhka.doc108.5 КБ

Предварительный просмотр:

Департамент социальной защиты труда и населения г. Москва

ГКУ ЦССВ «Сколковский»

Рабочая программа

« Пластилинография»

(внеурочная деятельность)

                                                                                                Автор:

                                                                                               Филатова И.В.

                                       

Введение

    Пластилинография- это техника, принцип которой заключается в создании пластилином лепной картины на бумажной, картонной или иной основе, благодаря которой изображения получаются более или менее выпуклые, полуобъемные или плоскостные.

    Одной из сущностных задач  образования  в развитии детей является раскрытие потенциала ребенка, его природных и специальных способностей на основе его интересов и потребностей. Специфические возможности содержания дополнительного образования детей состоит в том, что оно развивает у ребенка способность к восприятию целостной картины окружающего мира и отображению ее в своем творчестве, исследовательской, ориентационной деятельности; расширяет возможности проявления своего опыта в разных видах содержания, накопления необходимых навыков, предоставляет ему возможность выбора уровня сложности и темпа освоения способов деятельности, предоставляет возможность выбирать круг общения, отвечающий его интересам.

      К показателям результативности деятельности педагога дополнительного образования относятся; успешное освоение детьми образовательной программы, формирование у ребенка нравственно-ценностных ориентаций, формирование положительного отношения к своей деятельности и оценки ее результата, достижения воспитанников в смотрах, выставках. К показателям результативности деятельности относятся и предъявление педагогом собственных профессиональных результатов (методические разработки, персональные выставки, творческие мастерские и пр.).

     Пластилинография, в которой ребенок действует путем проб и примеривания, развивают у него мелкую моторику рук, внимание к свойствам пластилина, умение учитывать эти свойства в практических ситуациях. В дальнейшем это совершенствует зрительное восприятие и оказывает большое влияние на формирование целостного восприятия.

    Поэтому передо мной стояла задача правильно подобрать, из разработанных методик, необходимый материал способствующий, с моей точки зрения, коррекции и устранении выявленных при диагностике недостатков развития мелкой моторики, знания цвета у детей. Необходимо было учесть, чтобы темы выполнения работы сочетались с возрастными, физиологическими, умственными, нравственными возможностями детей, правильно были организованы, несли положительную и эмоциональную значимость, индивидуальный подход.

   

Пояснительная записка

       Настоящая программа предназначена для кружковой  работы с детьми и разработана на основе системно- деятельностного подхода.

        В ходе разработки использовалась тематика перспективного планирования работы.

          В основу программы положены сложившиеся представления о структуре , недоразвития мелкой моторики рук, несформированности внимания, восприятия, недоразвитие мотивационно – потребностной сферы, которая и является основой деятельности индивида.

       Занятиями по лепке начинают заниматься с детьми младшего возраста, осваивают простейшие приемы работы с пластилином: учим раскатывать, сплющивать, вытягивать. При пластилинографии учим размазывать, прилеплять, смешивать пластилин, налеплять. Эти способы помогают ребенку создавать сложные композиции и выполнять разнообразные приемы: выполнение декоративных налепов разной формы, прищипывать, сплющивать, оттягивать детали.

     Одним из самых увлекательных, интересных и любимых видов детской деятельности является лепка.

    Заниматься с детьми, имеющими проблемы в развитии достаточно сложно. Но они очень любят лепить. Обучение детей лепке всегда было одним из важных коррекционных средств и важным фактором познания окружающего. Пластилинография является важным средством в коррекции мелкой моторике рук. Важное значение приобретает цвет пластилина, как средство выразительности. Дети учатся смешивать разные цвета для получения более светлого оттенка, осваивают прием « вливания одного цвета в другой».

     Каждое занятие содержит не только практические задачи ( сплющивание, смазывание, катание колобком и т.д.), но и воспитательно-образовательные, творческие способности ребенка, умение общаться с другими людьми, развивается мелкая моторика рук.

     Пластилин – мягкий, пластичный материал, способный принимать заданную форму. Но при работе важно знать:

  1. Твердый пластилин нужно разогреть перед занятием;
  2. При работе с пластилином следует использовать как

основу не тонкие листы бумаги, а плотный картон,

чтобы не происходило ее деформации при выполнении

приемов придавливания, сплющивания во время закрепления

предмета на горизонтальной поверхности.

  1. Чтобы картинка со временем не потеряла

своей привлекательности следует основу

с предварительно нарисованным контуром

(можно использовать использованные раскраски)

или без него покрыть скотчем. Это поможет избежать

появлению жирных пятен; работать на скользкой

поверхности легче и при помощи и при помощи

стеки  проще снять, лишний пластилин, не оставляя

следов;

  1. На рабочем столе ребенка обязательно должна

быть тканевая салфетка для рук, чтобы он мог

воспользоваться ею в любое время, а после выполнения

работы сначала вытереть руки салфеткой, а затем вымыть

их водой с мылом.

Цель программы:

       - развитие ручной умелости и умственных способностей детей, разработка комплексного планирования занятий пластилинографии. Тематика занятий пластилинографии связана с тематикой ознакомления с окружающим. Для повышения эффективности коррекционно-педагогической работы.

Центральной задачей программы является развитие мелкой моторики рук;

    речи, внимания, памяти, мышления, творческих способностей.

              Работа с пластилином направлена на решение следующих задач:

  • Дать детям возможность через пластилинографию выплеснуть

отрицательные эмоции;

  • Помочь детям почувствовать себя свободным, дать возможность

удивляться, радоваться;

  • доставить детям радость от общения с пластилином;
  • Развивать глаза, пальцы, фантазию, воображение;
  • Формировать знания в изучаемой области, выработать

необходимые практические умения и навыки в работе

с пластилином;

       *    Развивать творческие способности;

        *   Воспитывать трудолюбие, аккуратность;

        *   Вовлечь детей в совместную творческую деятельность.

С целью развития ручной умелости и творческих способностей детей . Хотелось найти что-то необычное, интересное, развивающее, а главное, доступное, ведь возраст детей 7-8лет. Выбор остановила на пластилинографии, т.е. лепной картины по образцу. Использование использованных раскрасок. Или нарисованные предметы.

   Данная техника хороша тем, что она доступна детям с , позволяет быстро достичь желаемого результата и вносит определенную новизну в деятельность детей, делает её более увлекательной и интересной.

  Темы занятий тесно переплетаются с жизнью детей, с той деятельностью, которую они осуществляют на других образовательных мероприятиях( по ознакомлению с окружающим миром и природой, развитию речи и т.д.) (см. схему1).

                                                                                                                      Схема1.

   

       Интегрированные занятия более результативны, поскольку у детей возникает повышенный интерес к содержанию задач, которые решаются на них; проявляются разнообразные интересы; расширяются знания об окружающем мире.

    Интегрированное построение занятий дает ребенку возможность:

   *Реализовать познавательную активность: Материал имеет практическую направленность, опирается на имеющийся у детей жизненный опыт, помогает выделить сущность изучаемых объектов и явлений, активизирует образы и представления, имеющиеся в памяти.

  *Обогащать словарь: В процессе обыгрывания сюжета и выполнения практических действий с пластилином с детьми ведется непрерывный разговор. Такая организация деятельности стимулирует речевую активность детей, речевое подражание, формирование и активизацию словаря, понимание речи окружающих.

 *Развивать сенсорные эталоны: Сенсорное развитие занимает одно из центральных мест в работе с детьми по пластилинографии. Нетрадиционная техника рисования пластилином воспитывает тактильные и термические свойства кончиков и подушечек пальцев. Поверхность кожи на пальцах соответствуют определенным участкам коры головного мозга, в которых разделяются и дифференцируются раздражения, приходящие из близко расположенных друг от друга рецепторов кожи. Любая чувствительность путем специальной тренировки может быть повышена, причем в этом процессе основная роль принадлежит не рецепторам в мозгу.

 *Реализовать впечатления, знания, эмоциональное состояние в изобразительном творчестве.

Но главное значение занятий по пластилинографии состоит в том, что она способствует развитию тонких движений пальцев и всей руки в целом.

  • Дети развивают умелость рук, укрепляют их силу. Движения рук становятся более согласованными, а движения пальцев дифференцируются (этому способствует мышечная нагрузка на них).
  • Дети учатся самостоятельно осуществлять движения, контролируя их силу, длительность, направленность и  др.
  • Когда ребенок вдавливает различные мелкие детали в пластилин, происходит развитие пинцетного хватания, т.е. захват мелкого предмета двумя пальцами или щепотью.
  • Для работы в технике пластилинографии важно не просто развитие руки, а совместное развитие руки и глаза, координации движений обеих рук.
  • Рисуя пластилином, ребенок постепенно подготавливает руку к освоению такого сложного навыка, как письмо.

Организация занятий пластилинографии проходила в несколько этапов, отражающих деятельность педагога.

Подготовительный: Изучение авторских подходов к пластилинографии. Проведение начальной диагностики детей. Подготовка технических средств. Написание рабочей программы.

Практический: Организация и проведение занятий. Обогащение развивающей среды в группе.

Итоговый: Оформление альбома с детскими работами. Итоговая диагностика детей.

 На подготовительном этапе была проведена диагностика детей. По её результатам разработана программа рабочая программа. При её разработке отбирались наиболее интересные и доступные темы, сюжеты.

    Занятия проводились на втором практическом этапе. Они проходили 1 раз в неделю по 45 минут .

Работа по формированию навыков по пластилинографии проводилась в несколько этапов, на каждом из которых перед ребенком ставились определенные задачи.

Подготовительный: Освоить приемы надавливания, придавливания, размазывания пластилина подушечкой пальца, выработать правильную постановку пальца; овладеть приемом отщипывания маленького кусочка пластилина и скатывания шарика между пальцами; научиться работать на ограниченном пространстве.

Основной: Научиться не выходить за контур рисунка, размазывать пальцем пластилин по всему рисунку, использовать несколько цветов пластилина, смешивать пластилин, использовать вспомогательные предметы (косточки, перышки, горошки и т.д.) для придания большей выразительности работам, освоить умение пользоваться стекой, доводить дело до конца, работать на аккуратно, выполнять коллективные композиции, восстанавливать последовательность выполняемых действий, действовать по образцу и по словесному указанию учителя.

Итоговый: Научиться самостоятельно решать творческие задачи, выбирать пластилин по цвету для работы, сформировать личностное отношение к результатам своей деятельности.

Этапы работы:

  Для успешного освоения детьми техники пластилинографии очень важен подготовительный этап, когда дети знакомятся с пластилином и учатся простым приемам пластилинографии. Так, на первых занятиях они учатся надавливать подушечкой пальца на пластилиновый шарик, прикрепляя его, например, к спинке божьей коровки, шляпке мухомора или шары на елку и т.д. Затем дети осваивают, новый прием размазывание пластилина кончиком (подушечкой) пальца. При его освоении воспитателю нужно следить за тем, чтобы ребенок размазывал пластилин именно подушечкой пальца, а не царапал ногтем. Так дети изображают иголочки ежика, дождик для цветочков и т. д. , но лучше рисовать стекой. Параллельно они учатся работать на ограниченном пространстве и с пластилином нескольких цветов. На этом же этапе для усиления выразительности своих работ дети учатся пользоваться стекой.

    На основном этапе обучения дети совершенствуют технику рисования пластилином (учатся не выходить за контур рисунка, размазывать пластилин). На этом этапе дети приступают к рисованию, т.е. размазывают пластилин по всему рисунку, как будто закрашивая его. Цвет пластилина дети выбирают по образцу. На этом этапе дети учатся создавать изображения из большого количества одинаковых деталей (столбиков) (чтобы построить, например, домик для кошки, нужно заготовить много бревен). Дети учатся создавать композиции, используя разные виды изобразительной деятельности: рисование, аппликацию и пластилинографию(например, для рыбки дети сначала подготавливают основу, рисуя пластилином море, а уж затем размазывают пластилин по контуру рыбки).

Приемы, используемые в работе:

   Воспроизведение движений в воздухе. Детям предлагают показать в воздухе, как они будут раскатывать «бревнышки».

Совместные(или «пассивные»)действия. Если ребенок не сразу может выполнить какой-либо прием самостоятельно, учитель берет его за руку и вместе с ним выполняет действие.

Работа детей на общем фоне. Для этого организуется коллективная деятельность: дети на больших листах бумаги(фон) выполняют работу с общим сюжетом. Сначала на своих рабочих местах делают «заготовки», а потом подходят к фону. Пока они не освоят технику прижима к фону, он находится в горизонтальном положении, как только дети научатся прижимать к нему детали, фон  располагается вертикально. Такая последовательность действий позволяет детям менять позу во время занятия.

Стихи, загадки. Подбираются к теме занятия и помогают изображению характерных особенностей объекта.

Вопросы к детям. Должны иметь наглядную опору и соответствовать той деятельности, которую они выполняют.

Игровая мотивация. Ее создание- важный стимул развития познавательного процесса. Ее суть состоит в том, что педагог создает проблемную ситуацию и ставит перед детьми для ее разрешения проблемную задачу, наталкивая на поиск путей и средств решения, в результате чего и происходит овладение знаниями, навыками, умениями и развитие мыслительных способностей.

Игровые приемы. Помогают активизировать деятельность детей, развить познавательную активность, наблюдательность, внимание, память, мышление, творческое воображение, поддержать интерес. Игровые приемы снимают утомление, так как игра делает процесс обучения занимательным. Простое заучивание, механическое повторение нового материала неэффективно, это может только подавить усердие и радость от собственных достижений. Обучение должно стать для ребенка не только игрой, но и приятным переживанием. Известно, самый большой успех ребенок переживает в радостной и спокойной обстановке. Таким образом, игровые приемы- это способы совместного (педагог и дети) развития сюжетно-игрового замысла путем постановки игровых задач и выполнения соответствующих игровых действий, способы, направленные на обучение и развитие детей.

  Игровая задача в используемых приемах- своеобразная формулировка цели предстоящих игровых действий, например: «Поможем Мишке собрать шишки» или «Соберем для зайчика морковку». После постановки игровой задачи с учениками разыгрывается игровое действие (чтобы помочь Мишке, необходимо отправится в лес). В условиях игрового действия рождается воображаемая ситуация.

    Обучая детей пластилинографии, необходимо учитывать, что содержание игровых задач и игровых действий должно соответствовать знаниям детей об окружающем и их интересам, и их возможностям.

    В конце деятельности следует педагогическая оценка, которая является одним из важнейших приемов обучения. Оценке подлежит как результат решения учебной задачи, так и ход ее выполнения. В течение всего процесса выполнения работы надо хвалить, подбадривать каждого ребенка, а в конце занятия надо еще раз,  внимательно рассмотрев работы маленьких авторов, особо отметить их старание, вспомнить, что и зачем делали на занятии, смогли ли кому-то помочь, кого-то спасти, обрадовать и т.д.

   На третьем, итоговом этапе дети самостоятельно выполняют задания, активно перерабатывая их, опираясь на имеющий опыт и свое отношение к изображаемому( например, для разукрашивания дети самостоятельно выбирают цвет пластилина, смешивают его).

    Создание образа в воображении – наиболее трудный путь, требующий большого объема знаний и впечатлений, богатой эмоциональной гаммы душевных переживаний, умения удивляться, наблюдать. Поэтому важно пополнять внутренний потенциал детской фантазии, обогащая её новыми впечатлениями до тех пор, пока не появится ощущение избытка эмоций и желание поделиться своим состоянием с окружающими. Тогда наступает тот неповторимый миг вдохновения, когда дети в творческом порыве создают «шедевры», единственные и неповторимые. Вот почему так важно, прежде чем создать свое, как можно больше увидеть, услышать, потрогать, подумать.

    Каждое занятие сопровождается художественным словом и пальчиковыми играми. В результате дети активны, любознательны, уверены в себе, общительны со взрослыми и сверстниками.

 Ожидаемый результат: данные формы работы, развивающая  программа, учитывающая индивидуальные потребности детей , направлена на коррекцию мелкой моторики рук, на развитие сенсорных эталонов, обогащение словаря.

                     Ожидаемые результаты за 1год обучения

     

личностные

предметные

метапредметные

  • развитие умения слушать, вступать в диалог, строить высказывания
  • умение организовать рабочее место.
  • бережное отношение к инструментам, материалам.

развитие мышечно-двигательных функций руки, глазомера.

  • ознакомление с художественными терминами и понятиями.
  • овладение основами художественной грамоты
  • знание цветов и используемых материалов
  • умение передавать форму, величину изображения.
  • приобретение навыка работы в паре, группе

ЗНАНИЯ И УМЕНИЯ ДЕТЕЙ

К концу учебного года дети должны знать:        

• названия семи цветов спектра (красный, оранжевый, желтый, зеленый, голубой, синий, фиолетовый);

•элементарные правила получения новых цветов путем смешивания основных цветов (красный и синий цвета дают в смеси фиолетовый; синий и желтый —   зеленый и т. д.);

•о деятельности художника (что может изобразить художник — предметы, людей, события; с помощью каких материалов изображает художник —пластилин, стека, бумага, клеенка и пр.).

К концу учебного года учащиеся должны уметь:

• свободно работать с пластилином — без напряжения размазывать в нужных направлениях, не вращая при этом лист бумаги;

• передавать в рисунке форму, общее пространственное положение, основной цвет простых предметов;        

• правильно работать с пластилином - смешивать пластилин, размазывать по контуру, ровно закрывать ими нужную поверхность (не выходя за пределы очертаний этой поверхности);

  • устно описать изображенные на картине или иллюстрации предметы, явления (человек, дом, животное, машина, время года, время дня, погода и т. д.), действия (идут, сидят, разговаривают и т. д.); выразить свое отношение;
  • выполнять простые по композиции сюжеты                        

                         

                     Тематическое планирование занятий

Тема занятия

Дата

проведения

1

Беседа «Что такое пластилинография»

2

Воздушные шары

3

Яблочки поспели

4

Чудо плоды

5

Именины у рябины

6

Осенние листочки

7

Ёжик

8-9

Золотая рыбка(коллективная работа)

10

Осеннее дерево

11

Сова

12

Чашечки

13

 Кактус в горшочке

14

Консервированные фрукты

15

 Самолет летит

16

Живые яблочки на ветки

17

Елочка

18

Украсим платье

19

 Пингвины на льдине

20

21

Панда

Мишка косолапый

22

Домик

23

Кораблик

24

Божья коровка

25

Бабочка

26

Улитка, улитка, выпусти рожки

27

Яблоня цветет

28

Одуванчики

29

 Полевые цветы

30

Салют

31

 Весеннее дерево

32

Колобок

33

Курочка

34

Зонтик

               Учебно – методическое обеспечение программы:

  1. Давыдова Г. Н. Детский дизайн. Пластилинография.- М.: Издательство «Скрипторий 2003», 2011. – 80с.
  2. Давыдова Г.Н. Пластилинография для малышей.- «Издательство Скрипторий 2003», 2010.-80с.
  3. Давыдова Г.Н. Пластилинография. Анамалистическая живопись.-М,: Издательство « Скрипторий 2003», 2008.- 88 с.
  4. Пластилиновые фигурки животных.- М.: Эксмо; Донецк СКИФ, 2010. – 64с.: ил.- (Азбука рукоделия).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие мелкой моторики рук у детей с нарушением речевого развития

Одним из показателей и условий хорошего физического и нервно-психического развития ребёнка является развитие его руки, кисти, ручных умений или, как принято называть, мелкой пальцевой моторики.В данно...

«Развитие речи детей дошкольного возраста посредством развития мелкой моторики рук»

Игры с предметами домашнего обихода.Почему так важно для детей развитие тонкой моторики рук? Дело в том, что в головном мозге человека центры, отвечающие за речь и движения пальцев рук расположены оче...

Значение пальчиковых игр для развития мелкой моторики и речи дошкольников с задержкой психического развития.

Очень важной частью работы по развитию мелкой моторики являются "пальчиковые игры". Игры эти очень эмоциональны, увлекательны. Они способствуют развитию речи, творческой деятельности. Движения па...

Мелкая моторика детей-олигофренов. Планирование работы по развитию мелкой моторики.

Краткая характеристика мелкой моторики детей дошкольного возраста,страдающих олигофрений. Как планировать работу по развитию мелкой моторики. Образец планирования индивидульной работы....

Методическая разработка "Организация психокоррекционной работы с умственно отсталыми детьми и детьми с задержкой психического развития путем развития мелкой моторики пальцев рук на занятиях оригами

 Работа с детьми – олигофренами  и детьми с задержкой психического развития младшего школьного возраста показывает, что их обучение и воспитание должно построено специальным образом. ...

"Влияние развития мелкой моторики на формирование речевого развития у детей дошкольного возраста".

«Согласно  проведенным учеными исследованиям и наблюдениям,  стало известно, что  систематическая работа по формированию мелкой моторики будет способствовать развитию речи и мышления ре...

Рабочая программа дополнительного образования по развитию мелкой моторики «Послушные пальчики»

Программа курса “Послушные пальчики” предназначена для детей дошкольного возраста. Уровень развития мелкой моторики – один из показателей интеллектуальной готовности к обучению. Обыч...